Месопотамская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |

Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Мифология |
---|
Месопотамская мифология относится к мифам , религиозным текстам и другой литературе, происходящей из региона древней Месопотамии , который является историческим регионом Западной Азии , расположенным в системе рек Тигр-Ефрат , занимающим территорию современного Ирака . В частности, общества Шумера , Аккада и Ассирии , которые существовали вскоре после 3000 г. до н.э. и в основном исчезли к 400 г. н.э. [1] Эти произведения в основном сохранились на каменных или глиняных табличках и были написаны клинописью писцами. Несколько объемных произведений пережили эрозию и время, некоторые из них считаются древнейшими историями в мире и дали историкам представление об идеологии и космологии Месопотамии .
Мифы о сотворении мира
[ редактировать ]Существует множество различных рассказов о сотворении Земли в Месопотамии. Это происходит из-за множества различных культур в этом районе и изменений в повествованиях, которые распространены в древних культурах из-за того, что они полагались на устную речь для передачи историй. Эти мифы могут иметь общие темы, но хронология событий варьируется в зависимости от того, когда и где была записана история.
Атра-Хасис
[ редактировать ]Атра-Хасис относится как к одному из месопотамских мифов, посвященному сотворению Земли, так и к главному герою этого мифа. [2] Миф, возможно, имеет ассирийские корни, поскольку фрагментированная версия могла быть найдена в библиотеке Ашшурбанипала , хотя переводы остаются неопределенными. Наиболее полная его сохранившаяся версия записана на аккадском языке . создала людей, Миф начинается с того, что богиня-мать Мами чтобы облегчить работу богов. Она сделала их из смеси глины, плоти и крови убитого бога. Однако позже в этой истории бог Энлиль пытается контролировать перенаселение людей с помощью различных методов, включая голод, засуху и, наконец, великое наводнение . Человечество спасает Атрахасис, который был предупрежден о наводнении богом Энки и построил лодку, чтобы спастись от воды, в конечном итоге умилостивив богов жертвоприношениями. [2]
Специальный Генезис
[ редактировать ]«Эриду Бытие» имеет сюжет, похожий на сюжет аккадского мифа «Атра-Хасис», хотя труднее сказать, что именно происходит в «Эриду Бытие», поскольку табличка, на которой он был записан, сильно повреждена. Однако в этих двух историях потоп является главным событием, хотя героя, выжившего в «Эриду Бытие», зовут Зи-уд-сура, а не Артахасис. Книга Бытия Эриду была записана примерно в то же время, что и Атра-Хасис, однако фрагментированная табличка, на которой она хранилась, была найдена в Ниппуре , расположенном на территории современного восточного Ирака , а версия Атра-Хасиса, пришедшая в то же время, была найдена в библиотека Ашшурбанипала на территории современного северного Ирака. [1]
Энума Элиш
[ редактировать ]Энума Элис (также пишется как Энума Элиш) — вавилонский миф о сотворении мира с неясным составом, хотя, возможно, он восходит к бронзовому веку . Считалось, что это произведение читалось во время ритуального празднования вавилонского Нового года. В нем рассказывается о рождении богов, мира и человека, целью которого было служить богам и облегчить их рабочую нагрузку. [2] В центре повествования — восхваление Мардука , бога-покровителя Вавилона, создавшего мир, календарь и человечество.
Героические эпопеи
[ редактировать ]Эти истории, как правило, сосредотачивались на великом герое, его путешествии через испытания или просто важных событиях в его жизни. Подобные истории можно найти во многих различных культурах по всему миру, и они часто дают представление о ценностях этих обществ. Например, в культуре, прославлявшей героя, который был предан богам или уважал своего отца, можно сделать вывод, что общество ценило эти черты.
Эпос о Гильгамеше
[ редактировать ]Эпос о Гильгамеше — один из самых известных месопотамских мифов, и его часто считают старейшим известным литературным произведением в мире. Первоначально это было несколько отдельных рассказов, которые не были объединены в один связный эпос до 18 века до нашей эры. [1] История повествует о шумерском царе Гильгамеше, которого обычно считают исторической личностью, и его хорошем друге Энкиду, которые переживают различные приключения и поиски, которые в конечном итоге приводят к смерти Энкиду. Вторая половина эпоса повествует о Гильгамеше, огорченном смертью своего друга и собственной неминуемой смертностью, который ищет бессмертия. В конце концов ему это не удается, но он смиряется с тем фактом, что в конце концов умрет, и возвращается в свой город Урук более мудрым королем. [3]
Миф об Адапе
[ редактировать ]Самая ранняя запись мифа об Адапе относится к 18 веку до нашей эры. Адапа был шумерским гражданином, которого бог Энки благословил неизмеримым интеллектом. Однако однажды Адапа был сбит южным ветром в море, и в ярости он сломал южному ветру крылья, так что тот больше не мог дуть. Адапа был вызван на суд к Ану , и перед его отъездом Энки предупредил его, чтобы он не ел и не пил ничего, что ему предлагали. Однако Ан изменил свое мнение, когда понял, насколько умен Адапа, и предложил ему пищу бессмертия, от которой Адапа, послушный Энки, отказался. Эта история используется как объяснение смертности человечества, она связана с повествованием о падении человека , которое также присутствует в христианстве. [4]
Общие темы
[ редактировать ]Бессмертие – постоянная цель героев месопотамских эпосов. Независимо от версии истории, человеку, пережившему потоп, будь то Атрахасис, Зи-уд-сура или Утнапиштим, боги даруют бессмертие. Затем этот персонаж снова появляется в «Эпосе о Гильгамеше», когда Гильгамеш ищет бессмертия после того, как испугался смерти и подземного мира после того, как услышал истории от своего друга Энкиду о том, что ждет человечество после смерти. Энкиду говорит:
Войдя в Дом Пыли,
Куда бы я ни посмотрел, повсюду были свалены в кучи царские короны,
везде, где я слушал, это были носители корон,
кто в прошлом правил страной,
но кто теперь подавал Ану и Энлилю приготовленное мясо,
раздавали сладости и наливали прохладную воду из бурдюков. [5]
Услышав, что его жизненное положение не имеет значения в подземном мире, Гильгамеш в ужасе ищет Утнапиштима, который достиг бессмертия после того, как пережил потоп, посланный богами, чтобы уничтожить человечество. Бессмертие также затрагивается в мифе об Адапе. Случайный отказ Адапы съесть пищу бессмертия, предложенную ему богами, используется как объяснение того факта, что люди умирают.
В месопотамских мифах также часто встречается повторяющаяся концепция о том, что цель человечества — служить богам. [6] Во всех мифах о сотворении люди созданы богами только для того, чтобы помогать на полях или приносить жертвы. Когда они становятся слишком многочисленными, громкими или иным образом надоедливыми, боги пытаются контролировать население с помощью эпидемий, засух и, что наиболее известно, великого потопа. Такое пренебрежение к человеческой жизни подчеркивает иерархию, существовавшую в месопотамском сознании, где люди существовали как субъекты воли богов.
Источники
[ редактировать ]Современное понимание месопотамской мифологии было обеспечено благодаря археологическим раскопкам в Западной Азии и обнаружению множества каменных и глиняных табличек, некоторые из которых содержали записи многих мифов. В разных местах региона были найдены разные версии каждого мифа, причем между ними были несоответствия, но в целом сохранялись общие темы и повествования. Эти версии были написаны на разных языках, включая аккадский, шумерский и старовавилонский, и часто переводились с одного на другой, что приводило к дальнейшим несоответствиям из-за несовершенного характера этих переводов. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Месопотамская религия» . Британская энциклопедия . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и другие . Дэлли, Стефани. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1989. ISBN 0198143974 . OCLC 19325158 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Дэвид., Куган, Майкл (2013). Читатель древних ближневосточных текстов: источники для изучения Ветхого Завета . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195324921 . OCLC 796081940 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Марк, Альтавил (26 февраля 2018 г.). Революция мира: от маленьких государств к универсализму на доисламском Ближнем Востоке . Сквитьери, Андреа. Лондон. ISBN 9781911576631 . OCLC 1028993193 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эпос о Гильгамеше . Джексон, Дэнни П., 1946- (2-е изд.). Воконда, Иллинойс, США: Издательство Bolchazy-Carducci. 1997. ISBN 0865163529 . OCLC 37157754 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Спар, Ира. «Месопотамские мифы о сотворении мира | Эссе | Хейльбруннская хронология истории искусств | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 2 мая 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с мифологией Месопотамии , на Викискладе?