Касситские божества

Касситские божества были пантеоном касситов ( аккадский : Кашшу , от касситского Галзу [1] ), группа, населявшая части современного Ирака (в основном историческую Вавилонию и район Нузи ), а также Иран и Сирию во втором и первом тысячелетиях до нашей эры. [2] Династия касситского происхождения правила Вавилонией с пятнадцатого века до нашей эры. [3] Касситы говорили на касситском языке, известном по упоминаниям в месопотамских источниках. [4] Многие из известных касситских слов являются именами касситских божеств. [4] На данный момент идентифицировано около двадцати человек. [5] Доказательства существования их культа ограничены. [6] и известно, что только в двух из них, Шукамуне и Шумалии , был храм. [4] Другие хорошо засвидетельствованные касситские божества включают предполагаемого главного бога Харбе, бога погоды Буриаша, бога солнца Сах и обожествленную гору Камуллу.
Обзор
[ редактировать ]Около двух десятков имен касситских божеств были идентифицированы в текстах, написанных на касситском языке. [5] известный изолированный язык, только по упоминаниям в месопотамских лексических текстах и по личным именам. [4] Подробное изучение невозможно из-за отсутствия источников, сохраняющих его грамматику и синтаксис. [7]
Большая часть свидетельств касситской культуры относится к касситской династии Вавилона. [8] Эти цари переняли как языки ( шумерский и аккадский), так и религию вавилонян и активно участвовали в поддержании храмов месопотамских божеств, например, Эанны в Уруке . [9] По этой причине Натаниэль Шелли отмечает, что было бы точнее называть ее династией, члены которой носили касситские имена, а не строго касситской династией. [10] Начиная с Кадашмана-Энлиля I , некоторые из них начали включать в свои имена имена месопотамских богов, однако только после вторжения ассирийского царя Тукульти-Нинурты I примеры включают божества, отличные от Энлиля, такие как Мардук , Адад или Забаба . [11] Они также приписывали свою царскую легитимность месопотамскому Энлилю, а не касситскому божеству. [6] Нет никаких свидетельств того, что касситская династия строила какие-либо храмы касситских богов в Вавилонии, за исключением одного, посвященного династическим божествам-покровителям Шукамуне и Шумалии в Вавилоне . [4] Несмотря на свою роль, эти два божества не фигурируют в именах ни одного из его членов. [12]
Архивы Нузи в северо-восточной Месопотамии считаются ценным ресурсом для изучения касситской ономастики , хотя только два процента жителей города носили касситские имена, и нет никаких указаний на то, что они оказали какое-либо большее влияние на культуру его жителей. другие жители. [13]
Обычные касситы, жившие в Вавилонии, постепенно ассимилировались, и к первому тысячелетию до нашей эры только около пятнадцати процентов из них носили касситские имена. [14] Некоторые имена отсылают к месопотамским, а не касситским божествам: Адад , Энлиль , Иштар из Агаде , Иштаран ( д КА.ДИ), Лагуда , Мардук и Ураш . [15] Вавилонские и ассирийские правители, скорее всего, терпели поклонение касситским божествам. [4] и некоторые из них до сих пор засвидетельствованы в источниках из Месопотамии первого тысячелетия до нашей эры. [5] Возможно, их роль ограничивалась домашней религией, где они могли играть роль маркера особой касситской идентичности. [16] Однако они полностью отсутствуют в некоролевских личных вотивных надписях. [17]
Большинство касситских божеств упоминаются только в личных именах. [6] Часто трудно сказать, какие из их элементов следует интерпретировать как имена божеств, а какие на самом деле лингвистически касситские (а не просто не распознаваемые вавилонские). [12] Более того, некоторые слова, идентифицированные как имена отдельных божеств, также могут быть эпитетами. [12] Хотя в прошлом утверждалось, что все имена ранних касситских правителей были теофорными, сейчас эта теория считается неправдоподобной. [18] Примером наиболее вероятного нетеофорного имени является имя Куригалзу . [11] что означает «пастух касситов». [19] Предполагается, что имя Караиндаш также не теофорно. [20]
За исключением Шукамуна и Шумалия, имена касситских божеств всегда писались без знака дингир , так называемого «божественного определителя », который использовался для обозначения имен богов в месопотамских текстах. [17] Известны спорадические исключения из этого правила, связанные с именами Марутташа и Камуллы. [21] и в одном случае Буриашу в списке богов предшествует знак дингир: д бур-иа-аш , объяснил как д ИШКУР каш-шу-у 2 , «касситский бог погоды». [17] Случайные ссылки в литературе на единственный экземпляр слова Сах, написанного с помощью дингира в личном имени Кадашман-Сах, являются результатом ошибочной реставрации. [11] За исключением Харбе, Шукамуны и Шумалии, ни одно касситское божество не знало иконографии. [16]
Лексические списки иногда подтверждают эквивалентность месопотамских и касситских божеств. [22] Большинство этих текстов, вероятно, датируются после касситского периода. [17] Возможно, что в некоторых случаях упомянутые в них касситские божества ассимилировались с месопотамскими и утратили свои уникальные касситские черты. [12]
Несколько царей более поздних периодов носили касситские теопорические имена. Основатель Второй Силендской династии носил имя Симбар-Шиху (или Симбар-Шипак), взывая к касситскому божеству Ши -ХУ, хотя в надписях, относящихся к его правлению, упоминается только его участие в поклонении Энлилю и Шамашу. [23] и не исключено, что он видел себя продолжателем Первой Силандской династии , а не касситской, поскольку летописи называют его «воином династии Дамик-илишу». [24] Последний царь так называемой династии Бази , которая могла иметь касситское происхождение, [25] носил теофорное имя, призывающее Шукамуну, Ширикти-Шукамуна . [26] Он правил всего три месяца в 985 г. до н.э., никаких приписываемых ему надписей не сохранилось, и предполагается, что он был братом предыдущего царя Нинурта-кудурри-усура I. [26]
Опровергнутые теории
[ редактировать ]В исследованиях девятнадцатого и двадцатого веков были предприняты попытки доказать, что некоторые из касситских божеств, а именно Буриаш, Марутташ и Шуриаш (считающиеся родственниками греческих Бореев и ведических Марутов и Сурьи соответственно), были производными от индоевропейских божеств . [4] Подобные теории, сформулированные, например, Жоржем Дюмезилем , еще в 1954 году были названы надуманными. [27] Как отметил Джон А. Бринкман, сходство между именами «даже если оно будет принято, не должно подразумевать нечто большее, чем временный и, возможно, опосредующий контакт между различными группами или их культурными предками». [4] Кроме того, для имен Буриаша были предложены возможные касситские этимологии. [18] и Шуриаш, [28] в то время как предлагаемые ведические связи Марутташа больше не принимаются в современной науке. [29]
Список касситских божеств
[ редактировать ]Имя | Месопотамский эквивалент | Подробности |
---|---|---|
Альбан Запретить [30] | Альбан и Бан — два возможных имени касситских божеств, известных по личным именам. [30] Это могут быть два написания одного имени. [30] | |
мой | Возможное имя касситского божества, засвидетельствованное в имени Карзи-Апку. [30] | |
Бугас | Возможное имя касситского божества, зафиксированное в личных именах. [30] | |
