Иерос Гамос

Hieros gamos , иерос (ἱερός), означающий «святой» или «священный», и gamos (γάμος), означающий «брак», или Иерогамия ( греч . ἱερὸς γάμος , ἱερογαμία «святой брак») — священный брак, который разыгрывается между богами. особенно когда это разыгрывается в символическом ритуале , в котором люди представляют божеств.
Понятие hieros gamos не всегда предполагает буквальный половой акт в ритуале, но также используется в чисто символическом или мифологическом контексте, особенно в алхимии и, следовательно, в юнгианской психологии . Hieros gamos описывается как прообраз ритуалов плодородия . [1]
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Считается, что священный половой акт был распространен на Древнем Ближнем Востоке. [2] как форма «священного брака» или hieros gamos между царями шумерского , шумерской богини любви города-государства и верховными жрицами Инанны , плодородия и войны. Вдоль рек Тигр и Евфрат располагалось множество святилищ и храмов, посвященных Инанне. Храм Эанны , что означает «небесный дом». [3] в Уруке [4] был величайшим из них. В храме жили Надиту , жрицы богини. Верховная жрица выбирала для своего ложа молодого человека, который представлял пастуха Думузида , супруга Инанны, в hieros gamos, отмечаемом во время ежегодной церемонии Дуку, незадолго до Невидимой Луны , в день осеннего равноденствия. [5] (Осенний фестиваль Заг-му).
Греческая мифология
[ редактировать ]В греческой мифологии классическим примером является свадьба Зевса и Геры, отмечаемая в Герайоне Самосском . [6] наряду со своими архитектурными и культурными предшественниками. Некоторые ученые [7] ограничил бы этот термин реконструкциями, но большинство принимает его распространение на реальный или симулированный союз в целях содействия плодородию: такой древний союз Деметры с Иасионом , разыгрываемый в трижды вспаханной борозде, является примитивным аспектом сексуально активной Деметры, как сообщается. по Гесиоду , [8] произошло на Крите , где возникли многие ранние греческие мифы. Что касается реального культа , Вальтер Буркерт нашел греческие свидетельства «скудными и неясными»: «Трудно сказать, в какой степени такой священный брак был не просто способом видения природы, но действием, выраженным или намекаемым в ритуале». [9] Самый известный ритуала, пример сохранившийся в классической Греции, — это hieros gamos, совершаемый в Антестерии женой архонта -басилеуса , «царя-архонта» в Афинах, первоначально, следовательно, царицы Афин, с Дионисом , предположительно представленным его священником или сам басилевс . в Буколеоне Агоре на [10]
Кратковременный оплодотворяющий мистический союз порождает Диониса , а двойные союзы бога и смертного человека в одну ночь приводят посредством телегонии к полубожественной природе греческих героев, таких как Тезей и Геракл . [ нужны разъяснения ]
Тантрический буддизм
[ редактировать ]В тантрическом буддизме Непала Индии , Бутана , в и Тибета — яб-юм это ритуал союза мужского божества с женским божеством качестве его супруги. Символизм связан с Ануттарайога-тантрой , где мужская фигура обычно связана с состраданием ( каруна ) и искусными средствами ( упайя-каушалья ), а партнерша-женщина — с «проницательностью» или «мудростью» ( праджня ). [11] [12] Обычно считается, что Яб-юм представляет собой изначальный (или мистический) союз мудрости и сострадания. [13]

Майтхуна — санскритский термин, используемый в Тантре, который чаще всего переводится как сексуальный союз в ритуальном контексте. Это самая важная из пяти Панчамакара , составляющая основную часть Великого Ритуала Тантры, известного как Панчамакара , Панчататтва и Таттва Чакра .
Символика союза и полярности является центральным учением тантрического буддизма , особенно в Тибете. Союз осознается практикующим как мистический опыт внутри собственного тела.
Алхимия и юнгианская психология
[ редактировать ]
hieros gamos — одна из тем, которую Карл Юнг затронул в своей книге «Символы трансформации» .
Викка
[ редактировать ]В Викке Великий Обряд — это ритуал, основанный на Иерос Гамос. кинжала (известного как атам Обычно это символически исполняется путем помещения ) в чашу острием вперед , действие, символизирующее союз божественного мужского и женского начала. В Британской Традиционной Викке Великий Ритуал иногда фактически проводится Первосвященником и Верховной Жрицей.
См. также
[ редактировать ]- Майтуна
- Дух супруга
- Священная проституция
- Сексуальная магия
- Богиня суверенитета
- Тантра
- Обряды плодородия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинц, Эвелин Дж. (1976). «Иерогамия против брака: типы брачных сюжетов и их связь с жанрами прозы». ПМЛА . 91 (5). Ассоциация современного языка: 909. doi : 10.2307/461564 . JSTOR 461564 . S2CID 163770380 .
- ^ Джеймс Фрейзер (1922), Золотая ветвь , 3e, Глава 31: Адонис на Кипре
- ^ é-an-na = святилище ('дом' + 'Небеса'[='An'] + родительный падеж) [Шумерский лексикон Джона Хэллорана, версия 3.0 - см. ссылку ниже]
- ^ современный Варка (арабский), библейский Эрех
- ^ Волькштейн, Д.; Крамер, С. Ной (1983). Инанна, Царица Неба и Земли .
- ^ Уолтер Буркерт предупреждает, что «фестиваль Геры слишком сложен, чтобы его можно было понимать просто как свадьбу Геры» (Буркерт, Греческая религия , Дж. Раффан, тр. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1985) §II.7.7 «Священный брак» 108.
- ^ Например, «Х. Кислый, в Литл Поли , св.
- ^ Гесиод, Теогония 969f.
- ^ Буркерт 1985:108.
- ^ С.М. Крамер, Священный брачный обряд (Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1969); Карл Кереньи , Зевс и Гера. Архетип отца мужа и жены (Лейден:Брилл 1972) 83-90.
- ^ Киоун, Дэмиен. (2003). Словарь буддизма , стр. 338. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860560-9 .
- ^ «Иконография Яб Юм и роль женщин в тибетском тантрическом буддизме». Тибетский журнал . Том. XXII, № 1. Весна 1997 г., стр. 12–34.
- ↑ «Брак мудрости и метода». Архивировано 17 июня 2011 г. в Wayback Machine Марко Паллисом.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архетип Священного Венчания в алхимии и в бессознательном современном человеке , Ремо Ф. Рот, доктор философии.