Jump to content

Люди Ифугао

(Перенаправлено с Ифугаоса )

Ифугао
Молодые женщины Ифугао в традиционной одежде
Общая численность населения
82,718 [1] (перепись 2020 года)
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины ( Административный район Кордильеры )
Языки
Ифугао , Илокано , Тагальский
Религия
Христианство , местная народная религия
Родственные этнические группы
Игоротские народы

Народ Ифугао этническая группа, населяющая провинцию Ифугао на Филиппинах . Они проживают в муниципалитетах Лагаве , Агинальдо , Альфонсо Листа , Асипуло , Банауэ , Хингён , Хунгдуан , Кианган , Ламут , Майояо и Тинок . Провинция является одной из самых маленьких провинций Филиппин, ее площадь составляет всего 251 778 га (622 160 акров), или около 0,8% от общей площади филиппинских земель. [2] По состоянию на 1995 год население Ифугао составляло 131 635 человек. Хотя большинство из них все еще находятся в провинции Ифугао, некоторые из них переехали в Багио , где работают резчиками по дереву, и в другие части региона Кордильеры . [2]

Житель Ифугао из Банауэ.

Термин Ифугао происходит от слова ipugo , что означает «земные люди», «смертные» или «люди», в отличие от духов и божеств. Это также означает «с холма», поскольку пуго означает холм. [2] Термин «Игорот» или «Иголоте» использовался испанцами для обозначения горных жителей. Ифугао, однако, предпочитают имя Ифугао .

Генри Отли Бейер считал, что ифугао произошли из южного Китая 2000 лет назад и мигрировали в залив Лингаен и западное побережье северного Лусона, откуда они мигрировали в долины рек Агно и Каяпа, а также в долины Ифугао. [3] Теория Феликса Кизинга была основана на старых испанских источниках и предполагала, что предки ифугао пришли из района Магата только после прибытия испанцев в Магат. Следовательно, рисовым террасам всего несколько сотен лет. [4] Популярный эпос Ифугао «Худхуд Динулавана и Буган Гонхадана» подтверждает эту интерпретацию. [2] Более поздняя теория Мануэля Дулавана предполагает, что ифугао пришли из западной горной провинции из-за поразительного сходства с языком, архитектурой, производством и дизайном одежды канканай , а также множества имен и мест, которые происходят из этого региона и фигурируют в мифах и песнях Ифугао. . [5]

Согласно исследованиям, Ифугао неоднократно удавалось сопротивляться испанским завоеваниям. Считалось, что группы, мигрировавшие в высокогорье Кордильер, сопротивлялись испанскому колониальному контролю , который стал преобладать в низинах. По мнению Акабадо, суровая природа высокогорья вокруг региона Ифугао не стала препятствием для испанского завоевания. Другие регионы, в которых была такая же суровая среда, как в Ифугао, подвергались колониальному правлению. Археологические исследования показывают, что Ифугао практикуют успешное сопротивление путем укрепления своих политических и экономических ресурсов. Испанское завоевание и рост населения стали причиной перехода к выращиванию влажного риса. [6]

По мнению Куини Г. Лапенья и Стивена Б. Акабадо, для успешного сопротивления колонизирующей державе необходима конструктивная военная организация в рамках целостного государства. Испанцы завоевали долину Магат, что вынудило ифугао стратегически переселиться во внутреннюю часть Кордильерских гор между 1600 и 1700 годами нашей эры. Вскоре после этого было освоено влажное рисоводство, и были построены обширные рисовые террасы. Для Ифугао это был сдвиг в сфере натурального хозяйства, поскольку они выращивали таро до того, как началось выращивание влажного риса. Автор подчеркивает, что люди Ифугао сохранили свою культуру и самобытность, проводя много времени на рисовых полях, поскольку они относились к ним как к ритуальным местам, чтобы «укрепить общественную солидарность». [7] Стивен Акабадо утверждает, что, поскольку население деревни увеличивалось, переход к выращиванию влажного риса, увеличение закупок экзотических товаров и, наконец, увеличение распределения ритуальных животных указывает на «политические разработки как ответ на испанское завоевание». [6]

Подгруппы

[ редактировать ]

Ифугао делятся на подгруппы в зависимости от различий в диалектах, традициях и дизайне/цвете костюмов. Основные подгруппы — Аянган, Калангуя и Тували. [2]

Язык Ифугао состоит из четырех диалектов. Из-за изоляции от местности ифугао обычно говорят на илокано, тагальском и английском языках как альтернативе своему родному языку.

