Замок Шуази

Замок Шуази — королевская французская резиденция в коммуне Шуази-ле-Руа в департаменте Валь-де-Марн , недалеко от Парижа . Свое нынешнее название коммуна получила от Людовика XV , когда он купил поместье Шуази и его замок в октябре 1739 года.
Замок Ла Гранд Мадемуазель
[ редактировать ]Участок был куплен задолго до 1680 года. [ 1 ] Людовика XIV двоюродной сестрой Анной-Марией-Луизой Орлеанской, герцогиней де Монпансье , «Великой мадемуазель». Она выложила за эту собственность 40 000 ливров , снесла существующий corps de logis , согласно ее «Мемуарам» , и приказала построить новый дом по планам Жака Габриэля , «который сделал мой дом по моему вкусу», как отмечала мадемуазель Монпансье, «без каких-либо затрат». любой орнамент или «архитектура»» [ 2 ] утверждение, которое упускает из виду скульптурные украшения фронтона Этьена Ле Хонгра .
Замок Шуази был расположен среди тщательно продуманной серии садов, заложенных Андре Ле Нотром . Его вызвали до того, как несколько существовавших построек были снесены, и он обнаружил, что участок слишком закрыт густым лесом: «Там только берег реки был виден, как будто через слуховое окно ». [ 3 ] он рассказал об этом королю, который передал это замечание, и посоветовал мадемуазель де Монпансье начать в этой «ситуации с Виленом» с «вырубки всех лесов, которые там были». [ 4 ] Вид на реку был главным, и мадемуазель де Монпансье рассчитала это как преимущество: «Поскольку я построила свой дом, чтобы ездить туда летом, я приняла меры для того, чтобы можно было видеть реку в это время года. когда он находится на самой низкой точке, я вижу его со своей кровати и все проплывающие мимо лодки». [ 5 ]

Затерянный замок известен сегодня благодаря гравюрам Пьера-Жана Мариетта , Габриэля Переля и Пьера Авелина . Его интерьеры хорошо описаны в « Мемуарах Гранд Мадемуазель» .
Замок перешел в 1693 году. [ 6 ] Ле Гранд Дофину , который выполнил некоторые внутренние модификации (Кимбалл 1943, стр. 51), прежде чем обменять его в 1695 году на Медон , [ 7 ] более доступный из Версаля.
Царствование Людовика XV
[ редактировать ]В 1716 году он был продан Марии-Анне де Бурбон (1666-1739), вдовствующей принцессе де Конти, законной дочери Людовика XIV и Луизы де ла Вальер . После ее смерти в 1739 году он был продан королю, к тому времени Людовику XV .
Несмотря на потерю близлежащих лесов в пользу партеров на фоне Сены и боскетов, украшенных скульптурами, охота в соседнем лесу Сенар была хорошей, что было первоначальной мотивацией короля для покупки Шуази. Король расширил замок с 1740 года под руководством Анж-Жака Габриэля , главного архитектора короля . Он смог использовать Шуази к 1741 году. Центральный блок был увеличен вдвое по глубине по-современному; был пристроен театр и значительно увеличены конюшни; де Монпезье мадемуазель Оранжерея была перестроена, и в ее центральном салоне «Любовь Эдме Бушардона, формирующая свой лук из палицы Геркулеса» . в 1752 году была установлена [ 8 ] Был добавлен павильон для купания, и, прежде всего, Малый замок ( иллюстрация справа ) был спроектирован как убежище для Людовика XV и мадам де Помпадур . Работы продолжались в серии кампаний вплоть до 1777 года, хотя Людовик XV потерял интерес к Шуази после смерти Помпадур. [ 9 ] но существует очень мало документации об интерьерах, за исключением секции Габриэля, датированной 1754 годом, круглого салона и вестибюля в Pavillon Particulier du Roi , Petit Château: «Это показывает сдержанный характер, - сообщал Фиск Кимбалл : представляет собой непрерывный овал, увенчанный ракушками и завитками, но задрапированный... недавно модной гирляндой из шелухи» (Кимбалл, стр. 207).