Буриас Бурарриаш, Убриаш [31] | Папа [17] | Буряш был богом погоды. [4] Древнейшее записанное касситское имя принадлежит некоему Киламди-Буриашу, который упоминается в экономическом документе пятьдесят третьего года правления Рим-Сына I из Ларсы . [8] Тот же бог также засвидетельствован в именах касситских царей Бурна-Буриаша I , Бурна-Буриаша II и Улама-Буриаша . [17] В единственном лексическом тексте он обозначен как ЭН.КУР.КУР, «владыка земель», титул, не засвидетельствованный для Адада. [32] но похоже на эпитет Энлиля ЛУГАЛ КУР .КУР.РА, засвидетельствованный во многих источниках касситского периода. [18] На этом основании было высказано предположение, что Буряш был титулом, а не именем. [18] Вероятно, оно произошло от слов бури (ранняя форма: бурари ), «господин» и iaš (ранняя форма: iaši/u ), «земля». [18] Известны и другие касситские слова похожей структуры. [18] |
Мир | Дуниаш — это касситское слово, засвидетельствованное в касситском названии Вавилонии Кардуниаш . [18] Нет единого мнения о том, следует ли считать это имя Бога или нет, поскольку в настоящее время нет доказательств, подтверждающих какое-либо из этих предложений. [18] | |
Дур | Нергал [33] | Судя по лексическим текстам, Дур был одним из касситских божеств, отождествляемых с Нергалом. [33] Он не засвидетельствован ни под одним личным именем. [34] |
Дузагаш | Предполагается, что Дузагаш был касситом по происхождению. [35] Он известен по надписи на каменной утиной гире, приписываемой царю Хаммурапи из Ханы , который был современником касситских царей Вавилонии и, возможно, их вассалом. [35] | |
Гид Гиндар, Кинтар [30] | Нинурта [36] | Бог, известный из лексического списка, который приравнивает его к Нинурте. [36] Он также засвидетельствован в теофорном имени Ула-Гиндар. [30] Возможно, что Кинтар, известный от Нузи , является вариантом имени Гидар. [30] |
Хала Хали [37] | Сахар [37] | Богиня, известная по лексическому списку, который приравнивает ее к Гуле, и по личным именам Нузи. [37] и Ниппур. [38] Кемаль Балкан предположил, что она была богиней-целительницей. [37] и что Гидара можно было считать ее супругом. [39] |
Карбе | Энлиль [40] | Харбе, вероятно, был главой касситского пантеона. [4] Он — одно из самых распространенных божеств в касситских теофорных именах. [41] В его честь были названы два короля: Кадашман-Харбе I и Кадашман-Харбе II . [20] По словам Уилфреда Г. Ламберта , его имя могло быть нарицательным, означающим «лорд». [40] Возможным свидетельством этого являются такие личные имена, как Харбе-Сах и Харбе-Ши-У. [37] Его символом, известным по некоторым кудурру, была птица с повернутой назад головой. [42] ḪARba, элемент лишь частично сохранившегося личного имени, может быть альтернативным написанием Ḫarbe, но неясно, является ли это вообще божественным именем. [18] |
Ḫudak Худха [43] | Папа [43] | Предполагается, что Худак и Худха — две формы имени одного и того же бога. [43] Первое засвидетельствовано теофорным именем Инза-Худак, второе — в лексическом тексте, который объясняет его как Адада. [43] Было высказано предположение, что, если теория, согласно которой Буриаш был эпитетом, а не отдельным богом, верна, Худха может быть именем обозначаемого им божества. [18] Дэниел Швемер считает этот вопрос нерешенным. [32] |
В Камулле Акмуль, [44] Камул [45] | Да [44] | Камулла был горным богом или прямым обожествлением одноименной горы. [44] вероятно, расположен к югу или юго-востоку от реки Радану, недалеко от бассейна Диялы . [45] Он появляется в теофорных именах, например Таклаку-ана-Камулла. [44] |
Марутташ Мурутташ, Маратташ [29] | Нинурта [4] | Марутташ известен по лексическим спискам и личным именам, таким как Нази-Марутташ и Карзи-Марутташ. [29] первое из которых, видимо, считалось аналогом имени Сил(ли)-Нинурта, «защитник Нинурты». [46] Теории, предполагающие связь между ним и ведическими марутами , или лувийскими рунтиями, больше не считаются заслуживающими доверия в современной науке. [29] Ратташ, слово, засвидетельствованное в имени Аби-Ратташ, может быть связано с Марутташем, но неясно, следует ли вообще считать его божественным именем. [18] |
