Амурру (бог)
Аморро | |
---|---|
Божественное изображение амореев в месопотамском пантеоне | |
![]() « Поклонник Ларсы », статуэтка по обету, посвященная Амурру при 2 жизни Хаммурапи, начало -го тысячелетия до нашей эры , Лувр. | |
Другие имена | Его жена |
Главный культовый центр | Вавилон и неизвестный город в Силенде |
Символ | гамлу (вид посоха), газель |
Родители | Ану и Ураш |
Супруга |
|
Амурру , также известный под шумерским именем Марту (в шумерском и шумерограммах : 𒀭 𒈥𒌅 [1] ), был месопотамским богом , служившим божественным олицетворением амореев . В прежних исследованиях часто предполагалось, что он возник как аморейское божество, но сегодня общепринято, что он развился как божественный стереотип о них в месопотамской религии . Как таковой он был связан со степями и скотоводством, о чем свидетельствуют его эпитеты и иконография. Первоначально это была его единственная роль, но постепенно он развил и другие функции, став известным как бог гор, воинственное божество погоды и божественный экзорцист.
Впервые он упоминается в документах периода Ура III , главным образом в шумерских и аккадских теофорных именах . Позже ему также стали поклоняться в Вавилоне , Ассуре и других местах Ассирии и Вавилонии. У него был свой культовый центр где-то в местности, известной в месопотамских текстах как Силенд .
Об Амурру известен только один миф. В ней описываются обстоятельства его женитьбы на Адгаркиду, дочери Нумушды , городского бога Казаллу . Другие источники свидетельствуют о разных традициях относительно личности его жены. Богиня Ашратум особенно хорошо засвидетельствована в этой роли. Его отцом был бог неба Ану , а матерью обычно была Ураш .
Источник
[ редактировать ]Амурру был божественным представителем амореев , группы, населявшей определенные районы к западу от Месопотамии. [2] Имена Амурру ( аккадское ) или Марту ( шумерское ) могли относиться как к богу, так и к людям. [2] Происхождение обоих этих слов неизвестно, и, по мнению Поля-Алена Болье, ни одно из них не имеет правдоподобной шумерской, аккадской или западносемитской этимологии . [3] Также нет никаких указаний на то, что кто-либо из них когда-либо служил эндонимом описанных ими групп. [3]
В более старой литературе, еще в 1980-х годах, обычно предполагалось, что Амурру по происхождению был одноименным божеством самих амореев. [4] [3] Однако современный консенсус заключается в том, что вместо этого он был месопотамским богом, представляющим жителей Запада. [5] [3] Его охарактеризовали как «идеологическую конструкцию». [5]
Амурру отсутствует в аморейских именах периода Ура III . [5] Свидетельства древневавилонского периода также отсутствуют: хотя лингвистически известно около семи тысяч аморейских имен, ни одно из них не является теофорными именами, отсылающими к Амурру. [3] Напротив, он фигурирует во многих шумерских теофорных именах под именем Марту, особенно в текстах из Лагаша . [6] Он также засвидетельствован в аккадских именах, хотя даже в этом случае его популярность, по-видимому, меньше в областях, где более высокий процент населения составляли амореи, например, в царстве Мари , в то время как в Ниппуре , где амореев очень мало, если они вообще есть, жили, они общие. [3] Тония Шарлах отмечает, что восприятие амореев в Месопотамии — сложный вопрос. Хотя литературные тексты часто описывают их как архетипических варваров, а на границах были построены стены, чтобы предотвратить их проникновение, в то же время царь Шульги предположительно владел аморейским языком, а люди аморейского происхождения занимали различные должности в царской администрации, и могли служить священниками. [7] Скорее всего, создание бога, представляющего их, было призвано обеспечить им символическое место в месопотамской религии из-за их растущего политического значения. [8]
Засвидетельствованы и другие аналогичные божества: Кашшу и Кашшиту, пара божеств, соответственно мужского и женского пола, представляли касситов , Ахламайиту была « арамейской богиней», а Сутиту — « сутанской богиней». [9] Однако эти божества появились только в первом тысячелетии до нашей эры и ранее не засвидетельствованы. [10]
Характер
[ редактировать ]В текстах периодов Ура III и Старого Вавилона Амурру в основном выступал в качестве божественного стереотипа амореев. [8] Однако постепенно он приобрел и другие функции, возможно, из-за растущей власти династий амореев в начале второго тысячелетия до нашей эры и из-за ассимиляции групп амореев в месопотамское общество. [11] В касситский период , когда амореи перестали функционировать как отдельная группа в Месопотамии, Амурру утратил свою первоначальную функцию их представителя. [12] Еще в древневавилонский период его стали считать божественным экзорцистом. [11] Это стало его основной ролью, по крайней мере, до правления Сеннахирима . [13]
Связь между Амурру и степями хорошо засвидетельствована. [14] Его можно было бы назвать бель сери , «властелин степи». [14] Его жену, Ашратум , называли женским эквивалентом того же титула, belet seri . [14] Поскольку логограмма КУР могла относиться как к степям, так и к горам, Амурру также стал ассоциироваться с последней средой. [14] Хотя соответствующая фраза д КУР.ГАЛ (иногда сокращается до д KUR или просто KUR ), обычно обозначавший Энлиля , есть свидетельства того, что, начиная с касситского периода, его можно было время от времени использовать для обозначения Амурру. [15] Примеры включают теофорные имена из Кассита Ниппура. [16] и тексты из нововавилонского архива храма Эанна в Уруке . [17] Роль Амурру как горного бога особенно часто упоминается в гимнах, где его наиболее частый эпитет — «человек гор», лу хурсагга . [18] Горным хребтом, особенно часто связанным как с богом, так и с историческими амореями в месопотамских текстах, был Башар, известный сегодня как Джебель Бишри . [16]
Характер Амурру также иногда сравнивали с богом погоды , а в гимнах его можно было описать как воинственное божество, вооруженное молниями . [19] Однако его считали отличным от Ишкура /Адада, и другие его функции не пересекались с функциями божеств погоды. [20]
Иконография
[ редактировать ]Главным атрибутом Амурру был гамлу — разновидность изогнутого посоха . [21] Его присутствие использовалось для идентификации изображений этого бога на цилиндрических печатях . [22] Было высказано предположение, что гамлу изначально был разновидностью обычного посоха, используемого пастухами, возможно, его отождествляли с гиш gamlum gula Martu , «большой аморейский кривой посох», упоминается в тексте периода Исин-Ларса . [22] Слово гамлу и его угаритский эквивалент gml в прошлом интерпретировались как относящиеся к типу ятагана или серпа , но, по мнению Айши Рахмуни, этот перевод неверен. [23]
В искусстве Амурру могло сопровождать рогатое животное, интерпретируемое либо как коза , либо как газель . [22] В некоторых случаях само животное могло использоваться как символическое изображение бога. [22] Есть также текстовые свидетельства связи между ним и мышами . [22] Возможно, последняя ассоциация изначально носила уничижительный характер и подразумевала, что амореи и их стада приносят с собой грызунов. [24]
Амурру иногда описывают и изображают в виде серповидного меча ( гиш зуби/гамлум). [25]
Поклонение
[ редактировать ]Самые ранние неоспоримые свидетельства поклонения Амурру относятся к периоду Ура III. [2] Единственное возможное более старое свидетельство — это имя, известное из документа времен правления Шар-Кали-Шарри , который сейчас считается сомнительным. [2] Свидетельств поддерживаемого государством почитания Амурру в период Ура III мало: только в пяти документах упоминаются подношения ему. [5] Тоня Шарлах предполагает, что изначально он был связан с Эриду и Куарой , так как согласно одному из известных документов он получал подношения в храме Дамкина в последнем из этих двух городов. [26]
Амурру стали чаще поклоняться во времена правления Первой Вавилонской династии . [27] Более поздние тексты свидетельствуют, что в этом городе существовало два храма Амурру: Энамтаггадуха (шумерское: «дом, устраняющий вину»), расположенный в его восточной части. [28] и Эмесикил («дом чистого меня ») на противоположной стороне. [29] Статуя бога из прежнего была обновлена Асархаддоном. [28] Храм, носящий имя Эмесикил, также был перестроен Дамик-илишу , но, по словам Эндрю Р. Джорджа, неясно, был ли это тот же самый храм, известный из текстов о Вавилоне, или у Амурру был отдельный храм в Исине . [29] Поль-Ален Болье в своей более поздней публикации отдает предпочтение первой возможности. [30]
Еще в древнеассирийский период Амурру также поклонялись в Ассирии , о чем свидетельствуют формулы присяги. [31] В Ассуре ему поклонялись в Эниндабадуа («дом, где выпекают хлеб»), который, вероятно, был частью храмового комплекса Гула . [32] Он был перестроен Тиглатпаласаром I. [32] Кроме того, Сеннахирим установил новые двери с изображением Ашура в сопровождении Амурру в храме акиту бывшего бога. [31] Поль-Ален Болье предполагает, что в этом случае Амурру был переосмыслен как божественное представление арамейцев , которые заняли видное место в ассирийском обществе в первом тысячелетии до нашей эры. [33] Он указывает, что в тот же период бог впервые в истории стал появляться в западносемитских, а не в аккадских теофорных именах, что может указывать на то, что арамеи, живущие в Ассирии, выбрали его своим божеством-покровителем. [34]
