Бартоломеус Спрангер

Бартоломеус Шпрангер или Бартоломеус Шпрангер [1] [2] (21 марта 1546 — 1611) — фламандский художник, рисовальщик , скульптор и дизайнер гравюр. Работая в Праге придворным художником императора Священной Римской империи Рудольфа II , он отреагировал на эстетические предпочтения своего покровителя, разработав версию художественного стиля, получившего название северного маньеризма . В этом стиле подчеркивалась чувственность, которая выражалась в плавно моделированных, вытянутых фигурах, расположенных в элегантных позах, часто включая обнаженную женщину, видимую сзади. [3] Уникальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландской живописи и итальянских влияний, в частности римских маньеристов , оказал важное влияние на других художников в Праге и других местах, в частности в Голландской республике , поскольку его картины широко распространялись через гравюры, а также художников, которые с ним работали такие как Карел ван Мандер . [4] [5]
Жизнь
[ редактировать ]Бартоломеус Шпрангер родился в Антверпене и был третьим сыном Иоахима Шпрангера и Анны Руландцинне. Его отец был торговцем, который провел время за границей, в том числе долгое время в Риме. [6] Проявив большой интерес к рисованию, он сначала поступил в ученики к Яну Мандейну , где пробыл 18 месяцев. После смерти Мандейна Шпрангер некоторое время учился у Франса Мостарта , который умер всего через несколько недель. В конце концов он учился у Корнелиса ван Далема в течение двух лет, после чего остался еще на два года в мастерской ван Далема. Поскольку три его мастера были известны в основном как художники-пейзажисты. Шпрангер далее копировал гравюры Франса Флориса и Пармиджанино . [4] Он отправился в Париж 1 марта 1565 года, где проработал шесть недель в мастерской Марка Дюваля . Затем он отправился в Италию , где сначала пробыл восемь месяцев в Милане . Затем он три месяца работал в Парме помощником Бернардино Гатти над росписью купола Санта-Мария-делла-Стекката.

Он работал над настенными росписями в различных церквях. В Риме он стал, как и Эль Греко , протеже Джулио Кловио . Здесь он также встретил Карела ван Мандера, который позже включил биографию Шпрангера в свой «Шильдер-бёк» , впервые опубликованный в 1604 году и содержащий, среди прочего, биографии выдающихся нидерландских художников. Папа Пий V назначил его придворным художником в 1570 году. Он был вызван в Вену Максимилианом II, императором Священной Римской империи , который умер вскоре после его прибытия в 1576 году.
Преемник Максимилиана II Рудольф II еще больше стремился нанять его. В 1581 году он был назначен придворным художником, а также камердинером после того, как двор переехал в Прагу . Там он оставался до своей смерти в 1611 году, незадолго до свержения Рудольфа. Спрангер жил в доме недалеко от стен замка.

Как и Ансельм Боэций де Будт (1550-1632), фламандский геммолог и врач, художник установил близкие личные отношения с Рудольфом, и они провели много дней вместе, беседуя. Император регулярно посещал студию Спрангера. Он пожаловал Шпрангеру герб вассала в 1588 году и пожаловал ему наследственный титул в 1595 году. Тем временем Шпрангер снабжал императора непрерывным потоком картин с мифологическими сценами с обнаженными телами, нарисованными с натуры, а также пропагандистскими произведениями, которые превозносил достоинства Рудольфа как правителя. Примером произведения, сочетающего два элемента эротизма и пропаганды, является « Аллегория добродетелей Рудольфа II» (Музей истории искусств), на которой изображена Беллона (римская богиня войны), сидящая на земном шаре в окружении Венеры, Амора, Афины и Бакка и эмблемы, символизирующие Венгрию и хорватскую реку Саву. Пропагандистское послание состоит в том, что империя в безопасности под руководством Рудольфа. Благодаря покровительству императора Шпрангер к моменту своей смерти стал очень богатым и владел многими объектами недвижимости. [7]

Шпрангер женился на Кристине Мюллер, дочери богатого ювелира из Праги, в 1582 году. Его жена умерла в 1600 году после смерти всех их детей. Эта печальная история изображена в Эгидия Саделера «Портрете Бартоломеуса Шпрангера с аллегорией на смерть жены» . [8]
Работа
[ редактировать ]Картины Шпрангера для Рудольфа в основном изображают мифологические обнаженные тела в различных сложных позах, что имеет некоторую связь с эзотерическими философскими идеями императора позднего Возрождения. Его картины наиболее характерны для заключительного этапа северного маньеризма. Безусловно, лучшая коллекция находится в Вене. Его рисунки обладают огромной энергетикой, выполнены в очень свободной технике. [9]

Спрангер также работал скульптором. Возможно, он приобрел свои знания в области скульптуры благодаря сотрудничеству с фламандским скульптором Хансом Монтом, который также работал при пражском дворе. После того как Монт покинул пражский двор, Шпрангер, судя по всему, периодически работал скульптором у императора, по крайней мере до тех пор, пока в Прагу в 1601 году не прибыл Адриан де Врис. Терракотовый рельеф «Тела Христа, поддерживаемого ангелом» ( Галерея Курто ) находится под его рукой. В музее Уолтерса хранится бронзовая картина «Ахелой и Деянира», приписываемая ему. В коллекции Рудольфа II нет никаких упоминаний о скульптурах Шпрангера. [4]
Эгидиус Саделер , некоторое время живший в его доме в Праге, и Хендрик Гольциус делали гравюры с его картин, распространяя славу Шпрангера по Европе.
Коллекции
[ редактировать ]Самая лучшая коллекция находится в Музее истории искусств в Вене , в основном из императорской коллекции. В большинстве музейных типографий есть примеры его гравюр — например, он активно участвовал в выставке Британского музея, посвященной искусству при дворе Рудольфа, в 2022 году. [10] , находятся три картины маслом Шпрангера В Художественном музее Блэнтона в Остине, штат Техас ( «Святая Екатерина» , «Святая Урсула» , «Святая Маргарита» ), а также «Memento mori» в музее Вавельского замка в Кракове, Польша, и эпитафия Николаса Мюллера, пражского ювелира в Национальная галерея Праги .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ варианты имени: Варфоломей и Спранирс
- ^ Бартоломеус Спрангер из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Питер Маршалл, Меркурианский император: Волшебный круг Рудольфа II в Праге эпохи Возрождения , Random House, 28 ноября 2013 г., стр. 61
- ^ Jump up to: а б с К. Хопер. «Спренгер, Варфоломей». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 9 марта 2024 г.
- ^ Х. Герман, «Жизнь Карела ван Мандера». Жизнь художника или биография писателя?» , Семнадцатый век 9 (1993), вып. 2, с. 117–136
- ^ Бартоломеус Шпрангер в: Карел ван Мандер, Шильдер-бёк , 1604 г. (на голландском языке)
- ^ Питер Маршалл, 2013, стр. 68-69.
- ^ Георг Лауэ, Франк Матиас Каммель, Юрген Доньен, Кристиана Зейллер, Memento mori , Кунсткамера Георга Лауэ, 2002, стр. 60
- ^ Рисунок Спрангера в Метрополитене.
- ^ «Эстамп в Праге – искусство двора Рудольфа II» .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Бартоломеусом Спрангером , на Викискладе?