Люди Ифугао
![]() Молодые женщины Ифугао в традиционной одежде | |
Общая численность населения | |
---|---|
82,718 [1] (перепись 2020 года) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Ифугао , Илокано , Тагальский | |
Религия | |
Христианство , местная народная религия | |
Родственные этнические группы | |
Игоротские народы |
Народ Ифугао — этническая группа, населяющая провинцию Ифугао на Филиппинах . Они проживают в муниципалитетах Лагаве , Агинальдо , Альфонсо Листа , Асипуло , Банауэ , Хингён , Хунгдуан , Кианган , Ламут , Майояо и Тинок . Провинция является одной из самых маленьких провинций Филиппин, ее площадь составляет всего 251 778 га (622 160 акров), или около 0,8% от общей площади филиппинских земель. [2] По состоянию на 1995 год население Ифугао составляло 131 635 человек. Хотя большинство из них все еще находятся в провинции Ифугао, некоторые из них переехали в Багио , где работают резчиками по дереву, и в другие части региона Кордильеры . [2]
Демоним
[ редактировать ]
Термин Ифугао происходит от слова ipugo , что означает «земные люди», «смертные» или «люди», в отличие от духов и божеств. Это также означает «с холма», поскольку пуго означает холм. [2] Термин «Игорот» или «Иголоте» использовался испанцами для обозначения горных жителей. Ифугао, однако, предпочитают имя Ифугао .
История
[ редактировать ]Генри Отли Бейер считал, что ифугао произошли из южного Китая 2000 лет назад и мигрировали в залив Лингаен и западное побережье северного Лусона, откуда они мигрировали в долины рек Агно и Каяпа, а также в долины Ифугао. [3] Теория Феликса Кизинга была основана на старых испанских источниках и предполагала, что предки ифугао пришли из района Магата только после прибытия испанцев в Магат. Следовательно, рисовым террасам всего несколько сотен лет. [4] Популярный эпос Ифугао «Худхуд Динулавана и Буган Гонхадана» подтверждает эту интерпретацию. [2] Более поздняя теория Мануэля Дулавана предполагает, что ифугао пришли из западной горной провинции из-за поразительного сходства с языком, архитектурой, производством и дизайном одежды канканай , а также множества имен и мест, которые происходят из этого региона и фигурируют в мифах и песнях Ифугао. . [5]
Согласно исследованиям, Ифугао неоднократно удавалось сопротивляться испанским завоеваниям. Считалось, что группы, мигрировавшие в высокогорье Кордильер, сопротивлялись испанскому колониальному контролю , который стал преобладать в низинах. По мнению Акабадо, суровая природа высокогорья вокруг региона Ифугао не стала препятствием для испанского завоевания. Другие регионы, в которых была такая же суровая среда, как в Ифугао, подвергались колониальному правлению. Археологические исследования показывают, что Ифугао практикуют успешное сопротивление путем укрепления своих политических и экономических ресурсов. Испанское завоевание и рост населения стали причиной перехода к выращиванию влажного риса. [6]
По мнению Куини Г. Лапенья и Стивена Б. Акабадо, для успешного сопротивления колонизирующей державе необходима конструктивная военная организация в рамках целостного государства. Испанцы завоевали долину Магат, что вынудило ифугао стратегически переселиться во внутреннюю часть Кордильерских гор между 1600 и 1700 годами нашей эры. Вскоре после этого было освоено влажное рисоводство, и были построены обширные рисовые террасы. Для Ифугао это был сдвиг в сфере натурального хозяйства, поскольку они выращивали таро до того, как началось выращивание влажного риса. Автор подчеркивает, что люди Ифугао сохранили свою культуру и самобытность, проводя много времени на рисовых полях, поскольку они относились к ним как к ритуальным местам, чтобы «укрепить общественную солидарность». [7] Стивен Акабадо утверждает, что, поскольку население деревни увеличивалось, переход к выращиванию влажного риса, увеличение закупок экзотических товаров и, наконец, увеличение распределения ритуальных животных указывает на «политические разработки как ответ на испанское завоевание». [6]
