Jump to content

Месопотамская мифология

Табличка V эпоса о Гильгамеше древневавилонского периода, 2003–1595 гг. До н.э. Эпическая поэма из древней Месопотамии , считающаяся самой ранней из сохранившихся известных литературных произведений.

Месопотамская мифология относится к мифам , религиозным текстам и другой литературе, происходящей из региона древней Месопотамии , который является историческим регионом Западной Азии , расположенным в системе рек Тигр-Ефрат , занимающим территорию современного Ирака . В частности, общества Шумера , Аккада и Ассирии , которые существовали вскоре после 3000 г. до н.э. и в основном исчезли к 400 г. н.э. [1] Эти произведения в основном сохранились на каменных или глиняных табличках и были написаны клинописью писцами. Несколько объемных произведений пережили эрозию и время, некоторые из них считаются древнейшими историями в мире и дали историкам представление об идеологии и космологии Месопотамии .

Мифы о сотворении мира

[ редактировать ]

Существует множество различных рассказов о сотворении Земли в Месопотамии. Это происходит из-за множества различных культур в этом районе и изменений в повествованиях, которые распространены в древних культурах из-за того, что они полагались на устную речь для передачи историй. Эти мифы могут иметь общие темы, но хронология событий варьируется в зависимости от того, когда и где была записана история.

Атра-Хасис

[ редактировать ]

Атра-Хасис относится как к одному из месопотамских мифов, посвященному сотворению Земли, так и к главному герою этого мифа. [2] Миф, возможно, имеет ассирийские корни, поскольку фрагментированная версия могла быть найдена в библиотеке Ашшурбанипала , хотя переводы остаются неопределенными. Наиболее полная его сохранившаяся версия записана на аккадском языке . создала людей, Миф начинается с того, что богиня-мать Мами чтобы облегчить работу богов. Она сделала их из смеси глины, плоти и крови убитого бога. Однако позже в этой истории бог Энлиль пытается контролировать перенаселение людей с помощью различных методов, включая голод, засуху и, наконец, великое наводнение . Человечество спасает Атрахасис, который был предупрежден о наводнении богом Энки и построил лодку, чтобы спастись от воды, в конечном итоге умилостивив богов жертвоприношениями. [2]

Специальный Генезис

[ редактировать ]

«Эриду Бытие» имеет сюжет, похожий на сюжет аккадского мифа «Атра-Хасис», хотя труднее сказать, что именно происходит в «Эриду Бытие», поскольку табличка, на которой он был записан, сильно повреждена. Однако в этих двух историях потоп является главным событием, хотя героя, выжившего в «Эриду Бытие», зовут Зи-уд-сура, а не Артахасис. Книга Бытия Эриду была записана примерно в то же время, что и Атра-Хасис, однако фрагментированная табличка, на которой она хранилась, была найдена в Ниппуре , расположенном на территории современного восточного Ирака , а версия Атра-Хасиса, пришедшая в то же время, была найдена в библиотека Ашшурбанипала на территории современного северного Ирака. [1]

Энума Элиш

[ редактировать ]

Энума Элис (также пишется как Энума Элиш) — вавилонский миф о сотворении мира с неясным составом, хотя, возможно, он восходит к бронзовому веку . Считалось, что это произведение читалось во время ритуального празднования вавилонского Нового года. В нем рассказывается о рождении богов, мира и человека, целью которого было служить богам и облегчить их рабочую нагрузку. [2] В центре повествования — восхваление Мардука , бога-покровителя Вавилона, создавшего мир, календарь и человечество.

Героические эпопеи

[ редактировать ]

Эти истории, как правило, сосредотачивались на великом герое, его путешествии через испытания или просто важных событиях в его жизни. Подобные истории можно найти во многих различных культурах по всему миру, и они часто дают представление о ценностях этих обществ. Например, в культуре, прославлявшей героя, который был предан богам или уважал своего отца, можно сделать вывод, что общество ценило эти черты.

