Jump to content

Бартоломеус Спрангер

Автопортрет

Бартоломеус Шпрангер или Бартоломеус Шпрангер [1] [2] (21 марта 1546 — 1611) — фламандский художник, рисовальщик , скульптор и дизайнер гравюр. Работая в Праге придворным художником императора Священной Римской империи Рудольфа II , он отреагировал на эстетические предпочтения своего покровителя, разработав версию художественного стиля, получившего название северного маньеризма . В этом стиле подчеркивалась чувственность, которая выражалась в плавно моделированных, вытянутых фигурах, расположенных в элегантных позах, часто включая обнаженную женщину, видимую сзади. [3] Уникальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландской живописи и итальянских влияний, в частности римских маньеристов , оказал важное влияние на других художников в Праге и других местах, в частности в Голландской республике , поскольку его картины широко распространялись через гравюры, а также художников, которые с ним работали такие как Карел ван Мандер . [4] [5]

Бартоломеус Шпрангер родился в Антверпене и был третьим сыном Иоахима Шпрангера и Анны Руландцинне. Его отец был торговцем, который провел время за границей, в том числе долгое время в Риме. [6] Проявив большой интерес к рисованию, он сначала поступил в ученики к Яну Мандейну , где пробыл 18 месяцев. После смерти Мандейна Шпрангер некоторое время учился у Франса Мостарта , который умер всего через несколько недель. В конце концов он учился у Корнелиса ван Далема в течение двух лет, после чего остался еще на два года в мастерской ван Далема. Поскольку три его мастера были известны в основном как художники-пейзажисты. Шпрангер далее копировал гравюры Франса Флориса и Пармиджанино . [4] Он отправился в Париж 1 марта 1565 года, где проработал шесть недель в мастерской Марка Дюваля . Затем он отправился в Италию , где сначала пробыл восемь месяцев в Милане . Затем он три месяца работал в Парме помощником Бернардино Гатти над росписью купола Санта-Мария-делла-Стекката.

Геракл, Деянира и кентавр Несс

Он работал над настенными росписями в различных церквях. В Риме он стал, как и Эль Греко , протеже Джулио Кловио . Здесь он также встретил Карела ван Мандера, который позже включил биографию Шпрангера в свой «Шильдер-бёк» , впервые опубликованный в 1604 году и содержащий, среди прочего, биографии выдающихся нидерландских художников. Папа Пий V назначил его придворным художником в 1570 году. Он был вызван в Вену Максимилианом II, императором Священной Римской империи , который умер вскоре после его прибытия в 1576 году.

Преемник Максимилиана II Рудольф II еще больше стремился нанять его. В 1581 году он был назначен придворным художником, а также камердинером после того, как двор переехал в Прагу . Там он оставался до своей смерти в 1611 году, незадолго до свержения Рудольфа. Спрангер жил в доме недалеко от стен замка.

Минерва, победившая невежество

Как и Ансельм Боэций де Будт (1550-1632), фламандский геммолог и врач, художник установил близкие личные отношения с Рудольфом, и они провели много дней вместе, беседуя. Император регулярно посещал студию Спрангера. Он пожаловал Шпрангеру герб вассала в 1588 году и пожаловал ему наследственный титул в 1595 году. Тем временем Шпрангер снабжал императора непрерывным потоком картин с мифологическими сценами с обнаженными телами, нарисованными с натуры, а также пропагандистскими произведениями, которые превозносил достоинства Рудольфа как правителя. Примером произведения, сочетающего два элемента эротизма и пропаганды, является « Аллегория добродетелей Рудольфа II» (Музей истории искусств), на которой изображена Беллона (римская богиня войны), сидящая на земном шаре в окружении Венеры, Амора, Афины и Бакка и эмблемы, символизирующие Венгрию и хорватскую реку Саву. Пропагандистское послание состоит в том, что империя в безопасности под руководством Рудольфа. Благодаря покровительству императора Шпрангер к моменту своей смерти стал очень богатым и владел многими объектами недвижимости. [7]

Венера в Вулкана кузнице

Шпрангер женился на Кристине Мюллер, дочери богатого ювелира из Праги, в 1582 году. Его жена умерла в 1600 году после смерти всех их детей. Эта печальная история изображена в Эгидия Саделера «Портрете Бартоломеуса Шпрангера с аллегорией на смерть жены» . [8]

Картины Шпрангера для Рудольфа в основном изображают мифологические обнаженные тела в различных сложных позах, что имеет некоторую связь с эзотерическими философскими идеями императора позднего Возрождения. Его картины наиболее характерны для заключительного этапа северного маньеризма. Безусловно, лучшая коллекция находится в Вене. Его рисунки обладают огромной энергетикой, выполнены в очень свободной технике. [9]

Меркурий переносит Психею на Олимп

Спрангер также работал скульптором. Возможно, он приобрел свои знания в области скульптуры благодаря сотрудничеству с фламандским скульптором Хансом Монтом, который также работал при пражском дворе. После того как Монт покинул пражский двор, Шпрангер, судя по всему, периодически работал скульптором у императора, по крайней мере до тех пор, пока в Прагу в 1601 году не прибыл Адриан де Врис. Терракотовый рельеф «Тела Христа, поддерживаемого ангелом» ( Галерея Курто ) находится под его рукой. В музее Уолтерса хранится бронзовая картина «Ахелой и Деянира», приписываемая ему. В коллекции Рудольфа II нет никаких упоминаний о скульптурах Шпрангера. [4]

Эгидиус Саделер , некоторое время живший в его доме в Праге, и Хендрик Гольциус делали гравюры с его картин, распространяя славу Шпрангера по Европе.

Коллекции

[ редактировать ]

Самая лучшая коллекция находится в Музее истории искусств в Вене , в основном из императорской коллекции. В большинстве музейных типографий есть примеры его гравюр — например, он активно участвовал в выставке Британского музея, посвященной искусству при дворе Рудольфа, в 2022 году. [10] , находятся три картины маслом Шпрангера В Художественном музее Блэнтона в Остине, штат Техас ( «Святая Екатерина» , «Святая Урсула» , «Святая Маргарита» ), а также «Memento mori» в музее Вавельского замка в Кракове, Польша, и эпитафия Николаса Мюллера, пражского ювелира в Национальная галерея Праги .

  1. ^ варианты имени: Варфоломей и Спранирс
  2. ^ Бартоломеус Спрангер из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
  3. ^ Питер Маршалл, Меркурианский император: Волшебный круг Рудольфа II в Праге эпохи Возрождения , Random House, 28 ноября 2013 г., стр. 61
  4. ^ Jump up to: а б с К. Хопер. «Спренгер, Варфоломей». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 9 марта 2024 г.
  5. ^ Х. Герман, «Жизнь Карела ван Мандера». Жизнь художника или биография писателя?» , Семнадцатый век 9 (1993), вып. 2, с. 117–136
  6. ^ Бартоломеус Шпрангер в: Карел ван Мандер, Шильдер-бёк , 1604 г. (на голландском языке)
  7. ^ Питер Маршалл, 2013, стр. 68-69.
  8. ^ Георг Лауэ, Франк Матиас Каммель, Юрген Доньен, Кристиана Зейллер, Memento mori , Кунсткамера Георга Лауэ, 2002, стр. 60
  9. ^ Рисунок Спрангера в Метрополитене.
  10. ^ «Эстамп в Праге – искусство двора Рудольфа II» .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Бартоломеусом Спрангером , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01cbe07e059ee27aaa18d60a77913aad__1720349280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/ad/01cbe07e059ee27aaa18d60a77913aad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bartholomeus Spranger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)