Подгруппы
[ редактировать ]Ифугао делятся на подгруппы в зависимости от различий в диалектах, традициях и дизайне/цвете костюмов. Основные подгруппы — Аянган, Калангуя и Тували. [2]
Язык
[ редактировать ]Язык Ифугао состоит из четырех диалектов. Из-за изоляции от местности ифугао обычно говорят на илокано, тагальском и английском языках как альтернативе своему родному языку.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]
Для сельского хозяйства Ифугао характерны влажные рисовые террасы, дополненные подсечно-огневым выращиванием камота. [2] Они известны своими рисовыми террасами Банауэ , которые стали одной из главных туристических достопримечательностей страны. Ифугао имеют ряд сходств с бонтоками с точки зрения сельского хозяйства, но ифугао, как правило, имеют более разбросанные поселения и признают свою принадлежность в основном к прямым родственникам в домохозяйствах, расположенных ближе к их полям. [8]
Испанцы впервые описали рисовые террасы Ифугао в 1801 году. Хотя, как отмечает Уильям Скотт: «Эти впечатляющие поля с каменными стенами, орошаемые как для риса, так и для выращивания таро , были известны со времен первых экспедиций в Кианган в 1750-х годах. ." [9] [10] : 2
Культура Ифугао вращается вокруг риса, который считается престижной культурой. Существует тщательно продуманный и сложный набор праздников, связанных с выращиванием риса, неразрывно связанных с табу и сложными сельскохозяйственными обрядами, от выращивания риса до его потребления. В сезон сбора урожая устраиваются грандиозные благодарственные праздники, а заключительные обряды сбора урожая тунго или тунгул (день отдыха) влекут за собой строгое табу на любые сельскохозяйственные работы. Употребление рисового вина ( байя ), рисовых лепешек и момы (смесь нескольких трав, измельченных раковин улиток и орехов бетеля/ареколина, которая используется в качестве жевательной резинки для ифугао) является неотъемлемой практикой во время праздников и ритуальных действий. Сельскохозяйственные террасы и сельское хозяйство являются основными средствами существования. Их социальный статус измеряется количеством зернохранилищ на рисовых полях, семейными реликвиями, золотыми серьгами и карабао (водяными буйволами). Престиж также присуждается временем и традициями.
Когда начинается сбор урожая, пожилая женщина произносит молитву, обращенную к Кабуниан, богине риса. Затем произносится защитная молитва, прежде чем рис помещается в зернохранилище. [10] : 21
Солнечный календарь Ифугао включал 365-дневный год, разбитый на 13 месяцев по 28 дней каждый плюс один дополнительный день. [10] : 37
Социальная организация
[ редактировать ]Общество Ифугао разделено на три социальных класса: кадангян или аристократы, тагу или средний класс и навотвот или низший класс. Класс, расположенный непосредственно ниже самых богатых, называется инмуй-я-уй . Кадангьяны , которые не могут спонсировать пиры , спонсируют престижные ритуалы, называемые хагаби и уяуй , и это отличает их от тагу но экономически обеспечены. Навовоты - это те, кто имеет ограниченную земельную собственность и обычно нанимаются высшими классами для работы на полях и других услуг. [2] Более богатые Ифугао, известные как кадангьян или бакнанг , обычно были щедры по своей природе, одалживая рис бедным соседям во время нехватки продовольствия и/или трудностей в обмен на рабочую силу. Выступая в качестве деревенских или духовных лидеров, кредиторов или коммерческих менеджеров, эти богатые семьи демонстрировали свое богатство, устраивая множество пиров или каньяо . [11] [12]
Переход к выращиванию влажного риса является одним из факторов, который усилил социальный рейтинг, который уже присутствовал в обществе Ифугао. Те, кто начал выращивать влажный рис, смогли консолидировать политические ресурсы. «В Ифугао внедрение влажного рисового земледелия находится на переднем плане в дискуссиях о социальном рейтинге по сравнению с престижной экономикой». [6] Социальный статус Ифугао основан на их рисовых землях и способности спонсировать праздники. Одна из причин заключается в том, что человек должен обладать навыками мобилизации рисовых террас, а также потому, что рисовые террасы требуют трудоемкой работы. [6]
