Лачит Борпхукан
Лачит Барпхукан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Королевство Ахом | 24 ноября 1622 г.
Умер | 25 апреля 1672 г. Калибор , [1] Нагаон | ( 49 лет
Похороненный | |
Верность | Королевство Ахом |
Услуга/ | Армия Ахома |
Классифицировать | Борпхукан ( генерал ) Главнокомандующий |
Битвы/войны |
|
Мемориалы | Холонгапар, Джорхат, Ассам, Индия |
Отношения | Момаи Тамули Борбаруа (отец) Нанг Ла Ченг (мать) Лалуксола Борпхукан (брат) Пахори Габхару (сестра) Маранги Борбаруа (брат) Бхардхора Борпхукан (брат) Лао Дека (брат) Датукария (брат) Рамани Габхару (племянница) Бадули Борпхукан (дядя) |
Национальность | Королевство Ахом |
Лачит Борпхукан (24 ноября 1622 г. - 25 апреля 1672 г.) был армейским генералом, прежде всего известным тем, что командовал армией Ахома и победой в битве при Сарайгате (1671 г.), которая предотвратила вторжение значительно превосходящих сил Великих Моголов под командованием Рамсингха I. . [2] Он умер примерно год спустя, в апреле 1672 года. [1]
Сегодня существует большой интерес к Лачиту Борпхукану: он стал мощным символом исторической автономии Ассама. [3] [4] С момента появления БДП в Ассаме партия стремилась представить его как воина против мусульманского вторжения. [5] Эта коммунализация Лачит Борпхукана и битвы при Сарайгате оспаривается историками, которые утверждают, что сам Лачит не был индуистом , а следовал религии Тай . [6] что у него были такие мусульманские командиры, как Баг Хазарика (Исмаил Сиддик) , [7] и что он сражался против командира индуистских Великих Моголов Рам Сингха I. [8]
Биография
[ редактировать ]Лачит был младшим сыном Момаи Тамули Борбаруа , простолюдина, который дослужился до ранга Борбаруа при Пратапе Сингхе ( годы правления 1545–1641 ). [9] [10] Его сестрой была Пахари Габхору, королева королей Ахома Джаядхваджа Сингхи , Чакрадхваджа Сингхи и Самагурии Раджи , а его племянницей была Рамани Габхару , принцесса Ахома, которая была передана Моголам в рамках Гиладжхаригатского договора . Несколько буранджи рассказывают некоторые подробности о жизни и образовании Лачита. [11] [а] Говорят, что он участвовал в битве против сил Мир Джумлы при Дихаумухе и поднялся в ряды чиновников Ахома - Гора Баруа , Дулия Баруа , Сималугирия Пхукан и Долакашария Баруа . [12] После подготовки Чакрадваджа к возвращению Гувахати и накануне марша Лачит был назначен Борпхуканом (наместником Ахома на западе) и командующим силами Ахома. [13] [14]
Кампания Гувахати
[ редактировать ]Лачит разбил свой базовый лагерь в Калиабаре, а затем в августе 1667 года двинулся на Гувахати двумя дивизиями; [15] и после серии сражений наконец отвоевал Гувахати после падения Итахули в ноябре 1667 года. [16]
Смерть
[ редактировать ]Некоторые буранджи кратко описывают победу Лачита над военно-морским флотом Великих Моголов под предводительством Рам Сингха в битве при Сарайгате . [17] Вскоре он умер в Калиаборе и был похоронен в Теоке в Джорхате в майдаме . [18] [1] которые являются местами захоронения членов королевской семьи и знати Ахома. [19]
Современные повествования
[ редактировать ]В доколониальные времена буранджи не были доступны для массового потребления. [20] Начиная с начала двадцатого века, в некоторых населенных пунктах Верхнего Ассама 24 ноября начали отмечать как Лачит Дибокс (перевод: День Лачита ). [21] [22] Описание празднования и использования Лачита в Чарингаоне тогда сильно отличалось от событий 1970-х годов, когда Лачит стал символом ассамцев. [23] Одновременный рост общественного интереса к истории привел к тому, что легенда о Барпхукане «достигла знакового статуса» к первой четверти века, и Сурья Кумар Бхуян опубликовал статью, сравнивающую его с Шиваджи; [24] но Лачит был лишь одним из многих исторических символов, которые были присвоены ассамской элитой для достижения различных политико-культурных целей, и его популярность позже была превзойдена Джоймоти Конвари и другими. [9]