Миризир Министр, Министр [47] | Миризир была касситской богиней. [48] возможно, связано с лошадьми. [47] Ее имя, вероятно, соответствует минизиру или минимзиру , элементу, известному из названий лошадей, который, в свою очередь, по-видимому, связан с нимзиром , термином, используемым для обозначения типа этих животных. [47] Кемаль Балкан предположил, что ей соответствует символ головы лошади, найденный на каком-то кудурру. [49] В более позднем исследовании иконографии кудурру Урсула Зайдль предполагает, что она представляла собой неизвестное, возможно, немесопотамское местное божество, которому поклонялись горные общины в окрестностях современного Киркука. [50] Миризир не соответствовал какой-либо конкретной месопотамской богине в лексических текстах, а скорее родовому эпитету Белту. [4] ( д ГАЗИФОРМ). [48] Она появляется в теофорных именах, таких как Мели-Минимзир. [49] | |
Сах | Шамаш [51] | Сах был касситским богом солнца . [4] Он засвидетельствован многочисленными теофорическими именами, [51] такие как Кадашман-Сах, Кари-Сах или Ула-Сах. [30] Он появляется под сорока тремя различными именами, известными из документов из касситского Ниппура, больше, чем любое другое касситское, эламское или хурритское божество, а также такие месопотамские божества, как Гула, Амурру и Набу . [38] Другое похожее возможное касситское божественное имя, Зах, встречается в двух личных именах из одного и того же места. [52] |
Ши -ḪУ (Шику или Шипак) [4] | Грех , Мардук [53] | Имя Ши -ХУ читается либо как Шиху, либо как Шипак. [4] Было высказано предположение, что он был богом луны. [4] Лексический текст объясняет его как Греха, но его также можно приравнять к Мардуку. [53] на что указывает обширный список имен последнего бога. [54] |
Шикме | Возможное имя касситского божества, зафиксированное в личных именах. [38] например Бурра-Шикме. [55] Кемаль Балкан предположил, что Шикме мог быть производным от имени хурритского бога Солнца Шимиге . [56] | |
Шугаб | Нергал [33] | Шугаб засвидетельствован во многих касситских теофорных именах, таких как Бурте-Шугаб. [57] Вполне возможно, что он не был отдельным божеством, а просто альтернативной формой имени Шукамуна (возможно, происходящей из диалекта ) , поскольку один источник, перечисляющий касситские имена, приравнивает их: [57] хотя в этом контексте Шукамуна появляется как часть аккадской, а не касситской колонны. [18] Оба они встречаются в равном количестве касситских имен из Ниппура. [38] |
Шухур | Этот возможный теоним засвидетельствован личным именем Шудур-ни. [55] | |
शुमालिया Шималия [58] | Шумалия была богиней, партнершей (паредра) Шукамуны. [57] Неизвестно, было ли ее происхождение касситским. [18] Она была горным божеством, о чем свидетельствует надпись времен правления Навуходоносора I , в которой она описывается как богиня, живущая на вершинах гор и путешествующая по снежным полям. [59] Она также включена в число божеств, называемых «богами земли Намар», известной как гористая. [60] В том же тексте, который приравнивает Шумалию к Шугабу, также указано альтернативное имя Шумалии, Шибарру. [57] Первый встречается в аккадской колонне, а второй — в касситской. [18] На кудурру Шумалия и Шукамуна изображались в виде птиц на насесте. [60] Антропоморфные изображения любого из этих божеств в настоящее время неизвестны. [60] | |
Мне все равно | Нергал, Нуска , Мардук [60] | Шукамуна - наиболее засвидетельствованное касситское божество. [4] Его партнером (паредра) была Шумалия, и в одной надписи кудурру они вместе упоминаются как «боги, которые любят друг друга» ( ilānu murtâmū ). [57] Двое из них были божествами-покровителями касситской династии Вавилона. [58] Король Агум II в одной надписи называл себя «чистым семенем Шукамуны». [61] Также предполагается, что Шукамуна был горным богом. [4] Неизвестно, был ли он по происхождению касситским божеством, и в одном лексическом списке он встречается в аккадской, а не касситской колонке. [18] Он появляется во многих теофорных именах касситского периода, включая не только касситские, но и аккадские, такие как Шукамуна-аппла-идина. [57] Ему поклонялись в предгорьях Загроса, включая город Дер , [60] откуда в девятом веке до нашей эры унесли его статую. [5] и Шумалии были возвращены в Сиппар-Аруру во время правления Асархаддона. Существует также сообщение о том, что статуи Шукамуны [5] В лексических списках Шукамуна приравнивается как к Нергалю, так и к Нуске. [60] в то время как поздние богословские тексты называют его «Мардуком сосуда». [62] Связь между ним и хурритской богиней Шувалой , предложенная Кемалем Балканом (который ошибочно определил ее как мужское божество, которого он считал «хурритским Нинуртой»), теперь считается неправдоподобной. [57] На кудурру Шукамуна и Шумалия изображались в виде птиц на насесте. [60] Антропоморфные изображения любого из этих божеств в настоящее время неизвестны. [60] хотя было высказано предположение, что божества на фасаде Эанны, добавленные во время правления Караиндаша, представляют собой божества-покровители его семьи. [63] |
Шурии | Шамаш [51] | Шуриаш — имя касситского бога солнца, но в известных источниках он появляется гораздо реже, чем Сах. [51] Кемаль Балкан предположил, что Шуриаш был всего лишь эпитетом Саха, а не отдельным божеством. [64] Он засвидетельствован только под одним теофорным именем — Шагаракти-Шуриаш . [51] связь с именем Сурья Была предложена , но Манфред Креберник отмечает, что существует также правдоподобная исконная касситская этимология, от шури (неизвестного значения) и iaš (земля). [28] Несколько известных касситских слов имеют схожую структуру. [65] |
Тилиас | Тилиаш - это элемент, встречающийся в личных именах касситов, который предварительно был идентифицирован как эпитет неопознанного божества. [18] Является ли это божественным именем, невозможно доказать окончательно. [18] | |
Рынок | Предполагается, что Тургу — это имя касситского божества, но оно не засвидетельствовано, кроме двух личных имен, Кадашман-Тургу и Ме-Тургу. [66] |
Боги касситского происхождения в других религиях древнего Ближнего Востока
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]
Шукамуна и Шумалия были включены в месопотамский пантеон . [22] Хотя их можно было перечислить рядом с месопотамскими божествами в надписях на кудрру, обычно они появляются в конце таких перечислений богов, что указывает на невысокий их статус в месопотамском богословии. [67] Также было предложено, чтобы божества на фасаде Эанны, добавленные во время правления Караиндаша, представляли собой божества-покровители его семьи. [63]
Бог по имени Кашу ( д kaš-šu-ú ), «касситский», появляется в вавилонских теофорных именах, но только после касситского периода, [68] согласно Гранту Фрейму, исключительно между 1008 и 955 годами до нашей эры. [69] Последний царь Второй Силендской династии носил теофорное имя Кашшу-надин-ахи, [70] в то время как некий Кашшу-бел-зери, известный по надписи, посвященной подношению богине Усур-амассу , был губернатором приморской провинции Вавилонии в какой-то момент в конце одиннадцатого или первой половине десятого века до нашей эры. [69] Было высказано предположение, что Кашшу произошел от Шукамуны или что он представлял собой стереотип касситской идентичности в вавилонской культуре. [68] Богиня с похожим именем Кашиту ( д кто- ты [68] «кассит») появляется в источниках первого тысячелетия до нашей эры, [5] и, возможно, произошли от Шумалии, [68] хотя также было высказано предположение, что она представляла собой полную инновацию, поскольку впервые засвидетельствованы другие богини, олицетворяющие группы населения того же периода, а именно Ахламайиту («арамейская » ) и Сутиту (« Сутеанская »). [71] Кашиту поклонялись в Вавилоне в храме Белет Нинуа («Госпожа Ниневия »). [72] Она также упоминается среди божеств, увезенных Сеннахиримом из Урука, но ее нет в списках из городского архива, прикрепленного к храму Эанны. [72]
