Сад Великих Моголов
Великих Моголов Сады — это сады , построенные Великими Моголов . На этот стиль повлияли персидские сады , особенно структура Чарбага . [1] Целью которого является создание представления земной утопии, в которой люди сосуществуют в полной гармонии со всеми элементами природы. [2]
широко используются прямолинейные Внутри ограждений стен планировки. Некоторые из типичных особенностей включают бассейны , фонтаны и каналы внутри садов. В Афганистане , Бангладеш и Индии есть ряд садов, которые отличаются от своих центральноазиатских предшественников «высоко дисциплинированной геометрией».
История
[ редактировать ]Основатель империи Великих Моголов Бабур описал свой любимый тип сада как чарбаг . Термин «багх» , «бауг» , «багича» или «багича» используется для обозначения сада. Это слово приобрело новое значение в Южной Азии, поскольку в этом регионе не было быстрых ручьев, необходимых для среднеазиатского чарбага. Считается, что Арам Баг из Агры был первым чарбагом в Южной Азии.
С самого начала Империи Великих Моголов строительство садов было любимым занятием императоров. [3] Бабур, первый король-завоеватель Великих Моголов, построил сады в Лахоре и Дхолпуре . Хумаюн, его сын, похоже, не имел много времени на строительство — он был занят освоением и расширением королевства, — но известно, что он проводил много времени в садах своего отца. [4] Акбар сначала построил несколько садов в Дели. [5] затем в Агре, новой столице Акбара. [6] Как правило, это были сады на берегу реки, а не сады-крепости, построенные его предшественниками. Строительство набережной, а не крепостных садов, значительно повлияло на более позднюю садовую архитектуру Великих Моголов.
Сын Акбара, Джахангир , строил не так много, но помогал заложить знаменитый сад Шалимар и был известен своей большой любовью к цветам. [7] Считается, что его поездки в Кашмир положили начало моде на натуралистичный и богатый цветочный дизайн. [8]
Сын Джахангира, Шах Джахан , знаменует собой вершину садовой архитектуры и цветочного дизайна Великих Моголов . Он известен строительством Тадж-Махала , обширного похоронного рая в память о своей любимой жене Мумтаз-Махал . [9] Он также отвечает за Красный форт в Дели и Махтаб Баг , ночной сад , наполненный цветущим по ночам жасмином и другими бледными цветами, расположенный напротив Таджа, за рекой Ямуна , в Агре. [10] Павильоны внутри облицованы белым мрамором, светящимся в лунном свете. Он и мрамор Тадж-Махала инкрустированы полудрагоценными камнями, изображающими завитки натуралистических цветочных мотивов, самым важным из которых является тюльпан , который Шах Джахан принял в качестве личного символа. [11]
Гол Баг был крупнейшим зарегистрированным садом Индийского субконтинента . [12] окружающий город Лахор пятимильной полосой зелени; [13] он существовал вплоть до 1947 года. [13] Инициатором создания садов Великих Моголов в Индии был Захируддин Бабур, который в первые дни своей жизни был свидетелем красоты садов Тимуридов в Центральной Азии. В Индии Бабур разбивал сады более систематично. По сути, сады Великих Моголов имели здания, расположенные симметрично в пределах закрытых городов с приспособлениями для водных каналов, каскадов, резервуаров для воды, фонтанов и т. д. Таким образом, Моголы сохранили традицию строительства четырехчастного (чахарбага) симметричного сада. Бабур, однако, применил термин чахарбах в самом широком смысле, который включает террасные сады на горных склонах и его экстравагантный сад, вырезанный в камнях, Баг-и Нилуфар в Дхолпуре.
После Бабура традиция строительства чахарбага достигла своего апогея во времена Шах-Джахана. Однако современные ученые сейчас все чаще ставят под сомнение чрезмерное использование термина чахарбах в интерпретации садов Великих Моголов, поскольку он не всегда был симметричным. Эта точка зрения находит и археологическое подтверждение. Раскопанный сад Великих Моголов в Вахе (12 км к западу от Таксилы), недалеко от Хасана Абдала, связанный с императорами Великих Моголов Акбаром, Джахангиром и Шахом Джаханом, показывает, что узор и общий дизайн на первой и второй террасах не были симметричными.