В 1947 году Бхуян опубликовал биографию Лачита на фоне конфликтов Ахома с Империей Великих Моголов; Эта работа не только придала легенде видимость «академической респектабельности», но и «мифологизировала» его подвиги в сознании ассамцев. [9] [21] Однако в ходе государственного строительства в постколониальном Ассаме такие культурные герои, как Лачит, были в значительной степени вытеснены антиколониальными активистами; Джаита Шарма отмечает, что легенда о Лачите «ушла в область знаний, вдали от активизма». [9] [б] Тем не менее, легенда сохранилась в глубинах ассамского субнационализма, где Объединенный фронт освобождения Асома (ULFA) — сепаратистская организация, стремящаяся к созданию независимого и суверенного Ассама — широко использовал образы Лахита в пропагандистских целях. [21] [с]
Память о Лачите будет в значительной степени присвоена государством только под руководством Шриниваса Кумара Синхи ; [д] Шарма, писавший в 2004 году, обнаружил, что больше всего старалось прославить его не ULFA, а правительство Ассама. [9] [21] Одновременно с появлением в штате партии Бхаратия Джаната , Лачит был введен в должность в рамках индуистской националистической грамматики как индуистский военный герой, защищавший от мусульманской агрессии, что оспаривается историками, которые утверждают, что Лачит следовал религии Тай . [26] [21] [9] [27]
Среди его товарищей-командиров в Сарайгатской войне были ассамские мусульмане, также известные как «Гария», и самым известным среди них был Исмаил Сиддик, местный известный как Баг Хазарика . [28] Однако силы Великих Моголов возглавил индуистский раджпут по имени Рам Сингх. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ PAB : Пурани Асам Буранджи, изд., Хем Чандра Госвами; СМАБ : Ассам Буранджи, полученный от семьи Сукумара Маханты; БКК : Тай-Ахом Буранджи из организации «Дети и юношество»; AB : Браун Ахом, тр., New GC; ТБ : Китайцы, изд. С.К. Буян; Лачит : Лачит Барпхукан и его времена, С.К. Бхуян
- ↑ Единственная попытка правительства Ассама институционализировать память о Барпхукане, вероятно, заключалась в присвоении имени мосту Сарайгат в 1962 году.
- ↑ В 1968 году ULFA создала Лачит Сена (Армия Лачит), чтобы изгнать всех иностранцев, но безуспешно. Спустя пару десятилетий Суреш Пхукан написал «Мойдамор Пора Мои Лачите Койсо» (перевод: «Это Лачит говорит из моей могилы»), который оказал значительное влияние на кадры и сторонников ULFA; там Барпхукан в мантии рассказчика упрекал политический класс Ассама в предательстве интересов коренного населения и одобрял сепаратистское дело. [21]
- ↑ Синха начал ежегодную «Лекцию памяти Лачита Барпхукана» в Университете Гаухати в 1998 году и убедил Министерство обороны вручить лучшему курсанту Национальной академии обороны одноименную медаль; Кадры IAS штата, прошедшие испытательный срок, должны были разыграть Лачит, победивший Моголов. [21] [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Лачит Барпхукан, который буквально поставил на карту свою жизнь и честь, вскоре умер в Калиабаре в апреле 1672 года...» ( Саркар 1992 : 228)
- ^ «В 1671 году он командовал силами Ахома, которые разгромили значительно превосходящую армию Великих Моголов под предводительством Раджи Рам Сингха из Аджмера в битве при Сарайгате». ( Баруа 2020 :146)
- ^ «Лачит Борпхукон - мощный символ автономного прошлого Ассама для многих в Ассаме». ( Баруа 2020 :146)
- ^ «Это событие впоследствии послужило основой для гордого заявления современного ассамского национализма о том, что Ассам был одним из немногих регионов, который предотвратил «чужеродное» правление «бангалов» или «яванов», как буранджи классифицировали этих потенциальных завоевателей из сердце Индии». ( Шарма 2004 :176)
- ^ «Однако с момента подъема БДП в Ассаме партия стремилась представить его как воина национального значения. Сарма, например, часто хвалил Борпхукана за то, что он отразил «мусульманских захватчиков».» ( Заман 2022 )
- ^ «Кроме того, [Удаядитья Бхарали, историк и бывший директор Хлопкового колледжа Гувахати] сказал, что Борпхукан сам не был индуистом. «Лачит принадлежал к религии Тай», - сказал он. «Историю нельзя писать убедительно, как хотелось бы. Индуизм стал преобладающей религией только во время правления Сваегодео Шивы Сингха [1714-1744]. Многие солдаты под командованием Лачита были исповедующими племенную веру» ( Заман, 2022 ) .
