Карел ван Мандер
Карел ван Мандер | |
---|---|
Рожденный | Май 1548 г. |
Умер | 2 сентября 1606 г. | ( 58 лет
Образование | Лукас де Хир и Питер Влерик |
Известный | Живопись , поэзия , писательство |
Заметная работа | Шильдер-Бек (1604 г.), несколько картин |
Движение | маньеризм |
Покровитель(и) | Харлема Городской совет |
Карел ван Мандер (I) или Карел ван Мандер I [1] [2] (май 1548 — 2 сентября 1606) был фламандским художником , драматургом , поэтом , историком искусства и теоретиком искусства , обосновавшимся в Голландской республике во второй половине своей жизни. Его главным образом помнят как биографа ранних нидерландских художников и художников Северного Возрождения в его «Шильдер-бюке» . Как художник и теоретик искусства он сыграл значительную роль в распространении и развитии северного маньеризма в Голландской республике. [3]
Жизнь
[ редактировать ]Большая часть информации о жизни Карела ван Мандера основана на кратком и анонимном биографическом очерке, включенном в посмертное второе издание «Шильдербоека», опубликованное в 1618 году Якобом Питерсом Вахтером. Неизвестно, кто написал этот биографический очерк под названием t Geslacht, de geboort, plaets, tydt, leven, ende wercken van Karel van Mander, schilder, en poeet, mitsgaders zyn overlyden, ende begraeffenis (Происхождение, рождение, место, время, жизнь и творчество Карела ван Мандера, художника и поэта, включая его смерть и захоронение). Были предложены различные кандидаты, включая его брата Адама ван Мандера и писателя Гербранда Адриенса. Бредеро . Совсем недавно утверждалось, что его сын Карел ван Мандер Младший автором биографии был . Он полагался бы на биографические сведения, написанные самим Карелом ван Мандером, а также на свои воспоминания и заметки. Информация в биографическом очерке не совсем достоверна, но до сих пор считается лучшим источником информации о жизни ван Мандера. [4]
Ван Мандер родился в дворянской семье в Меулебеке , в графстве Фландрия . Он учился у Лукаса де Хере в Генте . Де Хир был разносторонним художником: живописцем, акварелистом, гравюрой, биографом, драматургом, поэтом и писателем. В период 1568-1569 годов ван Мандер учился у художника Питера Влерика в Кортрейке . Следующие пять лет он был занят не столько живописью, сколько написанием религиозных пьес, для которых он также писал декорации. Своими театральными постановками он заработал себе хорошую репутацию во Фландрии. [4]
В 1573 году он отправился в Рим в компании молодых дворян. Он пробыл в Риме более трех лет. Там он занимался живописью и познакомился с меценатством. Для итальянского графа Микеланджело Спада он выполнил несколько фресок со сценами парижской кровной свадьбы 1572 года в Палаццо Спада в Терни . Он также получил заказы на фрески с пейзажами от нескольких кардиналов. Он учился и овладел живописью гротесков во время своей римской резиденции. [4]
В его биографическом очерке ван Мандер упоминается как первооткрыватель «пещер» в Риме. Это может быть ссылкой на римские катакомбы, хотя точное значение ссылки неясно. В Риме он, возможно, также познакомился с другим фламандским художником Бартоломеусом Шпрангером , который в 1575 году покинул Рим и перебрался в Вену , чтобы поступить на службу императору. На обратном пути он проезжал через Вену, где вместе со Шпрангером и скульптором Гансом Монтом изготовил триумфальную арку для королевского въезда императора Рудольфа II . [4]
Ван Мандер вернулся в свой родной Меулебеке в 1578 году, где работал художником и писателем. Он женился на 18-летней местной девушке, от которой у него родился сын. В 1580 году он уехал в Кортрейк из-за религиозных проблем, вызванных католическими фанатиками в Меулебеке. [4] Карел ван Мандер в какой-то момент стал меннонитом и поэтому стал возможной мишенью этих фанатиков. [5] В Кортрейке он получил заказ на алтарный образ. В Кортрейке родился еще один сын. Он уехал из Кортрейка в Брюгге в 1582 году из-за вспышки чумы и по другим причинам. В Брюгге он работал с художником Паулем Вейтсом. Из-за угрозы религиозных беспорядков и чумы Карел бежал со своей семьей и тещей на корабле в Голландскую республику , где в 1583 году поселился в Харлеме в провинции Голландия .
