Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
Автор | Джорджо Вазари |
---|---|
Оригинальное название | Жизнеописания самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов от Чимабуэ до наших дней. |
Переводчик | Элиза Фостер |
Язык | итальянский |
Предмет | Биографии художников |
Издатель | Торрентино (1550 г.), Джунти (1568 г.) |
Дата публикации | 1550 г., дополнено и исправлено в 1568 г. |
Место публикации | Герцогство Флоренция |
Опубликовано на английском языке | 1850 |
Страницы | 369 (1550), 686 (1568) |
ОКЛК | 458416630 |
709.22 | |
Класс ЛК | Н6922 В4924 |
Оригинальный текст | Жизнеописания самых выдающихся итальянских архитекторов, художников и скульпторов от Чимабуэ до наших дней в итальянском Wikisource. |
«Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов » ( итальянский : Le vite de' più eccellentipittori, scultori, e Architettori ), часто известные просто как «Жизни» ( итальянский : Le Vite ), представляют собой серию биографий художников, написанных Итальянский художник и архитектор 16-го века Джорджо Вазари , который считается «возможно, самым известным, и даже сегодня самым читаемым произведением древней художественной литературы», [1] «одни из самых влиятельных произведений итальянского Возрождения об искусстве», [2] и «первая важная книга по истории искусства ». [3]
Вазари опубликовал работу в двух изданиях с существенными различиями между ними; первое издание, двухтомное, 1550 года, а второе, трехтомное, 1568 года (именно его обычно переводят и на него ссылаются). Одним из важных изменений было повышенное внимание, уделяемое венецианскому искусству во втором издании, хотя Вазари все еще подвергался и с тех пор подвергался критике за чрезмерный акцент на искусстве его родной Флоренции .
Предыстория [ править ]
Желание составить трактат о современных художниках писатель Паоло Джовио выразил на вечеринке в доме кардинала Фарнезе , который попросил Вазари предоставить Джовио как можно больше соответствующей информации. Вместо этого Джовио передал проект Вазари. [4]
Будучи первым итальянским историком искусства, Вазари положил начало жанру энциклопедии художественных биографий, который продолжается и сегодня. Работа Вазари была впервые опубликована в 1550 году Лоренцо Торрентино во Флоренции . [5] и посвящен Козимо I Медичи, великому герцогу Тосканы . Он включал ценный трактат о технических методах, используемых в искусстве. Он был частично переписан и расширен в 1568 году и снабжен гравюрами на дереве портретов художников (некоторые предположительные).
Работа пользуется неизменным и печально известным благосклонностью флорентийцев и склонна приписывать им все новые достижения в искусстве эпохи Возрождения — например, изобретение гравюры . В частности, венецианское искусство , не говоря уже о других частях Европы, систематически игнорируется. [6] Между своим первым и вторым изданиями Вазари посетил Венецию, и во втором издании больше внимания было уделено венецианскому искусству (наконец, включая Тициана ), не достигая нейтральной точки зрения. Джон Саймондс заявил в 1899 году, что «очевидно, что Вазари часто писал небрежно, путая даты и места и не прилагая усилий, чтобы проверить истинность своих утверждений» (относительно жизни Вазари Никола Пизано ), признавая при этом, что: несмотря на эти недостатки, это один из основных источников информации о Ренессансе в Италии . [7]
Биографии Вазари перемежаются забавными сплетнями. Многие из его анекдотов имеют долю правды, хотя, скорее всего, являются выдумкой. Другие представляют собой общие вымыслы, такие как история о молодом Джотто , рисующем муху на поверхности картины Чимабуэ , которую старший мастер неоднократно пытался смахнуть, жанровая история, которая перекликается с анекдотами, рассказанными о греческом художнике Апеллесе . Он не искал в архивах точных дат, как это делают современные историки искусства, и, естественно, его биографии наиболее надежны для художников его собственного поколения и непосредственно предшествующего. Современная критика, со всеми новыми материалами, открытыми в результате исследований, исправила многие из его традиционных дат и атрибуций. Эту работу даже сегодня многие считают классической, хотя широко распространено мнение, что она должна быть дополнена современными научными исследованиями.
Вазари включает 42-страничный очерк своей биографии в конце своего Vite и добавляет дополнительные подробности о себе и своей семье в жизни Лаццаро Вазари и Франческо де Росси .
