Канканай люди
Общая численность населения | |
---|---|
466,970 [1] (перепись 2020 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Филиппины ( Административный регион Кордильеры ) | |
Языки | |
Канканай , Илокано , Тагальский | |
Религия | |
Христианство, Религия коренных народов | |
Родственные этнические группы | |
Игоротские народы |
Канканайцы — коренные народы северного Лусона , Филиппины . Они являются частью коллективной группы коренных народов Кордильер, известной как народ игорот .
Демография
[ редактировать ]Канканаи проживают в западной Горной провинции , северном Бенге , северо-восточном Ла-Унионе и юго-восточном Илокос-Сур . [2] Канканай западной горной провинции иногда называют Аплай или Аплай. Из-за отличий в культуре от канканай из Бенгета «Апплаи» были признаны отдельным племенем. [3]
В некоторых районах Филиппин можно найти немного канканай. Они составляют меньшинство на Висайских островах, особенно в Себу , Илоило и провинциях Негрос . Их также можно встретить в качестве меньшинства на Минданао , особенно в провинциях Султан Кударат в Соксксаргене и Ланао-дель-Норте на Северном Минданао . [4] [5]
Перепись 2010 года на Филиппинах насчитала 362 833 человека, назвавшего себя Канканаи, и 67 763 человека, назвавшего себя Апплаи. [6]
Предыстория
[ редактировать ]Недавние исследования ДНК показывают, что канканай, наряду с народом атаял на Тайване , скорее всего, были среди первоначальных предков народа лапита и современных полинезийцев . [7] [8] [9] Они могли бы даже отражать лучшее генетическое соответствие первоначальным австронезийским морякам, чем аборигенам Тайваня , поскольку последние находились под влиянием более поздних миграций на Тайвань, тогда как канканай, как полагают, остались изолированной реликтовой популяцией. [10]
Северный Канканай
[ редактировать ]Северные канканай или апплаи живут в Сагаде и Бесао , западной горной провинции, и составляют языковую группу. Х. Отли Бейер полагал, что они произошли от мигрирующей группы из Азии, которая высадилась на побережье Пангасинана, прежде чем перебраться в Кордильеры. Теория Бейера с тех пор была дискредитирована, и Феликс Кизинг предположил, что люди просто уклонялись от испанцев. Их наименьшая социальная единица — синба-эй , в которую входят отец, мать и дети. Синба -эй составляют дап-ай / эбган, который является подопечным. Их общество разделено на два класса: кадангьян (богатые), которые являются лидерами и наследуют свою власть через родословную или смешанные браки, и кадо (бедные). Они практикуют двустороннее родство . [11]
Северные канкана-эи верят во многие сверхъестественные верования и предзнаменования, а также в богов и духов, таких как анито (душа мертвого) и духов природы. [11]
У них также есть различные ритуалы, такие как ритуалы ухаживания, бракосочетания, смерти и погребения. Процесс ухаживания и брака у северных канкана-эй начинается с того, что мужчина посещает женщину по своему выбору и поет ( дай-анг ) или поет ей серенаду, используя авидинг (арфу), панфлейту ( див-ас ) или носовую флейту. ( калелленг ). Если родители согласны на брак, они обмениваются работой на день ( док-онг и об-оббо ), т. е. мужчина приносит поленья или связку дров в знак своей искренности, женщина работает на поле отца мужчины с женщиной. друг. Затем они проходят предварительный брачный ритуал ( пасья ) и обмениваются едой. Затем следует само свадебное торжество ( давак / байяс ), включающее сегеп (что означает войти ), пакде (жертвоприношение), бетбет (забой свиньи для предзнаменования), плейог / колай (собственно брачную церемонию), тебяг (веселье), менсупот (подарок), секат ди тавид (передача наследства) и бука / инга , окончание празднования. Супружеская пара не может расстаться после рождения ребенка, и прелюбодеяние запрещено в их обществе, поскольку считается, что оно приносит несчастья и болезни прелюбодею. [11]
Северные канкана-эи обладают богатой материальной культурой, среди которой выделяются четыре типа домов: двухэтажный иннагаманг , бинанг-иян , тинокбоб и возвышенный тинабла . Другие постройки включают зернохранилище ( агаманг ), мужской клуб ( дапай или абонг ) и женское общежитие ( эбган ). Их мужчины носят прямоугольные тканые ткани, обернутые вокруг талии, чтобы прикрыть ягодицы и пах ( обход ). Женщины носят тканые юбки местного происхождения ( пингай или тапис ), которые закрывают нижнюю часть тела от талии до колен и удерживаются толстым поясом ( мешком ). [11]
