Сады Версаля
Сады Версаля | |
---|---|
Сады Версальского дворца | |
Тип | Французские формальные сады |
Расположение | Версаль , Франция |
Ближайший город | Трианон |
Координаты | 48 ° 48'29 "N 2 ° 6'30" E / 48,80806 ° N 2,10833 ° E |
Область | 800 га. |
Созданный | 1630-е годы |
Основатель | Людовик XIII |
Дизайнер | |
Под управлением | Государственное учреждение Версальского дворца, музея и национального поместья, Министерство культуры Франции |
Посетители | 6 миллионов (в 2009 г.) |
Награды | Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Кемпинги | Нет |
Пути | Да |
Вода | Большой канал; другие |
Растения |
|
Функции |
|
Сады Версаля ( французский : Jardins du château de Versailles [ʒaʁdɛ̃ dy ʃɑto d(ə) vɛʁsɑj] ) занимают часть того, что когда-то было Domaine royal de Versailles , королевским владением замка Версальского . Сады , расположенные к западу от дворца , занимают около 800 гектаров земли, большая часть которых оформлена в классическом французском формальном садовом стиле, усовершенствованном здесь Андре Ленотром . За пределами окружающего лесного пояса сады граничат с городскими районами Версаля на востоке и Ле Шене на северо-востоке, с Национальным дендрарием Шеврелу на севере, с Версальской равниной (охраняемым заповедником) на на западе и у леса Сатори на юге.
Находящиеся в ведении Общественного учреждения Версальского дворца, музея и национального поместья , автономной государственной организации, действующей под эгидой Министерства культуры Франции , сады в настоящее время являются одним из самых посещаемых общественных мест во Франции, куда приезжают более шести миллионов человек. посетителей в год. [2]
Помимо тщательно ухоженных газонов, партеров и скульптур, это фонтаны, расположенные по всей территории сада. Фонтаны, построенные во времена Людовика XIV и до сих пор использующие большую часть той же гидравлической сети, которая использовалась во времена Старого режима , делают сады Версаля уникальными. По выходным с конца весны до начала осени администрация музея спонсирует Grandes Eaux – зрелище, во время которого вовсю работают все фонтаны в садах. Большой канал, спроектированный Андре Ленотром, является шедевром садов Версаля. В Садах также был построен Большой Трианон, чтобы обеспечить Королю-Солнцу убежище, которое он хотел. Малый Трианон связан с Марией-Антуанеттой , которая проводила там время со своими ближайшими родственниками и друзьями. [3]
В 1979 году сады вместе с замком были внесены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия за их культурное значение в 17 и 18 веках. [4]
Схема планирования [ править ]
Людовик XIII [ править ]
После последней покупки Людовиком XIII земель у Жана-Франсуа де Гонди в 1632 году и принятия им сеньорической роли Версаля в 1630-х годах формальные сады к западу от замка были разбиты . Записи показывают, что в конце десятилетия Клод Молле и Илер Массон спроектировали сады, которые оставались относительно неизменными до тех пор, пока Людовик XIV не приказал расширить их в 1660-х годах. Эта ранняя планировка, сохранившаяся в так называемом плане Дю Буса около 1662 года, показывает устоявшуюся топографию, по которой развивались линии садов. Об этом свидетельствует четкое определение основных осей восток-запад и север-юг, которые определяют планировку садов. [5]
Людовик XIV [ править ]
В 1661 году, после опалы министра финансов Николя Фуке , которого соперники обвинили в растрате королевских средств с целью построить свой роскошный замок в Во-ле-Виконт , Людовик XIV обратил свое внимание на Версаль. С помощью архитектора Фуке Луи Ле Вау , художника Шарля Ле Брюна и ландшафтного архитектора Андре Ленотра Людовик начал программу украшения и расширения Версаля, которая отняла у него время и заботы до конца его правления. [6]
С этого момента расширение садов Версаля последовало за расширением замка. Соответственно, строительные кампании Людовика XIV применимы и к садам. [7] На каждом этапе предписанный тур тщательно контролировался под руководством Короля-Солнца. [8]
строительная Первая кампания
В 1662 году в замке были проведены незначительные изменения; однако больше внимания уделялось развитию садов. Были расширены существующие боскеты и партеры и созданы новые. Самыми значительными среди творений того времени были Версальская оранжерея и Грот Тетис. (Нольак 1901, 1925) Оранжерея, спроектированная Луи Ле Вау , располагалась к югу от замка, и это место использовало естественный склон холма. Он представлял собой охраняемую территорию, на которой в зимние месяцы росли апельсиновые деревья. (Нольхак 1899, 1902)
«Грот Тетис», расположенный к северу от замка, составлял часть иконографии замка и садов, которая связывала Людовика XIV с солнечными образами. Грот будет завершен во время второй строительной кампании. (Верле, 1985)
К 1664 году сады развились до такой степени, что Людовик XIV открыл их галантным праздником под названием Les Plaisirs de l'le enchantée . Мероприятие, которое официально должно было прославить его мать Анну д'Отриш и его супругу Марию-Терез , но на самом деле прославляло Луизу де Ла Вальер , любовницу Людовика, состоялось в мае того же года. В течение одной недели гостей радовали сказочными развлечениями в садах. В результате этого праздника , в частности отсутствия жилья для гостей (большинству из них приходилось спать в каретах), Людовик осознал недостатки Версаля и снова начал расширять замок и сады. (Верле, 1961, 1985)
строительная Вторая кампания
Между 1664 и 1668 годами в садах наблюдалась бурная деятельность, особенно в отношении фонтанов и новых боскетов; именно в это время образы садов сознательно использовали Аполлона и солнечные образы как метафоры Людовика XIV. замка Людовика XIII, выполненный Ле Вау, Конверт стал средством, с помощью которого, несмотря на украшение садового фасада, образы в декоре больших апартаментов короля и королевы образовывали симбиоз с образами садов. (Лайтхарт, 1997; Мале, 1927)
На этом новом этапе строительства сады приобрели топографический и иконологический дизайн, который оставался в силе до 18 века. Как отметил Андре Фелибьен в своем описании Версаля, в проектах, построенных в то время, преобладали солярные и аполлонические темы: «Поскольку солнце было эмблемой Людовика XIV и поэты присоединялись к солнцу и Аполлону, в этом великолепном доме нет ничего, что не имеет отношения к этому божеству». [10] (Фелибиен, 1674 г.).
Три дополнения сформировали топологическую и символическую связь садов на этом этапе строительства: завершение «Грота Тетис», « Бассен де Латон » и « Бассен д'Аполлон ».
Пещера Тетис [ править ]
Начатый в 1664 году и законченный в 1670 году установкой статуй Жиля Герена , Франсуа Жирардона , Тома Регнодена , Гаспара Марси и Бальтазара Марси , грот [11] составили важную символическую и техническую составляющую садов. Символично, что «Грот Тетис» связан с мифом об Аполлоне – и, следовательно, с Людовиком XIV. Это было похоже на пещеру морской нимфы Фетиды , где отдыхал Аполлон после того, как проехал на своей колеснице, чтобы осветить небо. Грот представлял собой отдельно стоящее сооружение, расположенное к северу от замка. В интерьере, украшенном ракушками, изображающими морскую пещеру, находилась группа статуй братьев Марси, изображающая бога Солнца в сопровождении нереид (центральная группа) и его лошадей, за которыми ухаживают служители Фетиды (две сопровождающие группы статуй ). Первоначально эти статуи были установлены в трех отдельных нишах грота и окружены различными фонтанами и водными сооружениями. (Мари 1968; Нольак 1901, 1925; Томпсон 2006; Верле 1985)
Технически Грот Тетис играл решающую роль в гидравлической системе, подавшей воду в сад. На крыше грота находился резервуар, в котором хранилась вода, перекачиваемая из пруда Кланьи, и которая под действием силы тяжести питала фонтаны ниже в саду.
