Обеспокоенный любовник
Обеспокоенный любовник | |
---|---|
Художник | Антуан Ватто |
Год | в. 1715-1720 гг. |
Каталог | Н 48 ( 49 ); Г 81; ДВ 165; 95 рэндов ; ГА 127; ЕС 211; Ф В34; 225 ринггитов ; РТ 115 |
Середина | масло на панели |
Размеры | 24 см × 17,5 см (9,4 × 6,9 дюйма) |
Расположение | Музей Конде , Шантийи |
Присоединение | ПЭ 372 |
Обеспокоенный любовник [ а ] Картина находящаяся в Музее Конде , в Шантийи французского в стиле рококо художника Антуана Ватто . По-разному датируется ок. 1715–1720, картина находилась в частных коллекциях на протяжении XVIII и XIX веков, пока не была приобретена Анри Орлеанским, герцогом Омале , сыном короля Людовика-Филиппа I ; Как часть коллекции герцога Омале в замке Шантийи , «Встревоженный любовник» был завещан Институту Франции в 1884 году.
Картина размером 24 на 17,5 см представляет собой небольшую однофигурную композицию в полный рост, изображающую костюмированного персонажа, часто в искусстве Ватто; [ 2 ] на нем изображена сидящая молодая женщина среди пейзажа, одетая в пасторальный наряд и держащая в руках набор срезанных роз, которые авторы рассматривают как символ всепоглощающей любви. С небольшими отличиями фигура женщины адаптирована Ватто по рисунку двойной сангиной, этюд которого точно соответствует позе женщины на картине; Ватто также сделал офорт, на котором изображена женщина, сидящая в очень похожей позе. По происхождению « Встревоженный любовник» был связан с двумя другими картинами Ватто: «Аккорд» и «Мечтатель» .
Провенанс и датировка
[ редактировать ]Первым известным владельцем «Встревоженного любовника» был аббат Пьер-Морис Аранжер (ок. 1655–1735), каноник монастыря Сен-Жермен-л'Осерруа , который был одним из ближайших друзей Ватто, унаследовавшим большое количество рисунков художника на его смерть. [ 3 ] В 1729 году картина была опубликована Эдмом-Франсуа Жерсеном как офорт Пьера-Александра Авелина ; Авелина также запечатлела еще одну картину Ватто, принадлежавшую аббату Харанжеру, «Мечтатель» . [ 4 ] Хотя в гравюрах не упоминается принадлежность аббата, Пьер-Жан Мариетт подтверждает это в своих рукописях, как и тот факт, что в рамках « Recueil Jullienne » «Встревоженный любовник» и «Мечтатель» были напечатаны на одном листе. [ 5 ] Учитывая появление в Recueil Jullienne и общее происхождение, некоторые авторы считали обе картины подвесками; [ 6 ] Вопреки этому, Пьер Розенберг заявил, что они, вероятно, были собраны вместе в коллекции аббата. [ 7 ] Также предполагалось, что «Встревоженный любовник» не был. 33 в описи аббата Харангера, опубликованной в 1985 году, хотя общая неясность описи делает это описание неуловимым. [ 8 ]
В 1780-х годах «Обеспокоенный любовник» вновь появился в коллекции Антуана Клода Колесника (1733-1815), комиссара-призера дю Шатле ; вместе с другой картиной Ватто из коллекции «Колесница», «Аккорда» , это был лот 44, проданный на аукционе за 221 ливр в январе 1788 года художнику и торговцу произведениями искусства Жану-Батисту-Пьеру Лебрену (1748-1813), мужу выдающегося портретиста. Художница Элизабет Виже Лебрен . Лебрен продержал эту пару недолго; он выставил их на продажу в ноябре 1791 года только для того, чтобы их выкупили обратно за 132 ливра. Пара появилась под номером 25 на более позднем аукционе в феврале 1792 года, а затем вновь появилась в середине 19 века как часть коллекции маркиза Андре Жозефа Мезона (1798–1869), сына выдающегося генерала и дипломата Николя Жозефа Мезона . Часть этой коллекции была куплена в 1868 году Анри Орлеанским, герцогом Омале , пятым сыном короля Луи-Филиппа I , во время его английского изгнания; по возвращении во Францию герцог Омаль повесил ее в Каролинском зале своего дома. замок Шантийи , где он остается частью коллекции Музея Конде . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Среди исследователей Ватто «Обеспокоенный любовник» датируется средними и поздними годами творчества художника. [ 12 ] В конце 19 - начале 20 веков кураторы Музея Конде отнесли картину к ок. 1717–1720. [ 13 ] в альбоме и каталоге 1912 года немецкий историк Эрнст Генрих Циммерманн поместил его в ок. 1717 год, год, когда Ватто завершил луврскую версию « Посадки на Киферу» . [ 14 ] В каталоге-резонне 1950 года куратор Лувра Элен Адемар перечислила картину как работу весны-осени 1716 года; [ 15 ] в 1959 году художник и знаток Жак Мати предложил ок. Датировка 1715 года. [ 16 ] В каталоге-резонне 1968 года итальянский ученый Этторе Камесаска назвал «Встревоженного любовника» более поздним произведением Ватто, датируя его ок. 1720 г.; [ 17 ] Датировку Камесаски использует также Федерико Зери . [ 18 ] в более позднем каталоге-резоне 1980 года французский историк Марианна Ролан Мишель датировала картину ок. 1716–1718. [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ватто, Этюды сидящей женщины , ок. 1712 г., сангина, местонахождение неизвестно. [ 20 ]
-
Ватто, Сидящая женщина, опирающаяся на пьедестал , ок. 1709–1710 , офорт, пластина из «Фигур де мод» , Институт искусств , Чикаго.
-
Пьер-Александр Авелин по мотивам Ватто, «Встревоженный любовник» , опубликовано в 1729 году, офорт и гравюра, Лувр , Париж.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Как это часто бывает в творчестве Ватто, у картины нет названия автора; его традиционное французское название происходит от Пьера-Александра Авелина гравюры . В описи герцога Омале картина значилась как L'Attente . [ 1 ] Монтаньи 1968 , с. как Camesasca 1971 , стр. 125–126 . 122, переведено на английский язык , кат нет. 211 и Зери 2000 , с. 47 , укажите картину как «Девушка с розами» ( Ragazza conrose ). Grasselli, Rosenberg & Parmantier 1984 , стр. 38, 78, 228, 235, 304–306, 365, адаптирует оригинальное французское название на английский язык как «Тревожный любовник» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарнье-Пелле 1995 , с. 156.
- ^ Грасселли, Розенберг и Пармантье 1984 , стр. 228: «Ватто никогда не забывал эти маленькие одиночные фигурки, строгие, но деликатные родственники его Польских дам , Финетты , Равнодушной , Тревожной любовницы (CR 166, 167; кат. P.58, 59; CR 211)».
- ^ Грасселли, Розенберг и Пармантье 1984 , стр. 38; Познер 1984 , с. 123 ; Ролан Мишель 1984 , с. 55.
- ^ Эдуэн 1845 , с. 79 , кат. нет. 48; Эдуэн 1856 , с. 99 , кот. нет. 49; Дасье и Вуафлар 1922а , с. 29 .
- ^ Дасье и Вуафлар 1922b , с. 81 ; Гарнье-Пелле 1995 , стр. 155–156; Эйдельберг 2014 .
- ^ Грюйер 1899 , с. 349 ; Дасье и Вуафлар 1922b , с. 81 – 82 .
- ^ Грасселли, Розенберг и Пармантье 1984 , стр. 304; Гарнье-Пелле 1995 , с. 156.
- ^ Харангер 1985 , с. 62; Гарнье-Пелле 1995 , с. 156; Эйдельберг 2014 .
- ^ Гарнье-Пелле 1995 , с. 156, кат. Нет. 113.