Культура
[ редактировать ]В культуре Ифугао ценятся родство, семейные узы, религиозные и культурные верования. Ифугао уникальны среди всех этнических групп горной провинции благодаря своей повествовательной литературе, такой как худхуд , эпопее о предках-героях, исполненной в поэтической манере. Также уникальным для Ифугао является их искусство резьбы по дереву, в первую очередь резные стражи зернохранилища булул и престижная скамья высшего класса, хагаби . Их ткани славятся своей красотой, красочными одеялами и одеждой, сотканными на ткацких станках. [2] Ифугао известны своими богатыми устными литературными традициями худхуда и алима . В 2001 году песнопения «Худхуд » Ифугао были выбраны одним из 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества . Затем в 2008 году он был официально внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Самыми престижными праздниками Ифугао являются хагаби , спонсируемые элитой ( кадангян ); и уяуй , брачный пир, спонсируемый теми, кто находится непосредственно ниже самых богатых ( инмуй-я-уй ). Фамильные бусины Ифугао — это престижные товары, которые были доступны только богатому сообществу Ифугао; более того, такие бусы использовались исключительно в ритуальных случаях, таких как похороны, свадьбы и праздники сбора риса, и означали уважение. [13]
Рисовые зернохранилища ( аланг ) охраняются деревянной охраной, называемой булул . Скульптуры булул представляют собой сильно стилизованные изображения предков Ифугао, и считается, что они обретают силу и богатство от присутствия духа предков. [14] Ифугао особенно известны своим умением вырезать булул. [15] [2]
Кроме того, культура Ифугао известна своей правовой системой, основанной на старейшинах деревни, амама-а . Их слова имели силу закона и не подлежат обжалованию. Жюри, агом , состояло из красноречивых, мансапит , старейшин. Если присяжные не могли принять решение по делу, применялся судебный процесс. Логика в том, что боги и богини Кабуниан не позволят страдать невиновным. [12] : 115–120 Уголовные дела рассматриваются в судебном порядке . К ним относятся поединки ( уггуб/алао ), борьба ( бултонг ), испытание горячим боло и испытание кипящей водой ( да-у ). [2]
Бултонг — это название вида традиционной борьбы Ифугао . В нее часто играют во время городских и провинциальных праздников . Бултонг подпадает под международную классификацию « борьбы на поясах ». [16]
Таможня
[ редактировать ]От рождения человека до его смерти Ифугао следуют множеству традиций. Паханг и палат ди обан проводятся матери, чтобы обеспечить благополучные роды. После родов посетителям не разрешается входить в дом до тех пор, пока не пройдет церемония, когда ребенку будет дано имя. Затем выполняются колот и балихонг, чтобы обеспечить здоровье и хорошие качества мальчика или девочки соответственно. Подрастая, они спят в эксклюзивных общежитиях, поскольку братьям и сестрам разного пола считается неприличным спать в одном доме. Мужчины — это те, кто охотится, декламирует мифы и работает в полях. Женщины также работают в полях, помимо управления домом и чтения баллад. Наконец, ифугао не оплакивают умерших стариков, а также ребенка или мать, умершую во время зачатия. Это необходимо для того, чтобы подобное событие не повторилось в семье. Кроме того, ифугао верят в жизнь после смерти, поэтому убитым дается ритуал под названием опа, чтобы заставить их души попасть в место, где обитают его предки. [2] Ифугао могут полагать, что незаконнорожденный ребенок может иметь более одного физического отца и поэтому назначать более одного генитора. [17]
Охота за головами
[ редактировать ]- Воин Ифугао со своими трофеями, около 1912 года.
- Черепа охоты за головами, собранные в качестве трофеев во время кровной мести, выставлены в гостинице Hiwang Native House Inn недалеко от Банауэ, Ифугао.
