Тату печать



Tā moko — это постоянная маркировка или « татуировка », традиционно практикуемая маори , коренным народом Новой Зеландии . Это один из пяти основных стилей полинезийских татуировок (остальные четыре — маркизский , самоанский, таитянский и гавайский). [ 1 ]
Тохунга -та-моко (татуировщики) считались тапу , или неприкосновенными и священными. [ 2 ]
Историческая практика (до контакта)
[ редактировать ]Искусство татуировки распространено на в Восточной Полинезии родине народа маори , а традиционные орудия и методы были аналогичны тем, которые использовались в других частях Полинезии. [ 3 ] В доевропейской культуре маори многие, если не самые высокопоставленные люди, получали моко . Моко ассоциировались с маной и высоким социальным статусом ; однако некоторые люди с очень высоким статусом считались слишком тапу , чтобы приобретать моко это также считалось неприемлемым , а для некоторых тохунга . [ 4 ]
Получение моко составляло важную веху между детством и взрослой жизнью и сопровождалось множеством обрядов и ритуалов . Помимо сигнализации статуса и ранга, еще одной причиной такой практики в традиционные времена было желание сделать человека более привлекательным для противоположного пола. Мужчины обычно наносили моко на лицо, ягодицы ( раперапе ) и бедра ( пухоро ). Женщины обычно носили моко на губах (нгуту) и подбородке (кауаэ). Другие части тела, на которых, как известно, есть моко, включают лоб, ягодицы, бедра, шею и спину женщин, а также спину, живот и икры мужчин. [ 5 ]
Используемые инструменты
[ редактировать ]

Исторически кожу вырезали ухи. [ 6 ] (долото), а не прокалывать, как это принято в современной татуировке ; в результате на коже остались бороздки, а не гладкая поверхность. Позже стала использоваться татуировка иглой, но в 2007 году сообщалось, что ухи в настоящее время используется некоторыми художниками. [ 7 ]
Первоначально тохунга-та-моко ( специалисты по моко ) использовали ряд ухи (долото), сделанных из альбатроса кости , которые надевались на рукоятку и наносились удары молотком. [ 8 ] Пигменты изготавливались из авето для цвета тела и нгареху (обожженного дерева) для более черного цвета лица. Сажу от сгоревшей каури также смешивали с жиром для получения пигмента. [ 9 ] Пигмент хранился в богато украшенных сосудах, называемых око , которые часто закапывали, когда они не использовались. Око . передавались последующим поколениям ( Считается , что корере кормовая воронка) использовалась для кормления мужчин, у которых рты опухли от приема та моко . [ 10 ]
И мужчины, и женщины были специалистами по та-моко и путешествовали, чтобы заниматься своим искусством. [ 11 ]
Изменения с европейской колонизацией
[ редактировать ]Практика пакеха по коллекционированию и торговле мокомокай (татуированными головами) изменила динамику та моко в ранний колониальный период. Кинг (см. ниже) рассказывает об изменениях, произошедших в конце 19 века, когда на смену ухи в качестве основного инструмента пришли иглы. Игольчатый метод был более быстрым и представлял меньше возможных рисков для здоровья, но текстура там моко стала гладкой. Та моко для мужчин прекратилась примерно в 1860-х годах в связи с изменением моды и признанием пакеха . [ нужна ссылка ]
Женщины продолжали получать моко вплоть до начала 20 века. [ 12 ] а историк Майкл Кинг в начале 1970-х годов взял интервью у более чем 70 пожилых женщин, которым могли бы дать моко до принятия Закона о подавлении тохунга 1907 года . [ 13 ] [ 14 ] Женские татуировки на губах и подбородке обычно называют пукауаэ или моко кауаэ . [ 15 ] [ 16 ]
Мужчины, как правило, удаляли волосы на лице, чтобы моко было полностью видно, в то время как некоторые предпочитали отращивать волосы. [ 17 ] Из-за того, что христианские миссионеры не любили моко , некоторые мужчины начали прикрывать моко растительностью на лице. Вместо пришедшего в упадок та моко в 20 веке мужчины все чаще носили растительность на лице. [ 18 ]
Современная практика
[ редактировать ]С 1990 года наблюдается возрождение практики тако как для мужчин, так и для женщин, как признак культурной самобытности и отражение общего возрождения языка и культуры . Большая часть та-моко, наносимого сегодня, выполняется с помощью тату-машины , но также наблюдается возрождение использования ухи (долото). [ 7 ] Женщины также стали более активно участвовать в качестве практиков, например , Кристин Харви в Крайстчерче, Генриата Николас в Роторуа и Джули Кипа в Вакатане . Это не первый случай, когда контакт с поселенцами мешает инструментам ремесла: самые ранние моко были выгравированы на кости и были заменены металлом, доставленным первыми посетителями. [ 19 ]
Самым значительным изменением стала корректировка тем и завоеваний, представленных татуировками. Художница та-моко Турумакина Дулей в интервью журналу Artonview делится своим взглядом на трансформацию практики: «Разница в современном та-моко по сравнению с девятнадцатым веком заключается в изменении образа жизни, в том, как мы живем. [ ...] Традиция моко была одной из традиций инициации, обрядов посвящения – она началась примерно в этом же возрасте – но она также является показателем достижений в вашей жизни и дает вам цель, к которой нужно стремиться и достичь в своей жизни». [ 20 ] Дули получил моко в честь получения степени бакалавра по изучению маори. [ 20 ]
-
маори Татуировка из публикации 1908 года.