Здесь он в течение 20 лет работал по заказу отцов города Харлема по инвентаризации «их» коллекции произведений искусства. Город Харлем конфисковал все католическое религиозное искусство после того, как в 1578 году было отменено соглашение satisfactie van Haarlem , которое давало католикам равные права с протестантами. Ван Мандер использовал свою работу в комиссии в своем «Шильдер-бюке». Находясь в Харлеме, он продолжал рисовать, концентрируя свою энергию на своем любимом жанре: исторических аллегориях. В 1603 году он арендовал укрепленное поместье («het Huis te Zevenbergen»), позже переименованное в Кастел Маркетт в Хемскерк, чтобы корректировать свою книгу, опубликованную в 1604 году. Он умер вскоре после того, как она была опубликована в Амстердаме, в возрасте 58 лет.
Харлемские маньеристы
[ редактировать ]был основателем Карел ван Мандер вместе с Хубертусом Гольциусом и Корнелисом ван Харлемом «академии для обучения после жизни». Не совсем ясно, чем занималась эта академия, но предполагается, что это была неформальная дискуссионная группа, которая, возможно, организовывала уроки рисования с моделями жизни. Также утверждалось, что характер академии был скорее литературным. [4]
Он оказал важное влияние на искусство Голландской республики, когда в 1585 году показал своему другу Хендрику Гольциусу рисунки Бартоломеуса Шпрангера. Шпрангер был тогда ведущим художником северного маньеризма и жил в Праге как придворный художник императора Рудольфа II. Эти рисунки оказали стимулирующее воздействие на Гольциуса, на стиль которого они повлияли. Гольциус сделал гравюры с рисунками, которые сыграли важную роль в распространении стиля маньеризма. Ван Мандер, Гольциус и Корнелис ван Харлем стали известны как «гарлемские маньеристы», и к движению присоединились художники из других городов. Их изобразительный язык отличался сильным пониманием стиля и культивированной элегантностью. Они стремились к искусной изобретательности, а не к натурализму. Они также предпочитали изображать преувеличенно мускулистых мускулистых мужчин, жестокую драму, дикую фантазию и повышенное богатство деталей. Распространение гравюр Гольциуса шло рука об руку с новой для XVI века практикой теоретизирования искусства, в которой важную роль сыграл Карел ван Мандер. [6]
Он принимал у себя дома начинающих художников на вечера совместного рисования и изучения классической мифологии. После иконоборчества кальвинистов . религиозные темы вышли из моды и стала популярной мифология Однако немногие художники могли позволить себе поездку в Италию, подобную той, которую предпринял ван Мандер. Его целью было обучить молодых художников правильным художественным приемам. Он был твердым сторонником иерархии жанров . Он был твердо убежден, что только путем правильного изучения существующих произведений можно реализовать правдивые исторические аллегории.
Его собственные работы включали маньеристские мифологические сюжеты, а также портреты и жанровые картины под влиянием Питера Брейгеля Старшего , такие как Кермис в Эрмитаже . Сохранилось сравнительно немного его картин.
Сочинения
[ редактировать ]Как писатель ван Мандер работал в разных жанрах: драматургия, поэзия, песни, биография и теория искусства. Он также переводил классическую литературу. Его литературное творчество отражает две стороны его интеллектуальных и духовных интересов: гуманизм Возрождения и религиозные убеждения набожного меннонита. [7] Его ранними произведениями были библейские пьесы, которые он написал еще во Фландрии. Они не сохранились.