Ифугао, как и другие народы Центральной Кордильеры , известны своим прошлым как охотники за головами . Двумя основными причинами охоты за головами Ифугао были убийства чести и престиж. После убийства или другого тяжкого преступления семья жертвы организовала карательную экспедицию. Преступника или кого-то из его близких выследили, убили и обезглавили, чтобы защитить честь семьи. Такая карательная экспедиция обычно вызывала и противодействие, и такие распри могли продолжаться в течение нескольких поколений. [18]
Помимо подобных актов мести, были также организованы нападения, успешный исход которых повышал престиж участвующих в основном молодых мужчин. Такие нападения, часто на отдаленные деревни, убивали всех без разбора. В некоторых областях, например в районе Киангана , женщин и детей щадили и продавали в рабство, но и другие охотники за головами их не щадили. [18]
Помимо вышеуказанной причины, у Ифугао были и другие причины охоты за головами, такие как смерть жены во время родов, после чего муж чувствовал себя обязанным отобрать голову незнакомца, чтобы душа умершего могла найти покой в загробной жизни. . Более того, считалось, что если такое действие не провести, то близкий родственник тоже заболеет и умрет. [18]
Охота за головами, как и все важные события в жизни Ифугао, была окружена всевозможными обычаями и ритуалами. Предварительно животных приносили в жертву богам. Также по пути к цели высматривали любые плохие предзнаменования, например, перебежавшую змею. Такое предзнаменование могло стать поводом отложить экспедицию по поиску кадров. После успешного исхода дела в течение пяти ночей вокруг захваченных голов устраивались вечеринки и танцы, причем голова жертвы обычно доставалась руководителю экспедиции. Успех бойца отражался в количестве сережек, которые он носил. Каждая серьга представляла собой отрубленную голову. После этого головы закапывали в землю вокруг дома руководителя экспедиции, после чего через несколько месяцев их выкапывали и снова очищали. В конечном итоге черепа оказались висеть на видных местах в его доме, например, у двери или у камина. [18]
На стороне жертвы также совершались всевозможные ритуалы. Семья жертвы исполнила военный танец ( химонг ) и поклялась отомстить. Позже жертву хоронили в сидячем положении с копьем в руке, в знак того, что вот-вот будет месть. Наконец, был проведен ритуал, определивший, кто должен возглавить месть убийцам. Семья погибшего села в круг вокруг смертельно раненой курицы, а руководителем экспедиции стал человек, у которого курица в конечном итоге упала замертво. [18]
Практика хедхантинга уже давно ушла в прошлое. Последние инциденты произошли в начале 20 века. [18] [19]
Кухня
[ редактировать ]- Ложка риса Ифугао в Художественном музее Гонолулу.
Основная еда ифугао состоит из основного крахмала, чаще всего из риса, поскольку это их основной продукт питания, который подается с такими блюдами, как овощи, рыба или улитки, ароматизаторами, а иногда и приготовленным мясом животных, например курицей и свиньей. При низком уровне риса ифугао потребляют зерно или корнеплоды, такие как сладкий картофель. В качестве закуски подают свежие ягоды и другие растительные продукты и растения. Рисовое вино (называемое байя или бубуд ) является обязательным в большинстве ритуалов и особых случаев, в нем используются домашние дрожжи и клейкий рис в качестве основных ингредиентов. [20] Деревянные ложки для риса со священными резными изображениями булул, олицетворяющими божества или духов предков ( анито ), являются традиционными среди народа Ифугао. Несмотря на анимистическую резьбу, это повседневная посуда, используемая для еды риса, супов или подачи рисового вина. Сегодня их обычно продают туристам в качестве сувениров. [21]
Татуировка
[ редактировать ]- Татуированный мужчина Ифугао ( 1903 г.)
Среди мужчин Ифугао татуировки были тесно связаны с широко распространенной практикой рейдов по охоте за головами . В обществах охоты за головами, таких как Ифугао, татуировки представляли собой запись о том, сколько голов воины забрали в бою, и были частью обрядов инициации во взрослую жизнь. Таким образом, количество, дизайн и расположение татуировок указывали на статус и доблесть воина. Их также считали магическими оберегами от различных опасностей, таких как злые духи и болезни. [22] Распространенные мотивы Ифугао включают кинабу (собаку), обычно помещаемую на грудь; тинагу (человеческие фигурки); и гнаванг или гнаяман (сороконожки). [23]
Ухаживание
[ редактировать ]- Свадебная пара Ифугао (ок. 1910 г.). Обратите внимание на канго или ян-нго на мужчине.