Их дом скудно обставлен: есть только банкито / токдован , по-ок (небольшой ящик для хранения риса и вина), глиняные горшки и соконг (резная чаша). Их корзины изготовлены из плетеного ротанга , бамбука или анеса и бывают разных форм и размеров. [11]
У канкана-эев есть три основных оружия: боло ( гамиг ), топор ( васай ) и копье ( балбег ), которыми они раньше убивали, но теперь служат практическим целям в их жизнедеятельности. Они также разработали инструменты для более эффективного выполнения своей работы, такие как сагад (борона), аладо ( плуг, который тянет карабао ), синован , а также санггап и кагитгит для копания. У них также есть китайские кувшины ( госи ) и медные гонги ( ганса ). [11]
Зарабатывая на жизнь, северные канкана-эй занимаются бартером и натуральной торговлей, сельским хозяйством (обычно на террасах ), выращиванием камоте/ сладкого картофеля , подсечным /подсечным земледелием, охотой, рыболовством и собирательством, ремеслами и другими кустарное производство. У них простая политическая жизнь: Дапай / абонг является центром всей политической, религиозной и социальной деятельности, причем каждый дапай обладает определенной степенью автономии. Совет старейшин, известный как Амам-а , представляет собой группу пожилых женатых мужчин, знатоков обычного права и ведущих процесс принятия решений в деревне. Они поклоняются предкам ( анитос ) и духам природы. [11]
Южный Канканай
[ редактировать ]Южные канканай — одна из этнолингвистических групп Кордильер. Они живут в горных районах Горной провинции и Бенгета , а точнее в муниципалитетах Тадиан , Бауко , Сабанган , Бакун , Кибунган и Манкаян . Это преимущественно нуклеарный семейный тип ( синбэ-эй , бума-эй или синпангабонг ), которые являются либо патри-локальными, либо матри-локальными из-за их двустороннего родства , состоящими из мужа, жены и их детей. Родственная группа южных канкана-эев состоит из группы его происхождения и, после женитьбы, его родственников по родству. Их общество разделено на два социальных класса, основанных преимущественно на владении землей: богатые ( бакнанг ) и бедные ( абитег или кодо ). Бакнанги абитеги — основные землевладельцы, которым оказывают свои услуги. Однако у манкаян канкана-эйс нет четкого различия между бакнангом и абитегом , и все они имеют равный доступ к таким ресурсам, как медные и золотые рудники. [12]
Вопреки распространенному мнению, южные канкана-эи не поклоняются идолам и изображениям. Резные изображения в их домах служат лишь декоративным целям. Они верят в существование божеств, высшим из которых является Адикаила из Небесного мира, который, по их мнению, создал все сущее. Следующими в иерархии идут Кабуньян , боги и богини Небесного мира, включая их учителей Лумавига и Кабигата . Они также верят в духов предков ( ап-апо или каккадинг ), а также в духов земли, которых они называют анито . Они очень суеверны и верят, что проведение ритуалов и церемоний помогает отпугнуть несчастья и бедствия. Некоторые из этих ритуалов - педит (приносящий удачу молодоженам), пасанг (лечение бесплодия и сонной болезни, особенно сонливости) и пакде (очищение общины от смертоносных злых духов). [12]
У южных канкана-эев долгий процесс ухаживания и заключения брака, который начинается, когда мужчина заявляет о своем намерении жениться на известной ей женщине. Далее следует сабанган , когда пара сообщает своей семье о своем желании пожениться. Мужчина предлагает дрова отцу женщины, а женщина предлагает дрова отцу мужчины. Затем родители обсуждают условия брака, в том числе выкуп за невесту, который должна заплатить семья мужчины. В день свадьбы родственники обеих сторон преподносят паре подарки, а свинью забивают, чтобы проверить ее желчь на наличие предзнаменований, которые покажут, следует ли им продолжать свадьбу. День свадьбы у южных канкана-эй является поводом для веселья и обычно длится до следующего дня. Несмотря на то, что жених и невеста состоят в браке, им не разрешается заключить брак, и они должны оставаться раздельно до тех пор, пока они не переедут в свой отдельный дом. [12]
У южных канкана-эй есть разные типы домов, среди которых бинанг-иян (коробчатое помещение на 4 столбах высотой 5 футов), апа или иналпа (временное убежище меньшего размера, чем бинган-иян ), иналтеб (имеет двускатную крышу и более короткие карнизы, позволяющие установить окна и другие проемы сбоку), аллао (временное здание, построенное в поле), ат-ато или дапа-ай (клуб или общежитие для мужчин с длинной низкой конструкцией с двускатной крышей) только с одной дверью для входа и выхода), а также эбганг или олог (эквивалент ат -ато , но для женщин). Мужчины традиционно носят набедренную повязку ( обтяжку ) вокруг талии и между ног, затягивающуюся сзади. Оба конца свободно свисают спереди и сзади, обеспечивая дополнительное укрытие. Мужчины также носят тканое одеяло в качестве верхней одежды, а иногда и повязку на голову, обычно окрашенную в красный цвет, похожий на убыль . Женщины, с другой стороны, носят тапис , юбку, обернутую вокруг и закрывающую от талии до колен, скрепленную поясом ( сумкой ) или заправленную в верхние края, обычно белого цвета, иногда темно-синего цвета. В качестве украшений и мужчины, и женщины носят ножки-бусины, серьги из меди или ракушек, а также бусы из медных монет. У них также есть татуировки, которые служат украшением тела и «одеждой». [12]
экономически заняты охотой и собирательством (их основным источником существования), выращиванием влажного риса и подстилочным Южные канкана-эи в своей повседневной деятельности земледелием, рыболовством, приручением животных, торговлей, горным делом, ткачеством и гончарным делом для удовлетворения своих потребностей. Структура руководства во многом основана на владении землей, поэтому более обеспеченные люди контролируют ресурсы сообщества. Старейшины деревни ( лалакай / дакай или амам-а ), выступающие в качестве арбитров и присяжных заседателей, обязаны урегулировать конфликты между конфликтующими членами общины, способствовать обсуждению среди жителей деревни вопросов благосостояния общины и руководить соблюдением ритуалов. Они также практикуют испытание испытанием . Местные жрецы ( мансип-ок , манбунонг и манкотом ) контролируют ритуалы, читают приметы, исцеляют больных и запоминают генеалогии. [12]
В Манкаяне широко добывается золото и медь. Рудные жилы выкапывают, а затем дробят с помощью большого плоского камня ( гай-дан ). Золото отделяют с помощью желоба с водой ( сабак и даясан ), а затем плавят в золотые лепешки. [12]
Музыкальные инструменты включают трубчатый барабан ( солибао ), латунные или медные гонги ( ганса ), еврейскую арфу ( пивпив ), носовую флейту ( калаленг ) и гитару из бамбукового дерева ( агалданг ). [12]
Чистая культура Южной Канкана-эй больше не существует из-за культурных изменений, которые изменили обычаи и традиции людей. Социо-культурные изменения во многом обусловлены сочетанием факторов, в том числе изменением системы местного самоуправления с приходом испанцев, введением христианства, системой образования, которая расширила кругозор отдельных членов сообщества, а также встречами с разные люди и образ жизни через торговлю и коммерцию. [12]
Культура
[ редактировать ]Как и большинство этнических групп, канканаи строили наклонные террасы, чтобы максимально увеличить площадь фермы на пересеченной местности. Административный район Кордильеры .
Канканаи различаются по манере одеваться. Тихое женское платье Канканай выполнено в сочетании черного, белого и красного цветов. Дизайн верхнего наряда представляет собой переплетение черного, белого и красного цветов. Юбка или тапис представляет собой сочетание полос черного, белого и красного цветов.
Жесткое женское платье канканай состоит в основном из красного и черного цветов с небольшим количеством белого, что касается юбки или таписа , которую чаще всего называют бакгет и гатэнг. [ нужны разъяснения ] . Мужчины носят тканую набедренную повязку, известную и Сагады как «убыли» у канканайцев Бесао . Дизайн лопастей может варьироваться в зависимости от социального статуса или муниципалитета.
