Ахом люди
𑜒𑜑𑜪𑜨 | |
---|---|
Общая численность населения | |
1,600,000+ [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ассам | 1,464,000 |
Аруначал-Прадеш | 100,000 |
Языки | |
ассамский (доминирование), [2] и Ахом (используется в основном только в религиозных и образовательных целях. [3] ) | |
Религия | |
Большинство : индуизм Меньшинство : Ахом религия | |
Родственные этнические группы | |
Другие тайские народы |

Часть серии о |
Культура Ассама |
---|
![]() |
Ахом Ahom ( — этническая : 𑜒𑜑𑜪𑜨) (Прон: / ˈ ɑː h ɒ m / ) или Тай-Ахом группа из индийских штатов Ассам и Аруначал-Прадеш . Члены этой группы являются смешанными потомками народа тай , достигшего долины Брахмапутры в Ассаме в 1228 году, и местных коренных жителей, присоединившихся к ним на протяжении истории. Сукафаа , лидер группы Тай, и его 9000 последователей основали королевство Ахом контролировало большую часть долины Брахмапутры в современном Ассаме (1228–1826 гг. н. э.), которое до 1826 года .
Современный народ Ахом и его культура представляют собой синкретизм первоначального Тай и их культуры. [7] и местные тибето-бирманцы и их культуру, которую они впитали в Ассаме. Местные жители различных этнических групп Ассама, принявшие тайский образ жизни и государственное устройство, были включены в их лоно, которое стало известно как ахом, в результате процесса, известного как ахомизация .
Многие местные этнические группы, контактировавшие с тайскими поселенцами, в том числе борахи тибето-бирманского происхождения, были полностью включены в состав общины ахом; в то время как члены других общин на основании их преданности царству Ахом или полезности их талантов также принимались в качестве Ахомов. В настоящее время они представляют собой крупнейшую группу тайцев в Индии с населением в Ассаме почти 4,6 миллиона человек. Народ ахом встречается главным образом в Верхнем Ассаме в районах Голагхат , Джорхат , Сибсагар , Чарайдео , Дибругарх , Тинсукиа (к югу от реки Брахмапутра); и в Лакхимпуре , Сонитпуре , Бишванате и Дхемаджи (север), а также в некоторых районах Нагаона , Гувахати .
Хотя уже смешанная группа [8] Ахомы составляли относительно небольшую часть населения королевства. Они сохраняли свой первоначальный язык ахом и исповедовали свою традиционную религию до 17 века, когда двор Ахома, а также простолюдины переняли ассамский язык .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Народы, говорящие на тайском языке, впервые приобрели известность в регионе Гуанси в Китае, откуда китайцами они перебрались на материковую часть Юго-Восточной Азии в середине XI века после долгой и ожесточенной битвы с северными ханьскими . [9] Тай-Ахомы происходят от Монг Мао из Южного Китая (современный Дэхун , провинция Юньнань в Китае) [10] [11] или в долину Хукаунг в Мьянме . [9]
Сукафаа , тайский принц Монг Мао , и группа его последователей достигли Ассама в 1228 году с намерением поселиться там. [12] Они пришли с более высокой технологией выращивания влажного риса, существовавшей на тот момент, а также с традициями письменности, ведения учета и формирования государства. Они поселились в районе к югу от реки Брахмапутра и к востоку от реки Дикоу ; Сегодня ахомы сконцентрированы в этом регионе. [13] Сукафаа , лидер группы Тай, и его 9000 последователей основали королевство Ахом (1228–1826 гг. н.э.), которое контролировало большую часть долины Брамхапутры до 1826 года.
Первоначальное формирование в Ассаме
[ редактировать ]На начальном этапе группа последователей Сукафаа перемещалась в течение почти тридцати лет и смешивалась с местным населением. Он переходил с места на место в поисках места. Он заключил мир с этническими группами борахи и моран , и он и его последователи, в основном мужчины, женились на них, создав смешанное население, идентифицированное как ахомы. [8] и инициирование процесса ахомизации . Борахи, тибето-бирманский народ, были полностью включены в состав племени Ахом, хотя Моран сохранили свою независимую этническую принадлежность. Сукафа основал свою столицу в Чарайдео недалеко от современного Сивасагара в 1253 году и приступил к формированию государства.
ахомизация
[ редактировать ]Ахомы верили, что им было предназначено божественной силой возделывать залежи, используя свои методы выращивания влажного риса, и ассимилировать вахтовых земледельцев без гражданства в свое общество. [14] Они также осознавали свое численное меньшинство. [15] В результате государство Ахом первоначально поглотило нагов , борахи и моранов , а позже и значительные части народов чутии и димаса-качари . Этот процесс ахомизации продолжался до середины 16 века, когда само общество ахомов оказалось под прямым индуистским влиянием. [16] В летописях зафиксировано, что многие коренные народы были торжественно приняты в кланы Ахом. [17] Поскольку ахомы свободно вступали в брак за пределами своих экзогамных кланов и поскольку их собственная традиционная религия напоминала религиозные обычаи коренных народов, ассимиляция при ахомизации не имела особых препятствий. [16] [18]
Локализация и потеря
[ редактировать ]В 16 и 17 веках небольшая община Ахом резко расширила свое правление на запад и успешно отразила вызовы со стороны Великих Моголов и других захватчиков, завоевав признание в мировой истории. [19] Быстрое расширение привело к тому, что народ ахом стал небольшим меньшинством в своем собственном королевстве, над которым они сохранили контроль. В конце концов, двор Ахома, а также крестьяне Ахома перешли к Экасарана дхарме , шактизму и шиваизму вместо традиционной религии Ахома; [20] и принял ассамский язык вместо языка ахом в светских целях. [21] Современный народ Ахом и его культура представляют собой синкретизм первоначального Тай и их культуры. [7] и местные тибето-бирманские народы и их культуру, которую они впитали в Ассаме.
Повседневное использование языка ахом полностью прекратилось к началу 19 века. [22] Утрата религий также почти полная, и лишь несколько семей священников исповедуют некоторые ее аспекты. [23] Хотя письменный язык (и ритуальные песнопения) сохранился в огромном количестве письменных рукописей, [24] большая часть разговорной речи теряется, потому что сценарий Ахом не отмечает тон и недостаточно определяет контрасты гласных. [25]
возрождение
[ редактировать ]Хотя первая политическая организация (Всеассамская ассоциация ахомов) была создана в 1893 году. [26] Это было в 1954 году, когда была официально установлена связь Ахома с другими группами Тай в Ассаме. [27]
Общество
[ редактировать ]Бан-Монга Социальная система
[ редактировать ]Традиционная социальная структура народа Тай-Ахом, называемая Бан-Монг, вращалась вокруг сельского хозяйства и основывалась на методах орошения. [28] Бан — это группа , или Бан На состоящая из семей, поселившихся на берегах рек. В то время как многие баны вместе образуют монг , который относится к государству. [28]
Кланы Ахом
[ редактировать ]Кланы ахомов, называемые фоидами , образовывали социально-политические образования. Во время вторжения в Ассам или вскоре после этого существовало семь важных кланов, называемых Сатгария Ахомс (Ахомы семи домов). Существовал клан Су/Цу (Тигр), к которому принадлежал Чао-Фа (Сукафаа); два его главных советника Бурхагохайн ( Чао-Фрунг-Мунг ) и Боргохайн ( Чао-Тао-Мунг ); и три жреческих рода: Баилунг ( Мо-планг ), Деодхай ( Мо-шам ), Мохан ( Мо-ханг ) и Сиринг. [29] [30] [31] Вскоре группа Сатгария расширилась — к знати стали относиться еще четыре клана: Дихингия, Сандикой, Лахон и Дуара. [30] В 16 веке к Сухунгмунгу присоединился еще один великий советник, Борпатрогохайн , и был основан новый клан. Со временем стали появляться субкланы. Таким образом, во время правления Сухунгмунга клан Чао-Фа был разделен на семь подкланов - Сарингия, Типамия, Дихингия, Самугурия, Тунгхунгия, Парватия и Намрупия. Точно так же клан Бурхагохайн был разделен на восемь человек, Боргохайн - на шестнадцать, Деодхай - на двенадцать, Мохан - на семь, а Баилунг и Сиринг - по восемь каждый. Остальное Шляхта ахомов принадлежала к таким родам, как Чаоданги , Гарфалии , Ликчоу и т. д. В целом светские аристократические роды, жреческий класс и дворянские роды не вступали в браки.
В некоторые кланы допускались и представители других этнических групп. Например, Мири-Сандикой и Моран-Патар были Сандикой и Патар из общин Мизинг и Моран , [32] а основатели Четиаса и Лахона были выходцами из чутской общины. [33] Это касалось даже жреческих родов: Нага-Баилунг, Мири-Байлунг и Нара-Байлунг. [29]
Литература
[ редактировать ]Ахомы были грамотными и имели систему письма, основанную на письме Ахом . [34] который вышел из употребления вместе с языком. Сценарий Ахом произошел от более раннего сценария языка Тай Нуэа. [35] которая получила дальнейшее развитие при нынешнем китайском правительстве . [36] Сегодня существует большой корпус рукописей, написанных этим шрифтом, по истории, обществу, астрологии, ритуалам и т. д. Люди ахом раньше писали свои хроники, известные как Буранджи . [37] Жреческие классы (Мосам, Мохунг, Мо'Плонг) являются хранителями этих рукописей.
Календарь
[ редактировать ]Народ Ахом раньше использовал шестидесятилетний цикл, известный как Лак-Ни Тао-Си-Нга. [38] с истоками в средних царствах ( Чунг-Го ). В нем 12 месяцев и дополнительный високосный месяц с десятидневным недельным циклом. [39] [40] Первый месяц называется Дуин-Шинг , григорианский эквивалент которого соответствует ноябрю - декабрю , а новогодний фестиваль известен как Пи-Мау Тай . [39] Это до сих пор в моде среди китайцев и тайцев . [41] События в Буранджи отсчитывались с Лак-ни .
Культура
[ редактировать ]Жилье
[ редактировать ]Как и у сельских жителей Таиланда . , дома сельских семей Ахом построены из дерева и бамбука, а две крыши обычно покрыты соломой [42] Рядом с домом расположены семейные сады и вспаханные поля. Дома построены разрозненно среди бамбуковых рощ. [42] Когда-то ахомы построили свой дом на сваях под названием Руан Хуан. [42] около двух метров над уровнем земли.
Кулинарные традиции
[ редактировать ]Еда — одна из важных переменных культуры Тай-Ахом. Большинство ахомов, особенно в сельской местности, не вегетарианцы . [43] по-прежнему сохраняют традиционную кухню, похожую на кухню других народов Тай . Рис – основной продукт питания. Типичными блюдами являются свинина, курица, утка, ломтики говядины, лягушки, многие виды рыбы, хукоти маас (сухая консервированная рыбная смесь), муга лота (семена кокона червей энди и муга) и яйца красных муравьев. [43] Некоторые насекомые также являются популярной пищей ахомов. Лук-Лао или Нам-Лао (рисовое пиво, неразбавленное или разбавленное) — традиционные напитки. [42] Они потребляют «Хар» (форму щелочной жидкости, извлеченную из пепла сожженной банановой кожуры/коры), «Бетгаадж» (нежные побеги тростника) и многие другие травы, выращенные естественным путем, обладающие лечебными свойствами. Однако индусы в целом избегают говядины, а вайшнавиты - свинину. [44] Во время правления Шивы Сингхи люди отказались от бесплатного употребления мяса и напитков. [45]
Фирменные блюда ахома напоминают тайскую кухню. Как и тайцы, ахомы предпочитают отварную пищу, в которой мало специй, а также прямо поджаренную рыбу, мясо и овощи, такие как баклажан, помидоры и т. д. [42] Некоторые из них — Ту-дам (черная чечевица), Као-Мун (рисовые фрукты), Ксандогури (порошок из сухого жареного риса), ЧеваКхао (рис, приготовленный на пару), Чунга Чаул (липкий рис, приготовленный в нежных бамбуковых трубочках), Тил питха (рисовые булочки с кунжутом, приготовленные из клейкого рисового порошка) и кхао-тек (рисовые хлопья). [42] Процесс изготовления этого предмета был совершенно неизвестен населению, кроме ахомов и тайцев. Кхао (невареный мягкий рис, приготовленный из особого сорта клейкого риса по уникальной технологии), Тупула Кхао (разновидность риса, приготовленного и упакованного с листьями особого вида растений с приятным запахом, называемыми «тора пат», и консервированным бамбуковым соусом). о любимой еде [42] продукты ахомов, похожие на их традиционную диету.
Свадьба
[ редактировать ]
Чаклонг [46] — главный брачный ритуал среди двадцати брачных ритуалов народа Тай Ахом. [47] Название Чо Клонг происходит от языка Тай Ахом [Чо = объединять, клонг = ритуал]. Ритуал описан в древнем письме Тай Ахом Лай Лит Нанг Хун Фа . [48] Зажигается 101 бан-пхай-с (земляные светильники) или фонари. Невеста предлагает жениху хэн-дан (меч). [49] защитить ее, своих детей, семью, расу и страну. На свадьбе ахом вместе с чо клонг проводится в общей сложности двадцать ритуалов, в том числе:
- Джу-рон
- Рик-Хван
- Аап-Танг [Аап=Ванна, Тан=божественный] [50]
- Чоу Бан [поклоняющийся солнцу]
- Джон-мин [Благословение, данное жрецами Молунга] [50]
Религия
[ редактировать ]Большинство современных ахомов исповедуют индуизм в качестве своей религии, однако существует движение, стремящееся возродить древнюю веру ахомов. Религия Ахома начала приходить в упадок со времен Джаядваджа Сингхи . Он был первым царем Ахома, принявшим Экасарана Дхарму и принявшим посвящение Ауниати Маханты. От Джаядваджа Сингхи до Рантадваджа Сингхи все были последователями Экасарана Дхармы . Начиная с Гададхара Сингхи , цари склонились к шактизму . Шива Сингха сделал шактизм государственной религией, Суремпха Раджешвар Сингха (1751–1769) приказал провести санскритизацию . Все похороны должны были проводиться в соответствии с индуистским обрядом кремации, проводимым священником Майтхил-брахманом и традиционным священником. [51] Тем не менее, Ме-Дам-Ме-Пхи широко празднуется.
Язык
[ редактировать ]Сегодня ахомы используют ассамский язык после того, как традиционный язык, язык ахом , полностью вышел из употребления. Язык ахом, входящий в тайскую ветвь языков кра-дай, ныне мертв, а его тоновая система полностью утеряна. Тем не менее, некоторые организации Тай Ахом возрождают его. [52]
Со второй половины 20-го века до начала 21-го века среди ахомов возродился интерес к их культуре и языку, что привело к усилению внимания ученых и усилиям по возрождению. [53] Перепись 1901 года в Индии насчитала около 179 000 человек, идентифицирующих себя как Ахом. Последняя доступная перепись населения фиксирует численность ахомов чуть более 2 миллионов человек, однако, по оценкам, общее количество людей, происходящих от первоначальных поселенцев Тай-Ахом, достигает восьми миллионов. [54] Сценарий Ahom также нашел место в Консорциуме Unicode, и этот сценарий был признан лучшим в категории Юго-Восточной Азии . [55]
Люди Ахом сегодня
[ редактировать ]Люди ахом сегодня отнесены к кастовой категории других отсталых классов (OBC); существует давняя дискуссия и требование статуса зарегистрированного племени . [56] Термин «этнические ассамцы» теперь ассоциируется индийским правительством с различными коренными народами Ассама . [57] [58] [59] По словам Энтони Ван Ностранда Диллера, возможно, восемь миллионов носителей ассамского языка могут заявлять о своем генетическом происхождении от ахомов. [54] Историк Ясмин Сайкиа утверждает, что в доколониальные эпохи ахомы не составляли этнической общности; вместо этого они сформировали относительно инклюзивную социальную группу. Любая группа, входящая в социально-экономическую структуру государства Ахом, могла получить статус Ахома при условии явного одобрения короля. [57]
Известные люди
[ редактировать ]- Сукафаа
- Падманатх Гохайн Новый
- Хомен Боргохайн
- Лачит Борпхукан
- Джатиндра Натх Дувара
- Кришна Канта Хандик
- Дип Гогой
- Гаурав Гогой
- Лила Гогой
- Ранджан Гогои
- Тарун Гогой
- Хирен Гохайн
- Девананд Конвар
- Гомдхар Конвар
- Кушал Конвар
- Хитесвар Сайкия
- Ахил Гогой
- Ганеш Гогой
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Отчет Ахома в Индии за 2021 год» . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ Диллер, А. (1993). Тайские языки. В Международной энциклопедии лингвистики (т. 4, стр. 128-131). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ^ ( Марва 2020 :76)
- ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г.
Ахом [ахо]
- ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г.
Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
- ^ Jump up to: а б «Выводы» (PDF) . Шодганга .
- ^ Jump up to: а б «Основание королевства Ахом, традиционно датируемое 1228 годом, было осуществлено группой мигрировавших с юго-востока, многие из которых были военнослужащими-мужчинами, которые взяли бы в жены местных жителей, не говорящих на тайском языке». ( Мори 2014 : 51–52)
- ^ Jump up to: а б ( Тервиль 1996 :275)
- ^ ( Гогой 2011 : V)
- ^ «В настоящее время [Монг Мао] известен на китайских картах как Жуйли ... В районе Монг Мао по-прежнему преобладают тайцы, которых называют Дай (в Пинь Инь), и они вместе с Сингпхо или Цзинпхо образуют доминирующая группа, поэтому вся зона называется автономной префектурой Дэхун Дай-Цзинпхо в провинции Юньнань ». ( Пхукан 1991 :889)
- ^ «Сукафа и его группа мигрантов из Ахома вошли в Верхний Ассам в 1228 году с целью поселиться там на постоянной основе». ( Гуха 1983 :12)
- ^ ( Тервиль 1996 : 276)
- ^ ( Гуха 1983 : 11–12)
- ^ ( Баруа 1977 : 251)
- ^ Jump up to: а б ( Гуха 1983 :12)
- ^ «Таким образом, прославленная семья Ахом Мири Сандикай была основана некой Мири ( Мисинг ), приемным сыном Бурхагохайна. ( Пурани Асам Буранджи ) Король Гададхар Синха (1681–1696) принял двух принцесс нагов в качестве своих супругов. ( Тунгхунгия Буранджи) Новообращенные, если и обладали работоспособностью, даже нанимались на важные административные посты. Так, второй Барпхукан, губернатор Нижнего Ассама, был сыном наги клана Банферра ( Пурани Асам Буранджи ) царицы Пхулесвари . регалии на ее руку во время правления короля Шивы Сингхи (1714–1744), назначила своим пажом бутанского юношу Канченга, первый Барпатра Гохайн родился и вырос в семье нагов ( Пурани Асам Буранджи )» ( Баруа, 1977 ). :251)
- ^ ( Баруа 1977 : 251–252)
- ^ «В шестнадцатом, а тем более в семнадцатом веке, народ Ахом в результате серии впечатляющих экспансионистских шагов завоевал господство практически над всей долиной Брахмапутры. История о том, как армии под руководством Ахома сражались против мусульманских захватчиков, завоевала их место в международной истории». ( Тервиль 1996 : 276)
- ^ «Не только при дворе Ахома, но и среди фермеров Ахома индийская религия приобрела приверженцев: шиваизм, шактизм и вайшнавизм распространились и в значительной степени заменили старую религию Тай Ахом. ( Terwiel 1996 : 276)
- ^ «Язык ахом и письмо ахом были отнесены к религиозной сфере, где они использовались только некоторыми членами традиционных жреческих кланов, в то время как ассамская речь и письмо взяли верх в светской жизни». ( Тервиль 1996 : 276)
- ^ «Похоже, что к началу 19 века повседневное использование языка ахом прекратилось и что все люди ахома говорили на ассамском как на своем родном языке». ( Мори 2014 :50)
- ^ «Только в нескольких священнических семьях первоначальная религия Ахом не была полностью забыта». ( Тервиль 1996 :280)
- ^ «Поэтому Тай Ахом обычно считается мертвым языком, но он выживает тремя способами: (1) в огромных коллекциях рукописей, (2) как ритуальный язык в религиозных церемониях Ахом и (3) как язык, переживающий возрождение. ." ( Мори 2014 :50)
- ^ «Хотя сценарий Ахом отмечает все согласные, поскольку он не отмечает тонов и не определяет контрасты гласных, одно и то же письменное слово может иметь большое количество значений». ( Мори 2014 :55)
- ^ ( Тервиль 1996 : 278)
- ^ «В 1954 году на собрании народа ахом в Пацаку, округ Сибсагар, было основано Тайское историко-культурное общество Ассама (связающее ахом с группами тай, прибывшими совсем недавно, такими как Кхамти, Хамьянг, Факи и Эйтон)». ( Тервиль 1996 :278)
- ^ Jump up to: а б ( Гогой 1995 :30)
- ^ Jump up to: а б ( Гогой 2006 :9)
- ^ Jump up to: а б ( Гуха 1983 :13)
- ^ ( Гогой 1976 :15)
- ^ «Например, Мири-Сандикои и Моран Патар были должностями, полученными от Мирис и Моранов» ( Гогои 2006 : 9)
- ^ «Основателями известных семей Ахом, таких как Четия и Лахон, были Чутия». ( Дутта 1985 :30)
- ^ ( Гогой 2011 : 1.00)
- ^ ( Гогой 2011 : V)
- ^ ( Гогой 2011 : 10)
- ^ ( Гогой 2011 )
- ^ стр. 271-278 в АБУРАНДЖИКЕ.
- ^ Jump up to: а б Пхукан Баруа (1964) , с. 193.
- ^ Капур (2021) , с. 668.
- ^ Пхукан, JN2006, стр.1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ( Опубликовано в 2017 г .: II)
- ^ Jump up to: а б «Несмотря на то, что тайахомы стали индуистами, они не отказались от еды.привычки, то есть употребление свинины, говядины, курицы и рисового пива. Поэтому мы обнаруживаем, что даже в религиозных церемониях употребляются свинина и курица» ( Гогои 2011 :227).
- ^ «Функция вайшнавских монастырей по прозелитизму помогла продолжающемуся процессу санскритизации Ахома и племенного народа в долине Брахмапутры. Ахомы были приняты как новая индуистская крестьянская каста низкого ранга. Племенные неофиты, допущенные первыми к самой низкой Отдельные люди и группы переходили не только от анимизма к вайшнавизму, но и от племен к крестьянским кастам, от свайных домов к средним домам, от погребений. от практики к кремации умерших, от либеральных пищевых привычек к воздержанию от спиртных напитков, говядины и свинины, от временного земледелия к постоянному и так далее». ( Гуха 1984 :5)
- ^ История Ассама . Такер, Спинк и компания, 1906. 1906. с. 184. ИСБН 9780404168193 .
- ^ Диллер, Энтони; Эдмондсон, Джерри; Ло, Юнсянь (30 ноября 2004 г.). Языки Тай-Кадай . Рутледж. ISBN 9781135791162 – через Google Книги.
- ^ «АХОМС И ЧАК-ЛОНГ — УНИКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА БРАКА» . www.esamskriti.com .
- ^ Лайлит Нанг Хун Фа, древний сценарий Тай Ахом
- ^ «Журнал Индийского антропологического общества» . Общество. 28 марта 1981 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Гогой, Пушпа (28 марта 1996 г.). «Тай Северо-Восточной Индии» . Принтеры и издатели Chumphra – через Google Книги.
- ^ ( Сайкиа 2004 )
- ^ Дипима Бурагохайн. Проблемы языкового контакта и смены языков в Тай Ахоме
- ^ Сикхамони Гохайн Боруа и Ранджит Конвар, Тай Ахом Индии и исследование их нынешнего статуса Колледж Хитесвар Сайкиа и Шри Ранджит Конвар, Лесной департамент Ассама
- ^ Jump up to: а б «Ахом» . Этнолог .
- ^ «Скрипт Ahom находит место в Консорциуме Unicode» . Страж . 29 июня 2018 г.
- ^ «AATASU подтверждает требование статуса ST шести общинам» . Страж . 28 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ясмин Сайкиа (2004). Фрагментированные воспоминания . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3373-9 .
- ^ «Статус ST группам Ассама только с национальной точки зрения» . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ «Сепаратистские штаммы» . Индус . Проверено 11 марта 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гогои, Шруташвини (2011). Тай ахом религия - философское исследование (доктор философии). hdl : 10603/116167 . Проверено 31 января 2019 г.
- Баруа, СЛ (1977). «Политика Ахома в отношении соседних горных племен». Труды Индийского исторического конгресса . 38 : 249–256. JSTOR 44139078 .
- Дутта, Шристидхар (1985), Матаки и их королевство , Аллахабад: Chugh Publications
- Гогои, Нитул Кумар (2006), Преемственность и изменения среди ахомов , Concept Publishing Company, Дели
- Гогои, Нитул Кумар (1995). Аккультурация в долине Брахмапутры: случай Ахома (доктор философии). hdl : 10603/66134 . Проверено 29 декабря 2018 г.
- Гогои, Падмешвар (1976), Тай Ахом, Религия и обычаи , Издательский совет, Гаухати, Ассам
- Гуха, Амаленду (декабрь 1983 г.), «Политическая система Ахома: исследование процесса формирования государства в средневековом Ассаме (1228–1714 гг.)» , Social Scientist , 11 (12): 3–34, doi : 10.2307/3516963 , JSTOR 3516963
- Гуха, Амаленду (июнь 1984 г.). «Корни доахома и средневековое государство в Ассаме: ответ». Социолог . 12 (6): 70–77. дои : 10.2307/3517005 . JSTOR 3517005 .
- Мори, Стивен (2014), «Ахом и Танса: тематические исследования сохранения и утраты языка в Северо-Восточной Индии», в Кардосо, Хьюго К. (редактор), «Угроза и сохранение языка в Южной Азии », Гонолулу: Гавайский университет. i Press, стр. 46–77.
- Пхукан, JN (1991). «Отношения королей Ахома в Ассаме с королями Монг Мао (в Юньнани, Китай) и Монг Кванга (Могаунг в Мьянме)». Труды Индийского исторического конгресса . 52 : 888–893. JSTOR 44142722 .
- Тервиль, Би Джей (1996). «Воссоздание прошлого: возрождение в северо-восточной Индии» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 152 (2): 275–92. дои : 10.1163/22134379-90003014 . JSTOR 27864746 .
- Пхукан, доктор Гирин (2017), Культурные связи Ахома с тайцами Юго-Восточной Азии: тематическое исследование связей Ахома и Таиланда , том. I, II, IV, журнал Khwan Mung
- Капур, Рамеш (2021), «Исправление хронологии в хрониках Тай-Ахом с использованием астрономических ссылок» , Журнал астрономической истории и наследия , 24 (3): 665–687, doi : 10.3724/SP.J.1440-2807.2021. 03.07
- Пхукан Баруа, BNN (1964). Ахомский словарь . Правительство Ассама в отделе исторических и антикварных исследований.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фукон, Г. (1998). Состояние культуры Тай среди ахомов . [Ассам, Индия?]: Г. Фукон.
- Сайкиа, Ясмин (2004). Фрагментированные воспоминания . Университет Дьюка. ISBN 978-0-8223-3373-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ламберт, Эрик Т.Д. (1952). «Краткий отчет о народе Ахом» (PDF) . Журнал Сиамского общества . JSS Vol.40.1 (цифровой). Сиамское общество: изображение. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- Тервиль, Баренд Ян (1983). «Ахом и изучение раннего тайского общества» (PDF) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 71,0 (цифровой). Сиамское общество: изображение . Проверено 10 ноября 2013 г.
- Связь Тай-Ахом , автор Ясмин Сайкиа в «Воротах на Восток» , июнь 2005 г.
- Государства, упомянутые в китайском «Мин Ши-лу» , в этом переводе важного династии Мин делается несколько упоминаний о королевстве Тай Ахом. исторического источника