Андреа дель Сарто
Андреа дель Сарто | |
---|---|
Рожденный | Андреа д'Аньоло, Франческо ди Лука 16 июля 1486 г. Флоренция , Флорентийская республика (современная Италия ) |
Умер | до 29 сентября 1530 г. Флоренция, Флорентийская республика (современная Италия) | ( 44 года
Национальность | тосканский итальянский |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Мадонна с гарпиями Рождество Богородицы |
Движение | Высокое Возрождение маньеризм |
Андреа дель Сарто (англ. США : / ɑː n ˌ d r eɪ ə d ɛ l ˈ s ɑːr t oʊ / , Великобритания : / æ n ˌ -/ , Итальянский: [anˈdrɛːa del sarto] ; 16 июля 1486 — 29 сентября 1530) — итальянский художник из Флоренции , чья карьера процветала в эпоху Высокого Возрождения и раннего маньеризма . Он был известен как выдающийся декоратор фресок, алтарник, портретист, рисовальщик, колорист. [1] Хотя при жизни его высоко ценили как художника senza errori («без ошибок»), после его смерти его слава затмилась славой его современников Леонардо да Винчи , Микеланджело и Рафаэля .
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Андреа дель Сарто родился Андреа д'Аньоло ди Франческо ди Лука. [2] во Флоренции 16 июля 1486 года. Поскольку его отец, Аньоло, был портным (итал. sarto ), он стал известен как «дель Сарто» (что означает «сын портного»). [3] С 1677 года некоторые приписывали фамилию Ваннукки без особых документов.
К 1494 году Андреа поступил в ученики к ювелиру , а затем к резчику по дереву и художнику по имени Джан Бариле, у которого он оставался до 1498 года. [4] По словам его покойного биографа Вазари , затем он учился у Пьеро ди Козимо , а позже у Рафаэллино дель Гарбо (Карли).
Андреа и его старший друг Франчабиджио решили вместе открыть совместную студию в квартире на площади Пьяцца дель Грано. Первым продуктом их партнерства, возможно, стало Крещение Христа для флорентийской Compagnia dello Scalzo , начало серии монохромных фресок . [4] К тому времени, когда партнерство было расторгнуто, стиль Сарто носил печать индивидуальности. Согласно Британской энциклопедии , он «на протяжении всей своей карьеры отмечен исключительным среди флорентийцев интересом к эффектам цвета и атмосферы, а также утонченной неформальностью и естественным выражением эмоций». [5]
Фрески церкви СС Аннунциата во Флоренции.
[ редактировать ]С 1509 по 1514 год Орден сервитов нанял Дель Сарто, Франчабиджо и Андреа Фельтрини в программе фресок в базилике делла Сантиссима Аннунциата во Флоренции . [6] Сарто выполнил семь фресок во дворе или атриуме (chiostro dei voti) перед сервитской церковью, пять из которых иллюстрировали жизнь и чудеса Филиппо Беницци . [7] святой-сервит, умерший в 1285 г. (канонизирован в 1671 г.). Он выполнил их быстро, изображая святого, исцеляющего прокаженного даром его нижнего хитона; предсказание плохого конца некоторых богохульников; и восстановление девушки, одержимой дьяволом . Две последние фрески серии изображали исцеление ребенка у смертного одра Филиппо Беницци и исцеление больных взрослых и детей с помощью его реликвии, хранящейся в церкви. Все пять фресок были завершены до конца 1510 года. [3] Первоначальный контракт также требовал от него написать пять сцен из жизни и чудес святого Себастьяна, но он сказал сервитам, что больше не желает продолжать второй цикл, скорее всего, из-за низкого вознаграждения. Сервиты убедили его написать еще две фрески во дворе, хотя и на другую тему: « Шествие волхвов» (содержащее автопортрет), законченное в 1511 году, и « Рождество Богородицы» . Эти картины вызвали уважение, особенно восхищалась правильность контуров, и за это Сарто получил прозвище «Andrea senza errori» (Андреа совершенный). Около 1512 года он написал ( Благовещение Сан-Галло ) Благовещение в церкви Сан-Галло и бракосочетание Святой Екатерины (Дрезден).