-
Тукукино Те Ахиатеаве
( Нгати Таматера ) -
Те Ахо-о-те-Ранги Варепу
( Нгати Махута )
У значительной части новозеландцев теперь есть какие-либо татуировки. [ 21 ] и наблюдается «растущее признание... как средства культурного и индивидуального самовыражения». [ 22 ]

В 2016 году новозеландский политик Наная Махута получил моко кауаэ . Когда в 2020 году она стала министром иностранных дел, писатель сказал, что ее татуировка на лице неуместна для дипломата. Большую поддержку получил Махута, который сказал, что «появляется понимание возрождения культуры маори и что моко на лице является положительным аспектом этого. Нам нужно отойти от того, чтобы моко было связано с бандами, потому что это не то, что моко представлять вообще». [ 23 ]
25 декабря 2021 года журналист маори Ориини Кайпара , у которого есть моко кауаэ , стал первым человеком с традиционными отметинами на лице, который вел программу новостей в прайм-тайм на национальном телевидении Новой Зеландии. [ 24 ]
В 2022 году Ариана Тикао опубликовала книгу под названием «Мокоруа: Моя история Моко Кауаэ» , в которой подробно описывается ее путь к татуировкам; Ее художницей была Кристин Харви. [ 25 ] [ 26 ]
Использование не маори
[ редактировать ]Европейцам о tā moko было известно еще со времен первого путешествия Джеймса Кука . Ранние посетители Европы маори, такие как Моеханга в 1805 году, [ 27 ] Хонги Хика в 1820 году и Те Пехи Купе в 1826 году. [ 28 ] в анфас у всех было моко , как и у некоторых « пакеха маори », таких как Барнет Бернс . Однако до сравнительно недавнего времени искусство не имело большого глобального влияния. [ нужна ссылка ]
Ношение та моко немаори было названо культурным присвоением . [ 29 ] и громкое использование образцов маори Робби Уильямсом , Беном Харпером и показом мод Жана-Поля Готье в 2007 году вызвали споры. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Чтобы согласовать спрос на дизайн маори с учетом культурных особенностей , группа Те Ухи а Матаора пропагандирует использование термина киритухи , [ 34 ] который теперь получил широкое признание: [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
... Киритухи буквально переводится как «письмо на коже». В отличие от моко, требующего согласия, генеалогии и исторической информации, киритухи — это просто дизайн с колоритом маори, который можно применять где угодно, по любой причине и к кому угодно… [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]- Тату печать
-
Гид Сьюзен
-
Томика Те Муту ( Нгай Те Ранги )
-
Миссис. Рабоне, 1871 г.
-
Хариота Халл
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Какую татуировку мне сделать? — Краткий гид по стилям полинезийских татуировок» . ТатуПлемя . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ «Маори - Татуировка (Та Моко)» .
- ^ Сайрус 1951 , с. 296
- ^ Хиггинс, Равиния. «4. – Та моко – Татуировки маори – Моко и статус» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Причард, Стивен (1 декабря 2000 г.). «Суть, идентичность, подпись: татуировки и культурные ценности» . Социальная семиотика . 10 (3): 331–346. дои : 10.1080/10350330050136389 . ISSN 1035-0330 . S2CID 12023136 .
- ^ «Рис. 46. — Ухи, или долота, в Британском музее (реальный размер). Представлено сэром Джорджем Греем, KCB и т. д.» . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Возрождение Моко» . Новозеландский Вестник . 28 декабря 2007 г.
- ^ Бест, Элдсон (1904). «Ухи-Маори, или Туземные инструменты для татуировки» . Журнал Полинезийского общества . 13 (3): 166–72.
- ^ «Каури камедь» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Корере – Тасманский округ» . Исследования в области земледелия – Манааки Венуа . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ ЭЛЛИС, НГАРИНО (2014). РИСУНКИ И ПОДПИСИ «МОКО » МАОРИЙ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА» . Журнал Полинезийского общества . 123 (1): 29–66. дои : 10.15286/jps.123.1.29-66 . ISSN 0032-4000 . JSTOR 43285178 .
- ^ «Реликт варварства» . Вангануи Вестник . 1904.
- ^ Кинг, Майкл (июль 1973 г.). «Татуировка» . Те Ао Хоу Журнал маори .