Угарит
[ редактировать ]По словам Денниса Парди, в угаритском тексте RS 24.246, списке ипостасей угаритских божеств , есть упоминание о «касситской луне» или «касситском Ярихе », Yrḫ Kṯy , [73] предположительно божество касситского происхождения. [74] Йрх Кий также упоминается в текстах RS 1.001, списке подношений, согласно которому он получил корову, [75] и RS 24.271, молитва о благополучии. [76]
Кроме того, было высказано предположение, что Шукамуна и Шумалия соответствуют угаритским божествам Никмну и Шнму ( Ṯukamuna-wa-Šunama ), известным из текста KTU 1.114 (RS 24.258), в котором они несут главного бога Эла после того, как он напился. [57] На основе этой теории Деннис Парди предположил, что «Чукмуна» было божеством с семитским именем, принятым в касситском пантеоне. [57] Однако предполагаемое присутствие Шукамуны и Шумалии в угаритских текстах является спорной темой в науке, и этот вопрос остается нерешенным. [57]
Элам
[ редактировать ]Храм Камула (Камуллы) известен по надписи эламского царя Шутрука-Наххунте , согласно которой он отремонтировал его. [45] Ран Садок предполагает, что его существование было результатом брака касситской принцессы и эламского царя. [45]
Уилфред Г. Ламберт предварительно предположил связь между Миризиром и эламской богиней Манзинири. [77]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шелли 2017 , с. 197.
- ^ Бринкман 1980 , стр. 464–466.
- ^ Бринкман 1980 , с. 465.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Бринкман 1980 , с. 472.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бринкман 1980 , с. 471.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зоммерфельд 1985 , с. 18.
- ^ Бринкман 1980 , с. 473.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бринкман 1980 , с. 466.
- ^ Бринкман 1980 , стр. 467–468.
- ^ Шелли 2017 , с. 196.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартельмус 2017 , с. 249.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бартельмус 2017 , с. 246.
- ^ Бринкман 1980 , стр. 469–470.
- ^ Бринкман 1980 , с. 470.
- ^ Балканский 1954 , с. 101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малько 2020 , с. 186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бартельмус 2017 , с. 247.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бартельмус 2017 , с. 248.
- ^ Шелли 2017 , с. 201.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартельмус 2017 , с. 278.
- ^ Бартельмус 2017 , с. 274.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 103.
- ^ Кадр 1995 , с. 71.
- ^ Бойвин 2018 , с. 44.
- ^ Кадр 1995 , с. 78.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кадр 1995 , с. 83.
- ^ Балканский 1954 , с. 100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Креберник 2008 , стр. 534–535.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бринкман 1987 , с. 440.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Зоммерфельд 1985 , с. 16.
- ^ Креберник 2014а , с. 268.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 85.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998 , с. 218.
- ^ Балканский 1954 , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данные 2014 г. , стр. 70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдзард 1971 , с. 356.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Балканы 1954 , с. 106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бартельмус 2017 , с. 310.
- ^ Балканы 1954 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ламберт 1972 , с. 114.
- ^ Балканский 1954 , с. 107.
- ^ Зайдль 1972 , с. 114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ламберт 1972а , с. 480.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ламберт 1980 , с. 352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Попка 2018 , с. 316.