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Рисовые террасы Банауэ

Для сельского хозяйства Ифугао характерны влажные рисовые террасы, дополненные подсечно-огневым выращиванием камота. [2] Они известны своими рисовыми террасами Банауэ , которые стали одной из главных туристических достопримечательностей страны. Ифугао имеют ряд сходств с бонтоками с точки зрения сельского хозяйства, но ифугао, как правило, имеют более разбросанные поселения и признают свою принадлежность в основном к прямым родственникам в домохозяйствах, расположенных ближе к их полям. [8]

Испанцы впервые описали рисовые террасы Ифугао в 1801 году. Хотя, как отмечает Уильям Скотт: «Эти впечатляющие поля с каменными стенами, орошаемые как для риса, так и для выращивания таро , были известны со времен первых экспедиций в Кианган в 1750-х годах. ." [9] [10] : 2 

Культура Ифугао вращается вокруг риса, который считается престижной культурой. Существует тщательно продуманный и сложный набор праздников, связанных с выращиванием риса, неразрывно связанных с табу и сложными сельскохозяйственными обрядами, от выращивания риса до его потребления. В сезон сбора урожая устраиваются грандиозные благодарственные праздники, а заключительные обряды сбора урожая тунго или тунгул (день отдыха) влекут за собой строгое табу на любые сельскохозяйственные работы. Употребление рисового вина ( байя ), рисовых лепешек и момы (смесь нескольких трав, измельченных раковин улиток и орехов бетеля/ареколина, которая используется в качестве жевательной резинки для ифугао) является неотъемлемой практикой во время праздников и ритуальных действий. Сельскохозяйственные террасы и сельское хозяйство являются основными средствами существования. Их социальный статус измеряется количеством зернохранилищ на рисовых полях, семейными реликвиями, золотыми серьгами и карабао (водяными буйволами). Престиж также присуждается временем и традициями.

Когда начинается сбор урожая, пожилая женщина произносит молитву, обращенную к Кабуниан, богине риса. Затем произносится защитная молитва, прежде чем рис помещается в зернохранилище. [10] : 21 

Солнечный календарь Ифугао включал 365-дневный год, разбитый на 13 месяцев по 28 дней каждый плюс один дополнительный день. [10] : 37 

Социальная организация

[ редактировать ]

Общество Ифугао разделено на три социальных класса: кадангян или аристократы, тагу или средний класс и навотвот или низший класс. Класс, расположенный непосредственно ниже самых богатых, называется инмуй-я-уй . Кадангьяны , которые не могут спонсировать пиры , спонсируют престижные ритуалы, называемые хагаби и уяуй , и это отличает их от тагу но экономически обеспечены. Навовоты - это те, кто имеет ограниченную земельную собственность и обычно нанимаются высшими классами для работы на полях и других услуг. [2] Более богатые Ифугао, известные как кадангьян или бакнанг , обычно были щедры по своей природе, одалживая рис бедным соседям во время нехватки продовольствия и/или трудностей в обмен на рабочую силу. Выступая в качестве деревенских или духовных лидеров, кредиторов или коммерческих менеджеров, эти богатые семьи демонстрировали свое богатство, устраивая множество пиров или каньяо . [11] [12]

Переход к выращиванию влажного риса является одним из факторов, который усилил социальный рейтинг, который уже присутствовал в обществе Ифугао. Те, кто начал выращивать влажный рис, смогли консолидировать политические ресурсы. «В Ифугао внедрение влажного рисового земледелия находится на переднем плане в дискуссиях о социальном рейтинге по сравнению с престижной экономикой». [6] Социальный статус Ифугао основан на их рисовых землях и способности спонсировать праздники. Одна из причин заключается в том, что человек должен обладать навыками мобилизации рисовых террас, а также потому, что рисовые террасы требуют трудоемкой работы. [6]

Культура

[ редактировать ]