- ^ База Джоконда : Номер ссылки. 00000076657 , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ «Запись в каталоге музея» .
- ^ Грасселли, Розенберг и Пармантье 1984 , стр. 78: «[…] «Тревожный любовник » (Музей Конде, Шантийи; DV 165, CR 211), который из-за отсутствия других работ, выполненных в столь же воздушном и схематичном стиле, обычно датируется концом карьеры Ватто; Гарнье-Пелле 1995 , с. 156, кат. нет. 113: «La datation est controversée […]»
- ^ Грюйер 1898 , стр. 271–272 Отправление : «Ватто, несомненно, выполнил эту картину между 1717 и 1720 годами, периодом, к которому относятся его самые блестящие и духовные произведения: « на остров Кифера» в Лувре, 1717 год, « Урок музыки Уоллеса». коллекция 1719 года и т. д. Гений восемнадцатого века в своем первом всплеске живописного освобождения торжествует в « Встревоженной Аманте »; Грюйер 1899 , с. 349 : « Беспокойный любовник , находившийся первоначально в кабинете аббата Харангера, как подвеска к « Дающему серенады» , должен был быть исполнен между 1717 и 1720 годами, периодом, к которому относятся наиболее блестящие и остроумные произведения мастера».
- ^ Циммерманн 1912 , с. 186, цитируется по Garnier-Pelle 1995 , с. 156, кат. № 113: «Скульптура П. Авелин. (G. 81). В каталоге Шантильи картина датируется слишком поздно: 1717-20 гг. Она относится к периоду до насыпи».
- ^ Адхемар 1950 , с. 216, кат. нет. 127.
- ^ Мэти 1959 , с. 68.
- ^ Монтаньи 1968 , с. как Camesasca 1971 , стр. 125–126 . 122, переведено на английский язык , кат нет. 211.
- ^ Зери 2000 , с. 47 .
- ^ Эйдельберг 2014 .
- ^ Воспроизведено в Rosenberg & Prat 1996 , vol. 1, с. 253, кат. нет. 162 и Эйдельберг 2014 .
Источники
[ редактировать ]- Адемар, Элен (1950). Ватто; его жизнь, его творчество (на французском языке). Включает «L'univers de Watteau», вступление Рене Юи . Париж: П. Тисне. стр. 57, 183, 216; пл. 67; кот. нет. 127. ОСЛК 853537 .
- Камесаска, Этторе [на португальском языке] (1971). Полное собрание картин Ватто . Классика великого мирового искусства. Введение Джона Сазерленда. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. стр. 125 – 126 , кат. нет. 211. ИСБН 0-8109-5525-3 . LCCN 77-92260 . OCLC 143069 — через Интернет-архив .
- Дасье, Эмиль [на французском языке] ; Вуафлар, Альберт (1922а). «Жан де Жюльен и граверы Ватто в XVIII веке. II. История» . Жан де Жюльен и граверы Ватто. XVIII век. Век (на французском языке). Париж: М. Руссо. стр. 29, 61, 83, 93, 131, 133 п. дои : 10.11588/DIGLIT.41976 . OCLC 1039156495 .
- Дасье, Эмиль; Вуафлар, Альберт (1922b). «Жан де Жюльен и граверы Ватто в XVIII веке. III. Каталог» . Жан де Жюльен и граверы Ватто в XVIII веке. Век (на французском языке). Париж: М. Руссо. стр. 81–82, 100; кот. нет. 165. дои : 10.11588/DIGLIT.41977 . OCLC 1039156495 .
- Эйдельберг, Мартин (август 2014 г.). «Беспокойный любовник» . Ватто Абеседарио . Архивировано из оригинала 23 апреля 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- Гарнье-Пелле, Николь (1995). Шантильи, музей Конде. Картины 18 века . Опись публичных коллекций во Франции (на французском языке). Полет. 38. Париж:Собрание национальных музеев. стр. 155–156, кат. нет. 113. ИСБН 2-7118-3285-6 . OCLC 33264438 .
