Jump to content

Похоронные практики и погребальные обычаи на Филиппинах

Похоронная процессия на Филиппинах, 2009 г.

В доиспанский период первые филиппинцы верили в концепцию жизни после смерти. [1] Эта вера, возникшая из почитания коренных народов и подкрепленная прочными семейными и общественными отношениями внутри племен, побудила филиппинцев создать погребальные обычаи, чтобы почтить память умерших посредством молитв и ритуалов. Из-за различий в культурах разных регионов Филиппин возникло множество различных практик захоронения. Например, манобо хоронили своих мертвецов на деревьях, ифугао сажали труп на чари, прежде чем его приносили в пещеру и хоронили в другом месте. [2] Наиболее распространенными формами традиционных захоронений являются лежачие ямы, глиняные кувшины и бревенчатые гробы, которые вызывают интерес филиппинских археологов с начала 20 века.

Современные филиппинцы сохранили веру в жизнь после смерти от своих предков, но в целом исповедуют западные религии, такие как католицизм. Самая известная современная практика почитания умерших — это поминки и последующий траур. [3] Современные традиции отражают ценности коренных народов, а также влияние испанцев, американцев и китайцев Филиппин.

Типы коренных филиппинских захоронений

[ редактировать ]

На островах обнаружено множество местных филиппинских методов захоронения. Каждый погребальный обычай был разным и зависел от семьи и региона, в котором они находились. Некоторые типы захоронений были более заметными в определенных местах, чем другие. Среди множества процессов сохранения и погребальных обычаев наиболее распространенными были мумификация, закрытые захоронения и бревенчатые гробы.

Мумификация

[ редактировать ]

Мумификацию приписывают сохранению умерших и обычаям. Во многих регионах выставление тел в своих домах является формой почитания их в загробной жизни, и это делается в таких местах, как Кабаян, Бенгет, где тела сохраняются посредством процессов обезвоживания и курения. [ нужна ссылка ] Мумификация на Филиппинах почти всегда происходит в результате преднамеренной консервации, созданной руками человека. Теплый и влажный климат островов не благоприятствует естественным процессам мумификации, в результате чего мумии, встречающиеся в природе, очень редки.

Закрытые захоронения и погребения в бревенчатых гробах

[ редактировать ]

К закрытым захоронениям чаще всего относятся различные типы захоронений в кувшинах. Различают три типа: первичные, вторичные и множественные кувшинные захоронения. [4] Эти же три категории существуют и для погребений в бревенчатых гробах. Первичное захоронение – это полное захоронение трупа. [4] Вторичное захоронение предполагает удаление трупа из первоначального места захоронения и помещение его в другую могилу или склеп. [4] Множественные захоронения означают, что кости разных скелетов помещаются в одну могилу. [4] Погребения в кувшине также могут иметь антропоморфные черты, обозначающие человека, который умер, а затем был помещен в кувшин. [4] Эти особенности могут дать подсказку о поле и возрасте трупа.

Филиппинские христианские и мусульманские обычаи захоронения

[ редактировать ]

Поминки, похороны и траур

[ редактировать ]

После смерти филиппинского умершего семья умершего часто предпочитает почтить память человека религиозным ритуалом захоронения. филиппинские католики , [5] например тагальский [6] Католики обычно проводят поминки, известные как ламай или паглаламай , бдение , которое обычно длится от трех до семи ночей. [5] [7] а иногда может длиться дольше положенного времени, если семья скорбящего ждет родственника, приехавшего издалека. За это время очищенные и забальзамированные [6] труп помещают в гроб и выставляют в доме умершего [5] или похоронное бюро . [7] Гроб традиционно окружен погребальными огнями, книгой регистрации гостей , ящиком для пожертвований и цветами. [8] В бдении принимают участие члены семьи, родственники и знакомые.

Помимо выражения соболезнований , скорбящие и посетители делают финансовые пожертвования ( абулой ), чтобы помочь покрыть расходы на похороны и погребение. Еду и напитки обычно подают скорбящим во время ночного бдения. [7] и типичные действия, проводимые за пределами места бдения или рядом с ним, включают беседу, пение, игру на гитаре, [9] [ нужен лучший источник ] и азартные игры – например, карточные игры [6] – чтобы не дать скорбящим уснуть. [6] [8] [ нужен лучший источник ]

В день похорон гроб обычно загружают в катафалк или несут члены семьи, родственники или друзья в процессии к церкви , а затем и к кладбищу . [5] Другие скорбящие следуют за катафалком во время похоронного марша . Католические похороны включают в себя служение мессы, а протестантские похороны включают пение гимнов и чтение молитв священником. [8]

Традиционный цвет, который носят на поминальных службах и погребениях, — черный, за исключением китайских филиппинцев и илоканцев , которые обычно носят белое. Если носят белую одежду, на левой груди принято носить небольшую прямоугольную черную траурную булавку. [8] На некоторых похоронах мужчины носят тагальский баронг и черные брюки с черной повязкой на руке, поскольку это официальная одежда; другие традиционно приемлемые цвета включают оттенки белого. Женщины часто одеваются либо в черное, либо в белое, а в более консервативных традициях добавляются вуали и повязки на голову, подходящие к их платьям.

После погребения скорбящие возносят молитвы, например, чтение четок. [5] для умерших каждый вечер в течение девяти дней существует обычай, называемый пасиям или пагсисиям (буквально «то, что делается в течение девяти дней»). Этот период новены часто заканчивается службой, за которой следует официальная трапеза в кругу семьи и близких друзей. Обычай основан на доколониальной народной вере в то, что душа усопшего попадает в духовный мир на девятый день после смерти. За этим следует еще одна месса на сороковой день после смерти, чтобы отметить вакси Христа , или годовщину смерти, когда, как полагают, душа заканчивает свое земное странствие и возносится в загробную жизнь, напоминая период времени между Воскресением и Вознесением . Период скорби длится один год, когда в первую годовщину смерти проводится еще одна служба, называемая бабанг лукша (букв. «Снятие траура»). [5] [8]

Филиппинские мусульмане не практикуют поминки, как христиане; их религиозные обычаи предписывают хоронить умерших через 24 часа после смерти. Этот обычай восходит к тем временам, когда распространение болезней было серьезным риском. Мусульманам было предложено похоронить труп как можно скорее по санитарным соображениям, например, чтобы избежать болезней, которые могли исходить от тела. [10] Однако периоды захоронения и траура в разных религиях одинаковы. Оба следуют традициям носить черную одежду и молиться над умершим во время похорон. Кроме того, у обоих есть обычай отмечать сороковой день после смерти. Мусульмане не участвуют в пасияме или пагсисияме и не проводят службу в годовщину смерти, но часто носят черную одежду в течение всего сорокадневного периода траура.