- ^ Бринкман 1998 , с. 190.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Креберник 1997 , с. 221.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Креберник 1997 , с. 220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Балканы 1954 , с. 112.
- ^ Зайдль 1989 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Креберник 2008 , с. 534.
- ^ Бартельмус 2017 , с. 311.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Креберник 1997а , с. 364.
- ^ Ламберт 2013 , с. 150.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зоммерфельд 1985 , с. 17.
- ^ Балканский 1954 , с. 115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Зейдль и Креберник 2013 , с. 324.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зейдль и Креберник 2013 , с. 323.
- ^ Зайдль и Креберник, 2013 , стр. 324–325.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Зейдль и Креберник 2013 , с. 325.
- ^ Ламберт 2013 , с. 266.
- ^ Ламберт 2013 , с. 264.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 278.
- ^ Балканский 1954 , с. 114.
- ^ Креберник 2008 , с. 535.
- ^ Креберник 2014 , с. 193.
- ^ Ламберт 2013 , с. 268.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шелли 2017 , с. 202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кадр 1995 , с. 84.
- ^ Кадр 1995 , с. 76.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Болье 2003 , с. 319.
- ^ Парди 2002 , стр. 20–21.
- ^ Парди 2002 , с. 285.
- ^ Парди 2002 , с. 69.
- ^ Парди 2002 , стр. 150–151.
- ^ Ламберт 1987 , с. 346.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Балкан, Кемаль (1954). Касситоведение 1. Язык касситов . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество.
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 9781501503566 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бринкман, Джон А. (1980), «Касситен · Касситы» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Бринкман, Джон А. (1987), «Марутташ» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Бринкман, Джон А. (1998), «Нацист-Марутташ» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Эдзард, Дитц-Отто (1971), «Гидар» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 апреля 2022 г.
- Фрейм, Грант (1995). Правители Вавилонии от Второй династии Исина до конца ассирийского владычества (1157-612 до н.э.) . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442657052-009 .
- Креберник, Манфред (1997), «Миризир» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997a), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Saḫ, Šur(i)jaš(i/u)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Тургу» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014a), «Убриаш, Бур(ар)риаш» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Карбе» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1972a), «Худак, Худха» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Камулла» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Манзинири» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Малько, Хелен (2020). «Касситы Вавилонии: пересмотр этнической идентичности». Вавилония под властью Силендской и Касситской династий . Де Грютер. стр. 177–189. дои : 10.1515/9781501510298-009 . ISBN 9781501510298 . S2CID 234953713 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Подани, Аманда Х. (2014). «Хана и низкая хронология» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1). Издательство Чикагского университета: 49–71. дои : 10.1086/674706 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161187934 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Зайдль, Урсула (1972), «Карбе, археологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Зайдль, Урсула (1989). Вавилонские рельефы Кудурру: Символы месопотамских божеств (PDF) (на немецком языке). Фрайбург, Швейцария; Геттинген: Издательство Университета Ванденхука и Рупрехта. ISBN 3-7278-0603-6 . OCLC 19715002 .
- Зайдль, Урсула; Креберник, Манфред (2013), «Шукамуна и Шу/ималия» , Настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 3 апреля 2022 г.
- Шелли, Натаниэль (2017). «Кашю: культурные ярлыки и идентичность в Древней Месопотамии». Кардуняш. Вавилония под властью касситов 1 . Де Грютер. стр. 196–208. дои : 10.1515/9781501503566-007 . ISBN 9781501503566 .
- Зоммерфельд, Уолтер (1985). «Текст Куригалзу MAH 15922» . Архив востоковедения . 32 . Архив восточных исследований (AfO) / Институт востоковедения: 1–22. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41662046 . Проверено 4 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 3 апреля 2022 г.
- Садок, Ран (2018). «Элам и Вавилония ок. 1400–1100 до н.э.». Эламский мир . Абингдон, Оксон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .