Юпитер и Антиопа (Ватто)
Юпитер и Антиопа | |
---|---|
Французский: Юпитер и Антиопа. | |
![]() | |
Художник | Антуан Ватто |
Год | в. 1714–1719 гг. |
Тип | Картина маслом |
Размеры | 73 см × 107,5 см (29 × 42,3 дюйма) |
Расположение | Лувр , Париж |
Юпитер и Антиопа ( фр . Jupiter et Antiope ) — картина маслом французского художника Антуана Ватто . Она также известна как « Сатир и спящая нимфа» и, вероятно, была написана между 1714 и 1719 годами. Она предназначалась для размещения над дверным проемом , сегодня она висит в Музее Лувра в Париже .
Описание
[ редактировать ]Картина имеет овальную форму, шириной 107,5 см и высотой 73 см. На переднем плане изображена обнаженная, спящая Антиопа . Она лежит головой на левом краю картины, повернутой так, что ее лицевая сторона обращена к зрителю. Ее правая рука согнута под головой, а левая свисает в пропасть перед ней. Эта рука прикрывает правую грудь, а левая остается свободной. Ее ноги согнуты к зрителю, правая продолжает линию ее тела в колене, а левая нога лишь слегка согнута и указывает назад, в правый нижний угол картины. Все тело окрашено в бледные, теплые тона и освещает темный и землистый образ. Под спящей женщиной находится полотно, которое нависает над пропастью у ее груди, исчезает под мышкой у ее головы и поднимается сатиром позади нее.

Сатир, голова которого увенчана виноградными лозами, символизирующими присутствие бога Вакха . лежит в противоположной стороне позади женщины, причем передняя часть его тела также обращена к зрителю. Левой рукой он поднимает ткань на высоту плеча Антиопы, и видно, что он только что обнаружил спящую девушку. Его левая рука согнута на корне дерева у правого края изображения и подпирает верхнюю часть тела. Головой и верхней частью тела сатир нависает над бедрами спящей, чтобы посмотреть на нее – он похотливо облизывает губы. Его тело темное, и его нельзя разглядеть ниже бедер. Сатир изображен в коричневых тонах. Его загорелая кожа и мускулистое тело составляют явный контраст с мягко проработанной, стройной Антиопой.
Нижний край изображения занимает пропасть, которая изображена в темно-коричневых тонах и окаймлена голой почвой. По обе стороны в почве растут корявые корни, которые поднимаются в неясные деревья. Земля над деревьями переходит на задний план, где находится холм с одинокими домами. Над ним облачное небо, незаметно освещенное заревом сумерек .
Композиция соответствует овальной форме изображения. Спящая Антиопа образует центральную горизонталь, а ее бедра и согнутые ноги образуют центральную вертикаль. Руки сатира и ноги женщины изгибаются параллельно верхнему краю картины – таким образом два центральных персонажа повторяют внутри изображения овал, который нарушается лишь свисающей левой рукой женщины. Пространственная глубина создается сутулой позой Юпитера и согнутыми коленями Антиопы.
Мифологическая подоплека и прием в искусстве
[ редактировать ]
Картина основана на истории о соблазнении Антиопы богом Зевсом в греческой мифологии , позже импортированной в римскую мифологию и рассказывающей о боге Юпитере . Согласно этому мифу, Антиопа, прекрасная дочь царя Никтея Фив , была застигнута врасплох и соблазнена Зевсом в образе сатира. Она забеременела и родила близнецов Амфиона и Зета , которые позже убили брата Никтея Лика в отместку за его обращение с Антиопой и захватили город Фивы.
Сатир и нимфа
[ редактировать ]
Сатиры и нимфы образуют в греческой мифологии две крайности, которых объединяет лишь их инстинктивная природа. В то время как нимфа была источником психологического термина «нимфомания» (ныне гиперсексуальность ), сатир был источником когда-то распространенного, но теперь устаревшего термина «сатириаз» , и его можно понимать как мужской эквивалент нимфы.
Соответственно, и нимфы, и сатиры очень часто изображаются в мифологии – а, следовательно, и в их последующем художественном восприятии – в эротическом контексте и, соответственно, являются излюбленными темами искусства. Кроме того, между этими двумя стереотипами существует явный эстетический контраст. Нимфа вообще очень красива и физически совершенна. В основном они изображались слоновой костью, светлыми и очень нежными цветами и идеализированной женской формой, имеющей близкое сходство с изображениями Венеры . С другой стороны, сатиры, последователи Вакха, очень уродливы, с рогами, ногами, а иногда и козлиным хвостом. Они также сильные, мускулистые и загорелые. Таким образом, нимфы и сатиры представляют собой оптический контраст, который вряд ли может быть сильнее и который делает их идеальной парой для художественных целей. [1]
Создание и контекст
[ редактировать ]
Обстоятельства создания картины не совсем ясны (см. ниже). В искусствоведческой литературе преобладает предположение, что картина была создана по заказу банкира Пьера Кроза по заданию учителя Ватто Шарля де Лафосса примерно во времена создания «Времен года » . Лафосс призвал Ватто, который до сих пор не занимался исторической живописью, взяться за работу над аллегориями времен года , поскольку его самого больше не было по соседству. Кажется, что « Времена года» были задуманы как овальные картины с мифологическими сценами, предназначенные для украшения столовой Кроза.

Параллельно с этой серией Ватто создал ряд других картин, посвященных теме мифологической обнаженной натуры в том же необычном для того времени овальном формате. Сначала он нарисовал ряд исторических изображений в классическом формате, следуя итальянской и нидерландской классике, после чего он затем создал Юпитер и Антиопу , времена года и еще три сезона в овальном формате: еще одна осень , Венера, обезоруживающая любовь и утренний туалет. .
Образцами для изображения Юпитера и Антиопы послужили одноименные картины Антонио да Корреджо и Тициана , а также « Снятие с креста» голландского живописца Антониса ван Дейка , из которого взято расположение рук сатира.

Во время подготовки к «Юпитеру и Антиопе» Ватто создал как минимум три эскиза, в которых он пытался проработать сатира. К ним относятся рисунок сатира, стоящего на коленях, и рисунок в полулежащей позе, которую он в конце концов выбрал. Никаких эскизов Антиопы не известно, но Ватто уже создал большое количество обнаженных женщин и этюдов, которые он мог использовать для этой картины. Наконец, теперь утраченное изображение показывало все изображение и было использовано гравером Анн-Клод-Филиппом, графом де Кайлюсом, в качестве модели для гравюры на меди , которая была впервые опубликована Жюлем де Жюльеном .
Ватто вернулся к теме спящей нимфы в своей картине 1719 года «Елисейские поля» , сцене садов Елисейских полей в Париже . Здесь он изобразил каменную копию Антиопы в короне в качестве памятника на постаменте в правой части картины, как своего рода «живую скульптуру», типичную для Ватто. [2] Эта статуя помещена прямо над галантно одетым мужчиной, видимым только сзади ( Хагестольц ), который рассматривает пейзаж как часть группы мужчин на переднем плане (Ватто также нарисовал подобную группу людей в « Сельском удовольствии» 1720 года, в таком случае стоя под статуей Венеры). По мнению Бёрша-Супана, Хагештольц представляет собой естественный контрапункт похотливому сатиру - он с особым интересом наблюдает за фигурой на постаменте. [3]
Провенанс
[ редактировать ]История картины после ее создания пока до конца не ясна и, в частности, ее местонахождение до 1857 года остается открытым вопросом.
серию « Времена года» Вероятно, Ватто написал изображение по заказу купца Пьера Кроза, для которого он также изготовил написанную в то же время . Это утверждается в каталоге выставки из Вены в 1966 году и по сей день остается наиболее широко распространенной теорией в истории искусства, но это до сих пор не может быть доказано.
В 1857 году картина появилась на аукционе коллекции Теодора Патюро в каталоге, в котором она значилась как бывшее владение принца Поля д'Аренберга . Ватто поддерживал дружеские отношения с предками принца в начале восемнадцатого века, и в квитанции от 14 мая 1717 года, подписанной Ватто, записано, что он продал две картины Леопольду Филиппу д'Аренбергу . В своей книге 1929 года «Жан де Жюльен и граверы Ватто XVIII века». и siècle Э. Герольд и А. Вуафлар предполагают, что «Юпитер и Антиопа» могли быть одной из этих двух картин, и развивают теорию, согласно которой де Линь заказал картину в 1714 году во время поездки в Париж и вернулся, чтобы забрать картину и заплатить за нее три года. позже. [4] Сегодня эта теория в значительной степени отвергается.
Как картина попала во владение Патураэ, также уже неясно, но он, вероятно, купил ее у Прайса Поля д'Аренберга в частном порядке. В 1864 году барон Джеймс Майер де Ротшильд купил картину, а затем в марте 1868 года снова выставил ее на аукцион через арт-дилера Бурлона де Сарти . Его купил Луи Ла Каз , который умер уже в следующем году, оставив его Лувру . Картина висит там до сих пор. [5]
Статус сохранности и изменения
[ редактировать ]Сохранность картины относительно плохая. С помощью рентгенографии были восстановлены участки трещин, особенно на небе и по краям. Дальнейшее расследование показало, что Антиопа изначально носила одежду скромности, которую позже сняли. Было ли полотно и последующее его снятие нарисовано самим Ватто, неясно. Также возможно позднее добавление и удаление. Рентгеновские изображения и особенно эскизы Ватто и гравюра на меди современника Ватто, графа де Кайлюса, подтверждают, что сатир был написан Ватто, что когда-то вызывало споры. Старую теорию о том, что последний частный владелец Луи Ла Каз внес в картину изменения, теперь также можно считать опровергнутой.
