Юбер Роберт
Юбер Роберт | |
---|---|
Рожденный | 22 мая 1733 г. Париж, Франция |
Умер | 15 апреля 1808 г. Париж, Франция | (74 года)
Юбер Робер (англ. Французское произношение: [ybɛʁ ʁɔbɛʁ] ; 22 мая 1733 — 15 апреля 1808) — французский художник школы романтизма , особенно известный своими пейзажами и каприччи , или полувымышленными живописными изображениями руин в Италии и Франции. [1]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Юбер Робер родился в Париже в 1733 году. Его отец, Николя Робер, состоял на службе у Франсуа-Жозефа де Шуазеля, маркиза де Стэнвилля, ведущего дипломата из Лотарингии . Молодой Робер закончил обучение у иезуитов в Коллеж де Наварра в 1751 году и поступил в мастерскую скульптора Мишеля-Анжа Слодца , который научил его дизайну и перспективе, но побудил его обратиться к живописи. В 1754 году он уехал в Рим в поезде Этьена-Франсуа де Шуазеля , сына работодателя его отца, который был назначен послом Франции и стал государственным секретарем по иностранным делам при Людовике XV в 1758 году.
В Риме
[ редактировать ]Он провел в Риме целых одиннадцать лет — примечательный срок; после того, как официальная резиденция молодого художника во Французской академии в Риме закончилась, он поддерживал себя работами, которые создавал для приезжих ценителей, таких как аббат де Сен-Нон , который взял Роберта в Неаполь в апреле 1760 года, чтобы посетить руины Помпеи . Маркиз де Мариньи , директор Bâtiments du Roi, держал руку на пульсе его развития в переписке с Натуаром , директором Французской академии, который призывал пенсионеров рисовать на природе, с натуры: Робер не нуждался в побуждениях; рисунки из его альбомов для рисования документируют его путешествия: Вилла д'Эсте , Капрарола .
Контраст между руинами древнего Рима и жизнью того времени возбудил его живейший интерес. [2] Некоторое время он работал в студии Джованни Паоло Панини , влияние которого можно увидеть в Vue imaginaire de la galerie du Louvre en Ruine ( иллюстрация ). Робер проводил время в обществе молодых художников в кружке Пиранези , чьи причуды романтически заросших руин так сильно повлияли на него, что он получил прозвище Роберт де руины . [3] Альбомы эскизов и рисунков, которые он собрал в Риме, давали ему мотивы, которые он использовал в картинах на протяжении всей своей карьеры. [4]
Сообщается, что он вырезал свое имя на стенах Колизея в 1767 году. [5]
В Париже
[ редактировать ]Его успех по возвращении в Париж в 1765 году был стремительным: в следующем году он был принят Королевской академией искусства и скульптуры с римским каприччио «Римский порт», украшенным различными памятниками архитектуры, древней и современной. [6] Первая выставка Робера в Салоне 1767 года , состоявшая из тринадцати картин и ряда рисунков, побудила Дени Дидро написать: «Идеи, которые пробуждают во мне руины, велики». Впоследствии Роберт показывал работы в каждом Салоне до 1802 года. [7] Его последовательно назначали «Дизайнером королевских садов», «Хранителем королевских картин» и «Хранителем музея и советником Академии». [8]
Роберт был арестован в октябре 1793 года, во время Французской революции . [9] За десять месяцев заключения в Сент-Пелажи и Сен-Лазаре он сделал множество рисунков, написал не менее 53 холстов и нарисовал на тарелках многочисленные виньетки из тюремной жизни. [7] Он был освобожден через неделю после падения Робеспьера . [10] Роберт едва избежал гильотины , когда по ошибке вместо него был казнен другой заключенный с таким же именем. [11]
Впоследствии он был включен в комитет из пяти человек, отвечающий за новый национальный музей во Дворце Лувра .
Революция также привела к уничтожению некоторых работ Роберта; его картина «Пеше Кардинал» (ок. 1799 г.), как полагают, была потеряна или уничтожена во время пожара. [ нужна ссылка ] Роберт спроектировал декорации для небольшого театра в новом крыле на месте нынешней лестницы Габриэля Версальского дворца . Этот театр, рассчитанный примерно на 500 мест, был построен летом 1785 года и открыт в начале 1786 года. Он должен был служить обычным придворным театром, заменив Театр Княжеского двора, который был слишком старым и слишком маленьким, но был разрушен. во времена Луи-Филиппа . Акварель . рисунка Роберта находится в Национальном архиве в Париже [12]
Роберт умер от инсульта 15 апреля 1808 года.
Стиль и наследие
[ редактировать ]Количество его работ огромно: около тысячи картин и десяти тысяч рисунков. [7] Только в Лувре хранится девять картин его руки, и их экземпляры часто можно встретить в провинциальных музеях и частных коллекциях. Работы Робера имеют более или менее тот сценический характер, который оправдывал выбор Вольтера для росписи декораций его театра в Ферни. [2]
Его работы были широко выгравированы аббатом де Сен-Нон , с которым он посетил Неаполь в компании Фрагонара в первые годы своей жизни; в Италии его работы также часто воспроизводились Шатленом, Линаром, Ле Во и другими. [2]
Он известен живостью и остротой, с которой он относился к нарисованным им предметам. Одинаково легко рисуя маленькие станковые картины или огромные декорации, он работал быстро в технике алла прима . [13] Наряду с этой непрекращающейся деятельностью как художника, его смелый характер и многочисленные приключения вызывали всеобщее восхищение и сочувствие. В четвертой песне своего «Воображения» Жак Делиль воспевает чудесное спасение Роберта, потерявшегося в катакомбах. [2]
Роберт и живописные сады
[ редактировать ]Предприимчивый и плодовитый, Роберт также действовал в роли, похожей на роль современного арт-директора, концептуализируя модно ветхие сады для нескольких аристократических клиентов, что суммировалось его возможным вмешательством в Эрменонвиле ; там он работал бы с архитектором Жаном-Мари Морелем у маркиза де Жирардена, который был автором «Композиций о платежах» (1777 г.) и имел собственные взгляды. В 1786 году он начал свою, лучше задокументированную, [14] сотрудничество в Меревиле со своим самым значительным покровителем, финансистом Жаном-Жозефом де Лабордом, который нашел Франсуа-Жозефа Беланже планы слишком дорогими и, возможно, слишком формальными.
Хотя документы снова отсутствуют, имя Юбера Робера неизменно упоминается в связи с Марии-Антуанетты «главным архитектором» Ришаром Миком на нескольких этапах создания неформального ландшафтного сада в Пти-Трианоне и установки маленького амо . Вклад Роберта в садовый дизайн заключался не в составлении практических планов улучшений, а в создании атмосферного вдохновения для предлагаемого эффекта. [15] По словам У. Х. Адамса, в Эрменонвиле и Меревиле «картины Юбера Робера одновременно записаны и вдохновлены»: [16] Четыре большие фантазии Роберта о руинах, написанные в 1787 году для Меревиля. [17] тщетно искать прямую связь с садом. Картины Юбера, изображающие Мулен Жоли его друга Клода-Анри Ватле, передают атмосферу полноценного сада, который создавался с 1754 года. Его набор из шести итальянских пейзажных панно, написанных для Багатель. [18] не были вдохновением для формального газонного партера, расположенного в редеющем лесу, спроектированного Беланже; более поздние живописные расширения Багатель были выполнены шотландским садовником Уильямом Блейки. [19] Заказанная Робертом картина, изображающая долго отложенное обновление парка в Версале , начавшееся в 1774 году с вырубки деревьев для продажи на дрова, представляет собой запись этого события, перекликающуюся с аллегорическим смыслом. [20] Робер, скорее, был ответственным за концепцию грота и каскадов «Купалей Аполлона», спрятанных в роще парка замка и построенных для размещения Франсуа Жирардона знаменитой скульптурной группы «Аполлон в присутствии нимф» .
Галерея
[ редактировать ]Работает на бумаге
- Каприччио (ок. 1756), акварель, 56,4 х 41,3 см., Метрополитен-музей.
- Овальный фонтан в саду Виллы д'Эсте, Тиволи (1760 г.), 32,7 х 45 см., Национальная художественная галерея .
- Большая лестница (ок. 1761–1765 гг.), 45 х 32,3 см. Перо, тушь, смывка, акварель и мел, Музей изящных искусств, Хьюстон.
- Молодые художники в студии (ок. 1763–1765), мел, 35,2 х 41,2 см., Метрополитен-музей.
- Арка Тита в Риме (1760-е), акварель, 35 х 49,5 см., Музей Чарторыйских .
- Художник рисует юную девушку (ок. 1773 г.), красный мел, 25,5 х 33,8 см., Метрополитен-музей.
- Женщины в пейзаже (ок. 1773 г.), тушь, смывка и мел, 36,6 x 28,7 см., Метрополитен-музей.
- Путешествие на лодке (1774 г.), сангина, 28,9 х 36,5 см., Национальный музей в Варшаве.
- Рисовальщик вазы Боргезе (ок. 1775 г.), мел, 36,5 х 29 см, Музей изящных искусств Валенсии.
- Фигуры в колоннаде (ок. 1780 г.), тушь, стирка и мел, 58,6 х 44,7 см, Метрополитен-музей .
- Автопортрет в тюрьме (ок. 1793–94), тушь, стирка, акварель и мел, 17,6 x 23,8 см., Galerie Coatalem.
Картины маслом
- Старый мост (1760 г.), 76,2 х 100,3 см., Художественная галерея Йельского университета.
- Итальянская кухня (ок. 1760–67), 60 х 75 см, Национальный музей в Варшаве.
- Оратор в тюрьме (1760-е), 48 х 38 см., Национальный музей.
- Пантеон с портом Рипетта (1766 г.), 119 х 145 см., Beaux-Arts de Paris .
- Римский огонь (ок. 1771 г.), 75,5 х 93 см., Музей современного искусства Андре Мальро.
- Строящаяся школа хирургии (1773 г.), 76 х 91,5 см, Музей Карнавале.
- Нахождение Лаокоона ( 1773 г.), 119,3 х 162,5 см, Музей изящных искусств Вирджинии .
- Водопады Тиволи (1776 г.), 50 х 74 см, Пти-Пале.
- Студия реставратора древностей в Риме (1783 г.), 101 х 143 см., Художественный музей Толедо .
- Кораблекрушение (1780-е), 322 х 199 см., Вустерский художественный музей .
- Пожар Парижской оперы (1781), 123,5 × 171 см., частное собрание.
- Место приземления (1787–88), 255 х 223 см, Чикагский институт искусств .
- Фонтаны (1787–88), 255 х 221 см, Чикагский институт искусств .
- Старый Храм (1787–88), 255 х 223 см, Чикагский институт искусств .
- Обелиск (1787–88), 255 х 223 см, Чикагский институт искусств .
- Бастилия . в первые дни ее сноса (1789 г.), 96 х 135 см., Музей Карнавале
- Заброшенная статуя (1790-е), 40 х 31 см., Эрмитаж.
- Девушки, танцующие вокруг обелиска (1798), 120 х 99 см., Монреальский музей изящных искусств .
- Проект преобразования Большой галереи Лувра (1796), 115 х 145 см., Лувр
- Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах (1796 г.), 114,5 х 146 см., Лувр
- Роман Каприччио (1798), 94 х 117 см., Государственная художественная галерея Карлсруэ.
- Архитектурная фантазия (ок. 1802–08), 114 x 147,8 см., Музей школы дизайна Род-Айленда.
Ссылки, примечания и источники
[ редактировать ]- Ссылки и примечания
- ^ Жан де Кайе. «Роберт, Хьюберт». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 13 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ↑ У Роберта было не менее двадцати пяти полотен Паннини. (Жан Кайе, «Введение в метод Юбера Роберта», The Burlington Magazine 109, № 767, февраль 1967 г.), pi
- ^ Сара Катала, «Функциональная материальность, Некоторые размышления о методах рисования Юбера Роберта», в exh. кот. Юбер Робер, художник-мечтатель , Париж, éditions du musée du Louvre/Somogy, с. 65-72.
- ^ Сальседо, Андреа (9 июля 2023 г.). «Не очень краткая история Колизея для растерянных вандалов» . Вашингтон Пост .
- ^ Порт Рима, украшенный различными памятниками древней и современной архитектуры .
- ^ Jump up to: а б с Колин Б. Бейли, «Хьюберт Роберт и радость руин», The New York Review of Books 63.15 (13 октября 2016 г.), стр. 35–37.
- ^ Дизайнер Королевских садов, Страж королевских картин, Страж музея и советник Академии.
- ^ 18 брюмера, год II
- ↑ Освобожден 18 термидора 1794 года.
- ↑ История Парижа, Héron de Villefosse, Editions Grasset (Париж), 1955, стр. 181.
- ^ Цветная печать детали дизайна размещена в Huisman, стр. 88.
- ^ Биография Хьюберта Роберта, Национальная галерея искусств https://www.nga.gov/collection/artist-info.1832.html
- ^ Виктор Карлсон, «Юбер Роберт в Риме: некоторые рисунки пером», основные рисунки 39.3 (осень 2001 г., стр. 288-299), стр. 291.
- ↑ Сравните роль Луи Моро в «Багатель» .
- ^ Адамс1979:104
- ^ В Институте искусств Чикаго .
- ^ В Метрополитен-музее .
- ^ Джозеф Байлио, «Украшения Юбера Роберта для замка Багатель», Журнал Метрополитен-музея 27 (1992), стр. 149–182.
- ^ Паула Ри Радисич, «Король подрезает свой сад: картина Версальских садов, сделанная Юбером Робертом в 1775 году», Исследования восемнадцатого века 21.4 (лето 1988 г.), стр. 454–471.
- Источники
- Адамс, Уильям Ховард, Французский сад 1500–1800 (Нью-Йорк: Бразилилер) 1979.
- Хьюсман, Филипп, Французские акварели XVIII века (1969) Лондон, Темза и Гудзон ISBN 978-0-500-23105-0
- Вибенсон, Дора, Живописный сад во Франции (издательство Принстонского университета) 1978.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Роберт, Юбер ». Британская энциклопедия . Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 402. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Сара Катала. Юбер Робер Безансонский . Милан: Silvana Editoriale, 2013 [каталог-резонне рисунков из публичной библиотеки и музея изобразительных искусств Безансона].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мона Лиза — Каталог коллекций музеев Франции www.cultural.gouv.fr (Министерство культуры и коммуникаций) — Список работ Роберта (315 статей), французский язык.