Jump to content

Тату печать

Эскиз вождя маори, гравюра Т. Чемберса 1773 года, основанная на рисунке Сиднея Паркинсона 1769 года , из журнала «Журнал путешествия в южные моря» 1784 года.
«Портрет молодой женщины маори с моко » Луи Джона Стила (1891 г.)
Портрет Томаса Вака Нене работы Готфрида Линдауэра (1890 г.)

Tā moko — это постоянная маркировка или « татуировка », традиционно практикуемая маори , коренным народом Новой Зеландии . Это один из пяти основных стилей полинезийских татуировок (остальные четыре — маркизский , самоанский, таитянский и гавайский). [ 1 ]

Тохунга -та-моко (татуировщики) считались тапу , или неприкосновенными и священными. [ 2 ]

Историческая практика (до контакта)

[ редактировать ]

Искусство татуировки распространено на в Восточной Полинезии родине народа маори , а традиционные орудия и методы были аналогичны тем, которые использовались в других частях Полинезии. [ 3 ] В доевропейской культуре маори многие, если не самые высокопоставленные люди, получали моко . Моко ассоциировались с маной и высоким социальным статусом ; однако некоторые люди с очень высоким статусом считались слишком тапу , чтобы приобретать моко это также считалось неприемлемым , а для некоторых тохунга . [ 4 ]

Получение моко составляло важную веху между детством и взрослой жизнью и сопровождалось множеством обрядов и ритуалов . Помимо сигнализации статуса и ранга, еще одной причиной такой практики в традиционные времена было желание сделать человека более привлекательным для противоположного пола. Мужчины обычно наносили моко на лицо, ягодицы ( раперапе ) и бедра ( пухоро ). Женщины обычно носили моко на губах (нгуту) и подбородке (кауаэ). Другие части тела, на которых, как известно, есть моко, включают лоб, ягодицы, бедра, шею и спину женщин, а также спину, живот и икры мужчин. [ 5 ]

Используемые инструменты

[ редактировать ]
Картина Готфрида Линдауэра, изображающая та моко на лице мужчины . , вырезанную тохунга-та-моко
Коллекция корере (кормовых воронок).

Исторически кожу вырезали ухи. [ 6 ] (долото), а не прокалывать, как это принято в современной татуировке ; в результате на коже остались бороздки, а не гладкая поверхность. Позже стала использоваться татуировка иглой, но в 2007 году сообщалось, что ухи в настоящее время используется некоторыми художниками. [ 7 ]

Первоначально тохунга-та-моко ( специалисты по моко ) использовали ряд ухи (долото), сделанных из альбатроса кости , которые надевались на рукоятку и наносились удары молотком. [ 8 ] Пигменты изготавливались из авето для цвета тела и нгареху (обожженного дерева) для более черного цвета лица. Сажу от сгоревшей каури также смешивали с жиром для получения пигмента. [ 9 ] Пигмент хранился в богато украшенных сосудах, называемых око , которые часто закапывали, когда они не использовались. Око . передавались последующим поколениям ( Считается , что корере кормовая воронка) использовалась для кормления мужчин, у которых рты опухли от приема та моко . [ 10 ]

И мужчины, и женщины были специалистами по та-моко и путешествовали, чтобы заниматься своим искусством. [ 11 ]

Изменения с европейской колонизацией

[ редактировать ]

Практика пакеха по коллекционированию и торговле мокомокай (татуированными головами) изменила динамику та моко в ранний колониальный период. Кинг (см. ниже) рассказывает об изменениях, произошедших в конце 19 века, когда на смену ухи в качестве основного инструмента пришли иглы. Игольчатый метод был более быстрым и представлял меньше возможных рисков для здоровья, но текстура там моко стала гладкой. Та моко для мужчин прекратилась примерно в 1860-х годах в связи с изменением моды и признанием пакеха . [ нужна ссылка ]

Женщины продолжали получать моко вплоть до начала 20 века. [ 12 ] а историк Майкл Кинг в начале 1970-х годов взял интервью у более чем 70 пожилых женщин, которым могли бы дать моко до принятия Закона о подавлении тохунга 1907 года . [ 13 ] [ 14 ] Женские татуировки на губах и подбородке обычно называют пукауаэ или моко кауаэ . [ 15 ] [ 16 ]

Мужчины, как правило, удаляли волосы на лице, чтобы моко было полностью видно, в то время как некоторые предпочитали отращивать волосы. [ 17 ] Из-за того, что христианские миссионеры не любили моко , некоторые мужчины начали прикрывать моко растительностью на лице. Вместо пришедшего в упадок та моко в 20 веке мужчины все чаще носили растительность на лице. [ 18 ]

Современная практика

[ редактировать ]

С 1990 года наблюдается возрождение практики тако как для мужчин, так и для женщин, как признак культурной самобытности и отражение общего возрождения языка и культуры . Большая часть та-моко, наносимого сегодня, выполняется с помощью тату-машины , но также наблюдается возрождение использования ухи (долото). [ 7 ] Женщины также стали более активно участвовать в качестве практиков, например , Кристин Харви в Крайстчерче, Генриата Николас в Роторуа и Джули Кипа в Вакатане . Это не первый случай, когда контакт с поселенцами мешает инструментам ремесла: самые ранние моко были выгравированы на кости и были заменены металлом, доставленным первыми посетителями. [ 19 ]

Самым значительным изменением стала корректировка тем и завоеваний, представленных татуировками. Художница та-моко Турумакина Дулей в интервью журналу Artonview делится своим взглядом на трансформацию практики: «Разница в современном та-моко по сравнению с девятнадцатым веком заключается в изменении образа жизни, в том, как мы живем. [ ...] Традиция моко была одной из традиций инициации, обрядов посвящения – она началась примерно в этом же возрасте – но она также является показателем достижений в вашей жизни и дает вам цель, к которой нужно стремиться и достичь в своей жизни». [ 20 ] Дули получил моко в честь получения степени бакалавра по изучению маори. [ 20 ]

У значительной части новозеландцев теперь есть какие-либо татуировки. [ 21 ] и наблюдается «растущее признание... как средства культурного и индивидуального самовыражения». [ 22 ]

Министр иностранных дел Новой Зеландии Наная Махута в 2020 году

В 2016 году новозеландский политик Наная Махута получил моко кауаэ . Когда в 2020 году она стала министром иностранных дел, писатель сказал, что ее татуировка на лице неуместна для дипломата. Большую поддержку получил Махута, который сказал, что «появляется понимание возрождения культуры маори и что моко на лице является положительным аспектом этого. Нам нужно отойти от того, чтобы моко было связано с бандами, потому что это не то, что моко представлять вообще». [ 23 ]

25 декабря 2021 года журналист маори Ориини Кайпара , у которого есть моко кауаэ , стал первым человеком с традиционными отметинами на лице, который вел программу новостей в прайм-тайм на национальном телевидении Новой Зеландии. [ 24 ]

В 2022 году Ариана Тикао опубликовала книгу под названием «Мокоруа: Моя история Моко Кауаэ» , в которой подробно описывается ее путь к татуировкам; Ее художницей была Кристин Харви. [ 25 ] [ 26 ]

Использование не маори

[ редактировать ]

Европейцам о tā moko было известно еще со времен первого путешествия Джеймса Кука . Ранние посетители Европы маори, такие как Моеханга в 1805 году, [ 27 ] Хонги Хика в 1820 году и Те Пехи Купе в 1826 году. [ 28 ] в анфас у всех было моко , как и у некоторых « пакеха маори », таких как Барнет Бернс . Однако до сравнительно недавнего времени искусство не имело большого глобального влияния. [ нужна ссылка ]

Ношение та моко немаори было названо культурным присвоением . [ 29 ] и громкое использование образцов маори Робби Уильямсом , Беном Харпером и показом мод Жана-Поля Готье в 2007 году вызвали споры. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]

Чтобы согласовать спрос на дизайн маори с учетом культурных особенностей , группа Те Ухи а Матаора пропагандирует использование термина киритухи , [ 34 ] который теперь получил широкое признание: [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

... Киритухи буквально переводится как «письмо на коже». В отличие от моко, требующего согласия, генеалогии и исторической информации, киритухи — это просто дизайн с колоритом маори, который можно применять где угодно, по любой причине и к кому угодно… [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Какую татуировку мне сделать? — Краткий гид по стилям полинезийских татуировок» . ТатуПлемя . Проверено 25 июня 2023 г.
  2. ^ «Маори - Татуировка (Та Моко)» .
  3. ^ Сайрус 1951 , с. 296
  4. ^ Хиггинс, Равиния. «4. – Та моко – Татуировки маори – Моко и статус» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии . Проверено 8 марта 2020 г.
  5. ^ Причард, Стивен (1 декабря 2000 г.). «Суть, идентичность, подпись: татуировки и культурные ценности» . Социальная семиотика . 10 (3): 331–346. дои : 10.1080/10350330050136389 . ISSN   1035-0330 . S2CID   12023136 .
  6. ^ «Рис. 46. — ​​Ухи, или долота, в Британском музее (реальный размер). Представлено сэром Джорджем Греем, KCB и т. д.» . Проверено 28 августа 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Возрождение Моко» . Новозеландский Вестник . 28 декабря 2007 г.
  8. ^ Бест, Элдсон (1904). «Ухи-Маори, или Туземные инструменты для татуировки» . Журнал Полинезийского общества . 13 (3): 166–72.
  9. ^ «Каури камедь» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 28 августа 2015 г.
  10. ^ «Корере – Тасманский округ» . Исследования в области земледелия – Манааки Венуа . Проверено 21 марта 2014 г.
  11. ^ ЭЛЛИС, НГАРИНО (2014). РИСУНКИ И ПОДПИСИ «МОКО » МАОРИЙ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА» . Журнал Полинезийского общества . 123 (1): 29–66. дои : 10.15286/jps.123.1.29-66 . ISSN   0032-4000 . JSTOR   43285178 .
  12. ^ «Реликт варварства» . Вангануи Вестник . 1904.
  13. ^ Кинг, Майкл (июль 1973 г.). «Татуировка» . Те Ао Хоу Журнал маори .
  14. ^ Смейл, Аарон. «Та Моко» . Новозеландский географический . Проверено 4 мая 2017 г.
  15. ^ « Это преобразует»: женщины маори рассказывают о своих священных татуировках на подбородке» . www.vice.com . 13 сентября 2016 г. Проверено 2 июня 2022 г.
  16. ^ «Тамоко | Татуировки маори: история, практика и значения» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия . 28 марта 2017 г. Проверено 2 июня 2022 г.
  17. ^ Робли, Горацио (1896). Моко; или татуировки маори . Чепмен и Холл . стр. 28, 30.
  18. ^ «Усатая хронология» . nzhistory.govt.nz . Проверено 7 мая 2024 г.
  19. ^ Хиггинс, Равина (20 декабря 2016 г.). «Технология Та Моко» . Дорожная энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Министерство наследия . Проверено 9 января 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Криспин Ховарт и Турумакина Дули. Маркировка маори: татуировка . Другой. Артонвью, нет. 98, Зима, 2019.
  21. ^ Мэтьюсон, Николь (3 июня 2013 г.). «Работодатели более терпимы к приему на работу татуированных сотрудников» . Вещи . Проверено 11 июня 2019 г.
  22. ^ Лейк, Дэн (10 июня 2019 г.). «Air New Zealand отменяет запрет на татуировки для сотрудников» . Ньюшуб . Проверено 11 июня 2019 г.
  23. ^ Эйндж Рой, Элеонора (4 ноября 2020 г.). «Веб-сайт Новой Зеландии отзывает работы автора после того, как она раскритиковала министра иностранных дел маори» . Хранитель .
  24. ^ Дживан Равиндран (30 декабря 2021 г.). «Журналист-маори становится первым человеком с отметинами на лице, который представляет новости в прайм-тайм» . CNN .
  25. ^ Ньют, Ким (4 ноября 2022 г.). «Почему Ариана Тикао хочет, чтобы вы точно знали, как она получила моко кауаэ» . Вещи . Проверено 21 декабря 2022 г.
  26. ^ Тикао, Ариана; Калман, Мэтт; Калман, Росс (2022). Мокоруа: моя история моко кауэ = моя история моко кауэ . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN  978-1-86940-970-8 . OCLC   1347428633 .
  27. ^ "...у первого маори, достигшего Англии... было хорошо татуированное лицо..."
  28. ^ «Рис. 10. — Татуировка на лице Те Пэхи Купе , нарисованная им самим» . Проверено 28 августа 2015 г.
  29. ^ «Татуировка на лице маори: можно ли ее иметь белой женщине?» . Би-би-си . 23 мая 2018 года . Проверено 11 июня 2019 г.
  30. ^ Кассем, Миа (март 2003 г.). «Современные проявления традиционного Та Моко» . НЗАртМесяц . Архивировано из оригинала 24 февраля 2011 года.
  31. ^ «Нахальные французы крадут моко» . Вещи . 13 сентября 2007 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  32. ^ «Шарплс: Речь о третьем чтении по охраняемым объектам» . Совок . Проверено 28 августа 2015 г.
  33. ^ «Почему большинству людей не следует делать татуировки Та Моко Маори» . Стиль на сайте About.com . Проверено 3 мая 2017 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Та Моко – История на коже» (пресс-релиз). Фестиваль искусств Крайстчерча 2005. 13 июля 2005 г. Проверено 3 мая 2017 г. - через Scoop Independent News .
  35. ^ «Эксплуатация Моко вызывает беспокойство» . Новозеландский Вестник . НЗПА . 3 ноября 2003 г. Проверено 16 ноября 2011 г.
  36. ^ Ихака, Джеймс (27 марта 2009 г.). «Та Моко оставляет свой след в жизни маори» . Новозеландский Вестник . Проверено 16 ноября 2011 г.
  37. ^ «Миф и моко» . Вайкато Таймс . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  38. ^ Чеземан, Джанель (15 марта 2014 г.). «Возрождение та моко вызывает вопросы у маори» . Лента новостей. Архивировано из оригинала 6 мая 2019 года . Проверено 3 мая 2017 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Герой, Небо (1951). Приход маори . Веллингтон: Уиткомб и Томбс.
  • Янке Р. и Х.Т., «Политика имиджа и дизайна маори», Pukenga Korero (лето 2003 г.), том. 7, нет. 1, стр. 5–31.
  • Кинг М. и Фридлендер М. (1992). Моко: татуировки маори в 20 веке. (2-е изд.) Окленд: Дэвид Бейтман. ISBN   1-86953-088-8
  • Никора Л.В., Руа М. и Те Авекотуку Нг. «Ношение моко: маркировка на лице маори в современном мире», Томас Н., Коул А. и Дуглас Б. (ред.), Татуировка . Тела, искусство и обмен в Тихоокеанском регионе и на Западе , Лондон: Reacktion Books, стр. 191–204.
  • Робли, генерал-майор HG (1896 г.). Моко, или татуировка маори . цифровое издание от Новозеландского электронного текстового центра
  • Те Авекотуку, Нгауиа, «Та Моко: Татуировка маори», в Голди , (1997), каталог выставки, Окленд: Городская художественная галерея Окленда и Дэвид Бейтман, стр. 108–114.
  • Те Авекотуку, Нгауиа, «Больше, чем кожа глубоко», в Баркан, Э. и Буш, Р. (ред.), Претендуя на камень: называя кости: культурные ценности и переговоры о национальной и этнической идентичности (2002), Лос-Анджелес : Гетти Пресс, стр. 243–254.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b821c3b94cb1448455f0f02807a3d3a1__1721758020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/a1/b821c3b94cb1448455f0f02807a3d3a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tā moko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)