Jump to content

Эдме-Франсуа Жерсен

Эдме-Франсуа Жерсен
L'Enseigne de Gersaint (1720) Последний шедевр Антуана Ватто представляет собой идеализированное видение переполненного художественного бутика Жерсена.
Рожденный 1694
Умер 1750
Род занятий Арт-дилер, торговец
Известный Каталоги произведений искусства

Эдме-Франсуа Жерсен (1694–1750) был парижским маршан-мерсье (торговцем), который специализировался на продаже произведений искусства и предметов роскоши и известен тем, что произвел революцию на рынке искусства, подготовив впервые подробные каталоги с описания творчества и биографии художника.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Эдме-Франсуа Жерсен (1694–1750) был парижским маршаном-мерсье , центральной фигурой в развитии арт-рынка и торговли предметами роскоши в эпоху Режанса и господства стиля рококо . Его призрачная фигура всегда была связана с его заботливой дружбой с умирающим Антуаном Ватто , результатом которой стала знакомая вывеска магазина, написанная в 1720 году и сохранившаяся в Шарлоттенбурге , шедевр, который обеспечил рекламу Ватто в такой же степени, как и самому Жерсену, но ему пришлось подождите до 2002 года, чтобы увидеть его первую подробную биографию. [ 1 ] На протяжении всей своей карьеры Жерсен руководил своим тесным бутиком , представляющим собой не что иное, как постоянный стенд с небольшой мастерской , на средневековом мосту Нотр-Дам , в самом сердце Парижа, одновременно создавая и следуя моде, поставляя произведения искусство и роскошные безделушки аристократической клиентуре, творцу в своем роде. [ 2 ]

Антуан Ватто, «Возвращение с охоты» , ок. 1715–1716 гг. — портрет жены Жерсена Марии-Луизы (урожденной Сируа; 1698–1725). Частная коллекция

родился в 1694 году в скромной купеческой семье бургундского Жерсен происхождения и в конце 1690-х годов переехал в Париж. Он осиротел в молодом возрасте, его отец Эдме-Франсуа Жерсен умер в 1707 году, а мать Эдме-Маргарита Риго умерла в 1710 году. [ 3 ] Впоследствии его воспитывала тетя. [ 4 ] В 1716 году он поступил в ученики к купцу Шарлю Гримо на мосту Нотр-Дам. [ 5 ] Он начал свою карьеру купца в 1718 году, купив товар и унаследовав клиентуру торговца картинами на Пти-Поне , Антуана Дье о Гранд Монарке , со скромным капиталом. Расположенный на набережной Межисери у моста Нотр-Дам, район, где располагался магазин, в конце 17 века был во власти ремесленников-мируатье, но к тому времени, когда Жерсен основал свой магазин, он находился в переходном состоянии и стал домом для многих художники. [ 6 ] В том же году он женился на Мари-Луизе Сируа, дочери Пьера Сируа, стекольщика и купца. Ему было 24 года, а его невесте - 22 года. [ 7 ]

Первоначально его магазин торговал европейскими предметами искусства. Примерно в 1738 году он изменил название своего магазина с Au Grand Monarque на A la Pagode и начал специализироваться на китайском фарфоре и азиатских лаках, а также на французской имитации, известной как venis Martin. Он был одним из первых дилеров, отправившихся в Голландию в поисках товаров, совершив более дюжины поездок через голландскую Ост-Индскую компанию. Он находился в центре европейских коллекционеров и купцов, привлекая клиентуру из аристократии и ведущих торговцев Парижа. [ 8 ]

Две инвентаризации запасов Жерсена, проведенные в 1725 и 1750 годах, показали его биографу Гийому Глорье, насколько расширились интересы Жерсена с самого начала, чтобы сконцентрироваться на мебели (около 45% стоимости инвентаря), экзотических новинках , восточный лак и фарфор, чайные и кофейные принадлежности, ракушки из тропических морей, как на презентации картин, вычищенные и стильно оформленные, и зеркала в течение десятилетий, когда Париж считал себя центром цивилизации. Он даже прибегал к продаже без прилавка книг своей клиентуре. [ 9 ]

С 1730-х годов Жерсен начал разрабатывать ряд новаторских методов продаж. Он был первым парижским арт-дилером, который использовал аукционы для продажи произведений искусства и мебели, хотя почти наверняка позаимствовал эту идею у Голландии и Антверпена, где аукционы издавна использовались для продажи предметов роскоши. Он также широко использовал рекламу в прессе, особенно в Mercure во Франции . [ 10 ] Начиная с 1733 года Жерсен составлял каталоги для аукционных продаж в Париже. В его каталогах впервые были представлены подробные описания творчества и биографии художника. [ 11 ] Другой парижский арт-дилер, Франсуа-Шарль Жуллен , опирался на свою работу, составив первый индекс, в котором документально подтверждено происхождение и цены картин, проданных на аукционах. В 1786 году он представил более подробную версию. Благодаря вкладу Жерсена и Жуллена роль арт-дилера в процессе оценки фундаментально изменилась. В то время как искусствоведы и кураторы отвечали за оценку художественных достоинств картины, дилер отвечал за оценку происхождения произведения. Таким образом, арт-дилер превратился в эксперта. [ 12 ]

Жерсен, в частности, каталогизировал коллекции Квентина де Лоранжера (2 марта 1744 г.), Антуана де ла Рока (22 апреля 1745 г.) и Анграна, виконта де Фонпертюи (17 декабря 1747 г.); биографии художников были добавлены к расширенным описаниям их работ Жерсеном. [ 13 ] Каталог Жерсена- резонне-де-toutes les piėces qui forment l'oeuvre de Rembrandt (опубликован посмертно, Париж, 1751 г.) был первым каталогом-резонне графических работ одного художника, в котором подробно рассматривались проблемы знатока, позволяющие отличить работы Рембрандта от работ его учеников. в главе о сомнительных атрибуциях. [ 14 ]

магазин Жерсена

[ редактировать ]
Фрагмент из «Энсень де Жерсен»

Бутик-магазин Жерсена в Париже приобрел известность вне своего времени благодаря картине « Энсень де Жерсен» , написанной художником Жаном-Антуаном Ватто (1684-1721). (Это должна была быть последняя картина художника, поскольку во время ее подготовки он страдал от чахотки и умер всего через несколько месяцев после завершения работы. (См. картину «Энсень де Жерсен» выше и деталь слева.) «Энсень де Жерсен» (1720 г.). ) — картина, изображающая интерьер магазина Жерсена. Первоначально она предназначалась для использования в качестве торговой вывески над входом в магазин, но выставлялась напоказ всего две недели, прежде чем была удалена. Парижане очень восхищались ею. В течение короткого периода выставления картина некоторое время томилась в кладовой, в конечном итоге была продана Фридриху Великому Прусскому и теперь выставлена ​​​​в Берлине. На вывеске изображен интерьер магазина, богато оснащенный. произведения искусства в позолоченных рамах, мебель, гравюры и диковинки, а также восемь элегантно одетых персонажей, которые, кажется, обсуждают произведения искусства и подвергают их критическому взгляду. [ 15 ]

Картина преувеличивает размеры тесного бутика Жерсена , который на самом деле был не чем иным, как постоянным киоском с небольшим магазином , на средневековом мосту Нотр-Дам в самом сердце Парижа. На нем также изображены посетители, одетые для королевского двора 15-го века, что позволяет предположить, что он представляет идеализированный взгляд на прошлое. [ 16 ] Историки указывают на примитивный характер магазинов в Париже начала XVIII века, отмечая, что магазины, расположенные на набережной Межисери у моста Нотр-Дам, редко имели витрины. Если предположить, что это относится к дилерскому центру Gersaint, персоналу пришлось бы каждый день вывозить товар в подсобное помещение. На картине видно, что стены были из голого камня, а не из оштукатуренного интерьера, который в то время уже использовался в Лондоне. [ 17 ] Тем не менее, Жерсен приобрел последователей, поставляя произведения искусства и роскошные безделушки аристократической клиентуре. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]
Каталог-резонне различных любопытных и редких вещей, содержащихся в кабинете покойного г-на. Рыцарь Ла-Рока , 1745 год.
  • Каталог-резонне различных любопытных и редких вещей, содержащихся в кабинете покойного г-на. рыцарь Ла-Рока (на французском языке). Париж: Жак Баруа и Пьер Гийом Симон. 1745.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О прапорщике «Она рекламирует не Жерсена, а рекламу Ватто», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к монографии Гийома Глорье « À l'Enseigne de Gersaint: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам » Париж, Шам Валлон, 2002 г.; О Жерсене, Славные замечания в начале, «увековеченный шедевром Ватто, Жерсен знаменит, но мы почти ничего о нем не знаем».
  2. ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002:v.
  3. ^ Славный 2002:16
  4. ^ «Glorieux G: Под знаком Жерсена: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам (1694-1750)», [Рецензия на книгу] Revue d'histoire Moderne et Contemporaine, Том 53, № 3, 2006 г. , <Онлайн: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contemporaine-2006-3-page-185.htm >
  5. ^ Славный 2002:23.
  6. ^ Глорье 2002: 28 и далее; Пти-Пон с множеством магазинов сгорел в том же году, и Жерсен переехал на мост Нотр-Дам.
  7. ^ Славный 2002:25.
  8. ^ Чанг, Т., Путешествие, коллекционирование и музеи азиатского искусства в Париже девятнадцатого века, Routledge, 2017, стр. 116-117.
  9. ^ Славный 2002: 103.
  10. ^ «Glorieux G: Под знаком Жерсена: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам (1694-1750)», [Рецензия на книгу] Revue d'histoire Moderne et Contemporaine, Том 53, № 3, 2006 г. , <Онлайн: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contemporaine-2006-3-page-185.htm >
  11. ^ Этро Ф. и Степанова Э., «Рынок картин в Париже между рококо и томантизмом», Киклос, том. 68, нет. 1, 2015, стр. 28-50.
  12. ^ Дюбюиссон, Д., и Ро, С., «Дельцы произведений искусства и социо-культурное построение ценностей во Франции восемнадцатого века» в книге «Вызов объекта», [Материалы конгресса], 33-й Конгресс международной истории Комитета искусства, часть 2, стр. 738-39.
  13. ^ Холм Беверс, Рисунки Рембрандта и его учеников: разница 2010:34.
  14. ^ Мариет Вестерманн, Рембрандт (2000:321); Бобры 2010.
  15. ^ Корнетт, Дж., «L'Enseigne, dit L'Enseigne de Gersaint», История через изображения [онлайн], <Интернет: http://www.histoire-image.org/fr/etudes/enseignement -said-ensign -герсен >
  16. ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002, с. в
  17. ^ Конлин, Дж., Сказки о двух городах: Париж, Лондон и рождение современного города, Atlantic Books, 2013, Глава 2.
  18. ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002, с. в

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дасье, Эмиль; Вуафлар, Альберт; Герольд, Жак (1921–1929). Жан де Жюльен и граверы Ватто в XVIII веке (на французском языке). Париж: М. Руссо. Тома 1 , 2 , 3 и 4 доступны в библиотеки Гейдельбергского университета. репозитории
  • Глорье, Гийом (2006). «Жерсен, Эдме-Франсуа». В Кастене, Эберхард; и др. (ред.). Общий словарь художника (на немецком языке). Том 52. Мюнхен, Лейпциг: Саур. п. 255. ИСБН  3-598-22792-2 .
  • Макклеллан, Эндрю (сентябрь 1996 г.). «Дилер Ватто: Жерсен и маркетинг искусства в Париже восемнадцатого века». Художественный вестник . 78 (3): 439–453. дои : 10.2307/3046194 . JSTOR   3046194 .
  • Плакс, Джули Энн (лето 1992 г.). «Биография Антуана Ватто Жерсена: чтение между строк и за их пределами». Исследования восемнадцатого века . 25 (4): 545–560. дои : 10.2307/2739312 . JSTOR   2739312 .
  • Тернер, Джейн, изд. (1996). «Жерсен, Эдме-Франсуа» . Словарь искусства . Том. 12. Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 489. ИСБН  1-884446-00-0 – через Интернет-архив.
  • Рейнболд, Энн (1989). «Жерсен (Эдме-Франсуа)». В Романе д'Амате Жан-Шарль; Прево, Мишель и Трибу де Морамбер, Анри (ред.). Французский биографический словарь . Том 15. Париж: Летузи и Ане. с. 1353.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61231af6c9039ac05abba4cc8e1493c5__1723723860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/c5/61231af6c9039ac05abba4cc8e1493c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edme-François Gersaint - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)