Jump to content

Юпитер и Антиопа (Ватто)

Юпитер и Антиопа
Французский: Юпитер и Антиопа.
Юпитер в образе сатира стоит над обнаженной спящей женщиной.
Художник Антуан Ватто
Год в. 1714–1719 гг.
Тип Картина маслом
Размеры 73 см × 107,5 см (29 × 42,3 дюйма)
Расположение Лувр , Париж

Юпитер и Антиопа ( фр . Jupiter et Antiope ) — картина маслом французского художника Антуана Ватто . Она также известна как « Сатир и спящая нимфа» и, вероятно, была написана между 1714 и 1719 годами. Она предназначалась для размещения над дверным проемом , сегодня она висит в Музее Лувра в Париже .

Описание

[ редактировать ]

Картина имеет овальную форму, шириной 107,5 см и высотой 73 см. На переднем плане изображена обнаженная, спящая Антиопа . Она лежит головой на левом краю картины, повернутой так, что ее лицевая сторона обращена к зрителю. Ее правая рука согнута под головой, а левая свисает в пропасть перед ней. Эта рука прикрывает правую грудь, а левая остается свободной. Ее ноги согнуты к зрителю, правая продолжает линию ее тела в колене, а левая нога лишь слегка согнута и указывает назад, в правый нижний угол картины. Все тело окрашено в бледные, теплые тона и освещает темный и землистый образ. Под спящей женщиной находится полотно, которое нависает над пропастью у ее груди, исчезает под мышкой у ее головы и поднимается сатиром позади нее.

Юпитер и Антиопа , деталь

Сатир, голова которого увенчана виноградными лозами, символизирующими присутствие бога Вакха . лежит в противоположной стороне позади женщины, причем передняя часть его тела также обращена к зрителю. Левой рукой он поднимает ткань на высоту плеча Антиопы, и видно, что он только что обнаружил спящую девушку. Его левая рука согнута на корне дерева у правого края изображения и подпирает верхнюю часть тела. Головой и верхней частью тела сатир нависает над бедрами спящей, чтобы посмотреть на нее – он похотливо облизывает губы. Его тело темное, и его нельзя разглядеть ниже бедер. Сатир изображен в коричневых тонах. Его загорелая кожа и мускулистое тело составляют явный контраст с мягко проработанной, стройной Антиопой.

Нижний край изображения занимает пропасть, которая изображена в темно-коричневых тонах и окаймлена голой почвой. По обе стороны в почве растут корявые корни, которые поднимаются в неясные деревья. Земля над деревьями переходит на задний план, где находится холм с одинокими домами. Над ним облачное небо, незаметно освещенное заревом сумерек .

Композиция соответствует овальной форме изображения. Спящая Антиопа образует центральную горизонталь, а ее бедра и согнутые ноги образуют центральную вертикаль. Руки сатира и ноги женщины изгибаются параллельно верхнему краю картины – таким образом два центральных персонажа повторяют внутри изображения овал, который нарушается лишь свисающей левой рукой женщины. Пространственная глубина создается сутулой позой Юпитера и согнутыми коленями Антиопы.

Мифологическая подоплека и прием в искусстве

[ редактировать ]
Корреджо , Юпитер и Антиопа (с Эросом), ок.1528 г.

Картина основана на истории о соблазнении Антиопы богом Зевсом в греческой мифологии , позже импортированной в римскую мифологию и рассказывающей о боге Юпитере . Согласно этому мифу, Антиопа, прекрасная дочь царя Никтея Фив , была застигнута врасплох и соблазнена Зевсом в образе сатира. Она забеременела и родила близнецов Амфиона и Зета , которые позже убили брата Никтея Лика в отместку за его обращение с Антиопой и захватили город Фивы.

Сатир и нимфа

[ редактировать ]
Агостино Карраччи : Сатир и нимфа

Сатиры и нимфы образуют в греческой мифологии две крайности, которых объединяет лишь их инстинктивная природа. В то время как нимфа была источником психологического термина «нимфомания» (ныне гиперсексуальность ), сатир был источником когда-то распространенного, но теперь устаревшего термина «сатириаз» , и его можно понимать как мужской эквивалент нимфы.

