Камердинер

Камердинер ( Французское произношение: [valɛ də ʃɑ̃bʁ] ), или varlet de chambre , было назначением суда , введенным в позднем средневековье и распространенным с 14 века. В королевских семьях в любое время назначалось много людей. В то время как некоторые камердинеры просто прислуживали покровителю или присматривали за его одеждой и другими личными потребностями, что само по себе было потенциально влиятельной и прибыльной должностью, у других были более специализированные функции. На самом престижном уровне это могло быть сродни монарху или личному секретарю правителя, как это было в случае с Анной де Монморанси при дворе французского Франциска I. [1] Для дворян, делавших карьеру придворных , таких как Этьен де Веск , это был обычный ранний шаг на лестнице к более высоким должностям.
Для некоторых это позволило войти в прибыльный придворный бизнес: просить об услугах от имени клиентов и передавать послания монарху или лорду, возглавляющему суд. Камердинеры могут оказывать покровителю специализированные услуги различного рода, например, художники, музыканты, поэты, ученые, библиотекари, врачи или аптекари, а также хранители коллекций. В состав камердинеров входили как дворяне, надеющиеся подняться по карьерной лестнице, так и те, часто скромного происхождения, чьи особые способности монарх хотел использовать или вознаграждать.
Звание камердинера давало доступ к монарху или другому работодателю; «палата» первоначально относилась к таким комнатам, как тронный зал или Тайная палата , где правитель проводил свои более частные встречи, но услуги распространялись и на спальню. Иногда, как в Испании и Англии, за спальню и дневные комнаты отвечали разные группы лакеев. Часто в тот момент, когда правитель выходил на улицу, к власти приходил совершенно новый отдел персонала.
С конца 14 века этот термин встречается в связи с художника, писателя, архитектора или музыканта положением в благородном или королевском кругу. [1] [2] художники все чаще получали этот титул, поскольку социальный престиж художников становился все более отличным от престижа мастеров . [3] Выгодами для художника были понятный статус в придворной иерархии с зарплатой, ливрейной одеждой (по крайней мере, в ранний период), правом на питание во дворце, часто в специальной столовой, и такие льготы, как исключение из местных правил гильдии и, если все пойдет хорошо, пожизненная пенсия. Камердинеру часто предоставляли жилье, по крайней мере, когда он работал во дворце, но часто и постоянно. Камердинеру могли выплачиваться единовременные выплаты, особенно для обеспечения приданого дочери; сыновья также часто могли присоединиться ко двору.
Национальные условия
[ редактировать ]
В английском королевском дворе использовался французский термин, в то время как французский был языком двора, например, для Джеффри Чосера в 1370-х годах; но впоследствии такие титулы, как Жених Палаты , Жених Табурета и Жених Одежды , стали использоваться для людей с разными обязанностями. [4] «Конюхи Тайной палаты» и «Табурета» были более важными должностями, поскольку они предполагали более тесный доступ и обычно занимались знатными людьми, часто рыцарями. Работа «конюха-носильщика» заключалась в «регулировании всех вопросов, связанных с играми» в суде, выдаче карточек и разрешении споров. [5]
В других странах использовались другие термины: в итальянском языке обычно камерьер , в немецкоязычных дворах Каммерюнкер или Хофюнкер обычными титулами были это был Каммерер , хотя при австрийском дворе Габсбургов и Каммергерр в Баварии . В России Столник был в целом эквивалентным, пока Петр Великий не ввел новые титулы в 1722 году, после чего Камер-юнкер или камер-юнкер занял 11-е место из 14 в Табели о рангах . «Valet de chambre» также стало использоваться за пределами судов для обозначения обычных слуг.
Камердинеры от искусства
[ редактировать ]
Покровитель пользовался услугами камердинера - художника или музыканта, иногда исключительно, но часто нет. Степень, в которой камердинеры со специальными навыками должны были выполнять обычные служебные задачи камердинеров, несомненно, сильно различалась и остается неясной, по крайней мере, из более ранних записей. Вероятно, многие ожидали, что они будут готовы оказать помощь в важных случаях, но в остальном это случается нечасто. Это назначение дало художнику место в структуре управления судом под руководством таких чиновников, как лорд-камергер в Англии или Великий магистр Франции , обычно через промежуточного судебного чиновника. В свою очередь, камердинеры могли отдавать приказы гуиссерам или швейцарам, лакеям, пажам и другим обычным слугам.
