Jump to content

Ашратум

(Перенаправлено из Ашратума )
Ашратум
Другие имена Губарра [ 1 ]
Главный культовый центр Ларса , Вавилон
Этническая группа аморей
Генеалогия
Супруг Аморро

Ашратум ( 𒀭𒀸𒊏𒌈 д И-ра-тум , [ 2 ] в Ларсе д А-ши-ра-тум [ 3 ] ) была месопотамской богиней аморейского происхождения . Ее считали женой бога Амурру . Ее имя является родственным угаритскому , но, несмотря на то, что они, вероятно, имеют одно и то же происхождение , Атират эти две богини занимали разные позиции в соответствующих пантеонах.

Характер

[ редактировать ]

Ашратум был божеством аморейского происхождения. [ 4 ] Ее имя является родственным угаритскому . Атират , и вполне вероятно, что они произошли от общего источника [ 4 ] несколько этимологий Для названия было предложено , включая «святое место» или «святилище» (на основе корня « ṯr» , «место», засвидетельствованное как в аккадском , так и в угаритском , а также в других семитских языках ) и «жена». [ 5 ] Однако из-за положения Ашратум в месопотамском пантеоне и особых обстоятельств ее развития нельзя обязательно предполагать, что информация, касающаяся ее характера, применима к Атирату, и наоборот. [ 4 ] Например, хотя возможно, что Ашратум был связан с эротизмом и сладострастием, аналогичных доказательств для Атирата не существует. [ 6 ] В двуязычном аккадско -аморейском лексическом списке древневавилонского периода , который предположительно возник в южной Месопотамии, [ 7 ] аморейское божество по имени Атератум ( a-she-ra-tum ) приравнивается к DIĜIR.MAḪ ( Bēlet-ili ), но, согласно Эндрю Р. Джорджу и Манфреду Кребернику [ de ] в этом контексте имя обозначает богиню, также известную из Угарит . [ 8 ]

Древневавилонская вотивная надпись человека по имени Итур-ашдум считается наиболее важным источником для изучения характера Ашратума. [ 9 ] Там она упоминается как «госпожа сладострастия и радости» (шумерский: nin ḫi-li ma-az-bi ) и «госпожа с терпеливым милосердием» ( nin ša 3 -la 2 -su 3 ). [ 10 ] Первый эпитет, возможно, указывает на эротический подтекст. [ 6 ] Термин хили (и его аккадский эквивалент кубзу ) обозначал качества как мужских, так и женских божеств, например Шамаш , Ая , Наная и Нисаба . [ 11 ] Джоан Гудник Вестенхольц отдает предпочтение «чувственности» в переводе эпитетов, в том числе: [ 12 ] а Поль-Ален Болье – «сладострастие». [ 13 ] Стив А. Виггинс дополнительно называет слово «роскошь» возможным переводом. [ 14 ] Хотя в прошлых исследованиях последний эпитет использовался, чтобы доказать, что Ашратум путали или отождествляли с Иштар , более поздние исследования показывают, что многие божества, как мужского, так и женского пола (слово нин грамматически нейтрально). [ 15 ] ), можно описать как nin ša 3 -la 2 -su 3 . Он засвидетельствован как эпитет не только Ашратума и Иштар, но также Мардука , Нергала , Нинурты и Сина . Поэтому недостаточно оснований полагать, что его использование отражает случай синкретизма . [ 9 ] Эпитеты обычно использовались несколькими божествами в месопотамской религии , и это не обязательно было результатом путаницы или смешения. [ 6 ] Единственным свидетельством связи между Ашратумом и Иштар является эзотерический текст второго века до нашей эры, призванный объяснить связь между именами Ашратум и Губарра. [ 16 ] Было отмечено, что из-за своей поздней даты и характера текст вряд ли предоставит информацию, относящуюся к более ранним ссылкам на Ашратум. [ 16 ]

Ашратум также была одной из богинь, которых можно было описать эпитетом Белет-Сери , чаще всего связанным с Гештинанной . [ 17 ] Утверждалось, что это может указывать на связь с подземным миром , хотя также возможно, что этот термин можно понимать как ссылку на обычную степь, а не как эвфемизм для страны мертвых. [ 18 ] Тем не менее, в списке богов Ниппура древневавилонского периода Ашратум встречается среди божеств подземного мира. [ 19 ] Иеремия Петерсон предполагает, что это могло быть результатом того, что ее муж Амурру/Марту иногда группировался с божествами подземного мира, такими как Нингишзида , Нергал и Ниназу . [ 19 ] Еще одним свидетельством возможной связи Ашратума с подземным миром является упоминание о «трупной звезде» ( мул АДДА [ 20 ] ) в связи с ней в позднем мистическом тексте и употреблении эпитета ekurrītum , [ 21 ] что могло иметь такой смысл, чтобы относиться к ней в списке богов An = Anum . [ 22 ] Экурритум также было именем богини, в одном случае указанной как жена Нингишзиды. [ 23 ]

Другой эпитет Ашратум, «нежная забота горы», вероятно, связан с ее статусом жены Амурру, которого называли бел шади , «повелитель горы». [ 14 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самыми древними свидетельствами Ашратума являются личные имена амореев первой половины второго тысячелетия до нашей эры. [ 10 ] например, Ашратум-умми: «Ашратум — моя мать». [ 21 ] Четыре административных документа времен правления Рим-Сина I из Ларсы были подписаны печатями с именем Аширатум ( д А-ши-ра-тум) , написание имени этой богини, очевидно, исключительное для этого города. [ 3 ] Еще одним ранним свидетельством поклонения ей является известняковая приверженец этой богини и чиновник, отвечающий за район канала Силакку, посвятил жизни Хаммурапи Вавилонского плита, которую некий Итур-ашдум, по-видимому , . [ 24 ] [ 10 ] Сопроводительный текст написан на шумерском языке. [ 25 ] Хотя происхождение этого артефакта неизвестно, предполагается, что он возник в Сиппаре . [ 25 ] В надписи упоминается посвящение божеству-покровителю ( д ламма ), высказано предположение, что первоначально это был фрагмент фигуры, изображающей богиню ламму . [ 14 ] Священник - гуду из Ашратума упоминается в документе времен правления Самсу-илуны . [ 26 ]

Ашратуму продолжали поклоняться в Вавилоне в первом тысячелетии до нашей эры. [ 10 ] Ее храм из этого города, Эиликалама (шумерское: «дом пышной земли»). [ 27 ] ) датируется нововавилонским периодом . [ 28 ] Было высказано предположение, что его можно отождествить со зданием, обозначенным при раскопках как храм D II. [ 27 ] Ашратуму также все еще поклонялись в Уруке в эллинистический период, о чем свидетельствует текст, перечисляющий божества, принимающие участие в новогоднем параде вместе с Анту , в котором также участвуют Амасагнуди , Садарнунна (жена Нуски ), Гула , Айя и Шала . [ 29 ] Было отмечено, что эти божества не были иным образом связаны с Анту, и поэтому предполагается, что формирование этой группы, скорее всего, было поздним синтетическим развитием. [ 29 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Ашратум обычно считалась женой Амурру , также известного как Марту. [ 30 ] Однако есть также случаи, когда его описывали как женатого на богинях, обычно связанных с Нингишзидой , таких как Азимуа , возможно, из-за смешения или путаницы между ним и этим богом. [ 17 ] Дети Ашратума и Амурру неизвестны. [ 30 ]

Надпись Итур-ашдум называет ее « невесткой Ана » . [ 25 ] В некоторых ранних переводах она упоминалась как «невеста Ана», но сейчас это считается ошибкой. [ 6 ] Шумерский термин, использованный в этом тексте, é-gi 4 -a , эквивалент аккадского kallatum , означал одновременно « невестку » и «невесту», но последнее значение основывалось на социальной практике, когда отцы выбирали невест своим сыновьям. [ 6 ] Как эпитет богинь, он обозначает их статус невестки конкретного божества. [ 31 ] Например, Айю часто называли каллатум в связи с ее положением невестки Сина и жены его сына Шамаша . [ 32 ]

Ашратум мог называться шумерским именем Губарра. [ 1 ] В некоторых двуязычных текстах Ашратум и Амурру появляются в аккадской версии рядом с Губаррой и Марту в шумерских отрывках. [ 18 ] Стив А. Виггинс предполагает, что Губарра по происхождению была отдельной богиней, но ее стали отождествлять с Ашратумом. [ 16 ] В так называемом Каноническом списке храмов (CTL), известном из Библиотеки Ашшурбанипала , [ 33 ] есть упоминание о храме Губарры, но ни его название, ни местонахождение в настоящее время неизвестны. [ 34 ] Подобный теоним, Нин-губара (шумерский: «госпожа с распущенными волосами»), объясняется как эпитет Инанны в . списке богов Ан = Анум , но неясно, соответствует ли она божеству, отождествляемому с Ашратумом [ 35 ]

Ашратум также можно было отождествить с Шаррашиту (по-аккадски: «прославленная»), богиней, которая упоминается только в поздних источниках первого тысячелетия до нашей эры. [ 36 ] Эзотерический текст второго века до нашей эры объясняет ее имя как Ашрат Айти , «Ашратум иностранец». [ 37 ] или «другой Ашратум». [ 20 ]

Было предложено ассоциировать Ашратум с Себитти из-за их расположения рядом друг с другом в списке богов Ниппура и возможной ссылки на такую ​​связь в лексическом тексте. [ 38 ] Однако Эндрю Р. Джордж и Манфред Креберник [ де ] предварительно предполагают, что, поскольку первый из этих двух текстов трудно согласовать с другими свидетельствами о ней, вместо этого в этом случае может подразумеваться другое божество с таким же именем. [ 8 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 37.
  2. ^ Петерсон 2009 , с. 43.
  3. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 2007 , с. 163.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Виггинс 2007 , с. 153.
  5. ^ Виггинс 2007 , стр. 221–222.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Виггинс 2007 , с. 157.
  7. ^ Джордж и Креберник 2022 , с. 114.
  8. ^ Перейти обратно: а б Джордж и Креберник 2022 , с. 118.
  9. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 2007 , с. 156.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 106.
  11. ^ Болье 2003 , с. 185.
  12. ^ Вестенхольц 1997 , с. 67–68.
  13. ^ Болье 2003 , стр. 184–185.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Виггинс 2007 , с. 158.
  15. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 6.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Виггинс 2007 , стр. 167–168.
  17. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , стр. 37–38.
  18. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 2007 , с. 166.
  19. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 69.
  20. ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011 , с. 72.
  21. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 2007 , с. 168.
  22. ^ Виггинс 2007 , с. 171.
  23. ^ Виггерманн 1998 , с. 369.
  24. ^ Виггинс 2007 , стр. 155–156.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Виггинс 2007 , с. 155.
  26. ^ Виггинс 2007 , с. 164.
  27. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 99.
  28. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 277.
  29. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 126.
  30. ^ Перейти обратно: а б Эдзард 1987 , с. 435.
  31. ^ Виггинс 2007 , стр. 157–158.
  32. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 259.
  33. ^ Джордж 1993 , с. 5.
  34. ^ Джордж 1993 , с. 164.
  35. ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 373–374.
  36. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 131.
  37. ^ Виггинс 2007 , с. 167.
  38. ^ Петерсон 2009 , стр. 69–70.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN  978-3-7278-1738-0 .
  • Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN  978-90-04-13024-1 . OCLC   51944564 .
  • Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-губара» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 апреля 2022 г.
  • Эдзард, Дитц-Отто (1987), «Марту А. Готт» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 апреля 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Джордж, Эндрю; Креберник, Манфред (2022). «Два замечательных словаря: аморейско-аккадские двуязычные люди!». «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 116 (1). КЭРН: 113–166. дои : 10.3917/сборка.116.0113 . ISSN   0373-6032 .
  • Креберник, Манфред (2011), «Шаррахиту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 апреля 2022 г.
  • Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN  3-86835-019-5 . OCLC   460044951 .
  • Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Наная: Тайная леди». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN  978-90-56-93005-9 .
  • Виггерманн, Франс AM (1998), «Nin-ĝišzida» , Reallexikon der Assyriologie , получено 13 апреля 2022 г.
  • Виггинс, Стив (2007). Переоценка Ашеры: с дальнейшими размышлениями о богине . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-717-9 . OCLC   171049273 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf5d7ae4d955199408aa97db622cb4da__1682142240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/da/cf5d7ae4d955199408aa97db622cb4da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ašratum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)