Для посетителей социально приемлемо задавать скорбящим вопросы, которые в других культурах считаются деликатными. К ним относятся то, как умер умерший, пострадал ли он или она, а также стоимость госпитализации или лечения. Такие личные вопросы призваны выразить искреннюю привязанность и заботу об умершем и скорбящем. [5] Люди обычно проводят мессы , новены и молитвы за умершего и его семью. [8]

Праздники, ориентированные на смерть

[ редактировать ]

Хэллоуин празднуют филиппинцы независимо от религиозного происхождения, в то время как филиппинцы-католики и аглипайцы отдают дань уважения предкам в День всех святых и День поминовения душ , празднование длится с 31 октября по 2 ноября. Люди собираются на кладбищах, чтобы очистить и украсить семейную могилу уже в канун Дня всех святых, чтобы вознести умершим молитвы, свечи, цветы, а иногда и еду. Чаще всего скорбящие ночуют на могилах, едят и веселятся, чтобы скоротать время и составить компанию умершим. [6] отражающие коренные и современные традиции почитания предков. Популярное развлечение детей во время бдений — собирать воск из расплавленных свечей, чтобы поиграть с ним или продать свечникам . [5] [8]

Частично из-за внешнего влияния колониальных периодов Филиппин, праздники, ориентированные на смерть, и связанные с ними традиции аналогичны праздникам Испании, Соединенных Штатов Америки и Мексики. В частности, очень похож по своему культурному смыслу и празднованию латиноамериканский праздник Dia de Los Muertos , или «День мертвых».

Региональные обычаи

[ редактировать ]
Гроб дворянина Игорота с его коронами и другими украшениями (ок. 1900 г.)

Апайао , также известные как иснеги или иснаги , в административном районе Кордильеры заворачивают умершего в циновку ( икамен ), а затем переносят его на плечи непосредственным членам семьи мужского пола. [11] В гроб кладут предметы, чтобы помочь умершему на протяжении всего пути. Например, в гроб ставят кувшин ( баси ), чтобы утолить жажду умершего. Другой пример: внутрь также кладут копье и щит, чтобы помочь ему / ей защитить себя от врагов во время путешествия. Затем гроб опускают либо на кухню дома их семьи, либо на место захоронения, принадлежащее его/ее семье. [12]

В течение восьми дней подряд коренные жители Бенгета завязывают мертвым глаза, а затем кладут их на стул, расположенный рядом с главным входом в их дом. Руки и ноги связаны вместе в положении сидя. [13] собой распевное Накануне похорон старейшинами совершается бангильский обряд, представляющий биографии умершего повествование . Во время погребения усопшего направляют к небу, ударяя бамбуковыми палками друг о друга. [14]

Умершего хоронят вертикально в выдолбленном дереве, которое заранее выбирают сами. Иногда человека также помещают в саркофаг на стволе дерева, если он имеет более высокий социальный статус. [15]

Жители Ифугао практикуют богва , то есть практику эксгумации костей умершего, их очистки и упаковки, а затем возвращения в могилу. [16]

Тагальский

[ редактировать ]

До испанской колонизации и появления католиков у тагальцев существовало множество методов захоронения. В сельской местности Кавите деревья используются в качестве мест захоронений. Умирающий заранее выбирает дерево, поэтому, когда он или она смертельно заболевает или, очевидно, умирает от старости, рядом с указанным деревом строят хижину. [17] Затем труп умершего зарывают вертикально внутри выдолбленного ствола дерева. До колонизации статуя, известная как лиха, также была погребена вместе с мертвыми внутри ствола дерева. В Муланае, Кесоне и близлежащих районах мертвые погребены в известняковых саркофагах вместе со статуей лиха . Однако эта практика исчезла в 16 веке из-за испанской колонизации. В Калатагане, Батангасе и близлежащих районах мертвых хоронят под землей вместе со лиха статуями . Статуи размером 6–12 дюймов представляют собой персонифицированные изображения анитос . Статуи Лиха не ограничиваются погребальными практиками, поскольку они также используются дома, в молитвах, сельском хозяйстве, медицине, путешествиях и других целях. [7]

У филиппинцев в Илокосе есть традиции похорон и погребения, известные как помпон или «обряды погребения». [6] Жена умершего сама надевает на тело специально подобранную одежду и после этого кладет в гроб в центре дома. [11] Затем перед домом зажигают полено и сжигают его в течение всего поминания, а завершают это тем, что все члены семьи моют волосы специальным шампунем. [18]

Его/ее вторая половинка готовит умершего к поминкам, известным в Илокано как багонгон . Обычно только жена одевает труп , полагая, что дух умершего может передавать сообщения через нее. Существует множество обычаев и верований, таких как установка гроба, зажигание перед домом деревянного бревна, называемого «атонг», пение во время плача ( навоз) , чтобы оказать почтение умершему и обеспечить безопасность. путешествие в рай. Во время поминок близким родственникам умершего не разрешается работать, готовить еду и носить тяжелые предметы. Церемониальная одежда скорбящих на всенощном бдении — черная одежда, а их головы и плечи покрыты черной вуалью, называемой манто . Манто специально носят близкие родственники умершего, чтобы обозначить свою

Похороны
[ редактировать ]

