Jump to content

против

Испанское изображение татуировок висайских пинтадо ( «раскрашенных») на Филиппинах в Боксерском кодексе (ок. 1590 г.), одном из самых ранних изображений татуировок коренных австронезийцев, сделанных европейскими исследователями.
Традиционные татуировки Калинга женщины

Баток , батек , патик , батик или бури , среди других названий, являются общими терминами для татуировок коренных народов Филиппин . [ 1 ] Нанесение татуировок обоим полам практиковалось почти всеми этническими группами Филиппинских островов в доколониальную эпоху. Как и другие австронезийские группы, эти татуировки традиционно делались с помощью инструментов с рукоятками, по которым постукивали отрезком дерева (так называемым «молотком»). У каждой этнической группы были свои особые термины и рисунки для татуировок, которые часто совпадают с рисунками, используемыми в других видах искусства и украшениях, таких как гончарное дело и ткачество. Татуировки варьируются от ограниченных только на определенных частях тела до покрытия всего тела. Татуировки были символами племенной идентичности и родства, а также храбрости, красоты, социального статуса или богатства. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Традиции нанесения татуировок были по большей части утеряны, поскольку филиппинцы были обращены в христианство во время испанской колониальной эпохи . Татуировки также были утеряны у некоторых групп (например, у тагальцев и народа моро ) незадолго до колониального периода из-за их (тогда недавнего) обращения в ислам . Он просуществовал примерно до 19-го - середины 20-го веков в более отдаленных районах Филиппин, но также вышел из практики из-за модернизации и западного влияния. Сегодня эта традиция находится под угрозой исчезновения и сохранилась только у некоторых представителей кордильерских народов высокогорья Лусона . [ 2 ] некоторые люди Лумад с высокогорья Минданао , [ 6 ] и народ сулоднон с высокогорья Панай . [ 4 ] [ 7 ]

Этимология

[ редактировать ]
Фотография 1908 года воина Бонтока с охотника за головами. чаклага татуировкой на груди

Большинство названий татуировок на разных языках Филиппин происходят от протоавстронезийских слов *beCik («татуировка»), *patik («пятнистый узор») и *burik («пятнистый»). [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Описание

[ редактировать ]

Татуировки известны как баток (или батук ) или патик у висайцев ; батик , бури или татак у тагалогов ; бури у народов пангасинан , капампанган и биколано ; батек , бутак или бурик у илоканцев ; батек , баток , батак , фатек , хаток (также пишется фаток ) или бури у различных кордильерских народов ; [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] и панготоеб (также пишется па-нго-туб , пенгетеб или пенгетев ) среди различных народов манобо . [ 6 ] [ 12 ] Эти термины также применялись к идентичным рисункам, используемым в тканых тканях, керамике и украшениях для щитов, ручек инструментов и оружия, музыкальных инструментов и т. д. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] Аффиксальные формы этих слов использовались для описания татуированных людей, часто как синоним слова «известный / опытный человек»; такие как тагальский батикан , висайский бинатакан и илокано бурикан . [ 3 ]

Обычно это были повторяющиеся геометрические рисунки (линии, зигзаги, шевроны, клетчатые узоры, повторяющиеся формы); стилизованные изображения животных (например, змей, ящериц, орлов, собак, оленей, лягушек или гигантских многоножек ), растений (например, травы, папоротников или цветов) или людей; молния, горы, вода, звезды или солнце. У каждого мотива было название и обычно история или значение, стоящее за ним, хотя большинство из них потерялись со временем. Это были те же узоры и мотивы, которые использовались в других формах искусства и украшениях конкретных этнических групп, к которым они принадлежали. Фактически, татуировки считались разновидностью одежды, и мужчины обычно носили только набедренные повязки ( бахаг ), чтобы выставить их напоказ. [ 2 ] [ 3 ] [ 13 ] [ 11 ] [ 6 ] [ 14 ] [ 15 ]

«Основной одеждой кебуанцев и всех висайцев является татуировка, о которой мы уже говорили, с помощью которой обнаженный человек кажется одетым в своего рода красивые доспехи, украшенные очень тонкой работой, одежду, которую они так почитают, что принимают это их самая гордая одежда, прикрывающая их тела ни больше, ни меньше, как распятый Христос , так что, хотя для торжественных случаев они носят упомянутые нами марлоты (одежды), их одежда дома и в их пригороде - это их татуировки и бахаг , как они называют эту ткань, которую обматывают вокруг пояса, такую ​​ткань из соображений приличия использовали древние актеры и гладиаторы в Риме».

- Педро Чирино , Отношения Филиппинских островов (1604 г.), [ 3 ]

Татуировки были символами племенной идентичности и родства, а также храбрости, красоты, социального статуса или богатства. Большинство татуировок для мужчин предназначались для важных достижений, таких как успех в войне и охоте за головами , в то время как татуировки для женщин в первую очередь были украшением красоты. Считалось также, что они обладают магическими или апотропными способностями (особенно в отношении изображений животных), а также могут документировать личную или общественную историю. Боль, которую получателям приходится терпеть из-за своих татуировок, также служила обрядом посвящения. Говорят, что как только человек сможет вынести боль от нанесения татуировки, он сможет вынести и боль, с которой столкнется в более позднем возрасте, символически переходя во взрослую жизнь. Также распространено мнение, что татуировки сохраняются и в загробной жизни, в отличие от материальных ценностей. способом В некоторых культурах считается, что они освещают путь в духовный мир или служат духам предков оценить, достойна ли душа жить с ними. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] [ 6 ] [ 16 ]

Их дизайн и размещение варьировались в зависимости от этнической группы, принадлежности, статуса и пола. Они варьировались от почти полного покрытия тела, включая татуировки на лице, призванные напоминать устрашающие маски среди элитных воинов Висайцев; быть ограниченными только определенными областями тела, например, татуировки манобо, которые делались только на предплечьях, нижней части живота, спине, груди и лодыжках. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ] [ 6 ] [ 17 ] [ 16 ]

Апо Ванг-од наносит традиционные Калинга татуировки ( баток ) с использованием характерных австронезийских инструментов для татуировки — иглы с рукояткой и молотка.

Татуировки были сделаны опытными мастерами с использованием характерной австронезийской техники татуировки рукояткой. Это предполагает использование небольшого молотка для постукивания по игле для татуировки (либо одной игле, либо пучку игл, напоминающих кисть), установленной перпендикулярно деревянной ручке в L-образной форме (отсюда и «с рукояткой»). Эта ручка делает иглу более стабильной и облегчает ее позиционирование. При постукивании игла быстро входит и выходит из кожи (около 90–120 постукиваний в минуту). Иглы обычно делались из дерева, рога, кости, слоновой кости, металла, бамбука или цитрусовых шипов . Иглы оставляли на коже раны, которые затем натирали чернилами, приготовленными из сажи или золы, смешанной с водой, маслом, растительными экстрактами (например, соком сахарного тростника ) или даже свиной желчью . [ 2 ] [ 3 ] [ 13 ] [ 11 ]

Игла с рукояткой, молоток и чаша с чернилами, используемые в традиционных филиппинских татуировках.

Перед нанесением татуировки художники также обычно обводили контуры рисунков на коже чернилами, используя кусочки веревки или травинки. В некоторых случаях чернила наносились до того, как точки татуировки были вбиты в кожу. Большинство практикующих татуировку были мужчинами, хотя существовали и женщины. Это были либо жители одной деревни, либо странствующие художники, посещавшие разные деревни. [ 2 ] [ 3 ] [ 13 ] [ 11 ]

Другая техника татуировки, преимущественно практикуемая народами Лумад и Негрито, заключается в использовании небольшого ножа или долота для татуировки с рукояткой, чтобы быстро надрезать кожу небольшими штрихами. Затем раны натирают пигментом. Они отличаются от методов, в которых используются иглы, тем, что этот процесс также приводит к скарификации . Тем не менее, мотивы и расположение очень похожи на татуировки, сделанные иглами с черенком. [ 6 ]

Нанесение татуировки было сложным трудоемким процессом, к тому же очень болезненным для получателя. [ 15 ] Татуировки приобретаются постепенно, на протяжении многих лет, а на их заживление и заживление могут уйти месяцы. Процесс нанесения татуировки обычно представлял собой священное мероприятие, которое включало в себя ритуалы с духами предков ( анито ) и учет предзнаменований. Например, если художник или получатель чихнул перед нанесением татуировки, это было воспринято духами как знак неодобрения, и сеанс был отменен или перенесен. Художникам обычно платили скотом, семейными бусами или драгоценными металлами. Во время процесса их также размещала и кормила семья получателя. Торжество обычно проводилось после выполненной татуировки. [ 3 ] [ 2 ] [ 13 ]

История и археология

[ редактировать ]
Пара висайских тимава (воинов-дворян) в Боксерском кодексе (около 1590 г.)