Вновь обретенная популярность Амурру среди носителей западносемитских языков также засвидетельствована в поздних источниках из Вавилонии , где он является четвертым по распространенности божеством в их теофорических именах после Бела ( Мардука ), Набу и Наная . [34] Большая часть свидетельств этого явления поступает из Силенда , где у него, вероятно, был собственный культовый центр. [34] Ссылки на него известны из архива Эанны из Урука. [35] Например, в одном тексте упоминается судебный процесс между двумя гражданами провинции Силенд, в ходе которого свидетелями выступали священник и писец из храма Амурру. [36]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Ану считался отцом Амурру. [37] [5] Дополнительно было предложено вариант написания имени Амурру, AN. д МАРТУ (АН.АН.МАР.ТУ [38] ) представляет собой «объединённое божество», состоящее из Амурру и Ану. [39] Однако, по мнению Тони Шарлах и Поля-Алена Болье, его, скорее всего, следует читать как родительный падеж аккадской фразы. д Иль Амуррим , «бог Амурру », прочтение, по их мнению, подтверждается хурритским переводом, известным из двуязычного текста из Эмара , д э-ни а-му-ри-мы , что имеет то же значение. [6] [38] Болье также указывает, что в хурритском ритуальном тексте из Угарита, написанном местным алфавитным письмом, упоминается i[n] amrw , что, по его мнению, является еще одной ссылкой на хурритский перевод Иль Амуррима. [38] Дэниел Швемер признает, что AN.AN.MAR.TU — это просто форма Амурру, но утверждает, что интерпретация родительного падежа неверна, и вместо этого имя следует читать как Иламуррум, расширенную форму стандартного имени, образованную аналогичным образом. также засвидетельствован Илуверу (Веру) или имени бога Илабы . [40] Он также предполагает, что i[n]amrw, скорее всего, является собирательным термином, «богами земли Амурру » (в этом контексте относится к королевству к югу от Угарита), поскольку он появляется последовательно с в alḏyg и в ugrtw. , термины, которые, по его мнению, скорее всего, относятся к «богам Алашии » и «богам Угарита», а не к отдельным божествам, в остальном не подтвержденным. [19]
Диц-Отто Эдзард утверждал, что тот факт, что Амурру считался сыном Ану, а не Энлиля, мог быть связан с его положением в месопотамской религии. [37] Он был сравнительно второстепенным богом. [41] Другая возможность состоит в том, что сравнения между ним и Ишкуром способствовали развитию этой генеалогии. [37] Возможно, что профиль бога погоды Амурру был частично основан на том факте, что Хадад был самым популярным богом среди амореев, но прямых доказательств в пользу этой интерпретации нет. [42] У них был общий эпитет Рамману, «громовержец». [19] Образ воинственного Амурру, известный по некоторым посвященным ему гимнам, также мог быть результатом ассоциации с богом погоды. [37] [42] Однако они не приравнивались и могли появляться вместе на цилиндрических печатях. [42] Также нет никаких указаний на то, что логотип д ИШКУР мог когда-либо служить представлением имени Амурру. [42] В одном тексте вместо этого в кругу Амурру появляется Нимгир, обычно суккал (божество-помощник) Ишкура. [42]
Из-за широкого признания Ану отцом Амурру принято считать, что Ураш, скорее всего, в большинстве случаев считался его матерью. [43] Единственное упоминание о Нинхурсаг как о своей матери, скорее всего, целиком основано на сходстве значения ее имени и его эпитета лу хурсагга . [44] Было высказано предположение, что божество Суханунна, упомянутое в мифе « Брак Марту» , также рассматривалось как его мать. [45] но это было поставлено под сомнение. [44] Вместо этого Суханунна может быть эпитетом самого Амурру, возможно, «обладающего процветающим телом». [44]
В одном гимне Амурру упоминается как «первенец богов Аншана ». [46] Скорее всего, это была ссылка на поселение амореев в районах к востоку от Тигра , в окрестностях Элама , или, возможно, конкретно на прошлое царя Кудур-Мабука , известного своими аморейскими и эламитскими связями. [46]
