Тедурай люди
Тью Тедурэй | |
---|---|
![]() Девушки Тедурай на фестивале Мегуая в Упи. | |
Общая численность населения | |
138 646 (перепись 2020 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( Бангсаморо , Соцсксарген ) | |
Языки | |
Родной Тедурай Также Магинданаон • Филиппинский • Английский | |
Религия | |
Преимущественно традиционная религия , меньшинства Ислам суннитского , христианство (в основном католики ) | |
Родственные этнические группы | |
Магинданаон , Лумад , Сама-Баджау , другие моро , висайцы , другие филиппинцы , малайцы другие австронезийские народы |
Тедурай , также называемый Тирурай или Тирурай, — народ Минданао коренной , Филиппины. Они говорят на языке Тирурай . Их название, возможно, произошло от слов «tew», что означает «люди», и «duray», относящихся к небольшому бамбуковому крючку и леске, используемой для рыбалки. [2]
Культура Тирурай (Тедурай) подробно изучалась в 1960-х годах антропологом Стюартом А. Шлегелем. Шлегель провел два года в качестве участника/наблюдателя среди группы, которая жила и получала поддержку от тропического леса. Он был глубоко тронут эгалитарным обществом, свидетелем которого он стал, и впоследствии написал несколько книг и статей на эту тему, в том числе « Мудрость тропического леса: духовное путешествие антрополога».
Родовая земля
[ редактировать ]Прародина Тедурая считается священной. [3] Тедурай вместе с коренным ламбангийским народом происходят из регионов Агусан, Давао и Ланао, провинции Букиднон , а также из городов Давао и Замбоанга . [2] Тедурай, Ламбианган и Манобо совместно подали заявку на признание своих исконных владений, охватывающих 289 268 гектаров земли, включая муниципалитеты Упи, Южный Упи , Ампатуан , Шариф Агуак , Дату Унсай , Дату Сауди , Гиндулунган , Талаян и Дату Синсуат в Одинсуате. Провинция Магинданао и части Эсперансы , Лебака , Багумбаяна , сенатора Ниноя Акино , Каламансига и Палимбанга в провинции Султан Кударат и города Котабато , где преимущественно проживают коренные народы. [4]
Язык
[ редактировать ]Тедураи говорят на своем одноименном родном языке Тедурай , который родственен соседним с ними языкам Блаан, Тболи и Магинданаон, при этом взаимопонимание между ними практически отсутствует или вообще отсутствует. [5] [6] Однако с течением времени, как и их соседи из Блана и Тболи, многие тедураи могут говорить и понимать магинданаон , тагальский, а также хилигайнон , кебуано и илокано , причем последние четыре были привезены и завезены этими этнолингвистическими поселенцами из тагальскоязычных провинций , Центральной Лусон , Панай , Негрос , Себу , Бохол , Сикихор и Илокандия по прибытии на родину Тедурая в начале 20-го века, которые, в свою очередь, выучили язык Тедурай после контакта с этими коренными племенами, например, в результате смешанных браков.
Религия коренных народов Тедурай
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Тулус: Великий Дух, который не был ни мужчиной, ни женщиной и создал все сущее, включая лес, то, что мы видим (например, люди), и то, что мы не можем видеть (например, духи), из грязи. Создавал и воссоздавал людей четыре раза: первый из-за несуществования людей, второй из-за проблем с рождением, третий из-за инициирования Лагеем Ленгкуосом вознесения человечества в царство Великого Духа, что привело к отсутствию людей на планете. землей, и последнее из-за другого начала восхождения человечества в небесный мир, которое имело тот же эффект: земля осталась лишенной людей. [7] Другое название Мекетефу, а также общий термин, используемый для обозначения высшего божества в каждом из слоев верхних регионов. [8]
- Минаден: создатель человечества, созданного из грязи. Создатель земли поставил посреди светового дня. Научили людей носить одежду и говорить на новых диалектах. В ее доме приветствуются живые женщины, сумевшие попасть на самый верхний уровень верхних миров. [8]
- Мекетефу: неприступный брат Минадена. Также называется Тулус. Исправлены половые органы и носы человечества. Дал одной группе людей обезьянью одежду, которая может превратить любого в обезьяну, а другой группе дал луки и стрелы. [8]
- Лидер Обезьян: также известный как Маленькая Обезьянка, он культурный герой, который отправился в Тулус, чтобы заступиться за свой народ, в результате чего его группа поднялась в верхние регионы. Двое неверующих из его группы остались на земле, но он вернулся, чтобы дать им землю и кусок железа, простирающийся от земли до неба. Эта железяка стала источником всего железа [8]
- Биаку: волшебная птица, которая изначально дала человечеству одежду и бусы. Но когда соседи напали на Тедурая, Биаку бежал. [8]
- Метиатил: замужем за героем Лагеем Ленгкуосом; [8] также известный как Метиятил Кеноган [9]
- Лагеай Ленгкуос: величайший из героев и шаман (белиян), создавший землю и леса; единственный, кто мог пройти магнитный камень по прямой между большим и малым океанами; перевернул направления, где восток стал западом, перевернул путь солнца и превратил воду в землю, а землю в воду; [8] также известный как Лагей Ленгкувос, был впечатлен красотой региона, где живет Великий Дух, и решил перевезти туда своих людей, чтобы жить с Великим Духом, оставив землю без людей. [7]
- Мателегу Ферендам: сын Лагея Ленгкуоса и Метиатиля, хотя в некоторых сказках он был рожден от ожерелья Метиатила, вместо этого Тафай Лалаван [9]
- Лагеай Себотен: бедный культурный герой в набедренной повязке, несший корзину с камотом, за которым следовала его беременная жена; совершил священное паломничество в Тулус и ожидает прибытия Тедурая, который возглавит его народ. [8]
- Мо-Сугала: отец Легея Себотена, который не последовал за своим сыном; любил охотиться со своими собаками и стал людоедом, живущим в пещере
- Сайтан: злые духи, принесенные иностранными священниками [8]
- Гуру: лидер Болболов, группы людей, которые могут превращаться в птиц или чьи духи могут летать по ночам, чтобы охотиться на людей. [8]
- Дамангиас: дух, который будет проверять праведных людей, подшучивая над ними. [9]
- Мужские белианы (шаманы)
- Женские белианы (шаманы)
- Сегоён: хранители классов природных явлений; наказывает людей за непроявление уважения и кражу своих подопечных; многие из них специализируются на классе, которым могут быть вода, деревья, травы, пещеры за водопадами, наземные пещеры, змеи, огонь, деревья нунук, олени и свиньи; [8] были также сегояны из бамбука, риса и ротанга; хранители различных аспектов природы [7]
- Сегойонг из наземных пещер: примите форму устрашающей змеи, известной как прародитель человечества; его нельзя убить, потому что он близнец первых людей, которых изгнали за грубую шутку со своим братом и сестрой [8]
- Сегоён из Свиней: забирает свою долю бабочек в лесу; боялся во время ночных охот [8]
- Сегоён из оленей: может превращать людей в оленей и людоедов; боялся во время ночных охот [8]
- Сегоён Болезни: посылает болезни людям, потому что в первые годы люди не относились к нему хорошо; говорить о нем запрещено, а в случае обращения к нему проводится специальный знак капитуляции. [8]
- Женщина в Бонгго: женщина из Бонго, которая собирает духов в стране мертвых в небе; сохраняет дух тела [8]
- Женщина за пределами Бонго: женщина за пределами Бонгго, хранящая дух пуповины [8]
- Брат Тулуса: живет в самой высокой обители в стране мертвых, где проживают те, кто погиб в бою. [8]
- Магиналао: существа из верхних регионов, которые могут помочь кому-то подняться в верхние миры, не умирая, где обычно сначала человеку помогает женщина, а затем ее брат; иногда они приходят на землю, чтобы помочь бедным и страждущим [8]
- Гигант Пропастей: первый, охраняющий пропасти между слоями верхних регионов; великан-людоед [8]
- Дух молнии и грома: дает людям советы о добре и зле, не дразнить животных и уважать старших и предков. [8]
- Дух, превращающий землю в воду: советует людям о добре и зле, не дразнить животных и уважать старших и предков. [8]
- Тот, кто навязывает истину [8]
- Одно из ораторских искусств [8]
- Поселенцы гор: в каждом из восьми слоев верхних регионов обитают восемь духов, называемых Поселенцами гор; это четверо мужчин и четыре женщины, к которым обращаются за жалостью, чтобы добраться до духа высшего ранга в слое [8]
- Дух Звезд: дух более высокого ранга, чем Поселенцы гор. [8]
- Дух пуповины: женщина рядом с божеством Мекетефу (Тулус); труднее всего вызвать жалость, поскольку когда-то люди были к ней недобры [8]
- Маланг Батунан: великан, у которого был огромный дом; не позволяйте душам ложных шаманов проходить через область Великого Духа [7]
Смертные
[ редактировать ]- Пара Потопа: после великого наводнения мальчик Тедурай и девочка Дулунган выжили и поженились; их потомки, последовавшие за своим отцом, стали тедураями, а те, кто последовали за своей матерью, стали дулунганами, которые позже были поглощены манобо. [8]
- Мамалу: предок Тедурая; старший брат и сестра, ушедшие в горы, чтобы остаться с родной верой; брат Тамбунаовея, предка Магинданао [8]
- Тамбунаовэй: предок Магинданао; ушедший младший брат остался в низинах и принял иностранную веру; брат Мамалу, предок Тедурая [8]
- Первые люди: ребенок первой пары умер, и из тела младенца выросли различные растения и известь. [8]
- Колотящая женщина: женщина, которая однажды толкла рис, ударила пестиком по небу, что опозорило небо и заставило его подняться выше. [8]
- Алагаси: гигантские люди из западных земель, которые едят людей меньшего размера. [8]
- Тиганган: гиганты, которые берут трупы и превращают их во все, что хотят съесть. [8]
- Сиринг: карлики деревьев нунук. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тедурай» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ McKinsey, Китти (10 октября 2011 г.). «Коренные жители Минданао просят УВКБ ООН помочь отстоять свои права - УВКБ ООН на Филиппинах» . УВКБ ООН . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Бенитес, Жюль Л. (3 октября 2010 г.). «Народы Тедурай и Ламбанг созывают второй съезд племен» . МиндаНьюс . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Тирурай | Этнические группы Филиппин» . www.ethnicgroupsphilippines.com . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ https://ncca.gov.ph/about-ncca-3/subcommissions/subcommission-on-cultural-communities-and-traditional-arts-sccta/central-cultural-communities/the-teduray/
- ^ Перейти обратно: а б с д Шлегель, С.А. (1999). Мудрость тропического леса: духовное путешествие антрополога. Издательство Университета Джорджии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Вуд, Г.Л. (1957). Филиппинский социологический обзор, том. 5, № 2: Тирурай. Филиппинское социологическое общество.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тенорио, Дж., Стюарт А. Шлегель, С.А. (1970). Филиппинские исследования Том. 18, нет. 2: Обычаи народа Тирурай. Афинский университет Манилы