Обручения распространены среди Ифугао, особенно среди богатого класса; и они соблюдают в браке несколько обычаев, таких как бубун (предоставление свиньи семье женщины). [17] Ифугао практикуют ухаживание, называемое ка-и-синг (эта практика известна как ебган у племен Калинга и как панги у тингуанских племен), при котором мужчины и женщины разделяются на «дома». Дом для мужчин называется Ато , а дом для женщин известен как олог или агаманг . Самцы посещают самок в ологе – «обручальном доме» – чтобы спеть романтические песни. Самки отвечают на эти песни также пением. За продолжающимся ритуалом ухаживания наблюдает женатый старейшина или бездетная вдова, которая хорошо информирует родителей участвующих мужчин и женщин о ходе процесса ухаживания. [24] У народа Ифугао были устоявшиеся ценности в отношении брака и сексуальности. Примером тому является их обычай приравнивать размер женской груди и ширину бедер к цене приданого . [25]
Во время свадебной церемонии ( уя-уй ) мужчина обычно носит головной убор, известный как канго (буквально « птица-носорог »; также ян нго ). Канго окруженных двумя широкими рогами , является символом богатства и состоит из черепа и клюва рыжей птицы-носорога, напоминающими рога карабао . Он закреплен волокном ротанга и украшен перьями и бусинами. Его также обертывают свежесплетенной набедренной повязкой , концы которой свисают до талии. Канго также носят богатые мужчины в других особых случаях, включая их похороны. [26]
Одежда
[ редактировать ]Мужчины носят набедренную повязку ( вано ), а женщины — юбку с запахом ( ампуйо , также известную как тапис ). В особых случаях мужчины носят сумку из бетеля ( пинухха ) и боло ( гимбаттан ). [2]
- Люди Ифугао в своей традиционной одежде
- Ткань, сотканная из Ифугао
- Женщины Ифугао в Банауэ в алампаях
- Родное платье Ифугао
- Молодежь Ифугао в традиционной одежде
Музыка
[ редактировать ]- Пьюпеп . , также известный как бунгкака
Музыкальные инструменты включают гонги ( ганга ), деревянный инструмент, по которому ударяют другим куском дерева ( бангибанг ), тонкий медный щипковый инструмент ( биккунг ), струнные инструменты ( айюдинг и баббонг ), носовые флейты ( ингингиинг ) и ротовые флейты. ( куплинг или иппиип ). [2] Пьюпью сделанный — ударный инструмент, из бамбука . [27]
Жилье
[ редактировать ]- Традиционный дом Ифугао, называемый бале , на фоне рисовых террас Батад.
Дома ифугао ( бале ) построены на четырех деревянных столбах на высоте 3 метра от земли и состоят из одной комнаты, входной двери ( панто ) и задней двери ( авидан ), со съемной лестницей ( тете ) к входной двери. Временные хижины ( абонг ) дают приют работникам в поле или лесу. [2]
Уильям Скотт описывает детали, связанные с домом Ифугао: «Квадратный в плане, он поднят примерно на высоту плеч четырьмя столбами ( тукуд ), вокруг которых установлены цилиндрические деревянные крысиные ограждения ( халипан ), несущие две поперечные балки ( кулинг). ), которые поддерживают три балки пола , в которые половицы ( дотал вставлены ), а также стеновые панели ( гоаб и памадинган ) и стойки ( багад ) . . Четыре стойки , расположенные в углу дома, врезаны на верхнем конце в четыре прогоны или прогоны ( ванан ), которые образуют квадрат, выдерживающий большую часть веса крыши, а также центральную перекладину ( пумпитолан ), на которой стоят две царговые стойки ( такнанг ). Эти стойки заканчиваются небольшим квадратом ( амбубулан ), который заканчивается. поддерживает верхние концы стропил ( бугхол ), крыша представляет собой настоящую пирамиду с четырьмя треугольными сторонами и, таким образом, поднимается до вершины без конькового столба. Стеновые панели скреплены в поперечную балку ( хуклуб ) на высоте талии или груди. в этот момент полка( patie ) устанавливается между ними и крышей, карниз которой опускается до уровня пола. Над соединительными балками часто устраивается тростниковый пол или платформа, образующая чердачное помещение ( палан ) для необмолоченного риса. Деревянные панели закрывают дверные проемы с двух противоположных сторон дома, а вход осуществляется по лестнице, которую на ночь убирают. Этот тип дома называется тюком (или фале ), но это одно и то же базовое здание с некоторыми модификациями - стеновые панели доходят до крыши, есть только одна дверь, и все это меньше - служит зернохранилищем для защиты от крыс. ( аланг )». [10]
Религия
[ редактировать ]- Рисовые боги или божества Булул Ифугао в музее
