Тувалуанская мифология
Фимбриированная мурена ( Gymnothorax fimbriatus )
Мифология Тувалу рассказывает истории о создании островов Тувалу и о предках-основателях каждого острова. Хотя на некоторых островах существуют истории о духах, создавших острова, на многих островах встречается история создания, заключающаяся в том, что те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала) создали острова Тувалу ; Те Али ( камбала ) считается источником плоских атоллов Тувалу, а те Пуси ( угорь ) является образцом кокосовых пальм, которые играют важную роль в жизни жителей Тувалу. Сила этого убеждения приводит к тому, что мурена считается тапу и не употребляется в пищу.
Мифы о происхождении народа Тувалу
[ редактировать ]Рифовые . и атоллы Тувалу острова считаются частью Западной Полинезии Во времена, предшествовавшие контакту с Европой, между островами часто совершались путешествия на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навигационные навыки позволяли целенаправленные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами . [1] Считается, что полинезийцы расселились с Тонги и островов Самоа на атоллы Тувалу. [2] [3] [4] Различные лингвистические области, признанные на островах Тувалу, показывают, что тонганское влияние сильнее на северных островах Нанумеа и Нанумага, чем на юге. [5] : 15
Истории о предках тувалуанцев варьируются от острова к острову. На некоторых островах есть истории о духах, создавших остров, однако история создания, которая встречается на многих островах, заключается в том, что те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала) создали острова Тувалу . [5]

Предки-путешественники привезли мифы с островов своего происхождения, и эти истории со временем были адаптированы и стали мифологией Тувалу. На каждом острове есть истории о происхождении их предков. На Фунафути и Ваитупу предок-основатель описывается как Телематуа (или Телемаиатуа), гигант из Самоа; [5] : 15–16 [6] [7] тогда как на Нукуфетау предки описываются как выходцы из Тонги. [8]
На Нанумеа предок-основатель описан как выходец из Тонги , хотя Нанумеа также имеет связи с Токелау . [5] : 15–16 Предком народа Нанумеа описывается как Тефолаха, который был наполовину человеком, наполовину духом из Тонги; [5] на Нанумаге предок-основатель описывается как Тепухи, дух в форме морского змея, пришедший родом с Фиджи , хотя на Нанумаге рассказываются и другие истории творения, имеющие отношение к Тонге и Самоа. [9]
История создания, рассказанная на Нуи, описывает группу духов, поднявших одиннадцать островков Нуи со дна океана, а предки прибыли из Самоа на каноэ по имени Вакатиумали . Капитаном каноэ был По, мужчина с острова Маноно в Самоа . [10]
На Ниутао считается, что их предки прибыли из Самоа в 12 или 13 веке. [11] Мифология Ниутаона рассказывает историю людей, которые первыми заселили остров: «Первые жители Нютао были наполовину духами, наполовину людьми, жившими в Мулитефао. Их лидером был Кулу, принявший облик женщины. Первые поселенцы прибыли из Самоа на каноэ, которым руководил человек по имени Матайка. Он поселился в Тамане на восточной стороне острова, где ветры сносили брызги прибоя над рифом». [12]
Легендарная история Фунафути
[ редактировать ]В 1896 году профессор Уильям Соллас отправился на Фунафути в качестве руководителя экспедиции Королевского общества по бурению коралловых рифов Фунафути ; Профессор Соллас впоследствии опубликовал «Легендарную историю Фунафути» . [13] устная история, рассказанная Эриварой, главой Фунафути, через торговца Джека О'Брайена (в качестве переводчика), которая начиналась так:
- Первым королем Фунафути был Терематуа (? Тилиматуа), но кем он был и откуда пришел, неизвестно; однако несомненно, что он был здесь до прибытия кауга, народа, приплывшего на этот остров из Самоа, то есть, как я понимаю, самоанцев, потерпевших крушение в каноэ и впоследствии доплывших до берега. Кауга пользовались большим уважением. Тоа, участок земли в Фунафути, назван в честь одного из них, а самый южный остров, Туаэрики, в честь другого: после смерти им поклонялись как духам. [13]
История Пай и Вау
[ редактировать ]Когда Тефолаха прибыл на Нанумеа, он нашел двух женщин по имени Пай и Вау. Тефолаха приказал им уйти, поскольку он заявил права на остров. Пай и Вау ответили, что ему следует уйти, если он не назовет им их имена. [14] Это защита, которая появляется в других мифологиях Тихого океана и, возможно, отражает веру в то, что знать имя человека означает иметь некоторую власть над этим человеком. [15] Тефолаха знала их имена, поэтому они ушли. Когда они уходили, из их корзин высыпался песок, образуя меньшие островки Нанумеа. [15]
те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала)
[ редактировать ]Есть несколько историй, которые являются общими для всех островов Тувалу . Важным мифом о сотворении островов Тувалу является история те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала). История те Пуси мо те Али рассказана Талакатоа О'Брайеном в книге «Тувалу: История» . [5] : 13–15 [16] Суть истории в том, что когда-то Угорь и Камбала были большими друзьями. Однажды они решили нести огромный камень, чтобы проверить, кто сильнее. Они начали спорить, а потом и драться. Пока они сражались, Камбала была раздавлена камнем. Камбала освободилась и погналась за Угрем, которого рвало после сильного удара в живот. Угорь становился всё тоньше и тоньше, пока не смог спрятаться в норе. Угорь произнес несколько магических слов, защищаясь от Камбалы:
- Широкий и плоский, Широкий и плоский,
- Чтобы питаться тобой, т. е. Али.
- Широкий и плоский, Широкий и плоский,
- Ты никогда, никогда не убьешь меня.
Плоское тело Камбалы стало образцом для атоллов Тувалу. Тонкое круглое тело угря стало прообразом кокосовой пальмы. После того, как Камбала умерла, Угорь подбросил камень в воздух и произнес волшебные слова:
- Черный, белый и синий,
- Я всегда буду правдив,
- И себе, и тебе тоже.
- Чтобы мы с тобой стали друзьями.
Многократно подбрасывая камень в воздух, Угорь создал ночь и день, голубое небо и море. Затем Угорь разбил камень на восемь частей, чтобы создать главные острова Тувалу. [5] : 13–15 Название Тувалу на языке Тувалу означает «восемь стоящих вместе» .
Историю те Пуси мо те Али можно сравнить с историей Сины и угря из самоанской мифологии . [17] что также объясняет происхождение первой кокосовой пальмы. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 39–44.
- ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 29, 54. ISBN. 978-0500274507 .
- ^ Баярд, Д.Т. (1976). Культурные связи полинезийских жителей . Университет Отаго, Исследования по доисторической антропологии, Том. 9.
- ^ Кирх, П.В. (1984). «Полинезийские аутьеры». Журнал тихоокеанской истории . 95 (4): 224–238. дои : 10.1080/00223348408572496 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г О'Брайен, Талакатоа (1983). «Глава 1, Бытие». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу.
- ^ О'Брайен, Талакатоа; Лаупепа, Калааки; Иелемия, Винака (1983). «Главы 1, 11 и 13». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 15–16, 78 и 92.
- ^ Дональд Г. Кеннеди, «Полевые заметки о культуре Ваитупу, острова Эллис» , Журнал Полинезийского общества , том 38, 1929, стр. 2-5.
- ^ Лафаи, Пасинели (1983). «Глава 12, Нукуфетау». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. п. 86.
- ^ Лафаи, Пасинели (1983). «Глава 9, Нанумага». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 66–67.
- ^ Папе, Сотага (1983). «Глава 10, Нуи». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 71–72.
- ^ Согивалу, Пулекау А. (1992). Краткая история Нютао . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN 978-982-02-0058-6 .
- ^ Ниа, Налу (1983). «Глава 8, Нютао». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу.
- ^ Перейти обратно: а б Соллас, Уильям Дж. (1897). «Легендарная история Фунафути» (PDF) . Природа . 55 (11): 353–355. дои : 10.1038/055353a0 .
- ^ Сэмюэлс, Джордж Сиози. «Сказки Нанумеа: Пай и Вау (анимация)» . Вимео . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Исако, Таулу (1983). «Глава 7, Нанумеа». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 48–49.
- ^ Рестуре, Джейн (июнь 2007 г.). «Мифология Тувалу: история угря и камбалы» . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ↑ Живое наследие . Архивировано 29 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ История Сины и угря