Топиарий

Топиарий — это садоводческая практика выращивания многолетних растений путем обрезки и ветвей деревьев , для кустарников и кустарников листвы создания и поддержания четко определенных форм. [1] будь то геометрический или причудливый. Этот термин также относится к растениям, которым была придана такая форма. Как форма искусства это разновидность живой скульптуры . Это слово происходит от латинского слова, обозначающего - садовника декоратора , топиария , создателя топий или «мест», греческого слова, которое римляне также применяли к вымышленным внутренним пейзажам, выполненным фреской .
Растения, используемые в топиарии , вечнозеленые , в основном древесные , имеют маленькие листья или иголки , дают густую листву и имеют компактный и/или столбчатый (например, быстрорастущий) рост. Обычные виды, выбираемые для топиария, включают сорта самшита европейского ( Buxus sempervirens ), туи ( Thuja виды ), лавра ( виды Laurus nobilis ), падуба ( виды Ilex ), мирта ( Eugenia или Myrtus виды ), тиса (виды Taxus ) и бирючины. ( вид Ligustrum ). [2] В современном топиарии иногда используются фигурные проволочные клетки, чтобы направлять неопытных ножниц, но традиционный топиарий зависит от терпения и твердой руки; Мелколистным плющом можно укрыть клетку и через несколько месяцев придать вид топиария. Живая изгородь — это простая форма топиария, используемая для создания границ, стен или экранов.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]
Европейский топиарий восходит к римским временам. Плиния «Естественная история» и эпиграммист Марциал приписывают Гаю Матию Кальвину из круга Юлия Цезаря введение первого топиария в римские сады , а Плиний Младший описывает в письме сложные фигуры животных, надписи, шифры и обелиски в подстригал зелень на своей тосканской вилле (Послание т. 6 к Аполлинару). В атриуме римского дома или виллы , месте, которое раньше было довольно простым, искусство топиария создавало миниатюрный пейзаж ( топос ), в котором можно было использовать искусство замедления роста деревьев, о котором также неодобрительно упоминал Плиний ( «Historia Naturalis»). хii.6).
Дальневосточный топиарий
[ редактировать ]Стрижка и формировка кустарников и деревьев в Китае и Японии практиковались с одинаковой строгостью, но по разным причинам. Цель состоит в том, чтобы добиться искусного выражения «естественной» формы почтенного возраста сосен, которой придали характер силы ветра и погоды. Их наиболее концентрированное выражение находится в родственных искусствах китайского пенцзин и японского бонсай .
Японская обрезка облаков ближе всего к европейскому искусству: облачные формы подстриженных растений созданы для того, чтобы лучше всего их можно было оценить после выпадения снега. В японских садах дзен ( карэсансуи , сухие альпинарии) широко используются карикоми (топиарная техника обрезки кустарников и деревьев в большие изогнутые формы или скульптуры) и хако-дзукури (кусты, подстриженные в коробочки и прямые линии).

Топиарий эпохи Возрождения
[ редактировать ]С момента своего европейского возрождения в 16 веке топиарий можно было увидеть в партерах и террасах садов европейской элиты, а также в простых коттеджных садах ; Барнаб Гудж около 1578 года обнаружил, что «женщины» (обозначение неблагородного класса) стригут розмарин «как телега, павлин или что-то еще, что им нравится». [3] В 1618 году Уильям Лоусон предложил
- Ваш садовник может придать вашему меньшему лесу форму вооруженных людей в поле, готовых дать бой: или быстро бегущих серых гончих, преследующих оленей, или охотящихся на зайца. Такая охота не опустошит ни вашего зерна, ни вашей монеты. [4]
Традиционные формы топиариев используют обрезку и/или придание листвы геометрических форм, таких как шары или кубы, обелиски , пирамиды, конусы или многоярусные пластины и сужающиеся спирали. Популярны также репрезентативные формы, изображающие людей, животных и искусственные объекты. Королевский ботаник Джон Паркинсон нашел бирючину «настолько подходящей, что никто другой не может быть похож на нее, чтобы его можно было разрезать, вести и придавать какую угодно форму: зверей, птиц, людей, вооруженных или иным образом». Однако вечнозеленые растения обычно были первым выбором для топиариев раннего Нового времени, однако среди тис и самшит других растений лидировали .