Хотя большинство ифугао уже обратились в католиков из своей первоначальной анимистической религии , исходя из своей мифологии, они считали, что произошли от Уигана и Бугана, которые являются детьми Баккаявана и Бугана из Небесного мира ( Кабуняна ). [2]
Ифугао верят в 6 миров: Небесный мир ( Кабунян ), Земной мир ( Пугау ), Подземный мир ( Далом ), Восточный мир ( Лагуд ), Западный мир ( Дайя ) и Духовный мир ( Кадунгаян ). Таликуд несет на своих плечах Земной мир и вызывает землетрясения. Ифугао поклоняются природе и предкам, а также участвуют в ритуалах ( баки ), которыми руководит мумбаки . Жрецы ( мунагао и мумбини ) направляют людей в обрядах на удачу. [2]
Боги Ифугао
[ редактировать ]- Кабуниан: верховное божество и главный среди высокопоставленных божеств небесного мира; [28] также называемый Мах-нонган, главный бог, которого обычно называют почетным мертвецом и создателем всего сущего; [29] в отдельных общинах и имена Мах-нонган, и Кабуниан (также Афуниджон) понимаются как имя одного главного божества, тогда как в других они используются для обозначения многих божеств. [30]
- Афуниджон: также общий термин, обозначающий небесных божеств, которых также называют Афуниджон. [30]
- Мах-нонган: также общий термин для божеств, которым приносят в жертву животных. [30]
- Ампуал: бог четвертого небесного мира, даровавший людям животных и растения; контролирует пересадку риса [29]
- Буминги: ответственный за червей, одно из одиннадцати существ, которых настойчиво истребляют вредителей риса. [29]
- Лиддум: единственное божество, населяющее царство Кабуниан; общается напрямую с людьми на Земле; [31] главный посредник между людьми и другими богами [29]
- Лумадаб: обладает способностью высушивать рисовые листья, одно из одиннадцати существ, которых настойчиво искореняют вредителей риса. [29]
- Мамиё: разносчик мотков, одно из двадцати трёх божеств, управляющих искусством ткачества. [29]
- Монлолот: намотчик нити на веретено, одно из двадцати трех божеств, управляющих искусством ткачества. [29]
- Пувок: контролирует ужасные тайфуны [29]
- Йогьог: виновник землетрясений; обитает в подземном мире [29]
- Алёг: виновник землетрясений; обитает в подземном мире [29]
- Колёг: бог землетрясений [29]
- Макалун: духи, выполняющие функцию посланников богов. [28]
- Намтоган: парализованный бог удачи, чье присутствие сделало урожай риса и домашний скот обильным; когда люди, с которыми он жил в Ахине, начали пренебрегать булулом, он ушел, вызвав проклятие несчастий; люди убедили его вернуться, на что он в ответ научил людей создавать булулы и проводить ритуалы для статуй, эффективно снимая проклятие. [32]
- Булол: домашние божества, являющиеся душами ушедших предков; [28] обычно изображаются в виде резных деревянных статуй, хранящихся в рисовом зернохранилище; образы предков охраняют посевы, делают урожай риса обильным, защищают рис от вредителей и воров, а также от слишком быстрого употребления в пищу. [33]
- Набулул: супруга Бугана; бог, который владеет фигурами Булюла или живет в них; охраняет рис и обеспечивает обильный урожай риса [33]
- Буган: супруга Набулула; богиня, которая владеет фигурками Булюла или живет в них; охраняет рис и обеспечивает обильный урожай риса [33]
- Гатуи: божества, связанные с розыгрышами, но имеющие злобную сторону, поедающие души и вызывающие выкидыши. [28]
- Тагбаян: божества, связанные со смертью, которые питаются человеческими душами, охраняемыми двухголовыми монстрами, называемыми кикилан. [28]
- Имбаян: также называется Лингаян; божества, которые направляют души после их смерти [28]
- Химпугтан: имбаянское божество, которое может уничтожить тех, кто ему не нравится. [28]
- Мундунтуг: горные божества, из-за которых теряются охотники. [28]
- Баниг: духи холмов и пещер; [28] у майяо баниг принимают облик животного, которое никому не причиняет вреда, несмотря на то, что люди боятся их проявления [30]
- Мун-апо: обожествленные духи предков, которые являются хранителями и источниками благословений, даруемых живыми; их уважают, однако их благословения также могут превратиться в проклятие [30]
- Махипнат: великие духи священных мест [28]
- Бибао: духи обычных мест [28]
- Халупи: божества памяти [28]
- Фили: божества собственности [28]
- Дадунгут: божества, обитающие на кладбищах и гробницах. [28]
- Макиубая: божества, охраняющие ворота деревни. [28]
- Духи болезни
- Бинудбуд: духи, которых вызывают во время пиров, чтобы подавить человеческие страсти. [28]
- Колколибаг: духи, вызывающие тяжелые роды [28]
- Инду: духи, делающие предзнаменования [28]
- Хидит: божества, наказывающие тех, кто нарушает табу. [28]
- Пуок: разновидность хидитов, использующих ветры для разрушения жилищ шахтеров, нарушающих табу. [28]
- Хипаг: духи войны, которые придают солдатам храбрость на поле войны, но свирепы и каннибалистичны. [28]
- Ллокесин: бог крыс, фигурирующий в мифе о первом апельсиновом дереве. [28]
- Бумабакал: отвергнутое трупное божество небесного мира; его труп находится на вершине горы Дукутан, где его телесные жидкости вызывают фурункулы. [34]
- Кабигат: бог, наславший потоп, затопивший Землю; женат на богине Буган [31]
- Буган: богиня, замужем за Кабигатом; ее дети - сын по имени Уиган и дочь также по имени Буган. [31]
- Буган: дочь Бугана и Кабигат; оказался на Земле после великого потопа и стал одним из двух предков человечества. [31]
- Уиган: сын Бугана и Кабигата; застрял на Земле после великого потопа и стал одним из двух предков человечества [31]
- Уиган: бог хорошего урожая [29]
- Думагид: бог, живший среди жителей Бенгета; женился на смертной женщине по имени Дугай и имел сына по имени Овуг. [31]
- Овуг: сын Думагида и Дугая; был разрезан отцом пополам, причём одна из его половин была реанимирована в небесном мире, а другая — на Земле; голос Овуга небесного мира — источник молний и резкого грома, а голос Овуга Земли — источник тихого грома [31]
- Банган: бог, который сопровождал Думагида в завоевании Овуга с Земли. [31]
- Анинитуд чалом: божество подземного мира, чей гнев проявляется во внезапном сотрясении земли. [30]
- Анинитуд ангачар: божество небесного мира; вызывает молнию и гром, когда не удовлетворен подношениями [30]
- Мапатар: солнечное божество неба, отвечающее за дневной свет. [30]
- Булан: лунное божество ночи, отвечающее за ночь. [30]
- Милалаби: божества звезд и созвездий [30]
- Пиначенг: группа или класс божеств, обычно живущих в пещерах, камнях, ручьях, скалах и повсюду; вводить в заблуждение и скрывать людей [30]
- Фулор: дерево, на котором вырезано изображение мертвого человека, сидящего на стуле смерти; антиквариат, в котором обитает дух, приносящий болезни, смерть и неурожай, когда не приносятся жертвы [30]
- Инама: деревянная тарелка и дом духов; уничтожение или продажа поставит семью под угрозу [30]
Другие цифры
[ редактировать ]- Дугай: смертная мать расколотого бога Овуга; жена бога Думагида [31]
- Хумидхид: староста деревни в верхнем течении Дайи, который вырезал первые статуи булул из призрачного или сверхъестественного дерева по имени Бонгбонг. [33]
- Безымянный шаман: молился божествам Набулулу и Бугану, чтобы они владели статуями булула, вырезанными Хумидидом, или жили в них. [33]
- Жена Намтогана: смертная женщина, на которой женился бог Намтоган, когда он останавливался в деревне Ахин. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сумег-анг, Арсенио (2005). «4 Ифугао». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 71–91. ISBN 971-10-1109-3 .
- ^ Бейер, Х. Отли (1921). Нехристианский народ Филиппин . Манила: Бюро печати – через библиотеку Мичиганского университета.
- ^ Кизинг, Феликс М. (1962). Этноистория Северного Лусона . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Дулаван, М. (1999), «Вклад иностранных и местных авторов в написание истории Ифугао», Материалы регионального семинара по гистографии Кордильер , Багио.
- ^ Jump up to: а б с д Лапенья, Куини Г.; Акабадо, Стивен Б. (2016). «Сопротивление посредством ритуалов: роль филиппинской «местной свиньи» ( Sus scrofa ) в пиршестве Ифугао и социально-политической организации». Журнал археологической науки: отчеты . 13 : 583–594. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.05.009 .
- ^ Акабадо, Стивен (2018). «Зоны убежища: сопротивление завоеванию Северного Филиппинского нагорья с помощью экологической практики». Журнал антропологической археологии . 52 : 180–195. дои : 10.1016/j.jaa.2018.05.005 . S2CID 150245254 .
- ^ Года, Тох (2001). Кордильеры: разнообразие в изменении культуры, социальная антропология горных жителей Северного Лусона, Филиппины . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-1064-Х .
- ^ Скотт, Уильям (1974). Открытие игоротов: контакты испанцев с язычниками Северного Лусона . Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 199. ИСБН 971-10-0087-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Скотт, Уильям (1966). На Кордильерах . Манила: MCS Enterprises. стр. 178–180.
- ^ Гавана, Оливия М. (2000). «Добыча золота в Бенге до 1898 года» . Филиппинские исследования . 48 (4): 466. JSTOR 42634423 .
- ^ Jump up to: а б Багамапад, Анавик; Хамада-Павид, Зенаида (1985). История народа провинции Бенгет Типография и издательство Багио. стр. 100-1 94 ,
- ^ Якал, Мадлен (2017). Захоронения экзотических бус и банок: социальный статус в старой деревне Киянган, Ифугао, Филиппины (магистерская диссертация). Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- ^ Дирнесс, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти, ред. (2008). Глобальный богословский словарь: ресурс для всемирной церкви . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. п. 64. ИСБН 978-0-8308-2454-0 .
- ^ Вудс, Дэймон Л. (2006). Филиппины: Справочник по глобальным исследованиям . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 201. ИСБН 1-85109-675-2 .
- ^ «Сумо и традиционная борьба тихоокеанских островов» . Ассоциация Кобида Австралии . Архивировано из оригинала 14 сентября 2014 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Барнс, Дж. А. (1961). «Физическое и социальное родство». Философия науки . 28 (3): 296–299. дои : 10.1086/287811 . S2CID 122178099 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Думия, Мариано А. (1979). Мир Ифугао . Кесон-Сити: Издательство New Day.
- ^ ДеВитт, Корнелис (1912). Охотники за головами Северного Лусона: от Ифугао до Калинга, поездка через горы Северного Лусона, с приложением о независимости Филиппин . Канзас-Сити, штат Миссури: Издательство Франклина Хадсона – через библиотеку Мичиганского университета.
- ^ Группа школ Кордильер (2005 г.). Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day.
- ^ Толентино, Дельфин Л. младший (2004). «Антропоморфная резьба Кордильер: форма и функция». Журнал истории . 50 (1–4).
- ^ ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-61069-075-1 .
- ^ Гильермо, Алиса Г.; Мапа-Арриола, Мария Шарон. «Искусство татуировки» . Культурный центр Филиппин: Цифровое издание Энциклопедии филиппинского искусства . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Любовь и романтика в филиппинском стиле . Архивировано 27 января 2010 г. в Wayback Machine и структура семьи . Архивировано 24 февраля 2012 г. в Wayback Machine : Дом для обручения (Ифугао, Горная провинция) , Ухаживание посредством поэзии и песни (провинция Илокос) , Накануне свадьбы (Провинция Батангас) , Официальное предложение (Провинция Себу) , Служба невесты (Провинция Лейте) , Свадьба (Таусуг) , Livinginthephilippines.com
- ^ Лейсон, Хосе Флоранте Дж. «Филиппины (Республика Филиппин)» . Международная энциклопедия сексуальности . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года.
- ^ Клыкастый, Н.; Карвахаль, Дж.А.; Спаситель-Аморес, А.; Толентино, Д. младший (1999). (2018). «Каталог предметов выставки «Праздники за заслуги». В Толентино Дельфина младшая. (ред.). Праздники заслуг: богатство, статус и пиршества в Кордильерах Лусона . Музей Кордильер, Филиппинский университет Багио. стр. 100-1 119–198. ISBN 978-621-95884-0-9 .
- ^ Диоквинио, Корасон (2008). «Филиппинские бамбуковые инструменты» . Гуманитарные науки Дилиман . 5 (1 и 2): 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Хокано, Ф. Лэнд (1969). Филиппинская мифология . Кесон-Сити: Издательство Capitol.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Зайде, Соня М (1999). Филиппины: уникальная нация . Кесон-Сити: Общенациональное издательство.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Биммолог, Генри; Саллонг, Лоуренс; Монтемайор, Лорели (13 апреля 2005 г.). Пластин, Гленн (ред.). «Божества анимистической религии Маяояо, Ифугао » теокультура . Получено 14 , октября
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бейер, Х. Отли (1913). «Мифы о происхождении горных народов Филиппин» (PDF) . Филиппинский научный журнал . 8Д (2): 85–117.
- ^ Jump up to: а б Лапнитен, Карлстон (29 мая 2018 г.). «Коренное божество, страдающее параличом нижних конечностей: история Намтогана » Inquirer.net Получено 14 , октября
- ^ Jump up to: а б с д и Дэнсел, Манлоу М. (1989). «Деревянный идол Ифугао» . Дайджест SPAFA . 10 (1): 2–5.
- ^ Бартон, РФ (декабрь 1955 г.). Сборник легенд об игоротах. Сагада Социальные исследования.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с людьми Ифугао, на Викискладе?