Соответственно, и нимфы, и сатиры очень часто изображаются в мифологии – а, следовательно, и в их последующем художественном восприятии – в эротическом контексте и, соответственно, являются излюбленными темами искусства. Кроме того, между этими двумя стереотипами существует явный эстетический контраст. Нимфа вообще очень красива и физически совершенна. В основном они изображались слоновой костью, светлыми и очень нежными цветами и идеализированной женской формой, имеющей близкое сходство с изображениями Венеры . С другой стороны, сатиры, последователи Вакха, очень уродливы, с рогами, ногами, а иногда и козлиным хвостом. Они также сильные, мускулистые и загорелые. Таким образом, нимфы и сатиры представляют собой оптический контраст, который вряд ли может быть сильнее и который делает их идеальной парой для художественных целей. [1]

Создание и контекст

[ редактировать ]
Эскиз Юпитера и Антиопы

Обстоятельства создания картины не совсем ясны (см. ниже). В искусствоведческой литературе преобладает предположение, что картина была создана по заказу банкира Пьера Кроза по заданию учителя Ватто Шарля де Лафосса примерно во времена создания «Времен года » . Лафосс призвал Ватто, который до сих пор не занимался исторической живописью, взяться за работу над аллегориями времен года , поскольку его самого больше не было по соседству. Кажется, что « Времена года» были задуманы как овальные картины с мифологическими сценами, предназначенные для украшения столовой Кроза.

Весна , одно из времен года

Параллельно с этой серией Ватто создал ряд других картин, посвященных теме мифологической обнаженной натуры в том же необычном для того времени овальном формате. Сначала он нарисовал ряд исторических изображений в классическом формате, следуя итальянской и нидерландской классике, после чего он затем создал Юпитер и Антиопу , времена года и еще три сезона в овальном формате: еще одна осень , Венера, обезоруживающая любовь и утренний туалет. .

Образцами для изображения Юпитера и Антиопы послужили одноименные картины Антонио да Корреджо и Тициана , а также « Снятие с креста» голландского живописца Антониса ван Дейка , из которого взято расположение рук сатира.

Фрагмент картины «Елисейские поля» , около 1719 года.

Во время подготовки к «Юпитеру и Антиопе» Ватто создал как минимум три эскиза, в которых он пытался проработать сатира. К ним относятся рисунок сатира, стоящего на коленях, и рисунок в полулежащей позе, которую он в конце концов выбрал. Никаких эскизов Антиопы не известно, но Ватто уже создал большое количество обнаженных женщин и этюдов, которые он мог использовать для этой картины. Наконец, теперь утраченное изображение показывало все изображение и было использовано гравером Анн-Клод-Филиппом, графом де Кайлюсом, в качестве модели для гравюры на меди , которая была впервые опубликована Жюлем де Жюльеном .

Ватто вернулся к теме спящей нимфы в своей картине 1719 года «Елисейские поля» , сцене садов Елисейских полей в Париже . Здесь он изобразил каменную копию Антиопы в короне в качестве памятника на постаменте в правой части картины, как своего рода «живую скульптуру», типичную для Ватто. [2] Эта статуя помещена прямо над галантно одетым мужчиной, видимым только сзади ( Хагестольц ), который рассматривает пейзаж как часть группы мужчин на переднем плане (Ватто также нарисовал подобную группу людей в « Сельском удовольствии» 1720 года, в таком случае стоя под статуей Венеры). По мнению Бёрша-Супана, Хагештольц представляет собой естественный контрапункт похотливому сатиру - он с особым интересом наблюдает за фигурой на постаменте. [3]

Провенанс

[ редактировать ]

История картины после ее создания пока до конца не ясна и, в частности, ее местонахождение до 1857 года остается открытым вопросом.

серию « Времена года» Вероятно, Ватто написал изображение по заказу купца Пьера Кроза, для которого он также изготовил написанную в то же время . Это утверждается в каталоге выставки из Вены в 1966 году и по сей день остается наиболее широко распространенной теорией в истории искусства, но это до сих пор не может быть доказано.

В 1857 году картина появилась на аукционе коллекции Теодора Патюро в каталоге, в котором она значилась как бывшее владение принца Поля д'Аренберга . Ватто поддерживал дружеские отношения с предками принца в начале восемнадцатого века, и в квитанции от 14 мая 1717 года, подписанной Ватто, записано, что он продал две картины Леопольду Филиппу д'Аренбергу . В своей книге 1929 года «Жан де Жюльен и граверы Ватто XVIII века». и siècle Э. Герольд и А. Вуафлар предполагают, что «Юпитер и Антиопа» могли быть одной из этих двух картин, и развивают теорию, согласно которой де Линь заказал картину в 1714 году во время поездки в Париж и вернулся, чтобы забрать картину и заплатить за нее три года. позже. [4] Сегодня эта теория в значительной степени отвергается.

