Jump to content

Клод-Анри Ватле

Портрет Ватлета работы Жана-Батиста Греза , ок. 1763–65

Клод-Анри Ватле (28 августа 1718 — 12 января 1786) был богатым французским генерал-фермье , художником-любителем, уважаемым офортистом , писателем об искусстве и знатоком садов. Унаследованная Ватле привилегия взимать налоги на сельское хозяйство в Орлеане предоставила ему свободу заниматься своими увлечениями, искусством, литературой и садами. [1] Его «Essai sur les jardins » 1774 года, прочно основанный на английских идеях, высказанных Томасом Уэйтли , [2] представил во Франции английский ландшафтный сад под названием «Английский сад» . Общительный Ватле, родившийся и умерший в Париже, находился в центре французского художественного мира своего времени.

Биография

[ редактировать ]

Ватле родился в Париже , где у него был дом на улице Шарло. [3] и посещал по понедельникам салоны мадам Жоффрен , [4] где он мог бы увидеть La Live de Jully , который выгравировал один из рисунков Ватле и который, как и Ватле, был одним из первых покровителей Грёза . Ватле был признан почетным членом Королевской академии живописи и скульптуры в 1754 году, одновременно с Бержере де Гранкуром, еще одним коллекционером и знатоком, чьи увлечения поддерживались Ferme Générale . [5]

В 1760 году он был избран членом Французской академии благодаря своей дидактической поэме «L'Art de peindre» . [6] Стихотворение состоит из четырех песнопений, посвященных поочередно Рисунку, Цвету, Живописному Изобретению и Поэтическому Изобретению. За ним следуют прозаические наставления о пропорциях, ансамбле, балансе или весе и движении фигур, красоте, грации, [7] Гармония света и цвета, эффекты и выражение страстей. Вторая половина работы была украшена его иллюстративными гравюрами и виньетками, поскольку он был талантливым офортистом: Дени Дидро сказал, что, если бы у него была копия стихотворения Ватле «Искусство творчества», он бы вырезал иллюстрации и заключил их под стекло; а остальное бросить в огонь. [8]

Расширенная версия эссе легла в основу незаконченного словаря изящных искусств Уотлета.

Примерно в это же время Уотлет завязал роман на всю жизнь с пастелисткой Маргаритой Леконт , молодой замужней женщиной, которую он обучал технике офорта. Вместе с ней и своим старым наставником, аббатом Сорбонны Копеттой, он совершил второе турне по Италии в 1763–1764 годах. В Риме два пенсионера Французской академии собрали бесплатный сборник стихов Луиджи Сублейраса: [9] под названием « Приезд в Рим мадам граф и господ Ватле и Копетт » [10] в честь их визита в 1764 году; он иллюстрирован гравюрами, в основном Этьеном де ла Валле Пуссен , а также Францем Эдмундом Вейроттером и Юбером Робертом . [11] чья собственная сюита из десяти гравюр «Римские вечера» , созданная в то же время, была посвящена мадам Ле Конте. [12] Винкельманн взял их осмотреть древности на вилле Альбани.

В « Очерке о садах » [13] Опыт Уотлета с физиократами послужил основой для его буколического видения Франции, которая могла бы вернуться к простой аграрной экономике, основанной на идеализированных моделях семейной фермы. Он заявил о своей преданности философии Руссо на первых страницах своего садового трактата, в котором подробно описывалось устройство фермы-орне , подобное тому, которое английский поэт Уильям Шенстон начал в Лисоузе , начав в 1743 году.

Ватле предшествовал своему эссе своими собственными экспериментами по садоводству на острове на реке Сена принадлежащем ему в Коломбе ( О-де-Сен ); там между 1754 и 1772 годами он создал «живописную обстановку, уникальную для французских садов того времени», по словам Уильяма Говарда Адамса. [14] Его Мулен Жоли («Красивая мельница») предлагал резиденцию, ферму, конюшни, молочную ферму, пасеку, мельницу, прогулки, аттракционы и виды, украшенные скульптурой, цветник и медицинский сад, медицинскую лабораторию и лазарет, [15] объединение прекрасного с полезным. Вдохновение для нового восприятия атмосферного сада, который, как показывает план Мулен Жоли, имел совершенно прямые дорожки через лес. [16] обычно приписывают видению художников поколения Ватто , которые рисовали в ныне заросших садах, разбитых в прошлом веке. Возможно, вдохновение Вателина частично пришло от его друга Баучера. В 1740-х годах Жан-Батист Удри имел доступ к заросшим садам принца де Гиза в Аркейле и часто приглашал молодых художников рисовать с собой на заброшенных территориях; Баучер сопровождал его несколько раз. [17]