К 1514 году Андреа закончил две свои последние фрески в Кьостро деи Воти (СС. Аннунциата), включая свой шедевр « Рождение Богородицы» , в котором сочетается влияние Леонардо , Гирландайо и Фра Бартоломео . [8] К ноябрю 1515 года он закончил в близлежащем Кьостро Братства Св. Иоанна Крестителя, широко известном как Скальцо, Аллегория справедливости , и проповедь баптистов в пустыне , за которой в 1517 году последовал Иоанн, крестящий народ . [3]
Визит во Францию
[ редактировать ]В конце 1516 года ко французскому двору были отправлены «Пьета» сочинения Дель Сарто, а затем «Мадонна». Это привело к приглашению Франсуа I в 1518 году, и в июне того же года он отправился в Париж вместе со своим учеником Андреа Скарццеллой, оставив свою жену Лукрецию во Флоренции. [9]
По словам Джорджо Вазари , ученика и биографа Андреа, [10] Лукреция написала Андреа и потребовала, чтобы он вернулся в Италию. Король согласился, но только при том понимании, что его отсутствие во Франции будет недолгим. Затем он доверил Андреа определенную сумму денег, которая будет потрачена на приобретение произведений искусства для французского двора. По словам Вазари, Андреа взял деньги и вместо этого использовал их для покупки дома во Флоренции, тем самым испортив свою репутацию и помешав ему когда-либо вернуться во Францию. [9] Эта история легла в основу Роберта Браунинга стихотворения-монолога « Андреа дель Сарто, прозванный «безупречным художником» » (1855). [11] но теперь некоторые историки отвергают его как апокриф, ложь, хотя и часто повторяемую. [12]
Более поздние работы во Флоренции
[ редактировать ]Он возобновил работу во Флоренции в 1520 году и исполнил « Веру и милосердие» в монастыре Скальцо. За ними последовали Танец дочери Иродиады , Обезглавливание Крестителя , Представление его головы Ироду , аллегория Надежды, Явление Ангела Захарии (1523 г.) и монохромное Посещение . Последняя была написана осенью 1524 года, после того как Андреа вернулся из Луко в Муджелло , откуда вспышка бубонной чумы во Флоренции изгнала его и его семью. В 1525 году он вернулся, чтобы нарисовать в монастыре Аннунциата Мадонну дель Сакко , люнет, названный в честь мешка, на котором изображен Иосиф. [9] На этой картине щедрое платье девы и ее взгляд указывают на его влияние на ранний стиль ученика Понтормо .
В 1523 году Андреа написал копию портретной группы папы Льва X работы Рафаэля; эта копия сейчас находится в Музее Каподимонте в Неаполе , а оригинал остается во дворце Питти. Картина Рафаэля принадлежала Оттавиано Медичи и была заказана Федерико II Гонзагой , герцогом Мантуи . Не желая расставаться с оригиналом, Оттавиано поручил Андреа сделать копию, которую он передал герцогу как оригинал. Имитация была настолько точной, что даже Джулио Романо , который сам в некоторой степени манипулировал оригиналом, был полностью обманут; и, показав копию много лет спустя Вазари, который знал правду, он смог убедиться в ее неподлинности только тогда, когда Вазари указал ему на частную отметку на холсте. [9]
Последней работой Андреа в Скальцо было « Рождество Крестителя» (1526 г.). В следующем году он завершил свою последнюю важную картину — « Тайную вечерю в Сан-Сальви» (ныне внутренний пригород Флоренции), в которой все персонажи кажутся портретами. [9] В настоящее время церковь является Музеем Сенаколо Андреа дель Сарто .
Ряд его картин считались автопортретами. Раньше считалось, что «Портрет молодого человека» в Национальной галерее в Лондоне — это автопортрет. [13] как и портрет Бекуччо Биккьерайо в Национальной галерее Шотландии , [14] но теперь известно, что оба они не автопортреты. есть автопортрет В замке Алнвик : молодой человек лет двадцати, положивший локоть на стол. Еще один юношеский портрет находится в галерее Уффици , а во дворце Питти их больше одного. [9]
Мадонна с гарпиями
[ редактировать ]Мадонна с гарпиями представляет собой изображение Богородицы с младенцем на постаменте в окружении двух святых (Бонавентуры или Франциска и Иоанна Богослова), а у ее ног - двух херувимов. Пьедестал украшен рельефом, изображающим женские фигуры, интерпретированные как гарпии , что и дало начало названию картины на английском языке. Первоначально завершенный в 1517 году для монастыря Сан-Франческо деи Макчи, алтарь сейчас находится в Уффици. В Италии, захлестнувшей цунами Мадонн, было бы легко не заметить эту работу; однако эта часто копируемая схема также позволяет сравнивать его стиль со стилем его современников. Фигуры обладают аурой Леонардо да Винчи, а устойчивая пирамида их композиции обеспечивает единую структуру. В некотором смысле его строгая приверженность более классична, чем у Леонардо да Винчи, но в меньшей степени, чем у фра Бартоломео в изображениях Святого Семейства.
Личная жизнь
[ редактировать ]Андреа женился на Лукреции (дель Феде), вдове шляпника по имени Карло из Реканати , 26 декабря 1512 года. Лукреция появляется на многих его картинах, часто в образе Мадонны . Джорджо Вазари (1511–1574) описывает ее как «неверную, ревнивую и злобную по отношению к ученикам». [10] Подобным же образом она охарактеризована и в Роберта Браунинга стихотворении .
Андреа умер во Флоренции в возрасте 44 лет во время вспышки бубонной чумы в конце сентября 1530 года. Он был бесцеремонно похоронен Мизерикордией в церкви сервитов. [15] В «Жизнеописаниях художников» Вазари утверждал, что Андреа вообще не получал внимания от своей жены во время своей неизлечимой болезни. [10] Однако в то время было хорошо известно, что чума очень заразна, поэтому предполагалось, что Лукреция могла бояться заразиться опасной и часто смертельной болезнью. Если это правда, то это вполне обоснованное предостережение было вознаграждено: она пережила мужа на 40 лет. [16]
Критическая оценка и наследие
[ редактировать ]Говорят, что Микеланджело очень высоко ценил таланты Андреа и в 1524 году привел тринадцатилетнего Вазари в студию Андреа. [9] Из тех, кто первоначально следовал стилю Андреа во Флоренции, наиболее известными были Якопо Понтормо , а также Россо Фиорентино , Франческо Сальвиати и Якопино дель Конте . Среди других менее известных помощников и учеников Бернардо дель Буда, Ламберто Ломбарди, Наннучо Фиорентино и Андреа Скваццелла. [17] Вазари, однако, весьма критично относился к своему учителю, утверждая, что, хотя он и обладал всеми предпосылками великого художника, ему недоставало честолюбия и божественного огня вдохновения, оживлявшего произведения его наиболее знаменитых современников: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
состоялась премьера пьесы «Андре дель Сарто» Альфреда де Мюссе 21 ноября 1848 года в Париже .
В 1968 году опера «Андреа дель Сарто» французского композитора Жан-Ива Даниэля-Лесура по пьесе Альфреда де Мюссе 1848 года была поставлена .
Частичная антология произведений
[ редактировать ]- Святое Семейство со святым мучеником Петром (1507–1508, Пинакотека Бари )
- Noli me tangere ( ок. 1510 , Museo del Cenacolo di Andrea del Sarto, Флоренция)
- Богородица с младенцем, Елизаветой и Иоанном Крестителем ( ок. 1513 , Национальная галерея , Лондон)
- Портрет жены художника (1513–1514, Музей Прадо , Мадрид)
- Рождество Богородицы (1513–1514, Сантиссима Аннунциата, Флоренция )
- Мадонна с гарпиями (Мадонна с младенцем, со святым Франциском, Иоанном Богословом и двумя ангелами) (1517, картина в церкви Сан Франческо, ныне в Уффици , Флоренция)
- Портрет молодого человека (1517–18, Национальная галерея, Лондон)
- Благотворительность (1518, Лувр , Париж)
- Юлий Цезарь получает дань ( ок. 1520 , фреска в Поджо-а-Кайано ; завершен Алессандро Аллори )
- Богородица в окружении святых ( Дворец Питти , Флоренция) [18]
- Мадонна на лестнице ( ок. 1522–1523 , Музей Прадо, Мадрид)
- Успение Панчатичи ( ок. 1522–1523 , Палатинская галерея, дворец Питти, Флоренция)
- Пьета (1523–1524, Палатинская галерея, дворец Питти, Флоренция)
- Успение Пассерини (1526, Палатинская галерея, дворец Питти, Флоренция)
- Тайная вечеря (1511–1527, Музей Сенаколо Андреа дель Сарто, Флоренция)
- Спор о Троице ( ок. 1528 , алтарь для церкви Сан-Галло , ныне находится в Уффици, Флоренция)
- Алтарь Гамбасси ( ок. 1528 , Палатинская галерея, дворец Питти, Флоренция)
- Святое семейство Барберини ( ок. 1528 , Национальная галерея античного искусства , Палаццо Барберини, Рим)
- Святой Иаков с двумя детьми ( ок. 1528–1529 , Уффици, Флоренция)
- Полиптих Валломброзы ( ок. 1528–1529 , Уффици, Флоренция)
- Святое Семейство с Иоанном Крестителем ( ок. 1529 , Эрмитаж , Санкт-Петербург)
- Святое семейство Боргерини ( ок. 1529 , Метрополитен-музей , Нью-Йорк)
- Святое семейство Медичи ( ок. 1529 , Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция)
- Мадонна во славе с четырьмя святыми (1530, Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Норвич, Джон Джулиус (1990). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия искусств . США: Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN 978-0198691372 .
- ^ Неси, Алессандро. «Сир Спилло: брат Андреа дель Сарто» . Манера . 2016 : 2 – через Академию.
- ^ Jump up to: а б с Ширман, Джон (1965). Андреа дель Сарто . Оксфорд.
- ^ Jump up to: а б Россетти 1911 , с. 969.
- ^ «Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Мега.ит» . мега.ит. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ [1] Архивировано 4 февраля 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ «Сравните это с лечением Кватроченто Гирландайо» . Wga.hu. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Россетти 1911 , с. 970.
- ^ Jump up to: а б с Вазари, Джорджо. Жизнь художников. Издательство Оксфордского университета, США; Переиздание (15 декабря 2008 г.). ISBN 0-19-953719-4
- ^ «Стоунхилл» . Faculty.stonehill.edu. Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 г. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ↑ Библиотека Университета Торонто. Архивировано 4 января 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ «Сайт Национальной галереи» . Nationalgallery.org.uk . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ↑ Веб-сайт Национальной галереи Шотландии. Архивировано 20 июня 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ О'Брайен, Алана. «Андреа дель Сарто и Компания делло Скальцо» . Объявления Института истории искусств во Флоренции . XLVIII (2004): 258–267, 262 – через JSTOR ACADEMIA.
- ^ Коул, пальцы Томаса Б. Андреа дель Сарто. Журнал Американской медицинской ассоциации , 25 августа 2010 г., Vol. 304, № 8, с. 833.
- ^ Дж. Р. Гоббс, с. 258-9.
- ^ «Добро пожаловать в» . Nelepets.com . Проверено 24 сентября 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Андреа дель Сарто В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 969–971. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Фридберг, Сидней Дж. (1993). Пеликан История искусства (ред.). Живопись в Италии, 1500-1600 гг . стр. 90–95 Penguin Books Ltd.
- Гоббс, Джеймс Р. (1849). Руководство коллекционера картин; Словарь художников . Лондон: Т. и В. Бун.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Андреа дель Сарто в «Истории искусства». Архивировано 26 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- Браунинг «Андреа дель Сарто» (также известный как «Безупречный художник»)
- Католическая энциклопедия . 1913. .