Как картина попала во владение Патураэ, также уже неясно, но он, вероятно, купил ее у Прайса Поля д'Аренберга в частном порядке. В 1864 году барон Джеймс Майер де Ротшильд купил картину, а затем в марте 1868 года снова выставил ее на аукцион через арт-дилера Бурлона де Сарти . Его купил Луи Ла Каз , который умер уже в следующем году, оставив его Лувру . Картина висит там до сих пор. [5]

Статус сохранности и изменения

[ редактировать ]

Сохранность картины относительно плохая. С помощью рентгенографии были восстановлены участки трещин, особенно на небе и по краям. Дальнейшее расследование показало, что Антиопа изначально носила одежду скромности, которую позже сняли. Было ли полотно и последующее его снятие нарисовано самим Ватто, неясно. Также возможно позднее добавление и удаление. Рентгеновские изображения и особенно эскизы Ватто и гравюра на меди современника Ватто, графа де Кайлюса, подтверждают, что сатир был написан Ватто, что когда-то вызывало споры. Старую теорию о том, что последний частный владелец Луи Ла Каз внес в картину изменения, теперь также можно считать опровергнутой.

После его создания Юпитер и Антиопа неоднократно копировались и переделывались. Две копии работы неизвестного художника хранятся в Лувре в Службе этюдов и документации .

Упомянутая выше гравюра на меди с изображением графа де Кайлюса была создана при жизни Ватто и вошла в Жана де Жюльена собрание «Фигуры разных персонажей» . [6] В основу своего изображения он положил не саму картину, а, как и большинство своих гравюр, рисунок Ватто, который сейчас утерян. Также существовал рисунок картины Габриэля де Сент-Обена , который сегодня выставлен в Чикагском институте искусств .

Французский художник Люсьен Леви-Дюрмер в 1890 году нарисовал придуманный « Вид мастерской Ватто» , на котором Юпитер и Антиопа изображены как одна из картин на стенах. Еще одна картина, в которой картина появляется как часть композиции, - это « Зал Ла-Каз» , написанный Эдуардом Вюйаром в 1922 году. Эрнест Лоран скопировал изображение в виде гризайли , а свободная современная интерпретация была сделана Клодом Шюрром в 1966 году.

[ редактировать ]
обложка Das Parfum Деталь, на которой основана

Патрика Зюскинда Роман «Парфюм», издаваемый Diogenes Verlag деталь Юпитера и Антиопы с 1985 года, имеет на обложке с подмышкой обнаженного спящего в центре. Это может символизировать центральную тему романа — ароматное соблазнение. Роман стал международным бестселлером, переведен на 49 языков, продано более 20 миллионов экземпляров. Одно и то же изображение использовалось на всех вариантах обложки, кроме американского издания в мягкой обложке (где было запрещено изображать женский сосок), благодаря чему книга прославила «Антиопу» Ватто во всем мире.

В июле 1971 года Парагвай выпустил почтовую марку с изображением спящей нимфы.

Информация в этой статье взята в основном из работ, цитируемых в библиографии ниже, но также использовались следующие источники:

  1. ^ Раздел взят из произведений Евы Гезине Баур , шедевров эротического искусства. Дюмон Верлаг, Кельн, 1995, стр. 58–64. ISBN   3-7701-3599-7
  2. ^ по данным Грасселли, Розенберга, 1985 г.
  3. ^ Гельмут Бёрш-Супан : Антуан Ватто 1684–1721. Könemann Verlagsgesellschaft, Кёльн, 2000 г.; стр. 95 и 98. ISBN   3-8290-1630-1
  4. ^ Э. Герольд и А. Вуафлар: Жан де Жюльен и граверы Ватто в 18 веке. и век. Полет. 1: Биографические сведения и документы. Париж, 1929 год; за ним следовали Граселли и Розенберг, 1985 г.
  5. ^ Происхождение согласно Граселли и Розенбергу, 1985 г.
  6. ^ Марианна Ролан Мишель. Ватто. Престель Верлаг, Мюнхен – 1984 г.; ISBN   3-7913-0681-2 ; Страницы 294–296.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f96bd296e352db20186d9214c45a7e16__1712778900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/16/f96bd296e352db20186d9214c45a7e16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jupiter and Antiope (Watteau) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)