Jump to content

Гештинанна

Гештинанна
Писец подземного мира
Фрагмент мраморной чаши из Урука с именем Гештинанны, в настоящее время хранящейся в Британском музее.
Главный культовый центр Сорняк
Генеалогия
Родители Доктор
Братья и сестры Думузи , Белили
Супруга
Эквиваленты
аккадский эквивалент Белет-Серия

Гештинанна была месопотамской богиней , наиболее известной благодаря своей роли в мифах о смерти Думузи , ее брата. Неизвестно, какие функции она выполняла в месопотамском пантеоне, хотя ее связь с искусством писания и толкованием сновидений хорошо засвидетельствована. Она могла служить писцом в подземном мире , где согласно мифу « ей Сошествие Инанны» приходилось проживать половину каждого года вместо своего брата.

Свидетельства поклонения Гештинанне в основном доступны из раннединастического государства Лагаш , где у нее был собственный культовый центр Сагуб. Она также присутствовала в пантеонах других городов, например в Уруке и Телль-ар-Риме . Ее перестали почитать после древневавилонского периода , хотя и позже она все еще упоминалась в списках богов и в литературных текстах, некоторые из которых еще копировались в период правления Селевкидов над Месопотамией .

Самым старым написанием имени Гештинанны было Амагештин или Амагештинанна, о чем свидетельствуют документы из Лагаша раннединастического периода . [1] Нет единого мнения относительно того, был ли Амагештин сокращенной формой Амагештинанна или же суффикс - анна был добавлен к ранее существовавшему имени, но Манфред Креберник утверждает, что последнее более вероятно, поскольку Амагештин засвидетельствован как обычное личное имя в раннем Династический период. [2] В более поздних источниках наиболее часто использовалась форма «Гештинанна». [1] Возможно, оно возникло из-за того, что префикс ама ( шумерский : «мать») считался эпитетом . [2] На Эмесале , диалекте шумерского языка, имя было переведено как Мутинанна. [1] Традиционный перевод стандартной формы имени — « небесная виноградная лоза », хотя возможно, что слово гештин также имело метафорическое значение «сладкий» или «прекрасный». [2]

Дальнейший вариант имени — Нингештинанна. [3] Клинописный Аруру знак НИН можно перевести как «госпожа», «королева» или «госпожа», когда он используется в именах женских божеств, и иногда его можно добавлять в качестве префикса к именам известных богинь, в дополнение к Гештинанне, например . или Айя . [3] Эта форма Гештинанны засвидетельствована, например, в Каноническом списке храмов. [4] и во имя кожной болезни — рука Нингештинанны. [5] Более короткая форма, включающая также знак НИН, Нингештин («госпожа виноградной лозы») известна по надписям на печатях касситского периода . [6]

Кроме того, было отмечено, что Нинедина, прямой шумерский эквивалент аккадского имени Белет -Сери , которое обозначало богиню, соответствующую Гештинанне, уже может быть найдена в раннем списке богов Фара , но неизвестно, была ли эта богиня одной из них. и то же, что Гештинанна. [1]

Эндрю Р. Джордж утверждает, что в Бад-Тибире , культовом центре Думузи , Гештинанна была известна под именем Ниншешегарра. [7] Он указывает на существование упоминания о том, что такой богине поклонялись в храме Эшешегарра («дом, основанный братом») в этом городе. [7]

Характер

[ редактировать ]

Функции Гештинанны остаются неясными. [8] Известно, что она была дубсар-мах аралик , «главным писцом подземного мира ». [9] Эта роль подробно описана в одном из заклинаний Удуг-хула . [9] Считалось, что она отвечала за отслеживание мертвых и за разрешение им попасть в подземный мир. [9] Однако возможно, что ее связь с преступным миром была лишь второстепенным событием. [8] Ее связь с искусством письма и геодезией также подтверждается и в других контекстах, где она является божеством небесного, а не подземного мира. [6] Миф « Сон Думузи» описывает ее как «писца, владеющего табличками» и «певца, знатока песен», и подчеркивает ее мудрость. [10] Подобные ассоциации присутствуют в различных стихотворениях времен правления Шульги . [8]

Она также была связана с толкованием снов, [11] хотя эту функцию обычно можно было возложить на женские божества. [8] Тоня Шарлах также утверждает, что она была связана с растительностью. [12] но неизвестно, имеет ли ее имя какое-либо отношение к ее роли. [8]

Ее иконография неизвестна. [8] но не исключено, что известные из Лагаша изображения богини в сопровождении мушуссу изображением Нингишзиды , ее мужа. могут быть отождествлены с ней, а мифический зверь служит в местной традиции [13] В таких произведениях искусства мушуссу изображали смотрящим на богиню. [14]

Поклонение

[ редактировать ]

Поклонение Гештинанне впервые засвидетельствовано в раннединастический период . [15] [8] Однако в целом она была богиней второстепенного значения. [12] Ранним центром ее культа был Сагуб, поселение, расположенное недалеко от Лагаша . [16] Известны как минимум два упоминания о жрецах- гуду , связанных с ее культом в штате Лагаш. [17] Под именем Амагештин она фигурирует в надписи Урукагина . [18] У нее был храм в Гирсу , построенный Ур-Бабой . [19] Возможно, в Сагубе находился еще один посвященный ей храм – Эсагуг. [16] Он был перестроен Энаннатумом I , а впоследствии осквернен во время набега Лугальзаггеси . [16] Сообщается, что он украл драгоценные металлы и лазурит, которыми была украшена статуя Гештинанны, а затем бросил их в колодец. [17] Более поздний правитель Лагаша Гудеа посвятил Гештинанне несколько статуй. [13] Хотя в своих надписях он ссылался на многих членов месопотамского пантеона, трое из них — Гештинанна, Нанше и Нингирсу — были выделены как те, кто «обратил на него свой взгляд зи ». Этот термин, очевидно, обычно относится к тому, как они смотрели на других людей. божества. [13]

Гештинанне также поклонялись в окрестностях Урука как одному из божеств, связанных с Инанной и Думузи . [20] Однако ее связь с этим городом была не столь выражена, как между ней и территорией Лагаша. [21] Возможно, храм Эшешегарра в Бад-Тибире . ей был посвящен [7] Его построил Ур-гигир из Урука, сын Ур-нигина . [7] Также засвидетельствован храм Эниглулу, «дом большого стада», посвященный совместно ей и Думузи, но его местонахождение неизвестно. [4] Шумерский термин ниглулу часто появляется в сочинениях о Думузи и относится к его стадам. [22]

Более поздние источники показывают, что Гештинанне продолжали поклоняться в период Ура III , о чем свидетельствуют документы из Гирсу, Пузриш-Дагана и Уммы . [23] Жители последнего из этих городов идентифицируют центр ее местного культа как КИАН ки , близлежащий город, который был связан с Шарой . [24] Тексты Пузриш-Дагана указывают, что ей поклонялись в одном из царских дворцов, хотя и не обязательно в фиксированном месте, в Уре , Уруке и Ниппуре . возможно, [25] Одно из посвященных ей царских торжеств, возможно, было связано с погребальным культом и предполагало посещение богиней дворца. [25] В единственном документе упоминаются подношения, сделанные ей наряду с подношениями Нинисине , Дагану и Ишхаре . [26] упоминания о праздновании Гештинанны в храме Нинсун в Куаре . Известны также [27] Необычным явлением, засвидетельствованным в этот период, было очевидное опознание матери Шульги Си.А-тум (читая неуверенно). [28] ) как проявление Гештинанны. [12] Ни одна другая царица Третьей династии Ура не была обожествлена ​​ни в каком виде, равно как и Ур-Намму . [12] его основатель и отец Шульги. [29]

В древневавилонский период Гештинанне поклонялись в Исине , Ниппуре, Уруке. [8] и Телль аль-Рима (Каттара). [30] Упоминания о ней известны из личных писем этого периода, хотя и редки. [31] Частота ее появления в них ниже, чем у популярных божеств, таких как Иштар, Аннунитум , Айя , Нинсианна или Гула , и сравнима с Нинмуг , Нинкаррак или Нинегал . [31]

лишь несколько теофорных имен, вызывающих Гештинанна. Известны [32] Примеры включают Гу-Гештинаннака, Геме-Гештинанна, Лу-Гештинанна и Ур-Гештинанна. [32] Лишь одно свидетельство об одном из них, а именно об Ур-Гештинанне, встречается в документах Раннединастического Лагаша. [17]

Активное поклонение Гештинанне прекратилось после древневавилонского периода, но она продолжала появляться в списках богов и особенно в литературных текстах о Думузи. [11] еще в эпоху Селевкидов . [8]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Братом Гештинанны был Думузи . [1] Утверждалось, что ее считали старше его, поскольку ее можно было называть такими эпитетами, как ама («мать») и умма («старуха» или «мудрая женщина»). [11] [8] Их матерью была Дуттур . [32] [33] Альтернативная традиция, засвидетельствованная в гимне Шульги , называет Ану и его жену Ураша родителями Гештинанны. [34] Белили считали сестрой Гештинанны. [8] и Думузи. [35] Было высказано предположение, что ее можно рассматривать как эквивалент Гештинанны. [11] Однако Манфред Креберник рассматривает Белили и Гестинанну как двух независимых богинь, каждую из которых можно назвать сестрой Думузи. [36] Они также оба появляются в мифе « Сон Думузи» , каждый в отдельной роли. [37]

Из-за брака Думузи с Инанной Гештинанна стала невесткой этой богини. [8] Она прямо упоминается как ее «любимая невестка» в композиции, обозначенной как Инанна Д в современной литературе, хотя она указана только после членов ее ближайших родственников ( Нингаль , Суен , Уту , Думузи) и Ниншубур , обращался как к «любимому визирю ». [38]

Сеть синкретических отношений существовала между Гештинанной, Азимуа , Белет-Сери и, как следствие, с Ашратумом (также известным под шумерским названием Губарра). [39] Со времен правления Гудеа из Лагаша до периода Ура III Гештинанну часто отождествляли с Азимуа , женой Нингишзиды . [1] Согласно традиции, зародившейся в Лагаше, Гештинанна сама стала считаться супругой Нингишзиды. [13] Однако в списке древневавилонских богов она стоит отдельно от Нингишзиды. [40] Начиная с этого же периода, [11] Белет-Сери начали признавать аккадским аналогом Гештинанны. [6] Однако Белет-Сери также функционировало как эпитет Ашратума. [39] Поэтому в некоторых случаях женой Амурру вместо нее указывается Гештинанна. [41] Джулия М. Ашер-Грив приводит два примера цилиндрических печатей из древневавилонского Сиппара, где Гештинанна сочетается с д МАР.ТУ (Амурру). [42]

В мифе « Сон Думузи » Гештинанне помогает богиня Гештиндуду, которую называют ее «советницей и подругой». [43] Отношения между Гештинанной и Гештиндуду считаются уникальными, поскольку основаны на дружбе. [44] Было высказано предположение, что некоторые произведения искусства, изображающие пару богинь, стоящих рядом, могут представлять Гештинанну и Гештиндуду. [44]

В списке богов Вейднера Гештинанна помещен рядом с кругом божеств, связанных с Ишкуром , после его жены Шалы , их сына Мишару , Ишхары и божества. д МАШ -да-ад . [45] Даниэль Швемер на основе более позднего текста предполагает д МАШ -да-ад был формой самого бога погоды, которому поклонялись в городе Пада. [46] но Манфред Креберник утверждает, что его следует читать как Пардат, «ужасная», имя малоизвестной богини, также известной из списка богов Ан = Анум . [47] Он предполагает, что она, Ишхара и Гештинанна были помещены друг за другом из-за их общей связи с подземным миром. [48] Связь между Гештинанной и Ишкуром не засвидетельствована ни в каких более поздних списках богов, но они вместе упоминаются в некоторых формулах благословения в письмах из Телль-ар-Римы . [46] Однако нет никаких указаний на то, что их считали парой, и вполне вероятно, что Гештинанна появляется в этих текстах как личное божество одного из авторов. [49]

Мифология

[ редактировать ]
Старовавилонская табличка с надписью оплакивания смерти Думузи , в настоящее время находится в коллекции Лувра.

Гештинанна обычно появляется в сочинениях о смерти Думузи , где она входит в тройку наиболее часто повторяющихся скорбящих богинь, рядом с Инанной и Дуттуром . [50] Иногда она также появляется в текстах о смерти других подобных богов, например Даму , которого вместо этого обычно оплакивают его мать Нинисина и сестра Гунура . [51]

Мечта Думузи

[ редактировать ]

В «Сне Думузи » Гештинанна интерпретирует одноименный сон и сообщает Думузи, что он предвещает его смерть. [52] Она называет нападавших бандитами, указывая, что в этой композиции содержится традиция, согласно которой смерть Думузи была вызвана нападением злых людей. [53] а не какие-либо события, относящиеся к Инанне. [54] Однако Гештинанна также идентифицирует нападавших как галла . [55] Возможно, она использует этот термин в его историческом, а не мифическом смысле, что подтверждается описанием нападавших как жителей конкретных месопотамских городов, хотя также возможно, что вторичный источник, использованный составителем, принадлежал традиции. с участием демонов подземного мира. [56] Исторические галлы , скорее всего, были чиновниками судебной власти, возможно, аналогами полицейских или депутатов , но в литературных текстах их можно охарактеризовать не только как представителей закона, бандитов и, наконец, как демонов. [57] Пока Думузи скрывается, Гештинанна и ее советник Гештиндуду ждут галлы , чтобы предупредить его. прибытия [43] Позже галла пытаются подкупить ее, чтобы она предоставила им информацию о местонахождении Думузи, но она отказывается. [58] Они оставляют ее в покое и вместо этого подходят к неназванному другу Думузи. [58] Хотя с помощью Уту и Белили Думузи удается на время сбежать от них, они в конце концов ловят его, когда он возвращается в овчарню Гештинанны. [59]

Думузи и Гештинанна

[ редактировать ]

Другой миф, связанный с Гештинанной, - это Думузи и Гештинанна , хотя Дина Кац отмечает, что, несмотря на условное название, этот текст фокусируется в основном на галле , а роли Гештинанны, Думузи и Инанны пассивны. [60] Думузи прячется в жилище Гештинанны после того, как Инанна предложила ему замену галле , к которой в этом случае, по-видимому, подошли демоны в Уруке и из страха передали ее мужа. [60] Галла пытает Гештинанну, но она отказывается раскрыть местонахождение брата. [60] Кац указывает, что некоторые элементы этого мифа совпадают с «Нисхождением Инанны» , но сходство ограничено, потому что «путешествие в преисподнюю искажено и представлено как заговор галлы с целью отправить [Инанну] туда против ее воли». [60] Более того, рассказ о пытках Гештинанны не находит аналогов ни в одном другом тексте. [61]

Другие мифы

[ редактировать ]

В «Сошествии Инанны в подземный мир» к Гештинанне не обращаются по имени. [8] но предполагается, что она в конечном итоге заменяет Думузи половину каждого года в подземном мире, куда он сам был помещен вместо Инанны. [62]

Гештинанна также появляется во фрагментарном мифе о Думузи и его сестрах . [63] который сравнивали с различными композициями, посвященными Нингишзиде . [64] В нем участвуют две сестры, младшая и старшая, оплакивающие Думузи, схваченного демонами. [64] Гештинанна, младшая сестра, [63] упоминает о своих попытках противостоять одному из похитителей и совершает погребальное возлияние за своего брата, хотя в конце концов приходит к выводу, что это напрасно, потому что он не сможет его получить. [64]

По мнению Уилфреда Г. Ламберта богиня по имени Нингестинна, известная из позднего мифа « Теогония Дунну» . , вполне возможно, что Гештинанне соответствует [65] Имя божества, с которым она связана в паре, не сохранилось, и из-за необычности этого текста возможно, что он не был одним из богов, обычно связанных с ней. [66]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 2003 , с. 158.
  2. ^ Jump up to: а б с Креберник 2003 , с. 159.
  3. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 8.
  4. ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 133.
  5. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 120.
  6. ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 95.
  7. ^ Jump up to: а б с д Джордж 1993 , с. 146.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бриш 2016 .
  9. ^ Jump up to: а б с Кац 2003 , с. 174.
  10. ^ Блэк 2006 , с. 78.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Эдзард 1971 , с. 301.
  12. ^ Jump up to: а б с д Шарлах 2017 , с. 15.
  13. ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 206.
  14. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 207.
  15. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 165.
  16. ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 140.
  17. ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 20.
  18. ^ Эдзард 1971 , с. 299.
  19. ^ Джордж 1993 , с. 164.
  20. ^ Weiershäuser 2012 , стр. 354–355.
  21. ^ Weiershäuser 2012 , с. 355.
  22. ^ Джордж 1993 , с. 34.
  23. ^ Weiershäuser 2012 , с. 349.
  24. ^ Weiershäuser 2012 , стр. 349–350.
  25. ^ Jump up to: а б Вайерсхойзер 2012 , с. 350.
  26. ^ Фелиу 2003 , стр. 49–50.
  27. ^ Weiershäuser 2012 , с. 351.
  28. ^ Шарлах 2017 , с. 14.
  29. ^ Weiershäuser 2012 , с. 347.
  30. ^ Швемер 2001 , с. 200.
  31. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 251.
  32. ^ Jump up to: а б с Эдзард 1971 , с. 300.
  33. ^ Блэк 2006 , с. 361.
  34. ^ Креберник 2014 , с. 402.
  35. ^ Креберник 2003 , с. 160.
  36. ^ Креберник 2003 , с. 151.
  37. ^ Блэк 2006 , стр. 77–82.
  38. ^ Виггерманн 1988 , стр. 226–227.
  39. ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , стр. 37–38.
  40. ^ Кац 2003 , с. 400.
  41. ^ Джордж 1993 , с. 38.
  42. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
  43. ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 80.
  44. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 168.
  45. ^ Швемер 2001 , стр. 13–14.
  46. ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 16.
  47. ^ Креберник 2005 , стр. 334–335.
  48. ^ Креберник 2005 , с. 335.
  49. ^ Швемер 2001 , с. 269.
  50. ^ Кац 2003 , с. 151.
  51. ^ Дельнеро 2020 , с. 69.
  52. ^ Кац 2003 , с. 140.
  53. ^ Кац 2003 , стр. 140–141.
  54. ^ Кац 2003 , с. 139.
  55. ^ Кац 2003 , с. 141.
  56. ^ Кац 2003 , стр. 141=142.
  57. ^ Кац 2003 , с. 150.
  58. ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 81.
  59. ^ Блэк 2006 , стр. 82–83.
  60. ^ Jump up to: а б с д Кац 2003 , с. 148.
  61. ^ Кац 2003 , с. 149.
  62. ^ Блэк 2006 , с. 63.
  63. ^ Jump up to: а б Черный 2004 , с. 233.
  64. ^ Jump up to: а б с Черный 2004 , с. 228.
  65. ^ Ламберт 2013 , стр. 387–388.
  66. ^ Ламберт 2013 , с. 388.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 969a0bf8aa08b92808eaca9e08426f06__1718390580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/06/969a0bf8aa08b92808eaca9e08426f06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geshtinanna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)