Эдме-Франсуа Жерсен
Эдме-Франсуа Жерсен | |
---|---|
![]() L'Enseigne de Gersaint (1720) Последний шедевр Антуана Ватто представляет собой идеализированное видение переполненного художественного бутика Жерсена. | |
Рожденный | 1694 |
Умер | 1750 |
Род занятий | Арт-дилер, торговец |
Известный | Каталоги произведений искусства |
Эдме-Франсуа Жерсен (1694–1750) был парижским маршан-мерсье (торговцем), который специализировался на продаже произведений искусства и предметов роскоши и известен тем, что произвел революцию на рынке искусства, подготовив впервые подробные каталоги с описания творчества и биографии художника.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Эдме-Франсуа Жерсен (1694–1750) был парижским маршаном-мерсье , центральной фигурой в развитии арт-рынка и торговли предметами роскоши в эпоху Режанса и господства стиля рококо . Его призрачная фигура всегда была связана с его заботливой дружбой с умирающим Антуаном Ватто , результатом которой стала знакомая вывеска магазина, написанная в 1720 году и сохранившаяся в Шарлоттенбурге , шедевр, который обеспечил рекламу Ватто в такой же степени, как и самому Жерсену, но ему пришлось подождите до 2002 года, чтобы увидеть его первую подробную биографию. [ 1 ] На протяжении всей своей карьеры Жерсен руководил своим тесным бутиком , представляющим собой не что иное, как постоянный стенд с небольшой мастерской , на средневековом мосту Нотр-Дам , в самом сердце Парижа, одновременно создавая и следуя моде, поставляя произведения искусство и роскошные безделушки аристократической клиентуре, творцу в своем роде. [ 2 ]

родился в 1694 году в скромной купеческой семье бургундского Жерсен происхождения и в конце 1690-х годов переехал в Париж. Он осиротел в молодом возрасте, его отец Эдме-Франсуа Жерсен умер в 1707 году, а мать Эдме-Маргарита Риго умерла в 1710 году. [ 3 ] Впоследствии его воспитывала тетя. [ 4 ] В 1716 году он поступил в ученики к купцу Шарлю Гримо на мосту Нотр-Дам. [ 5 ] Он начал свою карьеру купца в 1718 году, купив товар и унаследовав клиентуру торговца картинами на Пти-Поне , Антуана Дье о Гранд Монарке , со скромным капиталом. Расположенный на набережной Межисери у моста Нотр-Дам, район, где располагался магазин, в конце 17 века был во власти ремесленников-мируатье, но к тому времени, когда Жерсен основал свой магазин, он находился в переходном состоянии и стал домом для многих художники. [ 6 ] В том же году он женился на Мари-Луизе Сируа, дочери Пьера Сируа, стекольщика и купца. Ему было 24 года, а его невесте - 22 года. [ 7 ]
Первоначально его магазин торговал европейскими предметами искусства. Примерно в 1738 году он изменил название своего магазина с Au Grand Monarque на A la Pagode и начал специализироваться на китайском фарфоре и азиатских лаках, а также на французской имитации, известной как venis Martin. Он был одним из первых дилеров, отправившихся в Голландию в поисках товаров, совершив более дюжины поездок через голландскую Ост-Индскую компанию. Он находился в центре европейских коллекционеров и купцов, привлекая клиентуру из аристократии и ведущих торговцев Парижа. [ 8 ]
Две инвентаризации запасов Жерсена, проведенные в 1725 и 1750 годах, показали его биографу Гийому Глорье, насколько расширились интересы Жерсена с самого начала, чтобы сконцентрироваться на мебели (около 45% стоимости инвентаря), экзотических новинках , восточный лак и фарфор, чайные и кофейные принадлежности, ракушки из тропических морей, как на презентации картин, вычищенные и стильно оформленные, и зеркала в течение десятилетий, когда Париж считал себя центром цивилизации. Он даже прибегал к продаже без прилавка книг своей клиентуре. [ 9 ]