Были некоторые женские эквиваленты, такие как художник-портретист-миниатюрист Левина Тирлинк (дочь Симона Бенинга ), которая служила дворянкой в королевских домах как Марии I , так и Елизаветы I , и Софонисба Ангуиссола , которая была придворным художником Филиппа II Испанского. и репетитор рисования в звании фрейлины своей третьей жены Елизаветы Валуа , увлеченной художницы-любителя. [6] В эпоху Возрождения регулярно требуемым артистическим ролям в музыке и живописи, как правило, стали давать свои собственные должности и титулы, например, придворный художник , магистр королевской музыки и т. д., а камердинеры в основном возвращались к присмотру за личными, а часто и политические потребности своего покровителя. Фактически, Ян ван Эйк, один из многих художников и музыкантов, имевших звание камердинера при бургундском дворе, уже был описан как художник и камердинер.
В Англии артисты при дворе Тюдоров , как и музыканты, должны были занимать и другие специальные должности, так что артистические камердинеры или грумы занимались в основном литературными или драматическими делами. Но среди них были целые труппы актеров, которые на практике, похоже, шли своим путем за пределами спектаклей, за исключением случаев, когда их привлекали на помощь в особо загруженных случаях. В августе 1604 года люди короля , предположительно включая Шекспира , «ждали и сопровождали» испанского посла в Сомерсет-Хаусе , «на службе Его Величества», без сомнения, в связи с конференцией в Сомерсет-Хаусе , а затем вели переговоры о договоре с Испанией — но спектакли не ставились. [7] На предыдущее Рождество вся труппа разместилась во дворце Хэмптон-Корт , в нескольких милях от Лондона, на три недели, в течение которых они дали семь представлений.
Некоторые придворные художники очень серьезно относились к своей придворной карьере. Джеффри Чосер занимал ряд должностей в качестве дипломата и того, что мы сейчас называем государственным служащим. Диего Веласкес был назначен «королевским художником» в 1623 году, в возрасте 24 лет, и занимал эту должность до своей смерти в возрасте 61 года. Кроме того, он продвигался по иерархии придворных как «привратник в королевской палате» в 1627 году. (эквивалент камердинера), «Помощник в гардеробе» (1636 г.) и «Помощник в тайной палате» ( ayuda de cámera ) в 1643 г. Эти назначения поставили его в «избранную группу» примерно из 350 высших королевских слуг. из примерно 1700 в общей сложности и, вероятно, потратил большую часть своего времени. [8] На самом деле Веласкес, возможно, видел короля больше, чем любые другие слуги, поскольку Филипп проводил долгие часы в своей студии, наблюдая, как он рисует. Наконец, после того, как первое заявление короля от его имени было отклонено, а также возможной фальсификации его семейного происхождения и карьеры, Веласкесу удалось в 1659 году получить доступ к рыцарскому ордену Сантьяго , вершине его придворных амбиций. [9]
Во дворе барокко
[ редактировать ]Когда Жан Поклен устроил своего 18-летнего сына, более известного как драматург Мольер , пойти по его стопам в качестве одного из восьми «Tapissiers ordinaires de la chambre du Roi» в звании камердинера, ему пришлось заплатить 1200 ливров. Но для получения титула требовалось всего 3 месяца работы в году по уходу за королевской мебелью и гобеленами, за жалованье в 300 ливров с возможностью получать комиссионные по ряду выгодных контрактов. Поклен-старший управлял своим успешным магазином в Париже, когда не находился на королевских обязанностях. Мольер сохранял должность камердинера до самой смерти. Придворные обязанности многих камердинеров, специализированных или иных, следовали регулярным циклам, чередуясь каждый квартал между четырьмя владельцами. [10]
Александр Бонтан , глава тридцати шести действующих рядовых камердинеров Людовика XIV во Франции , был влиятельной и внушающей страх фигурой, отвечавшей за войска, охранявшие королевские дворцы, и за развитую сеть шпионов за придворными. В крупных судах был более высокий слой придворных слуг, всегда из высшей знати , чья французская версия называлась « Джентльмен опочивальни» (четыре, сменяющихся ежегодно), а в Англии — «Лорд опочивальни» . На все более формализованной церемонии Леве одежда монарха передавалась камердинером джентльмену, который передавал ее самому монарху или надевал на него. Особенно во Франции несколько других членов королевской семьи имели свои собственные хозяйства со своим корпусом камердинеров.