Окна закрываются перед тем, как гроб выйдет из дома, с особой осторожностью, чтобы гроб не коснулся какой-либо части дома. Это делается для того, чтобы дух умершего не слонялся и не приносил несчастья в дом; для некоторых филиппинцев удар гроба о какой-либо предмет во время похорон означает, что вскоре умрет еще один человек. [7] Одежду и вещи, принадлежавшие умершему, сжигают и бросают в реку. После отпевания члены семьи моют волосы шампунем из сожженных рисовых стеблей, воды и баси , называемым «гулгол», чтобы удалить влияние духа умершего. рисовые лепешки и баси . После каждого молитвенного сеанса участникам предлагаются [6] На девятую ночь семья устраивает пир после молитвы новенны. [6] и делает это снова после вознесения молитв в первую годовщину смерти . [6] [19]

Илонгота хоронят в сидячем положении, а если женщине, то ей привязывают руки к ногам, чтобы ее «призрак» не бродил. [7] Жена умершего сама надевает на тело специально подобранную одежду и после этого кладет в гроб в центре дома. Затем перед домом зажигают полено и сжигают его в течение всего поминания, а завершают это тем, что все члены семьи моют волосы специальным шампунем.

У итнегов Абры есть обычай хоронить умерших под своими домами. [7]

Палавеньо

[ редактировать ]
Эскиз антропоморфного кувшина из Майтума в провинции Саранггани на Минданао.

Одним из древних обычаев хоронения умерших на Филиппинах является использование погребальных кувшинов, известных как кувшины Манунггул . Эти древние керамические изделия были найдены в пещере Манунггул на острове Палаван . Характерной чертой кувшинов для умерших является наличие антропоморфных человеческих фигур на крышках . Эти фигуры олицетворяют души , едущие на лодке за умершими и направляющиеся к своему святилищу в загробной жизни . Эти контейнеры датируются периодом с 710 по 890 год до нашей эры. Есть также фигуры лодочников , управляющих веслами , с повязками на голове и челюстями и людей со сложенными на груди руками. Последнее представляет собой метод расположения останков умерших. [20] [21]

Другие подобные антропоморфные кувшины были также найдены в Пиноле (также пишется как Пиньоль ), Майтум , в провинции Саранггани острова Минданао . Эти погребальные кувшины датируются эпохой металла . [20] [21]

Помимо этих кувшинов, археологические раскопки 1965 года, проведенные Робертом Фоксом на острове Ланген в Эль-Нидо, Палаван, обнаружили, что пещера, известная как пещера Лета-лета, была местом захоронения , относящимся к периоду позднего неолита . [20] [21]

Канканай

[ редактировать ]

Более распространенный обычай погребения народа канканай в Сагаде, горная провинция, заключается в том, что гробы засовывают в расщелины или складывают друг на друга внутри известняковых пещер. Местоположение зависит от статуса умершего, а также причины смерти. Гробы маленькие, потому что тело внутри гробов находится в позе эмбриона. Это связано с верой в то, что люди должны покинуть мир в том же положении, в каком они в него вошли, традиция, распространенная в различных доколониальных культурах Филиппин. Гробы обычно вырезаны их будущими обитателями, когда они были еще живы. [22]

Висящие гробы в Сагаде, горная провинция на Филиппинах.

Канканаи также практикуют захоронение своих умерших в подвесных гробах - обычай, уникальный для Сагада Канканаи на Филиппинах. В этой практике гробы размещаются под естественными выступами, либо на естественных скальных полках/расщелинах, либо на выступающих балках, вставленных в ямы, вырытые в скале. [23]

Подвесные гробы предназначены для выдающихся или почетных лидеров общины. Они, должно быть, при жизни совершали добрые дела, принимали мудрые решения и проводили традиционные ритуалы. Высота, на которой установлены их гробы, отражала их социальный статус. Большинство людей, похороненных в подвесных гробах, являются наиболее видными членами амам , совета старейшин-мужчин в традиционном дапае . Также известен один задокументированный случай, когда женщине была оказана честь погребения в подвесном гробу. [24]

Все эти погребальные обычаи требуют особых ритуалов перед погребением, известных как сангадил . Канканай верят, что захоронение мертвых в пещерах или скалах гарантирует, что их духи ( анито ) смогут бродить вокруг и продолжать защищать живых. [22]

Тингвиан

[ редактировать ]

В течение многих недель тингвинцы одевают труп в лучшие одежды, сажают его на стул, а иногда помещают между губами умершего зажженный источник табака. [7]

Висайские острова

[ редактировать ]

В Висайские острова входят шесть крупных островов, а именно: Панай , Негрос , Себу , Бохол , Самар и Лейте . На островах проживают разные этнические группы, и их традиции имеют сходства и различия.

Древние практики Висайских островов

[ редактировать ]

Пагули это ритуал, который проводился, когда все попытки исцелить умирающего терпели неудачу, в попытке вернуть ушедшую душу. Кокосовую скорлупу с водой клали на живот умирающего и вращали под пение: «Вернись, душа, вернись», как заметил Франсиско Игнасио Альчина в 1668 году. В случае дату некоторые рабы могли быть принесены в жертву умилостивить духов предков. [25]

Труп был помазан, ухожен, окутан золотом и драгоценностями. Умершего одевали в золото, чтобы обеспечить ему готовность принять его в загробной жизни, а золото клали в рот и между слоями многочисленных одеял, покрывавших тело. [25] [26]

Висайские гробы, называемые лонгонами, делались из твердой древесины, сделанной из цельного ствола дерева, который был снабжен крышкой, вырезанной из того же дерева и запечатанной смолой. [25] Выдающихся и влиятельных людей могли хоронить в гробу с декоративной резьбой, причем резьба часто выполнялась самим будущим обитателем. [25] Бедных висайцев хоронили завернутыми в банановые листья или в простые гробы, сделанные из тонких досок или бамбука. [26]

В гроб помещали труп, все полости тела которого были заполнены соком бетеля . [25] [26] наряду с нарядами и семейными реликвиями. Тарелки и блюдца могли располагаться под головой, как подушка, или над лицом и грудью, в некоторых местах трупы могли быть украшены масками или мундштуками из золота. [25] [26] Умерших младенцев, новорожденных или абортированных младенцев хоронили в кувшинах или кувшинах, даже в китайском фарфоре. [25]

