Нинегал
Нинегал | |
---|---|
Богиня дворцов | |
Другие имена | Белет Экалли, Пентикалли |
Главный культовый центр | Ур , Суббота , Мары , Катна |
Генеалогия | |
Супруга | |
Дети | возможно, Наная и Лагамаль |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | возможно Тешими |
Нинегал (также пишется Нинегалла [ 1 ] ) или Белат Экалли ( Белет-екалли ) была месопотамской богиней , связанной с дворцами. И ее шумерское , и аккадское имя означают «госпожа дворца». [ 2 ]
Из Месопотамии поклонение Нинегалу распространилось на Элам на востоке, а также в Сирию и Хеттскую империю на западе. Ее особенно почитали в Мари и Катне , а благодаря ее присутствию в пантеоне древней Сирии она также была включена в хурритскую религию . Хурриты транскрибировали ее имя как Пентикалли ( Пендигалли ).
Особенно в литературных произведениях Нинегал может выступать в качестве эпитета Инанны , а также они могут ассоциироваться друг с другом в других контекстах. Однако сейчас принято считать, что по происхождению они были разными божествами. Кроме того, Нинегал мог быть связан с богиней тюрем Нунгал .
Характер
[ редактировать ]Хотя в прошлом предполагалось, что Нинегал по происхождению была формой Инанны или, как утверждал Торкильд Якобсен , что это имя обозначало Инанну в предлагаемой церемонии hieros gamos , сегодня считается более правдоподобным, что она первоначально возникла как отдельная второстепенная богиня, служившая божеством-покровителем дворцов королей и губернаторов и чья роль заключалась в обеспечении их суверенитета. [ 2 ] В качестве эпитета она начала выступать в литературных произведениях только во втором и первом тысячелетиях до нашей эры. [ 3 ] Указывалось, что различные культовые предметы, связанные с Нинегалом согласно административным текстам, например украшения, не тождественны предметам, посвященным Инанне. [ 4 ] Самым старым источником, отождествляющим Нинегал с Инанной, может быть строительная надпись периода Исин-Ларса , в которой она упоминается как дочь Сина . [ 4 ] В списках богов Нинегал обычно появляется рядом с группами проявлений Инанны, хотя в списке богов Ниппура она и Нинсианна помещены вместе в другой раздел. [ 5 ]
Белат Экалли/Нинегал можно было бы попросить выступить в качестве посредника между молящейся поклоняющейся и ее мужем Урашем , подобно другим божественным женам ( Айя , Шала ) в случае их мужей. [ 6 ] или сопутствующая богиня Ниншубур в случае Инанны. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое известное свидетельство о Нинегале взято из списка богов из Раннединастического Телля Фара , в котором она появляется между двумя божествами, прочтение имен которых неясно. [ 2 ] ранние упоминания включают посвятительную надпись слуги Наммах-абзу, энси Ниппура Другие и название месяца в местном календаре Ура . [ 2 ] Во времена правления Гудеа Нинегал поклонялись в Лагаше , где у нее был храм. [ 4 ] Свидетельством народной преданности ей в этом городе являются два мелких чиновника, называвших себя «слугой ( арад ) Нинегала». [ 4 ]
Известны многочисленные свидетельства периода Ура III , и предполагается, что Нинегалу в то время поклонялись во всех крупных городах южной Месопотамии. [ 2 ] Есть сведения, что первые цари династии Ура III Ур-Намма и Шульги были активными участниками культа Нинегала. [ 2 ] Она также фигурирует в списках пожертвований из Ниппура и Пузриш-Дагана . [ 8 ] В Уре существовал посвященный ей храм Эгалмах (по-шумерски: «возвышенный дворец»), возможно, построенный Ур-Наммой. [ 9 ] Возможно, что позже Варад-Син перестроил его как храм богини медицины Нинисины . [ 2 ] Еще один храм Нинегала существовал в Умме . В этом городе она, видимо, была тесно связана с подношениями умершим энсисам. [ 4 ] Еще одним свидетельством поклонения этой богине в период Ура III является подробный список посвященных ей культовых принадлежностей из Эреша . [ 4 ]
