Jump to content

Коттеджный сад

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Розы , клематисы , соломенная крыша : коттеджный сад в Бретани .

Коттеджный сад представляет собой особый стиль, в котором используется неформальный дизайн, традиционные материалы, густые насаждения и смесь декоративных и съедобных растений. Англичанин по происхождению, он зависит от грации и очарования, а не от величия и формальной структуры. Уютные и функциональные сады, соединенные с коттеджами , возникли на протяжении веков, но их стилизованное переосмысление произошло в Англии 1870-х годов как реакция на более структурированные, строго поддерживаемые сады поместья с их формальным дизайном и массовыми посадками тепличных однолетних растений.

Первые дачные сады были более практичными, чем сегодняшние, с упором на овощи и травы, фруктовые деревья, возможно, улей и даже домашний скот. Цветы, используемые для заполнения пространства, постепенно стали более доминирующими. Традиционный сад коттеджа обычно был огорожен, возможно, с воротами с розами. Цветы, распространенные в ранних коттеджных садах, включали традиционные цветы флористов, такие как примулы и фиалки , а также цветы домашнего использования, такие как календула и различные травы . Другими были богато пахнущие старомодные розы , цветущие раз в году, и простые цветы, такие как ромашки . Со временем к некоторым большим усадебным садам добавились и коттеджные садовые участки.

Современные коттеджные сады включают в себя бесчисленное множество региональных и личных вариаций и включают в себя растительные материалы, такие как декоративные травы или местные растения, которых нет в сельских садах дачников. Традиционные розы с их насыщенным ароматом и пышной листвой продолжают оставаться основой дачного сада наряду с современными устойчивыми к болезням сортами, сохраняющими традиционные атрибуты. Неформальные вьющиеся растения, будь то традиционные или современные гибриды, также распространены, как и самосевные однолетние растения и свободно раскидистые многолетние растения, предпочитаемые в традиционных садах дачников.

Происхождение

[ редактировать ]
Народные коттеджи с соломенной крышей (построенные в 1812–1816 годах) на Воберн-стрит, Амптхилл , Бедфордшир, окруженные садом.

Коттеджные сады, возникшие в елизаветинские времена, по-видимому, возникли как местный источник трав и фруктов. [1] Одна из теорий состоит в том, что они возникли в результате Черной смерти 1340-х годов, когда смерть такого большого количества рабочих сделала землю доступной для небольших коттеджей с личными садами. [2] Согласно легенде о происхождении конца XIX века, [3] Эти сады изначально создавались рабочими, жившими в деревенских коттеджах, чтобы обеспечить их едой и травами, а для украшения высаживали цветы. Хелен Лич проанализировала историческое происхождение романтизированного коттеджного сада, подвергнув стиль сада строгому историческому анализу, а также декоративному горшку и саду с травами . Она пришла к выводу, что их происхождение связано не столько с садами рабочих XIX века, сколько с открытием праздными классами простых выносливых растений, отчасти благодаря трудам Джона Клавдия Лаудона . [4] Лаудон помог спроектировать поместье в Грейт-Тью , Оксфордшир , где работникам фермы были предоставлены коттеджи архитектурного качества, расположенные на небольшом участке или в большом саду (около акра), где они могли выращивать продукты питания и держать свиней и кур. [5]

Настоящие сады дачника -йомена включали бы улей и домашний скот, а часто и свинью, и свинарник, а также колодец. Крестьянин-дачник средневековья больше интересовался мясом, чем цветами, а травы выращивали для медицинских целей и приготовления пищи, а не ради их красоты. [2] К елизаветинским временам там было больше процветания и, следовательно, больше возможностей для выращивания цветов. Даже ранние цветы в дачном саду обычно имели свое практическое применение: на полу расстилали фиалки (из-за приятного аромата и защиты от вредителей); календула и примулы были привлекательны и использовались в кулинарии. Другие, такие как сладкая вильяма и мальва , выращивались исключительно ради их красоты. [6]