В культуре Ифугао ценятся родство, семейные узы, религиозные и культурные верования. Ифугао уникальны среди всех этнических групп горной провинции благодаря своей повествовательной литературе, такой как худхуд , эпопее о предках-героях, исполненной в поэтической манере. Также уникальным для Ифугао является их искусство резьбы по дереву, в первую очередь резные стражи зернохранилища булул и престижная скамья высшего класса, хагаби . Их ткани славятся своей красотой, красочными одеялами и одеждой, сотканными на ткацких станках. [2] Ифугао известны своими богатыми устными литературными традициями худхуда и алима . В 2001 году песнопения «Худхуд » Ифугао были выбраны одним из 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества . Затем в 2008 году он был официально внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Самыми престижными праздниками Ифугао являются хагаби , спонсируемые элитой ( кадангян ); и уяуй , брачный пир, спонсируемый теми, кто находится непосредственно ниже самых богатых ( инмуй-я-уй ). Фамильные бусины Ифугао — это престижные товары, которые были доступны только богатому сообществу Ифугао; более того, такие бусы использовались исключительно в ритуальных случаях, таких как похороны, свадьбы и праздники сбора риса, и означали уважение. [13]

Рисовые зернохранилища ( аланг ) охраняются деревянной охраной, называемой булул . Скульптуры булул представляют собой сильно стилизованные изображения предков Ифугао, и считается, что они обретают силу и богатство от присутствия духа предков. [14] Ифугао особенно известны своим умением вырезать булул. [15] [2]

Кроме того, культура Ифугао известна своей правовой системой, основанной на старейшинах деревни, амама-а . Их слова имели силу закона и не подлежат обжалованию. Жюри, агом , состояло из красноречивых, мансапит , старейшин. Если присяжные не могли принять решение по делу, применялся судебный процесс. Логика в том, что боги и богини Кабуниан не позволят страдать невиновным. [12] : 115–120  Уголовные дела рассматриваются в судебном порядке . К ним относятся поединки ( уггуб/алао ), борьба ( бултонг ), испытание горячим боло и испытание кипящей водой ( да-у ). [2]

Бултонг — это название вида традиционной борьбы Ифугао . В нее часто играют во время городских и провинциальных праздников . Бултонг подпадает под международную классификацию « борьбы на поясах ». [16]

От рождения человека до его смерти Ифугао следуют множеству традиций. Паханг и палат ди обан проводятся матери, чтобы обеспечить благополучные роды. После родов посетителям не разрешается входить в дом до тех пор, пока не пройдет церемония, когда ребенку будет дано имя. Затем выполняются колот и балихонг, чтобы обеспечить здоровье и хорошие качества мальчика или девочки соответственно. Подрастая, они спят в эксклюзивных общежитиях, поскольку братьям и сестрам разного пола считается неприличным спать в одном доме. Мужчины — это те, кто охотится, декламирует мифы и работает в полях. Женщины также работают в полях, помимо управления домом и чтения баллад. Наконец, ифугао не оплакивают умерших стариков, а также ребенка или мать, умершую во время зачатия. Это необходимо для того, чтобы подобное событие не повторилось в семье. Кроме того, ифугао верят в жизнь после смерти, поэтому убитым дается ритуал под названием опа, чтобы заставить их души попасть в место, где обитают его предки. [2] Ифугао могут полагать, что незаконнорожденный ребенок может иметь более одного физического отца и поэтому назначать более одного генитора. [17]

Охота за головами

[ редактировать ]

Ифугао, как и другие народы Центральной Кордильеры , известны своим прошлым как охотники за головами . Двумя основными причинами охоты за головами Ифугао были убийства чести и престиж. После убийства или другого тяжкого преступления семья жертвы организовала карательную экспедицию. Преступника или кого-то из его близких выследили, убили и обезглавили, чтобы защитить честь семьи. Такая карательная экспедиция обычно вызывала и противодействие, и такие распри могли продолжаться в течение нескольких поколений. [18]

Помимо подобных актов мести, были также организованы нападения, успешный исход которых повышал престиж участвующих в основном молодых мужчин. Такие нападения, часто на отдаленные деревни, убивали всех без разбора. В некоторых областях, например в районе Киангана , женщин и детей щадили и продавали в рабство, но и другие охотники за головами их не щадили. [18]

Помимо вышеуказанной причины, у Ифугао были и другие причины охоты за головами, такие как смерть жены во время родов, после чего муж чувствовал себя обязанным отобрать голову незнакомца, чтобы душа умершего могла найти покой в ​​загробной жизни. . Более того, считалось, что если такое действие не провести, то близкий родственник тоже заболеет и умрет. [18]

