Намму
Намму | |
---|---|
богиня-создательница | |
Главный культовый центр | Мриду |
Генеалогия | |
Дети | Энки |
Намму ( 𒀭𒇉 д НЕТ = д ЛАГАБ×ХАЛ; также прочтите Намму [ 1 ] ) была месопотамской богиней , считавшейся божеством-создателем в местной теологии Эриду . Предполагается, что она была связана с водой. Она также хорошо известна в области заклинаний и апотропной магии . Ее считали матерью Энки , а в единственной надписи она фигурирует как жена Ану , но предполагается, что обычно у нее не было супруга. Начиная с древневавилонского периода , она считалась матерью Ан (Неба) и Ки (Земли). [ 2 ] а также изображение первобытного моря/океана, ассоциация, которая, возможно, возникла под влиянием богини Тиамат . [ 3 ]
Хотя Намму уже засвидетельствована в источниках раннединастического периода , таких как гимны заме и надпись Лугал-кисалси , ей обычно не поклонялись. Посвященный ей храм существовал в Уре в древневавилонский период , она также засвидетельствована в текстах из Ниппура и Вавилона . Теофорные имена, имя короля Ур-Намму упоминающие ее, были редки, и до недавнего времени единственным примером считалось .
В древневавилонском мифе «Энки и Нинмах » Намму — одно из божеств, участвовавших в создании человечества наряду с одноименной парой и группой из семи второстепенных богинь. Ее присутствие отличает это повествование от других текстов, посвященных тому же мотиву, таких как «Атра-Хасис» .
Имя и эпитеты
[ редактировать ]Имя Намму было представлено клинописью шумерограммой ЭНГУР (LAGAB×ḪAL). [ 4 ] Лексические списки свидетельствуют о множественном прочтении, включая Намму, Намма и более длинные, дублированные варианты, такие как Намнаму и Наннама. [ 1 ] В двуязычном тексте из Телль-Хармала короткая и длинная формы имени рассматриваются как аккадская и шумерская версии одного и того же слова соответственно. [ 5 ] Имя условно переводится как «создательница». [ 4 ] [ 6 ] Эта интерпретация зависит от теории, согласно которой она этимологически связана с элементом имма (SIG 7 ) в имени богини Ниниммы , который можно объяснить по-аккадски как nabnītu или Bunnannû , [ 7 ] два термина, относящиеся к творению. [ 8 ] Однако это предложение не является общепринятым. [ 9 ] Другая связанная с этим возможность — интерпретировать его как составной родительный падеж ( e)n + amma(k) , «госпожа космической реки», [ 10 ] но оно также не лишено критики, и утверждалось, что четких доказательств этимологии имени Намму не существует. [ 11 ] Древние авторы вторично этимологизировали его как ниг 2 -нам-ма , «творчество», «целостность» или «все». [ 6 ]
Знак ЭНГУР также мог читаться как энгур , синоним апсу , но при использовании в этом контексте он не был идентичен имени богини, а Намму можно было назвать создателем энгура , который, по мнению Франса Виггермана, подтверждает, что она и мифический водоем не были идентичными. [ 12 ]
Намму можно было называть такими эпитетами, как «госпожа, великая и высоко в море» ( нин-аб-гал-ан-на-у 5 -а ), [ 7 ] «мать, родившая небо и землю» ( д ama-tu-an-ki ) или «первая мать, родившая всех (или старших) богов» ( ama-palil-u 3 -tu-diĝir-šar-šar-ra-ke 4 -ne ). [ 13 ] Материнство Намму по отношению к небу и земле засвидетельствовано в таких текстах, как список богов TCL XV 10, и связано со статусом, достигнутым, начиная со старовавилонского периода, как мать Ан (Неба) и Ки (Земли). [ 2 ]
Характер
[ редактировать ]Известно немного источников, предоставляющих информацию о характере Намму. [ 14 ] Большинство из них происходят из древневавилонского периода . [ 15 ] По косвенным данным предполагается, что она была связана с водой, [ 16 ] хотя среди исследователей ведутся споры о том, сладкий это или соленый. [ 7 ] Никаких явных упоминаний о том, что Намму тождественен морю, не известно. [ 17 ] а Мануэль Чеккарелли в недавнем исследовании предполагает, что она могла представлять собой грунтовые воды . [ 15 ] Ян Лисман, который считает Намму олицетворением изначального океана/моря, из которого возникла остальная часть космоса, считает, что связь Намму с этим водоемом могла возникнуть под влиянием богини Тиамат . [ 3 ]
В местной традиции Эриду Намму считался божеством-творцом. [ 6 ] В известных текстах нет никаких указаний на то, что у нее был супруг, когда его изображали таковым. [ 7 ] Джулия М. Ашер-Грив предполагает, что, хотя Намму обычно считают богиней, в этом контексте ее можно считать асексуальной. [ 13 ] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что процесс творения, в котором она участвовала, можно было сравнить с партеногенезом . [ 6 ] Хотя древние месопотамцы часто считали, что первобытные фигуры больше не действуют, в отличие от других божеств, [ 18 ] Считалось, что Намму все еще существует как активная фигура. [ 19 ]
Намму также ассоциировался с заклинаниями, апотропной магией, а также с инструментами и материалами, используемыми в них. [ 19 ] В одном заклинании ее называют belet egubbê , «хозяйкой бассейна со святой водой », но этот эпитет обычно считался принадлежащим Нингириме , а не ей. [ 12 ] В текстах этого жанра ее могли призывать с целью очищения или освящения чего-либо, а также против демонов, болезней или скорпионов. [ 20 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Намму считалась матерью Энки (Эа), о чем свидетельствуют миф об Энки и Нинмах , список богов Ан = Анум и двуязычное заклинание. [ 19 ] Однако упоминания о том, что она была его единственным родителем, менее распространены, чем хорошо засвидетельствованная традиция, согласно которой он был одним из детей Ану . [ 21 ] Юлия Крул предполагает, что в третьем тысячелетии до нашей эры Намму считалась супругой последнего бога. [ 22 ] Так она обозначена в надписи Лугал-кисалси раннединастического периода . [ 14 ] Однако это единственное известное упоминание о существовании такой традиции. [ 19 ] Уилфред Дж. Ламберт пришел к выводу, что у Намму не было традиционного супруга. [ 23 ]
В заклинаниях Намму мог появляться рядом с такими божествами, как Энки, Асаллухи и Нанше . [ 19 ] В раннем литературном тексте, известном по копии из Эблы, упоминается группа божеств, предположительно разделяющих судебные функции, в которую входят Намму, Шамаш , Иштаран и Идлуругу . [ 24 ]
Единственный пояснительный текст приравнивает Намму к Апсу . [ 25 ] По-видимому, он интерпретирует ее как мужское божество и супругу Нанше. [ 26 ] Однако, скорее всего, это зависит от традиций, относящихся к Энума Элиш , и не представляет собой отдельную независимую традицию. [ 17 ] По состоянию на 2017 год не было известно никаких явных доказательств веры в персонифицированного Апсу, существовавшего до составления этого текста. [ 27 ] Кроме того, хотя предполагаемая теогония, сосредоточенная на Намму, является наиболее близкой параллелью Тиамат роли в «Энума Элиш» , [ 28 ] по словам Мануэля Чеккарелли, эти двое не были тесно связаны. [ 27 ] В частности, нет никаких доказательств того, что Намму когда-либо считался антагонистической фигурой. [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Свидетельств поклонения Намму мало во все периоды, в которые оно засвидетельствовано. [ 12 ] [ 6 ] Она принадлежала к местному пантеону Эриду, [ 29 ] и ее можно было назвать божественной матерью этого города. [ 19 ] Единственным указанием на связь с местным пантеоном, отличным от пантеона Эриду, является присвоенный ей эпитет в списке богов Ан = Анум (таблица I, строка 27), функция agrig-zi-é-kur-(ra-)ke 4 , «истинная экономка Экура », но это могло быть присвоено ей только из-за путаницы с Ниниммой с таким же именем , которая была членом . двора Энлиля [ 19 ] ранней династии В гимнах заме ей отведено отдельное поселение, но прочтение его названия остается неопределенным. [ 30 ] Лугал-кисалси , царь Урука , построил посвященный ей храм, но его церемониальное название неизвестно. [ 31 ] Об этом событии напоминает надпись, датированная примерно 2400–2250 гг. до н. э.:
𒀭𒇉 / 𒁮𒀭𒊏 / 𒈗𒆦𒋛 / 𒈗𒀕𒆠𒂵 / 𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠 / 𒂍𒀭𒇉 / 𒈬𒆕
д намма / дам ан-ра / место-кисал-си / место уну к -га/лугал урим 5 к -ма / eе2 д два/му-ду 3
«Для Наммы, жены Ана , Лугалкисалси, царя Урука и царя Ура , он построил храм Наммы». [ 32 ]
В период Ура III Намму упоминается в различных заклинаниях, призывающих божеств, связанных с Эриду. [ 33 ] Она получала подношения в Уре в древневавилонский период , и в текстах из этого места упоминается существование храма и духовенства (в том числе жрецов Гуду 4 ), посвященных ей, а также поля, названного в ее честь. [ 12 ] Она также фигурирует в списке современных богов Ниппура под 107-м номером. [ 34 ]
По словам Франса Виггермана, надпись на кудурру (пограничном камне с надписью) указывает на то, что храм Намму существовал в Силенде, по крайней мере, со времен правления Гулкишара , что он продолжал использоваться во время правления Энлиль-Надин-Апли из Второй династии Исин , и что в его штат входил жрец шангю . [ 12 ] Последний король также призвал ее вместе с Наньше в формуле благословения. [ 35 ] Также известна дарственная надпись касситского периода , в которой упоминается Намму, хотя точка ее происхождения остается неясной. [ 36 ] Судя по документу, скорее всего, написанному во время правления Асархаддона , Намму также поклонялись в Э -ДУР- ги-на , храме Лугал-асала в Баше. [ 12 ]
Святилища под названием киус-Намма , «след Намму», существовали в Экуре в Ниппуре и в Эсагиле в Вавилоне . [ 12 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что последний, о чем свидетельствует источник времен правления Набонида , был назван в честь первого. [ 37 ]
Предполагается, что Намму не был популярным божеством. [ 23 ] По состоянию на 1998 год единственным известным примером теофорного имени , вызывающего Намму, было имя короля Ур-Намму . [ 12 ] Дальнейшие исследования не выявили других имен, упоминающих ее в источниках периода Ура III. [ 14 ] Однако в более недавнем обзоре текстов из Кассита Ниппура были выявлены еще два примера. [ 38 ]
Тексты, посвященные изучению календарей (гемерологии), указывают, что двадцать седьмой день месяца можно рассматривать как праздник Намму и Нергала, и предписывают во время него царские подношения этим двум божествам. [ 12 ]
Мифология
[ редактировать ]Намму появляется в мифе об Энки и Нинмах . [ 39 ] Хотя текст происходит из древневавилонского периода, он может отражать более древнюю традицию периода Ура III. [ 40 ] Известны две полные копии, датированные, скорее всего, после правления Самсу-илуны , а также двуязычная шумеро-аккадская версия из библиотеки Ашшурбанипала . [ 41 ] В начале композиции Намму будит своего сына Энки, чтобы сообщить ему, что другие боги жалуются на возложенные на них тяжелые задачи. В качестве решения он предлагает создание человечества, и учит Намму, как формировать людей из глины с помощью Нинмах и ее помощниц ( Нинимма , Шузианна , Нинмада , Ниншар , Нинмуг , Мумуду и Ниннигина по словам Уилфреда Г. Ламберта ). перевод). После выполнения задания Энки готовит пир для Намму и Нинмах, на котором также присутствуют другие божества, такие как Ану , Энлиль и семь помощников. [ 42 ] Присутствие Намму отличает повествование о сотворении человечества в этом мифе от других сочинений, посвященных той же теме, таких как «Атра-Хасис» . [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1998 , стр. 135–136.
- ^ Jump up to: а б Лисман 2013 , с. 84, 108–109, 122–125.
- ^ Jump up to: а б Лисман 2013 , с. 197–200.
- ^ Jump up to: а б Виггерманн 1998 , с. 136.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 433–434.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Виггерманн 1998 , с. 137.
- ^ Ламберт 2013 , с. 435.
- ^ Чеккарелли 2017 , стр. 6–7.
- ^ Ламберт 2013 , с. 503.
- ^ Чеккарелли 2017 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Виггерманн 1998 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 2013 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б с Чеккарелли 2017 , с. 2.
- ^ Ламберт 2013 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 238.
- ^ Ламберт 2013 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Виггерманн 1998 , с. 138.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 241–242.
- ^ Ламберт 2013 , с. 444.
- ^ Крул 2018 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 2013 , с. 446.
- ^ Вудс 2005 , стр. 42–43.
- ^ Ламберт 2013 , с. 218.
- ^ Ламберт 2013 , с. 429.
- ^ Jump up to: а б Чеккарелли 2017 , с. 5.
- ^ Ламберт 2013 , с. 436.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 65.
- ^ Креберник 2016 , с. 204.
- ^ Джордж 1993 , с. 167.
- ^ Лаперуз 2003 , стр. 64–65.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 6.
- ^ Петерсон 2009 , с. 34.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 97.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 259.
- ^ Джордж 1993 , с. 113.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 311
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 141.
- ^ Чеккарелли 2017 , стр. 2–3.
- ^ Ламберт 2013 , с. 330.
- ^ Ламберт 2013 , с. 337.
- ^ Ламберт 2013 , с. 334.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 . Проверено 28 октября 2022 г.
- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501503566-011 .
- Чеккарелли, Мануэль (2017). «Замечания о Намме и других водных божествах» . Древние исследования Ближнего Востока . 44 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 1–8. дои : 10.1515/aofo-2017-0001 . ISSN 2196-6761 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (2016), "Zame/i-Hymnen" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 29 октября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 . Проверено 28 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Лаперуз, Жан-Франсуа де (2003). «Производство каменной скульптуры». Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. стр. 62–65. ISBN 978-1-58839-043-1 . Проверено 30 октября 2022 г.
- Лисман, JW (2013). Космогония, теогония и антропогения в шумерских текстах . Угарит-Верлаг.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), "Nammu" , Reallexikon der Assyriologie , получено 30 октября 2022 г.
- Вудс, Кристофер (2005). «На Евфрате» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 95 (1-2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.2005.95.1-2.7 . ISSN 0084-5299 . S2CID 162245901 .