Сутит
Сутит | |
---|---|
Божественное представление Сутеев | |
Главный культовый центр | Борсиппа |
Сутиту была месопотамской богиней , считавшейся божественным представителем кочевых сутанов . Она возникла в начале первого тысячелетия до нашей эры как одно из многочисленных божеств, призванных олицетворять определенные этнолингвистические группы . Лучше всего она засвидетельствована в текстах из Борсиппы , где она впервые появляется в источниках восьмого века до нашей эры, хотя часовня, посвященная ей, по-видимому, также существовала в храмовом комплексе Эсагил в Вавилоне .
Имя и характер
[ редактировать ]Сведения о характере Сутиту и ее положении в месопотамском пантеоне скудны. [ 1 ] Ее имя можно перевести как « Сутянская богиня». [ 2 ] Термин «сутеан» ( суту ) использовался в Вавилонии для обозначения кочевых носителей западно-семитских языков и в некоторых контекстах функционировал как синоним термина « арамейский » ( aḫlamû ). [ 3 ] Поэтому Росио да Рива и Джанлука Галетти описали Сутиту как «арамейскую богиню». [ 4 ]
В списке богов Ан = Анум (таблица IV, строка 135) термин Сутиту появляется как один из эпитетов Инанны : д ИНАННА су-ти-ит = Су-ти-ту . [ 5 ] Однако, по словам Джоан Гудник Вестенхольц, Сутиту, понимаемая как отдельная богиня, возникла только в первом тысячелетии до нашей эры как одно из новых божеств, призванных олицетворять определенные этнолингвистические группы . [ 6 ] Другие примеры включают Кашшу (« касситский бог»), Кашшиту («касситская богиня») и Ахламиту («арамейская богиня»). [ 2 ] Их также сравнивали с более ранним богом Амурру . [ 7 ] Немесопотамским примером аналогичного явления было создание богини Ромы , впервые засвидетельствованное во время правления императора Августа . [ 6 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В Борсиппе Сутиту ассоциировалась с Наная , в частности с Наная из Эуршабы, которая считается отличной от другой формы этой богини, которой поклоняются в указанном городе, из-за отсутствия связи между ней и Набу . [ 8 ] В одном случае Сутиту также может быть засвидетельствовано как эпитет Наная. [ 9 ] В недатированном административном документе BM 25849 Сутиту сочетается с Марбити . [ 10 ] бог, который также локально ассоциировался с Наная. [ 11 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц, группа, состоящая из этих трех божеств, функционировала как «особая часть местного пантеона Борсиппы». [ 12 ] Возможное изображение Сутиту (одетого в одежды, украшенные крестами), Наная и Мар-бити было идентифицировано на стеле из Борсиппы, VaS 1 36, датированной правлением Набу-шума-ишкуна . [ 13 ]
Поздняя версия списка богов Вейднера , состоящая из двух колонок , KAV 63, объясняет имена двух божеств, Арахту и Шиллуш-Таба, как д Су-ти-тум (Сутиту). [ 5 ] Прежнее название относилось к реке Евфрат , которой поклонялись как божеству . [ 14 ] Последняя - богиня, засвидетельствованная в другом месте наряду с Катунной как одна из двух «дочерей Эсагила», божественных парикмахеров Зарпанита . [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Большинство свидетельств Сутиту известно из Борсиппы , где ей поклонялись уже в середине восьмого века до нашей эры. [ 1 ] Предполагается, что ее местный культ имел официальный (а не частный) характер. [ 2 ] В текстах времен правления Набу-шума-ишкуна упоминаются различные члены духовенства этой богини, а именно Эриб-бити , класс жрецов, и шангю , администратор храма . [ 5 ] На основании имеющихся данных предполагается, что Сутиту достиг определенной популярности в нововавилонский период . [ 1 ] Теофорные имена, упоминающие ее, такие как Арди-Сутити и Амти-Сутити, были идентифицированы в документах из архивов семьи Или-бани. [ 2 ] Первый из двух перечисленных примеров является мужским, а второй – женским. [ 9 ] Написание теонима с i в качестве последней гласной отражает его форму родительного падежа . [ 5 ] Единственное письмо, OECT 12, содержит формулу благословения, призывающую Сутиту рядом с Наная. [ 9 ] Различные подношения ей также упоминаются в ряде текстов Борсиппы, включая пиво, ячмень и мясо волов . [ 8 ]