Охота за головами, как и все важные события в жизни Ифугао, была окружена всевозможными обычаями и ритуалами. Предварительно животных приносили в жертву богам. Также по пути к цели высматривали любые плохие предзнаменования, например, перебежавшую змею. Такое предзнаменование могло стать поводом отложить экспедицию по поиску кадров. После успешного исхода дела в течение пяти ночей вокруг захваченных голов устраивались вечеринки и танцы, причем голова жертвы обычно доставалась руководителю экспедиции. Успех бойца отражался в количестве сережек, которые он носил. Каждая серьга представляла собой отрубленную голову. После этого головы закапывали в землю вокруг дома руководителя экспедиции, после чего через несколько месяцев их выкапывали и снова очищали. В конечном итоге черепа оказались висеть на видных местах в его доме, например, у двери или у камина. [18]

На стороне жертвы также совершались всевозможные ритуалы. Семья жертвы исполнила военный танец ( химонг ) и поклялась отомстить. Позже жертву хоронили в сидячем положении с копьем в руке, в знак того, что вот-вот будет месть. Наконец, был проведен ритуал, определивший, кто должен возглавить месть убийцам. Семья погибшего села в круг вокруг смертельно раненой курицы, а руководителем экспедиции стал человек, у которого курица в конечном итоге упала замертво. [18]

Практика хедхантинга уже давно ушла в прошлое. Последние инциденты произошли в начале 20 века. [18] [19]

Основная еда ифугао состоит из основного крахмала, чаще всего из риса, поскольку это их основной продукт питания, который подается с такими блюдами, как овощи, рыба или улитки, ароматизаторами, а иногда и приготовленным мясом животных, например курицей и свиньей. При низком уровне риса ифугао потребляют зерно или корнеплоды, такие как сладкий картофель. В качестве закуски подают свежие ягоды и другие растительные продукты и растения. Рисовое вино (называемое байя или бубуд ) является обязательным в большинстве ритуалов и особых случаев, в нем используются домашние дрожжи и клейкий рис в качестве основных ингредиентов. [20] Деревянные ложки для риса со священными резными изображениями булул, олицетворяющими божества или духов предков ( анито ), являются традиционными среди народа Ифугао. Несмотря на анимистическую резьбу, это повседневная посуда, используемая для еды риса, супов или подачи рисового вина. Сегодня их обычно продают туристам в качестве сувениров. [21]

Татуировка

[ редактировать ]

Среди мужчин Ифугао татуировки были тесно связаны с широко распространенной практикой рейдов по охоте за головами . В обществах охоты за головами, таких как Ифугао, татуировки представляли собой запись о том, сколько голов воины забрали в бою, и были частью обрядов инициации во взрослую жизнь. Таким образом, количество, дизайн и расположение татуировок указывали на статус и доблесть воина. Их также считали магическими оберегами от различных опасностей, таких как злые духи и болезни. [22] Распространенные мотивы Ифугао включают кинабу (собаку), обычно помещаемую на грудь; тинагу (человеческие фигурки); и гнаванг или гнаяман (сороконожки). [23]

Ухаживание

[ редактировать ]

Обручения распространены среди Ифугао, особенно среди богатого класса; и они соблюдают в браке несколько обычаев, таких как бубун (предоставление свиньи семье женщины). [17] Ифугао практикуют ухаживание, называемое ка-и-синг (эта практика известна как ебган у племен Калинга и как панги у тингуанских племен), при котором мужчины и женщины разделяются на «дома». Дом для мужчин называется Ато , а дом для женщин известен как олог или агаманг . Самцы посещают самок в ологе – «обручальном доме» – чтобы спеть романтические песни. Самки отвечают на эти песни также пением. За продолжающимся ритуалом ухаживания наблюдает женатый старейшина или бездетная вдова, которая хорошо информирует родителей участвующих мужчин и женщин о ходе процесса ухаживания. [24] У народа Ифугао были устоявшиеся ценности в отношении брака и сексуальности. Примером тому является их обычай приравнивать размер женской груди и ширину бедер к цене приданого . [25]

Во время свадебной церемонии ( уя-уй ) мужчина обычно носит головной убор, известный как канго (буквально « птица-носорог »; также ян нго ). Канго окруженных двумя широкими рогами , является символом богатства и состоит из черепа и клюва рыжей птицы-носорога, напоминающими рога карабао . Он закреплен волокном ротанга и украшен перьями и бусинами. Его также обертывают свежесплетенной набедренной повязкой , концы которой свисают до талии. Канго также носят богатые мужчины в других особых случаях, включая их похороны. [26]