Известны многочисленные традиции относительно личности жены Амурру. [45] В «Женитьбе Марту» он женится на богине Адгаркиду, которую описывают как дочь Нумушды и Намрата. [47] [11] Однако, особенно в надписях на цилиндрических печатях, он часто появляется рядом с Ашратумом , [45] богиня аморейского происхождения, чье имя является родственным имени угаритской богини Атират . [48] Ашратум также можно было называть именем Губарра. [49] а в двуязычных текстах пара Амурру и Ашратум на аккадском языке соответствует Марту и Губарре на шумерском языке. [50] Утверждалось, что ее также можно отождествить с супругой Амурру, известной из вышеупомянутого мифа. [51] Кроме того, из-за использования эпитета Белет-Сери для обозначения Ашратума, в некоторых случаях Амурру считался мужем Гештинанны (или Азимуа она обычно была женой Нингишзиды. ), также связанной с этим титулом, хотя вместо этого . [52] В ныне неопознанном культовом центре Амурру в первом тысячелетии до нашей эры в Силенде его супругой была богиня Иннин-галга-суд. [34]
Никаких упоминаний о том, что у Амурру были дети, неизвестно. [45]
В единственной надписи Амурру сочетается с Нинегалом /Белет Экаллим. [53] По словам Уилфреда Г. Ламберта , это сочетание необычно, поскольку, если только не подтвержденная иным образом традиция не объединяет Амурру с ее супругом, богом-земледельцем Урашем , эти два божества не имеют ничего общего. [54]
В плачах Амурру мог ассоциироваться с Энкимду . [44] Было высказано предположение, что их сопоставление должно было действовать аналогично соединению Думузи и Энкимду в мифе, в котором они соревнуются за руку Инанны , при этом Амурру взял на себя роль бога-пастуха, призванного контрастировать с собственными функциями Энкимду как божественный фермер. [55]
Была предложена этимологическая связь между Амурру и угаритским богом Кудшу-ва-Амруром , известным из Цикла Ваала , где он является «рыбаком Атирата». [56] Согласно этой теории, имя последнего божества могло быть соединением Амурру и эпитета qdš , «святой». [57] пишется как amr Однако Стив А. Виггинс указывает, что доказательства не являются убедительными, поскольку термин Амурру в алфавитных угаритских текстах , а «Амрур» в имени Кодеш-ва-Амрура — как amrr . [58] Кроме того, ни один известный эпитет Амурру не является аналогом угаритского qdš . [57]
Мифология
[ редактировать ]Число известных литературных текстов об Амурру невелико. [59] [8] Единственная известная композиция, посвященная ему и признанная мифом, — « Женитьба Марту» . [59]
В начале композиции Марту (Амурру), изображенный вождем группы кочевников, узнает от матери, что его родственники получают больший паек, несмотря на более низкий ранг, потому что у них есть свои семьи. [60] Из-за этого он решает жениться. [61] Один из его союзников рассказывает ему о фестивале, проходящем в городе Инаб. [61] либо альтернативное название Казаллу , либо меньшее поселение, расположенное недалеко от него. [11] На нем примут участие городской бог этого места Нумушда , а также его жена Намрат и дочь Адгаркиду, а в качестве развлечения будут проведены соревнования по борьбе или борьбе. [61] Сверстник Марту призывает его принять в этом участие. [61] Главный герой соглашается и выходит победителем из игр, но когда Нумушда предлагает ему награду, серебро и различные драгоценные камни, он вместо этого просит руки Адгаркиду. [61] Нумушда соглашается, но ожидает, что Марту принесет различные свадебные подарки, в основном домашний скот. [47] Следующий отрывок сохранился плохо, но, видимо, человек, имя которого не приводится, раздает жителям Инаба различные ценные предметы. [62] Скорее всего, либо Нумушда делает это, чтобы отпраздновать свадьбу своей дочери, либо Амурру, чтобы завоевать расположение последователей своего тестя. [62] Друг Адгаркиду, очевидно, пытается ее отговорить, неблагоприятно описывая образ жизни Марту, подчеркивая, что он не оказывает должного уважения Нанне , бродит по сельской местности в поисках трюфелей и живет в палатке. [11] но ее слова отвергает сама невеста. [62]
Утверждалось, что «Брак Марту» был составлен в период Ура III и отражал либо политическое событие, возможно, прибытие амореев в провинцию, управляемую Пузур-Нумушдой во время правления Ибби-Сина , либо просто введение новое божество Амурру в месопотамском пантеоне . [63]
За пределами этого мифа Амурру и Нумушда почти никогда не появляются вместе, за исключением двух плачей. [55] Один из этих двух текстов также включает единственное известное упоминание об Инаб. [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкфорт, Х. (1939). Цилиндрические печати: документальный очерк искусства и религии Древнего Ближнего Востока . Макмиллан и компания , Pl. XXVIII е+я
- ^ Jump up to: а б с д Болье 2005 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Болье 2005 , с. 34.