Эпос о Гильгамеше

[ редактировать ]

Эпос о Гильгамеше — один из самых известных месопотамских мифов, и его часто считают старейшим известным литературным произведением в мире. Первоначально это было несколько отдельных рассказов, которые не были объединены в один связный эпос до 18 века до нашей эры. [1] История повествует о шумерском царе Гильгамеше, которого обычно считают исторической личностью, и его хорошем друге Энкиду, которые переживают различные приключения и поиски, которые в конечном итоге приводят к смерти Энкиду. Вторая половина эпоса повествует о Гильгамеше, огорченном смертью своего друга и собственной неминуемой смертностью, который ищет бессмертия. В конце концов ему это не удается, но он смиряется с тем фактом, что в конце концов умрет, и возвращается в свой город Урук более мудрым королем. [3]

Миф об Адапе

[ редактировать ]

Самая ранняя запись мифа об Адапе относится к 18 веку до нашей эры. Адапа был шумерским гражданином, которого бог Энки благословил неизмеримым интеллектом. Однако однажды Адапа был сбит южным ветром в море, и в ярости он сломал южному ветру крылья, так что тот больше не мог дуть. Адапа был вызван на суд к Ану , и перед его отъездом Энки предупредил его, чтобы он не ел и не пил ничего, что ему предлагали. Однако Ан изменил свое мнение, когда понял, насколько умен Адапа, и предложил ему пищу бессмертия, от которой Адапа, послушный Энки, отказался. Эта история используется как объяснение смертности человечества, она связана с повествованием о падении человека , которое также присутствует в христианстве. [4]

Общие темы

[ редактировать ]

Бессмертие – постоянная цель героев месопотамских эпосов. Независимо от версии истории, человеку, пережившему потоп, будь то Атрахасис, Зи-уд-сура или Утнапиштим, боги даруют бессмертие. Затем этот персонаж снова появляется в «Эпосе о Гильгамеше», когда Гильгамеш ищет бессмертия после того, как испугался смерти и подземного мира после того, как услышал истории от своего друга Энкиду о том, что ждет человечество после смерти. Энкиду говорит:

Войдя в Дом Пыли,
Куда бы я ни посмотрел, повсюду были свалены в кучи царские короны,
везде, где я слушал, это были носители корон,
кто в прошлом правил страной,
но кто теперь подавал Ану и Энлилю приготовленное мясо,
раздавали сладости и наливали прохладную воду из бурдюков. [5]

Услышав, что его жизненное положение не имеет значения в подземном мире, Гильгамеш в ужасе ищет Утнапиштима, который достиг бессмертия после того, как пережил потоп, посланный богами, чтобы уничтожить человечество. Бессмертие также затрагивается в мифе об Адапе. Случайный отказ Адапы съесть пищу бессмертия, предложенную ему богами, используется как объяснение того факта, что люди умирают.

В месопотамских мифах также часто встречается повторяющаяся концепция о том, что цель человечества — служить богам. [6] Во всех мифах о сотворении люди созданы богами только для того, чтобы помогать на полях или приносить жертвы. Когда они становятся слишком многочисленными, громкими или иным образом надоедливыми, боги пытаются контролировать население с помощью эпидемий, засух и, что наиболее известно, великого потопа. Такое пренебрежение к человеческой жизни подчеркивает иерархию, существовавшую в месопотамском сознании, где люди существовали как субъекты воли богов.

Источники

[ редактировать ]

Современное понимание месопотамской мифологии было обеспечено благодаря археологическим раскопкам в Западной Азии и обнаружению множества каменных и глиняных табличек, некоторые из которых содержали записи многих мифов. В разных местах региона были найдены разные версии каждого мифа, причем между ними были несоответствия, но в целом сохранялись общие темы и повествования. Эти версии были написаны на разных языках, включая аккадский, шумерский и старовавилонский, и часто переводились с одного на другой, что приводило к дальнейшим несоответствиям из-за несовершенного характера этих переводов. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Месопотамская религия» . Британская энциклопедия . Проверено 2 мая 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Мифы Месопотамии: сотворение мира, потоп, Гильгамеш и другие . Дэлли, Стефани. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1989. ISBN  0198143974 . OCLC   19325158 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Дэвид., Куган, Майкл (2013). Читатель древних ближневосточных текстов: источники для изучения Ветхого Завета . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195324921 . OCLC   796081940 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Марк, Альтавил (26 февраля 2018 г.). Революция мира: от маленьких государств к универсализму на доисламском Ближнем Востоке . Сквитьери, Андреа. Лондон. ISBN  9781911576631 . OCLC   1028993193 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Эпос о Гильгамеше . Джексон, Дэнни П., 1946- (2-е изд.). Воконда, Иллинойс, США: Издательство Bolchazy-Carducci. 1997. ISBN  0865163529 . OCLC   37157754 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Спар, Ира. «Месопотамские мифы о сотворении мира | Эссе | Хейльбруннская хронология истории искусств | Метрополитен-музей» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 2 мая 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e515b9e04d6a7b634abc7d33ec726aa6__1720321980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/a6/e515b9e04d6a7b634abc7d33ec726aa6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mesopotamian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)