Ее аккадское имя, Белет Экалли, впервые упоминается в текстах периода Ура III из Ассура . [ 5 ] В этом городе у нее был храм Экинам (шумерское: «дом, место судеб»), впервые упомянутый в надписи Зарикку, правителя во времена правления Амар-Сина , который перестроил его. [ 10 ] В среднеассирийский период его отремонтировал Адад-Нирари I. [ 11 ] Месяц, названный в ее честь, упоминается в древнеассирийских текстах из Канеша . [ 2 ]
Неясно, когда Нинегал начали поклоняться в Дилбате , хотя возможно, что она уже принадлежала к пантеону этого города в период Ура III. [ 11 ] Ее храмом в этом городе был Эсапар (по-шумерски: «дом сети»), возможно, часть Э-ибби-Анума, храма местного бога Ураша, а не полностью отдельное здание. [ 11 ] Однако в документе, в котором перечислены различные храмы, вместо этого говорится, что Эсапар — это название храма Нунгала , без указания местоположения. [ 12 ] Поскольку эти две богини были связаны, возможно, что Эсапар был только один. [ 12 ]
Нинегал продолжали поклоняться в старовавилонский период , особенно в Уре и Ларсе , где был перестроен посвященный ей храм Эа-аг-га-килиб-ур-ур (шумерский: «дом, в котором собраны все инструкции»). царицей Симар-Эштар, женой Рим-Сина I. [ 4 ] Однако она лишь изредка упоминается в письмах по сравнению с божествами, популярными в сфере личного поклонения, такими как Ая, Гула или Иштар. [ 13 ]
Позднее упоминание о Белет-Экалли можно найти в письме из Вавилона , в котором некий Мар-исар сообщает неоассирийскому царю Асархаддону, что статуя Белет-Экалима, предназначенная для храмового комплекса Эсагиль, еще не закончена. [ 14 ]
Обе формы Нинегал [ 4 ] и Белет Экаллим засвидетельствованы в теофорных именах . [ 14 ]
За пределами Месопотамии
[ редактировать ]Во втором тысячелетии до нашей эры поклонение Нинегалу/Белет-Экаллиму распространилось из Месопотамии в другие регионы древнего Ближнего Востока . от Хеттской империи на западе до Элама на востоке. [ 5 ]
Самые ранние свидетельства о Нинегале за пределами Месопотамии происходят из Мари и указывают на то, что она могла быть завезена в этот город еще в период Ура III. [ 11 ] Возможно, она была божеством-покровителем правящего дома в старовавилонский период. [ 11 ] Есть сведения, что во время некоторых празднеств Зимри-Лима ей приносилось такое же количество жертв, как и восьми другим наиболее почитаемым богам: местному богу-покровителю Итур-Меру , Дагану , Аннунитуму , Нергалу , Шамашу , Эа , Нинхурсаг и Адду . [ 15 ] В письме жена Зимри-Лима Шибту перечислила Дагана, Шамаша, Итур-Мера, Белет Экалли и Адду как «союзников для меня» и божеств, которые «идут на стороне моего господина». [ 16 ] В списках подношений она появляется между Нинхурсаг и Нингаль . [ 11 ]
Помимо Мари, в Сирии с Катной была также тесно связана Белет Экалли , где она играла роль городской богини. [ 11 ] Некоторые свидетельства также известны из Эмара , где она была среди божеств, которым поклонялись во время фестиваля Зукру . [ 11 ] Она также засвидетельствована в списке богов, в котором Белет Экалли в аккадском столбце соответствует д Мы э -эль-ти-га-ли в хурритском . [ 17 ]
По словам Альфонсо Арчи, в хурритских источниках Нинегал упоминался как Пентикалли. [ 18 ] Имя также иногда транскрибируется как Пендигалли. [ 17 ] Арчи предполагает, что хурриты получили ее из Сирии и что ее значение в Мари сыграло роль в ее распространении. [ 19 ] Мари-Клод Тремуй описывает ее как богиню из круга Хебат из Халаба (современный Алеппо ). [ 17 ] В хурритских текстах она обозначается как наложница Тешуба . [ 20 ] Она была ассимилирована с Питану, которую описывали как богиню, восседающую на троне Тешуба. [ 21 ] Более позднее имя, вероятно, означало «дочь Хану», и его следует понимать как знак ее связи с районом среднего Евфрата . [ 14 ] Изображения Пентикалли упоминаются в текстах Хаттарины и Лавазанции . [ 21 ] Она также известна из текстов из Угарита , где ее имя пишется в алфавитном порядке как pdgl и, возможно, появляется в личном имени annpdgl , теоретически реконструированном как Анани-Пендигалли. [ 17 ] Было также высказано предположение, что угаритская богиня b'lt btm/nhtm , «хозяйка дома», произошла от Белет Экалли. [ 5 ]
Триада, состоящая из д НИН.Е.ГАЛ, Нергал и Эа засвидетельствованы в экономических текстах из Суз . [ 5 ] В досье текстов, посвященных продаже овец из того же города, упоминается «писец на службе Нинегала». [ 22 ] В Сузах Нинегал также встречается в надписи Атта-хушу, написанной на аккадском языке, хотя в этом случае предполагалось, что имя может быть логограммой, представляющей Пиникир . [ 23 ] Более того, божество, имя которого было записано логографически как д НИН.Е.ГАЛ был одним из многих месопотамских и эламских богов и богинь, которым поклонялись в Чогха-Занбиле , построенном Унташ-Напиришей . [ 24 ]
Хотя Фолькерт Хаас предположил, что хеттские ссылки на д NIN.E.GAL можно понимать как указание на присутствие месопотамской богини в Анатолии . Петр Тарача утверждает, что это имя было всего лишь логографическим изображением богини Тешими, наложницы бога погоды Нерика , в кругу которого встречается предполагаемая логограмма. . [ 25 ] В договоре между хеттским царем Шуппилулиумой I и митаннийским царем Шаттивазой Нинегал появляется после пар Энлиля и Нинлиль , а также Ану и Анту в списке «первобытных богов», призванных служить божественными свидетелями. [ 26 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В настоящее время неизвестно, каким божествам поклонялись Нинегал в ее самой ранней истории. [ 2 ] По традиции, берущей начало в Дильбате местный бог земледелия Ураш . , ее мужем считался [ 11 ] В списке богов нововавилонского периода за ними следует Лагамаль , [ 11 ] которого считали сыном Ураша. [ 27 ] В ритуальном тексте, также относящемся к нововавилонскому периоду, Нинегал и Ураш появляются в формуле рядом с Наная , [ 28 ] богиня, которую называют «первенец бога Ураша». [ 29 ] Единственная надпись соединяет Нинегал/Белет Экалли с Амурру ( д МАР.ТУ). [ 30 ] Это одна из пяти подобных печатей касситского периода , которые призывают либо пары божеств ( Мардук и Сарпанит , Нинурта и Гула), либо отдельных божеств (Иштар или Мардук) для обеспечения успеха и материального богатства владельцу печати. [ 31 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , если только неизвестная традиция не отождествляла Амурру с Урашем, он не имеет ничего общего с Нинегалом, что делает эту конкретную надпись необычной. [ 32 ]
Согласно списку богов Ан = Анум , суккалом (божественным помощником) Нинегала было второстепенное божество Дикум. [ 33 ]
Вольфганг Хеймпель предполагает, что в Мари Нинегал был тесно связан с Аннунитумом , возможно, из-за их общей связи с Инанной/Иштар. [ 34 ]
Нинегал как эпитет
[ редактировать ]Имя Нинегал могло служить эпитетом Инанны и других богинь. [ 3 ] иногда невозможно определить. [ 4 ] К примерам текстов, где явное отождествление Нинегала с Инанной, можно отнести так называемый гимн Нинегаллы , в котором имена встречаются параллельно. [ 5 ]
В Гимне Нунгалу одноименная богиня, очевидно, упоминается как Нинегал. [ 5 ] Эта ассоциация также засвидетельствована во фрагменте другого, ныне неопознанного гимна и в двух пословицах. [ 5 ]
Хотя использование имени в качестве эпитета было обычным явлением в литературных текстах, гимны Шульги, похоже, являются исключением, поскольку в них Нинегал рассматривается как отдельная богиня. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беренс и Кляйн 1998 , с. 342.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Беренс и Кляйн 1998 , с. 343.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Беренс и Кляйн 1998 , с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Беренс и Кляйн 1998 , с. 345.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 119.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 273.