В эпоху барокко роль камердинера в значительной степени перестала быть ступенью карьеры для знатных придворных, стремящихся к высшим постам, хотя премьер-камердинеры королей Франции, роль которых теперь обычно переходит от отца к сыну, сами были знатными и богатыми. Ливрея и право на питание были конвертированы несколькими судами в дополнительные денежные выплаты. Констан, камердинер Наполеона I , был одним из многих, кто опубликовал свои мемуары, начиная с 18 века. Особенно в немецких землях почетные титулы камерера и его варианты теперь давались, в основном дворянам, с большой свободой, но без какой-либо оплаты или обмена услугами; и в Вене , и в Мюнхене их было более 400. К 18 веку [11]
Известные обладатели офиса
[ редактировать ]Художники
[ редактировать ]
В основном художники, если не указано иное.
- Жак де Берзе , резчик по дереву Филиппа Доброго. [12]
- Дэвид Бек (1621–1656), портретист, камердинер Кристины Шведской.
- Анри Бельшоз
- Юэ де Булонь, один из многих художников-камердинеров в бургундских рассказах герцога Филиппа Смелого .
- Жан Бондоль , художник из Брюгге , завербованный французским двором, ныне наиболее известный как иллюминатор (см. рисунок), а также за дизайн гобеленов Апокалипсиса в Анжере . [13]
- Жан Бурдишон , наиболее известный как осветитель. [14]
- Мельхиор Бродерлам
- Франсуа Клуэ , французский портретист, как и его отец.
- Жан Клуэ
- Жан де Курт , художник и камердинер Марии, королевы Шотландии.
- Даниэль Дюмонстье (1574–1645 или 46), французский портретист и коллекционер.
- Бартелеми д'Эйк Рене Анжуйскому
- Хуберт ван Эйк
- Ян ван Эйк
- Бартоломео Гетти , итальянец, работавший на Франциска I во Франции.
- Жерар Хоренбаут , осветитель
- Павел Лимбургский – просветитель
- Жерар Лойе
- Жан Малуэль
- Филипп де Мазероль , француз, назначенный бургундским придворным иллюминатором, возможно, идентичный магистру Антония Бургундского.
- Жан Нокре
- Жан Перреаль , также скульптор и архитектор.
- Рафаэль был папским камердинером
- Клаус Слютер , скульптор, также сменил своего мастера Жана де Марвиля.
- Бартоломеус Шпрангер для Рудольфа II, императора Священной Римской империи
- Робине Тестард — Осветитель [15]
- Жорж Трюбер , иллюстратор Рене Анжуйского . [16]
- Виллем ван Флейтен, ювелир Филиппа Доброго. [12]
- Скульптор Клаас ван дер Верве Филиппу Доброму. [12]
Подобные придворные должности занимали многие придворные художники, особенно Андреа Мантенья и Диего Веласкес .
Музыканты
[ редактировать ]- Адриан Бэйсин
- Бальтасар де Божуайоль , скрипач-виртуоз и конферансье придворных празднеств Екатерины Медичи , создал «Комический балет королевы» первый балет .
- Генрих Игнац Франц фон Бибер в 1668 году начал свою карьеру в возрасте 24 лет в качестве камердинера епископа Ольмюца , прежде чем перейти на императорскую службу и получить рыцарское звание .
- Антуан Буснуа
- Хейн ван Гизегем
- Питер ван Малдере назначен еще в 1758 году.
- Марко Мараццоли Римский композитор, камер-ассистент кардинала Антонио Барберини , позже дополнительный камердинер Папы Александра VII .
- Жюльен Перришон
- Томас Перселл , английский певец, альтист и второстепенный композитор, вероятно, дядя Генри Перселла , был женихом мантий с 1661 года, в конечном итоге одновременно занимая семь придворных должностей, в основном музыкальных, но также и «помощницу экономки» в Сомерсет-Хаусе. [17]
- Йоханнес Таписсье
- См. Джеймса
Литераторы и актеры
[ редактировать ]- Джордж Брайан, актер елизаветинской эпохи из труппы лорда-камергера , который, похоже, стал постоянным женихом палаты после своего ухода со сцены - или, возможно, это был просто способ дать ему пенсию.