Его первые духовные сочинения содержатся в De Gulden Harpe , опубликованном в 1597 году. Этот сборник стихов представляет собой довольно многословное стихосложение библейских историй, призванное научить читателей библейским словам. Его стиль развился под влиянием его перевода (с французского) классической литературы, такой как « Илиада» и, в частности, « Буколика в Георгике Вергилия » . Он отказался от тяжеловесного стиля риторов в пользу косяков Вергилия в своей связке духовных песен, опубликованной в 1613 году после его смерти под названием Bethlehem dat is het Broodhuys . [8]
Шильдер-Бек
[ редактировать ]Книга Карела ван Мандера «Шильдер-бёк» , написанная в 17 веке на голландском языке и опубликованная в Харлеме в 1604 году Пасшером ван Весбушем, описывает жизнь и творчество более чем 250 художников, как исторических, так и современных, и объясняет теорию современного искусства для начинающих художников. Во время своих путешествий и пребывания в Италии ван Мандер читал и находился под влиянием Джорджо Вазари знаменитых биографических рассказов о художниках в его книге «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , которую часто называют « Vite» . Он был опубликован в 1550 году и переиздан в 1568 году с гравюрами на дереве, и эту версию, вероятно, изучал ван Мандер. Он приступил к переводу этой работы на голландский язык, и именно во время этого проекта ему было предложено провести инвентаризацию коллекции произведений искусства Харлема, в результате чего были созданы главы его книги о ранних нидерландских художниках. В обеих книгах жития художников рассказаны в стандартной манере католических святых «Vita di…», восхваляя добродетели художников один за другим в нескольких главах. В книге ван Мандера многие статьи об итальянских художниках были просто переведены или адаптированы с итальянского языка. Вите , но биографические подробности ранних нидерландских художников и, в частности, художников Харлема, уникальны и собраны во время комиссии ван Мандера.
Книга Карела ван Мандера также содержит интерпретацию историй из Овидия » «Метаморфоз . Это было задумано как помощь художникам, которые хотели рисовать мифологические темы, а не религиозные . Символизм был очень важен в живописи того времени, и использование персонажей Овидия в сочетании с правильным использованием художественной символики позволило художнику рассказать конкретную историю. Последняя глава Шильдера-Бека описывает значение животных и других фигур.
Наследие
[ редактировать ]Ван Мандер был мастером Франса Хальса . Франс Хальс, похоже, не разделял точку зрения ван Мандера о том, что историческая живопись занимает высшую позицию в иерархии жанров, поскольку Франс Хальс создавал почти исключительно портретные картины.
Шильдер -Бек познакомил голландских художников с итальянским искусством и призвал их путешествовать, если не следовать инструкциям книги по методам итальянской живописи. Помимо сына Карела ван Мандера Младшего и Франса Хальса, его зарегистрированными учениками были Корнелис Энгельс , Эверард Кринц ван дер Маес , Якобус Мартенс (художник-пейзажист и отец художника Яна Марцена де Йонге ), Якоб Марцен (художник-жанр), Якоб ван Мюшер , Хендрик Герритц Пот и Франсуа Венант . [2]
Ван Мандер оказал дальнейшее влияние на художественную письменность семнадцатого и восемнадцатого веков. Корнелис де Би ( «Кабинет Гульдена» , 1662 г.), Иоахим фон Сандрарт ( «Немецкая академия» , 1675 г.), Филиппо Бальдинуччи ( «Notizie de' Professori» , 1681 г.) и Арнольд Хубракен ( «Шоубург» , 1720 г.) — одни из первых биографов, использовавших материалы из его Шильдер-Бека за биографические очерки нидерландских художников. Его книга до сих пор является наиболее цитируемым первоисточником в биографических отчетах о жизни многих художников, которых он включал. Наибольший интерес для историков искусства представляет его критика творчества этих художников, особенно когда он описывает местонахождение и владельца картин, становясь таким образом ценным источником провенанса произведений искусства . Шильдербёк ) , является частью Базовой библиотеки dbnl которая содержит 1000 наиболее важных ( Канона голландской литературы произведений голландской литературы от средневековья до наших дней. [9]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Литературные произведения
[ редактировать ]- Арфа, или игра на оленьих струнах (?)