Влияние [ править ]
» Вазари «Жизнь была описана как «безусловно самый влиятельный текст в истории искусства эпохи Возрождения». [8] и «самое важное произведение биографии художников эпохи Возрождения». [1] Его влияние сосредоточено главным образом в трех областях: как пример для современных и более поздних биографов и историков искусства, как определяющий фактор во взглядах на эпоху Возрождения и роль Флоренции и Рима в нем, а также как главный источник информации о эпохе Возрождения. жизнь и творчество художников раннего Возрождения из Италии.
Vite был переведен на многие языки, включая голландский , английский , французский , , немецкий полностью или частично польский , русский и испанский .
Ранние переводы стали образцом для других [ править ]
The Vite послужил образцом для энциклопедий биографий художников. Различные переводчики 17 века становились биографами художников в своей стране происхождения, и их часто называли Вазари своей страны. Карел Ван Мандер был, вероятно, первым вазарианским автором со своей книгой «Живопись» ( Het Schilderboeck , 1604), которая включала не только первый голландский перевод Вазари, но и первый голландский перевод Овидия и сопровождалась списком появившихся итальянских художников. на сцене после Вазари и первый полный список биографий художников из Нидерландов . [1] Точно так же Иоахим фон Сандрарт , автор « Немецкой академии » (1675 г.), стал известен как «Немецкий Вазари», а Антонио Паломино, автор « Описания жизни и творчества самых выдающихся испанских художников, скульпторов и архитекторов» (1724 г.), стал известен как «Немецкий Вазари». «Испанский Вазари». [9] В Англии 1685 » Аглионби «Иллюстрированная живопись года также во многом была основана на работах Вазари. [1] Во Флоренции биографии художников были пересмотрены и реализованы в конце 17 века Филиппо Балдинуччи .
Вид на эпоху Возрождения [ править ]
Vite также важен как основа для дискуссий о развитии стиля. [10] Это долгое время влияло на взгляд историков искусства на Раннее Возрождение, уделяя слишком много внимания достижениям флорентийских и римских художников, игнорируя при этом достижения остальной Италии и, конечно же, художников из остальной Европы. [11]
Источник информации [ править ]
На протяжении веков это был самый важный источник информации об ) художниках раннего Возрождения итальянских (и особенно тосканских и атрибуции их картин. В 1899 году Джон Аддингтон Саймондс использовал Vite как один из основных источников для описания художников в своих семи книгах о Возрождении в Италии . [12] и в наши дни оно по-прежнему, несмотря на его очевидные предвзятости и недостатки, является основой биографий многих художников, таких как Леонардо да Винчи . [13]
Содержание издания 1568 года [ править ]
Vite . содержит биографии многих выдающихся итальянских художников, а также является своего рода классическим справочником по их именам, которые иногда используются по-разному Ниже приводится полный список художников, вышедший во втором (1568 г.) издании. В некоторых случаях в одном разделе приводились разные очень краткие биографии.
Тома и части [ править ]
Издание 1568 года вышло в трёх томах. Вазари разделил биографии на три части. Части I и II содержатся в первом томе. Часть III представлена в двух других томах.
-
Том. 1 (= части I и II)
-
Том. 1 (= части I и II),
вариант титульного листа -
Том. 2 (первый том части III)
-
Том. 3 (второй том части III)
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Основные имена = имена, упомянутые в исходных заголовках: несколько записей появляются дважды. Неправильный порядок и в других случаях. Проверить сложно, но возможно. Вторичные имена = имена, не упомянутые в исходных заголовках, указанные ниже после слова «с»: возможно, больше ошибок. Проверить чрезвычайно сложно, поскольку не предоставлен источник, в котором эти второстепенные имена перечислены так же, как показано ниже. ( Октябрь 2021 г. ) |
Том 1 [ править ]
Первый том начинается с обновленного посвящения Козимо I Медичи . [14] за которым последовал еще один Папе Пию V. [15] Том содержит указатель названий и упомянутых объектов. [16] затем список иллюстраций и, наконец, указатель мест и их построек, а также ссылки на отрывки, где они упоминаются в тексте. [17] Все эти указатели являются элементами, облегчающими использование книги, и до сих пор являются образцом для сегодняшних публикаций по истории искусства. Далее печатается почти 40-страничное письмо флорентийского историка Джованни Баттисты Адриани к Вазари по истории искусства. [18] Основная часть тома начинается с предисловия. [19] за которым следует введение в предысторию, материалы и методы архитектуры, скульптуры и живописи. [20] [21] Далее следует второе предисловие: [22] представляем настоящий «Vite».