- Внешний вид грота Тетис
Жан Ле Потр , 1672 г. - Интерьер Грота Тетис
Жан Ле Потр, 1676 г.
- Лошади Аполлона, ухоженные двумя тритонами , Жиль Герен , ок. 1670 г.
- Лошади Аполлона, ухоженные двумя тритонами , работы Гаспара и Бальтазара Марси , ок. 1670 г.
Бассейн Латона [ править ]
Расположенный на оси восток-запад, чуть западнее и ниже Партера д'О , находится Бассейн Латона . [12] Фонтан , спроектированный Андре Ленотром, созданный Гаспаром и Бальтазаром Марси и построенный между 1668 и 1670 годами, изображал эпизод из Овидия «Метаморфоз» . Латона и ее дети, Аполлон и Диана , которых мучили грязью, которую забрасывали ликийские крестьяне , которые отказывались позволить ей и ее детям пить из своего пруда, обратились к Юпитеру , который в ответ превратил ликийцев в лягушек. Этот эпизод из мифологии рассматривается историками как аллегория восстаний Фронды , произошедших во времена несовершеннолетия Людовика XIV. Связь рассказа Овидия с этим эпизодом французской истории подчеркивается ссылкой на «обливание грязью» в политическом контексте. Восстания Фронды - слово fronde также означает рогатку - считаются источником использования термина «обливание грязью» в политическом контексте. (Бергер, 1992; Мари, 1968, 1972, 1976; Нольак, 1901; Томпсон, 2006; Верле, 1961, 1985; Вебер, 1981)
«Вид на бассейн Лаотона, 1678 год» Гравюра Жана Ле Потра , 1678 год. | «Вид на бассейн Аполлона» Гравюра Луи де Шастильона , 1683 год. |
Бассейн Аполлона [ править ]
Далее по оси восток-запад находится Бассейн Аполлона – фонтан Аполлона. [13] на месте Рондо/Бассен-де-Лебедя Фонтан Аполлона, построенный между 1668 и 1671 годами Людовика XIII, изображает бога Солнца, управляющего своей колесницей, чтобы осветить небо. Фонтан является центром сада и служит переходным элементом между садами Малого парка и Большого канала . (Мари 1968; Нольак 1901, 1925; Томпсон 2006; Верле 1985)
Гранд-канал [ править ]
длиной 1500 метров и шириной 62 метра Большой канал . [14] который был построен между 1668 и 1671 годами, физически и визуально продолжает ось восток-запад до стен Большого парка . Во времена Ancien Régime Гранд -канал служил местом проведения вечеринок на лодках. В 1674 году в результате ряда дипломатических договоренностей, которые пошли на пользу Людовику XIV, король приказал построить Petite Venise (Маленькую Венецию). Расположенная на стыке Большого канала и северной поперечной ветви, Маленькая Венеция размещала каравеллы и яхты, полученные из Нидерландов, а также гондолы и гондольеры, полученные в дар от дожа Венеции , отсюда и название. (Мари 1968; Нольак 1901, 1925; Томпсон 2006; Верле 1985)
Помимо декоративных и праздничных аспектов этого садового объекта, Большой канал также выполнял практическую роль. Расположенный в нижней части сада, он собирал воду, которую сливал из фонтанов в саду наверху. Вода из Большого канала перекачивалась обратно в резервуар на крыше Грота Тетис через сеть насосов, приводимых в движение ветряными и лошадиными мельницами. (Томпсон, 2006 г.)
Гравюра Николя Переля «Вид на Большой канал» , 1680 год. | «Вид на садовый фасад со стороны бассейна де Латон» Адама Переля [15] |
Водный партер [ править ]
Над фонтаном Латона расположена терраса замка, известная как Партер д'О . [16] образующий переходный элемент от замка к садам внизу и расположенный на оси садов с севера на юг, Партер д'О, представлял собой обстановку, в которой образы и символика декора больших апартаментов синтезировались с иконографией сады. [17] В 1664 году Людовик XIV заказал серию статуй, предназначенных для украшения водного объекта Партера д'О . Grande Commande , как известна комиссия, состояла из двадцати четырех статуй классических четвериц и четырех дополнительных статуй, изображающих похищения из классического прошлого. (Бергер I, 1985; Фридман, 1988, 1993; Хедин, 1981–1982; Мари, 1968; Нольак, 1901; Томпсон, 2006; Верле, 1961, 1985; Вебер, 1981)
Эволюция боскетов [ править ]
Одной из отличительных особенностей садов во время второй строительной кампании было увеличение количества боскетов. Расширяя планировку, созданную во время первой строительной кампании, Ленотр добавил или расширил не менее десяти боскетов: Боскет-дю-Марэ в 1670 году; [18] Боскет -дю-Театр-д'О , [19] Королевский остров и Мируар д'О , [20] Salle des Festins ( Зал Совета ), [21] Боскет Трех Фонтенов в 1671 году; [22] Лабиринт [23] и Боскет Триумфальной арки [24] в 1672 г.; Роща Славы ( Роща Куполов ) [25] и Роща Энцелада [26] в 1675 г.; и Боскет источников [27] в 1678 г. (Мари 1972, 1976; Томпсон 2006; Верле 1985). [28]
Помимо расширения существующих боскетов и строительства новых, были еще два проекта, которые определили эту эпоху: Bassin des Sapins и Pièce d'eau des Suisses .
Бассейн Сапинс [ править ]
В 1676 году « Бассейн де Сапенс » [29] который располагался к северу от замка, ниже Норного партера и Аллеи Мармусе. [30] был спроектирован так, чтобы образовывать топологический подвес вдоль оси север-юг с Pièce d'eau des Suisses, расположенным у подножия холма Сатори к югу от замка. Более поздние модификации сада превратили этот фонтан в Бассейн Нептуна . (Мари 1972, 1975; Томпсон 2006; Верле 1985)
Швейцарский водный объект [ править ]
, раскопанная в 1678 году. Швейцарская пьеса [31] – названный в честь швейцарских гвардейцев , построивших озеро, – занимал территорию болот и прудов, некоторые из которых использовались для подачи воды в фонтаны в саду. Этот водный объект площадью более 15 гектаров является вторым по величине после Большого канала в Версале. (Мари 1972, 1975; Нольак 1901, 1925; Томпсон 2006; Верле 1985)
строительная Третья кампания
Изменения в садах во время третьей строительной кампании отличались стилистическим изменением от естественной эстетики Андре Ленотра к архитектурному стилю Жюля Ардуэна Мансара . Первая крупная модификация садов на этом этапе произошла в 1680 году, когда был построен Тапис Верт. [32] – просторная лужайка, простирающаяся между фонтанами Латона и фонтаном Аполлона, – достигла своего окончательного размера и четкости под руководством Андре Ленотра. (Нолхак 1901; Томпсон 2006)
Начиная с 1684 года Партер д'О был реконструирован под руководством Жюля Ардуэна-Мансара. Статуи из Grande Commande 1674 года были перенесены в другие части сада; были построены два двойных восьмиугольных бассейна и украшены бронзовыми статуями, изображающими четыре основные реки Франции. Ле Вау В том же году Оранжерея , расположенная к югу от Партер д'О, была снесена, чтобы разместить более крупную конструкцию, спроектированную Жюлем Ардуэном-Мансаром. В дополнение к Оранжерее , маршу Escaliers des Cent , [33] что облегчило доступ к садам с юга, к Швейцарской пьесе и Партеру дю Миди. [34] были построены в это время, что придало садам к югу от замка их нынешнюю конфигурацию и убранство.
