Нижняя мифология
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( июнь 2024 г. ) |
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2022 г. ) |
Низшая мифология — сфера мифологических представлений, относящихся к персонажам, не имеющим божественного статуса, демонам и духам , в отличие от высших богов и официального культа. Это противостояние особенно ярко выражено в мировых религиях . [ 1 ] [ 2 ]
История исследования
[ редактировать ]Термин был введен немецким этнографом В. Маннхардтом , [ нужна ссылка ] который первым провел специальное исследование этой мифологии. Маннхардт широко изучал в основном изображения духов, связанных с урожаем, и более широкую категорию — духов растительности , представляющих годовой цикл умирания и воскрешения растительности. В. Вундт считал, что изображения «растительных демонов» были промежуточным этапом между доземным « тотемическим культом » и развитыми культами богов. Джеймс Джордж Фрейзер считал таких богов, как Аттис , Адонис , Осирис и Дионис , связанными через переходные стадии с умирающим и воскресающим духом растительности. [ 1 ]
На раннем этапе развития мифологических представлений ученые предполагают существование мифологического фетишизма , в рамках которого вещи и явления оживлялись и передавались им социальные функции. Демоническое существо вовсе не было отделено от объекта, в котором, как считалось, оно обитало. Позднее, в результате развития производительного хозяйства, мифология перешла в сторону анимизма , когда «идея» вещи и магическая сила демона стали отделяться от самой вещи. Первоначальный анимизм включал представление о демоне как о силе, определяющей судьбу человека, злой или, реже, благодетельной. У Гомера много примеров безымянного, безликого, внезапно действующего и ужасающего демона. Об этой мгновенно возникающей и столь же мгновенно уходящей роковой силе человек понятия не имеет, не может назвать ее по имени и не может вступить с ней в общение. Впоследствии возникают представления демонов об отдельных вещах и событиях с различной силой влияния. В развитом анимизме превращение демона или бога приводит к его антропоморфизм , гуманизация. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Иванов В.В. Нижняя мифология // Мифы народов мира : Электронное издание / Главный редактор. Сергей Токарев . Москва, 2008 ( Советская энциклопедия , 1980). С. 724-725.
- ^ Мелетинский Е. М. Основные мифологические мотивы и термины. Низшая мифология // Мифологический словарь / Под редакцией Е. М. Мелетинского. - М. : Советская энциклопедия, 1991.
- ^ Алексей Лосев . Греческая мифология // Мифы народов мира. С. 266-277