Места захоронений на Висайских островах значительно различались. [25] Некоторые кладбища находились за пределами деревень, вырытыми в берегах рек или на берегу моря. Пещеры или небольшие острова будут использоваться, если таковые имеются. Духовные лидеры и члены класса дату не хоронились на общественных кладбищах, а хоронились под своими домами или, в случае бабайлана , подвергались воздействию стихий, свисающих с ветвей дерева балете . [25]

Поминки продолжались до тех пор, пока семья скорбящего могла предложить гостям еду и напитки. [25] [26] Профессиональные скорбящие, обычно пожилые женщины, пели погребальные песни, чтобы подчеркнуть горе выживших, и восхваляли качества умерших. [25] [26] Панегирики считались формой поклонения предкам, поскольку они были адресованы непосредственно умершим и включали в себя молитвы-прошения. [25]

Вдовы и вдовцы соблюдали трехдневный пост и молчание, при этом не мылись и не причесывались, а в особый знак скорби могли даже брить волосы и брови. [25] [26] Они воздерживались от употребления приготовленной пищи до окончания траура. [25] В случае смерти дату, его жен или детей: община подвергалась строгому трауру, называемому пумарав. [25] где никому не разрешалось носить цветную одежду, лазить по кокосовым пальмам или ловить рыбу в определенных ручьях; Копья нужно было носить острием вниз, а лезвием вверх. [25] [26] Должно было соблюдаться скорбное молчание, а семьи могли быть порабощены в качестве наказания за нарушение траурного запрета. [25]

Похоронные традиции кебуанцев также включают девятидневное чтение четок , литании , новены и латинских молитв после захоронения, а также пение Пахулайнг Дайон или «Вечный покой» (также известный как « Гозос для мертвых»). У кебуанцев также есть суеверные поверья, связанные с похоронами, которые включают в себя: помещение погребальной милостыни или лимузинов в контейнер, воздержание от подметания пола в доме умершего (отходы собираются вручную, а не подметаются метлами ; это суеверие существует и у других филиппинцев). [6] ), никакого купания и расчесывания волос со стороны родственников (в это верят и другие филиппинцы), [6] помещение в гроб при погребении изношенных траурных булавок, предотвращение попадания слез на стеклянную пластину гроба (чтобы душа усопшего могла путешествовать спокойно ) , помещение птенца на гроб человека, умершего вследствие проступок (чтобы ускорить правосудие в отношении умершей жертвы), ношение черной или белой одежды во время погребения (за исключением ребенка, одетого в одежду красного цвета, чтобы не дать увидеть призрак умершего родственника) [7] [27] ), призывая родственников пройти под гробом, прежде чем его погрузят в похоронный катафалк (чтобы помочь выжившим родственникам продолжать свою жизнь), провожая мертвых к церкви и кладбищу (известный как хатод , или «несущий ушедшие к месту назначения» пешком), потребляющие пищу только на кладбище после погребения и проходящие сквозь дым еще на кладбище или у ворот кладбища (чтобы выпутать души умерших из тел живых ). [27]

Запереть

[ редактировать ]

Веселье, пение и чтение стихов являются составляющими похорон в Илоило . Азартные игры также разрешены, поскольку взносы в азартные игры помогают покрыть расходы, связанные с захоронением умерших. [7]

Для жителей Лейте, Самара и Билирана практика аналогична практике в Себуано и Илонгго. Подобная палина практикуется под названием тобас или калипаян. [28] [ нужен лучший источник ] который состоит из воды и некоторых листьев разных растений, компоненты которого известны только тем, кто умеет их создавать.

Минданао

[ редактировать ]

Минданао, второй по величине остров Филиппин , состоит из нескольких этнических племен, находящихся под влиянием исламской культуры. В его состав входят АРММ, Карага , Давао , Северный Минданао , Соксксарген и полуостров Замбоанга , отмечающие на карте 8 градусов северной широты и 125 градусов восточной долготы.

Они были

[ редактировать ]

Т'боли Племя процветает недалеко от озера Себу и имеет интересную философию смерти и жизни. Они верили, что смерть наступает, если его/ее дух навсегда покидает тело злым духом Бусао . [29] Поэтому их погребальный обычай начинается с возложения трупа на гроб в форме лодки, который будет отмечаться от недели до пяти месяцев (а для уважаемых людей типа дату даже года ). Племя часто устраивает поминальные праздники в позитивной атмосфере. Это тело вместе с деревянной лодкой будет сожжено в конце долгого пути, где жидкий экстракт из сгоревшей древесины будет собран для употребления в пищу. Племя верит, что хорошие качества умерших передаются через этот жидкий экстракт.

Мамануас

[ редактировать ]

У этого племени, населяющего Суригао-дель-Норте, есть обычаи, которые боятся духа мертвых. Сообщество племени перемещало свои поселения в случае смерти, поскольку верило, что дух умершего вернется, чтобы отомстить. Поэтому труп хоронят как можно ближе к его смерти. Для этого используются листья, циновка и гроб, которым укрывают тело в положении сидя или стоя. Как и обычное захоронение, этот гроб закапывают в землю или иногда выставляют на помосте для людей, занимающих высокие посты в своем сообществе. Община оплакивает и молится за умерших около 9 дней. [29]

Будьте готовы

[ редактировать ]

Народ Таусуг , в основном населяющий Сулу , в основном мусульмане, поэтому набор погребальных обычаев у них сложился под сильным влиянием их религии. Процесс погребения состоит из четырех этапов: сутчихун (очистка тела), сапутан (обертывание тела), самбаянганун (обязательная молитва) и хикубул (погребение). В могиле создается полость глубиной от 6 до 9 футов в направлении с севера на юг, над которой религиозный человек будет молиться за мирное упокоение мертвых. После этого могилу закроют с помощью динг-динг-хали (что означает «стена покоя»), сделанного из огромной плоской плиты. [29]