- ^ Эдзард 1987 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б с д и Шарлах 2002 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2002 , с. 98.
- ^ Шарлах 2002 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Болье 2005 , с. 35.
- ^ Болье 2005 , с. 32.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и Болье 2005 , с. 41.
- ^ Болье 2005 , с. 42.
- ^ Болье 2005 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д Болье 2005 , с. 38.
- ^ Болье 2005 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Болье 2005 , с. 39.
- ^ Болье 2003 , с. 327.
- ^ Кляйн 1997 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2008 , стр. 29–30.
- ^ Швемер 2008 , стр. 30–31.
- ^ Болье 2005 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с д и Болье 2005 , с. 36.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 103–104.
- ^ Болье 2005 , с. 37.
- ^ Видаль, Хорди, «Престижное оружие в аморейском контексте», Журнал ближневосточных исследований, том. 70, нет. 2, стр. 247–52, 2011 г.
- ^ Шарлах 2002 , стр. 96–97.
- ^ Болье 2005 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 124.
- ^ Болье 2005 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Болье 2005 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 134.
- ^ Болье 2005 , с. 44-45.
- ^ Jump up to: а б с д Болье 2005 , с. 45.
- ^ Болье 2003 , с. 328.
- ^ Болье 2003 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б с д Кляйн 1997 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б с Болье 2005 , с. 31.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 70.
- ^ Швемер 2008 , с. 29.
- ^ Виггинс 2007 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и Швемер 2008 , с. 30.
- ^ Кляйн 1997 , стр. 103–104.
- ^ Jump up to: а б с д Кляйн 1997 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д Эдзард 1987 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Болье 2005 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 1997 , стр. 107–108.
- ^ Виггинс 2007 , с. 153.
- ^ Джордж 1993 , с. 37.
- ^ Виггинс 2007 , с. 166.
- ^ Виггинс 2007 , стр. 169–170.
- ^ Джордж 1993 , стр. 37–38.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 96.
- ^ Ламберт 1970 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 1997 , с. 105.
- ^ Виггинс 2007 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2007 , с. 49.
- ^ Виггинс 2007 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 1997 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Кляйн 1997 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и Кляйн 1997 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с Кляйн 1997 , с. 108.
- ^ Кляйн 1997 , стр. 108–109.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Болье, Поль-Ален (2005). «Бог Амурру как эмблема этнической и культурной идентичности» . В Сольдте, Уилфред Х. ван; Кальвелаген, Р.; Кац, Дина (ред.). Этническая принадлежность в Древней Месопотамии . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-313-3 . OCLC 60116687 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1987), «Марту А. Готт» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 8 июля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кляйн, Джейкоб (1997). «Бог Марту в шумерской литературе». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . Публикации СТИКСА. ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1970). «Предметы с надписью и без надписи» . Архив востоковедения . 23 . Архив востоковедения (AfO) / Институт востоковедения: 46–51. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41637307 . Проверено 8 июля 2022 г.
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранное влияние на религию двора Ура III». Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Виггинс, Стив (2007). Переоценка Ашеры: с дальнейшими размышлениями о богине . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-717-9 . OCLC 171049273 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]