- ^ Смейл, Аарон. «Та Моко» . Новозеландский географический . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ « Это преобразует»: женщины маори рассказывают о своих священных татуировках на подбородке» . www.vice.com . 13 сентября 2016 г. Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Тамоко | Татуировки маори: история, практика и значения» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия . 28 марта 2017 г. Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Робли, Горацио (1896). Моко; или татуировки маори . Чепмен и Холл . стр. 28, 30.
- ^ «Усатая хронология» . nzhistory.govt.nz . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Хиггинс, Равина (20 декабря 2016 г.). «Технология Та Моко» . Дорожная энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Криспин Ховарт и Турумакина Дули. Маркировка маори: татуировка . Другой. Артонвью, нет. 98, Зима, 2019.
- ^ Мэтьюсон, Николь (3 июня 2013 г.). «Работодатели более терпимы к приему на работу татуированных сотрудников» . Вещи . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Лейк, Дэн (10 июня 2019 г.). «Air New Zealand отменяет запрет на татуировки для сотрудников» . Ньюшуб . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Эйндж Рой, Элеонора (4 ноября 2020 г.). «Веб-сайт Новой Зеландии отзывает работы автора после того, как она раскритиковала министра иностранных дел маори» . Хранитель .
- ^ Дживан Равиндран (30 декабря 2021 г.). «Журналист-маори становится первым человеком с отметинами на лице, который представляет новости в прайм-тайм» . CNN .
- ^ Ньют, Ким (4 ноября 2022 г.). «Почему Ариана Тикао хочет, чтобы вы точно знали, как она получила моко кауаэ» . Вещи . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Тикао, Ариана; Калман, Мэтт; Калман, Росс (2022). Мокоруа: моя история моко кауэ = моя история моко кауэ . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN 978-1-86940-970-8 . OCLC 1347428633 .
- ^ "...у первого маори, достигшего Англии... было хорошо татуированное лицо..."
- ^ «Рис. 10. — Татуировка на лице Те Пэхи Купе , нарисованная им самим» . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Татуировка на лице маори: можно ли ее иметь белой женщине?» . Би-би-си . 23 мая 2018 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Кассем, Миа (март 2003 г.). «Современные проявления традиционного Та Моко» . НЗАртМесяц . Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 года.
- ^ «Нахальные французы крадут моко» . Вещи . 13 сентября 2007 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ «Шарплс: Речь о третьем чтении по охраняемым объектам» . Совок . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ «Почему большинству людей не следует делать татуировки Та Моко Маори» . Стиль на сайте About.com . Проверено 3 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Та Моко – История на коже» (пресс-релиз). Фестиваль искусств Крайстчерча 2005. 13 июля 2005 г. Проверено 3 мая 2017 г. - через Scoop Independent News .
- ^ «Эксплуатация Моко вызывает беспокойство» . Новозеландский Вестник . НЗПА . 3 ноября 2003 г. Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Ихака, Джеймс (27 марта 2009 г.). «Та Моко оставляет свой след в жизни маори» . Новозеландский Вестник . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ «Миф и моко» . Вайкато Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Чеземан, Джанель (15 марта 2014 г.). «Возрождение та моко вызывает вопросы у маори» . Лента новостей. Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 3 мая 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Герой, Небо (1951). Приход маори . Веллингтон: Уиткомб и Томбс.
- Янке Р. и Х.Т., «Политика имиджа и дизайна маори», Pukenga Korero (лето 2003 г.), том. 7, нет. 1, стр. 5–31.
- Кинг М. и Фридлендер М. (1992). Моко: татуировки маори в 20 веке. (2-е изд.) Окленд: Дэвид Бейтман. ISBN 1-86953-088-8
- Никора Л.В., Руа М. и Те Авекотуку Нг. «Ношение моко: маркировка на лице маори в современном мире», Томас Н., Коул А. и Дуглас Б. (ред.), Татуировка . Тела, искусство и обмен в Тихоокеанском регионе и на Западе , Лондон: Reacktion Books, стр. 191–204.
- Робли, генерал-майор HG (1896 г.). Моко, или татуировка маори . цифровое издание от Новозеландского электронного текстового центра
- Те Авекотуку, Нгауиа, «Та Моко: Татуировка маори», в Голди , (1997), каталог выставки, Окленд: Городская художественная галерея Окленда и Дэвид Бейтман, стр. 108–114.
- Те Авекотуку, Нгауиа, «Больше, чем кожа глубоко», в Баркан, Э. и Буш, Р. (ред.), Претендуя на камень: называя кости: культурные ценности и переговоры о национальной и этнической идентичности (2002), Лос-Анджелес : Гетти Пресс, стр. 243–254.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева Интернет-ресурсы по логотипу
- Изображения, относящиеся к моко, из коллекции Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева.
- Коллекция Новозеландского электронного текстового центра, посвященная Та Моко, мокамокай, Горацио Робли и его искусству. Библиография содержит дополнительные ссылки на другие онлайн-ресурсы.
- Расцвет татуировок племени маори , журнал BBC News , 21 сентября 2012 г., Нгауиа Те Авекотуку , Университет Вайкато , Новая Зеландия