Мужчины носят набедренную повязку ( вано ), а женщины — юбку с запахом ( ампуйо , также известную как тапис ). В особых случаях мужчины носят сумку из бетеля ( пинухха ) и боло ( гимбаттан ). [2]

Музыкальные инструменты включают гонги ( ганга ), деревянный инструмент, по которому ударяют другим куском дерева ( бангибанг ), тонкий медный щипковый инструмент ( биккунг ), струнные инструменты ( айюдинг и баббонг ), носовые флейты ( ингингиинг ) и ротовые флейты. ( куплинг или иппиип ). [2] Пьюпью сделанный ударный инструмент, из бамбука . [27]

Дома ифугао ( бале ) построены на четырех деревянных столбах на высоте 3 метра от земли и состоят из одной комнаты, входной двери ( панто ) и задней двери ( авидан ), со съемной лестницей ( тете ) к входной двери. Временные хижины ( абонг ) дают приют работникам в поле или лесу. [2]

Уильям Скотт описывает детали, связанные с домом Ифугао: «Квадратный в плане, он поднят примерно на высоту плеч четырьмя столбами ( тукуд ), вокруг которых установлены цилиндрические деревянные крысиные ограждения ( халипан ), несущие две поперечные балки ( кулинг). ), которые поддерживают три балки пола , в которые половицы ( дотал вставлены ), а также стеновые панели ( гоаб и памадинган ) и стойки ( багад ) . . Четыре стойки , расположенные в углу дома, врезаны на верхнем конце в четыре прогоны или прогоны ( ванан ), которые образуют квадрат, выдерживающий большую часть веса крыши, а также центральную перекладину ( пумпитолан ), на которой стоят две царговые стойки ( такнанг ). Эти стойки заканчиваются небольшим квадратом ( амбубулан ), который заканчивается. поддерживает верхние концы стропил ( бугхол ), крыша представляет собой настоящую пирамиду с четырьмя треугольными сторонами и, таким образом, поднимается до вершины без конькового столба. Стеновые панели скреплены в поперечную балку ( хуклуб ) на высоте талии или груди. в этот момент полка( patie ) устанавливается между ними и крышей, карниз которой опускается до уровня пола. Над соединительными балками часто устраивается тростниковый пол или платформа, образующая чердачное помещение ( палан ) для необмолоченного риса. Деревянные панели закрывают дверные проемы с двух противоположных сторон дома, а вход осуществляется по лестнице, которую на ночь убирают. Этот тип дома называется тюком (или фале ), но это одно и то же базовое здание с некоторыми модификациями - стеновые панели доходят до крыши, есть только одна дверь, и все это меньше - служит зернохранилищем для защиты от крыс. ( аланг )». [10]

Хотя большинство ифугао уже обратились в католиков из своей первоначальной анимистической религии , исходя из своей мифологии, они считали, что произошли от Уигана и Бугана, которые являются детьми Баккаявана и Бугана из Небесного мира ( Кабуняна ). [2]

Ифугао верят в 6 миров: Небесный мир ( Кабунян ), Земной мир ( Пугау ), Подземный мир ( Далом ), Восточный мир ( Лагуд ), Западный мир ( Дайя ) и Духовный мир ( Кадунгаян ). Таликуд несет на своих плечах Земной мир и вызывает землетрясения. Ифугао поклоняются природе и предкам, а также участвуют в ритуалах ( баки ), которыми руководит мумбаки . Жрецы ( мунагао и мумбини ) направляют людей в обрядах на удачу. [2]