Хотя его дружба с художником Франсуа Буше и его уроки искусства в Италии с Юбером Робером во время его юношеского турне , влияние Буше и «Робера-ле-Руина» было напрямую перенесено в новые французские сады в жанре питторески . В 1780 году дальновидный архитектор-неоклассик Николя Ле Камю де Мезьер посвятил Ватлету «Le génie de l'architecture, ou L'analogie de cet art avec nos senses » («Гений архитектуры, или аналогия этого искусства с нашими ощущениями»).

Трактат Ватле появился в том же году, когда Марии-Антуанетты сады вокруг Малого Трианона начали перестраивать ; к 1783 году две стороны павильона выходили на небольшие лужайки, окруженные ветвями и купами деревьев, и ее petit hameau был готов, словно декорация для пасторали , отражаясь в дальнем конце небольшого озера размером не больше деревенский пруд.

На портрете Греза ( см. выше ) Ватле изображен с штангенциркулем в руках и бронзовой редукцией Венеры Медичи на бюро , как бы в процессе определения секрета совершенных пропорций женского тела. Уотлет писал статьи для «Энциклопедии» ; [18] отметил Джон Р. Паннабекер, [19] по живописи и гравюре , внес свой вклад в жизнеописания последовательных обладателей поста премьер-министра короля со времен Шарля Лебрена (1752) и работал над проектом «Словаря изящных искусств» ; растущая слабость и истощение одолели его усилия, и работа была завершена и опубликована после его смерти.

Чтобы удовлетворить свой интерес к сцене, он написал ряд комедий и коротких пасторальных драм, перечисленных ниже. Два из них, судя по всему, были исполнены: один для избранной труппы в Шуази .

Публикации

[ редактировать ]

В искусстве

[ редактировать ]
  • Энциклопедия , «Гравюра», вып. 7 (1757)
  • Вклады в жизнеописания первых художников короля, от М. Лебрена до наших дней (1752 г.).
  • «Искусство живописи», стихотворение с размышлениями о разных частях живописи (1760). ( он-лайн текст )
  • Очерк о садах (1774). RRprinted (Жерар Монфор), 2004 г. ( онлайн-текст )
  • Словарь изящных искусств (2 тома, 1788–91). Работа Ватле была завершена Пьером-Шарлем Левеском и другими (текст в Интернете в [1] и [2] . Словарь был переиздан в 5 томах как Dictionnaire de arts de peinture, скульптура и гравюра в 1792 году. Факсимильное издание: LF Prault, Париж/Минкофф, Женева, 1972.
  • Римбранески или эссе гравюры (1783 г.). Альбом гравюр Рембрандта и Ватлета. С 1767 года в коллекции Ватлета хранились медные офорты Рембрандта. Этот альбом стоит во главе традиции современных переработок офортов Рембрандта : [20]
  • «Модная деревня, или Комедия после природы», комедия в двух действиях, в прозе, написанная в 1777 (1784). "Модная дача, или комедия из жизни" ( онлайн-текст )
  • Коллекция некоторых работ г-на Ватле из Французской академии живописи (1784 г.).
    • Сильвия
    • Зенеида, в 1 действии, в прозе, написана в январе 1743 г.
    • Афинские скульптуры, комедия в 3-х действиях в прозе, сочиненная в 1766 году ** Вдовы, или Матрона Эфесская, комедия в 3-х действиях, в стихах
    • Милон, пасторальная интерлюдия в 1 действии в стихах
    • «Девкалион и Пирра», большая зрелищная опера в 4-х действиях в стихах, сочиненная в 1765 году, исполненная на концерте свободных рисовальных школ, 29 апреля 1772 года, в Воксхоллском зале Сен-Жерменской ярмарки . ( Онлайн-текст )].
    • Дели , лирическая драма в 1 действии в стихах, сочиненная в 1765 году.
    • Фаон, лирическая драма в 2-х действиях в стихах, смешанная с ариетками, исполненная перед Их Величествами в Шуази в сентябре 1778 года .
  1. ^ Уильям Ховард Адамс, Французский сад 1500-1800 (Нью-Йорк: Бразилилер) 1979, стр. 115 и далее.
  2. «Наблюдения Уэйтли о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями» , появились в Лондоне, 1770 г.).
  3. ^ Там д'Аламбера вылечила Жюли де Леспинасс , записи Колина Бейли (Колин Б. Бэйли, Патриотический вкус: коллекционирование современного искусства в дореволюционном Париже (Yale University Press) 2002, стр. 65).
  4. ^ Бейли 2002
  5. ^ Бэйли 2002, стр. 65 и далее.
  6. В свое время он был членом-корреспондентом нескольких академий за пределами Франции: Королевской академии Берлина, Академии делла Круска , Академии Кортоны, Института Болоньи.
  7. ^ Уильям Хогарт , написавший свой собственный «Анализ красоты» в 1753 году, перевел эссе Уотлета о благодати; рукопись, никогда не публиковавшаяся при жизни Хогарта, находится в Университете Иллинойса. (Джон А. Дассинджер, «Перевод Уотлета на тему «Благодать» Уильяма Хогарта», The Burlington Magazine 126, № 980 (ноябрь 1984 г.), стр. 688, 691–694.)
  8. ^ «Если бы стихотворение принадлежало мне, я бы вырезал все виньетки, положил их под стекло, а остальные бросил в огонь».
  9. Луиджи Сублейрас был сыном покойного французского художника Пьера Сублейраса (1699–1749), главы Французской академии в Риме.
  10. ^ «По прибытии в Рим мадам Ле Конт и синьори Ватле и Копетт» (Дж. Левин, Библиография искусства восемнадцатого века и иллюстрированные книги... стр. 519); факсимиле с предисловием Филипа Хофера было выпущено Художественным музеем Фогга под названием «Книга с картинками Фогга, 5» (1956).
  11. ^ «Ранняя художественная литература...» нет. 51. Архивировано 17 января 2007 г. в Wayback Machine.
  12. Рисунки Роберта для люкса находятся в Библиотеке Моргана , Нью-Йорк. "Les Soirées de Rome". Архивировано 10 октября 2007 г. в Wayback Machine .
  13. ^ «Эссе » было переведено Сэмюэлем Даноном, «Очерк о садах: глава во французской живописи» (University of Pennsylvania Press), 2003; в нем есть вступительное эссе Джозефа Диспонцио.
  14. ^ Адамс 1979:116. Сад был убежищем от парижских салонов для многих философов , и Ватле посвятил свое «Эссе», описывающее его, духу amitié , самой «дружбы». Местом расположения сада является департаментский парк Пьера Лагравера , ранее называвшийся «Иль Маранте»; он был предметом полупостоянной выставки в Коломбе, Мулен Жоли, un jardin au siècle des Lumières , 2004-07 ([])
  15. ^ Уотелет был почетным членом Королевского медицинского общества .
  16. ^ Адамс, 1979, рис. 133, план Мулен Жоли в Коломбе Ватлета , около 1780 года, в Национальном архиве .
  17. ^ Дженнифер Милам, «Пейзажные фантазии и фермерские вымыслы во французских рисунках и гравюрах во время древнего режима» Журнал Antiques (октябрь 1995 г.)
  18. ^ Кафкер, Франк А.: Заметки об авторах 17 томов «дискурсов» Энциклопедии (продолжение и конец). Исследование о Дидро и Год энциклопедии (1990) Том 8 Номер 8 с. 120
  19. ^ «Представление механического искусства в «Энциклопедии» Дидро « Технологии и культура» 39.1 (январь 1998 г., стр. 33–73), стр. 50», примечание 40
  20. ^ Национальная библиотека: Происхождение медных пластин Рембрандта .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вибенсон, Дора, Живописный сад во Франции (издательство Принстонского университета) 1978.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e444183ad02628c112343aa2395b891__1671196980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/91/7e444183ad02628c112343aa2395b891.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Claude-Henri Watelet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)