Манобо оккупировали внутренние районы, которые сегодня находятся в пределах Давао . Первоначально труп либо заворачивали в циновку и бамбуковые рейки, чтобы повесить на дереве, либо клали мертвого на возвышенность (например, платформу) рядом с деревьями. Считалось, что помещение тела на возвышенность поможет душе умершего достичь небес. Однако после того, как американцы в 20 веке ввели систему плантаций Абаки , обычай изменился и стал хоронить труп под домом. Из-за плантации стало невозможно просто съехать со своих мест, как это делали раньше. Ата-Манобо, населяющие лесные массивы Давао, имеют уникальное суеверие в обучении Антука. [29] (загадки), кроме обряда поминок, принесут несчастье. Таким образом, в соответствии с радостным обычаем поминок Ата-манобо близкие люди умершего собираются и сидят вокруг трупа (в лежачем положении) и болтают, рассказывают истории, поют, танцуют, играют на инструментах и ​​многое другое, чтобы поднять атмосферу горя.

Подобно Манобо, племя Баджао также проводит религиозные обряды по захоронению умерших. Сначала тело умершего будет помещено в центр Умбо (плавучей хижины), где оно будет уложено параллельно боковой стене. Подготовка к самому погребению происходит во время поминок; сначала будет принесена еда в знак почтения и спета Песнь Мертвых. Во-вторых, повязки для трупа разрезаются и промываются в воде, пока имам (религиозный человек) очищает тело. В-третьих, будет одет и украшен мертвец, который позже расположится лежа на полу. Затем имам наконец молится за умершего, прежде чем повязка полностью покроет труп. Затем батик по всему кокону будет разложен (украшение). Завершив эту церемонию в течение дня, Имам, наконец, молится в четырех углах места захоронения, затем кладет Сундок (продолговатый камень, который, как полагают, содержит дух) возле головы мертвого). [29]

развитие на Минданао

[ редактировать ]

У народа субану процедура захоронения была разной в зависимости от причин смерти. По простой причине (умирание по причине возраста) тело было помещено на кладбище для простых семей. Однако, если по особой причине (например, заражение или болезнь), Балиан или шаман вызываются, чтобы вознести к умершим травы и молитвы для изгнания злых духов. После этого они готовились к поминкам, слепив из ствола дерева гроб. Иногда тела просто кладут в пустую пещеру или под дом, чтобы бродячие собаки не раскапывали кладбище. У Субану есть уникальный обычай ставить рядом с трупом китайские кувшины с подношениями или едой, чтобы путешествие мертвого в загробную жизнь было успешным. Для особо уважаемых членов общины два человека (один из которых Балиан) поют Гелой (погребальную песню) во время Гукаса (ритуальной церемонии для особых людей). Как и месса, эта ритуальная церемония сопровождается едой и вином под названием Пангаси, предлагаемыми умершим. [29]

Племя Б'лаан , вероятно, является самым популярным обитателем горных провинций Минданао из-за висячих гробов Сагады . [30] Еще до влияния христианства старцы боялись быть похороненными на земле, так как хотели в загробной жизни попасть на небеса. Из любви и заботы семья вешала гробы на стену пещеры (например, пещеры Лумян ). Однако такая процедура захоронения была похожа на другие рыбацкие общины, такие как Бантон из Ромблона. Еще одной уникальной особенностью этого доколониального погребального обычая является традиция вставлять кувшины в гроб. Это было похоже на кувшин Манунггул, обнаруженный в пещере Табон на Палаване , что делает этот обычай существовавшим еще до доколониальной эпохи. Для народа Б'лаан деревья служили зоной окончательного покоя, что также является уникальным образцом для большинства погребальных обычаев племен Минданао.

Жители Давао в основном известны тем, что помещают предметы в гроб человека, например, вырезают четки и кладут их в руки умершего, а также кладут цыпленка в гроб во время поминок. [31] У народа Давао также есть другие суеверия, такие как предотвращение попадания капель слез на гроб, разбивание тарелок перед тем, как вынести гроб из любого здания, заставление детей ходить под гробом перед тем, как его поместят в катафалк, и курение ног, когда гроб покидают захоронение. земля от сжигания засохших листьев. [32]

Влияющие практики

[ редактировать ]

Испанское влияние

[ редактировать ]

Коренные филиппинцы сформировали свою собственную религию задолго до того, как испанцы прибыли на их берега. Наряду с этими религиями существуют соответствующие погребальные практики, сопровождающие такие религии. Учитывая, что испанская оккупация Филиппин длилась почти четыреста лет, не было бы опрометчивым предположением, что католицизм должен был получить широкое распространение или стать основной религией для всей нации. Однако этот вывод будет весьма проблематичным, поскольку он весьма далек от реальной истины. Коренные филиппинские племена, несмотря на испанскую оккупацию, продолжали придерживаться своей религии и, следовательно, своих традиционных методов захоронения. Однако испанское влияние сильно повлияло на религиозные традиции и обычаи в окрестностях крупных торговых городов и столицы. Эти влияния включают расположение захоронений, положение тела и украшение погребального инвентаря.

Доиспанские филиппинцы высоко ценили свои права на похороны, поскольку большинство племен считали, что, если процесс похорон не будет проведен должным образом, мертвые вернутся на землю живых. [33] Испанцы также с большим уважением относились к заботе об умерших, хотя и не по тем же причинам, что и коренные филиппинцы. Тем не менее, это сходство послужило отправной точкой, точкой опоры как таковой для постепенного внедрения католической культуры в погребальную практику коренных филиппинцев. Одной из областей, в которой испанское правительство немедленно приняло меры, был запрет практики кремации. Это произошло из-за того, что «кремация была запрещена Католической церковью, поскольку это противоречит вере в то, что мертвые будут воскрешены вторым пришествием Христа, которое требовало, чтобы тело было нетронутым». [33] Однако эта идея воскрешения не была воспринята филиппинцами в то время хорошо, и в результате испанцы заручились помощью иезуитов, чтобы попытаться обратить филиппинцев в католицизм. Это сопровождалось тем, что обращения приходилось дополнять заверениями, что это воскресение ни в коем случае не было злом. С медленным распространением католических верований и обычаев стало гораздо больше единообразия в отношении захоронений в районах, пострадавших от испанского влияния. Эти новые стандарты захоронений затем подчинялись критериям и требованиям, установленным Римско-католической церковью.