Кроме того, для размещения ожидаемого строительства Aile des Nobles – северного крыла замка – Грот Тетис был снесен . (Мария 1968, 1972, 1976; Нольак 1899, 1901, 1902, 1925)
Со строительством Дворянского дворца (1685–1686 гг.) Норный партер был реконструирован, чтобы соответствовать новой архитектуре этой части замка. Чтобы компенсировать потерю резервуара на вершине Грота Тети и удовлетворить возросший спрос на воду, Жюль Ардуэн-Мансар спроектировал новые, более крупные резервуары, расположенные к северу от Дворянского холма (Томпсон, 2006). Строительство разорительно дорогого Канала Европы было начато в 1685 году; По проекту Вобана он должен был провести воды Эра на расстояние более 80 километров, включая акведуки героического масштаба, но работы были прекращены в 1690 году: см. Проблема воды .
Между 1686 и 1687 годами Бассейн Латона под руководством Жюля Ардуэна-Мансара был перестроен. Именно такая версия фонтана сегодня находится в Версале. (Хедин 1992; Томпсон 2006; Верле 1985)
На этом этапе строительства были изменены или созданы три основных боскета сада. Начиная с Галереи антиквариата . [35] этот боскет был построен в 1680 году на месте более ранней и недолговечной галереи д'О (1678 г.). Этот боскет был задуман как галерея под открытым небом, в которой античные статуи и копии, приобретенные Академией Франции выставлялись в Риме. В следующем году началось строительство Зала Бала . [36] Этот боскет , расположенный в уединенной части сада к западу от Оранжереи , был спроектирован как амфитеатр с каскадом – единственным сохранившимся в садах Версаля. Зал Баль был открыт в 1685 году балом, устроенным Великим Дофином . Между 1684 и 1685 годами Жюль Ардуэн-Мансар построил колоннаду . Расположенный на месте боскета источников Ленотра , этот боскет имел круглый перистиль, образованный тридцатью двумя арками с двадцатью восемью фонтанами, и был самым архитектурным из боскетов Ардуэна-Мансара, построенных в садах Версаля (Мари 1972, 1976; Томпсон, 2006 г.; Верле, 1985 г.);
строительная Четвертая кампания
Из-за финансовых ограничений, возникших в результате войны Аугсбургской лиги и войны за испанское наследство , никаких значительных работ в садах не проводилось до 1704 года. Между 1704 и 1709 годами боскеты были модифицированы, некоторые весьма радикально, с новыми названиями, предполагающими новая политика жесткой экономии, которая характеризовала последние годы правления Людовика XIV. (Мари 1976; Томпсон 2006; Верле 1985)
Людовик XV [ править ]
С отъездом короля и двора из Версаля в 1715 году после смерти Людовика XIV дворец и сады вступили в эпоху неопределенности. В 1722 году Людовик XV и двор вернулись в Версаль. Похоже, прислушавшись к наставлению своего прадеда не участвовать в дорогостоящих строительных кампаниях, Людовик XV не стал предпринимать дорогостоящие строительные кампании в Версале, которые проводил Людовик XIV. Во время правления Людовика XV единственным существенным дополнением к садам было завершение строительства Бассейна Нептуна (1738–1741). (Мари 1984; Верле 1985)
Вместо того, чтобы тратить ресурсы на изменение садов Версаля, Людовик XV – заядлый ботаник – направил свои усилия на Трианон. На территории, которую сейчас занимает Хамо-де-ла-Рейн , Людовик XV построил и поддерживал les jardins botaniques — ботанический сад . В 1750 году, когда были построены ботанические сады , управление ботаническими ) . садами взял на себя Клод Ришар (1705–1784 В 1761 году Людовик XV поручил Анж-Жаку Габриэлю построить Пти-Трианон в качестве резиденции, которая позволила бы ему проводить больше времени возле ботанических садов . Именно в Малом Трианоне Людовик XV смертельно заболел оспой; 10 мая 1774 года король умер в Версале. (Мари, 1984; Томпсон, 2006)
План садов 1746 года [ править ]
Людовик XVI [ править ]
После восшествия на престол Людовика XVI сады Версаля претерпели трансформацию, напомнившую четвертую строительную кампанию Людовика XIV. Зима 1774–1775 годов , вызванная изменением мировоззрения, за которое выступали Жан-Жак Руссо и «Философы» , стала свидетелем полной пересадки садов. Деревья и кустарники времен правления Людовика XIV были вырублены или выкорчеваны с целью превратить французский формальный сад Ленотра и Ардуэна-Мансара в версию английского пейзажного сада .
Попытка превратить шедевр Ленотра в сад в английском стиле не достигла желаемой цели. Во многом из-за топологии местности от английской эстетики отказались, а сады пересадили во французском стиле. Однако, стремясь к экономии, Людовик XVI приказал заменить палисады – трудоемкую подстриженную живую изгородь, образующую стены боскетов – рядами лип или каштанов. Кроме того, ряд боскетов времен Короля-Солнца были сильно модифицированы или уничтожены. Самым значительным вкладом в сады во время правления Людовика XVI стал Grotte des Bains d'Apollon . Скальный грот, оформленный в боскете в английском стиле, был шедевром Юбера Робера , в котором были помещены статуи из Грота Тетис . (Томпсон 2006; Верле 1985)
В Малом Трианоне, подаренном Марии-Антуанетте Людовиком XVI в 1774 году, новая королева радикально изменила ландшафт окружающих парков и садов. Между 1776 и 1786 годами ботанические сады и действующая ферма Людовика XV были уничтожены, чтобы создать английский сад, называвшийся в то время «англо-китайским» садом, который простирался к северу и востоку от Пти-Трианона. [37] [38] Некоторые экзотические экземпляры из ботанического сада сохранились в садах, но большая часть была привезена в Сад растений в Париже. [39] Озеро и несколько извилистых рек были сформированы как часть нового ландшафтного дизайна, и архитектору Ришару Мике было поручено спроектировать безумие, чтобы украсить такие сады, как Грот, Бельведер и Храм Любви . [37] [40] Помимо «англо-китайского» сада, между 1782 и 1788 годами был построен Хамо де ла Рейн по проекту Мика и Юбера Робера. [38]
Революция [ править ]
В 1792 году по приказу Национального собрания некоторые деревья в садах были вырублены, а часть Большого парка была разбита на части и расселена. Почувствовав потенциальную угрозу Версалю, Луи Клод Мари Ришар (1754–1821) – директор ботанических садов и внук Клода Ришара – лоббировал в правительстве спасение Версаля. Ему удалось предотвратить дальнейшее рассредоточение Большого парка , а угрозы уничтожить Малый парк были отменены, предположив, что партеры можно использовать для посадки огородов и что фруктовые сады могут занимать открытые участки сада. Эти планы так и не были реализованы; однако сады были открыты для публики - нередко можно было увидеть, как люди стирали белье в фонтанах и раскладывали его на кустах для просушки. (Томпсон, 2006 г.)
В 1793 году большая часть декоративных элементов рощи Триумфальной арки была уничтожена. [41]
Наполеон editI
Эпоха Наполеона в значительной степени игнорировала Версаль. В замке была устроена анфилада комнат для использования императрицей Марией-Луизой , но сады остались неизменными, за исключением катастрофической вырубки деревьев в Боске Триумфальной Арки и Боске Трех Фонтенов . Массивная эрозия почвы потребовала посадки новых деревьев. (Томпсон 2006; Верле 1985)
Реставрация [ править ]
С восстановлением Бурбонов . в 1814 году сады Версаля стали свидетелями первых изменений со времен революции В 1817 году Людовик XVIII приказал превратить Иль- дю-Руа и Мируар д'О в сад в английском стиле – Жарден дю Руа . (Томпсон, 2006 г.)
Июльская монархия; Вторая империя [ править ]
Хотя большая часть интерьера замка была безвозвратно изменена для размещения Музея истории Франции, посвященного «всей славе Франции» (открыт Луи-Филиппом I 10 июня 1837 года), сады, напротив, остались нетронутыми. За исключением государственного визита королевы Виктории и принца Альберта в 1855 году, когда сады были местом проведения торжественного праздника, напоминавшего праздники Людовика XIV, Наполеон III проигнорировал замок, отдав предпочтение замку Компьень (Томпсон). 2006; Верле 1985).
