Это народная религия
Это народная религия | |
---|---|
Лаосский : религия призраков ; Тайский : Религия призраков , /sàːt.sa.nǎː.pʰǐː/ , Ахом : 𑜈𑜃𑜫 𑜇𑜣. | |
Тип | Этнический |
Классификация | Поддерживать |
туберкулез | Сатсана Пхи [1] |
Тай-Ахом | Бан Пхи ( религия Ахом ) |
Область | Юго-Восточная Азия |
Язык | Это языки |
Источник | Юньнань , Китай [2] |
Этническая религия тайских этнических групп, таких как Лаос , Ахом , Шан , Дай , Кхамти , Исан , Центральный Тай и т. д. |
Народная религия Тай , Сатсана Пхи или Бан Пхи, является древней местной этнической религией народа Тай, до сих пор практикуемой различными группами Тай. [3] [1] Народная религия Тай была доминирующей среди народа Тай в Азии до прихода буддизма и индуизма . В первую очередь оно основано на поклонении божествам, называемым Фи, Хван и Предки.
История [ править ]
Народная религия Тай зародилась в провинции Юньнань китайской . [4] и основано прежде всего на почитании предков . [5] Этот культ поклонения предкам был заимствован из конфуцианства . [6] Это синкретическая смесь буддийских и тайских народных практик с местными традиционными верованиями материковой части Юго-Восточной Азии .
Божества [ править ]
Народная религия Тай в первую очередь основана на таких божествах, как Пхи, Хван, Дам (предки). [7]
Предки [ править ]
Народная религия Тай в первую очередь основана на почитании предков . [8] Для последователей очень важно поклонение предкам, хотя у каждой этнической группы свои обычаи и верования. Тай Ахом называли это Фи Дам призывали , Кхму духов хрой, Лао Лум называли это Фи. [9] Домашний дух особенно важен, а духов диких мест следует избегать или не допускать в деревню.
Фи [ править ]
В народной религии Тай божества называются Фи (ຜີ, ผี, [pʰiː] ). [10] Эти божества народной религии Тай также могут быть духами предков или ангелами других типов. [11] Такие божества часто взаимодействуют с миром живых, иногда защищая людей, а иногда как бы причиняя вред. Тай-Лао из Бассака придерживается системы убеждений, согласно которой Хван живого человека после смерти превращается в Фи. [12] Божества-хранители мест, такие как фи ват (ຜີວັດ, ผีวัด) храмов и лак мыанг (ຫລັກເມືອງ, หลักเมือง, [lak mɯː aŋ] ) городов празднуются и умилостивляются общими собраниями и подношениями еды. Боги анимистического происхождения включены в пантеон богов Сатсана Пхи, а также несколько местных добуддийских богов, называемых Пхи Тхиен (ຜີແຖນ, ผีแถน). [13] Боги повсюду, некоторые из них связаны с универсальными элементами: небом, землей, огнем и водой. К ангелам-хранителям людей часто относятся предки или ангельские существа, приходящие в различные моменты жизни, более известные как тхевада . К злым духам ( фи-фету ) относятся те хваны людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли трагической смертью, такие как ужасный фи-поб (ຜີປອບ, ผีปอบ) и вампирический фи-дип (ຜີດິບ, ผีดิบ). Божества, связанные с конкретными местами, такими как дом, река или роща, по своей сути не являются ни доброжелательными, ни злыми, и случайные подношения обеспечивают их благосклонность и помощь в человеческих делах. [14] Деревни равнинного Таиланда и Лаоса верят, что они защищены Фи Баном , который требует ежегодного пожертвования для обеспечения дальнейшего процветания деревни. Специалист по деревенским ритуалам возглавляет этот главный ритуал, который в прошлом часто включал в себя принесение в жертву водяного буйвола и до сих пор является поводом для закрытия деревни для посторонних на один день. Лян Пхи Бан (подпитка деревенского духа) также выполняет важную социальную функцию, подтверждая границы деревни и общие интересы всех жителей деревни. [14] [15]
Хван [ править ]
Все тайцы верят в Хван как элемент жизненной силы и долголетия. [16] В этой системе верований присутствуют тридцать два типично защитных хвана в различных частях тела. [12] Хван — это тайское слово с различными лингвистическими тонами, такими как «хван» от Тай-Ахома , Тай Яй (Шань) , Дай , тайско-лаосский (ຂວັນ, ขวัญ) и Тай-Луэ , Ксен или Сван от Белого Тай , хуан от Тай-Нунга. и Тай , дорогой Диой. [17] Различные группы Тай проводят различные ритуалы для поклонения Хвану.