- Грасселли, Маргарет Морган; Розенберг, Пьер ; Пармантье, Николь; и др. (1984). Ватто, 1684–1721; Национальная художественная галерея, 17 июня — 23 сентября 1984 г.; Galeries Nationales du Grand Palais, Париж, 23 октября 1984 г. - 28 января 1985 г.; Замок Шарлоттенбург, Берлин, 22 февраля — 26 мая 1985 г. (PDF) . Вашингтон: Национальная галерея искусств. ISBN 0-89468-074-9 . LCCN 84-4918 . OCLC 557740787 – из архива Национальной художественной галереи.
- Грюйер, Франсуа-Анатоль (1898). Роспись в замке Шантийи. Полет. 2: Французская школа (на французском языке). Париж: Плон-Нурри. стр. 269 – 272 , кат. нет. CXVI. OCLC 1048229654 – через Интернет-архив.
- Грюйер, Франсуа-Анатоль (1899). Шантильи, Музей Конде. Уведомление о картинах (на французском языке). Париж: Браун, Клеман и другие. стр. 346, 349 , кат. нет. 372 – через Интернет-архив.
- Эдуэн, Пьер (30 ноября 1845 г.). «Ватто: каталог его работ» . L'Artiste (на французском языке). стр. 78–80 – через Галлику. п. 79, кат. нет. 48
- Эдуэн, Пьер (1856). Мозаика. Художники, музыканты, писатели, драматурги с XV века до наших дней (на французском языке). Париж: Хойгель. п. 99 , кот. нет. 49. OCLC 1157159285 – через Интернет-архив.
- «Опись после смерти каноника Харангера, 17 мая 1735 года» . Revue de l’Art (на французском языке). 69 (69): 62–68. 1985. дои : 10.3406/rvart.1985.347525 . ISBN 2-222-96-415-6 . ISSN 0035-1326 – через Persee.fr .
- Мэти, Жак (1959). Антуан Ватто. Картины вновь появились неизвестными или забытыми историками (на французском языке). Париж: Ф. де Нобель. п. 68. OCLC 954214682 .
- Монтаньи, EC (1968). Полное собрание сочинений Ватто . Классика искусства (на итальянском языке). Том 21. Введение Джованни Маккиа. Милан: Риццоли. п. 122; кот. Нет. 211. OCLC 1006284992 . Английское издание см. в Camesasca, 1971.
- Познер, Дональд (1984). Антуан Ватто . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 123 . ISBN 0-8014-1571-3 . LCCN 84-164937 . OCLC 1147993782 – через Интернет-архив.
- Ролан Мишель, Марианна (1984). Ватто: художник восемнадцатого века . Лондон: Трилистник. С. 55, 156, 265, 269, 306, табл. 335. ИСБН 0-86294-049-4 . OCLC 1302554747 – через Интернет-архив.
- Розенберг, Пьер ; Прат, Луи-Антуан (1996). Антуан Ватто: каталог-резонне рисунков (на французском языке). Париж: Галлимар-Электа. полет. 1, стр. 252–253, кат. нет. 162. ИСБН 2-07-015043-7 . OCLC 463981169 .
- Зери, Федерико (2000) [впервые опубликовано на итальянском языке в 1998 году]. Ватто: Отправление на Циферу . Сто картин. Ричмонд-Хилл, Онтарио: Паб NDE. п. 47 . ISBN 1553210182 . LCCN 2001339949 . OCLC 48003550 – через Интернет-архив.
- Циммерманн, Э. Генрих [на немецком языке] (1912). Ватто: произведения мастера в 182 иллюстрациях . Классика искусства (на немецком языке). Том 21. Штутгарт, Лейпциг: Deutsche Verlags-Anstalt. С. 16, 186. OCLC 561124140 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Belova, Y. N. (2014). Закат барокко и утро рококо: Жак Калло и Антуан Ватто (in Russian). Saint Petersburg: State University of Industrial Technologies and Design. p. 61. ISBN 978-5-7937-1002-2 .
- ДеЖан, Джоан Э. (2007). «Человек моды: Ватто и гендерная проблематика жанровой живописи восемнадцатого века». В Конисби, Филип (ред.). Французская жанровая живопись XVIII века (сборник статей). Исследования по истории искусства. Том. 72. Вашингтон, Нью-Хейвен, Лондон: Национальная галерея искусств, издательство Йельского университета. стр. 38–47. ISBN 978-0-300-12024-0 . JSTOR 42622411 . LCCN 2006-27946 . OCLC 470768543 .
- Ферре, Жан , изд. (1972). Ватто (на французском языке). Полет. 1. Мадрид: Издания Афины. кот. нет. Б34. OCLC 906101135 .
- Жилле, Луи (1921). Ватто: великий мастер 18 века . Пэрис: Плон. п. 93 , 124 . OCLC 1102350703 – через Интернет-архив.
- Славный, Гийом (2011). Ватто . Коллекция Les Phares (на французском языке). Париж: Цитадели и Мазенод. стр. 165, 169. ISBN. 978-2-8508-8340-8 . OCLC 711039378 .
- Гонкур, Эдмон де (1875). Каталог-резонне живописных, нарисованных и гравированных произведений Антуана Ватто (на французском языке). Париж: Рапили. п. 77 , кат. нет. 81. OCLC 1041772738 – через Интернет-архив.
- Йош, Вирджил (1904). Антуан Ватто (на французском языке). Париж: H. Piazza et cie. стр. 177 , 221 . OCLC 963518006 – через Интернет-архив.
- Лемонье, Анри (февраль 1925 г.). «Истоки музея Конде» . Gazette des Beaux-Arts (на французском языке). 5.11 (754): 61–76 - через Галлику.
- Миримонд, Альбер Помм де (ноябрь 1961 г.). «Музыкальные сюжеты у Антуана Ватто». Gazette des Beaux-Arts (на французском языке). 6.58 (1114): 249–288. OCLC 888153049 .
- Пилон, Эдмонд (1924) [1912]. Ватто и его школа (на французском языке). Париж, Брюссель: Национальная библиотека искусства и истории, Г. Ван Оест и т. д. стр. 86 н. 1 , 118 . OCLC 744619923 – через Google Книги.
- Рео, Луи [на французском языке] (1928–1930). «Ватто». В Димье, Луи (ред.). Французские художники восемнадцатого века: История жизни и каталог работ (на французском языке). Полет. 1. Париж: Г. Ван Ост. п. 38, кат. нет. 95. OCLC 564527521 .
- Ролан Мишель, Марианна . Ватто: Тутти и Дипинти . Я Маэстри (на итальянском языке). Том. 19. Перевод с французского Марины Анзиль Робертини. Милан: Риццоли. кот. нет. 225. OCLC 48636176 . OCLC 801077589 . Опубликовано на французском языке как Всё Ватто . Рисование. Париж: Фламмарион. 1982. ISBN 2-08-012226-6 . OCLC 490060827 .
- Розенберг, Пьер (1985). «Дизайнер Ватто» . Revue de l’Art (на французском языке). 69 (69): 47–54. дои : 10.3406/rvart.1985.347523 . ISBN 2-222-96-415-6 . ISSN 0035-1326 – через Persse.fr.
- Сеаль, Габриэль (1900). Ватто, критическая биография, иллюстрированная двадцатью четырьмя внетекстовыми репродукциями (на французском языке). Париж: Х. Лоуренс. п. 75 . OCLC 697836947 – через Интернет-архив.
- Темперини, Рено (2002). Ватто . Магистр искусств (на французском языке). Париж: Галлимар. кот. нет. 115. ИСБН 2-07-011686-7 . OCLC 300225840 .
- Виленски, Реджинальд Ховард (1931). Французская живопись . Бостон: Хейл, Кушман и Флинт. стр. 107, 114; пл. 45б. LCCN 60-50699 . OCLC 1045602541 – через Интернет-архив.