Биографии, первая часть
- Чимабуэ [23]
- Арнольфо ди Лапо и Бонанно
- Никола и Джованни Пизано
- Андреа Го
- Гаддо Гадди
- Маргаритон
- Джотто и Пуччо Капанна
- Агостино и Аньоло
- Стефано и Уголино
- Пьетро Лоренцетти (Пьетро Лаурати)
- Андреа Пизано
- Хороший друг Буффальмакко
- Амброджо Лоренцетти (Амбруоджио Лаурати)
- Пьетро Каваллини
- Симоне Мартини с Липпо Мемми
- Таддео Гадди
- Андреа Орканья (Андреа Чионский)
- Томмазо Фиорентино (Джоттино)
- Джованни да Понте
- Аньоло Гадди с Ченнино Ченнини
- Берна Санезе (Барна да Сиена)
- Дуччио
- Антонио Венциано (Antonio Veneziano)
- Якопо ди Казентино
- Спинелло Аретино
- Герардо Старнина
- Липпо
- Лоренцо Монако
- Таддео Бартоли
- Лоренцо ди Биччи с Биччи ди Лоренцо и Нери ди Биччи
Биографии, вторая часть
- Якопо делла Кверсия
- Никколо Аретино (Никколо ди Пьеро Ламберти)
- Делло («Делло» Никколо Делли)
- Нанни ди Банко
- Лука делла Роббиа с Андреа и Джироламо делла Роббиа
- Паоло Уччелло
- Лоренцо Гиберти с Никколо, Пьеро Ламберти
- Масолино да Паникале
- Парри Спинелли
- Мазаччо
- Филиппо Брунеллески
- Донателло
- Микелоццо Микелоцци с Паньо работы Лапо Портиджани
- Антонио Филарете и Симона (Симона Гини)
- Джулиано да Майано
- Пьеро делла Франческа
- Фра Анджелико с Доменико ди Микелино и Аттаванте
- Леон Баттиста Альберти
- Лазаро Вазари
- Антонелло да Мессина
- Алессо Бальдовинетти
- Веллано из Падуи (Бартоломео Беллано)
- Фра Филиппо Липпи с Фра Диаманте и Якопо дель Селлайо
- Паоло Романо , Мино дель Реаме , Чименти Камича и Баччо Понтелли
- Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано
- Дорогой от Фабриано
- Витторе Пизанелло
- Песелло и Франческо Песеллино
- Беноццо Гоццоли с Мелоццо из Форли
- Франческо ди Джорджио и Веккьетта (Лоренцо ди Пьетро)
- Галассо Феррарезе с Косме Тура
- Антонио и Бернардо Росселлино
- Желание из Сеттиньяно
- Мино да Фьезоле
- Лоренцо Коста с Людовико Маццолино
- Эрколе Феррарезе
- Якопо , Джованни и Джентиле Беллини с Никколо Рондинелли и Бенедетто Кода
- Козимо Росселли
- Иль Чекка (Франческо д'Анджело)
- Дон Бартоломео Аббате ди Сан Клементе (Бартоломео делла Гатта) с Маттео Лапполи
- Герардо ди Джованни дель Фора
- Доменико Гирландайо с Бенедетто , Давидом Гирландайо и Бастиано Майнарди
- Антонио дель Поллайуоло и Пьеро дель Поллайуоло с Масо Финигуэрра
- Сандро Боттичелли
- Бенедетто да Майано
- Андреа дель Верроккьо с Бенедетто и Санти Бульони
- Андреа Мантенья
- Филиппино Липпи
- Бернардино Пинтуриккьо с Никколо Алунно и Джерино да Пистойя
- Франческо Франсия с Карадоссо
- Пьетро Перуджино с Рокко Дзоппо , Франческо Баккьякка , Эусебио да Сан Джорджо и Андреа Алоиджи (L'Ingegno)