Боги Ифугао

[ редактировать ]
  • Кабуниан: верховное божество и главный среди высокопоставленных божеств небесного мира; [28] также называемый Мах-нонган, главный бог, которого обычно называют почетным мертвецом и создателем всего сущего; [29] в отдельных общинах и имена Мах-нонган, и Кабуниан (также Афуниджон) понимаются как имя одного главного божества, тогда как в других они используются для обозначения многих божеств. [30]
  • Афуниджон: также общий термин, обозначающий небесных божеств, которых также называют Афуниджон. [30]
  • Мах-нонган: также общий термин для божеств, которым приносят в жертву животных. [30]
  • Ампуал: бог четвертого небесного мира, даровавший людям животных и растения; контролирует пересадку риса [29]
  • Буминги: ответственный за червей, одно из одиннадцати существ, которых настойчиво истребляют вредителей риса. [29]
  • Лиддум: единственное божество, населяющее царство Кабуниан; общается напрямую с людьми на Земле; [31] главный посредник между людьми и другими богами [29]
  • Лумадаб: обладает способностью высушивать рисовые листья, одно из одиннадцати существ, которых настойчиво искореняют вредителей риса. [29]
  • Мамиё: разносчик мотков, одно из двадцати трёх божеств, управляющих искусством ткачества. [29]
  • Монлолот: намотчик нити на веретено, одно из двадцати трех божеств, управляющих искусством ткачества. [29]
  • Пувок: контролирует ужасные тайфуны [29]
  • Йогьог: виновник землетрясений; обитает в подземном мире [29]
  • Алёг: виновник землетрясений; обитает в подземном мире [29]
  • Колёг: бог землетрясений [29]
  • Макалун: духи, выполняющие функцию посланников богов. [28]
  • Намтоган: парализованный бог удачи, чье присутствие сделало урожай риса и домашний скот обильным; когда люди, с которыми он жил в Ахине, начали пренебрегать булулом, он ушел, вызвав проклятие несчастий; люди убедили его вернуться, на что он в ответ научил людей создавать булулы и проводить ритуалы для статуй, эффективно снимая проклятие. [32]
  • Булол: домашние божества, являющиеся душами ушедших предков; [28] обычно изображаются в виде резных деревянных статуй, хранящихся в рисовом зернохранилище; образы предков охраняют посевы, делают урожай риса обильным, защищают рис от вредителей и воров, а также от слишком быстрого употребления в пищу. [33]
  • Набулул: супруга Бугана; бог, который владеет фигурами Булюла или живет в них; охраняет рис и обеспечивает обильный урожай риса [33]
  • Буган: супруга Набулула; богиня, которая владеет фигурками Булюла или живет в них; охраняет рис и обеспечивает обильный урожай риса [33]
  • Гатуи: божества, связанные с розыгрышами, но имеющие злобную сторону, поедающие души и вызывающие выкидыши. [28]
  • Тагбаян: божества, связанные со смертью, которые питаются человеческими душами, охраняемыми двухголовыми монстрами, называемыми кикилан. [28]
  • Имбаян: также называется Лингаян; божества, которые направляют души после их смерти [28]
    • Химпугтан: имбаянское божество, которое может уничтожить тех, кто ему не нравится. [28]
  • Мундунтуг: горные божества, из-за которых теряются охотники. [28]
  • Баниг: духи холмов и пещер; [28] у майяо баниг принимают облик животного, которое никому не причиняет вреда, несмотря на то, что люди боятся их проявления [30]
  • Мун-апо: обожествленные духи предков, которые являются хранителями и источниками благословений, даруемых живыми; их уважают, однако их благословения также могут превратиться в проклятие [30]
  • Махипнат: великие духи священных мест [28]
  • Бибао: духи обычных мест [28]
  • Халупи: божества памяти [28]
  • Фили: божества собственности [28]
  • Дадунгут: божества, обитающие на кладбищах и гробницах. [28]
  • Макиубая: божества, охраняющие ворота деревни. [28]
  • Духи болезни
  • Бинудбуд: духи, которых вызывают во время пиров, чтобы подавить человеческие страсти. [28]
  • Колколибаг: духи, вызывающие тяжелые роды [28]
  • Инду: духи, делающие предзнаменования [28]
  • Хидит: божества, наказывающие тех, кто нарушает табу. [28]
    • Пуок: разновидность хидитов, использующих ветры для разрушения жилищ шахтеров, нарушающих табу. [28]
  • Хипаг: духи войны, которые придают солдатам храбрость на поле войны, но свирепы и каннибалистичны. [28]
  • Ллокесин: бог крыс, фигурирующий в мифе о первом апельсиновом дереве. [28]
  • Бумабакал: отвергнутое трупное божество небесного мира; его труп находится на вершине горы Дукутан, где его телесные жидкости вызывают фурункулы. [34]
  • Кабигат: бог, наславший потоп, затопивший Землю; женат на богине Буган [31]
  • Буган: богиня, замужем за Кабигатом; ее дети - сын по имени Уиган и дочь также по имени Буган. [31]
  • Буган: дочь Бугана и Кабигат; оказался на Земле после великого потопа и стал одним из двух предков человечества. [31]
  • Уиган: сын Бугана и Кабигата; застрял на Земле после великого потопа и стал одним из двух предков человечества [31]
  • Уиган: бог хорошего урожая [29]
  • Думагид: бог, живший среди жителей Бенгета; женился на смертной женщине по имени Дугай и имел сына по имени Овуг. [31]
  • Овуг: сын Думагида и Дугая; был разрезан отцом пополам, причём одна из его половин была реанимирована в небесном мире, а другая — на Земле; голос Овуга небесного мира — источник молний и резкого грома, а голос Овуга Земли — источник тихого грома [31]
  • Банган: бог, который сопровождал Думагида в завоевании Овуга с Земли. [31]
  • Анинитуд чалом: божество подземного мира, чей гнев проявляется во внезапном сотрясении земли. [30]
  • Анинитуд ангачар: божество небесного мира; вызывает молнию и гром, когда не удовлетворен подношениями [30]
  • Мапатар: солнечное божество неба, отвечающее за дневной свет. [30]
  • Булан: лунное божество ночи, отвечающее за ночь. [30]
  • Милалаби: божества звезд и созвездий [30]
  • Пиначенг: группа или класс божеств, обычно живущих в пещерах, камнях, ручьях, скалах и повсюду; вводить в заблуждение и скрывать людей [30]
  • Фулор: дерево, на котором вырезано изображение мертвого человека, сидящего на стуле смерти; антиквариат, в котором обитает дух, приносящий болезни, смерть и неурожай, когда не приносятся жертвы [30]
  • Инама: деревянная тарелка и дом духов; уничтожение или продажа поставит семью под угрозу [30]