Копии
[ редактировать ]После его создания Юпитер и Антиопа неоднократно копировались и переделывались. Две копии работы неизвестного художника хранятся в Лувре в Службе этюдов и документации .
Упомянутая выше гравюра на меди с изображением графа де Кайлюса была создана при жизни Ватто и вошла в Жана де Жюльена собрание «Фигуры разных персонажей» . [6] В основу своего изображения он положил не саму картину, а, как и большинство своих гравюр, рисунок Ватто, который сейчас утерян. Также существовал рисунок картины Габриэля де Сент-Обена , который сегодня выставлен в Чикагском институте искусств .
Французский художник Люсьен Леви-Дюрмер в 1890 году нарисовал придуманный « Вид мастерской Ватто» , на котором Юпитер и Антиопа изображены как одна из картин на стенах. Еще одна картина, в которой картина появляется как часть композиции, - это « Зал Ла-Каз» , написанный Эдуардом Вюйаром в 1922 году. Эрнест Лоран скопировал изображение в виде гризайли , а свободная современная интерпретация была сделана Клодом Шюрром в 1966 году.
В популярной культуре
[ редактировать ]
Патрика Зюскинда Роман «Парфюм», издаваемый Diogenes Verlag деталь Юпитера и Антиопы с 1985 года, имеет на обложке с подмышкой обнаженного спящего в центре. Это может символизировать центральную тему романа — ароматное соблазнение. Роман стал международным бестселлером, переведен на 49 языков, продано более 20 миллионов экземпляров. Одно и то же изображение использовалось на всех вариантах обложки, кроме американского издания в мягкой обложке (где было запрещено изображать женский сосок), благодаря чему книга прославила «Антиопу» Ватто во всем мире.
В июле 1971 года Парагвай выпустил почтовую марку с изображением спящей нимфы.
Ссылки
[ редактировать ]Информация в этой статье взята в основном из работ, цитируемых в библиографии ниже, но также использовались следующие источники:
- ^ Раздел взят из произведений Евы Гезине Баур , шедевров эротического искусства. Дюмон Верлаг, Кельн, 1995, стр. 58–64. ISBN 3-7701-3599-7
- ^ по данным Грасселли, Розенберга, 1985 г.
- ^ Гельмут Бёрш-Супан : Антуан Ватто 1684–1721. Könemann Verlagsgesellschaft, Кёльн, 2000 г.; стр. 95 и 98. ISBN 3-8290-1630-1
- ^ Э. Герольд и А. Вуафлар: Жан де Жюльен и граверы Ватто в 18 веке. и век. Полет. 1: Биографические сведения и документы. Париж, 1929 год; за ним следовали Граселли и Розенберг, 1985 г.
- ^ Происхождение согласно Граселли и Розенбергу, 1985 г.
- ^ Марианна Ролан Мишель. Ватто. Престель Верлаг, Мюнхен – 1984 г.; ISBN 3-7913-0681-2 ; Страницы 294–296.
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Колин Б. (1992). Любовь богов: мифологическая живопись от Ватто до Давида (каталог выставки). Нью-Йорк; Форт-Уэрт, Техас: Риццоли, Художественный музей Кимбелла. ISBN 0-8478-1521-8 – через Интернет-архив .
- Брукнер, Анита (1985) [1967]. Ватто . Библиотека цветов искусства. Фелтем: Хэмлин. стр. 14, 29; цветпл. 13. ISBN 0-600-50156-6 . OCLC 922565837 – через Интернет-архив.
- Камесаска, Этторе [на португальском языке] (1971). Полное собрание картин Ватто . Классика великого мирового искусства. Введение Джона Сазерленда. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 105 , кат. нет. 104. ИСБН 0810955253 . OCLC 143069 – через Интернет-архив.
- Грасселли, Маргарет Морган; Розенберг, Пьер и Парамантье, Николь (1984). Ватто, 1684–1721 (PDF) (каталог выставки). Вашингтон: Национальная галерея искусств. ISBN 0-89468-074-9 . OCLC 557740787 – из архива Национальной художественной галереи.
- Познер, Дональд (1984). Антуан Ватто . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 290 . ISBN 0-8014-1571-3 . OCLC 10736607 – через Интернет-архив.