Древние глиняные фигурки людей возрастом от 2500 до 3000 лет, найденные в археологических раскопках на островах Батанес , имеют упрощенные узоры в виде штампованных кругов, которые явно представляют собой татуировки. [ 18 ] В ходе раскопок в месте захоронения в пещере Арку в провинции Кагаян на севере Лусона также были обнаружены как долота, так и зазубренные головки возможных инструментов для татуировок с рукоятками, а также маркеры австронезийской материальной культуры, такие как тесла, веретена, колотушки из коры и украшения из нефрита . Они были датированы периодом до 1500 г. до н.э. и удивительно похожи на гребешковые долота для татуировок, встречающиеся по всей Полинезии . [ 19 ] [ 13 ] [ 20 ] [ 21 ]

Древние татуировки также можно найти среди мумифицированных останков различных кордильерских народов в пещерах и захоронениях с подвесными гробами на севере Лусона, причем самые старые из сохранившихся образцов относятся к 13 веку. Татуировки на мумиях часто очень индивидуализированы и покрывают руки взрослых женщин и все тело взрослых мужчин. возрастом от 700 до 900 лет В частности, мумия Канканаи по прозвищу «Апо Анно» имела татуировки, покрывающие даже подошвы ног и кончики пальцев. Узоры татуировок часто также вырезаются на гробах с мумиями. [ 13 ]

Когда Антонио Пигафетта из экспедиции Магеллана (ок. 1521 г.) впервые столкнулся с висайцами островов, он неоднократно описывал их как «сплошь разрисованных». [ 22 ] Первоначальное испанское название висайцев « Лос Пинтадос » («Раскрашенные») было отсылкой к их татуировкам. [ 2 ] [ 3 ] [ 23 ]

«Помимо верхней одежды и платьев, некоторые из этих народов носили еще одно внутреннее платье, которое нельзя было снять после того, как оно было однажды надето. Это татуировки на теле, которые так широко практикуются среди висайцев, которых мы по этой причине называем пинтадос . У них был обычай, и это было признаком благородства и храбрости, татуировать все тело с головы до ног, когда они достигли возраста и силы, достаточной, чтобы вынести пытки татуировки, которая была сделана (после того, как она была тщательно разработана художников, и в соответствии с пропорциями частей тела и пола) с помощью таких инструментов, как кисти или маленькие веточки, с очень тонкими кончиками бамбука».

«Тело кололи и метили ими до тех пор, пока не пошла кровь. После этого наносили черный порошок или сажу из смолы, которая никогда не выцветала. Все тело татуировалось не сразу, а делалось постепенно. в старину татуировку не начинали до тех пор, пока не был совершен какой-нибудь смелый поступок, а после этого для каждой из татуированных частей тела нужно было совершить какой-то новый поступок, так что мужчины татуировали даже подбородок и вокруг глаз, так что. они выглядели в масках. Дети не были татуированы, а женщины татуировали только одну руку и часть другой. Илоканцы на острове Манила тоже татуировали себя, но не в такой степени, как висайцы».

- Франсиско Колинз, Евангелика труда (1663 г.), [ 2 ]

Традиции

[ редактировать ]

Ну давай же

[ редактировать ]
Мужчина Аэта со шрамированными татуировками (около 1885 г.)

У народов аэта татуировки известны как пика у агта и кадлет у думагатов. [ 24 ]

Биколано

[ редактировать ]

Татуировки известны как бури среди народа Биколано . [ 2 ] Испанцы записали, что татуировки были столь же распространены среди биколано, живущих в Албае , Камаринесе и Катандуане , как и среди жителей Висайских островов. [ 25 ] [ 24 ]

Кордильер

[ редактировать ]

Различные кордильерские этнические группы (также известные как «игорот») Кордильер Центрального горного хребта на Северном Лусоне имеют наиболее хорошо документированные и наиболее хорошо сохранившиеся традиции татуировки среди филиппинских этнических групп. Это связано с их изоляцией и сопротивлением колонизации в испанскую колониальную эпоху . [ 4 ] Татуировки у кордильерцев считались формой одежды. Раньше отсутствие татуировок приравнивалось к обнажению.

Кордильерские татуировки обычно изображают змей, многоножек, человеческие фигуры, собак, орлов, папоротники, траву, рисовые зерна (в виде ромба), рисовые поля, горы, водоемы, а также повторяющиеся геометрические фигуры. [ 26 ]

Нанесение татуировки было религиозным опытом среди кордильерских народов, в котором принимали непосредственное участие духи анито , которых во время процесса привлекала текущая кровь. Мужские татуировки, в частности, были прочно связаны с традициями охоты за головами . Татуировки на груди не наносились до тех пор, пока мужчины не брали голову. Эта практика была запрещена во время американского колониального периода . Последние татуировки, связанные с охотой за головами, были сделаны во время Второй мировой войны , когда кордильерцы приобрели татуировки в честь убийства императорских японских солдат. [ 4 ] [ 27 ] [ 16 ]

Татуировки на руке женщины из Канканай (1906 г.) [ 28 ]

Они просуществовали до середины 20 века. Первыми исчезли татуировки на груди среди мужчин, поскольку практика охоты за головами прекратилась из-за правительственных запретов и изменения культурных норм. Татуировки на руках и другие декоративные татуировки просуществовали еще некоторое время, пока модернизация и обращение в христианство, наконец, не привели к исчезновению большинства традиций татуировки среди Кордильер. Некоторые старейшины народов Бонток и Калинга сохраняют татуировки до сих пор; но считается, что они вымерли среди канканай , апаяо , ибалой и других кордильерских этнических групп. Несмотря на это, рисунки татуировок сохранились среди мумий кордильерских народов. [ 4 ] [ 27 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 29 ]

Также предпринимаются современные усилия по сохранению татуировок среди молодого поколения. Однако копирование рисунков татуировок на груди старых воинов считается табу , поскольку оно отмечает человека как убийцу. Считается, что копирование старых рисунков приносит неудачу, слепоту или раннюю смерть. Даже мужчины, которые участвовали в конфликтах, защищая свои деревни от военных или коммунистических повстанцев в эпоху Маркоса (1960-1970-е годы), отказывались делать традиционные татуировки на груди по совету деревенских старейшин. Современные кордильерские рисунки обычно намеренно варьируют дизайн, размеры и / или расположение татуировок (а также включают более образные изображения животных и растений), чтобы не копировать традиционные рисунки на груди татуировок воинов; хотя они по-прежнему используют те же методы, обычно имеют тот же общий вид и имеют ту же социальную значимость. [ 4 ] [ 27 ] [ 15 ] [ 16 ]

У калинга бутбут ваток саави («татуировки прошлого») отличаются от ваток сана («татуировки настоящего») или эмбен а ваток («изобретенные татуировки»). Первые имеют культурное значение и предназначены для уважаемых старейшин; в то время как последние являются современными и используются только в декоративных целях. Whatok sa sana — это татуировки, которые делают туристам (как местным, так и иностранным), а не Whatok Sa awi . Тем не менее, ваток сасана являются частью ваток саави или имеют схожие с ним мотивы и, таким образом, по-прежнему остаются традиционными. [ 14 ] [ 30 ]

Среди народа апаяо (также известного как иснег или иснаг) татуировки носили как мужчины, так и женщины. Самая известная татуировка называется андори и представляет собой геометрические фигуры (например, шевроны, зигзаги, линии, ромбы и треугольники), которые начинаются от запястья до рук и плеч. Андори . присутствовал как у мужчин, так и у женщин У мужчин это было связано с боевым мастерством и охотой за головами . Его длина указывала на количество врагов, которых убил владелец. У женщин это указывало на количество врагов, которых убил ее отец. [ 31 ] [ 29 ]

Другие татуировки для мужчин включают бабалакай , татуировки в виде солнца или креста на бедре, изображающие пауков; и хиси , татуировка на тыльной стороне кисти до середины предплечья, равномерно черная, за исключением узкой незататуированной линии, проходящей вдоль пульса запястья. Эти татуировки наносятся всем мужчинам с момента их совершеннолетия и не связаны с охотой за головами. набивали также У женщин, для которых татуировки носили в основном декоративный характер, бабалакай , обычно на горле, а иногда и на предплечьях, а также на одном или обоих бедрах; и тутунграт — ряд линий и точек на тыльной стороне кистей и пальцев. [ 31 ] Женские татуировки на бедрах обычно были скрыты таписом . [ 29 ]

Инструмент для татуировки Апаяо, известный как игихиси, уникален среди всех кордильерских инструментов с рукоятью. Он состоит из изогнутого S-образного отрезка ротанга , на одном конце которого установлен пучок из четырех или пяти игл. Оба конца ротанга затем соединяются веревкой со средней частью S-образной формы. Во время работы татуировщик быстро постукивает по изгибу ротанга, ближайшему к пучку игл. пигменты ( таланг ), сделанные из сажи и сока сахарного тростника. Затем на образовавшиеся раны втирают [ 31 ] [ 29 ]

Традиции татуировки апаяо сегодня вымерли. [ 31 ]

Татуированный воин Бонток (1903 г.)

Среди народа бонток горной провинции татуировки известны как фатек или фатак . [ 27 ] Существовало два особых типа фатека : чаклаг , который представлял собой татуировку на груди воина, связанную с охотой за головами ; и понго — татуировки на руках как у мужчин, так и у женщин. [ 31 ] [ 29 ]

Мужчинам наносили татуировки на груди, руках, лице, животе и шее. Мальчики получают свою первую татуировку в возрасте 10 лет, обычно состоящую из простой линии на носу или щеках. Чаклаг . делается только после того, как человек отрубил в бою свою первую голову Чаклаг . начинается вокруг области сосков и поднимается к плечам и плечам Два или три набора горизонтальных линий расположены на плечах, на концах изогнутой основной конструкции. Когда мужчина зарабатывает чаклаг , другие члены его ато (политического подразделения внутри сообщества), включая женщин и детей, также делают татуировку. [ 31 ]

Женщины, напротив, обычно татуировались только на руках. [ 31 ] Татуировки на руках считались красивыми и означали готовность к браку. Руки были наиболее заметной частью тела во время традиционных танцев, называемых саньи . Считается, что мужчины не будут ухаживать за женщинами, у которых нет татуировок. [ 26 ] [ 31 ]

Татуировки Бонток обычно повторяют геометрические узоры. Они включают в себя звездообразные узоры ( фалатонг ), зигзаги ( тик-тико ), решетчатые узоры ( алад ) и лестничные узоры ( тей-тей ). Кроме того, широко используются и фигуративные рисунки, в том числе с изображением многоножек, папоротников, тяжелого зерна риса ( пан ти'и ), молнии и лестницы традиционного дома. [ 31 ] [ 32 ]

Традиционный инструмент для татуировок Бонток называется чакаюм . Он состоит из деревянной ручки с прикрепленными на одном конце иглами. Чернила изготавливаются из сажи, смешанной с водой. В каждой деревне бонток был хотя бы один татуировщик. [ 31 ]

Иллюстрация 1896 года с Ибалои образцами татуировок ( бурик ), которые являются свидетельствами военных подвигов и статуса. В фигурные конструкции входили (слева направо) человек ( то-о ), ящерица ( батингал или карат ), змея ( олег ) и скорпионы. Также обратите внимание на мотив в виде колеса ( косого ) солнца на руках.

У народа ибалои татуировки известны как бурик . Это практикуют как мужчины, так и женщины, которые относятся к числу наиболее часто татуированных этнических групп Филиппин. Традиции Бурика сегодня вымерли, но сохранились в рисунках, найденных на некоторых старейшинах, а также в мумиях Ибалои и Канканаи в Кабаяне, Бенгет . [ 4 ] [ 33 ] Татуировки различались в зависимости от пола. Женщины татуировались только на предплечьях и плечах, тогда как мужчины татуировались постепенно, пока к моменту достижения среднего или пожилого возраста не покрывалось полностью все их тело. Считалось, что татуировки наносятся, чтобы отметить важные жизненные события и обряды посвящения. [ 33 ]

У некоторых мумий были незавершенные татуировки, что указывает на то, что они умерли до того, как удалось сделать полную татуировку. Многие из этих мумий были украдены или помещены в самодельные стеклянные витрины в середине 1970-х годов. Но большинство из них сохранилось на месте и было объявлено одним из национальных культурных достояний Филиппин в 1973 году указом президента № 260. [ 33 ]

«Татуировка среди них очень распространена. В некоторых районах едва ли можно найти мужчину или женщину, у которых на тыльной стороне руки не было бы вытатуировано изображение солнца синего цвета, поскольку в Центральном Бенгете они поклоняются солнцу. Некоторые из них татуируют грудь и руки в виде узоров из прямых и изогнутых линий, проколотых иглой цвета индиго».

- Фредерик Генри Рид Сойер, Жители Филиппин (1900), [ 34 ]

Узоры и рисунки татуировок ибалои также изображены на их погребальных одеялах (известных также как панагпагпаган , укроп- и или куабау ). В эти одеяла заворачивали трупы богатых людей. Эти рисунки также можно найти вырезанными прямо на деревянных гробах кабаянских мумий . [ 33 ]

Наиболее характерным дизайном бурика было колесообразное изображение солнца ( акосое ), вытатуированное на тыльной стороне обеих рук (сохранившееся также в мумиях). Все тело также было татуировано плавными геометрическими линиями, а также стилизованными изображениями животных и растений. [ 4 ] У мужчин татуировки обычно покрывали грудь, спину, бока живота, ягодицы, руки, плечи, кисти, пальцы, шею, горло, лицо и ноги. У женщин татуировки обычно начинаются от локтя до запястья, тыльной стороны руки и костяшек пальцев. Геометрические рисунки включали линии и различные формы, такие как круги, треугольники, шевроны и другие. Среди изображенных животных и растений были многоножки ( камаджан ), змеи ( олег ), ящерицы ( батингал или карат ), собаки ( асо ) и олени ( олса ) и другие. Другие рисунки включали звезды ( талау ), карабао ( нуанг ), челюстные кости ( пад-паданга ), рисовые ступки ( пинат-патту ), плетение корзин ( инак-акбу ), зигзаги ( тиниктику или батикуа ), семена ( пинак-паксей ), и реки ( баленай ). Дизайн часто очень индивидуален, а предпочтительные дизайны и комбинации различаются в зависимости от деревни и человека. [ 33 ] [ 29 ]

Большая часть знаний о функциях конструкций была потеряна со временем. Считалось, что многие из этих рисунков обладают целительной, апотропной или магической силой и тесно связаны с местными анимистическими верованиями народа ибалои. Изображенные животные и растения считались проявлениями духов-предков или существ-предков . Змеи, например, считаются проявлением мудрых духов предков. Несмотря на повсеместное распространение рисунка, то , изображавшее маленькую человеческую фигурку с руками и ногами, согнутыми наружу в локтях и коленях, олицетворяло человечество в материальном мире. Солнце, культовый мотив, также считалось могущественным духом природы и верховным божеством, и к нему обращались во время невзгод. Солнце занимает видное место в погребальных обрядах, где умерших всегда хоронят лицом к солнцу. Это связано с верой в то, что когда душа ( калачинг ) пробуждается в духовном мире, предки встретят ее и присоединятся к ним в месте сближения духов ( каапуан ) на горе Пулаг . [ 33 ]

Татуировки также указывали на богатство и социальный статус. Татуировки на руке у мужчин имели особое значение как признак того, что их владелец принадлежал к богатой семье ( бакнанг ), и не у всех мужчин они были. Татуировки на руках делались также потомкам видных членов общины. Но самая важная функция татуировок у ибалоев — служить опознавательными знаками, позволяющими предкам узнавать их духи в загробной жизни. [ 33 ] [ 29 ]

Татуировки наносились с помощью рукояточной техники. Иглу делали из шипов растений (например, цитрусовых ). Татуировочные инструменты ибалоев обычно имеют пучок из трех игл, слегка раздвинутых друг от друга, чтобы острия не касались кожи одновременно. Чернила были описаны как полученные из плодов растения атильба ( Viburnum luzonicum ) или из сажи и воды (или свиной желчи ), смешанных с листьями местного томатного растения. [ 33 ] В начале 20-го века стальные швейные иглы ( панатак ) также использовались для татуировок женщин Ибалои и Канканай. Однако большинство из этих женщин уже скончались бы к 1980-м годам. [ 33 ] Художники-татуировщики Ибалои могли быть как мужчинами, так и женщинами. [ 31 ] На создание тату Бурика уходили месяцы, и татуировщик часто все это время оставался с клиентом, становясь почти частью его семьи. Клиент отвечал за обеспечение художника едой и кровом. [ 33 ]

Молодая женщина Ифугао из Банауэ с характерными татуировками инанкид (папоротник) и понго (браслет) на руках (1906 г.). [ 28 ]

Татуировки у народа Ифугао известны как баток . Как и в других группах Кордильер, татуировки Ифугао были тесно связаны с охотой за головами и социальным статусом. Считалось также, что они обладали магической защитной силой, помогали воинам во время битвы и были символами красоты. [ 31 ]

Мужчины обычно татуируются на груди, руках, плечах, ногах, щеках, подбородке и лбу. могут носить только воины, снявшие головы Чаклаг (тату на груди) и ардан (татуировка в виде лестницы на шее) Ифугао . Чаклаг начинается от соска и поднимается к плечам и плечам. Он состоит из криволинейных конструкций. [ 31 ] Женщинам же наносили татуировки на руках до лопаток в знак зрелости и права на брак. [ 31 ] [ 29 ]

Распространенные мотивы Ифугао включают кинабу или кинаху (собака), обычно размещаемые на груди и щеках; тинагу или тинатагу (маленькие человеческие фигурки), обычно в центре груди; гинаванг (орлы), обычно на груди и плечах; гинаяман (сороконожки), размещенные где угодно; кинилат (молния), обычно на шее, плечах и нижней части груди; хинулиаб (повторяющиеся шевроны и X-образные формы), обычно на плечах, шее, руках и бедрах; пинуликакау (волнистые линии); тинику (зигзагообразные линии); хинангхангал (вертикальные повторяющиеся Х-образные формы, окаймленные линиями), обычно на горле; понго (различные узоры браслетов), обычно на женских руках; халапаг (параллельные линии), обычно на лбу и тыльной стороне кистей; и скорпионы. Татуировки на руках обычно представляли собой папоротник ( инангкид ), траву и другие растительные мотивы, образующие полосы вокруг предплечий и плеч. [ 26 ] [ 31 ]

Инструмент для татуировки Ифугао имеет форму гребенки с двумя или тремя кончиками. Образцы начала 20 века были полностью сделаны из металла. [ 29 ] Татуировки Ифугао сегодня практически вымерли и сохранились лишь у некоторых пожилых людей. [ 31 ]

Узоры татуировки на предплечьях итнегской женщины из Балбалана , Калинга (1906 г.) [ 28 ]

В «Жителях Филиппин» (1900 г.) автор описывает две подгруппы народа банао (которые сами являются подгруппой народа итнег или «тингуианцы»), бусао и бурик, имеющих сложные татуировки, хотя он также отмечает, что К тому времени, когда он их описал, этот обычай уже начал исчезать: [ 34 ] [ 33 ]

«Бусао игорротес, живущие на севере Лепанто , татуируют цветы на руках, а в боевой одежде носят цилиндрический кивер из дерева или плетеного ротанга , а на ушах большие медные подвески. Эти люди не пользуются талибоном , и предпочитают копье . Бурикские игорроты татуируют свое тело любопытным образом, создавая впечатление ношения кольчуги. Но этот обычай, вероятно, теперь устарел, по крайней мере, те из игорротов, которые живут рядом с туземцами-христианами. постепенно перенимая их одежду и обычаи».

- Фредерик Генри Рид Сойер, Жители Филиппин (1900), [ 34 ]

Инструменты с рукоятками, которыми пользовались итнеги, описывались как имеющие щеткообразный пучок из десяти игл, сделанных из шипов растений, прикрепленных к ручке, сделанной из изогнутого рога буйвола. «Чернила» изготавливались из сажи, полученной при сжигании определенного вида смолистой древесины. [ 33 ]

Большинство других групп итнегов уже были ассимилированы христианизированными жителями низин к 19 веку. Среди этих групп итнегов татуировка не была столь заметной. Взрослые женщины обычно татуировали свои предплечья тонкими узорами из синих линий, но они обычно полностью закрыты большим количеством бус и браслетов, которые носят женщины. [ 35 ] Некоторые мужчины татуируют на руках и ногах небольшие узоры, которые они используют для клеймения своих животных или своего имущества. Татуировки воинов, указывающие на успешную охоту за головами, уже исчезли среди «цивилизованных» итнегов, и воины не отличались особыми опознавательными знаками или одеждой от основного населения. [ 35 ]

Татуировки у народов Калинга известны как баток или батек ( ваток в Бутбут Калинга). Они являются одними из самых известных татуировок Кордильера благодаря усилиям Апо Ванг-ода . Когда-то она была известна как «последний мамбабаток (татуировщик)», хотя в настоящее время она учит молодых художников продолжать эту традицию. [ 36 ] [ 16 ]

Молодая женщина Лубуаган Калинга с традиционной краской на лице и татуировками на руках (1913 г.)

Распространенные мотивы татуировок включают многоножки ( гайаман ), ноги многоножки ( тиниктику ), змеи ( табхад ), змеиную кожу ( тинулипао ), шестиугольные формы, изображающие чешуйки змеиного брюшка ( чилаг ), свернувшиеся змеи ( инонг-оо ), дождь ( инд-учан ), различные рисунки папоротника ( инам-ам , иналапат и нилават ), фрукты ( бинунга ), параллельные линии ( чуйос ), чередующиеся линии ( синагкикао ), формы песочных часов, представляющие день и ночь ( тинаталаав ), рисовые ступки ( лусонг ), задние ноги свиньи . ( тибул ), связки риса ( синуто или паньят ), перекрещивающиеся узоры ( сина-сао ), лестницы ( инар-арчан ), орлы ( тулаян ), лягушки ( токак ) и лезвия топора ( синавит ). Такие же узоры используются для украшения тканей, керамики и инструментов. Некоторые дизайны даже специально имитируют дизайн одежды, которую обычно носят на этой части тела. Каждый дизайн имеет разное символическое значение или магические/талисманические способности. маскирует тинулипао Например, считается, что воинов и защищает их от нападений. Папоротники указывают на готовность женщины к зачатию, укрепляют ее здоровье и защищают от мертворождения. Песочные часы и рисовая ступка указывают на то, что семья богата. Связки риса символизируют изобилие. [ 30 ] [ 29 ]

Как и в других группах Кордильер, мужские татуировки были тесно связаны с охотой за головами. Убийство считалось неправильным в обществе Калинга, но убийство врага рассматривалось как благородный поступок и часть накема ( чувства ответственности) воинов за защиту всей деревни. Мальчик может приобрести татуировки только после участия в успешной экспедиции по охоте за головами ( каяу ) или междеревенской войне ( баракнит ), даже если он лично не принимал участия в убийстве. Мальчику разрешается отрубать головы убитым врагам, тем самым переходя во взрослую жизнь ( игам ) и получая право приобрести татуировку. Их первая татуировка известна как гулот (буквально «резатель головы», также пиналиид или бинулибуд в Бутбут Калинга). Это были три параллельные линии, опоясывающие предплечье, начинающиеся от запястья. [ 37 ]

Лакай Ванаван из народа калинга (около 1912 г.), известный воин, а затем пангат (старейшина племени). Обратите внимание на татуировки на груди и татуировки на лице . [ 38 ] [ 39 ]

Дальнейшее участие в рейдах давало ему право на большее количество татуировок, пока он, наконец, не получил татуировки на груди ( велосипед или байккинг , свист среди Бутбут Калинга), что указывает на его высокое социальное положение как представителя класса воина ( камаранан ). Велосипед представляет собой симметричный дизайн , состоящий из горизонтальных узоров в верхней части живота, за которыми следуют параллельные изогнутые линии, соединяющие грудь с верхней частью плеч. Мужчины с татуировками велосипеда считаются уважаемыми воинами ( мейнгор , мингол или маурмот ). Татуировки на спине ( дакаг ) зарабатывались, когда воин успешно убивал врага, но отступал во время боя. Дакаг состоит из вертикального узора , идущего по позвоночнику, и горизонтального узора, идущего по ребрам. Элитные воины, сражавшиеся в рукопашном бою, имели татуировки как на груди, так и на спине. [ 37 ] [ 16 ] как воины, так и татуированные старейшины ( папангат Высший статус в обществе Калинги имели , бывшие воины). Считалось, что мужские татуировки обеспечивают как духовную, так и физическую защиту, подобно талисману . [ 16 ]

Женщинам наносили татуировки на руках, тыльной стороне кистей, лопатках, а в некоторых случаях на груди и горле. Женские татуировки начинают делать в подростковом возрасте, примерно в 13–15 лет, обычно незадолго до или после менархе ( думара ). Первоначально это были гигантские изображения многоножек, нанесенные на шею, лопатки и руки. Считается, что татуировки помогают облегчить менструальные боли, а также сигнализируют женихам, что она готова выйти замуж. Татуировки на женских руках (известные как синокрай ) обычно имеют несколько мотивов, разделенных линиями. [ 37 ] [ 30 ] [ 31 ] Детям и двоюродным сестрам знаменитого воина также делали татуировки, чтобы зафиксировать их принадлежность к роду воинов. [ 16 ]

Беременные женщины также делают характерную татуировку, известную как линь-лингао или чун-ит . Это небольшие крестики на лбу, щеках и кончике носа. Считается, что эти знаки сбивают с толку духи убитых врагов, защищая женщин и будущих детей от их мести. [ 37 ] [ 30 ]

Считалось также, что татуировки позволяют духам предков увидеть, достоин ли человек присоединиться к ним в духовном мире ( Югкао ). [ 24 ]

Апо Ванг-од наносит татуировку змеи ( табхад )

Помимо престижа и ритуального значения, татуировки считались еще и эстетически привлекательными. Татуированные женщины традиционно считались красивыми ( амбару или вайю ), а татуированные мужчины считались сильными ( мангкусдор ). В доколониальные времена людей без татуировок называли динурами (или чинурами, как в Бутбут Калинга), и их дразнили как трусов и плохих предзнаменований для общества. Социальная стигма обычно побуждала людей делать татуировки. [ 37 ] [ 16 ]

Среди калингов татуировщиками были преимущественно мужчины, женщины-художницы были реже. Они известны как манбаток или манваток . Татуировки сначала обрисовываются уётом — высушенным стеблем риса, согнутым в треугольник, или фигурными деревянными брусками. Их погружают в чернила и используют для нанесения рисунков на кожу перед нанесением татуировок. Уёт . также служит для измерения размера татуировок и обеспечения их симметричности [ 16 ] [ 30 ] [ 31 ]

Чернила традиционно изготавливаются из порошкообразного древесного угля или сажи из кастрюль, смешанной с водой в половинке скорлупы кокосового ореха и загущенной крахмалистыми клубнями. Их наносят на кожу с помощью инструмента, известного как гиси (также киси ), это могут быть либо шипы цитрусовых, вставленные под прямым углом в палку, либо согнутый под действием тепла рог карабао с пучком металлических игл на конце. Гиси пат кладут на место татуировки и быстро постукивают другой палкой ( -ик ). Гизи . также можно использовать для измерения расстояний в симметричных татуировках Шипы цитрусовых предпочтительнее, потому что считается, что сильный запах отгоняет злых духов ( айан ), которых привлекает кровь ( чара ). Процесс нанесения татуировки традиционно сопровождается пением, которое, как полагают, усиливает магическую силу и эффективность татуировок. [ 16 ] [ 30 ] [ 31 ]

Художники-татуировщики традиционно получали очень высокие гонорары. Например, татуировка на груди для мужчин или две татуировки на руках для женщин будет стоить свинью, определенное количество риса, определенное количество серебра, два каина (юбки) или бахаг (набедренные повязки) и бусы по цене, эквивалентной карабао. или свинья. [ 16 ] [ 30 ]

Канканай

[ редактировать ]
Деталь татуировки на предплечье Букассена, вождя Суйока Канканаи на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года . Обратите внимание на отсутствие татуировки на груди охотника за головами.
Рисунок татуированных людей канканай французского натуралиста Антуана-Альфреда Марша (1887 г.) [ 40 ]

Татуировки Канканаэй ( батак ) очень похожи на соседние татуировки Ибалои как по дизайну, так и по расположению, и практиковались столь же широко. [ 33 ] [ 29 ] Ибалои и Канканаи Они сохранились благодаря рисункам, найденным на мумиях в Кабаяне, Бенгет. Самая известная из мумий, житель Канканаи по имени Апо Анно («Старший Анно») из Натубленга, Бугиаса , Бенгета , датируется ок. 1100-1300 гг. н.э., имеет очень хорошо сохранившиеся татуировки по всему телу, покрывающие даже кончики пальцев и подошвы ног. Он был легендарным охотником, сыном вождя Тугтугаки общины Набаликонг в Бугиасе, Бенгет . Его мать предположительно была нечеловеческим духом-хранителем лесных животных по имени Куяпон. [ 33 ] [ 41 ]

Другое описание исходит от французского натуралиста Антуана-Альфреда Марша , посетившего Манкаян , Бенге, в конце 19 века. Он отметил, что татуировки Канканай «делались с большой точностью и иногда изображали змей и цветы, но чаще всего выполнялись с большой тщательностью и методом. По мере того, как человек становится богаче и могущественнее, количество рисунков увеличивается. Некоторые [Канканаи] носят их только вокруг себя. запястья, а у других руки, ноги и туловище полностью татуированы». Иллюстрации татуировок Канканай также нарисовал его товарищ. [ 33 ] [ 40 ]

Описания татуировок двух вождей народа канканай (известных в исторических записях как «Лепанто Игорот») также были зафиксированы после того, как их привезли в Мадрид на Генеральную выставку филиппинских островов в 1887 году. Один из вождей (Гумад- анг) был описан как имеющий изогнутые линии на тыльной стороне рук, что означало его племенную принадлежность. У другого вождя, Лао-Лао, на тыльной стороне правой руки было зубчатое колесо, изображающее солнце; еще одно колесо с крестом в центре на тыльной стороне левой руки; две фигурки собак на правой руке; фигурка собаки и лягушки на левой руке; еще одна фигура собаки в верхней части живота; и множественные шрамы на груди, животе, ногах и руках. [ 33 ]

Татуировки носили и мужчины, и женщины. Мужские татуировки были связаны с охотой за головами и боевыми достижениями. Мужчины реже имели полный набор татуировок, потому что охота за головами как практика уже пришла в упадок среди канканай, которые попали под испанскую колониальную в середине 19 века юрисдикцию. Татуировки на руках и кистях как у мужчин, так и у женщин сохранялись дольше, поскольку они не были связаны с охотой за головами. Татуировки канканай сегодня практически вымерли. [ 31 ]

Инструмент для татуировок Канканай называется гиси . Он состоит из набора шипов (или в последнее время металлических игл), установленных на деревянной ручке. Его прибивают к коже молотком. [ 31 ]

отражать

[ редактировать ]

Ибанагцы « называли свои татуировки бато» . Они были символами статуса и боевой доблести и были наиболее заметными среди воинов Ибанаг ( менгал ). Татуировки ибанагов были ограничены, с меньшими вариациями, чем у их соседей (и традиционных врагов), кордильерцев. К сожалению, большинство традиционных конструкций Ибанага не документированы. Единственный дизайн, описанный в колониальных записях, - это аппаку , от паку («папоротник»), представляющий собой узоры папоротника, нанесенные на тыльную сторону рук в виде перчаток. [ 42 ]

Однако, поскольку рисунки татуировок обычно идентичны общим ремесленным декоративным узорам, можно предположить, что для татуировок также использовались узоры, сохранившиеся в других материальных культурах Ибанага (например, в ткачестве, золотой обработке и кузнечном деле). такие узоры, как ромбы или формы глаз ( намата-мата ), зигзаги ( лассигассинг ), полосы ( бури-бури ) и человеческие фигуры ( инаттолаян ). К ним относятся , среди прочего, [ 42 ]

Народ ибанаг верил, что люди без татуировок не могут войти на земли своих предков в духовном мире. [ 24 ] [ 42 ]

Среди народа илокано татуировки были известны как бурик или батек , хотя они не были такими обширными, как татуировки Висайцев. [ 24 ]

Татуировки на груди Агусан Манобо (1925) [ 43 ]

Традиционная татуировка среди манобо Агусана народов , Букиднона и региона Давао Минданао ( включая агусан манобо, аракан манобо, куламан манобо, матиглангилан, матигсалуг , тагакауло , тигвахонон , матигталомо, матигсимонг и багобо , известна среди других) как панготоеб (также пишется па-нго-туб , пенгетеб или пенгетев ; или ошибочно как « панго-туб »). Традиции татуировки манобо были впервые записаны в 1879 году Сатурнино Уриосом, миссионером- иезуитом в Бутуане , который писал, что «[Манобо] носили свои красивые костюмы, длинные волосы, их тела были татуированы, как некоторые европейские заключенные». Это отмечали и другие европейские исследователи XIX века, в том числе немецкий исследователь Александр Шаденберг . [ 6 ] [ 44 ]

Татуировки Багобо на плече (1885 г.) [ 44 ]

Татуировку делают как мужчины, так и женщины, обычно начиная с 8-10 лет. Расположение и дизайн татуировок различаются в зависимости от племени и пола. У манобо гор Пантарон татуировки на предплечьях и груди встречаются у представителей обоих полов, но татуировки на голенях и нижней части живота доступны только женщинам. [ 6 ]

представляет Панготоеб собой преимущественно простые повторяющиеся геометрические формы, такие как линии, круги, треугольники и квадраты. Они также могут представлять животных (например, палу , вараны ), растения (например, салором , папоротники) или человеческие формы. Узоры имеют отдельные названия, такие как линабод (параллельные диагональные линии) или нгипон-нгипон (непрерывная прямая линия между двумя ломаными линиями). [ 6 ]

В отличие от большинства филиппинских традиций татуировки, татуировки манобо не являются обязательными и не указывают на ранг или статус. В основном они носят декоративный характер, хотя считается, что женские татуировки в нижней части живота помогают облегчить роды, а также дают женщинам силы для работы в поле. Дизайн и количество татуировок также зависят исключительно от предпочтений получателя, хотя они ограничены местоположением и тем, какие рисунки подходят для пола получателя. [ 6 ]

Изогнутый клинок багобо (3), обозначенный как «женский нож», представляет собой саньи (1926 г.). [ 45 ]

Родители обычно поощряли детей делать татуировки, рассказывая истории о гигантском сверхъестественном существе по имени Ологаси, которое предположительно будет есть людей, у которых нет татуировок, в последние времена ( дубинка ). В мифологии Манобо Ологаси изображается как антагонист и страж ворот в духовный мир ( Сомолав ), куда души умерших путешествуют на лодках. Считается также, что татуировки помогают душе осветить путь в загробную жизнь. [ 6 ]

Манготоеб , татуировщики, также являются хранителями знаний о значениях татуировок. Это преимущественно женщины или (исторически) феминизированные мужчины . Некоторые практикующие мужчины существуют, но им разрешено наносить татуировки другим мужчинам, поскольку прикосновение к телу женщины, которая не является родственницей или ее супругом, считается социально неприемлемым в культуре манобо. Манготоеб осваивает свое ремесло, с детства становясь учеником старшего практикующего (обычно родственника). [ 6 ]

манготоеб Перед нанесением татуировки получатель традиционно преподносит подарки: обычно бусы ( балиог ), леглеты из волокон ( тикос ) и еду. Это было сделано для того, чтобы «удалить кровь из глаз» художника, поскольку считается, что со временем зрение художника может ухудшиться из-за того, что он увидит кровь, попавшую в процессе татуировки. определенные табу ( лилиан или памалай Во время этого процесса также существуют ). Это включает в себя запрет получателю хватать кого-либо во время процесса (в том числе художника), не мыть новые татуировки водой, а также держать татуировку непокрытой одеждой в течение как минимум трех дней после процедуры. Однако сам процесс нанесения татуировки не считается религиозным событием и не предполагает ритуалов в честь анито . [ 6 ]

Процесс нанесения татуировки включает в себя две документально подтвержденные техники. Первый использует связку игл с рукояткой, чтобы прокалывать кожу быстрыми постукивающими движениями молотка, как и другие австронезийские группы на Филиппинах. Второй использует небольшой клинок, называемый гоппос (также илаб или сагни ). Художник держит его как ручку и делает быстрые короткие штриховочные надрезы на коже длиной в несколько миллиметров и глубиной. В отличие от техники иглы с черенком, этот процесс также приводит к скарификации. Чернила представляют собой сажу, образующуюся в результате сжигания некоторых видов деревьев, в первую очередь салумайага ( Agathis philippinensis ). В наше время, когда местные деревья становятся все более редкими, некоторые художники вместо этого используют сажу от сгоревших резиновых шин . В процессе заживления раны натирают разогретыми узелками эпифита под названием кагопкоп , который успокаивает зуд и предположительно сохраняет цвет татуировки темным. [ 6 ]

Татуированные висайские тимава (воинская знать) с видимыми татуировками под одеждой ( Боксерский кодекс , ок. 1590 г. )

У висайцев были наиболее известные и документально подтвержденные традиции татуировок среди филиппинских этнических групп. Первое испанское название висайцев, Los Pintados («Раскрашенные»), было отсылкой к татуированным народам, особенно жителей Самара , Лейте , Минданао , Бохола и Себу , которые были первыми из таких людей, с которыми столкнулась экспедиция Магеллана в Филиппинские острова. [ 31 ] [ 23 ]

Татуированный висайский хоро-хан (воин-простолюдин) с веслом из «Истории островов и индейцев Висайских островов» (1668 г.)

Татуировки назывались баток (также пишется батук ) или патик , а татуированные люди были обычно известны как бинатакан (также: батукан , баткан , хаматук или химатук ). Прославленных воинов, покрытых татуировками, называли липонгами . Оба пола имели татуировки. Ожидалось, что они будут иметься у взрослых, за исключением асог (феминизированных мужчин, обычно шаманов ), для которых было социально приемлемо быть мапура или пурав (без опознавательных знаков, сравните с самоанским пулау ). Татуировки были настолько высоко оценены, что мужчины часто просто носили набедренную повязку ( бахаг ), чтобы показать их. [ 3 ] [ 23 ] [ 46 ] Наиболее искусно татуированные были представители королевского ( кадатуан ) и дворянского ( тумао ) сословий. [ 47 ]

Висайские татуировки характеризовались смелыми линиями, геометрическими и цветочными узорами на груди и ягодицах. Дизайн татуировок зависит от региона. Это могут быть повторяющиеся геометрические узоры, стилизованные изображения животных, цветочные или солнечные узоры. Наиболее отличительной особенностью являются густые заполненные линии толщиной около 1 дюйма (2,5 см), которые могут быть прямыми, зигзагообразными или извилистыми. Работа плеч была алайской ; грудь и горло как дабдаб ; оружие как дайя-дайя (или тагур на языке Панай ); и талия как хинавак . Элитные воины также часто имели устрашающие татуировки в виде масок на подбородке и лице (доходящие до век), называемые бангут или ланги, напоминали крокодиловые челюсти или хищные которые , среди прочего, клювы. Женщинам наносили татуировки на одной или обеих руках с замысловатыми узорами, напоминающими камчатную вышивку, или с геометрическими мотивами на руках. [ 3 ] [ 26 ]

Уроженец Абакнона . из Капула ( ок. 1601-1602 ) с татуировками [ 48 ] [ 2 ]

Первые татуировки были сделаны во время инициации во взрослую жизнь ( Боксерский кодекс записывает это примерно в двадцать лет). [ 6 ] Первоначально они выполняются на лодыжках, постепенно продвигаясь к ногам и, наконец, к талии. Они делались всем мужчинам и не указывали на особый статус, хотя отказ от татуировок считался трусостью. Однако татуировки на верхней части тела делались только после выдающихся подвигов (в том числе любовных) и после участия в сражениях. После того, как грудь и горло закрыты, татуировки наносятся на спину. Татуировки на лице доступны только самым элитным воинам. Их также можно дополнить скарификацией ( лабонг ) прижиганием рук. [ 3 ] [ 49 ]

Бутуанон, Суригаонон и Калаган

[ редактировать ]

Правители раджаната Бутуан и региона Суригао (доколониальная Карага) были одними из первых «нарисованных» (татуированных) филиппинцев, встреченных экспедицией Магеллана и описанных Антонио Пигафеттой . [ 22 ] [ 24 ]

в смешанных поселениях Висай и Лумад в Кагаян-де-Оро в 1622 году. Татуировки были описаны испанскими священниками [ 24 ]

сокровенный

[ редактировать ]

Традиции висайских татуировок сохранились в наше время только среди народа сулуднон , висайской этнической группы, которая сохранила некоторые доколониальные обычаи из-за своей относительной изоляции во время испанской колониальной эпохи в горной местности Панай . Татуированы и мужчины, и женщины. Чернила, которые они используют, изготовлены из экстрактов растения, известного как ланги-нги ( Cayratia trifolia ), смешанного с порошкообразным древесным углем. Также можно использовать сажу. В отличие от обычаев, описанных испанцами, современные татуировки Сулуднона не указывают на звание или достижения. Вместо этого они носят просто декоративный характер, а дизайн зависит от предпочтений получателя. [ 50 ] [ 51 ]

На иллюстрации голландского пирата Оливье ван Ноорта XVII века изображен человек из Абакнона с острова Капул, покрытый татуировками. [ 48 ] Народ Абакнон — подгруппа народов Сама-Баджау . Они произошли с южных Филиппин (предположительно острова Балабак , у южной оконечности Палавана ). В доколониальную эпоху они мигрировали в Капул на Висайских островах, чтобы избежать исламизации и стать подданными растущих моро султанатов на своей старой родине. Они были ассимилированы с соседними висайскими культурами. [ 52 ]

Они были

[ редактировать ]

Народ тболи наносил татуировки и шрамы на предплечьях, тыльной стороне кистей и на теле. Они верили, что татуировки светятся в загробной жизни и ведут умерших в мир духов. Татуировки тболи включают хакан (фигуры людей), беконг (фигуры животных, таких как лягушки или ящерицы) и кровать лиго (зигзаги). Такие татуировки сегодня практикуются редко. [ 14 ] [ 53 ]

Другие группы

[ редактировать ]

Татуировки также присутствовали у пангасинанцев и тагальцев . Что касается тагалогов, их татуировки уже начали исчезать к моменту прибытия испанцев из-за их (тогда недавнего) частичного обращения в ислам ; эта традиция сохранилась на острове Мариндук, как записано Лоаркой, который описал местных жителей как «пинтадо», не находящихся под юрисдикцией Себу, Аревало и Камариниса. [ 54 ] Среди филиппинцев-мусульман на архипелаге Сулу и юго-западном Минданао традиции нанесения татуировок исчезли еще до наступления испанской колониальной эпохи. [ 2 ] [ 13 ]

Возрождение

[ редактировать ]
Кордильерские «татуировки» наносятся маркерами на артиста на фестивале Панагбенга в городе Багио в 2009 году.

Татуировки коренных филиппинцев вновь обрели часть своей популярности на современных Филиппинах, особенно с всплеском интереса к Апо Ванг-оду из Батбут Калинга. Хотя в отличие от прошлого, когда татуировки были тесно связаны с этнической идентичностью, современные татуировки, основанные на рисунках предков, чаще используются как форма самовыражения. Их часто «модернизируют», комбинируют с другими традициями татуировки и усиливают мастерство и креативность современных татуировщиков, хотя традиционные мотивы все еще сохраняются. Большинство современных художников-татуировщиков, создающих дизайн баток , используют электрические тату-машинки, хотя некоторые до сих пор используют технику ручного постукивания с использованием традиционных инструментов с рукоятками. [ 33 ] [ 55 ]

Татуировки коренных филиппинцев также стали популярными среди филиппинской диаспоры . Заметной организацией является «Знак племени четырех волн», основанная Элль Фестин в 1998 году в округе Ориндж, штат Калифорния . В его состав входят сотни членов филиппинского происхождения, и его цель – возродить находящиеся под угрозой исчезновения традиции татуировки на Филиппинах. Члены консультируются как с историками, так и с избранными художниками-татуировщиками, чтобы сделать татуировки с учетом их индивидуального этнического происхождения. Их татуировки примечательны тем, что они выбраны именно из-за их связи с культурой предков человека, а не только из эстетических соображений. [ 55 ]

Дизайн баток также используется в современной одежде, такой как тагальский баронг или даже в футболках. [ 33 ]

Филиппинская гильдия художников-татуировщиков (PHILTAG) проводит ежегодную выставку татуировок, известную как «Дутдутан» (от тагальского «дутдут » , «вставлять [чернила] с помощью игл»). [ 33 ]

См. также

[ редактировать ]

Тату

Австронезийские традиции:

Другие соседние и мировые традиции:

  1. ^ Вилкен, Лейн. «Что такое Баток?» . Лейн Вилкен . Проверено 2 августа 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Вилкен, Лейн (2010). Филиппинские татуировки: от древности до современности . Шиффер. ISBN  9780764336027 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. стр. 20–27. ISBN  9789715501354 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сальвадор-Аморес, Аналин. Бурик: Татуировки мумий Ибалой из Бенгета, Северный Лусон, Филиппины. В книге «Древние чернила: археология татуировки» под редакцией Ларса Крутака и Аарона Детер-Вольфа, стр. 37–55. Университет Вашингтона Пресс, Сиэтл, Вашингтон.
  5. ^ «Прекрасная история и символика филиппинской культуры татуировки» . Проект Асванг . 4 мая 2017 г. Проверено 9 июля 2019 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Раграджио, Андреа Малая М.; Палуга, Мифель Д. (22 августа 2019 г.). «Этнография татуировок пантарона манобо (панготоеб): к эвристической схеме в понимании татуировок коренных народов манобо» . Исследования Юго-Восточной Азии . 8 (2): 259–294. дои : 10.20495/seas.8.2_259 . S2CID   202261104 .
  7. ^ Хокано, Ф. Ланда (1958). «Сулод: горный народ в Центральном Панай, Филиппины» . Филиппинские исследования . 6 (4): 401–436. JSTOR   42720408 .
  8. ^ Бласт, Роберт; Трассел, Стивен. "*патик" . Австронезийский сравнительный словарь, интернет-издание . Проверено 26 июля 2021 г.
  9. ^ Бласт, Роберт; Трассел, Стивен. "*beCik" . Австронезийский сравнительный словарь, интернет-издание . Проверено 26 июля 2021 г.
  10. ^ Бласт, Роберт; Трассел, Стивен. "*бурик" . Австронезийский сравнительный словарь, интернет-издание . Проверено 7 августа 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сальвадор-Аморес, Аналин (29 октября 2017 г.). «Татуировки в Кордильерах» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 26 июля 2021 г.
  12. ^ «Панг-о-туб: традиция татуировки манобо» . Новости GMA онлайн . 28 августа 2012 года . Проверено 26 июля 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сальвадор-Аморес, Аналин (2012). «Реконтекстуализация бурика (традиционных татуировок) кабаянских мумий в Бенге в современной практике» . Гуманитарные науки Дилиман . 9 (1): 74–94.
  14. ^ Jump up to: а б с Клариза, М. Елена (30 апреля 2019 г.). «Священные тексты и символы: взгляд коренных филиппинцев на чтение» . Международный журнал информации, разнообразия и инклюзивности . 3 (2): 80–92. дои : 10.33137/ijidi.v3i2.32593 . S2CID   166544255 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Беккет, Рональд Г.; Конлог, Джеральд Дж.; Абинион, Орландо В.; Сальвадор-Аморес, Аналин; Пьомбино-Маскали, Дарио (18 сентября 2017 г.). «Практика мумификации человека среди ибалой Кабаяна, Северный Лусон, Филиппины» . Статьи по антропологии . 26 (2): 24–37. дои : 10.12697/poa.2017.26.2.03 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сальвадор-Аморес, Аналин (июнь 2011 г.). «Баток (традиционные татуировки) в диаспоре: новое изобретение глобально опосредованной идентичности Калинга». Исследования Юго-Восточной Азии . 19 (2): 293–318. дои : 10.5367/sear.2011.0045 . S2CID   146925862 .
  17. ^ ДеМелло, Марго (2007). Энциклопедия украшений тела . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН  9780313336959 .
  18. ^ Беллвуд, Питер; Дизон, Эусебио; Де Леон, Александра (2013). «Последовательность керамики Батанес, от 2500 г. до н.э. до недавнего времени». В Беллвуде, Питер; Дизон, Эусебио (ред.). 4000 лет миграции и культурного обмена: археология островов Батанес, Северные Филиппины (PDF) . Канберра: ANU-E Press. стр. 77–115. ISBN  9781925021288 .
  19. ^ Тиль, Барбара (1986–1987). «Раскопки в пещере Арку, северо-восток Лусона, Филиппины» . Азиатские перспективы . 27 (2): 229–264. JSTOR   42928159 .
  20. ^ Робитай, Бенуа (2007). «Предварительная типология инструментов для татуировки с перпендикулярными рукоятками и костяными наконечниками: к технологической истории океанических татуировок». В Сен-Пьере — Кристиан Гейтс; Уокер, Рене (ред.). Кости как инструменты: современные методы и интерпретации исследований обработанных костей . Археопресс. стр. 159–174.
  21. ^ Кларк, Джеффри; Лэнгли, Мишель К. (2 июля 2020 г.). «Древняя татуировка в Полинезии». Журнал островной и прибрежной археологии . 15 (3): 407–420. дои : 10.1080/15564894.2018.1561558 . S2CID   135043065 .
  22. ^ Jump up to: а б Ноуэлл, CE (1962). «Аккаунт Антонио Пигафетты». Кругосветное путешествие Магеллана . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. hdl : 2027/mdp.39015008001532 . ОСЛК   347382 .
  23. ^ Jump up to: а б с Франция, Луи Х. (2013). История Филиппин: от индийских бравос до филиппинцев Абрамс. ISBN  9781468315455 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Филиппинские татуировки до завоевания» . Дату Пресс . 10 января , Получено 10 . августа
  25. ^ Зуниги, Хоакин Мартинес (1973). Статус Филиппин в Филиппинская книжная гильдия. п. 437.
  26. ^ Jump up to: а б с д Гильермо, Алиса Г.; Мапа-Арриола, Мария Шарон. «Искусство татуировки» . Культурный центр Филиппин: Цифровое издание Энциклопедии филиппинского искусства . Проверено 10 августа 2021 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д Крутак, Ларс (23 ноября 2012 г.). «Возвращение охотников за головами: возрождение филиппинских татуировок» . ЛарсКрутак.com . Проверено 7 августа 2021 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Вустер, Дин К. (октябрь 1906 г.). «Нехристианские племена Северного Лусона» . Филиппинский научный журнал . 1 (8): 791–875.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вановерберг, Морис (1929). «Платье и украшения в горной провинции Лусон, Филиппинские острова» . Публикации Католической антропологической конференции . 1 (5): 181–242.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г Из скал, Ма. Луиза Антонетт Н.; Спаситель-Аморес, Аналин (март 2019 г.). «Загадочные геометрические татуировки ягодицы Калинга, Филиппины» Математический интеллект . 41 (1): 31–3 дои : 10.1007/s00283-018-09864-6 . S2CID   126269137 .
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v ДеМелло, Марго (2014). Inked: татуировки и боди-арт по всему миру . АВС-КЛИО. ISBN  9781610690768 .
  32. ^ Тан, Иветт (18 августа 2021 г.). «Между татуировками коренных народов и сельским хозяйством существует связь» . Манильский бюллетень . Проверено 6 мая 2024 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Крутак, Ларс (2017). «Бурик: Татуировки мумий Ибалой из Бенгета, Северный Лусон, Филиппины». В Крутаке, Ларс; Детер-Вольф, Аарон (ред.). Древние чернила: археология татуировки (первое изд.). Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. стр. 37–55. ISBN  978-0-295-74282-3 .
  34. ^ Jump up to: а б с Сойер, Фредерик Генри Рид (1900). Жители Филиппин . Нью-Йорк: С. Лоу, Марстон. п. 255.
  35. ^ Jump up to: а б Коул, Фэй-Купер; Гейл, Альберт (1922). «Тингуианцы: социальная, религиозная и экономическая жизнь филиппинского племени» . Издания Полевого музея естественной истории. Серия «Антропология» . 14 (2): 231–233, 235–489, 491–493.
  36. ^ Крутак, Ларс (30 мая 2013 г.). «Последний татуировщик Калинга на Филиппинах» . ЛарсКрутак.com . Проверено 7 августа 2021 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д и Калано, Марк Джозеф (октябрь 2012 г.). «Архивные органы: Калинга батек и невозможность архива». Тезис одиннадцатый . 112 (1): 98–112. дои : 10.1177/0725513612450502 . S2CID   144088625 .
  38. ^ Вустер, Дин К. (сентябрь 1912 г.). «Охотники за головами Северного Лусона» . Журнал National Geographic . 23 (9): 833–930.
  39. ^ Сальвадор-Аморес, Аналин (январь 2016 г.). «Посмертные жизни колониальных фотографий Дина К. Вустера: визуализация материальной культуры игорот, от архивов до полевых антропологических исследований в Северном Лусоне». Визуальная антропология . 29 (1): 54–80. дои : 10.1080/08949468.2016.1108832 . S2CID   146444053 .
  40. ^ Jump up to: а б Марке, Антуан-Альфред (1887). Лусон и Палауан, шесть лет путешествия по Филиппинам . Париж: Библиотека Hachette. стр. 153–155.
  41. ^ Маланес, Морис (19 июня 2019 г.). «Фермеры хвалят Апо Анно за щедрость» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 28 апреля 2024 г.
  42. ^ Jump up to: а б с Кобальес, Ян Карл Дж.; Де Ла Круз, Гарольд С. (июнь 2021 г.). «Этнография войны и вооружения Ибанаг на основе испанских колониальных записей». Примечание: исторический онлайн-журнал . 4 (1): 78–140.
  43. ^ ван Одейк, Антониус Хенрикус (1925). «Этнографические данные о манобо Минданао, Филиппины» . Антропос . 20 (5/6): 981–1000. JSTOR   40444927 .
  44. ^ Jump up to: а б Шаденберг, Александр (1885). «Жители южного Минданао и острова Самал. Из собственного опыта: 1. Южный Минданао» . Журнал этнологии . 17 :8–37. JSTOR   23028238 .
  45. ^ Кригер, Герберт В. (1926). «Коллекция примитивного оружия и доспехов Филиппинских островов в Национальном музее США Смитсоновского института». Бюллетень Национального музея США (137). дои : 10.5479/si.03629236.137.1 . hdl : 2027/uiug.30112106908780 .
  46. ^ де Ментрида, Алонсо (1841). Словарь языков бисайя, хилигуэйна и харая острова Панай . Типография Д. Мануэля и Д. Фелиса Дайо.
  47. ^ Юнкер, Лаура Л. (1999). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Гавайского университета. п. 348. ИСБН  9780824864064 .
  48. ^ Jump up to: а б ван Ноорт, Оливье (1602). Описание тяжелого реального путешествия вокруг Вселенной или земного шара . Амстердам: Корнель Николя.
  49. ^ Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри Скотт (2015). Боксерский кодекс: транскрипция и перевод иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, истории и этнографии Тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Восточной Азии . БРИЛЛ. стр. 334–335. ISBN  9789004301542 .
  50. ^ Хокано, Ф. Ланда (ноябрь 1958 г.). «Сулод: горный народ в Центральном Панай, Филиппины» . Филиппинские исследования . 6 (4): 401–436. JSTOR   42720408 .
  51. ^ «Культура Панай Букиднон» . Свобода . Проверено 4 августа 2021 г.
  52. ^ Ампуан, Регина Б.; Андарино, Нильда С.; Бометиво, Розарий С.; Кабаканг, Мансуэто; Каламай, Лелита В.; Касл, Доминик Ф.; Магдараог, Гвидо А.; Магдараог, Марлита П.; Манало, Тереза ​​А.; Паско, Здоровье Б.; Пелито, Анхелес М.; Сауро, Ребекка С.; Цветы, Флоренс Б. (1983). В Капуле нет даже матери (PDF ) Летний институт лингвистики.
  53. ^ Альвина, CS (2001). «Цвета и узоры снов». В Осиме, Нил М.; Патерно, Мария Елена (ред.). Ткачи снов . Макати-Сити, Филиппины: Закладка. стр. 46–58. ISBN  9715694071 .
  54. ^ «Мариндук из 55 томов «Филиппинских островов 1493–1803 гг.»» . UlongBeach.com . Проверено 31 марта 2022 г.
  55. ^ Jump up to: а б Крутак, Ларс (2017). «Возрождение традиций татуировок на Филиппинах». В Крутаке, Ларс; Детер-Вольф, Аарон (ред.). Древние чернила: археология татуировки (первое изд.). Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. стр. 56–61. ISBN  978-0-295-74282-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac5e31d32646126b457b1e091bf738e4__1720432080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/e4/ac5e31d32646126b457b1e091bf738e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Batok - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)