- ^ Беренс и Кляйн 1998 , стр. 343–344.
- ^ Джордж 1993 , с. 88.
- ^ Беренс и Кляйн 1998 , стр. 346–347.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Беренс и Кляйн 1998 , с. 346.
- ^ Перейти обратно: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 618.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс и Кляйн 1998 , с. 347.
- ^ Наката 2011 , с. 130.
- ^ Наката 2011 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тремуй 2005 , с. 386.
- ^ Архи 1990 , с. 116.
- ^ Архи 2013 , с. 12.
- ^ Арки 2013 , стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 13.
- ^ Граф 2009 , с. 8.
- ^ Поттс 2010 , с. 484.
- ^ Поттс 2010 , с. 495.
- ^ Тарача 2009 , с. 56.
- ^ Архи 2004 , с. 322.
- ^ Ламберт 1983 , с. 419.
- ^ Древновска-Рымаж 2008 , стр. 76–77.
- ^ Древновска-Рымаж 2008 , стр. 139.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 96.
- ^ Ламберт 1970 , стр. 46–47.
- ^ Ламберт 1970 , с. 47.
- ^ Litke 1998 , p. 155.
- ^ Heimpel 2003 , с. 260.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1990). «Имена первобытных богов» . Ориенталия . 59 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 114–129. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43075881 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2004). «Перевод богов: Кумарпи, Энлиль, Даган/Нисаба, Халки » Ориенталия . 73 (4): 319–336. ISSN 0030-5367 . JSTOR 430781731 . Получено 0 апреля 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Беренс, Герман; Кляйн, Джейкоб (1998), «Нинегалла» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 апреля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 апреля 2022 г.
- Древновская-Рымаж, Ольга (2008). Месопотамская богиня Нанаджа . Варшава: Агаде. ISBN 978-83-87111-41-0 . OCLC 263460607 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Граф, Катриен Де (2009). «Посчитайте своих овец! Дела и дела Куи, торговца мелкими товарами во время раннего Суккалмахата» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 103 . Прессы Universitaires de France: 5–18. дои : 10.3917/сборка.103.0005 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281452 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Хеймпель, Вольфганг (2003). Письма марийскому королю: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-080-4 . Проверено 10 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1970). «Предметы с надписью и без надписи» . Архив востоковедения . 23 . Архив востоковедения (AfO) / Институт востоковедения: 46–51. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41637307 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), «Lāgamāl» , Reallexikon der Assyriologie , получено 9 апреля 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 . S2CID 194094468 .
- Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 . OCLC 618338811 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2005), «Pendigalli» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 9 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клерк, Гита де (2006). Богиня Нинегал/Белет-екаллим по древневосточным источникам III и II тысячелетий до нашей эры. : с кратким изложением хеттских упоминаний, а также источников I тысячелетия до нашей эры. Chr (PDF) (Диссертация) (на немецком языке) . Проверено 9 апреля 2022 г.
- Гимн Инане как Нинегале (Инана D) в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Гимн Нунгалу в электронном текстовом корпусе шумерской литературы