Рик-Хван : Тай-Ахом имеет ритуал, известный как Рик-Хван, что буквально означает вызов хвана (Рик = призыв, Хван = Жизненная сила). [16] [18] Хванов призывают к жизненной силе на разных этапах, например, для деревни она называется Муанг Хван Бан, а для Муанга или страны она называется Рик Кван Муанг Кван. [19] Рик Кхван исполняется в трех основных типах: Ленг Пхун Рик Кхван, Чам Фун Рик Кхон и Ха-Фун Рик Кхван. [19]
Бачи или Су Кхван : в определенных особых случаях в течение жизни человека, например, перед предстоящим браком, сменой работы или в другие моменты высокой неопределенности, определенные Бачи (ບາສີ, [bàː.sِː] , บายศรี, [ bāːj.sǐː] ) церемонии иногда проводятся на благо человека, с целью надлежащего повторного привязывания таких «хван» телесных духов обратно к своему телу, поскольку считается, что непреднамеренное ослабление таких связей может привести к заболеванию или вред. Обряд бачи призывает все тридцать два хвана вернуться к себе, чтобы даровать здоровье, процветание и благополучие пострадавшему участнику. Во время таких церемоний на запястья участника часто повязывают хлопчатобумажные веревки, чтобы удержать духов на месте. Церемонию бачи также можно проводить, чтобы приветствовать гостей в своем доме, до и после длительной поездки, в качестве лечебного ритуала или после выздоровления от болезни. Этот обряд также является центральным ритуалом как свадебной церемонии Лао Лум, так и церемонии наречения имени новорожденного ребенка. [14]
Мин-Хван : Культура Квана является неотъемлемой частью тайской культуры . [20] У тайцев существует традиция Мин-хван, означающая процветание и удачу. [12] Слово Мин также используется народом Тай Даенг (Красный Тай), что является альтернативой Хвану. [12]
Храмы [ править ]
Храм в народной религии Тай имеет различные формы и названия. В Тай Ахоме есть система священного места поклонения под названием Шэн Руэн. [21] Большинство людей отдают дань уважения божествам, обитающим в храмах, которые, как полагают, защищают окрестности храма от вреда. Эти храмы, по сути, представляют собой миниатюрные святыни, построенные для обозначения присутствия божества святилища, точно так же, как храм в натуральную величину предназначен для обозначения такого «присутствия». Делаются подношения цветов, благовоний и свечей, а во времена перемен или трудностей обращаются к духам за защитой и помощью. К природным божествам относятся те, которые обитают на деревьях, в горах или лесах.
Священники [ править ]
Мофи [ править ]
Класс жрецов, называемых мофи (mo-phi ໝໍຜີ, หมอผี), «сказатели», представляют собой обученных на местах шаманов , специалистов по ритуалам и общению со своими личными ангелами и богами в целом. Используя трансы , священные предметы, наделенные сверхъестественной силой, или сакшит , имущество и ритуалы, такие как лам пхи фа (ລຳຜີຟ້າ, ลำผีฟ้า, [lam pʰiː faː] ) или бачи , к шаману часто обращаются за консультацией во время неприятностей, привидений и болезней. или другое несчастье, которое могло быть вызвано злыми или несчастными духами. Они также обычно присутствуют во время религиозных праздников. [22]
Молунг [ править ]
У ахомов есть кланы жрецов, известные как Молунг. Есть три подразделения: Мо-сам, Мо-хун и Мо-Плонг. [23]
Население [ править ]
В случае Ахома три жреческих клана ( Мосам , Мохунг , Мо'Плонг ) традиционно следуют народной религии Тай. [24] Примерно 30% населения Лаоса являются последователями народной религии Тай, однако из-за силы государственной религии буддизма в Лаосе народная религия Тай до сих пор не признана должным образом пробуддийским правительством. [25] Среди лаосцев - лао-лум и лао-лом. [26] преимущественно буддисты, а лао теунг и лао сун — преимущественно народные религиозные люди. Лаосский буддизм находится под влиянием народной религии Тай. [27]
Церемонии [ править ]
Церемонии, посвященные богам, обычно включают в себя подношение курицы и рисового вина . Как только боги забрали духовную сущность подношения, люди могут поглотить земные останки. Ритуал обычно проводит глава семьи или человек, желающий завоевать расположение богов. Во многих деревнях человека, обычно пожилого человека, который, как полагают, обладает особыми знаниями о богах, могут попросить выбрать благоприятный день для свадьбы или других важных событий или для домашних обрядов.
Вариации [ править ]
Религия ахом [ править ]
Религия Ахом имеет ту же веру в фи, хван и поклонение предкам. Они предлагают курицу и традиционное рисовое пиво, известное как лао , во время церемонии поклонения предкам Пхи Дам (Дух предков) и Бан-Пхи (Дух деревни). [28]
Религия Ламет [ править ]
У народа Ламет схожие верования, и в каждой деревне должен быть один ритуалист ( ксемия ), который отвечает за принесение всех жертвоприношений деревенским богам. Он также контролирует коммунальные дома и руководит строительством новых домов. Когда умирает практикующий ритуал, один из его сыновей избирается женатыми мужчинами деревни его преемником. Если у него нет сыновей, то выбирается один из сыновей его брата.