В начале девятнадцатого века строительство кладбищ отдельно от центральной церкви получило широкое распространение, главным образом из-за эпидемий холеры и проблем здравоохранения. Создание кладбищ было еще одним отходом от традиционных мест захоронения, к которым привыкли филиппинцы, которые раньше представляли собой «захоронения под домами, внутри домов или внутри укрытий в скалах и пещерах». [33] Так было и с коренными филиппинцами, поскольку они чувствовали, что мертвые по-прежнему в некотором роде являются частью сообщества, хотя их участие и присутствие радикально изменились. Этот шаг испанского правительства был предпринят вместо священного места, которое должно было быть предложено мертвым, торжественной святыни, которую необходимо уважать, чтобы умерший мог уйти. Тем не менее, вплоть до XXI века многие, если не все, эти религиозные практики стали широко распространены и открыто приняты в филиппинском обществе.

Американское влияние

[ редактировать ]

После трехвекового правления испанцев на Филиппинах пришла американская оккупация. Американская культура и влияние начали находить свое место в филиппинском контексте, используя различные средства, в частности, использование свободной торговли. В этой торговле на американском рынке и с ним была установлена ​​взаимозависимость между Америкой и Филиппинами. [34] Еще одним средством культурной ассимиляции из Америки было внедрение ими своей системы образования в течение первого десятилетия оккупации, и все это оказало более распространенное влияние на политическое и культурное развитие филиппинцев. [35] Благодаря новой на тот момент системе образования молодые филиппинцы обучались различным американским культурным приемам, таким как их песни, ценности и идеалы, а также последующей ассимиляции многих их традиций. [35] Все эти факторы, вызванные Америкой, позволили осуществить гетерогенную ассимиляцию между двумя разными культурами, что привело к уникальному результату специфического американского влияния, сформировавшему особый филиппинский имидж. Отсюда это богатый источник для понимания нации в ее нынешней ситуации и историческом контексте. [36]

Что касается практики захоронения, филиппинская культура во многом заимствовала у американцев. Например, во время филиппинских поминок, также известных как ламай, существует традиция, согласно которой семья и друзья держат тело умершего в гробу в течение 5–7 дней для осмотра; [37] Это заимствовано из посещений , практикуемых в американских поминках, когда тело умершего приносят в похоронное бюро, одетое и обработанное различными косметическими средствами, для демонстрации и презентабельности. [38] Обе культуры адаптировались к одинаковому исполнению ритуального горя. Еще одним поворотным моментом благодаря американскому влиянию стала практика кремации. Основываясь на католической вере, многие филиппинцы не практикуют кремацию, поскольку считают, что тело должно оставаться нетронутым, чтобы подготовиться к воскресению мертвых. [37] Филиппинцы утверждали, что кремацию нельзя соблюдать, поскольку католическая церковь запрещает эту практику, однако уже в 1963 году запрет был снят, и этот момент был подчеркнут в пересмотренном Каноническом законе 1983 года. [39] Кремация остается в основном табу с точки зрения отечественной культуры. [40]

Китайское влияние

[ редактировать ]

Китайско-филиппинские похороны и погребальные обычаи во многом зависят от вероисповедания семьи умершего. В китайско-филиппинском секторе Филиппин существует смесь религий, таких как даосизм, буддизм, католик, возрожденный христианин. Это главным образом связано с тем, что первые китайские поселенцы в стране были даосами/буддистами, в то время как их дети и внуки приняли основную религию страны из-за их филиппинского образования и знаний. [41] Таким образом, большинство китайско-филиппинских похоронных практик представляют собой смесь основных похоронных практик таких религий, указанных выше.

Китайско-филиппинские семьи, небрежно называемые цинойами , практикуют ряд ритуалов каждый раз, когда умирает близкий человек. [42] Большинство этих практик заимствовано из китайской традиции и даосизма/буддизма с небольшим включением других религий. Традиционные китайские практики включают сжигание бумажных версий материальных благ, таких как дома, автомобили, вертолеты, яхты и деньги, чтобы умерший мог наслаждаться ими в загробной жизни. Близким также не разрешается стричь локоны в течение сорока дней, и им рекомендуется носить белое с головы до ног. Идея представления цвета существует в обеих культурах и поощряет использование не только белого, но и черного цвета, более известного цвета, связанного с похоронами и смертью. Аспектом буддизма, который сочетается с этими обычаями, является сжигание благовоний и подношение фруктов в знак уважения к умершим. Фактор других религий во многом зависит от религии умершего и его/ее близкого человека. Если он/она католик/протестант, то во время его/ее похорон будет проведена месса/проповедь. [43]

Определенные китайские предметы были найдены в нескольких филиппинских захоронениях и часто были символом иерархии и статуса. [44] Статус часто связывался с предметами, найденными в захоронениях. Элиту, также известную как дату и каталонец, часто находили с посторонними предметами, такими как китайский фарфор, которые требовали более высокой степени техничности и мастерства. [44] В элитных захоронениях также можно отметить, что количество престижных товаров и их размещение были маркерами, которые предполагали не только социальную классификацию, но и неоспоримое трансокеанское торговое партнерство между филиппинцами и китайцами. Можно считать, что существовали какие-то отношения, и погружение/включение культуры друг друга было фактором, которого нельзя было избежать.

Другие практики

[ редактировать ]

Суеверные верования, связанные со смертью, влекут за собой внезапное появление некоторых животных, особенно черного цвета. [6] Например, появление медлительной черной бабочки вокруг человека является предзнаменованием того, что у человека умер ближайший родственник. Другой пример: больной человек направляется в больницу и видит кота черного окраса . Этот человек не выдержит своего состояния. Кроме того, увидеть сову возле дома больного человека означает скорую смерть немощного. [7]

Другие верования, касающиеся смерти, связаны со снами . [6] обеденный этикет , запахи , [6] необычные формы определенных предметов, детей и нечетных чисел. Примеры таких типов: не позволять членам семьи выходить из дома, пока использованная посуда не будет вымыта (считается, что член семьи может умереть, если не следовать этой привычке), употребление кислых фруктов по вечерам (во избежание ранней смерти родителей). ), избегание фотографирования трех человек вместе (во избежание ранней смерти человека, помещенного посередине), внезапный запах горящей свечи – нигде не зажженной свечи – намекает, что родственник только что умер, потеряв во сне зуб является предзнаменованием того, что скоро умрет родственник, [6] обезглавленная тень человека предупреждает, что этот человек скоро скончается, не позволяя всем членам семьи увидеть лицо умершего на похоронах (чтобы призрак умершего не посетил семью, что привело к смерти каждого члена семьи) и подъем детей родственников умершего над гробами перед погребением (чтобы не дать призраку умершего родственника посетить детей). [7]

Еще один суеверный ритуал - пагпаг ( букв. « акт стряхивания пыли и грязи » ), при котором посетители поминок не заходили напрямую в свои дома, чтобы сбить с толку дух мертвых. Обычной остановкой будут магазины повседневного спроса и торговые центры. [45]

Погребальное украшение

[ редактировать ]

Предметы, найденные рядом с захоронением, указывают на статус и власть. Эти предметы также называют погребальным инвентарем, и они отражают сложность, существовавшую в обществе, и социальную идентичность как между группами, так и между отдельными людьми. Престижные предметы на Филиппинах были разделены на различные группы, такие как необычные материалы/неместные материалы/редкие материалы, торговые материалы, предметы, к которым имели доступ определенные люди, и неутилитарные предметы. Камни, ракушки, золото, шелк, кости (человеческие и животные), браслеты и бусы — вот несколько примеров украшений, которые пользовались большим престижем на Филиппинах. Например, золото было редким неместным материальным объектом, доступ к которому имели немногие жители Филиппин; следовательно, предоставляя людям золото, элитный статус. Барретто-Тесоро создал измерительную технику для присвоения погребальному инвентарю престижной ценности. Три метода, которые будут описаны далее, используются для оценки собраний серьёзных благ в зависимости от их престижной ценности, и все они указывают на более состоятельного человека. Чем больше предметов найдено в могиле, тем больше разнообразия артефактов в могиле и, наконец, меньшая частота предметов в погребальном инвентаре - все это указывает на богатого человека. Также важно отметить, что не все предметы имели одинаковую ценность в разных культурах. [46] Престиж, приписываемый погребальному предмету, варьировался в зависимости от культуры, к которой он принадлежал; следовательно, то, что было очень ценно для одной культуры, не могло ничего значить для другой культуры.

Хронология

[ редактировать ]

Было три значительных периода времени, которые раскрыли погребальный инвентарь и его ценность для филиппинской культуры. Эпоха раннего неолита в значительной степени опиралась на утилитарные предметы, и в ней преобладали тесла из ракушек, которые были найдены среди многих захоронений. Далее, в эпоху позднего неолита, уже была налажена торговля, и в погребениях преобладала глиняная посуда. Наконец, наступил век металла, в котором доминировали железные предметы, такие как монеты, металл и т. д. [46]

Дети и предметы захоронения

[ редактировать ]

На Филиппинах детей хоронили с предметами очень редко, поскольку статус достигался на протяжении всей жизни; дети слишком молоды, чтобы заслужить какую-либо власть или статус. Есть редкие случаи, когда престижные предметы действительно находят в детском захоронении, и это указывает на приписанный ему статус по семейным связям. [46]


