Пьер-Жан Мариетт

Пьер-Жан Мариетт (англ. Французское произношение: [pjɛʁ ʒɑ̃ maʁjɛt] ; 7 мая 1694 — 10 сентября 1774) — коллекционер и продавец гравюр старых мастеров , известный знаток, особенно гравюр и рисунков, а также летописец карьеры французских, итальянских и фламандских художников. Он родился и умер в Париже и на протяжении десятилетий был центральной фигурой художественной культуры города.
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Мариетта родилась в давней и очень успешной семье граверов , книгоиздателей и продавцов полиграфической продукции в Париже. [ 1 ] Его отцом был Жан Мариетт (1660–1742). В 1657 году отец его отца, Пьер Мариетт (ii) (1634–1716), купил семейный бизнес у своего больного отца Пьера Мариетта (i) (1596–1657) за 30 000 ливров . [ 2 ]
Семейные связи позволили ему в молодости познакомиться с антикварами , такими как граф де Кайлюс , для которого Мариетта напишет свое «Письмо о Леонардо да Винчи» , напечатанное в качестве предисловия к книге Кайлюса о карикатурах Леонардо, 1730 год. В 1722 году он впервые встретился с безмерно богатый меценат Пьер Кроза , которого он консультировал, чью коллекцию каталогизировал и на распродаже которого приобретал выдающиеся рисунки.
После того, как он поступил в иезуитский колледж в Париже, отец в 1717 году отправил его в турне, чтобы отточить свои знания и расширить семейные связи. Сначала он отправился в Амстердам, который был центром художественной торговли, а затем в Германию. В Вене Мариетта каталогизировала коллекцию произведений искусства принца Евгения Савойского . Повсюду приветливый, любопытный и общительный Мариетт заводил знакомства и налаживал контакты с научной и художественной общественностью Европы, которые поддерживал посредством переписки.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Благодаря своим художественным связям Мариетт был назначен членом престижной Академии искусств дель Дисеньо во Флоренции в 1733 году. Его знание гравюр и близкая дружба с Кайлюсом и художником Шарлем-Антуаном Куапелем обеспечили ему должность по реорганизации гравюр старых мастеров. Коллекция Королевской библиотеки. В 1741 году Мариетту попросили написать каталог продаж коллекции картин и антиквариата Кроза, первый пример современного описательного каталога продаж . Некоторые рисунки Кроза он купил на распродаже сам; Провенанс из коллекции Мариетты с ее дискретной коллекционной маркой добавляет привлекательности даже великим рисункам старых мастеров : голова Андреа дель Сарто из коллекций Джорджо Вазари , Кроза и Мариетт была продана на аукционе в 2005 году за 6 504 000 фунтов стерлингов (около 11 740 072 доллара США). [ 3 ]
Мариетт выгравировала и напечатала несколько пластин, что является частью семейного бизнеса. Его гравюры иллюстрировали Cours d'architecture qui comprend les ordres de Vignole ä ceux de Michel-Ange of Augustin-Charles d'Aviler (Париж, 1760 г.). До смерти своего отца в 1742 г. Мариетт уже руководил семейным издательством. и полиграфический бизнес - аспект его карьеры, который историки искусства часто упускают из виду. Фирма опубликовала книгу Пьера Фошара « Стоматологическая хирургия, или черта зубов» в 1728 году, первую современную работу по стоматологии и важную веху в истории медицины. [ 4 ]
К 1750 году он продал семейный бизнес, унаследованный им в 1744 году, чтобы приобрести офис генерального контролера Великой канцелярии , синекуру, которая позволила ему посвятить остаток своей жизни исследованиям и увеличению своей знаменитой коллекции. Он сосредоточился на гравюрах и рисунках, но также включил картины, изделия из бронзы и терракоты. Среди его великих рисунков был этюд Микеланджело обнаженной натуры для Сикстинской капеллы . [ 5 ] Он разделял вкус Кроза к рисункам Рубенса : на распродаже Кроза он купил шестьдесят два из лучших рисунков для своей коллекции. [ 6 ] Когда после его смерти его коллекции были разогнаны на аукционе, [ 7 ] Корона приобрела 1266 рисунков; теперь они составляют часть коллекции Национальной библиотеки . Альбомы из более чем 3500 отпечатков на тонкой бумаге, начатые его отцом Жаном Мариеттом, перешли в коллекцию графов Спенсеров . Эти «Альбомы Спенсера» с гравюрами Мариетты — одно из самых важных приобретений, сделанных Художественными музеями Гарвардского университета за последние годы. Альбомы включают офорты и гравюры в почти идеальной сохранности, выполненные итальянскими, голландскими и фламандскими гравюрами, в том числе Жаком Калло , Джузепе де Рибера и Адрианом ван Остаде .
Мариетт также коллекционировал современные французские картины. Хотя он был невосприимчив к сильному реализму Шардена , [ 8 ] более сентиментальное очарование Греза нашло место на его стенах: « Крестьянский мальчик» Греза , показанный в Салоне 1763 года. [ 9 ] был куплен Мариеттой вместе с кулоном еще до того, как был выставлен на выставку.
Дальнейших опубликованных работ Мариетты было немного. В 1750 году он опубликовал Traité historique des pierres gravees du Cabinet du Roi , посвященный резным камням из королевской коллекции. Его репутация знатока, заложившего принципы, по которым можно было определить руки итальянских мастеров рисунков, привела к тому, что он стал сотрудником, а затем почетным (1757 г.) членом Королевской академии живописи и скульптуры .