Другие цифры

[ редактировать ]
  • Дугай: смертная мать расколотого бога Овуга; жена бога Думагида [31]
  • Хумидхид: староста деревни в верхнем течении Дайи, который вырезал первые статуи булул из призрачного или сверхъестественного дерева по имени Бонгбонг. [33]
  • Безымянный шаман: молился божествам Набулулу и Бугану, чтобы они владели статуями булула, вырезанными Хумидидом, или жили в них. [33]
  • Жена Намтогана: смертная женщина, на которой женился бог Намтоган, когда он останавливался в деревне Ахин. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сумег-анг, Арсенио (2005). «4 Ифугао». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 71–91. ISBN  971-10-1109-3 .
  3. ^ Бейер, Х. Отли (1921). Нехристианский народ Филиппин . Манила: Бюро печати – через библиотеку Мичиганского университета.
  4. ^ Кизинг, Феликс М. (1962). Этноистория Северного Лусона . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  5. ^ Дулаван, М. (1999), «Вклад иностранных и местных авторов в написание истории Ифугао», Материалы регионального семинара по гистографии Кордильер , Багио.
  6. ^ Jump up to: а б с д Лапенья, Куини Г.; Акабадо, Стивен Б. (2016). «Сопротивление посредством ритуалов: роль филиппинской «местной свиньи» ( Sus scrofa ) в пиршестве Ифугао и социально-политической организации». Журнал археологической науки: отчеты . 13 : 583–594. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.05.009 .
  7. ^ Акабадо, Стивен (2018). «Зоны убежища: сопротивление завоеванию Северного Филиппинского нагорья с помощью экологической практики». Журнал антропологической археологии . 52 : 180–195. дои : 10.1016/j.jaa.2018.05.005 . S2CID   150245254 .
  8. ^ Года, Тох (2001). Кордильеры: разнообразие в изменении культуры, социальная антропология горных жителей Северного Лусона, Филиппины . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN  971-10-1064-Х .
  9. ^ Скотт, Уильям (1974). Открытие игоротов: контакты испанцев с язычниками Северного Лусона . Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 199. ИСБН  971-10-0087-3 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Скотт, Уильям (1966). На Кордильерах . Манила: MCS Enterprises. стр. 178–180.
  11. ^ Гавана, Оливия М. (2000). «Добыча золота в Бенге до 1898 года» . Филиппинские исследования . 48 (4): 466. JSTOR   42634423 .
  12. ^ Jump up to: а б Багамапад, Анавик; Хамада-Павид, Зенаида (1985). История народа провинции Бенгет Типография и издательство Багио. стр. 100-1 94 ,
  13. ^ Якал, Мадлен (2017). Захоронения экзотических бус и банок: социальный статус в старой деревне Киянган, Ифугао, Филиппины (магистерская диссертация). Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  14. ^ Дирнесс, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти, ред. (2008). Глобальный богословский словарь: ресурс для всемирной церкви . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. п. 64. ИСБН  978-0-8308-2454-0 .
  15. ^ Вудс, Дэймон Л. (2006). Филиппины: Справочник по глобальным исследованиям . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 201. ИСБН  1-85109-675-2 .
  16. ^ «Сумо и традиционная борьба тихоокеанских островов» . Ассоциация Кобида Австралии . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года . Проверено 17 октября 2014 г.