Топиарий в Версале и его подражателях никогда не был сложным: низкие живые изгороди, перемежающиеся деревьями в горшках, подстриженными в виде шаров на штандартах, прерываемые обелисками по углам, придавали вертикальные черты партерным садам с плоским рисунком. Скульптурные формы придавали каменные и свинцовые скульптуры. Однако в Голландии установилась мода на более сложные конструкции топиариев; этот франко-голландский стиль сада распространился в Англии после 1660 года, но к 1708-09 годам тщетно ищут причудливые топиарии среди подстриженных живых изгородей и бордюров, а также стоячих конусов и обелисков аристократических и дворянских английских партерных садов в Британии Кипа и Найффа. Иллюстрата .
Упадок в 18 веке
[ редактировать ]
В Англии топиарии как мода были практически уничтожены знаменитым сатирическим эссе «Зеленая скульптура», которое Александр Поуп опубликовал в недолговечной газете «Гардиан» 29 сентября 1713 года с пародийным каталогом описаний
- Адам и Ева в тисе; Адам немного разбит падением дерева познания во время великой бури; Ева и змей очень процветают.
- , Вавилонская башня еще не законченная.
- Святой Георгий в коробке ; его рука недостаточно длинная, но к апрелю следующего года он будет в состоянии прикрепить дракона .
- свинья Быстрорастущая , превращенная в дикобраза из -за того, что ее забыли на неделю в дождливую погоду.
В 1720-х и 1730-х годах поколение Чарльза Бриджмена и Уильяма Кента очистило английский сад от живых изгородей, лабиринтов и топиариев. Хотя топиарий потерял популярность в аристократических садах, он продолжал встречаться в садах дачников , где единственный образец традиционных форм - шар, дерево, подстриженное до конуса в несколько четко разделенных ярусов, тщательно подстриженное и, возможно, увенчанное топиарием. павлин, может быть передан как семейная реликвия. Такой семейной реликвией, но героического масштаба, был древний церковный тис из Харлингтона, к западу от Лондона , увековеченный на гравированном плакате 1729 года с иллюстрацией с восторженным восхвалением стихов его преданным приходским клерком и топиаристом. [5] Харлингтонский тис, ранее имеющий форму обелиска на квадратном постаменте, увенчанного десятифутовым шаром, увенчанным петушком, сохранился и сегодня, не постригшийся в течение последних двух столетий.
Возрождение
[ редактировать ]
Возрождение топиариев в английском садоводстве соответствует возрождению « якобетского » вкуса в архитектуре; Джон Лаудон в 1840-х годах был первым писателем-садоводом, выразившим чувство утраты из-за того, что топиарий был удален из английских садов. Искусство топиариев с закрытыми садовыми «комнатами» поразило английскую садовую публику благодаря зрелым образцам в замке Элвастон в Дербишире, которые открылись для всеобщего обозрения в 1850-х годах и произвели сенсацию: «через несколько лет появились архитектурные топиарии. по всей стране (прошло еще 25 лет, прежде чем скульптурные топиарии стали популярными)». [6] Следующее поколение, представленное Джеймсом Ширли Хиббердом , заново открыло для себя очарование топиариев как часть мистики «английского коттеджного сада », которая была одновременно изобретена и возрождена с 1870-х годов:
Возможно, это правда, как я считаю, что естественная форма дерева является самой красивой из возможных для этого дерева, но может случиться так, что нам нужна не самая красивая форма, а форма, созданная нами самим и выразительная. нашей изобретательности
Классическое заявление о британского искусства и ремесел возрождении топиариев среди роз и смешанных травянистых бордюров , обычно характеризуемое как «старомодный сад» или «голландский сад». [7] можно было найти в книге «Топиарий: садовое мастерство из тиса и самшита» ( Натаниэля Ллойда 1867–1933), который вышел на пенсию в среднем возрасте и занялся архитектурным дизайном при поддержке сэра Эдвина Лютьенса . Собственный особняк Ллойда с деревянным каркасом, Грейт-Дикстер , Сассекс, остается воплощением этой стилизованной смеси топиариев с «коттеджными» посадками, которую практиковали Гертруда Джекилл и Эдвин Лютиенс в плодотворном партнерстве. Новый словарь садоводства, включающий топиарии, потребовал небольшой дорогостоящей реструктуризации: «В Лайм-Парке , Чешир, сад превратился из итальянского сада в голландский сад без каких-либо изменений на земле», - отметил Брент Эллиот в 2000 году. [7]
Американцы в Англии были чувствительны к обновленному очарованию топиариев. Когда Уильям Уолдорф Астор купил замок Хевер в Кенте примерно в 1906 году, ров, окружающий дом, не позволял добавить крылья для слуг, гостей и слуг гостей, которых требовал стиль Астора. Соответственно, он построил деревню в аутентичном стиле эпохи Тюдоров, чтобы вместить перелив, со «Старым английским садом», включая живую изгородь с подпорками и отдельно стоящие топиарии. [7] В предыдущее десятилетие американцы-эмигранты во главе с Эдвином Остином Эбби создали англо-американское общество на Бродвее, Вустершир , где топиарий был одним из элементов «котсуолдского» стиля дома и сада, который вскоре был натурализован среди американцев высшего сословия дома. . Топиарий, который встречался в очень немногих американских садах 18-го века, приобрел популярность среди садов колониального возрождения и величественной манеры американского Возрождения 1880–1920 годов. Интерес к возрождению и поддержанию исторических садов в 20 веке привел к пересадке топиарного лабиринта в Губернаторском дворце в колониальном Вильямсбурге в 1930-х годах.
20 век
[ редактировать ]Американский портативный топиарий был представлен в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней помог воплотить в жизнь эту новую среду, желая воссоздать персонажей своих мультфильмов по всему своему тематическому парку в виде ландшафтных кустарников. Этот стиль топиария основан на каркасе из стальной проволоки подходящей формы, через который растения со временем вытягиваются по мере роста. Каркас, который остается постоянным ориентиром для обрезки, можно либо набить мхом-сфагнумом, а затем посадить, либо разместить вокруг кустарника. Скульптура медленно трансформируется в постоянный топиарий по мере того, как растения заполняют рамку.Этот стиль привел к творческим выставкам и фестивалям на курортах и в парках Диснея , а мозаичная культура (множество типов и стилей растений, создающих мозаику, живая скульптура ) во всем мире включает впечатляющую экспозицию на летних Олимпийских играх 2008 года в Китае. Живые корпоративные логотипы вдоль обочин дорог, зеленые крыши и живые стены , которые биофильтруют воздух, являются ответвлениями этой технологии.
Искусственный топиарий – еще одно ответвление, похожее на концепцию искусственных елок . Этот топиарий имитирует стиль жилых версий и часто используется для озеленения дома или офиса. На стиль, дизайн и методологию изготовления различных видов топиариев выдаются патенты. [8] [9]
Известные топиарии
[ редактировать ]- Топиари в Рейлтоне, город Топиари, Тасмания, Австралия
- Топиарные слоны в Королевском дворце Банг Па-Ин
- Топиарий в Кингстон Лейси , Великобритания
- Топиарные птицы в саду поместья Хидкот
- Топиарный сад в поместье д'Эриньяк , Франция.
- Дорога к церкви Святого Петра в Хенфилде окружена топиариями.
- Топиарий домик
- Топиарная свинья в Халтоне, Нортумберленд.
- Топиарий в Ботаническом саду Тируванантапурам
- Живая изгородь в форме дракона, Ист-Радхэм
Австралия
[ редактировать ]- Рейлтон, Тасмания, известный как Топиарный город Рейлтон [10]
Азия
[ редактировать ]- Мозаикультура 2006 ( Шанхай, Китай ) [11]
- Самбан -Лей Секпил в Манипуре , Индия Согласно Книге рекордов Гиннеса, , строительство которого началось в 1983 году и недавно достигло высоты 18,6 м (61 фут), является самым высоким топиарием в мире . Ему вырезают из Duranta erecta , кустарника, широко используемого в садах Манипури, в многоярусную форму, называемую секпил или сатра , в честь лесного бога Уманг Лая.
- Королевский дворец в Банг Па-Ин в Таиланде
- Террасный сад в Чандигархе , Индия, украшен топиариями в виде животных работы Нариндера Кумара Шармы в качестве аттракциона для детей. [12]
Центральная Америка
[ редактировать ]- Парк Франсиско Альварадо, Сарсеро , Коста-Рика
Южная Америка
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]- Кливден (Бакингемшир, Англия)
- Левенс Холл (Камбрия, Англия)
- Главный топиарный сад был заложен в конце 17 века М. Бомоном, французским садовником, который разбил сады Хэмптон-Корта (которые были воссозданы в 1980-х годах). Левенс-холл занесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший сад топиариев в мире.
- Железнодорожная станция Топшем (Девон, Англия) Пример топиарной надписи.
- Канонс Эшби (Нортгемптоншир, Англия) Сад XVI века, переработанный в 1708 году.
- Стиффки (Норфолк, Англия)
- Несколько неформальных рисунков, включая ряд слонов на коттедже Нелли и гитару.
- Сад поместья Хидкот (Глостершир, Англия)
- Найтшейес Корт (Девон, Англия)
- Поместье Оулпен (Глостершир, Англия) Террасный сад конца 16-начала 17 веков на склоне холма, переустроенный в 1720-х годах, с «темными тайными комнатами из тиса» (Вита Саквилл-Уэст).
- Большие сады Дикстера (Восточный Суссекс, Англия): заложены Натаниэлем Ллойдом, автором книги о топиариях, а сохранены и расширены его сыном, садовым писателем Кристофером Ллойдом .
- Приорат Мач-Венлок , Шропшир
- Сады замка Драммонд (Пертшир, Шотландия)
- Портмейрион (Сноудония, Уэльс)
- Парк Топиарес ( Дюрбюи , Бельгия)
- Большой топиарный сад (10 000 м2). 2 ) с более чем 250 фигурами.
- Замок Вилландри , Франция.
- Вилла Ланте (Баньайя, Италия)
- Сад Джусти [13] (Верона, Италия)
- Замок Балдуино (Монтальто Павезе, Италия)
- Музей Гуггенхайма ( Бильбао , Испания ): огромная скульптура вест-хайленд-уайт-терьера, созданная художником Джеффом Кунсом , которая, по мнению экспертов и ученых, является самой большой в мире топиарной собакой.
- Сад Цубо-эн Дзен в Лелистаде , Нидерланды, представляет собой частный современный японский сад Дзен (каресансуи, сухие камни), в котором широко используются так называемые О-карикоми в сочетании с Хако-дзукури (см. выше).
Всесезонный крупный план Цубо-эн (Нидерланды) О-карикоми, топиарий хако-дзукури. - Сады Версальского дворца за пределами Парижа, Франция
Северная Америка
[ редактировать ]
- 140-летний топиарий из местной белой сосны и туи.
- Сад топиариев в Мэриленде, созданный отмеченным наградами художником-топиарием Харви Лэдью в конце 1930-х годов. Расположен примерно на полпути между северным пригородом Балтимора и южной границей Пенсильвании. Самый известный топиарий Ладью - это охота, лошади, всадники, собаки и лиса, вырубающие хорошо подстриженную живую изгородь, самый известный образец классического топиария в Северной Америке.
- Сад топиариев в саду Лонгвуд ( Кеннет-сквер, Пенсильвания )
- Парк топиариев Колумбуса в старой школе для глухих ( Парк топиариев , Колумбус, Огайо )
- Общественный сад в центре Колумбуса, в котором выставлен топиарий по мотивам Жоржа Сёра знаменитой картины «Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт».
- Перл Фрайар Сад топиариев ( Бишопвилл, Южная Каролина )
- Зеленые животные ( Портсмут, Род-Айленд )
- Одним из героев документального фильма « Быстро, дешево и вне контроля » (1997) был Джордж Мендонса, топиарист Green Animals более семидесяти лет: «Это просто резать и ждать, резать и ждать», - говорит Мендонса в отснятом эпизоде.
- Busch Gardens Tampa, основанный в 1959 году. Участок площадью 365 акров с большим, красочным и детализированным топиарием из сфагнума.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В Тима Бертона и Джонни Деппа фильме «Эдвард руки-ножницы» Эдвард демонстрирует природный дар к топиарному искусству. На протяжении всего фильма показаны многочисленные творческие работы.
- В романе Стивена Кинга «Сияние » топиарные животные, которые двигаются, когда люди не смотрят, пугают семью Торранс.
- В детском романе Дети Зеленого Ноу» « Люси М. Бостон заросшая фигура Ноя , выполненная под стрижкой кустов. зловещую роль играет
- Реальный мастер топиариев — один из героев книги Эррола Морриса « Быстро, дешево и неконтролируемо» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Кумбс, Дункан; Блэкберн-Мейз, Питер; Крэкнелл, Мартин; Бентли, Роджер (2001), «9» , «Полная книга обрезки » (иллюстрированное издание), Sterling Publishing Company, стр. 99, ISBN 978-1-84188-143-0
- ^ Список распространенных предметов, включая теперь редко используемую Филлирею, распространенную в топиариях 17-го века, составляет вторую часть книги Майлза Хэдфилда, Топиарии и декоративные живые изгороди (Лондон) 1971.
- ^ Отмечено в книге Чарльза Кертиса и У. Гибсона, «Книга топиариев» , 1904, стр. 15.
- ^ Лоусон, Новый фруктовый сад и сад 1618 г.
- ^ [ http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1550516&partId=1 «Поэт Джон Сакси на своем тисовом дереве, ноябрь 1729 г.», листовка, 1729 г., переиздана в 1770 г. (Британская библиотека); гравюра была подарком Доротеи, леди Бэнкс, жены выдающегося ботаника сэра Джозефа Бэнкса .
- ^ Брент Эллиотт, «Историческое возрождение в двадцатом веке: краткое введение» Garden History 28.1 , «Обзор ландшафта двадцатого века» (лето 2000: 17-31), стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Эллиотт 2000:19.
- ^ Декоративный дисплей — Патент США 6237882. Полный текст. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine . Патент США 6237882 — Декоративный дисплей . Патент США, выданный 29 мая 2001 г.
- ^ «Ландшафтные садовники Стритхэм SW16» .
- ^ «Рейлтон, Тасмания» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 г. Проверено 21 марта 2007 г.
- ^ Мозаикультура 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Долина отдыха – ТОПИАРНЫЙ ПАРК, сектор 35» . Архивировано из оригинала 16 мая 2007 г. Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ * Франческо Пона : Силенус оверо О красотах места Иль.мо Мистер Ко. Джости, 1620 г. Анджело Тамо, Верона * Франческо Пона : Цветочный рай оверо Архетип садов, 1622 г. Анджело Тамо, Верона * Вилла Паоло: Джардино Джусти 1993-94, pdf с картами и 200 фотографиями
- Источники
- Кертис, Чарльз Х. и В. Гибсон, Книга топиариев (перепечатано, Таттл, 1985 г.), ISBN 0-8048-1491-0
- Ллойд, Натаниэль. Топиарий: Садовое искусство из тиса и коробочки (перепечатано, 2006 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэдфилд, Майлз. Топиарии и декоративные живые изгороди: их история и выращивание . Лондон: Адам и Чарльз Блэк, 1971. ISBN 0-7136-1193-6
- Франческо Пона . Цветочный рай или архетип Садов . Верона: Анджело Тамо, 1622 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]