С 1730-х годов Жерсен начал разрабатывать ряд новаторских методов продаж. Он был первым парижским арт-дилером, который использовал аукционы для продажи произведений искусства и мебели, хотя почти наверняка позаимствовал эту идею у Голландии и Антверпена, где аукционы издавна использовались для продажи предметов роскоши. Он также широко использовал рекламу в прессе, особенно в Mercure во Франции . [ 10 ] Начиная с 1733 года Жерсен составлял каталоги для аукционных продаж в Париже. В его каталогах впервые были представлены подробные описания творчества и биографии художника. [ 11 ] Другой парижский арт-дилер, Франсуа-Шарль Жуллен , опирался на свою работу, составив первый индекс, в котором документально подтверждено происхождение и цены картин, проданных на аукционах. В 1786 году он представил более подробную версию. Благодаря вкладу Жерсена и Жуллена роль арт-дилера в процессе оценки фундаментально изменилась. В то время как искусствоведы и кураторы отвечали за оценку художественных достоинств картины, дилер отвечал за оценку происхождения произведения. Таким образом, арт-дилер превратился в эксперта. [ 12 ]
Жерсен, в частности, каталогизировал коллекции Квентина де Лоранжера (2 марта 1744 г.), Антуана де ла Рока (22 апреля 1745 г.) и Анграна, виконта де Фонпертюи (17 декабря 1747 г.); биографии художников были добавлены к расширенным описаниям их работ Жерсеном. [ 13 ] Каталог Жерсена- резонне-де-toutes les piėces qui forment l'oeuvre de Rembrandt (опубликован посмертно, Париж, 1751 г.) был первым каталогом-резонне графических работ одного художника, в котором подробно рассматривались проблемы знатока, позволяющие отличить работы Рембрандта от работ его учеников. в главе о сомнительных атрибуциях. [ 14 ]
магазин Жерсена
[ редактировать ]
Бутик-магазин Жерсена в Париже приобрел известность вне своего времени благодаря картине « Энсень де Жерсен» , написанной художником Жаном-Антуаном Ватто (1684-1721). (Это должна была быть последняя картина художника, поскольку во время ее подготовки он страдал от чахотки и умер всего через несколько месяцев после завершения работы. (См. картину «Энсень де Жерсен» выше и деталь слева.) «Энсень де Жерсен» (1720 г.). ) — картина, изображающая интерьер магазина Жерсена. Первоначально она предназначалась для использования в качестве торговой вывески над входом в магазин, но выставлялась напоказ всего две недели, прежде чем была удалена. Парижане очень восхищались ею. В течение короткого периода выставления картина некоторое время томилась в кладовой, в конечном итоге была продана Фридриху Великому Прусскому и теперь выставлена в Берлине. На вывеске изображен интерьер магазина, богато оснащенный. произведения искусства в позолоченных рамах, мебель, гравюры и диковинки, а также восемь элегантно одетых персонажей, которые, кажется, обсуждают произведения искусства и подвергают их критическому взгляду. [ 15 ]
Картина преувеличивает размеры тесного бутика Жерсена , который на самом деле был не чем иным, как постоянным киоском с небольшим магазином , на средневековом мосту Нотр-Дам в самом сердце Парижа. На нем также изображены посетители, одетые для королевского двора 15-го века, что позволяет предположить, что он представляет идеализированный взгляд на прошлое. [ 16 ] Историки указывают на примитивный характер магазинов в Париже начала XVIII века, отмечая, что магазины, расположенные на набережной Межисери у моста Нотр-Дам, редко имели витрины. Если предположить, что это относится к дилерскому центру Gersaint, персоналу пришлось бы каждый день вывозить товар в подсобное помещение. На картине видно, что стены были из голого камня, а не из оштукатуренного интерьера, который в то время уже использовался в Лондоне. [ 17 ] Тем не менее, Жерсен приобрел последователей, поставляя произведения искусства и роскошные безделушки аристократической клиентуре. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]
- Каталог-резонне различных любопытных и редких вещей, содержащихся в кабинете покойного г-на. рыцарь Ла-Рока (на французском языке). Париж: Жак Баруа и Пьер Гийом Симон. 1745.
Примечания
[ редактировать ]- ^ О прапорщике «Она рекламирует не Жерсена, а рекламу Ватто», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к монографии Гийома Глорье « À l'Enseigne de Gersaint: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам » Париж, Шам Валлон, 2002 г.; О Жерсене, Славные замечания в начале, «увековеченный шедевром Ватто, Жерсен знаменит, но мы почти ничего о нем не знаем».
- ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002:v.
- ^ Славный 2002:16
- ^ «Glorieux G: Под знаком Жерсена: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам (1694-1750)», [Рецензия на книгу] Revue d'histoire Moderne et Contemporaine, Том 53, № 3, 2006 г. , <Онлайн: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contemporaine-2006-3-page-185.htm >
- ^ Славный 2002:23.
- ^ Глорье 2002: 28 и далее; Пти-Пон с множеством магазинов сгорел в том же году, и Жерсен переехал на мост Нотр-Дам.
- ^ Славный 2002:25.
- ^ Чанг, Т., Путешествие, коллекционирование и музеи азиатского искусства в Париже девятнадцатого века, Routledge, 2017, стр. 116-117.
- ^ Славный 2002: 103.
- ^ «Glorieux G: Под знаком Жерсена: Эдме-Франсуа Жерсен, арт-дилер на мосту Нотр-Дам (1694-1750)», [Рецензия на книгу] Revue d'histoire Moderne et Contemporaine, Том 53, № 3, 2006 г. , <Онлайн: https://www.cairn.info/revue-d-histoire-moderne-et-contemporaine-2006-3-page-185.htm >
- ^ Этро Ф. и Степанова Э., «Рынок картин в Париже между рококо и томантизмом», Киклос, том. 68, нет. 1, 2015, стр. 28-50.
- ^ Дюбюиссон, Д., и Ро, С., «Дельцы произведений искусства и социо-культурное построение ценностей во Франции восемнадцатого века» в книге «Вызов объекта», [Материалы конгресса], 33-й Конгресс международной истории Комитета искусства, часть 2, стр. 738-39.
- ^ Холм Беверс, Рисунки Рембрандта и его учеников: разница 2010:34.
- ^ Мариет Вестерманн, Рембрандт (2000:321); Бобры 2010.
- ^ Корнетт, Дж., «L'Enseigne, dit L'Enseigne de Gersaint», История через изображения [онлайн], <Интернет: http://www.histoire-image.org/fr/etudes/enseignement -said-ensign -герсен >
- ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002, с. в
- ^ Конлин, Дж., Сказки о двух городах: Париж, Лондон и рождение современного города, Atlantic Books, 2013, Глава 2.
- ^ «Жерсен, создатель моды, последователь моды, в отличие от Ватто, является истинным творцом», - отмечает Даниэль Рош в своем предисловии к Glorieux 2002, с. в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дасье, Эмиль; Вуафлар, Альберт; Герольд, Жак (1921–1929). Жан де Жюльен и граверы Ватто в XVIII веке (на французском языке). Париж: М. Руссо. Тома 1 , 2 , 3 и 4 доступны в библиотеки Гейдельбергского университета. репозитории
- Глорье, Гийом (2006). «Жерсен, Эдме-Франсуа». В Кастене, Эберхард; и др. (ред.). Общий словарь художника (на немецком языке). Том 52. Мюнхен, Лейпциг: Саур. п. 255. ИСБН 3-598-22792-2 .
- Макклеллан, Эндрю (сентябрь 1996 г.). «Дилер Ватто: Жерсен и маркетинг искусства в Париже восемнадцатого века». Художественный вестник . 78 (3): 439–453. дои : 10.2307/3046194 . JSTOR 3046194 .
- Плакс, Джули Энн (лето 1992 г.). «Биография Антуана Ватто Жерсена: чтение между строк и за их пределами». Исследования восемнадцатого века . 25 (4): 545–560. дои : 10.2307/2739312 . JSTOR 2739312 .
- Тернер, Джейн, изд. (1996). «Жерсен, Эдме-Франсуа» . Словарь искусства . Том. 12. Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 489. ИСБН 1-884446-00-0 – через Интернет-архив.
- Рейнболд, Энн (1989). «Жерсен (Эдме-Франсуа)». В Романе д'Амате Жан-Шарль; Прево, Мишель и Трибу де Морамбер, Анри (ред.). Французский биографический словарь . Том 15. Париж: Летузи и Ане. с. 1353.