Jump to content

Карел ван Мандер

(Перенаправлено от Карела Ван Мандера )

Карел ван Мандер
Портрет ван Мандера из его книги
Рожденный Май 1548 г.
Умер 2 сентября 1606 г. ) ( 1606-09-02 ) ( 58 лет
Образование Лукас де Хир и Питер Влерик
Известный Живопись , поэзия , писательство
Заметная работа Шильдер-Бек (1604 г.), несколько картин
Движение маньеризм
Покровитель(и) Харлема Городской совет

Карел ван Мандер (I) или Карел ван Мандер I [1] [2] (май 1548 — 2 сентября 1606) был фламандским художником , драматургом , поэтом , историком искусства и теоретиком искусства , обосновавшимся в Голландской республике во второй половине своей жизни. Его главным образом помнят как биографа ранних нидерландских художников и художников Северного Возрождения в его «Шильдер-бюке» . Как художник и теоретик искусства он сыграл значительную роль в распространении и развитии северного маньеризма в Голландской республике. [3]

Большая часть информации о жизни Карела ван Мандера основана на кратком и анонимном биографическом очерке, включенном в посмертное второе издание «Шильдербоека», опубликованное в 1618 году Якобом Питерсом Вахтером. Неизвестно, кто написал этот биографический очерк под названием t Geslacht, de geboort, plaets, tydt, leven, ende wercken van Karel van Mander, schilder, en poeet, mitsgaders zyn overlyden, ende begraeffenis (Происхождение, рождение, место, время, жизнь и творчество Карела ван Мандера, художника и поэта, включая его смерть и захоронение). Были предложены различные кандидаты, включая его брата Адама ван Мандера и писателя Гербранда Адриенса. Бредеро . Совсем недавно утверждалось, что его сын Карел ван Мандер Младший автором биографии был . Он полагался бы на биографические сведения, написанные самим Карелом ван Мандером, а также на свои воспоминания и заметки. Информация в биографическом очерке не совсем достоверна, но до сих пор считается лучшим источником информации о жизни ван Мандера. [4]

Мужской портрет , Музей истории искусств.

Ван Мандер родился в дворянской семье в Меулебеке , в графстве Фландрия . Он учился у Лукаса де Хере в Генте . Де Хир был разносторонним художником: живописцем, акварелистом, гравюрой, биографом, драматургом, поэтом и писателем. В период 1568-1569 годов ван Мандер учился у художника Питера Влерика в Кортрейке . Следующие пять лет он был занят не столько живописью, сколько написанием религиозных пьес, для которых он также писал декорации. Своими театральными постановками он заработал себе хорошую репутацию во Фландрии. [4]

В 1573 году он отправился в Рим в компании молодых дворян. Он пробыл в Риме более трех лет. Там он занимался живописью и познакомился с меценатством. Для итальянского графа Микеланджело Спада он выполнил несколько фресок со сценами парижской кровной свадьбы 1572 года в Палаццо Спада в Терни . Он также получил заказы на фрески с пейзажами от нескольких кардиналов. Он учился и овладел живописью гротесков во время своей римской резиденции. [4]

В его биографическом очерке ван Мандер упоминается как первооткрыватель «пещер» в Риме. Это может быть ссылкой на римские катакомбы, хотя точное значение ссылки неясно. В Риме он, возможно, также познакомился с другим фламандским художником Бартоломеусом Шпрангером , который в 1575 году покинул Рим и перебрался в Вену , чтобы поступить на службу императору. На обратном пути он проезжал через Вену, где вместе со Шпрангером и скульптором Гансом Монтом изготовил триумфальную арку для королевского въезда императора Рудольфа II . [4]

Поклонение золотому тельцу , Музей Франса Халса.

