Jump to content

Пьер-Жан Мариетт

Пьер-Жан Мариетт, 1735 г.

Пьер-Жан Мариетт (англ. Французское произношение: [pjɛʁ ʒɑ̃ maʁjɛt] ; 7 мая 1694 — 10 сентября 1774) — коллекционер и продавец гравюр старых мастеров , известный знаток, особенно гравюр и рисунков, а также летописец карьеры французских, итальянских и фламандских художников. Он родился и умер в Париже и на протяжении десятилетий был центральной фигурой художественной культуры города.

Ранняя жизнь и обучение

[ редактировать ]

Мариетта родилась в давней и очень успешной семье граверов , книгоиздателей и продавцов полиграфической продукции в Париже. [ 1 ] Его отцом был Жан Мариетт (1660–1742). В 1657 году отец его отца, Пьер Мариетт (ii) (1634–1716), купил семейный бизнес у своего больного отца Пьера Мариетта (i) (1596–1657) за 30 000 ливров . [ 2 ]

Семейные связи позволили ему в молодости познакомиться с антикварами , такими как граф де Кайлюс , для которого Мариетта напишет свое «Письмо о Леонардо да Винчи» , напечатанное в качестве предисловия к книге Кайлюса о карикатурах Леонардо, 1730 год. В 1722 году он впервые встретился с безмерно богатый меценат Пьер Кроза , которого он консультировал, чью коллекцию каталогизировал и на распродаже которого приобретал выдающиеся рисунки.

После того, как он поступил в иезуитский колледж в Париже, отец в 1717 году отправил его в турне, чтобы отточить свои знания и расширить семейные связи. Сначала он отправился в Амстердам, который был центром художественной торговли, а затем в Германию. В Вене Мариетта каталогизировала коллекцию произведений искусства принца Евгения Савойского . Повсюду приветливый, любопытный и общительный Мариетт заводил знакомства и налаживал контакты с научной и художественной общественностью Европы, которые поддерживал посредством переписки.

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

Благодаря своим художественным связям Мариетт был назначен членом престижной Академии искусств дель Дисеньо во Флоренции в 1733 году. Его знание гравюр и близкая дружба с Кайлюсом и художником Шарлем-Антуаном Куапелем обеспечили ему должность по реорганизации гравюр старых мастеров. Коллекция Королевской библиотеки. В 1741 году Мариетту попросили написать каталог продаж коллекции картин и антиквариата Кроза, первый пример современного описательного каталога продаж . Некоторые рисунки Кроза он купил на распродаже сам; Провенанс из коллекции Мариетты с ее дискретной коллекционной маркой добавляет привлекательности даже великим рисункам старых мастеров : голова Андреа дель Сарто из коллекций Джорджо Вазари , Кроза и Мариетт была продана на аукционе в 2005 году за 6 504 000 фунтов стерлингов (около 11 740 072 доллара США). [ 3 ]

Мариетт выгравировала и напечатала несколько пластин, что является частью семейного бизнеса. Его гравюры иллюстрировали Cours d'architecture qui comprend les ordres de Vignole ä ceux de Michel-Ange of Augustin-Charles d'Aviler (Париж, 1760 г.). До смерти своего отца в 1742 г. Мариетт уже руководил семейным издательством. и полиграфический бизнес - аспект его карьеры, который историки искусства часто упускают из виду. Фирма опубликовала книгу Пьера Фошара « Стоматологическая хирургия, или черта зубов» в 1728 году, первую современную работу по стоматологии и важную веху в истории медицины. [ 4 ]

К 1750 году он продал семейный бизнес, унаследованный им в 1744 году, чтобы приобрести офис генерального контролера Великой канцелярии , синекуру, которая позволила ему посвятить остаток своей жизни исследованиям и увеличению своей знаменитой коллекции. Он сосредоточился на гравюрах и рисунках, но также включил картины, изделия из бронзы и терракоты. Среди его великих рисунков был этюд Микеланджело обнаженной натуры для Сикстинской капеллы . [ 5 ] Он разделял вкус Кроза к рисункам Рубенса : на распродаже Кроза он купил шестьдесят два из лучших рисунков для своей коллекции. [ 6 ] Когда после его смерти его коллекции были разогнаны на аукционе, [ 7 ] Корона приобрела 1266 рисунков; теперь они составляют часть коллекции Национальной библиотеки . Альбомы из более чем 3500 отпечатков на тонкой бумаге, начатые его отцом Жаном Мариеттом, перешли в коллекцию графов Спенсеров . Эти «Альбомы Спенсера» с гравюрами Мариетты — одно из самых важных приобретений, сделанных Художественными музеями Гарвардского университета за последние годы. Альбомы включают офорты и гравюры в почти идеальной сохранности, выполненные итальянскими, голландскими и фламандскими гравюрами, в том числе Жаком Калло , Джузепе де Рибера и Адрианом ван Остаде .

Мариетт также коллекционировал современные французские картины. Хотя он был невосприимчив к сильному реализму Шардена , [ 8 ] более сентиментальное очарование Греза нашло место на его стенах: « Крестьянский мальчик» Греза , показанный в Салоне 1763 года. [ 9 ] был куплен Мариеттой вместе с кулоном еще до того, как был выставлен на выставку.

Дальнейших опубликованных работ Мариетты было немного. В 1750 году он опубликовал Traité historique des pierres gravees du Cabinet du Roi , посвященный резным камням из королевской коллекции. Его репутация знатока, заложившего принципы, по которым можно было определить руки итальянских мастеров рисунков, привела к тому, что он стал сотрудником, а затем почетным (1757 г.) членом Королевской академии живописи и скульптуры .

В 1764-65 годах он вступил в публичный спор на страницах «Gazette Litéraire de l'Europe» с Джованни Баттистой Пиранези , которым Мариетта очень восхищалась как художником, по поводу полемической позиции Пиранези о том, что великолепие римского искусства происходит от его этрусских корней. а не из греческих заимствований [ 10 ]

Круг друзей Мариетта был широк, в него входил Андре-Шарль Буль , и он был достаточно широк, чтобы определить состояние ценителей искусства во Франции в его время, начиная с круга, с которым он познакомился в домах потрясающей коллекции Пьера-Антуана Кроза , где помимо художников Подобно Антуану Ватто и скульптору-классику Эдме Бушардону , Мариетта познакомилась с аббатом де Марулем и графом де Кайлюсом , которые помогли ему обострить взгляд.

Мариетт женился на Анжелике-Катрин Дуайен в 1724 году. Он приобрел загородный дом в Круасси, который назвал «Ле Колифиче». [ 11 ] был облагорожен во время правления Людовика XV и удостоен ордена Святого Эспри .

Словарь художников Мариетты

[ редактировать ]

Его главной целью было написать историю гравюры и словарь художников. При подготовке он составил многочисленные аннотации к Abecedariopittorico (издание 1719 года) Пеллегрино Антонио Орланди . Записки его отца о художниках, накопленные в ходе художественной торговли, а также его собственный обширный опыт и переписка среди знатоков легли в основу этих проектов, ни один из которых, однако, так и не был реализован. Кайлус использовал заметки Мариетты о « Жизнеописаниях» Вазари для своей рукописи «Vies d'artistes du XVIIIe siècle» .

К счастью, корпус собранных Мариеттой материалов — брошюры, рукописи, каталоги салонов и выставок, включая салонную критику Дидро — попал в руки Шарля-Николя Кошена , художника и руководящего духа неоклассицизма , и, значительно дополненный, был передан на хранение в 1880 год в Национальной библиотеке. [ 12 ]

Лишь в 1851 году заметки и анекдоты Мариетты были включены в Abecedario, составленный Филиппом де Шенневьером и Анатолем де Монтеглоном , в шесть томов Abecedario de PJ Mariette и других неопубликованных заметок этого любителя об искусстве и художниках (Париж, 1851–1860). .

Выставка в Лувре

[ редактировать ]

На выставке в Музее Лувра в 1967 году были собраны материалы, посвященные его памяти, что послужило поводом для составления богатого каталога и биографии редактора журнала The Burlington Magazine ; [ 13 ] это спровоцировало возрождение научного интереса к истории вкуса и роли других парижских законодателей вкуса, таких как маршаны-мерсье , такие как Эдм-Франсуа Жерсен .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Документы семьи Мариетт хранятся в Университете Эссекса .
  2. ^ Уолш 1996, с. 416.
  3. Christie's в Лондоне , 5 июля 2005 г.
  4. ^ П.-Ж. Мариетта курировала второе издание, 1746 г.
  5. ^ Художественный музей Кливленда, 1940.465.
  6. ^ Патрик Мишель, Мишель-Кэролайн Хек (редактор), Рубенизм в Европе в 17 и 18 веках , 2005 г.
  7. ^ Каталог продажи — Фриц Лугт , Справочник каталогов публичной продажи 1600–1900 , 1852 г.
  8. ^ Карен Уилкин, «Великолепный Шарден» в «Новом критерии».
  9. ^ Метрополитен-музей, 32.100.137.
  10. ^ Перепечатка писем с комментариями: Джованни Баттиста Пиранези, «Наблюдения за письмом месье Мариетта», «Мнения об архитектуре» и «Предисловие к новому трактату о введении и развитии изящных искусств в Европе в древние времена». Введение Дж. Уилтона-Эли. Перевод К. Бимиша и Д. Бритта. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти, 2002. ( Bryn Mawr Classical Review 20, 2003 ).
  11. ^ Количет маленькая декоративная вещица, вещица .
  12. Из Кочина коллекция перешла к М. Делойну, аудитору Счетной палаты. В 1880 году Национальная библиотека приобрела 63-томную коллекцию в 63 томах, где она известна как Коллекция Делойна. [1]
  13. ^ Жан Кайе, «Apud Mariette et Amicos», The Burlington Magazine 109 No. 773 (август 1967 г.), стр. я-ви.
  • «Мариетта, Пьер-Жан» (архивная копия от 4 февраля 2012 г.), Словарь искусствоведов.
  • Марджори Б. Кон , 1992. Благородная коллекция: альбомы гравюр старых мастеров Спенсера (Гарвардский университет) ISBN   0-916724-80-8
  • Жюль Дюмениль. История самых известных французских любителей и их отношений с художниками, т. I «Пьер-Жан Мариетт 1694-1774», (Париж: Ренуар) 1856.
  • Коби, Валери, Глазами знатока. Пьер-Жан Мариетт (1694-1774) и формирование знаний в области истории искусства , Ренн, Университетская пресса Ренна, 2017.
  • Монтеглон, Анатоль де, изд., Абеседарио де П. Ж. Мариетт и другие неопубликованные заметки этого любителя об искусстве и художниках , том. 5 Париж (1859 г.)
  • Каталог выставки Лувр. Кабинет великого любителя: П.-Ж. Мариетт 1694–1774 , (Париж: Лувр) 1967.
  • Оккипинти, К. Пиранези, Мариетт, Альгаротти. Пути XVIII века в европейской фигуративной культуре . Рим, UniversItalia, 2013. ISBN   9788865074596
  • Ассоциация Мариетта: http://www.associationmariette.com
  • Кристель Сментек, Мариетта и наука знатока в Европе восемнадцатого века , Фарнхэм, Суррей и Берлингтон, ВТ: Ашгейт, 2014. ISBN   9781472438027
  • Уолш, Эми Л. (1996). «Семья Мариетт» , т. 20, стр. 415–418, в «Словаре искусства» , 34 тома, под редакцией Джейн Тернер. Нью-Йорк: Гроув. ISBN   9781884446009 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c74d32c1e2c9e2f6ae0e5ebccc39ea5__1723158360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/a5/7c74d32c1e2c9e2f6ae0e5ebccc39ea5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre-Jean Mariette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)