Духи предков ( мбронг н'а ) очень важны для Ламет, потому что они заботятся о благополучии всего дома. Они живут в доме, и никакие действия не предпринимаются без их уведомления. Духи предков любят буйволов; так, черепа или рога буйволов от жертвоприношений вывешиваются у алтаря предков или под фронтоном дома . Многочисленные табу относительно поведения в доме соблюдаются, чтобы не обидеть духов предков. [14]
См. также [ править ]
- Китайская народная религия
- Мо (религия)
- Вьетнамская народная религия
- Народная религия Яо
- Этническая религия мыонгов
- Тайский фольклор
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Фокс,Крик,Рэти 2023 :27)
- ^ «... древняя религия Таис из Мунг Мао, нынешняя провинция Юньнань в Китае.» ( Гогой 2011 : 203)
- ^ ( Гогой 2011 : 227)
- ^ «... древняя религия Таис из Мунг Мао, нынешняя провинция Юньнань в Китае.» ( Гогой 2011 : 203)
- ^ «..Религия таисов основана прежде всего на культе поклонения предкам...» ( Гогой 2011 :203)
- ^ ( Гогой 2011 : 210)
- ^ ( Плачек, Каниттанан 1986 : 150)
- ^ «...древняя религия Тайцев из Мунг Мао, нынешней провинции Юньнань в Китае..Религия Тайцев основана в первую очередь на культ поклонения предкам...» ( Гогой 2011 :203)
- ^ ( Гогой 2011 : 203)
- ^ ( Гогой 2011 : 20)
- ^ ( Гогой 2011 : 20)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д ( Плачек, Каниттанан 1986 :156)
- ^ Поулсен, А. (2007). Роды и традиции на северо-востоке Таиланда. Копенгаген, Дания: Северный институт азиатских исследований.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Айресон, В. Рэндалл. «Анимизм в Лаосе». Страновое исследование: Лаос (Андреа Матлес Савада, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (июль 1994 г.). В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ ( Гогой 2011 : 20)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Гогой 2011 : 107)
- ^ ( Плачек, Каниттанан 1986 : 159)
- ^ Материалы 17-й конференции IAHA . Генеральный секретарь 17-й конференции Международной ассоциации историков Азии. 2004. с. 728. ИСБН 9789843218230 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ( Гогой 2011 : 110)
- ^ ( Плачек, Каниттанан 1986 : 150)
- ^ ( Гогой 2011 : 107)
- ^ Уолтер М., Фридман Э., Джейкоби Дж. и Саут Дж. (2007). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, Inc.
- ^ ( Гогой 2011 : 70)
- ^ ( Гогой 2011 : 70)
- ^ Батлер (2022) .
- ^ Ёсихиса Сираяма, Самлане Фомпида, Чуши Куроива, 2006. с. 622, цитата: «[...] Примерно от 60 до 65% населения, большую часть которого составляют лао-лумы (люди низменностей), исповедуют буддизм Тхеравады. С другой стороны, около 30% населения придерживаются анимистической системы верований под названием «Садсана Фи» [...]».
- ^ Отчет о международной религиозной свободе, 2007 г. - Лаос
- ^ ( Гогой 2011 )
Ссылки [ править ]
- Ёсихиса Сираяма, Самлане Фомпида, Тюси Куроива. Борьба с малярией наряду с «садсана-фи» (системой анимистских убеждений) в Лаосской НДР . В: Современная медицина и представления о здоровье коренных народов , Том 37, № 4, июль 2006 г.
- Тервиль, Б.Дж. (1981). Тай Ассама и древний ритуал Тай .
- Тун, Тан (1959). Религия в Бирме, 1000-1300 гг . н.э.
- Гогои, Шруташвини (2011). Тай ахом религия - философское исследование (доктор философии). hdl : 10603/116167 .
- Плачек, Каниттанан, Джеймс, Вилайван (1986). «Историческое и современное значение тайского хвана: использование изменения лексического значения как индикатор культурных изменений». Религия, ценности и развитие в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 146–166. ISBN 978-9971-988-20-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Фокс, Крик, Рэти, Мартин, Саймон, Мартин (2023). Исторический словарь Лаоса . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 27–28. ISBN 978-1538120286 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Батлер, Эдвард П. (2022). Путь богов Многобожие во всем мире . Идея Пресс. ISBN 9798887835334 .
Внешние ссылки [ править ]
- Фонд наследия Лаоса: Бачи церемония .