Пьер де Нольак [ править ]
С приходом Пьера де Нольака на пост директора музея в 1892 году в Версале началась новая эра исторических исследований. Нольяк, страстный архивариус и ученый, начал собирать воедино историю Версаля и впоследствии установил критерии восстановления замка и сохранения садов, которые продолжаются и по сей день. (Томпсон 2006; Верле 1985)
Боскеты садов [ править ]
Из-за многочисленных изменений, внесенных в сады в период с 17 по 19 века, многие боскеты претерпели многочисленные модификации, которые часто сопровождались сменой названий. [42]
Две рощи – Боскет-де-ла-Жирондоль – Боскет-дю-Дофин – Кенконс-дю-Нор – Кенконс-дю-Миди
[ редактировать ]
Эти два боскета были впервые заложены в 1663 году. Эти два боскета, расположенные к северу и югу от оси восток-запад, представляли собой серию дорожек вокруг четырех зеленых залов , которые сходились в центральной «комнате», в которой находился фонтан. В 1682 году южный боскет был переоборудован в Боскет Жирондоли , названный так из-за спицеобразного расположения центрального фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году в Боскет дю Дофина с фонтаном, изображающим дельфина. Во время пересадки 1774–1775 гг. оба боскета были разрушены. Эти территории были засажены липами и были переименованы в Кинконс дю Нор и Кинконс дю Миди (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Лабиринт – Роща Королевы [ править ]
В 1665 году Андре Ленотр спланировал лабиринт из неукрашенных дорожек в районе к югу от фонтана Латона, недалеко от Оранжереи . (Лоуч, 1985) В 1669 году Шарль Перро – автор «Сказок Матушки Гусыни» – посоветовал Людовику XIV переделать Лабиринт таким образом, чтобы он служил образованию дофина (Перро, 1669). [43] Между 1672 и 1677 годами Ленотр перепроектировал Лабиринт , включив в него тридцать девять фонтанов, изображающих истории из басен Эзопа . Скульпторы Жан-Батист Тюби , Этьен Ле Онгр , Пьер Ле Гро и братья Гаспар и Бальтазар Марси работали над этими тридцатью девятью фонтанами, каждый из которых сопровождался мемориальной доской, на которой была напечатана басня со стихами, написанными Исааком де Бенсераде ; по этим бляшкам сын Людовика XIV научился читать. После завершения строительства в 1677 году Лабиринт содержал тридцать девять фонтанов и 333 раскрашенные металлические скульптуры животных. Вода для сложных гидротехнических сооружений доставлялась из Сены машиной Марли . было В Лабиринте четырнадцать водяных колес, приводивших в движение 253 насоса, некоторые из которых работали на расстоянии трех четвертей мили. [44] Ссылаясь на расходы на ремонт и содержание, Людовик XVI приказал снести Лабиринт в 1778 году. На его месте был посажен дендрарий из экзотических деревьев в виде сада в английском стиле. Переименованный в Боскет де ла Рейн , именно в этой части сада в 1785 году произошел эпизод «Дела с бриллиантовым ожерельем» , скомпрометировавшего Марию-Антуанетту (Мария 1968, 1972, 1976, 1984; Перро 1669; Томпсон 2006; Верле 1985).
Водной горы – Звездная Роща роща
Первоначально спроектированный Андре Ле Нотром в 1661 году как зеленый зал , этот боскет содержал дорожку, окружающую центральную пятиугольную область. В 1671 году боскет был расширен за счет более сложной системы дорожек, которая служила для усиления нового центрального водного объекта - фонтана, напоминавшего гору, отсюда и новое название боскета: Bosquet de la Montagne d'Eau . Боскет был полностью реконструирован в 1704 году, после чего он был переименован в Боскет де л'Этуаль (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Боскет-де-Бэн-д’Аполлон – Грот-де-Бэн д’Аполлон - Боскет-дю-Марэ – Боскет-дю-Шен-Верт –
Созданный в 1670 году, этот боскет первоначально содержал центральный прямоугольный бассейн, окруженный газоном. По краям бассейна располагались металлические камыши, скрывавшие многочисленные струи воды; Лебедь, у которого из клюва струилась вода, занимал каждый угол. В центре бассейна возвышалось железное дерево с раскрашенными жестяными листьями, из ветвей которых струилась вода. Из-за этого дерева боскет также был известен как Bosquet du Chêne Vert . В 1705 году этот боскет был разрушен, чтобы обеспечить возможность создания Боскета Бена д'Аполлона , который был создан для размещения статуй, когда-то стоявших в Гроте Тетис . Во время правления Людовика XVI Юбер Робер реконструировал боскет, создав пещерную обстановку для статуй Марси. Боскет был переименован в Grotte des Bains d'Apollon (Мари, 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон, 2006; Верле, 1985).
Королевский остров – Водное зеркало Королевский – сад
Первоначально спроектированный в 1671 году как два отдельных водных объекта, более крупный — Иль-дю-Руа — содержал остров, который образовывал центр системы сложных фонтанов. Иль -дю-Руа был отделен от Мируар д'О дамбой с двадцатью четырьмя водометами. В 1684 году остров убрали и общее количество водяных струй в боскете значительно сократилось. В 1704 году была проведена капитальная реконструкция боскета, во время которой была реконструирована дамба и удалено большинство водометов. Столетие спустя, в 1817 году, Людовик XVIII приказал Иль-дю-Руа и Мируар д'О полностью перестроить в сад в английском стиле. В это время боскет был переименован в Жарден дю Руа (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
зал – Зал Совета – Обелиска Роща Праздничный
В 1671 году Андре Ленотр задумал боскет – первоначально названный Залом Фестинов , а позже названный Залом дю Консель – который представлял собой четырехлистный остров, окруженный каналом, в котором находились пятьдесят струй воды. В каждой части острова находился простой фонтан; доступ к острову был получен по двум разводным мостам. За каналом по сторонам света внутри боскета располагались еще четыре фонтана. Под руководством Жюля Ардуэна-Мансара боскет был полностью перестроен в 1706 году. Центральный остров был заменен большим бассейном, поднятым на пять ступеней, который был окружен каналом. Центральный фонтан содержал 230 струй, которые во время игры образовывали обелиск – отсюда и новое название Bosquet de l'Obélisque (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Bosquet du Théâtre d’Eau – Bosquet du Rond-Vert [ править ]
Центральной особенностью этого боскета, спроектированного Ле Нотром между 1671 и 1674 годами, был зрительный зал/театр, окруженный тремя ярусами газонных сидений, обращенных к сцене, украшенной четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя расходящимися каскадами. Между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году статуи, украшавшие боскет, почти постоянно переставлялись. В 1709 году боскет был перестроен с добавлением Фонтена Иль-о-Фантанс . В рамках реконструкции садов по приказу Людовика XVI зимой 1774–1775 годов Боскет Театра д'О был разрушен и заменен неукрашенным Боске дю Рон-Верт (Мария 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985). Bosquet du Théâtre d'Eau которого стал южнокорейский бизнесмен и фотограф Ю Бён Ын был воссоздан в 2014 году, единственным покровителем , пожертвовавший евро 1,4 миллиона (~ 1,9 миллиона долларов США ). на проект [45] [46] [47] [48]
Роща Трех Фонтанов (Колыбель Воды) [ править ]
Расположенный к западу от Аллеи Мармусе и заменивший недолговечный Берсо д'О (длинный и узкий боскет, созданный в 1671 году с водяной беседкой, образованной многочисленными струями воды), увеличенный боскет был преобразован Ле Нотром в 1677 г. на серию из трех связанных комнат. В каждой комнате было несколько фонтанов, играющих спецэффектами. Фонтаны пережили модификации, которые Людовик XIV заказал для других фонтанов в садах в начале 18 века, и впоследствии были сохранены во время пересадки садов в 1774–1775 годах. В 1830 году боскет был заново засажен, при этом фонтаны закрыли. Из-за ураганом ущерба, нанесенного парку в 1990 году, а затем в 1999 году, Боскет Трех Фонтенов был восстановлен и вновь открыт 12 июня 2004 года (Мари, 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон, 2006; Верле, 1985).
Роща Триумфальной арки [ править ]
Первоначально этот боскет планировался в 1672 году как простой павильон д'о – круглое открытое пространство с квадратным фонтаном в центре. В 1676 году этот боскет, расположенный к востоку от Аллеи Мармусе и образующий подвеску к Боске Трех Фонтенов , был расширен и отремонтирован в соответствии с политическими линиями, которые намекали на военные победы Франции над Испанией и Австрией , в это время была построена триумфальная арка. был добавлен – отсюда и название. Большая часть этих произведений была уничтожена во время революции. Как и Боскет Трех Фонтенов , этот боскет пережил изменения 18-го века, но был заново засажен в 1830 году, когда фонтаны были удалены. В 2008 году этот боскет был отреставрирован (Мари, 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон, 2006; Верле, 1985).
Славы – Куполов Роща Роща
построенный в 1675 году, Боскет де ла Реномме, имел фонтанную статую Славы – отсюда и название боскета. После перемещения статуй из Грота Тетис в 1684 году боскет был реконструирован для размещения статуй, а фонтан Славы был удален. В это время боскет был переименован в Bosquet des Bains d'Apollon . В рамках реорганизации сада, заказанной Людовиком XIV в начале XVIII века, группа Аполлона была снова перенесена на место Боске- дю-Марэ , расположенного недалеко от фонтана Латона, который был разрушен и разрушен. заменен новым Bosquet des Bains d'Apollon . Статуи были установлены на мраморных постаментах, из которых текла вода; и каждая группа статуй была защищена позолоченным балдахином с замысловатой резьбой. Старый Боскет-де-Бэн-д'Аполлон был переименован в Боскет-де-Дом из-за двух куполообразных павильонов, построенных в боскете (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Роща Энцелада [ править ]
Созданный в 1675 году одновременно с Боскетом де ла Реномме , фонтан этого боскета изображает Энцелада , падшего гиганта , который был приговорен жить под горой Этна, поглощаемый вулканической лавой. По задумке этот фонтан был задуман как аллегория победы Людовика XIV над Фрондой . В 1678 году было добавлено восьмиугольное газонное кольцо и восемь фонтанов рокайль , окружающих центральный фонтан. Эти пристройки были удалены в 1708 году. В действующем состоянии этот фонтан имеет самую высокую струю из всех фонтанов садов Версаля – 25 метров (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
источников Колоннада – Боскет
как простой, без украшений , зеленый зал Спроектированный Ленотром в 1678 году , ландшафтный архитектор расширил и включил существующий ручей, чтобы создать боскет с ручьями, извивающимися среди девяти островков. В 1684 году Жюль Ардуэн-Мансар полностью перепроектировал боскет, построив двойной арочный перистиль. Колоннада . , как она была переименована, первоначально имела тридцать две арки и тридцать один фонтан – единственная струя воды выплескивалась в центр бассейна под аркой были пристроены три дополнительных входа В 1704 году к колоннаде , что сократило количество фонтанов с тридцати одного до двадцати восьми. Статуя, которая сейчас занимает центр колоннады – «Похищение Персефоны» (из Grande Commande 1664 года) была установлена в 1696 году (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Водная галерея – Галерея антиквариата – Каштановый зал [ редактировать ]
Занимая место Галереи воды (1678 г.), Галерея антиквариата была спроектирована в 1680 г. для размещения коллекции античных статуй и копий античных статуй, приобретенных Академией Франции в Риме. Центральную часть, вымощенную цветным камнем, окружал канал, украшенный двадцатью статуями на постаментах, каждая из которых была разделена тремя струями воды. Галерея была полностью реконструирована в 1704 году, когда статуи были перенесены в Марли , а боскет был засажен конскими каштанами ( Aesculus hippocastanum ) – отсюда и нынешнее название Salle des Marronniers (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985). ).
Бальный зал [ править ]
Расположенный к западу от Партер-дю-Миди и к югу от фонтана Латона, этот боскет, спроектированный Ле Нотром и построенный между 1681 и 1683 годами, имеет полукруглый каскад, который образует фон для этого зеленого зала . украшенный позолоченными свинцовыми факелами , которые поддерживали канделябры для освещения, Зал Баль, был открыт в 1683 году сыном Людовика XIV, Великим Дофином, с танцевальной вечеринкой. Зал Баль был реконструирован в 1707 году, когда центральный остров был удален и добавлен дополнительный вход (Мари 1968, 1972, 1976, 1984; Томпсон 2006; Верле 1985).
Виды на боскеты [ править ]
- «Вход в лабиринт», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Вид изнутри Лабиринтной рощи», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет Этуаль или Гора До», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет Марэ», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет Аполлона», Пьер-Дени Мартен (Мартен Младший), ок. 1713 г.
- «Боскет Королевского Иль и Бассейн Мируара», Этьен Аллегрен , ок. 1693 г.
- «Зал для праздников или зал заседаний», Этьен Аллегрен , ок. 1688 г.
- «Водный театр — вид со сцены», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет трех фонтанов — вид сбоку», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет Триумфальной арки. Вид из нижней комнаты», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Домский боскет», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Партер д’О», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Бассейн Энцелада» Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Колоннада» Жана Котеля , ок. 1693 г.
- «Галерея антиквариата» Жана Жубера , ок. 1693 г.
- «Бальный зал», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Тассейн Нептуна» , Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Вид на оранжерею», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Бассейн Дракона», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Боскет из трех фонтанов, вид спереди», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Водный театр — вид на амфитеатр» Жана Котеля , ок. 1693 г.
- «Оранжери», Жан Котель , ок. 1693 г.
- «Норный партер», Этьен Аллегрен , ок. 1693 г.
- Боскет Зала Бала, современный вид.
- Колоннада с «Похищением Персефоны» Франсуа Жирардона
- Грот-де-Бэн-д'Аполлон, современный вид.
- Бассейн Аполлона – Фонтан Аполлона, современный вид
- «Версаль, Королевский сад», Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета, 1914–1920, холст, масло, 17 х 30 см, Музей Ламбине
Реплантации сада [ править ]
Общим для любого долгоживущего сада является пересадка растений, и Версаль не является исключением. За свою историю сады Версаля претерпели не менее пяти крупных перепланировок, выполненных по практическим и эстетическим соображениям.
Зимой 1774–1775 годов Людовик XVI приказал пересадить сады на том основании, что многие деревья были больны или заросли и нуждались в замене. Кроме того, поскольку формальность сада 17-го века вышла из моды, эта перепланировка была направлена на создание новой неформальности в садах Версаля, содержание которой также было бы менее затратным. Этого, однако, не удалось достичь, поскольку топология садов отдавала предпочтение французскому саду, а не саду в английском стиле. Затем, в 1860 году, большая часть старых побегов, посаженных Людовиком XVI, была удалена и заменена. В 1870 году сильный шторм обрушился на этот район, повредив и выкорчевав множество деревьев, что потребовало масштабной программы реплантации. Однако из-за франко-прусской войны , свергнувшей Наполеона III , и Парижской Коммуны , восстановление сада началось только в 1883 году (Томпсон, 2006).
Самые последние пересадки садов были спровоцированы двумя ураганами, обрушившимися на Версаль в 1990 году, а затем еще раз в 1999 году. Ущерб от ураганов в Версале и Трианоне составил потерю тысяч деревьев – самый серьезный подобный ущерб в истории Версаля. Реплантации позволили музеям и государственным органам восстановить и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления Людовика XVI, такие как Боскет Трех Фонтенов , который был восстановлен в 2004 году (Томпсон, 2006).
Катрин Пегар , глава государственного учреждения , управляющего Версалем, заявила, что намерение состоит в том, чтобы вернуть садам их внешний вид при Людовике XIV, в частности, как он описал их в своем описании 1704 года « Manière de Montrer les Jardins de Versailles» . [49] Это предполагает восстановление некоторых партеров, таких как Партер дю Миди, до их первоначальной формальной планировки, какой они были при Ленотре. Это было достигнуто в Партере де Латоне в 2013 году, когда газоны и цветочные клумбы XIX века были заменены огороженным самшитом газоном и гравийными дорожками, чтобы создать формальный дизайн в стиле арабески. Обрезка также проводится для того, чтобы деревья оставались высотой от 17 до 23 метров (от 56 до 75 футов), чтобы не испортить тщательно выверенные перспективы садов. [49]
Учитывая цикл пересадок, произошедших в Версале, можно с уверенностью сказать, что в садах не обнаружено деревьев времен Людовика XIV.
Проблемы с водой [ править ]
Чудом садов Версаля – тогда, как и сейчас, – являются фонтаны. Тем не менее, та самая стихия, которая оживляет сады, — вода, — стала бедой садов со времен Людовика XIV.
Сады Людовика XIII нуждались в воде, и местные пруды обеспечивали ее достаточный запас. Однако, как только Людовик XIV начал расширять сады за счет все большего количества фонтанов, обеспечение садов водой стало серьезной проблемой.
Чтобы удовлетворить потребности раннего расширения садов при Людовике XIV, вода в сады перекачивалась из прудов возле замка, причем основным источником служил пруд Кланьи. [50] Вода из пруда перекачивалась в резервуар на вершине Грота Тетис , который питал фонтаны в саду с помощью гравитационной гидравлики. Другие источники включали ряд водоемов, расположенных на плато Сатори к югу от замка (Верле, 1985).
К 1664 году возросший спрос на воду потребовал дополнительных источников. В том же году Луи Ле Вау спроектировал Помпе , водонапорную башню, построенную к северу от замка. Помпе перекачивал воду из пруда Кланьи, используя систему ветряных мельниц и лошадиных сил, в цистерну, расположенную в здании Помпе . Вместимость Помпе – 600 м. 3 воды в день – частично смягчило нехватку воды в саду (Томпсон, 2006).
После завершения строительства Большого канала в 1671 году, который служил дренажем для фонтанов сада, вода через систему ветряных мельниц перекачивалась обратно в резервуар на вершине Грота Тетис . Хотя эта система решала некоторые проблемы с водоснабжением, воды всегда не хватало, чтобы все фонтаны в саду постоянно работали в полную силу (Томпсон, 2006).
Фонтаны, спрятанные в боскетах и в дальних уголках сада, можно было держать в поле зрения из замка, а те, что были скрыты в боскетах и в дальних уголках сада, включались по мере необходимости. В 1672 году Жан-Батист Кольбер разработал систему, согласно которой фонтанчики в саду сигнализировали друг другу свистками при приближении короля, указывая, что их фонтан нужно включить. Как только король проходил мимо играющего фонтана, его выключали, и фонтанчик подавал сигнал, что можно включить следующий фонтан (Томпсон, 2006).
В 1674 году Помпе был расширен – отсюда и название Гранд Помпе . Производительность насоса была увеличена за счет увеличения мощности и количества поршней, используемых для подъема воды. Эти улучшения увеличили объем воды почти до 3000 м3. 3 воды в день; однако из-за возросшей пропускной способности реки Гранде-Помпе пруд Кланьи часто оставался сухим (Томпсон, 2006).
Растущий спрос на воду и нагрузка на существующие системы водоснабжения потребовали принятия новых мер по увеличению количества воды, подаваемой в Версаль. Между 1668 и 1674 годами был реализован проект по перенаправлению воды реки Бьевр в Версаль. Путём перекрытия реки плотиной и насосной системой из пяти ветряных мельниц вода подавалась в водоёмы, расположенные на плато Сатори. Эта система принесла дополнительно 72 000 м 3 воды в сады (Томпсон, 2006).
Несмотря на увеличение количества воды из Бьевра, садам требовалось еще больше воды, что потребовало новых проектов. В 1681 году был реализован один из самых амбициозных водных проектов, задуманных во времена правления Людовика XIV. Из-за близости Сены к Версалю был предложен проект подъема воды из реки для доставки в Версаль. Воспользовавшись успехом системы, разработанной в 1680 году и подавшей воду из Сены в сады Сен-Жермен-ан-Ле строительство Машины Марли , в следующем году началось .
Машина Марли была спроектирована для подъема воды из Сены в три этапа в акведук Лувесьен на высоте около 100 метров над уровнем реки. На реке была построена серия огромных водяных колес, которые поднимали воду с помощью системы из 64 насосов в водохранилище на высоте 48 метров над рекой. Из этого первого резервуара вода была поднята еще на 56 метров во второй резервуар с помощью системы из 79 насосов. Наконец, 78 дополнительных насосов подняли воду в акведук, по которому вода доставлялась в Версаль и Марли .
В 1685 году Машина де Марли заработала на полную мощность. Однако из-за негерметичности трубопроводов и поломки механизма машина смогла доставить лишь 3200 м. 3 воды в день – примерно половина ожидаемой производительности. [51] Машина была обязательной для посещения гостями Франции. Несмотря на то, что сады потребляли в день больше воды, чем весь город Париж, Машина Марли продолжала работать до 1817 года (Томпсон, 2006).
Во время правления Людовика XIV системы водоснабжения составляли одну треть затрат на строительство Версаля. Даже при наличии дополнительной мощности от Machine de Marly фонтаны в саду могли работать только в обычном режиме , то есть при половинном давлении. При такой экономии фонтаны по-прежнему потребляли 12 800 м². 3 воды в день, что намного превышает возможности существующих запасов. В случае с Grandes Eaux – когда все фонтаны работали на полную мощность – более 10 000 м. 3 воды потребовалось для одного дневного представления. Соответственно, Grandes Eaux были зарезервированы для особых случаев, таких как посещение сиамского посольства в 1685–1686 годах (Hedin, 1992; Mercure Galant , 1685).
Последняя попытка решить проблему нехватки воды была предпринята в 1685 году. В этом году было предложено отвести воду реки Эр , расположенной в 160 км. южнее Версаля и на уровне 26 м над садовыми водоемами. Проект предусматривал не только рытье канала и строительство акведука, но также требовал строительства судоходных каналов и шлюзов для снабжения рабочих на главном канале. В 1685 году на вооружении находилось от 9 000 до 10 000 солдат; В следующем году на строительстве было занято более 20 000 солдат. Между 1686 и 1689 годами, когда началась Девятилетняя война , одна десятая часть французских вооруженных сил работала над проектом строительства Канала Европы . С началом войны проект был заброшен и так и не был завершен. Если бы акведук был завершен, около 50 000 м 3 воды было бы отправлено в Версаль – более чем достаточно, чтобы решить водную проблему в садах (Томпсон, 2006).
Сегодня музей Версаля по-прежнему сталкивается с проблемами воды. Во время Гранд-О вода циркулирует с помощью современных насосов из Гранд-канала в резервуары. Пополнение воды, потерянной из-за испарения, происходит за счет дождевой воды, которая собирается в цистерны, расположенные по всему саду, и отводится в водоемы и Большой канал . Усердное использование этого ресурса сотрудниками музея предотвращает использование запасов питьевой воды города Версаля (Томпсон, 2006).
В популярной культуре [ править ]
Создание садов Версаля является контекстом для фильма «Маленький хаос» , снятого Аланом Рикманом и вышедшего на экраны в 2015 году, в котором Кейт Уинслет играет вымышленного ландшафтного садовника, Маттиас Шонартс играет Андре Ленотра, а Рикман играет короля Людовика XIV. [52]
См. также [ править ]
- Potager du roi (Королевский сад)
- История Версальского дворца
Источники [ править ]
Ниже приведены источники, которые внесли свой вклад в создание вышеупомянутой статьи. Это не исчерпывающий список, но он представляет наиболее доступные отпечатки:
- Аноним. Описание Версальского замка. (Париж: А. Вилетт, 1685).
- Бергер, Р.В. В садах Короля-Солнца: исследования Версальского парка при Людовике XIV . (Вашингтон, 1985).
- Бергер, Роберт В. «Печатные путеводители по Версалю при Людовике XIV и аллегорические произведения искусства». Версальская конференция (1985 г.).
- Бергер, Роберт В. «Источник группы Латона в Версале». Gazette des Beaux-Arts , 6 пер., том. 119 (апрель 1992 г.): 145–148.
- Бёрц-Лайн, агент. «Великий павильон Аполлона для Версаля: истоки проекта Никодима Тессина Младшего». Версальская конференция (1985 г.).
- Боттино, Ив. «Очерки Версаля Людовика XIV I: Расположение Версальского замка, план поместья и города». Gazette des Beaux-Arts , 6 стр., том. 112 (сентябрь 1988 г.): 77–89.
- Данжо, Филипп де Курсийон, маркиз. Газета . (Париж, 1854–1860).
- Дежарден, Гюстав Адольф (1885). Ле Пти-Трианон: история и описание. Версаль: Л. Бернар, книготорговец-издатель.
- Фелибьен, Андре. Краткое описание Версальского замка. (Париж, 1674 г.).
- Фелибьен, Жан-Франсуа. Краткое описание Версаля старого и нового. (Париж, 1703 г.).
- Феннебреск, Просто. «При Людовике XIV планировалось строительство в Версале павильона Аполлона». Ревю истории Версаля (1902): 91–100.
- Франкасл, Пьер. Скульптура Версаля . (Париж: Maison des Sciences de l’Homme, 1970).
- Фридман, Энн. «Эволюция партера воды». Журнал истории сада, том. 8, нет. 1 (январь – март 1988 г.): 1–30.
- Фридман, Энн. «Шарль Лебрен как ландшафтный архитектор: его проекты первого партера в Версале». Жизнь восемнадцатого века, том. 17, нс, 2 (май 1993 г.): 24–35.
- Жирар, Жак. Версальские сады: скульптура и мифология . Предисловие Пьера Лемуана. (Нью-Йорк: Vendome Press, 1983).
- Хэзлхерст, Франклин Гамильтон. Сады иллюзий . (Нэшвилл, Теннесси: Издательство Университета Вандербильта, 1980). ISBN 9780826512093 .
- Хедин, Томас. «Партер в Версале: воспоминания восемнадцатого века». Бюллетень Института искусств Миннеаполиса 65 (1981–1982): 50–65.
- Хедин, Томас. «Версаль и Mercure Gallant: прогулка сиамских послов». Gazette des Beaux-Arts , 6 пер., том. 119 (апрель 1992 г.): 149–172.
- Хуг, Симона. «О реставрации некоторых скульптур в Версальском парке». Исторические памятники Франции 138 (апрель – май 1985 г.): 50–56.
- Хуг, Симона. Людовик XIV: Способ изображения садов Версаля . (Париж: Éditions de la Réunion des Musées nationalaux, 1982).
- Лайтхарт, Эдвард. «Архетип и символ в версальском стиле Людовика XIV: размышления об imago rex и imago patriae в период раннего Нового времени». (Докторская диссертация, 1997 г.)
- Лоуч, Дж. «Лабиринт и разум 17 века». Версальская конференция (1985 г.).
- Людовик XIV. Путеводитель по Версалю . ред. Пьер Жакийяр. (Лион: Courrier de La Cote, nd).
- Людовик XIV. Мемуары . ред. Чарльз Дрейсс. (Париж: Didier et Cie, 1860).
- Мале, Эмиль. «Ключ к живописным и скульптурным аллегориям Версаля». Revue de l'Histoire de Versailles (1927): 73 82.
- Брак, Тьерри. «Мир Ле Ностра и истоки регионального планирования». Исторические памятники Франции 143 (февраль-март 1986 г.): 8–13.
- Мэри, Альфред. Рождение Версаля . (Париж, 1968).
- Мари, Альфред и Жанна. Мансар в Версале . (Париж, 1972).
- Мари, Альфред и Жанна. Версаль во времена Людовика XIV . (Париж, 1976).
- Мари, Альфред и Жанна. Версаль во времена Людовика XV . (Париж:, 1984).
- Маркиз Источников. Мемуары о правлении Людовика XIV . Эд Коснак и Понтель, 13 том. (Париж, 1882–93).
- Мекуре Галант , сентябрь 1686 г.
- Моникар, Жан-Батист де. Версаль увековечен . (Париж: Э. Гано, 1720).
- Нольак, Пьер де. Создание Версаля . (Версаль, 1901 г.).
- Нольак, Пьер де. «Оранжерея Мансар в Версале». Ревю истории Версаля (1902): 81–90.
- Нольак, Пьер де. Новейшие постройки Ле Вау в Версале . (Версаль: Л. Бернар, 1899).
- Нольак, Пьер де. Версаль, резиденция Людовика XIV . (Париж, 1925 г.).
- Перро, Шарль. Лабиринт Версаля. (Париж, 1669 г.).
- Форсировать Пиганьолю. Новое описание замков и парков Версаля и Марли. (Париж, 1701 г.)
- Пинатель, Кристина. «Рисунок раскрывает происхождение древнего мрамора из Версальского парка». Ревю Лувра 35/1 (1985): 1–8.
- Принцесса Палатин, герцогиня Орлеанская. Письма мадам, герцогини Орлеанской . (Париж, 1981).
- Сен-Симон, Луи де Рувуа, герцог. Мемуары . 7 рейсов. (Париж, 1953–61).
- Скудери, Мадлен де. Набережная Версаля. (Париж, 1669 г.).
- Сушаль, Франсуа. «Статуи на фасадах Версальского дворца». Gazette des Beaux-Arts , 6 стр., том. 79 (февраль 1972 г.): 65–110.
- Томпсон, Ян. Сад Короля-Солнца: Людовик XIV, Андре Ленотр и создание садов Версаля . (Лондон, 2006 г.).
- Верле, Пьер. Версальский дворец . (Париж: Библиотека Артема Файарда, 1985).
- Верле, Пьер. Версаль . (Париж: Библиотека Артема Файяра, 1961).
- Вальтиспергер, Шанталь. «Забор большого Версальского парка». Арт-обзор 65 (1984): 14–17.
- Вебер, Герольд. «Шарль Лебрен: Recueil des divers dessins de Fontaines». Мюнхенский ежегодник изящных искусств (1981): 151–181.
- Вебер, Герольд. «Каскадный проект Версаля». Журнал истории искусств, том 37, выпуск 3/4 (1974): 248–268.
- Вебер, Герольд. «Размышления о зарождении классического французского сада и его декоре». Жизнь восемнадцатого века, том. 17, нс, 2 (май 1993 г.): 1–23.
- Вибенсон, Дора. «Английские комментарии XVII века о Версальском парке». Версальская конференция (1985 г.).
Примечания [ править ]
- ^ «Quelques chiffres» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 23 апреля 2008 г. , первоначально на сайте www.chateauversailles.fr.
- ^ «Источник: Версальский замок» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года.
- ^ «Факты о Версальском дворце» . Парижский дайджест. 2018 . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ «Дворец и парк Версаля» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Бергер I, 1985; Боттино, 1988 г.; Мариаж, 1986 год; Мари, 1968 г.р.; Нольхак, 1901, 1925; Томпсон, 2006 г.; Верле, 1961, 1985 гг.; Уолтиспергер, 1984 г.; Вебер, 1993.
- ^ Верле 1985.
- ^ Даты кампании следующие: Первая строительная кампания, 1661–1666 гг.; Вторая строительная кампания, 1670–1678 гг.; Третья строительная кампания, 1680–1687 гг.; Четвертая строительная кампания, 1704–1715 гг.
- ^ Сохранились маршруты экскурсий для официальных гидов; они обсуждаются Робертом В. Бергером и Томасом П. Хедином, Дипломатические туры по садам Версаля при Людовике XIV (Пенсильванский университет), 2008 г.
- ^ Хэзлхерст 1980, стр. 62–64.
- ^ Поскольку солнце — девиз короля, а поэты путают солнце и Аполлона, в этом великолепном доме нет ничего, что не имело бы отношения к этому божеству.
- ^ Примерно 48 ° 48'19 "N 2 ° 07'21" E / 48,8053071 ° N 2,1224508 ° E
- ^ 48 ° 48'20 "N 2 ° 07'04" E / 48,8055032 ° N 2,1176845 ° E
- ^ 48 ° 48'26 "N 2 ° 06'38" E / 48,8073545 ° N 2,1106839 ° E
- ^ 48 ° 48'37 "N 2 ° 06'00" E / 48,8101702 ° N 2,1001321 ° E
- ^ Представленный здесь дизайн партера , вероятно, так и не был реализован (Hazlehurst, 1980, стр. 81).
- ^ 48 ° 48'18 "N 2 ° 07'10" E / 48,8050528 ° N 2,1194065 ° E
- ^ О связи образов сада и декора больших квартир см. Lighthart, 1997.
- ^ 48 ° 48'24 "N 2 ° 07'06" E / 48,8067575 ° N 2,118237 ° E
- ^ 48 ° 48'29 "N 2 ° 07'08" E / 48,8080223 ° N 2,1189773 ° E
- ^ 48 ° 48'16 "N 2 ° 06'39" E / 48,8045246 ° N 2,1107483 ° E
- ^ 48 ° 48'34 "N 2 ° 06'49" E / 48,8094354 ° N 2,1137148 ° E
- ^ 48 ° 48'27 "N 2 ° 07'15" E / 48,8074853 ° N 2,1207476 ° E
- ^ 48 ° 48'12 "N 2 ° 06'58" E / 48,803295 ° N 2,1161234 ° E
- ^ 48 ° 48'26 "N 2 ° 07'20" E / 48,8071673 ° N 2,1221638 ° E
- ^ 48 ° 48'27 "N 2 ° 06'48" E / 48,8075206 ° N 2,1134627 ° E
- ^ 48 ° 48'29 "N 2 ° 06'45" E / 48,8081919 ° N 2,1125722 ° E
- ^ 48 ° 48'22 "N 2 ° 06'45" E / 48,8061781 ° N 2,1124005 ° E
- ^ «Версаль/Рощи: сцены силы» . Lenotre.cultural.gouv.fr . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ 48 ° 48'31 ″ с.ш. 2 ° 07'21 ″ в.д. / 48,8087077 ° с.ш. 2,1223998 ° в.д.
- ^ Также известный как Allée d'Eau , этот уклон образует переходный элемент между Северным партером и Бассейном Нептуна . В 1688 году в качестве фонтанов были установлены бронзовые скульптуры, изображающие детей. Статуи – группы из трех детей – поддерживали чаши, в которые текла единственная струя воды. Первоначально в чашах хранились позолоченные свинцовые фрукты, которые высоко ценились в качестве сувениров во времена правления Короля-Солнца .
- ^ 48 ° 47'53 "N 2 ° 06'57" E / 48,7979595 ° N 2,1158123 ° E
- ^ 48 ° 48'24 "N 2 ° 06'49" E / 48,8065596 ° N 2,1136987 ° E
- ^ 48 ° 48'09 "N 2 ° 07'03" E / 48,8026237 ° N 2,117368 ° E и 48 ° 48'07 "N 2 ° 07'11" E / 48,8020089 ° N 2,1195889 ° E
- ^ 48 ° 48'13 "N 2 ° 07'10" E / 48,8037243 ° N 2,1193528 ° E
- ^ 48 ° 48'21 ″ с.ш. 2 ° 06'41 ″ в.д. / 48,8059042 ° с.ш. 2,1114403 ° в.д.
- ^ 48 ° 48'15 "N 2 ° 07'01" E / 48,804249 ° N 2,1169817 ° E
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертран Рондо, Даниэль О. Кислук-Грошейде (2018). Посетители Версаля: от Людовика XIV до Французской революции . Метрополитен-музей. п. 18, 197–198.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Александр Арнотт, Джон Уилсон (1913). Маленький Трианон . Бостон: Архитектурная книжная издательская компания, с. 4.
- ^ Дежарден, 1885; п. 62
- ^ Пьер де Нольак (1906). Версаль и Трианон . Лондон: Уильям Хайнеманн. стр. 285–286.
- ^ Мараль, Александр. «Роща Триумфальной арки» . Версальский дворец . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Источники периода включают: (Анонимно, 1685 г.); (Данжо, 1854–1860 гг.); (Фелибиен, 1703 г.); ( Меркурий Галант , 1686 г.); (Моникарт, 1720 г.); (Пиганьоль де ла Форс, 1701 г.); (Принцесса Палатин, 1981); (Сен-Симон, 1953–61); (Скудери, 1669 г.); (Источники, 1882–93)
- ^ адаптированный, Эзоп (0620?–0560? до н. э.) Автор; Перро, Шарль (1628–1703) Автор комментария; Лебрен, Шарль (1619–1690) иллюстратор; Леклерк, Себастьян (1637–1714) гравер; Бенсераде, Исаак де (1613–1691) Автор текста (12 февраля 1679 г.). «Версальский лабиринт: [печать]» . Галлика .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Лабиринты и лабиринты: Глава XIV. Топиарный лабиринт, или Лабиринт из живой изгороди» . Sacred-texts.com . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Хаскеноф, Бернар (29 августа 2013 г.). «Ahae à Versailles, le privilège de l'argent» [Ahae at Versailles — привилегия денег] (на французском языке). louvrepourtous.fr. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Современный сад для рощи водного театра» (PDF) (на французском языке). Версальский дворец. 28 января 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2014 г. . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ «Боскет театра д’О – Замок Версаль» . Chateauversailles.fr. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 31 мая 2014 г.
- ^ лаунет, Эдуард (27 марта 2013 г.). «Версаль заново открывает свою рощу» . Освобождение (на французском языке). Liberation.fr . Проверено 17 июня 2014 г.
Последний актер в этой интерпретации: корейский фотограф, поэт, художник, предприниматель, филантроп (и т. д.) и покровитель Ахэ. Этот семидесятилетний человек, очень изнеженный французскими культурными учреждениями, согласился покрыть расходы на новую рощу, то есть 1,4 миллиона евро. В прошлом году фотографии Ахае были представлены на выставке, организованной в саду Тюильри (Освобождение от 5 августа 2012 г.). Этим летом они снова будут там, в оранжерее Версаля.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энн Шемин (9 июня 2014 г.). «Аристократические сады Франции прокладывают путь из настоящего в прошлое» . Хранитель . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Пруд Кланьи, расположенный недалеко от железнодорожного вокзала Рив-дроите в городе Версаль, был засыпан в 18 веке из-за санитарных проблем.
- ^ Воду из Machine de Marly можно было перенаправить для использования либо в Версале, либо в Марли , но не в обоих случаях.
- ^ Пауэлл, Робин (20 марта 2015 г.). «Маленький хаос скрывает правдивую историю невероятных садов Версаля» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 27 марта 2015 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт
- Каталог скульптур садов Версаля и Трианона (на французском языке)