В нововавилонский период Сутиту, по-видимому, также имела часовню в храмовом комплексе Эсагиль в Вавилоне , хотя, поскольку известен только один текст, относящийся к ней, возможно, что она не рассматривалась как постоянное жилище богини, а просто как место, где ей поклонялись во время фестивалей, связанных с ее приездом в этот город. [ 16 ] Ритуальный текст, предположительно связанный с празднованием новогоднего праздника в месяце Нинсан, BM 40790, [ 17 ] упоминает изготовление зеркал Сутиту, Наная и Гулы Эуллы в Эсагиле, предположительно предназначенных для церемонии, включающей облачение этих трех божеств. [ 18 ] Функционерами, ответственными за это, были Хуллаланиту , класс жриц. [ 19 ] Происхождение этого термина не установлено, но в известных текстах носители этого титула были вовлечены в культы ряда женских божеств и фигурируют в связях с певцами. [ 4 ] Были предложены связи с различными терминами, включая аккадский hullānu , «рубашка» или «покрывало», hulalu , тип драгоценного камня и halālu , «ограничивать, запирать», или менее правдоподобно арамейские ḥll и ḥwl , «танцевать вокруг». . [ 4 ]
Еще одно свидетельство Сутиту было обнаружено по крайней мере на одном вотивном глазном камне Ашшурбанипала , найденном в сокровищнице Персеполя , при этом на втором аналогичном артефакте был написан поврежденный теоним, д Су- , возможно, также можно идентифицировать как упоминание об этой богине. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Spar & Jursa 2014 , с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б с д Болье 2005 , с. 32.
- ^ Рива и Галетти 2018 , стр. 107-1. 221–222.
- ^ Перейти обратно: а б с Да Рива и Галетти 2018 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2013 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 104.
- ^ Болье 2005 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б Спар и Юрса 2014 , стр. 309–310.
- ^ Перейти обратно: а б с д Spar & Jursa 2014 , с. 310.
- ^ Садок и Садок 2005 , стр. 643.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 216.
- ^ Вестенхольц 2014 , с. 180.
- ^ Вестенхольц 2014 , с. 179–180.
- ^ Джордж 1992 , с. 135.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 113.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 208.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 193.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 196.
- ^ Рива и Галетти 2018 , с. 200.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2005). «Бог Амурру как эмблема этнической и культурной идентичности» . В Сольдте, Уилфред Х. ван; Кальвелаген, Р.; Кац, Дина (ред.). Этническая принадлежность в Древней Месопотамии . Лейден: Голландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-313-3 . OCLC 60116687 .
- Да Рива, Росио; Галетти, Джанлука (2018). «Два храмовых ритуала из Вавилона» . Журнал клинописных исследований . 70 (1). Издательство Чикагского университета: 189–227. дои : 10.5615/jcunestud.70.2018.0189 . ISSN 0022-0256 . S2CID 165598135 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 27 ноября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Sutītu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 27 ноября 2022 г.
- Спар, Ира; Юрса, Майкл (2014). Клинописные тексты в Метрополитен-музее, том IV: Архив храма Эбаббар и другие тексты с четвертого по первое тысячелетие до нашей эры . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-57506-327-0 . Проверено 27 ноября 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник (2014). «Торговля символами богини Наная». Религия и торговля . Брилл. стр. 167–198. дои : 10.1163/9789004255302_008 . ISBN 9789004255302 .
- Садок, Ран; Садок, Тиква (2005). «Вклад в нео/поздневавилонскую документацию». В Сефати, Ицхак (ред.). Опытный писец, который ничем не пренебрегает: древние ближневосточные исследования в честь Якоба Кляйна . Бетесда, доктор медицины. ISBN 1-883053-83-8 . OCLC 56414097 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )