Jump to content

Тувалуанская мифология

Темнопятнистая мурена в кораллах
Фимбриированная мурена ( Gymnothorax fimbriatus )

Мифология Тувалу рассказывает истории о создании островов Тувалу и о предках-основателях каждого острова. Хотя на некоторых островах существуют истории о духах, создавших острова, на многих островах встречается история создания, заключающаяся в том, что те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала) создали острова Тувалу ; Те Али ( камбала ) считается источником плоских атоллов Тувалу, а те Пуси ( угорь ) является образцом кокосовых пальм, которые играют важную роль в жизни жителей Тувалу. Сила этого убеждения приводит к тому, что мурена считается тапу и не употребляется в пищу.

Мифы о происхождении народа Тувалу

[ редактировать ]

Рифовые . и атоллы Тувалу острова считаются частью Западной Полинезии Во времена, предшествовавшие контакту с Европой, между островами часто совершались путешествия на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навигационные навыки позволяли целенаправленные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами . [1] Считается, что полинезийцы расселились с Тонги и островов Самоа на атоллы Тувалу. [2] [3] [4] Различные лингвистические области, признанные на островах Тувалу, показывают, что тонганское влияние сильнее на северных островах Нанумеа и Нанумага, чем на юге. [5] : 15 

Истории о предках тувалуанцев варьируются от острова к острову. На некоторых островах есть истории о духах, создавших остров, однако история создания, которая встречается на многих островах, заключается в том, что те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала) создали острова Тувалу . [5]

Карта Тувалу.

Предки-путешественники привезли мифы с островов своего происхождения, и эти истории со временем были адаптированы и стали мифологией Тувалу. На каждом острове есть истории о происхождении их предков. На Фунафути и Ваитупу предок-основатель описывается как Телематуа (или Телемаиатуа), гигант из Самоа; [5] : 15–16  [6] [7] тогда как на Нукуфетау предки описываются как выходцы из Тонги. [8]

На Нанумеа предок-основатель описан как выходец из Тонги , хотя Нанумеа также имеет связи с Токелау . [5] : 15–16  Предком народа Нанумеа описывается как Тефолаха, который был наполовину человеком, наполовину духом из Тонги; [5] на Нанумаге предок-основатель описывается как Тепухи, дух в форме морского змея, пришедший родом с Фиджи , хотя на Нанумаге рассказываются и другие истории творения, имеющие отношение к Тонге и Самоа. [9]

История создания, рассказанная на Нуи, описывает группу духов, поднявших одиннадцать островков Нуи со дна океана, а предки прибыли из Самоа на каноэ по имени Вакатиумали . Капитаном каноэ был По, мужчина с острова Маноно в Самоа . [10]

На Ниутао считается, что их предки прибыли из Самоа в 12 или 13 веке. [11] Мифология Ниутаона рассказывает историю людей, которые первыми заселили остров: «Первые жители Нютао были наполовину духами, наполовину людьми, жившими в Мулитефао. Их лидером был Кулу, принявший облик женщины. Первые поселенцы прибыли из Самоа на каноэ, которым руководил человек по имени Матайка. Он поселился в Тамане на восточной стороне острова, где ветры сносили брызги прибоя над рифом». [12]

Легендарная история Фунафути

[ редактировать ]

В 1896 году профессор Уильям Соллас отправился на Фунафути в качестве руководителя экспедиции Королевского общества по бурению коралловых рифов Фунафути ; Профессор Соллас впоследствии опубликовал «Легендарную историю Фунафути» . [13] устная история, рассказанная Эриварой, главой Фунафути, через торговца Джека О'Брайена (в качестве переводчика), которая начиналась так:

Первым королем Фунафути был Терематуа (? Тилиматуа), но кем он был и откуда пришел, неизвестно; однако несомненно, что он был здесь до прибытия кауга, народа, приплывшего на этот остров из Самоа, то есть, как я понимаю, самоанцев, потерпевших крушение в каноэ и впоследствии доплывших до берега. Кауга пользовались большим уважением. Тоа, участок земли в Фунафути, назван в честь одного из них, а самый южный остров, Туаэрики, в честь другого: после смерти им поклонялись как духам. [13]

История Пай и Вау

[ редактировать ]

Когда Тефолаха прибыл на Нанумеа, он нашел двух женщин по имени Пай и Вау. Тефолаха приказал им уйти, поскольку он заявил права на остров. Пай и Вау ответили, что ему следует уйти, если он не назовет им их имена. [14] Это защита, которая появляется в других мифологиях Тихого океана и, возможно, отражает веру в то, что знать имя человека означает иметь некоторую власть над этим человеком. [15] Тефолаха знала их имена, поэтому они ушли. Когда они уходили, из их корзин высыпался песок, образуя меньшие островки Нанумеа. [15]