- Гердер делает минет (?)
- Эта высокая песня Соломона, без других gheestelyckekenen (1595)
- Буколика и Георгика, то есть Оссен-сталь и Ландт-верк (1597 г.)
- Арфа, или игра на оленьих струнах (1599 г.)
- Церковь Добродетели (1600 г.)
- Библейская песня Иеффая. В мудром (1600)
- История-Песнь Древнего Товия. О мудрой Венере любящих богинь (1600)
- Пастух делает минет (1603)
- Книга художника (1604 г.)
- Олифберг, или Поэма последнего дня (1609 г.)
- Недердуйтский Геликон (1610 г.)
- De eerste XII boecken vande Iliads (1611)
- Вифлеем, то есть Broodhuys (1613 г.)
- Золотая арфа, содержащая все духовные песни (1613 г.)
- Вифлеем, то есть Broodhuys (1627 г.)
- Золотая арфа, содержащая все песни, написанные по этому случаю КВМ и в различных Бекенах (1627 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альтернативные варианты написания имени: Карел ван Мандере, Карел Ван Мандер и Карел Ван Мандер.
- ^ Jump up to: а б Карел ван Мандер из Нидерландского института истории искусств
- ^ Живопись Золотого века Голландии - Профиль семнадцатого века, Национальная художественная галерея, 2007, с. 119
- ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Герман, «Жизнь Карела ван Мандера». Жизнь художника или биография писателя?» , Семнадцатый век 9 (1993), вып. 2, с. 117–136
- ^ Дэвид А. Шэнк, «Меннонитские корни Карела Ван Мандера во Фландрии», Mennonite Quarterly Review, Vol. 79, № 2
- ↑ Искусный образ: харлемские маньеристы 1580–1600 гг. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine на Codart.
- ^ Карел ван Мандер в: Марийке Шпис, Тон ван Стрен и Хенк Дьютс, «Риторики и поэты Амстердамского университета, исследования поэзии и поэтики эпохи Возрождения», 1999, стр. 93–97
- ^ Карел ван Мандер в: К. тер Лаан, «Литературный словарь Севера и Юга», Uitgeversmaatschappij ГБ ван Гоора Зонена, Гаага / Джакарта, 1952 (второе издание), стр. 329–330
- ^ Веб-сайт Базовой библиотеки dbnl, раздел, посвященный Золотому веку (на голландском языке)
- ^ Коллекция музея Бойманса Ван Бёнингена
- ^ Коллекция Рейксмузеум
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уолтер С. Мелион, Формирование нидерландского канона: Шильдер-Бек Карела Ван Мандера , University of Chicago Press, 1991
- Хессель Мидема, «Жизнеописания выдающихся нидерландских и немецких художников», из первого издания «Шильдербоека» (1603–1604), которым предшествуют происхождение, обстоятельства и место рождения, жизнь и ..., из второго издания «Шильдер-Бека» (1603–1604). Шильдер-Бек (1616–1618) , Зост: Давако, 1994–1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Карелом ван Мандером (I), на Викискладе?
- Шильдербёк DBNL в Цифровой библиотеке голландской литературы ( ) , «Цифровая библиотека голландской литературы»
- 1548 рождений
- 1606 смертей
- Фламандские художники-маньеристы
- Фламандские художники-историки
- фламандские писатели
- фламандские поэты
- Драматурги и драматурги Священной Римской империи.
- Писатели из Габсбургских Нидерландов
- Поэты Габсбургских Нидерландов
- Фламандские драматурги и драматурги
- голландские искусствоведы
- Голландские биографы
- Биографы-мужчины
- Голландские писатели-мужчины
- Голландские историки искусства
- Голландские художники-маньеристы
- Голландские художники-мужчины
- Похороны в Ауде Керк, Амстердам.
- Люди из Меулебеке
- Авторы-художники
- Ученые голландского искусства
- Ученые нидерландского искусства
- Голландские художники Золотого века