Ван Мандер вернулся в свой родной Меулебеке в 1578 году, где работал художником и писателем. Он женился на 18-летней местной девушке, от которой у него родился сын. В 1580 году он уехал в Кортрейк из-за религиозных проблем, вызванных католическими фанатиками в Меулебеке. [4] Карел ван Мандер в какой-то момент стал меннонитом и поэтому стал возможной мишенью этих фанатиков. [5] В Кортрейке он получил заказ на алтарный образ. В Кортрейке родился еще один сын. Он уехал из Кортрейка в Брюгге в 1582 году из-за вспышки чумы и по другим причинам. В Брюгге он работал с художником Паулем Вейтсом. Из-за угрозы религиозных беспорядков и чумы Карел бежал со своей семьей и тещей на корабле в Голландскую республику , где в 1583 году поселился в Харлеме в провинции Голландия .

Здесь он в течение 20 лет работал по заказу отцов города Харлема по инвентаризации «их» коллекции произведений искусства. Город Харлем конфисковал все католическое религиозное искусство после того, как в 1578 году было отменено соглашение satisfactie van Haarlem , которое давало католикам равные права с протестантами. Ван Мандер использовал свою работу в комиссии в своем «Шильдер-бюке». Находясь в Харлеме, он продолжал рисовать, концентрируя свою энергию на своем любимом жанре: исторических аллегориях. В 1603 году он арендовал укрепленное поместье («het Huis te Zevenbergen»), позже переименованное в Кастел Маркетт в Хемскерк, чтобы корректировать свою книгу, опубликованную в 1604 году. Он умер вскоре после того, как она была опубликована в Амстердаме, в возрасте 58 лет.

Харлемские маньеристы

[ редактировать ]
Сад любви , 1602 год, Эрмитаж.

был основателем Карел ван Мандер вместе с Хубертусом Гольциусом и Корнелисом ван Харлемом «академии для обучения после жизни». Не совсем ясно, чем занималась эта академия, но предполагается, что это была неформальная дискуссионная группа, которая, возможно, организовывала уроки рисования с моделями жизни. Также утверждалось, что характер академии был скорее литературным. [4]

Он оказал важное влияние на искусство Голландской республики, когда в 1585 году показал своему другу Хендрику Гольциусу рисунки Бартоломеуса Шпрангера. Шпрангер был тогда ведущим художником северного маньеризма и жил в Праге как придворный художник императора Рудольфа II. Эти рисунки оказали стимулирующее воздействие на Гольциуса, на стиль которого они повлияли. Гольциус сделал гравюры с рисунками, которые сыграли важную роль в распространении стиля маньеризма. Ван Мандер, Гольциус и Корнелис ван Харлем стали известны как «гарлемские маньеристы», и к движению присоединились художники из других городов. Их изобразительный язык отличался сильным пониманием стиля и культивированной элегантностью. Они стремились к искусной изобретательности, а не к натурализму. Они также предпочитали изображать преувеличенно мускулистых мускулистых мужчин, жестокую драму, дикую фантазию и повышенное богатство деталей. Распространение гравюр Гольциуса шло рука об руку с новой для XVI века практикой теоретизирования искусства, в которой важную роль сыграл Карел ван Мандер. [6]

Он принимал у себя дома начинающих художников на вечера совместного рисования и изучения классической мифологии. После иконоборчества кальвинистов . религиозные темы вышли из моды и стала популярной мифология Однако немногие художники могли позволить себе поездку в Италию, подобную той, которую предпринял ван Мандер. Его целью было обучить молодых художников правильным художественным приемам. Он был твердым сторонником иерархии жанров . Он был твердо убежден, что только путем правильного изучения существующих произведений можно реализовать правдивые исторические аллегории.

Его собственные работы включали маньеристские мифологические сюжеты, а также портреты и жанровые картины под влиянием Питера Брейгеля Старшего , такие как Кермис в Эрмитаже . Сохранилось сравнительно немного его картин.

Сочинения

[ редактировать ]
Пейзаж со снегом и Распятием , 1599, Частное собрание.