- ^ «Удаядитья Бхарали, историк и бывший директор Хлопкового колледжа Гувахати, отметил, что мусульмане также занимают важные посты в армии Ахома - например, военно-морской генерал Исмаил Сиддик, также известный как Баг Хазарика». ( Заман 2022 )
- ^ «Лачит сражался против Великих Моголов, потому что они были чужаками или силой вторжения», - сказал Джахнаби Гогои, который преподает в Университете Дибругарх в Ассаме и специализируется на средневековой истории. «В этом нет никакого религиозного аспекта, поскольку могольским генералом, с которым сражался Лачит, был Раджа Рам Сингх Качваха [раджпут] из Амбера. В войсках Аурангзеба было много индуистских солдат» ( Заман, 2022 ) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шарма (2004)
- ^ «Верховное командование экспедицией было поручено Лачиту Деке, младшему сыну Момаи Тамули Барбаруа, известного государственного деятеля и генерала времен Пратапа Симхи, который заслужил известность в борьбе с Великими Моголов при Джахангире и Шахджахане». ( Саркар 1992 :205)
- ^ " ПАБ , 104 (дата); СМАБ : 91; БКК , ii, 26-0; АВ , 196-7; КБ 91; ТБ , 4; Лачит , 17-24, на основе MS. AB . №№ 7, 8, 12, подробно рассказывается о семейном происхождении Лахита, его образовании»; ( Саркар 1992 : 206f)
- ^ «Сам Лачит предоставил достаточные доказательства своего мастерства и лидерской силы, освещая людей Мир Джумлы в Дихаумухе и на различных занимаемых должностях. например, Гора Баруа (суперинтендант королевских лошадей), Дулия Баруа (суперинтендант Долы или носителей паланкина королей и отвечающий за королевские паланкины), Сималугурия Пхукан (командир набора, обычно размещаемый в Сималугури недалеко от столицы) и Долакашария Баруа (суперинтендант вооруженной охраны, сопровождающей короля во время передвижения на королевском седане, и полицейский констебль, фактически генеральный инспектор современной полиции)». ( Саркар 1992 :205)
- ^ «Таким образом, после тщательного поиска и надлежащих испытаний он был выбран и назначен главнокомандующим армией, а Барпхукан отвечал за гражданскую администрацию Нижнего Ассама». ( Саркар 1992 :205)
- ^ «Сам Лачит достиг звания Барпхукана и отвечал за территории Ахома в Нижнем Ассаме, недалеко от современного Гувахати». ( Шарма 2004 :176)
- ^ "22 августа 1667 года большая армия, предупрежденная о последствиях неудачи, отплыла вниз по Брахмапутре из столицы. Укрепив свою базу в Калиабаре, Лачит двумя дивизиями двинулся к Гувахати". ( Саркар 1992 : 205–206)
- ^ «За падением Итахули последовало бегство защитников Гувахати. Сайид Фируз Хан Фаудждар и Сайид Салар Хан Мир Бахши («Сана» из ассамских источников) также бежали с несколькими последователями к реке Манах, старому Ахом- Граница Великих Моголов. Победители вошли в столицу примерно в середине ноября 1667 года » . отношения. Это был первый раунд в переломе ситуации против Великих Моголов. За четыре года ахомы вернули себе престиж, утраченный в 1663 году» ( Саркар 1992 :208).
- ^ «В своих отчетах о столкновениях с Ахом Бангалом некоторые из этих хроник содержали краткие намеки на победу, одержанную с небольшим перевесом над командиром Великих Моголов Рамом Сингхом в военно-морском конфликте его коллегой из Ахома Лачитом Барпхуканом». ( Шарма 2004 :176)
- ^ «Лачит не дожил до того, чтобы насладиться своей победой, и умер вскоре после поражения сил Великих Моголов при Сарайгате». ( Шарма 2004 :176)
- ^ «Мойдамы - это могильники Ахома для членов королевской семьи и знати». ( Баруа 2020 :230f)
- ^ «Социальная функция доколониальных Буранджи как привлекательного предмета для чтения была чрезвычайно ограничена и даже сомнительна. Никто, кроме доколониальной элиты и знати, неимел либо возможность, либо привилегию читать эти произведения» ( Saikia 2008 :489) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г ( Новости 2020 :147)
- ^ «Параллельно с этим Лачит отмечался аналогичным образом посредством ежегодных мелас в день, объявленный Лачит Дивас... Празднования Лачит Дивас, напротив, были гораздо более локализованными и не смогли распространиться намного дальше, чем их эпицентр в Чаринг Гаоне. , даже в пределах Верхнего Ассама». ( Шарма 2004 : 179–180)
- ^ «Когда в 1970-х годах были опубликованы автобиографические сочинения известного «борца за свободу» и библиофила Бенудхара Сармы, его воспоминания о празднованиях Лачит Дивас и Лачит Сена, которые он и другие организовали на месте его рождения, Чаринге деревня в Сибсагаре, стала доступна новому поколению, которое знало Лачит совсем по-другому, как ассамское «имя-символ» (Сарма, 1960)». ( Шарма 2004 :187)
- ^ «Бхуян написал биографию Лачита Барпхукана, которой предшествовал доклад, представленный на первой сессии Конгресса по истории Индии, состоявшегося в 1935 году в Пуне. Его выбор темы и ее критическая значимость для места конференции не могут быть подтверждены. исключено, Бхуян позже заявил, что его статья была оценена современными учеными-маратхами, которые также занимались карьерой Шиваджи. См. Бхуян, Лачит Барпхукан. ( Сайкиа 2008 :501f)
- ^ «Золотая медаль Лачита Борпхукана: идеальная платформа NDA для подготовки кадетов: Гогой - Региональный | News Post» . Newslivetv.com. 18 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ «Кроме того, [Удаядитья Бхарали, историк и бывший директор Хлопкового колледжа Гувахати] сказал, что Борпхукан сам не был индуистом. «Лачит принадлежал к религии Тай», - сказал он. «Историю нельзя писать убедительно, как хотелось бы. Индуизм стал преобладающей религией только во время правления Сиб Сингха [1714-1744]. Многие солдаты под командованием Лачита были исповедующими племенную веру» ( Заман, 2022 ) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Заман, Рокибуз. «Почему ассамские историки и писатели протестуют против празднования БДП Лачит Борпхукан» . Прокрутка.в . Проверено 27 ноября 2022 г.
- ^ «Баг Хазарика: легендарный воин, сражавшийся с Моголами вместе с генералом Ахома Лачитом Барпхуканом в битве при Сарайгате» . Северо-восток сейчас . Проверено 25 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баруа, Санджиб (2020). Во имя нации: Индия и ее северо-восток . Издательство Стэнфордского университета.
- Бхуян, СК (1935). «Лачит Барпхукан: великий ассамский современник Шиваджи Махараджа и успешный антагонист могульского генерала Раджи Рама Сингхи из Амбера». Труды Индийского исторического конгресса . 1 Часть II: 2–3. JSTOR 44202311 .
- Сайкиа, Арупджьоти (декабрь 2008 г.). «История, буранджи и нация: истории Сурьи Кумара Бхуяна в Ассаме двадцатого века» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 45 (4): 473–507. дои : 10.1177/001946460804500401 . ISSN 0019-4646 .
- Саркар, Дж. Н. (1992), «Глава VIII Отношения Ассама и Великих Моголов», в Барпуджари, Гонконг (редактор), « Всеобъемлющая история Ассама» , том. 2, Гувахати: Издательский совет Ассама, стр. 148–256.
- Шарма, Джаита (2004). «Герои нашего времени: Лачит из Ассама, индийский ракетчик». В Завосе, Джон; Вятт, Эндрю; Хьюитт, Вернон (ред.). Политика культурной мобилизации в Индии . Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195668018 .
- Заман, Рокибуз (2022). «Почему ассамские историки и писатели протестуют против празднования БДП Лачит Борпхукан» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 27 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Лачитом Борпхуканом, на Викискладе?