Что касается местоположения, императоры Великих Моголов очень тщательно выбирали места с невероятной природной красотой. Часто для разбивки садов они выбирали горные склоны с бьющими водами, лучшим примером которых являются Баг-и-Шалимар и Баг-и-Нишат в Кашмире.
Почти во всех садах Великих Моголов были такие постройки, как жилые дворцы, форты, мавзолеи и мечети. Сады стали неотъемлемой чертой почти каждого типа памятников Великих Моголов и были связаны с этими памятниками, которые можно разделить на следующие категории: (i) сады, примыкающие к императорским дворцам, фортам и садам, которые украшали частные жилые дома знати (ii) религиозные и священные сооружения, т.е. гробницы и мечети, возведенные в садах, и (iii) курортные и общественные здания в садах развлечений.
Гидротехнические сооружения
[ редактировать ]Подобно персидским и среднеазиатским садам, вода стала центральной и связующей темой садов Великих Моголов. Вода играла важную роль в садах Великих Моголов еще со времен Бабура. Его больше интересовала «красота», чем «церковные предписания». Красота классического чахарбаха Бабура заключалась в центральном водотоке и его текущей воде. Большинство этих садов были разделены на четыре квадранта по двум осям, состоящим из водных каналов и дорожек для переноса воды под гравитационным давлением. Раньше на каждом перекрестке стоял танк. В Индии первые сады орошались из колодцев или резервуаров, но при Великих Моголов строительство каналов или использование существующих каналов для садов обеспечивало более адекватное и надежное водоснабжение. Таким образом, важнейшим аспектом гидротехнических сооружений садов был постоянный источник водоснабжения. Гидравлическая система требует изучения «внешнего источника воды», а также «внутреннего распределения воды» в райских садах Великих Моголов. Основным источником воды для садов Великих Моголов были: (i) озера или резервуары (ii) колодцы или ступенчатые колодцы (iii) каналы, полученные из рек, и (iv) естественные источники.
Фонтан был символом «жизненного цикла», который поднимается, сливается и поднимается снова. В Раю было два фонтана: «Сальсабил» и «Уюн». 131 Салих Камбух, уроженец Лахора, очень художественно описал водную систему и ее символическое значение в саду Шаламара в Лахоре: «В центре этого земного рая течет священный ручей со своей полной элегантностью и пением, захватывающей и волнующей природой. и проходит через сады, орошая клумбы. Его вода прекрасна, как зелень. Огромный поток подобен облакам, проливающим дождь, и открывает двери божественного милосердия. Его шевронные узоры (абшар) подобны богослужению, где просвещаются сердца верующих. Моголы разработали гидравлическую систему, используя персидское колесо для подъема воды, и получили достаточное давление, необходимое для садов. Основная причина расположения садов на берегу реки заключалась в том, что вода поднималась до уровня ограды стоящим на берегу Персидским колесом, откуда она проводилась по акведуку в сад, где она текла с вершины реки. стена в терракотовой трубе, которая также создавала достаточное давление, необходимое для работы фонтанов. [14]
Дизайн и символика
[ редактировать ]Дизайн садов Великих Моголов происходит в первую очередь от средневековых исламских садов , хотя существуют кочевые влияния, исходящие из тюрко-монгольского происхождения Великих Моголов, а также присущие элементы Древней Персии . Джули Скотт Мейсами описывает средневековый исламский сад как « hortus conclusus , отгороженный стеной и защищенный от внешнего мира; внутри его дизайн был строго формальным, а внутреннее пространство было наполнено теми элементами, которые человек находит наиболее приятными в природе. особенности включали проточную воду (возможно, самый важный элемент) и бассейн, отражающий красоту неба и сада; деревья разных сортов, некоторые просто давали тень, а другие давали цветы, красочную и ароматную траву; обычно дико растущие под деревьями; птицы наполняют сад пением, все охлаждается приятным ветерком;
Сад может включать в себя приподнятый холм в центре, напоминающий гору в центре вселенной в космологических описаниях и часто увенчанный павильоном или дворцом». [16] Турецко-монгольские элементы сада Великих Моголов в первую очередь связаны с включением палаток, ковров и навесов, отражающих кочевые корни. Палатки указывали на статус в этих обществах, поэтому богатство и власть проявлялись как в богатстве тканей, так и в размере и количестве. [17]
Фонтан и проточная вода были ключевой особенностью садового дизайна Великих Моголов. Водоподъемные устройства, такие как персидские колеса с зубчатой передачей ( сакия), использовались для орошения и питания водотоков у гробницы Хумаюна в Дели, садов Акбара в Сикандре и Фатехпур-Сикхри, Лотосового сада Бабура в Дхолпуре и Шалимар Баг в Сринагаре. Королевские каналы были построены из рек для направления воды в Дели, Фатехпур-Сикхри и Лахор. Фонтаны и водоканалы садов Великих Моголов олицетворяли возрождение и возрождение жизни, а также прохладные горные ручьи Центральной Азии и Афганистана, которые так любил Бабур. Соответствующее давление на фонтаны оказывалось за счет гидравлического давления, создаваемого движением персидских колес или водоводов ( чаадар) по терракотовым трубам, или естественного гравитационного потока на террасах. Было зарегистрировано, что в Шалимар Баге в Лахоре было 450 фонтанов, а давление было настолько высоким, что воду можно было выбросить в воздух на высоту 12 футов, а затем упасть обратно вниз, создавая на поверхности воды волнистый цветочный эффект. [18]
Моголы были одержимы символами и разными способами включали их в свои сады. Стандартные коранические ссылки на рай заключались в архитектуре, планировке и выборе растительной жизни; но часто сопоставлялись более светские ссылки, включая нумерологические и зодиакальные значения, связанные с семейной историей или другим культурным значением. Числа восемь и девять считались благоприятными Моголами, и их можно найти в количестве террас или в садовой архитектуре, например, в восьмиугольных бассейнах. [19] Садовая флора имела и символическое значение. Кипарисы символизировали вечность, а цветущие фруктовые деревья символизировали обновление. [19]
Академические исследования
[ редактировать ]Ранние текстовые упоминания о садах Великих Моголов встречаются в мемуарах и биографиях императоров Великих Моголов, в том числе Бабура , Хумаюна и Акбара . Более поздние упоминания встречаются в «Отчетах об Индии», написанных различными европейскими путешественниками (например, Бернье). Первое серьезное историческое исследование садов Великих Моголов было написано Констанс Вильерс-Стюарт под названием «Сады Великих Моголов» (1913). [20] С ней консультировался Эдвин Лютиенс , и это, возможно, повлияло на его выбор стиля Великих Моголов для Сада вице-короля в 1912 году.
Сайты
[ редактировать ]Афганистан
[ редактировать ]Бангладеш
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Дели
[ редактировать ]- Могила Хумаюна , Восток Низамуддина.
- Кудсия Баг
- Амрит Удян
- Красный Форт
- Рошанара Баг
- Могила Сафдарджунга
- Шалимар Баг, Дели
Харьяна
[ редактировать ]Джамму и Кашмир
[ редактировать ]Карнатака
[ редактировать ]Махараштра
[ редактировать ]Пенджаб
[ редактировать ]Раджастан
[ редактировать ]- Сад Джахангира в Аджмере
- Сад Лотосов в Дхолпуре
Уттар-Прадеш
[ редактировать ]- Агра Форт
- Могила Акбара
- Арам Баг
- Хусро Баг
- Мехтаб Баг
- Тадж-Махал
- Могила Итимад-уд-Даулы
- Могила Мариам-уз-Замани
- Зенана Гарденс
Пакистан
[ редактировать ]- Чаубурджи
- Гулаби Баг
- Хазури Баг
- Хиран Минар , Шейхупура
- Четырехугольные сады форта Лахора
- Шахдара Баг
- Сады Шалимар, Лахор
- Могила Асиф Хана
- Могила Джахангира
- Сады Ва
- Сады Махабат-хана
- Барадари Камрана Мирзы
- Шахи Баг
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пенелопа Хобхаус; Эрика Ханнингер; Джерри Харпур (2004). Сады Персии . Калес Пресс. стр. 7–13. ISBN 9780967007663 .
- ^ РЕХМАН, АБДУЛ (2009). «Изменение концепций садового дизайна в Лахоре от Великих Моголов до наших дней». История сада . 37 (2): 205–217. ISSN 0307-1243 . JSTOR 27821596 .
- ^ Джеллико, Сьюзен. «Развитие сада Великих Моголов», МакДугалл, Элизабет Б.; Эттингхаузен, Рихард. Исламский сад, Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия (1976). стр109
- ^ Хусейн, Махмуд; Рехман, Абдул; Вескоат, Джеймс Л. младший. Сад Великих Моголов: интерпретация, сохранение и последствия, Ferozsons Ltd., Лахор (1996). стр. 207
- ^ Неру Мисра и Танай Мисра, Садовая гробница Хумаюна: обитель в раю, Aryan Books International, Дели, 2003 г.
- ^ Кох, Эбба. «Чар Баг завоевывает цитадель: очерк развития дворцового сада Великих Моголов», Хусейн, Махмуд; Рехман, Абдул; Вескоат, Джеймс Л. младший. Сад Великих Моголов: интерпретация, сохранение и последствия, Ferozsons Ltd., Лахор (1996). п. 55
- ↑ Со своим сыном Шахом Джаханом. Джеллико, Сьюзен «Развитие сада Великих Моголов» МакДугалл, Элизабет Б.; Эттингхаузен, Рихард. Исламский сад, Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия (1976). стр. 115
- ^ Мойнихан, Элизабет Б. Рай как сад в Персии и Индии Великих Моголов, Scholar Press, Лондон (1982), стр. 121-123.
- ^ Вильерс-Стюарт, CM (1913). Сады Великих Моголов . Адам и Чарльз Блэк, Лондон. п. 53.
- ^ Джеллико, Сьюзен «Развитие сада Великих Моголов» МакДугалл, Элизабет Б.; Эттингхаузен, Рихард. Исламский сад, Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета, Вашингтон, округ Колумбия (1976). стр. 121
- ↑ В персидской поэзии тюльпаны метафорически считаются «заклейменными любовью». Мейсами, Джули Скотт. «Аллегорические сады в персидской поэтической традиции: Незами, Руми, Хафез», Международный журнал ближневосточных исследований, Vol. 17, № 2 (май 1985 г.), с. 242
- ^ Дар 1982 , стр. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Дикки 1985 , с. 136
- ^ «История садов Великих Моголов» .
- ^ Браун, Ребекка (2015). Спутник азиатского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781119019534 . Проверено 20 мая 2017 г.
- ^ Мейсами, Джули Скотт. «Аллегорические сады в персидской поэтической традиции: Незами, Руми, Хафез», Международный журнал ближневосточных исследований, Vol. 17, № 2 (май 1985 г.), с. 231; Древнеперсидское слово «pairideaza» (транслитерируемое по-английски как «рай») означает «огороженный сад». Мойнихан, Элизабет Б. Рай как сад в Персии и Индии Великих Моголов, Scholar Press, Лондон (1982), с. 1.
- ^ Аллсен, Томас Т. Товар и обмен в Монгольской империи: культурная история исламского текстиля, Cambridge University Press (1997). стр. 12-26
- ^ Фатима, Садаф (2012). «Водопроводные сооружения в садах Великих Моголов». Труды Индийского исторического конгресса . 73 : 1268–1278. JSTOR 44156328 .
- ^ Перейти обратно: а б Мойнихан, Элизабет Б. Рай как сад в Персии и Индии Великих Моголов, Scholar Press, Лондон (1982). п100-101
- ^ Вильерс-Стюарт, Констанс Мэри (1913). Сады великих Моголов . А. и К. Блэк.
Источники
[ редактировать ]- Дар, Сайфур Рахман (1982). Исторические сады Лахора .
- Дикки, Джеймс (1985). «Сад Великих Моголов». Грабарь, Олег (ред.). Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . Том. 3. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004076115 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроу, Сильвия (2006). Сады Индии Великих Моголов: история и путеводитель . Книжный магазин Джея Кея. ISBN 978-8-187-22109-8 .
- Лерман, Йонас Бенцион (1980). Рай земной: сад и двор в исламе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04363-4 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-4025-1 .
- Вескот, Джеймс Л.; Вольшке-Бульман, Иоахим (1996). Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-884-02235-0 .