Как писатель ван Мандер работал в разных жанрах: драматургия, поэзия, песни, биография и теория искусства. Он также переводил классическую литературу. Его литературное творчество отражает две стороны его интеллектуальных и духовных интересов: гуманизм Возрождения и религиозные убеждения набожного меннонита. [7] Его ранними произведениями были библейские пьесы, которые он написал еще во Фландрии. Они не сохранились.

Его первые духовные сочинения содержатся в De Gulden Harpe , опубликованном в 1597 году. Этот сборник стихов представляет собой довольно многословное стихосложение библейских историй, призванное научить читателей библейским словам. Его стиль развился под влиянием его перевода (с французского) классической литературы, такой как « Илиада» и, в частности, « Буколика в Георгике Вергилия » . Он отказался от тяжеловесного стиля риторов в пользу косяков Вергилия в своей связке духовных песен, опубликованной в 1613 году после его смерти под названием Bethlehem dat is het Broodhuys . [8]

Шильдер-Бек

[ редактировать ]
Переправа через Иордан , 1605 год, Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам.

Книга Карела ван Мандера «Шильдер-бёк» , написанная в 17 веке на голландском языке и опубликованная в Харлеме в 1604 году Пасшером ван Весбушем, описывает жизнь и творчество более чем 250 художников, как исторических, так и современных, и объясняет теорию современного искусства для начинающих художников. Во время своих путешествий и пребывания в Италии ван Мандер читал и находился под влиянием Джорджо Вазари знаменитых биографических рассказов о художниках в его книге «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , которую часто называют « Vite» . Он был опубликован в 1550 году и переиздан в 1568 году с гравюрами на дереве, и эту версию, вероятно, изучал ван Мандер. Он приступил к переводу этой работы на голландский язык, и именно во время этого проекта ему было предложено провести инвентаризацию коллекции произведений искусства Харлема, в результате чего были созданы главы его книги о ранних нидерландских художниках. В обеих книгах жития художников рассказаны в стандартной манере католических святых «Vita di…», восхваляя добродетели художников один за другим в нескольких главах. В книге ван Мандера многие статьи об итальянских художниках были просто переведены или адаптированы с итальянского языка. Вите , но биографические подробности ранних нидерландских художников и, в частности, художников Харлема, уникальны и собраны во время комиссии ван Мандера.

Книга Карела ван Мандера также содержит интерпретацию историй из Овидия » «Метаморфоз . Это было задумано как помощь художникам, которые хотели рисовать мифологические темы, а не религиозные . Символизм был очень важен в живописи того времени, и использование персонажей Овидия в сочетании с правильным использованием художественной символики позволило художнику рассказать конкретную историю. Последняя глава Шильдера-Бека описывает значение животных и других фигур.

Наследие

[ редактировать ]
Расправа над младенцами (1600 г.), Эрмитаж.

Ван Мандер был мастером Франса Хальса . Франс Хальс, похоже, не разделял точку зрения ван Мандера о том, что историческая живопись занимает высшую позицию в иерархии жанров, поскольку Франс Хальс создавал почти исключительно портретные картины.

Шильдер -Бек познакомил голландских художников с итальянским искусством и призвал их путешествовать, если не следовать инструкциям книги по методам итальянской живописи. Помимо сына Карела ван Мандера Младшего и Франса Хальса, его зарегистрированными учениками были Корнелис Энгельс , Эверард Кринц ван дер Маес , Якобус Мартенс (художник-пейзажист и отец художника Яна Марцена де Йонге ), Якоб Марцен (художник-жанр), Якоб ван Мюшер , Хендрик Герритц Пот и Франсуа Венант . [2]

Ван Мандер оказал дальнейшее влияние на художественную письменность семнадцатого и восемнадцатого веков. Корнелис де Би ( «Кабинет Гульдена» , 1662 г.), Иоахим фон Сандрарт ( «Немецкая академия» , 1675 г.), Филиппо Бальдинуччи ( «Notizie de' Professori» , 1681 г.) и Арнольд Хубракен ( «Шоубург» , 1720 г.) — одни из первых биографов, использовавших материалы из его Шильдер-Бека за биографические очерки нидерландских художников. Его книга до сих пор является наиболее цитируемым первоисточником в биографических отчетах о жизни многих художников, которых он включал. Наибольший интерес для историков искусства представляет его критика творчества этих художников, особенно когда он описывает местонахождение и владельца картин, становясь таким образом ценным источником провенанса произведений искусства . Шильдербёк ) , является частью Базовой библиотеки dbnl которая содержит 1000 наиболее важных ( Канона голландской литературы произведений голландской литературы от средневековья до наших дней. [9]

Публичные коллекции

[ редактировать ]

Литературные произведения

[ редактировать ]
  • Арфа, или игра на оленьих струнах (?)
  • Гердер делает минет (?)
  • Эта высокая песня Соломона, без других gheestelyckekenen (1595)
  • Буколика и Георгика, то есть Оссен-сталь и Ландт-верк (1597 г.)
  • Арфа, или игра на оленьих струнах (1599 г.)
  • Церковь Добродетели (1600 г.)
  • Библейская песня Иеффая. В мудром (1600)
  • История-Песнь Древнего Товия. О мудрой Венере любящих богинь (1600)
  • Пастух делает минет (1603)
  • Книга художника (1604 г.)
  • Олифберг, или Поэма последнего дня (1609 г.)
  • Недердуйтский Геликон (1610 г.)
  • De eerste XII boecken vande Iliads (1611)
  • Вифлеем, то есть Broodhuys (1613 г.)
  • Золотая арфа, содержащая все духовные песни (1613 г.)
  • Вифлеем, то есть Broodhuys (1627 г.)
  • Золотая арфа, содержащая все песни, написанные по этому случаю КВМ и в различных Бекенах (1627 г.)
  1. ^ Альтернативные варианты написания имени: Карел ван Мандере, Карел Ван Мандер и Карел Ван Мандер.
  2. ^ Jump up to: а б Карел ван Мандер из Нидерландского института истории искусств
  3. ^ Живопись Золотого века Голландии - Профиль семнадцатого века, Национальная художественная галерея, 2007, с. 119
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Герман, «Жизнь Карела ван Мандера». Жизнь художника или биография писателя?» , Семнадцатый век 9 (1993), вып. 2, с. 117–136
  5. ^ Дэвид А. Шэнк, «Меннонитские корни Карела Ван Мандера во Фландрии», Mennonite Quarterly Review, Vol. 79, № 2
  6. Искусный образ: харлемские маньеристы 1580–1600 гг. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine на Codart.
  7. ^ Карел ван Мандер в: Марийке Шпис, Тон ван Стрен и Хенк Дьютс, «Риторики и поэты Амстердамского университета, исследования поэзии и поэтики эпохи Возрождения», 1999, стр. 93–97
  8. ^ Карел ван Мандер в: К. тер Лаан, «Литературный словарь Севера и Юга», Uitgeversmaatschappij ГБ ван Гоора Зонена, Гаага / Джакарта, 1952 (второе издание), стр. 329–330
  9. ^ Веб-сайт Базовой библиотеки dbnl, раздел, посвященный Золотому веку (на голландском языке)
  10. ^ Коллекция музея Бойманса Ван Бёнингена
  11. ^ Коллекция Рейксмузеум

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уолтер С. Мелион, Формирование нидерландского канона: Шильдер-Бек Карела Ван Мандера , University of Chicago Press, 1991
  • Хессель Мидема, «Жизнеописания выдающихся нидерландских и немецких художников», из первого издания «Шильдербоека» (1603–1604), которым предшествуют происхождение, обстоятельства и место рождения, жизнь и ..., из второго издания «Шильдер-Бека» (1603–1604). Шильдер-Бек (1616–1618) , Зост: Давако, 1994–1997.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bd99a1c2ebe19f1a8dfb670b52f0c25__1721749260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/25/4bd99a1c2ebe19f1a8dfb670b52f0c25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karel van Mander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)