Jump to content

Намму

Намму
богиня-создательница
Главный культовый центр Мриду
Генеалогия
Дети Энки

Намму ( 𒀭𒇉 д НЕТ = д ЛАГАБ×ХАЛ; также прочтите Намму [ 1 ] ) была месопотамской богиней , считавшейся божеством-создателем в местной теологии Эриду . Предполагается, что она была связана с водой. Она также хорошо известна в области заклинаний и апотропной магии . Ее считали матерью Энки , а в единственной надписи она фигурирует как жена Ану , но предполагается, что обычно у нее не было супруга. Начиная с древневавилонского периода , она считалась матерью Ан (Неба) и Ки (Земли). [ 2 ] а также изображение первобытного моря/океана, ассоциация, которая, возможно, возникла под влиянием богини Тиамат . [ 3 ]

Хотя Намму уже засвидетельствована в источниках раннединастического периода , таких как гимны заме и надпись Лугал-кисалси , ей обычно не поклонялись. Посвященный ей храм существовал в Уре в древневавилонский период , она также засвидетельствована в текстах из Ниппура и Вавилона . Теофорные имена, имя короля Ур-Намму упоминающие ее, были редки, и до недавнего времени единственным примером считалось .

В древневавилонском мифе «Энки и Нинмах » Намму — одно из божеств, участвовавших в создании человечества наряду с одноименной парой и группой из семи второстепенных богинь. Ее присутствие отличает это повествование от других текстов, посвященных тому же мотиву, таких как «Атра-Хасис» .

Имя и эпитеты

[ редактировать ]

Имя Намму было представлено клинописью шумерограммой ЭНГУР (LAGAB×ḪAL). [ 4 ] Лексические списки свидетельствуют о множественном прочтении, включая Намму, Намма и более длинные, дублированные варианты, такие как Намнаму и Наннама. [ 1 ] В двуязычном тексте из Телль-Хармала короткая и длинная формы имени рассматриваются как аккадская и шумерская версии одного и того же слова соответственно. [ 5 ] Имя условно переводится как «создательница». [ 4 ] [ 6 ] Эта интерпретация зависит от теории, согласно которой она этимологически связана с элементом имма (SIG 7 ) в имени богини Ниниммы , который можно объяснить по-аккадски как nabnītu или Bunnannû , [ 7 ] два термина, относящиеся к творению. [ 8 ] Однако это предложение не является общепринятым. [ 9 ] Другая связанная с этим возможность — интерпретировать его как составной родительный падеж ( e)n + amma(k) , «госпожа космической реки», [ 10 ] но оно также не лишено критики, и утверждалось, что четких доказательств этимологии имени Намму не существует. [ 11 ] Древние авторы вторично этимологизировали его как ниг 2 -нам-ма , «творчество», «целостность» или «все». [ 6 ]

Знак ЭНГУР также мог читаться как энгур , синоним апсу , но при использовании в этом контексте он не был идентичен имени богини, а Намму можно было назвать создателем энгура , который, по мнению Франса Виггермана, подтверждает, что она и мифический водоем не были идентичными. [ 12 ]

Намму можно было называть такими эпитетами, как «госпожа, великая и высоко в море» ( нин-аб-гал-ан-на-у 5 ), [ 7 ] «мать, родившая небо и землю» ( д ama-tu-an-ki ) или «первая мать, родившая всех (или старших) богов» ( ama-palil-u 3 -tu-diĝir-šar-šar-ra-ke 4 -ne ). [ 13 ] Материнство Намму по отношению к небу и земле засвидетельствовано в таких текстах, как список богов TCL XV 10, и связано со статусом, достигнутым, начиная со старовавилонского периода, как мать Ан (Неба) и Ки (Земли). [ 2 ]

Характер

[ редактировать ]

Известно немного источников, предоставляющих информацию о характере Намму. [ 14 ] Большинство из них происходят из древневавилонского периода . [ 15 ] По косвенным данным предполагается, что она была связана с водой, [ 16 ] хотя среди исследователей ведутся споры о том, сладкий это или соленый. [ 7 ] Никаких явных упоминаний о том, что Намму тождественен морю, не известно. [ 17 ] а Мануэль Чеккарелли в недавнем исследовании предполагает, что она могла представлять собой грунтовые воды . [ 15 ] Ян Лисман, который считает Намму олицетворением изначального океана/моря, из которого возникла остальная часть космоса, считает, что связь Намму с этим водоемом могла возникнуть под влиянием богини Тиамат . [ 3 ]

В местной традиции Эриду Намму считался божеством-творцом. [ 6 ] В известных текстах нет никаких указаний на то, что у нее был супруг, когда его изображали таковым. [ 7 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что, хотя Намму обычно считают богиней, в этом контексте ее можно считать асексуальной. [ 13 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что процесс творения, в котором она участвовала, можно было сравнить с партеногенезом . [ 6 ] Хотя древние месопотамцы часто считали, что первобытные фигуры больше не действуют, в отличие от других божеств, [ 18 ] Считалось, что Намму все еще существует как активная фигура. [ 19 ]

Намму также ассоциировался с заклинаниями, апотропной магией, а также с инструментами и материалами, используемыми в них. [ 19 ] В одном заклинании ее называют belet egubbê , «хозяйкой бассейна со святой водой », но этот эпитет обычно считался принадлежащим Нингириме , а не ей. [ 12 ] В текстах этого жанра ее могли призывать с целью очищения или освящения чего-либо, а также против демонов, болезней или скорпионов. [ 20 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Намму считалась матерью Энки (Эа), о чем свидетельствуют миф об Энки и Нинмах , список богов Ан = Анум и двуязычное заклинание. [ 19 ] Однако упоминания о том, что она была его единственным родителем, менее распространены, чем хорошо засвидетельствованная традиция, согласно которой он был одним из детей Ану . [ 21 ] Юлия Крул предполагает, что в третьем тысячелетии до нашей эры Намму считалась супругой последнего бога. [ 22 ] Так она обозначена в надписи Лугал-кисалси раннединастического периода . [ 14 ] Однако это единственное известное упоминание о существовании такой традиции. [ 19 ] Уилфред Дж. Ламберт пришел к выводу, что у Намму не было традиционного супруга. [ 23 ]

В заклинаниях Намму мог появляться рядом с такими божествами, как Энки, Асаллухи и Нанше . [ 19 ] В раннем литературном тексте, известном по копии из Эблы, упоминается группа божеств, предположительно разделяющих судебные функции, в которую входят Намму, Шамаш , Иштаран и Идлуругу . [ 24 ]

Единственный пояснительный текст приравнивает Намму к Апсу . [ 25 ] По-видимому, он интерпретирует ее как мужское божество и супругу Нанше. [ 26 ] Однако, скорее всего, это зависит от традиций, относящихся к Энума Элиш , и не представляет собой отдельную независимую традицию. [ 17 ] По состоянию на 2017 год не было известно никаких явных доказательств веры в персонифицированного Апсу, существовавшего до составления этого текста. [ 27 ] Кроме того, хотя предполагаемая теогония, сосредоточенная на Намму, является наиболее близкой параллелью Тиамат роли в «Энума Элиш» , [ 28 ] по словам Мануэля Чеккарелли, эти двое не были тесно связаны. [ 27 ] В частности, нет никаких доказательств того, что Намму когда-либо считался антагонистической фигурой. [ 15 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Свидетельств поклонения Намму мало во все периоды, в которые оно засвидетельствовано. [ 12 ] [ 6 ] Она принадлежала к местному пантеону Эриду, [ 29 ] и ее можно было назвать божественной матерью этого города. [ 19 ] Единственным указанием на связь с местным пантеоном, отличным от пантеона Эриду, является присвоенный ей эпитет в списке богов Ан = Анум (таблица I, строка 27), функция agrig-zi-é-kur-(ra-)ke 4 , «истинная экономка Экура », но это могло быть присвоено ей только из-за путаницы с Ниниммой с таким же именем , которая была членом . двора Энлиля [ 19 ] ранней династии В гимнах заме ей отведено отдельное поселение, но прочтение его названия остается неопределенным. [ 30 ] Лугал-кисалси , царь Урука , построил посвященный ей храм, но его церемониальное название неизвестно. [ 31 ] Об этом событии напоминает надпись, датированная примерно 2400–2250 гг. до н. э.:

Надпись Лугал-кисалси

𒀭𒇉 / 𒁮𒀭𒊏 / 𒈗𒆦𒋛 / 𒈗𒀕𒆠𒂵 / 𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠 / 𒂍𒀭𒇉 / 𒈬𒆕
д намма / дам ан-ра / место-кисал-си / место уну к -га/лугал урим 5 к -ма / eе2 д два/му-ду 3

«Для Наммы, жены Ана , Лугалкисалси, царя Урука и царя Ура , он построил храм Наммы». [ 32 ]

В период Ура III Намму упоминается в различных заклинаниях, призывающих божеств, связанных с Эриду. [ 33 ] Она получала подношения в Уре в древневавилонский период , и в текстах из этого места упоминается существование храма и духовенства (в том числе жрецов Гуду 4 ), посвященных ей, а также поля, названного в ее честь. [ 12 ] Она также фигурирует в списке современных богов Ниппура под 107-м номером. [ 34 ]

По словам Франса Виггермана, надпись на кудурру (пограничном камне с надписью) указывает на то, что храм Намму существовал в Силенде, по крайней мере, со времен правления Гулкишара , что он продолжал использоваться во время правления Энлиль-Надин-Апли из Второй династии Исин , ​​и что в его штат входил жрец шангю . [ 12 ] Последний король также призвал ее вместе с Наньше в формуле благословения. [ 35 ] Также известна дарственная надпись касситского периода , в которой упоминается Намму, хотя точка ее происхождения остается неясной. [ 36 ] Судя по документу, скорее всего, написанному во время правления Асархаддона , Намму также поклонялись в Э -ДУР- ги-на , храме Лугал-асала в Баше. [ 12 ]

Святилища под названием киус-Намма , «след Намму», существовали в Экуре в Ниппуре и в Эсагиле в Вавилоне . [ 12 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что последний, о чем свидетельствует источник времен правления Набонида , был назван в честь первого. [ 37 ]

Предполагается, что Намму не был популярным божеством. [ 23 ] По состоянию на 1998 год единственным известным примером теофорного имени , вызывающего Намму, было имя короля Ур-Намму . [ 12 ] Дальнейшие исследования не выявили других имен, упоминающих ее в источниках периода Ура III. [ 14 ] Однако в более недавнем обзоре текстов из Кассита Ниппура были выявлены еще два примера. [ 38 ]

Тексты, посвященные изучению календарей (гемерологии), указывают, что двадцать седьмой день месяца можно рассматривать как праздник Намму и Нергала, и предписывают во время него царские подношения этим двум божествам. [ 12 ]

Мифология

[ редактировать ]

Намму появляется в мифе об Энки и Нинмах . [ 39 ] Хотя текст происходит из древневавилонского периода, он может отражать более древнюю традицию периода Ура III. [ 40 ] Известны две полные копии, датированные, скорее всего, после правления Самсу-илуны , а также двуязычная шумеро-аккадская версия из библиотеки Ашшурбанипала . [ 41 ] В начале композиции Намму будит своего сына Энки, чтобы сообщить ему, что другие боги жалуются на возложенные на них тяжелые задачи. В качестве решения он предлагает создание человечества, и учит Намму, как формировать людей из глины с помощью Нинмах и ее помощниц ( Нинимма , Шузианна , Нинмада , Ниншар , Нинмуг , Мумуду и Ниннигина по словам Уилфреда Г. Ламберта ). перевод). После выполнения задания Энки готовит пир для Намму и Нинмах, на котором также присутствуют другие божества, такие как Ану , Энлиль и семь помощников. [ 42 ] Присутствие Намму отличает повествование о сотворении человечества в этом мифе от других сочинений, посвященных той же теме, таких как «Атра-Хасис» . [ 43 ]

  1. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1998 , стр. 135–136.
  2. ^ Jump up to: а б Лисман 2013 , с. 84, 108–109, 122–125.
  3. ^ Jump up to: а б Лисман 2013 , с. 197–200.
  4. ^ Jump up to: а б Виггерманн 1998 , с. 136.
  5. ^ Ламберт 2013 , стр. 433–434.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 53.
  7. ^ Jump up to: а б с д Виггерманн 1998 , с. 137.
  8. ^ Ламберт 2013 , с. 435.
  9. ^ Чеккарелли 2017 , стр. 6–7.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 503.
  11. ^ Чеккарелли 2017 , с. 6.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Виггерманн 1998 , с. 139.
  13. ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 17.
  14. ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 427.
  15. ^ Jump up to: а б с Чеккарелли 2017 , с. 2.
  16. ^ Ламберт 2013 , с. 431.
  17. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 238.
  18. ^ Ламберт 2013 , с. 304.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Виггерманн 1998 , с. 138.
  20. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 241–242.
  21. ^ Ламберт 2013 , с. 444.
  22. ^ Крул 2018 , с. 10.
  23. ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 446.
  24. ^ Вудс 2005 , стр. 42–43.
  25. ^ Ламберт 2013 , с. 218.
  26. ^ Ламберт 2013 , с. 429.
  27. ^ Jump up to: а б Чеккарелли 2017 , с. 5.
  28. ^ Ламберт 2013 , с. 436.
  29. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 65.
  30. ^ Креберник 2016 , с. 204.
  31. ^ Джордж 1993 , с. 167.
  32. ^ Лаперуз 2003 , стр. 64–65.
  33. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
  34. ^ Петерсон 2009 , с. 34.
  35. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 97.
  36. ^ Варфоломей 2017 , с. 259.
  37. ^ Джордж 1993 , с. 113.
  38. ^ Варфоломей 2017 , с. 311
  39. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 141.
  40. ^ Чеккарелли 2017 , стр. 2–3.
  41. ^ Ламберт 2013 , с. 330.
  42. ^ Ламберт 2013 , с. 337.
  43. ^ Ламберт 2013 , с. 334.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee83200ff92e744ac9b4fab10c2bed4f__1716471120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/4f/ee83200ff92e744ac9b4fab10c2bed4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nammu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)