Основные танцы Канканаи включают тайо , паттонг и балангбанг . Тайо ; — это общественный танец, который обычно исполняется на свадьбах его также могут танцевать народы ибалои , но у него другой стиль. Паттонг — это также общественный танец из Горной провинции, каждый муниципалитет которого имеет свой собственный стиль. Балангбанг — современное слово, обозначающее Паттонг . Есть также некоторые другие танцы, которые танцуют канканайцы, такие как саккутинг , пинаньюань ( свадебный танец) и боги-боги (танец ухаживания). Дома Канканай построены так же, как и другие дома Игорот, что отражает их социальный статус.
Кухня
[ редактировать ]Влажное рисоводство является основным видом экономической деятельности Северного Канканай: на некоторых полях трудились дважды в год, а на других - только один раз из-за слишком большого количества воды или ее отсутствия вообще. Существует два сорта риса, называемый топенг, который сажают в июне и июле и собирают в ноябре и декабре, и гинолот, который сажают в ноябре и декабре и собирают в июне и июле. Северные канкана-эй также выращивают камоте. Деликатесы камоте включают (1) макимпит, представляющий собой сушеный камоте, (2) боко, представляющий собой камоте, нарезанный тонкими кусочками, которые можно готовить на пару (синалопсоп) или готовить, как в, и подслащивать сахаром (инаб-абос-санг). Это хорошие заменители риса, которые можно нарезать тонкими кусочками и добавлять в рис перед приготовлением (киней), смешивая сладость во время приготовления риса. Также высажены кабачки, огурцы и другие вьющиеся лианы. Они также охотятся и ловят мелкую рыбу и угря, который в приготовленном виде является особым деликатесом. Крабов также ловят, чтобы приготовить тенгба — соус из толченого риса, смешанного с крабами, соленного и помещенного в банки для выдержки. Это обычное блюдо в каждом доме, его едят во время родов. [11]
Хотя Южный Канканай также занимается выращиванием риса, главным средством существования является охота и собирательство. Мясо диких животных, таких как олени, кабаны, циветты и ящерицы, солят и сушат на солнце, чтобы сохранить его. Дикие корни, мед и фрукты также собираются в качестве дополнения к рациону. Как и их северные аналоги, существует два сорта риса, а именно кинтоман и саранай или баяг. Кинтоман, как упоминалось ранее, более известен как красный рис из-за своего цвета. С другой стороны, саранай беловатый и мелкозернистый. Обычно вылавливается угорь (дагит или игат) и мелкая речная рыба, а также крабы и другие ракообразные. Свиньи, куры, собаки и крупный рогатый скот одомашниваются в качестве дополнительных источников пищи. Мясо собак считается деликатесом, а свиней и кур используют в основном для церемониальных мероприятий. [12]
, кровяную колбасу известную как пинунег . Жители Канканаи едят [14]
Погребальные практики
[ редактировать ]Подвешивание гробов — одна из погребальных практик народа канканай из Сагады, горная провинция . Они не изучались археологами, поэтому точный возраст гробов неизвестен, хотя считается, что им несколько столетий. Гробы размещаются под естественными выступами, либо на естественных скальных полках/расщелинах, либо на выступающих балках, вставленных в ямы, вырытые в скале. Гробы маленькие, потому что тела внутри гробов находятся в позе эмбриона. Это связано с верой в то, что люди должны покинуть мир в том же положении, в каком они в него вошли, традиция, распространенная в различных доколониальных культурах Филиппин. Гробы обычно вырезаются их будущими обитателями при жизни. [15]
Несмотря на свою популярность, подвешивание гробов не является основной погребальной практикой канканай. Оно предназначено только для выдающихся или уважаемых лидеров сообщества. Они, должно быть, при жизни совершали добрые дела, принимали мудрые решения и проводили традиционные ритуалы. Высота, на которой расположены их гробы, отражает их социальный статус. Большинство людей, похороненных в подвесных гробах, являются наиболее видными членами амам -а , совета старейшин мужского пола в традиционном дапае (общинном мужском общежитии и общественном центре деревни). Задокументирован также один случай, когда женщине была оказана честь погребения в подвесном гробу. [16]
Более распространенный погребальный обычай канканай состоит в том, что гробы засовывают в расщелины или складывают друг на друга внутри известняковых пещер. Как и в случае с подвесными гробами, местонахождение зависит от статуса усопшего, а также причины смерти. Все эти погребальные обычаи требуют особых ритуалов перед погребением, известных как сангадил . Канканай верят, что захоронение мертвых в пещерах или скалах гарантирует, что их духи ( анито ) смогут бродить вокруг и продолжать защищать живых. [17]
Северные канкана-эи чтят своих умерших, неся бдение и выполняя ритуалы санбо (подношение двух свиней и трех цыплят), байа-о (пение панихиды тремя мужчинами), менбая-о (элегия) и седей (подношение свинья). Ритуал погребения завершают дедегом (песней мертвых), а затем сыновья и внуки несут тело к месту упокоения. [11] Похоронный ритуал южных канкана-эев длится до десяти дней, когда семья чтит своих умерших, распевая панихиды и бдения и принося в жертву свинью на каждый день бдения. Через пять дней после погребения умершего участники погребения вместе купаются в реке, разделывают курицу, затем возносят молитву душе умершего. [12]
Татуировки
[ редактировать ]Древние татуировки можно найти среди мумифицированных останков различных кордильерских народов в пещерах и захоронениях с подвесными гробами на севере Лусона, причем самые старые из сохранившихся образцов относятся к 13 веку. Татуировки на мумиях часто очень индивидуализированы и покрывают руки взрослых женщин и все тело взрослых мужчин. В частности, мумия Канканаи возрастом от 700 до 900 лет по прозвищу «Апо Анно» имела татуировки, покрывающие даже подошвы ног и кончики пальцев. Узоры татуировок часто также вырезаются на гробах с мумиями. [18] Татуировки просуществовали до середины 20-го века, пока модернизация и обращение в христианство окончательно не привели к исчезновению традиций татуировки среди канканай. [19] [20]
Язык
[ редактировать ]По интонации различают твердо-(Аплодисменты) и тихо-говорящие канканайцы. Носители жесткого канканай родом из Сагады, Бесао и прилегающих частей или районов указанных муниципалитетов. Они говорят на канканай с жесткой интонацией и в некоторых словах отличаются от тихо говорящих канканай. Тихие канканайцы происходят из севера и некоторых частей Бенгета, а также из муниципалитетов Сабанган , Тадиан и Бауко в Горной провинции. На словах, например, аплай может сказать отик или бетег (свинья), а тихий канканай может сказать бусаанг или бетег также . Канканайцы также могут различаться некоторыми словами, такими как egay или aga , maid или maga . Канканайцы также говорят на языке илокано .
Религия
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Люмавиг: верховное божество; создатель вселенной и хранитель жизни [21]
- Буган: женат на Люмавиге [21]
- Банган: богиня романтики; дочь Бугана и Люмавига [21]
- Оббан: богиня воспроизводства; дочь Бугана и Люмавига [21]
- Кабигат: одно из божеств, которые контактируют с человечеством через духов, называемых Анито, и духов их предков. [21]
- Балиток: одно из божеств, которые контактируют с человечеством через духов, называемых Анито, и духов их предков. [21]
- Уиган: одно из божеств, которые контактируют с человечеством через духов, называемых Анито, и духов их предков. [21]
- Тимуган: два брата, которые взяли свои санках (лопатки) и каябанг (корзины) и вырыли яму в нижний мир, Адуонган; прерван божеством Масакеном; один из двоих согласился жениться на одной из дочерей Масакена, но они оба вернулись на землю, когда обнаружили, что жители Адуонгана были каннибалами. [22]
- Масакен: правитель подземного мира, прервавший братьев Тимуган [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Фрай, Ховард (2006). История горной провинции (переработанная ред.). Кесон-Сити, Филиппины: Издательство New Day. п. 22. ISBN 978-971-10-1161-1 .
На западной стороне живут люди Бонток. . . Провинциальный район Лепанто. . . (чье) население несколько смешанное. . . но я думаю, что это в основном канканайцы, которые также населяют северную часть Бенгета. . . (и) вся долина реки Амбураян. . .
- ^ Джефрерновас, В; Перес, Польша (2011). «Определение представительства коренных народов и Закон о правах коренных народов 1997 года». Политика идентичности в общественной сфере: возвращение институтов. ЮБК Пресс: 91.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ https://www.yodisphere.com/2022/09/Kankanaey-Tribe-Culture.html?m=1
- ^ https://web.archive.org/web/20160424192103/http://sultankudaratprovince.gov.ph/wp-content/uploads/2012/08/SEP-2010_Sultan-Kudarat-Province.pdf .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные) - Филиппины» (PDF) . Статистическое управление Филиппин . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Гиббонс, Энн (3 октября 2016 г.). « Исследование, меняющее правила игры», предполагает, что первые полинезийцы прошли весь путь из Восточной Азии» . www.sciencemag.org .
- ^ Веуле, Женель (3 октября 2016 г.). «ДНК показывает, что самые ранние предки жителей островов Тихого океана были выходцами из Азии» . Новости ABC — Наука .
- ^ Скоглунд, Понт; Пост, Козимо; Сирак, Кендра; и др. (2016). «Геномный взгляд на заселение юго-западной части Тихого океана» . Природа . 538 (7626): 510–513. Бибкод : 2016Natur.538..510S . дои : 10.1038/nature19844 . ISSN 0028-0836 . ПМК 5515717 . ПМИД 27698418 .
- ^ Мёрзебург, Александр; Пагани, Лука; Рико, Франсуа-Ксавье; и др. (2016). «Многослойная структура населения островов Юго-Восточной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 24 (11): 1605–1611. дои : 10.1038/ejhg.2016.60 . ПМК 5045871 . ПМИД 27302840 . S2CID 2682757 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сумег-анг, Арсенио (2005). «7 Северных Канкана-эй». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 136–155. ISBN 9789711011093 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сумег-анг, Арсенио (2005). «8 Южных Канкана-эй». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 156–175. ISBN 9789711011093 .
- ^ Марке, Антуан-Альфред (1887). Лусон и Палауан, шесть лет путешествия по Филиппинам . Париж: Библиотека Hachette. стр. 153–155.
- ^ «Ест в Багио: зайдите в этот ресторан, чтобы почувствовать вкус крови» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Панчал, Дженни Х.; Чимасио, Мария Беатрис (2016). «Культурный шок – исследование внутренних туристов в Сагаде, Филиппины» (PDF) . 4-я междисциплинарная конференция по исследованиям в области туризма : 334–338.
- ^ Комила, Фелипе С. (2007). «Исчезающий Дап-ай: справиться с переменами в Сагаде». В Аркизе, Ясмин Д. (ред.). Путь к расширению прав и возможностей: усиление Закона о правах коренных народов (PDF) . Том. 2: Забота о земле, забота о жизни. Международная организация труда. стр. 1–16.
- ^ Макатулад, Дж.Б.; Макатулад, Рене (5 февраля 2015 г.). «Висячие гробы долины Эхо, Сагада, Горная провинция» . Полетит за едой . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Сальвадор-Аморес, Аналин (2012). «Реконтекстуализация бурика (традиционных татуировок) кабаянских мумий в Бенге в современной практике» . Гуманитарные науки Дилиман . 9 (1): 74–94.
- ^ Сальвадор-Аморес, Аналин. «Бурик: Татуировки мумий Ибалой из Бенгета, Северный Лусон, Филиппины». Древние чернила: археология татуировки. Университет Вашингтона Пресс, Сиэтл, Вашингтон: 37–55.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сальвадор-Аморес, Аналин (июнь 2011 г.). «Баток (традиционные татуировки) в диаспоре: новое изобретение глобально опосредованной идентичности Калинга». Исследования Юго-Восточной Азии . 19 (2): 293–318. дои : 10.5367/sear.2011.0045 . S2CID 146925862 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джокано, Флорида (1969). Филиппинская мифология. Кесон-Сити: Издательство Capitol Publishing House Inc.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, LL (1947). Жизнь и легенды апаяо. Бауджо Город: Частный.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с людьми канканай, на Викискладе?