Разработка

[ редактировать ]

«Естественность» неформального дизайна начала замечать и развивать праздный класс британцев. Александр Поуп был одним из первых сторонников менее формальных садов, назвав в статье 1713 года сады с «приятной простотой неукрашенной природы». [7] Среди других писателей XVIII века, которые поощряли создание менее формальных и более естественных садов, были Джозеф Аддисон и лорд Шефтсбери . За эволюцией коттеджных садов можно проследить в выпусках журнала «Cottage Gardener » (1848–1861 гг.) под редакцией Джорджа Уильяма Джонсона , где упор делается исключительно на «цветы флориста», гвоздики и аурикулы причудливых сортов, которые первоначально выращивались как высококонкурентное хобби для рабочих. [8]

Восстановлена ​​граница Гертруды Джекилл в Мэнор-Хаусе, Аптон-Грей , Хэмпшир.

Уильям Робинсон и Гертруда Джекилл помогли популяризировать менее формальные сады в своих многочисленных книгах и журнальных статьях. Книга Робинсона «Дикий сад », опубликованная в 1870 году, содержала в первом издании эссе на тему «Сад британских полевых цветов», которое было исключено из более поздних изданий. [9] В своем «Английском цветочном саду» , иллюстрированном коттеджными садами Сомерсета, Кента и Суррея, он заметил: «Один урок этих маленьких садов, которые так прекрасны, заключается в том, что можно получить хорошие эффекты из простых материалов». [10] С 1890-х годов его давний друг Джекилл применял принципы коттеджного сада к более структурированному дизайну даже довольно больших загородных домов. «Ее цвет в цветочном саду» (1908) издается до сих пор.

Робинсон и Джекилл были частью Движения искусств и ремесел , более широкого движения в искусстве, архитектуре и ремеслах конца 19 века, которое выступало за возвращение к неформальному стилю посадки, заимствованному как из романтической традиции, так и из реального английского коттеджного сада. . [11] Выставка искусств и ремесел 1888 года положила начало движению к идеализированному стилю естественного загородного сада. [12] Садовые проекты Робинсона и Джекила часто ассоциировались с домами в стиле декоративно-прикладного искусства. [13] Оба находились под влиянием Уильяма Морриса , одного из лидеров Движения искусств и ремесел — Робинсон цитировал взгляды Морриса, осуждающие ковровые покрытия ; Джекилл разделял мистический взгляд Морриса на природу и использовал цветочные узоры на его тканях для своего садового стиля. [14] Когда Моррис построил свой Красный дом в Кенте, это повлияло на новые идеи в архитектуре и садоводстве: «старомодный» сад внезапно стал модным аксессуаром среди британского художественного среднего класса, а эстетика коттеджного сада начала эмигрировать в Америку. [15]

Хелен Аллингем, акварель, изображающая элитные пионы и современные дельфиниумы в идеализированном коттеджном саду, 1909 год.

В начале 20 века термин «коттеджный сад» мог применяться даже к такому большому и изысканному саду, как поместье Хидкот , которое Вита Саквилл-Уэст описала как «коттеджный сад самого прославленного масштаба». [16] но где цветовые гармонии были тщательно продуманы и контролировались, как в знаменитых «Красных границах». Саквилл-Уэст взяла аналогичные модели для своего собственного «коттеджного сада», одной из многих «садовых комнат» в замке Сиссингхерст . По ее мнению, коттеджный сад представлял собой место, где «растения растут в беспорядке, цветущие кусты смешаны с розами, [17] травянистые растения с луковичными предметами, вьющиеся растения, карабкающиеся по живой изгороди, саженцы, вырастающие там, где они решили посеять себя». [16] Идеал коттеджного сада также распространяли такие художники, как акварелистка Хелен Аллингем (1848–1926). [18] Еще одно влияние оказала Марджери Фиш (1892–1969), чей сад сохранился в поместье Ист-Ламбрук . [19]

Коттеджный сад во Франции – это застройка начала 20 века. Живерни Ярким примером является сад Моне в : обширный сад, полный разнообразных растений, насыщенных цветов и водных садов. В наше время термин «коттеджный сад» используется для описания любого количества неформальных садовых стилей, в которых используется дизайн и растения, сильно отличающиеся от их традиционного английского коттеджного садового происхождения. Примеры включают региональные вариации с использованием схемы травяных прерий (на Среднем Западе Америки) и коттеджных садов из чапараля в Калифорнии. [20]

В то время как классический коттеджный сад строится вокруг коттеджа , многие сады в коттеджном стиле создаются вокруг домов и даже поместий, таких как Hidcote Manor с его более интимными «садовыми комнатами». [21] [22] Дизайн дачного сада основан больше на принципах, чем на формулах: он имеет неформальный вид, с, казалось бы, непринужденной смесью цветов, трав и овощей, часто умещающихся на небольшой площади. Несмотря на свой внешний вид, коттеджные сады имеют дизайн и формальность, которые придают им изящество и очарование. Из-за ограниченности пространства они часто располагаются на небольших прямоугольных участках с практичными дорожками и живыми изгородями или заборами. Растения, планировка и материалы выбраны так, чтобы создать впечатление непринужденности и деревенской атмосферы. [23] В современных коттеджных садах часто используются местные цветы и материалы, а не традиционные коттеджные сады. Что их объединяет с традицией, так это неизученный вид, использование каждого квадратного дюйма и богатое разнообразие цветов, трав и овощей. [24]

Коттеджный сад спроектирован так, чтобы выглядеть бесхитростным, а не надуманным или претенциозным. Вместо художественных изгибов или величественной геометрии — искусно продуманная неровность. Бордюры могут доходить до самого дома, газоны заменяются пучками травы или цветов, а ширина грядок может быть любой ширины. Вместо дисциплины крупномасштабных цветовых схем наблюдается простота гармоничных цветовых сочетаний соседних растений. Общий вид может напоминать «огород, заросший цветами». [22] Метод посадки плотно прилегающих растений должен был сократить количество требуемых прополок и поливов. Но некоторые особенности, такие как засаженные камнем дорожки, газонные дорожки или подстриженные живые изгороди, поросшие своенравной лозой, по-прежнему требуют своевременного ухода.

Материалы

[ редактировать ]

Дорожки, беседки и заборы выполнены из традиционных или старинных материалов. Деревянные заборы и ворота, дорожки, покрытые кирпичом или камнем местного производства, а также беседки из натуральных материалов — все это придает коттеджному саду более непринужденный и менее формальный вид. [25] В горшках, украшениях и мебели также используются натуральные материалы с традиционной отделкой — все подобрано так, чтобы создать впечатление старомодного загородного сада. [23]

Растения

[ редактировать ]

До конца 19 века на дачных огородах в основном выращивали овощи для домашнего потребления. Обычно половина сада используется для выращивания картофеля , а половина — для выращивания других овощей, а также некоторых кулинарных и лекарственных трав. Джон Клавдий Лаудон много писал о коттеджных садах в своей книге «Энциклопедия садоводства» (1822 г.) и в «Журнале садовода» за 1826 г. В 1838 г. он писал: «Я редко наблюдаю в коттеджном саду что-либо, кроме картофеля, капусты, фасоли и французской фасоли; в немногих случаях лук и пастернак и очень редко несколько горошин». [26] В выпуске журнала The Farmer's Magazine за 1865 год отмечалось, что «в Ирландии и на большей части высокогорья Шотландии картофель - единственное, что выращивается в коттеджном саду». [27]

Современные растения для дачного сада, как правило, представляют собой цветы, выбранные из-за их старомодной и неформальной привлекательности. Многие современные садоводы используют семейные реликвии или «старомодные» растения и сорта, даже если это не настоящие или традиционные растения для дачного сада. [28] Кроме того, существуют современные сорта цветов, которые вписываются в образ дачного сада. Например, современные розы, выведенные Дэвидом Остином, были выбраны для дачных садов из-за их старомодного вида (многолепестковая форма и розеткообразные цветы) и аромата в сочетании с современными достоинствами морозостойкости, повторного цветения и устойчивости к болезням. . [29] В современных коттеджных садах часто используются местные растения и растения, адаптированные к местному климату, вместо того, чтобы пытаться заставить традиционные английские растения расти в несовместимой среде, хотя многие из старых фаворитов процветают в коттеджных садах по всему миру. [30]

Альпинистский вид элитного вида спорта «Сувенир де ла Мальмезон» , представленный до 1893 года, типичный для современного коттеджного сада.

Дачные сады всегда ассоциируются с розами: кустовыми, плетистыми и старыми садовыми розами с пышной листвой, в отличие от долговязых современных чайно-гибридных роз. К старым дачным садовым розам относятся культивируемые формы Rosa Gallica , которые образуют плотные холмистые кусты высотой и шириной 3–4 фута с цветками от бледно-розового до фиолетового цвета, от одиночных до полностью махровых. Они также очень ароматны и включают древнюю аптечную розу ( R. Gallica 'Officinalis'), пурпурные цветы которой сохранились исключительно ради их аромата. Еще одна старая ароматная садовая роза — дамасская роза , которую до сих пор выращивают в Европе для использования в парфюмерии. Культивированные формы этого растения вырастают на высоту от 4 до 6 футов и выше, имеют слегка изогнутые стебли, которые придают саду неформальный вид. Еще выше обычно розы Альба, которые не всегда белые и хорошо цветут даже в полутени. [31]

Роза Прованса или Rosa centifolia — это полная и толстая «капустная роза», прославленная голландскими мастерами на картинах 17 века. Эти очень ароматные кустовые розы вырастают до 5 футов в высоту и ширину, имеют гибкую форму, чему способствует тренировка на арке или колонне. Розы центифолия дали много потомков, которые также являются фаворитами дачных садов, в том числе разновидности моховой розы (розы с привлекательными «мшистыми» наростами на цветоносах и цветочных бутонах). В отличие от большинства современных гибридов, старые розы цветут на прошлогодней древесине, поэтому их не обрезают каждый год. Кроме того, поскольку они не цветут непрерывно, они могут делиться своими ветвями с вьющимися растениями, цветущими позже, такими как лозы клематиса , которые используют ветви розы в качестве опоры. Роза в дачном саду не отделяется от других роз под голой землей или мульчей, а небрежно смешивается с другими цветами, виноградными лозами и почвопокровными растениями. [32]

С появлением китайских роз (полученных от Rosa chinensis ) в конце 18 века, было выведено множество гибридов, которые имели ремонтантный (повторноцветущий) характер китайских роз, но сохраняли неформальную форму и цветок старой розы. К ним относятся роза Бурбон и роза Нуазетт , которые были добавлены в репертуар роз коттеджного сада, а также, совсем недавно, гибридные «английские» розы, представленные Дэвидом Остином . [33]

Вьющиеся растения

[ редактировать ]
Клематис виталба

У многих старых роз были сорта, у которых были очень длинные стебли, которые можно было привязывать к решеткам или к стенам. Эти старые сорта называются «рамблеры», а не «альпинисты». [34] Вьющиеся растения в традиционном коттеджном саду включали жимолость европейскую ( Lonicera periclymenum ) и радость путешественника ( Clematis Vitalba ). Современный дачный сад включает в себя множество гибридов клематисов , сохранивших прежнюю привлекательность, с редкой листвой, что позволяет им расти среди роз и деревьев, а также вдоль заборов и беседок. [35] В современном дачном саду также используется множество видов клематисов, в том числе Clematis Armandii , Clematis chrysocoma и Clematis flammula . Популярные жимолости для дачных садов включают жимолость японскую и Lonicera tragophylla . [36]

Живая изгородь

[ редактировать ]

В традиционном коттеджном саду живая изгородь служила забором по периметру, чтобы не допускать мародерства домашнего скота и обеспечивать конфиденциальность, а также выполнять другие практические задачи. Из листьев боярышника можно было приготовить вкусную закуску или чай, а из цветков делали вино. Быстрорастущая бузина , помимо создания живой изгороди, давала ягоды для еды и вина, а цветы обжаривали в кляре или делали примочки и мази. Древесина имела множество применений, включая игрушки, колышки, шампуры и удочки. Падуб был еще одним растением для живой изгороди, полезным, потому что он быстро распространялся и давал самосев. Бирючина также была удобной и быстрорастущей живой изгородью. Со временем для дачных садовых изгородей стали популярными более декоративные и менее утилитарные растения, в том числе лавр , сирень , снежноягодник , японка и другие. [37]

Цветы и травы

[ редактировать ]
Лаванда

Популярные цветы в традиционном коттеджном саду включали цветы флористов, выращенные энтузиастами, такие как фиалки, гвоздики и примулы. [35] — и те, которые выращены с более практическими целями. Например, календулу , выращиваемую сегодня почти исключительно из-за ее ярко-оранжевых цветков, ценили в первую очередь для употребления в пищу, для придания цвета маслу и сыру, для придания гладкости супам и рагу, а также для всевозможных лечебных мазей и препаратов. и травы дачного сада Как и многие старые однолетние , он свободно сеется самостоятельно, что облегчает его выращивание и распространение. [38] Другие популярные однолетние растения в коттеджном саду включали фиалки , анютины глазки , подвои и резеду . [28]

Многолетние растения были самой многочисленной группой традиционных цветов для дачного сада. [35] - к растениям с долгой историей дачного сада относятся мальвы , гвоздики , душистые вильямы , маргаритки , бархатцы , лилии , пионы , тюльпаны , крокусы , наперстянки , маргаритки , монашество , лаванда , колокольчики , печать Соломона , вечерняя примула , ландыш. долина , примула , первоцветы и многие сорта роз . [28]

Сегодня травы обычно считаются кулинарными растениями, но в традиционном дачном саду ими считались любые растения, используемые в домашнем хозяйстве. Травы использовались для изготовления лекарств, туалетных принадлежностей и чистящих средств. На полу расстилали ароматные травы вместе с тростником, чтобы скрыть запахи. Некоторые травы использовались для окраски тканей. [39] Традиционные травы для дачного сада включали шалфей , тимьян , южное дерево , полынь , кошачью мяту , пиретрум , медуницу , мыльницу , иссоп , ясменник душистый и лаванду. [40] [41]

Фрукты в традиционном коттеджном саду включали бы яблоко и грушу , сидр и перри . [42] крыжовник и малина. Современный дачный сад включает в себя множество разновидностей декоративных фруктовых и ореховых деревьев, таких как яблони и лещина , а также нетрадиционные деревья, такие как кизил . [43]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Райри, Чарли (2004). Дачный сад: как спланировать и посадить сад, который растет сам . Коллинз и Браун . п. 7. ISBN  1-84340-216-5 .
  2. ^ Jump up to: а б Скотт-Джеймс, Энн; Осберт Ланкастер (2004). Сад удовольствий: иллюстрированная история британского садоводства . Издательство Фрэнсис Линкольн . п. 80. ИСБН  978-0-7112-2360-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Энн Скотт-Джеймс , Коттеджный сад (Лондон: Лейн) 1981, демифологизировала происхождение английского коттеджного сада и его заветного топиария среди овощей и цветов, которые, как принято считать, представляют собой семейные реликвии семнадцатого века.
  4. ^ Лич, Хелен (2000). Культивирование мифов: вымысел, факты и мода в истории садов . Окленд: Годвит . ISBN  1-86962-049-6 .
  5. ^ Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , Говард Колвин, издательство Йельского университета , 2008 г. ISBN   0-300-12508-9 , стр. 659.
  6. ^ Ллойд, Кристофер; Ричард Берд (1999). Коттеджный сад . Жаки Херст. Дорлинг Киндерсли . стр. 6–9. ISBN  978-0-7513-0702-3 .
  7. ^ Рейнольдс, Майра (1896). Обращение к природе в английской поэзии между Поупом и Вордсвортом . Издательство Чикагского университета . п. 253 .
  8. ^ Гулд, Джим (весна 1988 г.). «Флористы Личфилда». История сада . 16 (1). История сада, Том. 16, № 1: 17–23. дои : 10.2307/1586902 . JSTOR   1586902 .
  9. ^ Массингем, Бетти (1978). «Уильям Робинсон: Портрет». История сада . 6 (1). Общество истории садов: 61–85. дои : 10.2307/1586557 . JSTOR   1586557 . п. 63ф.
  10. ^ Массингем, с. 71.
  11. ^ Кендл, Тони; Стивен Форбс (1997). Охрана городской природы: управление ландшафтом в городской сельской местности . Тейлор и Фрэнсис . п. 79. ИСБН  978-0-419-19300-5 .
  12. ^ Хорвуд, Кэтрин (2008). История горшков: история растений в доме . Издательство Фрэнсис Линкольн. п. 151. ИСБН  978-0-7112-2800-9 .
  13. ^ Каммен, Кэрол; Норма Прендергаст (2000). Энциклопедия краеведения . Роуман Альтамира. п. 205. ИСБН  978-0-7425-0399-1 .
  14. ^ Гамильтон, Джилл; Пенни Харт; Джон Симмонс (1998). Сады Уильяма Морриса . Издательство Фрэнсис Линкольн. п. 87. ИСБН  978-0-7112-1370-8 .
  15. ^ Клейтон, Вирджиния Таттл (2000). Садовник прошлого и будущего: садовые сочинения золотого века журналов, 1900–1940 гг . Издательство Дэвида Р. Година. п. хх. ISBN  978-1-56792-102-1 .
  16. ^ Jump up to: а б Вита Саквилл-Уэст, «Поместье Хидкот», Журнал Королевского садоводческого общества 74 (1949:476-81), как отметил Брент Эллиотт в «Историческом возрождении в двадцатом веке: краткое введение» Garden History 28.1 , Обзор Пейзаж двадцатого века (лето 2000: 17–31)
  17. ^ «Старые розы», которые заново открыла Вита Саквилл-Уэст, были завезены французскими производителями в 1830-х и 1840-х годах. См. Грэм Стюарт Томас , «Старые кустарниковые розы» .
  18. ^ Хант, Джон Диксон; Иоахим Вольшке-Бульман (1993). Народный сад: коллоквиум в Думбартон-Оксе по истории ландшафтной архитектуры XIV . Думбартон Оукс . п. 9. ISBN  978-0-88402-201-5 .
  19. ^ Запись ODNB о Марджери Фиш, автор: Кэтрин Хорвуд. Получено 1 декабря 2012 г. (с платной оплатой)
  20. ^ Уайт, Ли Энн (2001). Изучение садового стиля: креативные идеи от лучших садовников Америки . Тонтон Пресс. п. 95. ИСБН  978-1-56158-474-1 .
  21. ^ «Проектирование дачного сада» . aggie-horticultural.tamu.edu. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 28 декабря 2008 г.
  22. ^ Jump up to: а б Тернер, Роджер (2005). Дизайн в саду коллекционера растений . Лесной Пресс. п. 172. ИСБН  978-0-88192-690-3 .
  23. ^ Jump up to: а б Уильямс, Робин (1995). Королевское садоводческое общество (ред.). Дизайнер сада . Издательство Фрэнсис Линкольн. п. 190. ИСБН  978-0-7112-0812-4 .
  24. ^ Уайт, Ли Энн (2001). Изучение садового стиля: креативные идеи от лучших садовников Америки . Тонтон Пресс. стр. 89–93. ISBN  978-1-56158-474-1 .
  25. ^ Ллойд, Кристофер; Ричард Берд (1999). Коттеджный сад . Жаки Херст. Дорлинг Киндерсли. п. 6. ISBN  978-0-7513-0702-3 .
  26. ^ «Директивные советы по эффективному выращиванию дачных садов». Журнал садовника (декабрь). Дж. К. ЛУДОН: 648. 1832.
  27. ^ «Кухня в коттедже». Журнал Фермера . 27 . Роджерсон и Таксфорд: 145. 1865.
  28. ^ Jump up to: а б с Скотт-Джеймс, Сад наслаждений , с. 83.
  29. ^ Ли Энн Уайт, Ли Энн Уайт (2001). Изучение садового стиля . Тонтон Пресс. п. 106. ИСБН  978-1-56158-474-1 .
  30. ^ Уайт, Ли Энн (2001). Изучение садового стиля: креативные идеи от лучших садовников Америки . Тонтон Пресс. п. 92. ИСБН  978-1-56158-474-1 .
  31. ^ Шульман, Эндрю; Жаклин Кох (2004). Северо-западный коттеджный сад . Книги Саскватча. стр. 131–132. ISBN  978-1-57061-363-0 .
  32. ^ Шульман, Эндрю; Жаклин Кох (2004). Северо-западный коттеджный сад . Книги Саскватча. стр. 132–133. ISBN  978-1-57061-363-0 .
  33. ^ Шульман, Эндрю; Жаклин Кох (2004). Северо-западный коттеджный сад . Книги Саскватча. стр. 134–138. ISBN  978-1-57061-363-0 .
  34. ^ Бойтлер, Линда (2004). Садоводство с клематисами . Лесной Пресс. п. 88. ИСБН  978-0-88192-644-6 .
  35. ^ Jump up to: а б с Филипс, Сью (2003). Дачные садовые цветы . Стерлинг Издательская компания. п. 18. ISBN  978-1-84403-065-1 .
  36. ^ Сквайр, Дэвид; Алан Бриджуотер (2006). Специалист по вьющимся растениям . Джилл Бриджуотер. Стерлинг Издательская компания. п. 55. ИСБН  978-1-84537-105-0 .
  37. ^ Портер, Валери (2006). Вчерашняя деревня . Дэвид и Чарльз. стр. 47–48. ISBN  978-0-7153-2196-6 .
  38. ^ Гарднер, Джо Энн; Холли С. Догерти (2005). Цветущие травы . Лесной Пресс. п. 109. ИСБН  978-0-88192-698-9 .
  39. ^ Филипс, Сью (2003). Дачные садовые цветы . Стерлинг Издательская компания. п. 17. ISBN  978-1-84403-065-1 .
  40. ^ Гарланд, Сара (2003). Травяной сад . Издательство Фрэнсис Линкольн. п. 52. ИСБН  978-0-7112-2057-7 .
  41. ^ Гарднер, Джо Энн; Холли С. Догерти (2005). Цветущие травы . Лесной Пресс. стр. 36–37. ISBN  978-0-88192-698-9 .
  42. ^ Сырые фрукты, которые считались неперевариваемыми, до двадцатого века ели мало.
  43. ^ Филипс, Сью (2003). Дачные садовые цветы . Стерлинг Издательская компания. стр. 18–19. ISBN  978-1-84403-065-1 .
Библиография
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abb2303736aefbd0af55ffd82e3ad2dc__1703454900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/dc/abb2303736aefbd0af55ffd82e3ad2dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cottage garden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)