В 1764-65 годах он вступил в публичный спор на страницах «Gazette Litéraire de l'Europe» с Джованни Баттистой Пиранези , которым Мариетта очень восхищалась как художником, по поводу полемической позиции Пиранези о том, что великолепие римского искусства происходит от его этрусских корней. а не из греческих заимствований [ 10 ]
Круг друзей Мариетта был широк, в него входил Андре-Шарль Буль , и он был достаточно широк, чтобы определить состояние ценителей искусства во Франции в его время, начиная с круга, с которым он познакомился в домах потрясающей коллекции Пьера-Антуана Кроза , где помимо художников Подобно Антуану Ватто и скульптору-классику Эдме Бушардону , Мариетта познакомилась с аббатом де Марулем и графом де Кайлюсом , которые помогли ему обострить взгляд.
Мариетт женился на Анжелике-Катрин Дуайен в 1724 году. Он приобрел загородный дом в Круасси, который назвал «Ле Колифиче». [ 11 ] был облагорожен во время правления Людовика XV и удостоен ордена Святого Эспри .
Словарь художников Мариетты
[ редактировать ]Его главной целью было написать историю гравюры и словарь художников. При подготовке он составил многочисленные аннотации к Abecedariopittorico (издание 1719 года) Пеллегрино Антонио Орланди . Записки его отца о художниках, накопленные в ходе художественной торговли, а также его собственный обширный опыт и переписка среди знатоков легли в основу этих проектов, ни один из которых, однако, так и не был реализован. Кайлус использовал заметки Мариетты о « Жизнеописаниях» Вазари для своей рукописи «Vies d'artistes du XVIIIe siècle» .
К счастью, корпус собранных Мариеттой материалов — брошюры, рукописи, каталоги салонов и выставок, включая салонную критику Дидро — попал в руки Шарля-Николя Кошена , художника и руководящего духа неоклассицизма , и, значительно дополненный, был передан на хранение в 1880 год в Национальной библиотеке. [ 12 ]
Лишь в 1851 году заметки и анекдоты Мариетты были включены в Abecedario, составленный Филиппом де Шенневьером и Анатолем де Монтеглоном , в шесть томов Abecedario de PJ Mariette и других неопубликованных заметок этого любителя об искусстве и художниках (Париж, 1851–1860). .
Выставка в Лувре
[ редактировать ]На выставке в Музее Лувра в 1967 году были собраны материалы, посвященные его памяти, что послужило поводом для составления богатого каталога и биографии редактора журнала The Burlington Magazine ; [ 13 ] это спровоцировало возрождение научного интереса к истории вкуса и роли других парижских законодателей вкуса, таких как маршаны-мерсье , такие как Эдм-Франсуа Жерсен .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Документы семьи Мариетт хранятся в Университете Эссекса .
- ^ Уолш 1996, с. 416.
- ↑ Christie's в Лондоне , 5 июля 2005 г.
- ^ П.-Ж. Мариетта курировала второе издание, 1746 г.
- ^ Художественный музей Кливленда, 1940.465.
- ^ Патрик Мишель, Мишель-Кэролайн Хек (редактор), Рубенизм в Европе в 17 и 18 веках , 2005 г.
- ^ Каталог продажи — Фриц Лугт , Справочник каталогов публичной продажи 1600–1900 , 1852 г.
- ^ Карен Уилкин, «Великолепный Шарден» в «Новом критерии».
- ^ Метрополитен-музей, 32.100.137.
- ^ Перепечатка писем с комментариями: Джованни Баттиста Пиранези, «Наблюдения за письмом месье Мариетта», «Мнения об архитектуре» и «Предисловие к новому трактату о введении и развитии изящных искусств в Европе в древние времена». Введение Дж. Уилтона-Эли. Перевод К. Бимиша и Д. Бритта. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти, 2002. ( Bryn Mawr Classical Review 20, 2003 ).
- ^ Количет — маленькая декоративная вещица, вещица .
- ↑ Из Кочина коллекция перешла к М. Делойну, аудитору Счетной палаты. В 1880 году Национальная библиотека приобрела 63-томную коллекцию в 63 томах, где она известна как Коллекция Делойна. [1]
- ^ Жан Кайе, «Apud Mariette et Amicos», The Burlington Magazine 109 No. 773 (август 1967 г.), стр. я-ви.
Ссылки
[ редактировать ]- «Мариетта, Пьер-Жан» (архивная копия от 4 февраля 2012 г.), Словарь искусствоведов.
- Марджори Б. Кон , 1992. Благородная коллекция: альбомы гравюр старых мастеров Спенсера (Гарвардский университет) ISBN 0-916724-80-8
- Жюль Дюмениль. История самых известных французских любителей и их отношений с художниками, т. I «Пьер-Жан Мариетт 1694-1774», (Париж: Ренуар) 1856.
- Коби, Валери, Глазами знатока. Пьер-Жан Мариетт (1694-1774) и формирование знаний в области истории искусства , Ренн, Университетская пресса Ренна, 2017.
- Монтеглон, Анатоль де, изд., Абеседарио де П. Ж. Мариетт и другие неопубликованные заметки этого любителя об искусстве и художниках , том. 5 Париж (1859 г.)
- Каталог выставки Лувр. Кабинет великого любителя: П.-Ж. Мариетт 1694–1774 , (Париж: Лувр) 1967.
- Оккипинти, К. Пиранези, Мариетт, Альгаротти. Пути XVIII века в европейской фигуративной культуре . Рим, UniversItalia, 2013. ISBN 9788865074596
- Ассоциация Мариетта: http://www.associationmariette.com
- Кристель Сментек, Мариетта и наука знатока в Европе восемнадцатого века , Фарнхэм, Суррей и Берлингтон, ВТ: Ашгейт, 2014. ISBN 9781472438027
- Уолш, Эми Л. (1996). «Семья Мариетт» , т. 20, стр. 415–418, в «Словаре искусства» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 9781884446009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Пьером-Жаном Мариеттом, на Викискладе?