те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала)

[ редактировать ]

Есть несколько историй, которые являются общими для всех островов Тувалу . Важным мифом о сотворении островов Тувалу является история те Пуси мо те Али (Угорь и Камбала). История те Пуси мо те Али рассказана Талакатоа О'Брайеном в книге «Тувалу: История» . [5] : 13–15  [16] Суть истории в том, что когда-то Угорь и Камбала были большими друзьями. Однажды они решили нести огромный камень, чтобы проверить, кто сильнее. Они начали спорить, а потом и драться. Пока они сражались, Камбала была раздавлена ​​камнем. Камбала освободилась и погналась за Угрем, которого рвало после сильного удара в живот. Угорь становился всё тоньше и тоньше, пока не смог спрятаться в норе. Угорь произнес несколько магических слов, защищаясь от Камбалы:

Широкий и плоский, Широкий и плоский,
Чтобы питаться тобой, т. е. Али.
Широкий и плоский, Широкий и плоский,
Ты никогда, никогда не убьешь меня.

Плоское тело Камбалы стало образцом для атоллов Тувалу. Тонкое круглое тело угря стало прообразом кокосовой пальмы. После того, как Камбала умерла, Угорь подбросил камень в воздух и произнес волшебные слова:

Черный, белый и синий,
Я всегда буду правдив,
И себе, и тебе тоже.
Чтобы мы с тобой стали друзьями.

Многократно подбрасывая камень в воздух, Угорь создал ночь и день, голубое небо и море. Затем Угорь разбил камень на восемь частей, чтобы создать главные острова Тувалу. [5] : 13–15  Название Тувалу на языке Тувалу означает «восемь стоящих вместе» .

Историю те Пуси мо те Али можно сравнить с историей Сины и угря из самоанской мифологии . [17] что также объясняет происхождение первой кокосовой пальмы. [18]

  1. ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 39–44.
  2. ^ Беллвуд, Питер (1987). Полинезийцы – предыстория островного народа . Темза и Гудзон. стр. 29, 54. ISBN.  978-0500274507 .
  3. ^ Баярд, Д.Т. (1976). Культурные связи полинезийских жителей . Университет Отаго, Исследования по доисторической антропологии, Том. 9.
  4. ^ Кирх, П.В. (1984). «Полинезийские аутьеры». Журнал тихоокеанской истории . 95 (4): 224–238. дои : 10.1080/00223348408572496 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г О'Брайен, Талакатоа (1983). «Глава 1, Бытие». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу.
  6. ^ О'Брайен, Талакатоа; Лаупепа, Калааки; Иелемия, Винака (1983). «Главы 1, 11 и 13». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 15–16, 78 и 92.
  7. ^ Дональд Г. Кеннеди, «Полевые заметки о культуре Ваитупу, острова Эллис» , Журнал Полинезийского общества , том 38, 1929, стр. 2-5.
  8. ^ Лафаи, Пасинели (1983). «Глава 12, Нукуфетау». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. п. 86.
  9. ^ Лафаи, Пасинели (1983). «Глава 9, Нанумага». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 66–67.
  10. ^ Папе, Сотага (1983). «Глава 10, Нуи». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 71–72.
  11. ^ Согивалу, Пулекау А. (1992). Краткая история Нютао . Институт тихоокеанских исследований Южно-Тихоокеанского университета. ISBN  978-982-02-0058-6 .
  12. ^ Ниа, Налу (1983). «Глава 8, Нютао». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу.
  13. ^ Перейти обратно: а б Соллас, Уильям Дж. (1897). «Легендарная история Фунафути» (PDF) . Природа . 55 (11): 353–355. дои : 10.1038/055353a0 .
  14. ^ Сэмюэлс, Джордж Сиози. «Сказки Нанумеа: Пай и Вау (анимация)» . Вимео . Проверено 15 февраля 2015 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Исако, Таулу (1983). «Глава 7, Нанумеа». В Лараси, Хью (ред.). Тувалу: История . Институт тихоокеанских исследований, Южнотихоокеанский университет и правительство Тувалу. стр. 48–49.
  16. ^ Рестуре, Джейн (июнь 2007 г.). «Мифология Тувалу: история угря и камбалы» . Проверено 2 декабря 2012 г.
  17. Живое наследие . Архивировано 29 октября 2012 г. в Wayback Machine.
  18. ^ История Сины и угря
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 789ade4856237e870657044fd4e70138__1709918280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/38/789ade4856237e870657044fd4e70138.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tuvaluan mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)