- Витторе Скарпачча со Стефано да Вероной , Якопо Аванци , Альтикьеро , Якобелло дель Фьоре , Гуариенто ди Арпо , Джусто де Менабуой , Винченцо Фоппа , Винченцо Катена , Чима да Конельяно , Марко Басаити , Бартоломео Виварини , Джованни ди Никколо Мансуэти , Витторе Беллиниано Бартоломео Монтанья , Бенедетто Рускони , Джованни Буонконсильо , Симоне Бьянко , Туллио Ломбардо , Винченцо Чиверкьо , Джироламо Романи , Алессандро Бонвичино (иль Моретто) , Франческо Бонсиньори , Джованни Франческо Карото и Франческо Торбидо (иль Моро)
- Якопо, известный как Индиго (Якопо Торни)
- Лука Синьорелли с Томмазо Бернабеи (Папачелло)
Том 2 [ править ]
Биографии, третья часть
- Леонардо да Винчи
- Джорджоне да Кастельфранко
- Антонио да Корреджо
- Пьеро ди Козимо
- Донато Браманте (Браманте да Урбино)
- Фра Бартоломео Ди Сан Марко
- Мариотто Альбертинелли
- Рафаэллино дель Гарбо
- Пьетро Торриджано ( Торриджано )
- Джулиано да Сангалло
- Антонио да Сангалло
- Рафаэль
- Вильгельм Марсильлат
- Симоне дель Поллайоло ( Иль Кронака )
- Давиде Гирландайо и Бенедетто Гирландайо
- Доменико Пулиго
- Андреа да Фьезоле
- Винченцо да Сан-Джиминьяно и Тимотео да Урбино
- Андреа Сансовино ( Андреа из Монте-Сансовино )
- Бенедетто да Ровеццано
- Баччо да Монтелупо и Рафаэлло да Монтелупо (отец и сын)
- Лоренцо ди Креди
- Боккаччо Боккаччино ( Кремонский бокаччино )
- Лоренцо
- Бальдассаре Перуцци
- Паломник из Модены (Пеллегрино Аретузи)
- Джован Франческо , также известный как Иль Фатторе
- Андреа дель Сарто
- Properzia de' Rossi с сестрой Плаутиллой Нелли , Лукрецией Кистелли и Софонисбой Ангуиссолой (единственными женщинами, фигурирующими в «Жизнеописаниях» )
- Альфонсо Ломбарди
- Микеле Аньоло (Джованни Анджело Монторсоли)
- Джироламо Сантакроче
- Доссо Досси и Баттиста Досси (братья Досси)
- Джованни Антонио Лицино
- Флорентийский красный
- Джованни Антонио Сольяни
- Иероним Тревизо ( Джироламо да Тревиги )
- Полидоро да Караваджо и Матурино да Фиренце ( Maturino Fiorentino )
- Бартоломео Раменги ( Бартоломео да Баньякавалло )
- Марко Калабрезе
- Мертвый из войлока
- Франчабиджо
- Франческо Маццола (Пармиджанино)
- Якопо Пальма (Иль Пальма)
- Лоренцо Лотто
- Фра Джокондо
- Франческо Граначчи
- Баччо д'Аньоло
- Валерио Вичентино (Валерио Белли), Джованни да Кастель Болоньезе (Джованни Бернарди) и Маттео даль Насаро Веронезе
- Маркантонио Болоньезе
- Антонио да Сангалло
- Джулио Романо
- Себастьяно дель Пьомбо (Себастьяно Ваттивано)
- Перино Дель Вага
Том 3 [ править ]
Биографии, третья часть (продолжение)
- Доменико Беккафуми
- Джованн Антонио Лапполи
- Никколо Соджи
- Никколо, известный как Триболо
- Пьерино да Винчи
- Баччо Бандинелли
- Джулиано Буджардини
- Кристофано Герарди
- Якопо да Понтормо
- Симона Моска
- Джироламо Дженга , Бартоломео Дженга и Джованбатиста Сан-Марино (Джованни Баттиста Беллуцци)
- Микеле Санмикели с Паоло Веронезе (Паулино) и Паоло Фаринати
- Джованнантонио, известный как Соддома да Верцелли
- Бастиан, известный как Аристотель Сан-Галло.
- Бенедетто Гарофало и Джироламо да Карпи с Брамантино и Бернардино Гатти (иль Сояро)
- Ридольфо Гирландайо , Давиде Гирландайо и Бенедетто Гирландайо
- Джон Удине
- Баттиста Франко с Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне
- Франческо Рустичи
- Фра Джованн Аньоло Монторсоли
- Франческо, известный как де'Сальвиати, с Джузеппе Порта
- Даниэлло Риччарелли из Вольтерры
- Таддео Цуккеро с Федерико Цуккари
- Микеланджело Буонарроти (Микеланджело) с Тиберио Кальканьи и Марчелло Венусти
- Франческо Приматиччо с Джованни Баттиста Раменги (Баньакавалло-младший), Просперо Фонтана , Никколо дель Аббате , Доменико дель Барбьери , Лоренцо Сабатини , Пеллегрино Тибальди , Лука Лонги , Ливио Агрести , Марко Маркетти , Джованни Босколи и Бартоломео Пассаротти
- Тициано да Кадоре (Тициан) с Якопо Бассано , Джованни Марией Вердизотти , Яном ван Калькаром (Джованни Фламандский) и Пэрис Бордон
- Якопо Сансовино с Андреа Палладио , Алессандро Витторией , Бартоломео Амманнати и Данезе Каттанео
- Лион Аретино (Леоне Леони) с Гульельмо Делла Порта и Галеаццо Алесси
- Джулио Кловио , иллюстратор рукописей
- Различные итальянские художники: Джироламо Сичоланте да Сермонета , Марчелло Венусти , Якопино дель Конте , Доно Дони , Чезаре Неббиа и Никколо Чирсиньяни, известный как Помаранчо.
- Бронзино
- Джорджо Вазари
Издания [ править ]
вышло множество изданий и переводов «Жизнеописаний» За прошедшие годы . Многие из них были сокращены из-за большой длины оригинала.
Первый англоязычный перевод Элизы Фостер (как «миссис Джонатан Фостер») был опубликован Генри Джорджем Боном в 1850–1851 годах с тщательными и обильными аннотациями. По словам профессора Патриции Рубин из Нью-Йоркского университета , «ее перевод Вазари принес «Жизнеописания» впервые широкой англоязычной читательской аудитории. Его вполне реальная ценность в этом смысле доказывается тем фактом, что он оставался в печати и пользовался спросом. протяжении девятнадцатого века». [24]
Самый последний новый английский перевод выполнен Питером и Джулией Конэуэй Бонданеллами и опубликован в серии Oxford World's Classics в 1991 году. [25]
Версии онлайн [ править ]
итальянский
- Издание 1550 г. Прогетто Мануция (PDF)
- Издание 1550 года. Отрывки из переиздания 1768 года.
- Издание 1568 г., Том. 1 в Интернет-архиве (биографии от Чимабуэ до Синьорелли)
- Издание 1568 г., Том. 2 в Интернет-архиве (биографии от Леонардо до Перино дель Вага)
- Издание 1568 г., Том. 3 в Интернет-архиве (биографии от Беккафуми до Вазари)
Английский
- Веб-сайт Джорджио Вазари «Жизни художников», созданный Адриенн ДеАнджелис. В настоящее время неполный, предполагается, что он будет полным
- Рассказы итальянских художников из Вазари в переводе Э. Л. Сили, 1908 г., в сокращении
См. также [ править ]
- Яйцо Колумба ( в «Жизнях» есть история, похожая на историю яйца Колумба)
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Макс Мармор, Kunstliteratur , перевод Эрнста Гомбриха , в Art Documentation Vol 11 # 1, 1992 г.
- ^ «Веб-сайт Университета Лидса» . Webprod1.leeds.ac.uk . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Мюррей, П. и Л. Мюррей. (1963) Искусство Возрождения . Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), с. 8. ISBN 978-0-500-20008-7
- ^ Салми, Марио ; Бехеруччи, Луиза; Маработтини, Алессандро; Темпести, Анна Форлани; Марчини, Джузеппе; Бекатти, Джованни ; Кастаньоли, Фердинандо ; Гольцио, Винченцо (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 607.
- ^ «Кристофер Уиткомб, история искусства и технологии» . Witcombe.sbc.edu . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Такума Ито, Исследования западного искусства № 12, июль 2007 г.» . Sangensha.co.jp . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Джон Аддингтон Саймондс, Возрождение в Италии, 1899, Том 3, Часть 2» . Fullbooks.com . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ↑ Профессор Хоуп, Институт Варбурга, краткий обзор курса, 2007 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Мёрер, Сюзанна (2006). « In Verlegung des Autoris»: Иоахим фон Сандрарт и книжный рынок семнадцатого века». Библиотека: Труды Библиографического общества . 7 (4): 419–449. Проект МУЗА 209221 .
- ↑ Элинор Рихтер, обзор исследования стиля Филипа Сома в теории искусства. Архивировано 5 июля 2007 года в Wayback Machine : «Vite Джорджо Вазари, первое издание которого было опубликовано в 1550 году, обеспечивает основу для любого обсуждения развития стиля. "
- ^ Леоне, Стефани С. (2007). «Эмилия и Марке в эпоху Возрождения: визуальная идентичность «периферии» (обзор)». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 60 (1): 171–172. дои : 10.1353/ren.2007.0077 . S2CID 191928900 . Проект МУЗА 212663 .
традиционное определение искусства Возрождения как гуманистических новаций флорентийских и римских художников, начало которым положило «Вите» Джорджо Вазари (1550, 1568).
- ^ «Полный текст Джона Саймондса «Возрождение в Италии» » . 13 марта 2004 года . Проверено 5 февраля 2014 г. - через Project Gutenberg.
- ^ «Бернар Баррит, Жизнь Леонардо да Винчи, Бюллетень библиотеки Рочестерского университета (1984)» . Lib.rochester.edu . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Allo illvstris ecc синьор Козимо Медичи, Dvca di Fiorenza £ Siena , страницы 5–9 в оцифрованном оригинальном издании 1568 года на Archive.org . Оригинальное посвящение 1550 г. здесь снова перепечатано на стр. 10-13. (Все следующие ссылки из этого источника показаны в полноэкранном режиме.)
- ^ Пий Папа Квинт , с. 14.
- ^ Обширный указатель наиболее примечательных вещей (Della prima и Seconda parte, т.е. первого тома , стр. 20–37. На предыдущей странице показан автопортрет Вазари под гербом Медичи и над миниатюрной ведутой Флоренции. .
- ^ Тавола де Львиги, где находятся описанные произведения (В первой и второй части) , стр. 43-58.
- ↑ Письмо М. Джовамбатисты М. Марчелло Адриани М. Джорджо Вазари , стр. 60-99
- ^ Предисловие ко всему произведению , стр. 1(00)-8.
- ^ Введение в три искусства рисования, то есть архитектуру, живопись и скульптуру , стр. 10-65.
- ^ Вазари, Джорджо. (1907) Вазари о технике: введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предшествующее жизнеописаниям самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Дж. Болдуин Браун Эд. Луиза С. Маклехоз Trans. Лондон: Дент.
- ^ Предисловие к «Жизням» , стр. 10-81.
- ^ Le Vite начинаются со стр. 82. Все последующие биографии в оцифрованном издании 1568 года можно найти с помощью функции поиска или указателей в начале книги (см. также выше).
- ^ Патрисия Рубин , «Элиза Фостер (даты неизвестны)», Междисциплинарные исследования в долгом девятнадцатом веке, 2019 (28). дои: https://doi.org/10.16995/ntn.864
- ^ Вазари, Г. Жизнь художников . Переведено с введением и примечаниями Джей Си и Питера Бонданеллы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (Oxford World's Classics), 1991. ISBN 9780199537198
Источники [ править ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вазари, Джорджо ». энциклопедия Британская Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 925–926. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с Вазари — жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов на Викискладе?
- В итальянском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов (1568 г.).
- Бесплатный английский перевод работы, разделенной на десять электронных книг в Project Gutenberg.
- Оригинальная итальянская версия 1568 года на archive.org.
- Петри Люкконен. «Джорджо Вазари» . Книги и писатели .
- Выдержки из Вите в сочетании с фотографиями работ, упомянутых Вазари.
- Основные художники, упомянутые Вазари в его « Жизнеописаниях» (список)
- Аудиокнига из общественного достояния «Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» на LibriVox