  17. ^ Jump up to: а б Барнс, Дж. А. (1961). «Физическое и социальное родство». Философия науки . 28 (3): 296–299. дои : 10.1086/287811 . S2CID   122178099 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Думия, Мариано А. (1979). Мир Ифугао . Кесон-Сити: Издательство New Day.
  19. ^ ДеВитт, Корнелис (1912). Охотники за головами Северного Лусона: от Ифугао до Калинга, поездка через горы Северного Лусона, с приложением о независимости Филиппин . Канзас-Сити, штат Миссури: Издательство Франклина Хадсона – через библиотеку Мичиганского университета.
  20. ^ Группа школ Кордильер (2005 г.). Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day.
  21. ^ Толентино, Дельфин Л. младший (2004). «Антропоморфная резьба Кордильер: форма и функция». Журнал истории . 50 (1–4).
  22. ^ ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  978-1-61069-075-1 .
  23. ^ Гильермо, Алиса Г.; Мапа-Арриола, Мария Шарон. «Искусство татуировки» . Культурный центр Филиппин: Цифровое издание Энциклопедии филиппинского искусства . Проверено 10 августа 2021 г.
  24. ^ Любовь и романтика в филиппинском стиле . Архивировано 27 января 2010 г. в Wayback Machine и структура семьи . Архивировано 24 февраля 2012 г. в Wayback Machine : Дом для обручения (Ифугао, Горная провинция) , Ухаживание посредством поэзии и песни (провинция Илокос) , Накануне свадьбы (Провинция Батангас) , Официальное предложение (Провинция Себу) , Служба невесты (Провинция Лейте) , Свадьба (Таусуг) , Livinginthephilippines.com
  25. ^ Лейсон, Хосе Флоранте Дж. «Филиппины (Республика Филиппин)» . Международная энциклопедия сексуальности . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года.
  26. ^ Клыкастый, Н.; Карвахаль, Дж.А.; Спаситель-Аморес, А.; Толентино, Д. младший (1999). (2018). «Каталог предметов выставки «Праздники за заслуги». В Толентино Дельфина младшая. (ред.). Праздники заслуг: богатство, статус и пиршества в Кордильерах Лусона . Музей Кордильер, Филиппинский университет Багио. стр. 100-1 119–198. ISBN  978-621-95884-0-9 .
  27. ^ Диоквинио, Корасон (2008). «Филиппинские бамбуковые инструменты» . Гуманитарные науки Дилиман . 5 (1 и 2): 107.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Хокано, Ф. Лэнд (1969). Филиппинская мифология . Кесон-Сити: Издательство Capitol.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Зайде, Соня М (1999). Филиппины: уникальная нация . Кесон-Сити: Общенациональное издательство.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Биммолог, Генри; Саллонг, Лоуренс; Монтемайор, Лорели (13 апреля 2005 г.). Пластин, Гленн (ред.). «Божества анимистической религии Маяояо, Ифугао » теокультура . Получено 14 , октября
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бейер, Х. Отли (1913). «Мифы о происхождении горных народов Филиппин» (PDF) . Филиппинский научный журнал . (2): 85–117.
  32. ^ Jump up to: а б Лапнитен, Карлстон (29 мая 2018 г.). «Коренное божество, страдающее параличом нижних конечностей: история Намтогана » Inquirer.net Получено 14 , октября
  33. ^ Jump up to: а б с д и Дэнсел, Манлоу М. (1989). «Деревянный идол Ифугао» . Дайджест SPAFA . 10 (1): 2–5.
  34. ^ Бартон, РФ (декабрь 1955 г.). Сборник легенд об игоротах. Сагада Социальные исследования.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebf90bd26e110b619a591db3cbcce2c4__1711514400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/c4/ebf90bd26e110b619a591db3cbcce2c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ifugao people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)