  1. ^ Топе, Лили Роуз Р.; Нонан-Меркадо, Детч П. (2002). Филиппины . Нью-Йорк: Индикатор Маршалла Кавендиша. ISBN  978-0-7614-1475-9 .
  2. ^ Канете-Тринидад, Марси (15 ноября 2012 г.). «Ранний филиппинский язык в доиспанский период» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Получено 12 июля 2017 г. - через SlideShare.
  3. ^ Хейс, Джеффри (2015). «Похороны на Филиппинах» . Факты и детали . Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 года . Проверено 10 июля 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Дизон, Э (1998). «Сосуды в загробный мир». Касайсаян: История филиппинского народа . 2 : 93–112 – через Гонконг: Asia Publishing.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк, Сэнди (1998). «Смерть и потери на Филиппинах» . Индиана.edu . Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года . Проверено 2 марта 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пагампао, Карен (н. д.). «Празднование смерти среди филиппинцев» . bosp.kcc.hawaii.edu . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 2 марта 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тасио, Генрилито Д. (30 октября 2005 г.). «Практики смерти в филиппинском стиле» . Солнечная Звезда Давао . Архивировано из оригинала 25 января 2010 года . Проверено 2 марта 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Филиппинские похоронные практики» . western-asian.com . Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 1 марта 2010 г.
  9. ^ «Традиция филиппинской культуры, которую следует помнить» . philippinechildren.org . Архивировано из оригинала 14 марта 2010 года . Проверено 2 марта 2010 г.
  10. ^ Рахман, Рема (25 октября 2011 г.). «Кто, что, почему: каковы погребальные обычаи в исламе?» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б Шеанс, Дэниел Дж. (1964). «Апаяо Илокоса Норте» Этноистория 11 (4): 394–398. дои : 10.2307/480732 . JSTOR   480732 .
  12. ^ Вановерберг, Морис (1939). Жизненный цикл Иснега . Вашингтон, округ Колумбия: Католическая антропологическая конференция.
  13. ^ Балангкод, Теодора Д. (2018). «Взгляд на огненные мумии Кабаяна, Бенгета, Лусона, Филиппины, и роль растений, связанных с процессом мумификации» . Индийский журнал «Традиционные знания» . 17 (2): 307–313. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 2 декабря 2019 г.
  14. ^ Нобель, Джастин (23 сентября 2013 г.). «Ритуалы смерти Филиппин» . Цифровое вымирание . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 1 июля 2017 г.
  15. ^ Гарфинкель, Йосеф (1994). «Ритуальное захоронение культовых предметов: самые ранние свидетельства». Кембриджский археологический журнал . 4 (2): 159–188. дои : 10.1017/S0959774300001062 . S2CID   161178595 .
  16. ^ Бейер, Х. Отли ; Бартон, Рой Франклин (1911). Церемония захоронения Ифугао . Манила: Бюро печати – через библиотеку Мичиганского университета.
  17. ^ Юнкер, Лаура Ли (1999). «Захоронения воинов и характер войн в доиспанских филиппинских вождествах». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 27 (1/2): 24–58. JSTOR   29792432 .
  18. ^ Клариза, Елена. «Исследовательские путеводители: Филиппины » guides.library.manoa.hawaii.edu . Архивировано из оригинала 25 октября . Получено 2 , декабря
  19. ^ «Илоканос: обычаи и традиции» . www.livinginthephilippines.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2010 года . Проверено 1 марта 2010 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Дизон, Эусебио З. (1996). «Антропоморфная керамика из пещеры Аюб, Пинол, Майтум, Южный Котабато, Минданао, Филиппины». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 14 : 186–196. doi : 10.7152/bippa.v14i0.11602 (неактивен 25 апреля 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  21. ^ Jump up to: а б с «Филиппины: взгляд на историю» . Beda7882.com . Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 1 марта 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Макатулад, Дж.Б.; Макатулад, Рене (23 июня 2021 г.). «Висячие гробы долины Эхо, Сагада, Горная провинция» . Полетит за едой . Архивировано из оригинала 4 ноября 2020 года . Проверено 29 октября 2020 г.
  23. ^ Панчал, Дженни Х.; Чимасио, Мария Беатрис (2016). «Культурный шок – исследование внутренних туристов в Сагаде, Филиппины» (PDF) . 4-я междисциплинарная конференция по исследованиям в области туризма : 334–338. Архивировано (PDF) из оригинала 5 ноября 2020 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  24. ^ Комила, Фелипе С. (2007). «Исчезающий Дапай: справиться с переменами в Сагаде». В Аркизе, Ясмин Д. (ред.). Путь к расширению прав и возможностей: усиление Закона о правах коренных народов (PDF) . Том. 2: Забота о Земле, забота о жизни. Манила: Международная организация труда. стр. 1–16. ISBN  978-92-2-119704-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2018 г. Проверено 29 октября 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео-де-Манила. ISBN  971-550-135-4 .
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фунтеча, Генри Флорида (2004). Пасана-ау: Виньетки по бисайской истории и культуре . Илоило-Сити: Университет Сан-Агустина. ISBN  971-92814-7-2 .
  27. ^ Jump up to: а б «Филиппинские или кебуанские похоронные традиции» . Не говори по-английски, я не школа . 17 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 г. Проверено 19 января 2022 г.
  28. ^ «Траурные ритуалы Варай-Варай: частное горе и общественный траур» . Мой словесный понос . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж «Племенные погребальные традиции на Минданао» . PIME Филиппины . 1 ноября 2003. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 12 июля 2017 г.
  30. ^ Фабонан, Эпи III (1 ноября 2014 г.). «Наша озабоченность смертью» . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. - через PressReader.
  31. ^ Теназас, Роза CP (1973). «Комплекс захоронений лодка-гроб на Филиппинах и его связь с аналогичными практиками в Юго-Восточной Азии». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 1 (1): 19–25. JSTOR   29791037 .
  32. ^ Коул, Фэй-Купер; Лауфер, Бертольд (1918). Дикие племена округа Давао, Минданао .
  33. ^ Jump up to: а б с Фитцпатрик, Кристина (2013). Религия и испанский колониализм на Филиппинах (дипломная работа). Университет Висконсина-Ла-Кросс. hdl : 1793/66613 . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 19 января 2022 г.
  34. ^ Хоакин, Ник (2004). Культура и история . Пасиг-Сити: Издательство Anvil. ISBN  971-27-1300-8 .
  35. ^ Jump up to: а б Агонсильо, Теодоро А. (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Гаротек. ISBN  971-10-2415-2 – через Archive.org.
  36. ^ Доронила, Мария (1992). Национальная идентичность и социальные изменения . Университет Филиппин.
  37. ^ Jump up to: а б Хейс, Джеффри (2015). «Похороны на Филиппинах» . Факты и детали . Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 года . Проверено 12 июля 2017 г.
  38. ^ «Похоронные обычаи и традиции США» . Похоронный источник . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г.
  39. ^ Матео, Янвич (1 ноября 2012 г.). «Больше пиной хотят кремации» . philstar.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г.
  40. ^ Матео, Янвич (1 ноября 2012 г.). «Больше пиной хотят кремации» . philstar.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г.
  41. ^ Анг, Уолтер. «Смерть в семье Чиной» . Слова Уолтера . Проверено 9 июля 2017 г. [ мертвая ссылка ]
  42. ^ Акпедону, Эрик (2016). «Китайское кладбище Манилы: хранилище цинойской культуры и самобытности» . Архипел . 92 (92): 111–153. дои : 10.4000/archipel.288 .
  43. ^ «Службы умершим» . Иезуитское китайско-филиппинское апостольство . 16 сентября 2010 года . Проверено 9 июля 2017 г.
  44. ^ Jump up to: а б Барретто-Тесоро, Грейс (2008). «Где дату и каталонцы в ранних филиппинских обществах? Исследование статуса в Калатагане». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 36 (3): 74–102. JSTOR   29792647 .
  45. ^ Маласиг, Джелин (24 октября 2022 г.). «Вот альтернатива «пагпаг» на похоронах, согласно данным офиса экзорцизма» . Интераксион . Проверено 24 июля 2024 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Барретто-Тесоро, Грейс (2008). Погребальные принадлежности на Филиппинах: попытка количественной оценки престижа . Центр исследований Юго-Восточной Азии OCLC   957806281 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40401cf293dd1c057be9601de9452a21__1721886780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/21/40401cf293dd1c057be9601de9452a21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Funeral practices and burial customs in the Philippines - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)