Обстановка Шуази была намеренно сохранена простой. Королевский письменный стол для использования в Шуази, доставленный королевским эбенистом Антуаном Годро в 1744 году. [ 10 ] хотя он и украшен позолоченными бронзовыми креплениями, он не величественнее письменных столов многих современных аристократов. В 1765 году Шарден создал символические натюрморты, свободные от риторики и помпезности, в качестве крыльца неизвестной комнаты. [ 11 ] Ламберту Сигисберту Адаму , однако, не повезло с его мраморным бюстом Людовика XV в образе Аполлона, датированным 1749 годом, который Адам показал в Салоне 1745 года и который он по собственной инициативе поместил в Галерее Шуази, которая была будет украшен Шарлем Парроселем серией декоративных завоеваний Людовика XV . [ 12 ] Проект, возможно, слишком грандиозный для королевского отступления, ни к чему не привел, и Адам переборщил, запросив 7000 луидоров за бюст ; Реакция короля в сентябре 1762 года заключалась в том, что он не хотел видеть его в Шуази во время своего следующего визита и что Адам должен собрать его и вывезти. [ 13 ]
Окружающий приход получил приток бизнеса благодаря королевскому присутствию и новой приходской церкви . Для праздников на реке в Шуази король заказал гондолы, привезенные из Венеции.
Более поздняя история
[ редактировать ]После смерти короля Мария-Антуанетта часто приезжала в Шуази, хотя во время покупки замка Сен-Клу у Орлеанского дома кратко предлагалось, чтобы Шуази был частью обмена. [ 14 ] портрет Людовик XV установил в Шуази заказанный им у Друэ Марии-Антуанетты в образе Дофины в 1773 году. [ 15 ] В 1777 году, когда королева пожелала построить в Версале небольшой театр для частных представлений, в котором она участвовала, она поручила архитектору Ришару Мику взять за образец театр в Шуази, построенный Габриэлем для мадам де Помпадур; в результате Театр де ла Рейн , построенный в 1779 году, хотя снаружи он скромен и полностью выполнен в неоклассическом стиле, имеет интерьер, неожиданно для своего времени в стиле рококо. [ 16 ]
Замок и Малый замок были королевскими резиденциями; таким образом, во время революции , когда коммуна стала Шуази-сюр-Сен, замок был конфискован как bien national , его содержимое было опустошено на аукционах (часть революционных продаж ), его территории были разделены на отдельные лоты и проданы. Здания пришли в упадок и постепенно сносились в течение девятнадцатого века. Сегодня все, что осталось, — это сухой ров, ха-ха , два павильона по бокам бывшего курдонёра и ряд бывшего служебного крыла.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Воспоминания мадемуазель де Монпансье, часть III, глава 2: 1680: «Всю свою жизнь я хотел иметь дом недалеко от Парижа...» . Проспекты , которые она заложила, уже «процветали очень хорошо» к тому времени, когда она писала мемуары под 1680 годом.
- ^ "Без украшений и архитектуры". Собственный вкус мадемуазель де Монпезье диктовал: «Если бы я захотел прочитать одну из книг на эту тему, я мог бы составить красивое описание; но это было бы притворством, которое мне совсем не идет». Авторитетный вкус мадемуазель де Монпансье можно обнаружить в дизайне сада Ле Нотра ( слева ), который совершенно нехарактерно умножает автономные черты без широкой объединяющей схемы. «Я посадила много аллей , которые очень хорошо приживаются», — заметила она в 1680 году, но читатель, внимательно изучающий план, заметит, что лишь немногие из аллей начинаются или заканчиваются в местах, имеющих большое значение, что является верным признаком сильного и решительного человека. восторженный любитель.
- ^ "Мы могли видеть реку только как будто через окно в крыше",
- ↑ Мемуары мадемуазель де Монпезье, часть III, глава 2: 1680 г.
- ^ «Поскольку я построил дом, чтобы поехать туда летом, я принял меры, чтобы мы могли видеть реку в то время, когда она самая низкая; со своей кровати я вижу ее и прохожу мимо всех лодок».
- ↑ Жермену Боффрану , впоследствии известному архитектору, в этом году заплатили за составление планов Шуази (Кимбалл, 1943, стр. 38).
- ^ Замок Медон (снесен) был собственностью Анны де Сувре, вдовы Лувуа .
- ↑ Скульптура, заказанная Бушардону, пробыла лишь короткое время в Салоне Геркулеса в Версале , прежде чем была перевезена в Шуази, где ее эротический подтекст был более уместен. [1] .
- ↑ Четыре величественные мраморные вазы, спроектированные Габриэлем и заказанные в 1742 году, были готовы к отправке в Шуази в 1753 году, но заказ так и не поступил. (Джон Голдсмит Филлипс, «Вазы Шуази-Менара», бюллетеня Метрополитен-музея Новая серия , 25.6 (февраль 1967, стр. 242–250), стр. 242).
- ^ Он хранится в Hôtel de Soubise ( иллюстрировано )
- ^ Атрибуты музыки и атрибуты искусства хранятся в Лувре ; остальные потеряны.
- ↑ Разумеется, это должны были быть военные завоевания, достигнутые армиями Людовика.
- ↑ Бюст находился в коллекции Мориса де Ротшильда в 1952 году. Терракотовая модель находится в Музее Виктории и Альберта . (Теренс Ходжкинсон, «Бюст Людовика XV Ламберта Сигисберта Адама», The Burlington Magazine 94, № 587 (февраль 1952 г., стр. 37–41), стр. 37.
- ^ г-жи де Кампан Мемуары , гл. xii [2] .
- ↑ Хранится в Шантийи ( иллюстрировано. Архивировано 1 июля 2006 г. в Wayback Machine ).
- ^ «Версаль: Театр королевы» . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 г. Проверено 5 августа 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Мари-Эммануэль Планьоль-Дьеваль и др., «Светские театры» .
- Меню ужина Людовика XV в Шуази, 17 августа 1757 года .
- Фиске Кимбалл, «Сотворение рококо» (Филадельфия), 1943 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Б. Шампшин, Замок Шуази (Париж), 1910 год.