- Джеффри Чосер , поэт и придворный, стал пажом невестки короля в раннем подростковом возрасте и женился на одной из фрейлин королевы; он перешел на более высокие должности в суде.
- Шарль Ривьер Дюфресни , драматург
- Стивен Хоуз , поэт и конюх Палаты в 1502 году при Генрихе VII . [18]
- Томас Хейвуд , драматург и продюсер. Вместе с несколькими его актерами стал женихом королевской палаты Елизаветы I Английской.
- « Слуги короля» , игровая труппа при Якове I и Карле I в Англии , были «выдающимися камерными женихами». [19]
- Клеман Маро , поэт, и его отец Жан (внизу). Как и Томас Стернхольд (см. ниже), он опубликовал влиятельный местный стихотворный перевод псалмов .
- Поэт Жана Маро и секретарь ( эскрипвен ) Анны Бретонской .
- Мольер , который начал свою карьеру вслед за своим отцом (также камердинером) в качестве камердинера-таписье, присматривая за королевскими гобеленами и мебелью, прежде чем заняться актерским мастерством и стать придворным драматургом.
- Бонавентура де Перье , писатель и секретарь Маргариты де Наваррской.
- Уильям Шекспир , как ключевой член «Слуг лорда -камергера» , а затем и «Слуг короля», имел этот статус в рамках английской привычки делать все придворные театральные труппы женихами палаты. Якова I Время от времени он участвовал в крупных торжественных мероприятиях, одетый в ливрею при королевском въезде в Лондон в 1604 году. [20]
- Томас Стернхольд , переводчик Метрических псалмов и жених мантий Генриха VIII и Эдуарда VI .
Другие специалисты
[ редактировать ]- Марин ле Буржуа (ок. 1550–1634) французский оружейник, изобретатель (или совершенствовал) кремневого механизма стрельбы.

- Жан-Батист Байон III (ум. 1772), французский часовщик.
- Придворных евреев , обычно врачей или финансистов, часто назначали, особенно в немецких землях.
- Николас Флёри , вышивальщица . французского короля Генриха IV
- Жан-Ролан Мале , экономист
- Бальтазар Мартино (1636-1714) французский часовщик.
- Жан-Франсуа Пилат де Розье ученый, воздухоплаватель и куратор ; первый человек, совершивший беспривязный полет на воздушном шаре (в присутствии короля), а два года спустя первый человек, погибший в авиационной катастрофе. [21]
- Андрис ван Весель, аптекарь императоров Священной Римской империи и отец великого анатома Везалия.
- Жеан дю Вивье, французский королевский ювелир , заплатил в 1390 году за реликварий . [22]
Придворные, солдаты и политики
[ редактировать ]Фактически, большинство камердинеров в более ранний период подпадало под эту категорию. Все они, судя по всему, занимали функциональные, а не чисто почетные должности.
- Сэр Джон Донн (1420-1503 гг., Валлийский йоркистский солдат, дипломат и придворный, стал Ашером Палаты в 1461 году, после Эдуарда IV вступления на престол , затем эсквайром Тела 1465–69 ).
- Фридрих фон Каниц (1654–99), прусский дипломат, вошедший в суд как камер-юнкер . Его стихи были опубликованы посмертно.
- Адольф Фрейхерр Книгге (1752–96), государственный деятель, писатель и ведущий масон .
- Анн де Монморанси в начале своей выдающейся карьеры
- Сэр Генри Невилл был назначен женихом Тайной палаты в 1546 году, через пять лет после своего посвящения в рыцари, затем джентльменом Тайной палаты в 1550 году и пять раз членом парламента от Беркшира , с 1553 по 1584 год. Типичная умеренно успешная придворная карьера.
- Сэр Генри Норрис , Жених Табурета (особенно интимная роль) при Генрихе VIII , был казнен за предполагаемый роман с королевой Анной Болейн , вместе с Уильямом Бреретоном , Женихом Тайной Палаты.
- Иоанн Сен-Йонский
- Пьер Сала , (1457-1529) французский придворный и поэт.
- Фейт Людвиг фон Зекендорф (1626–1692), ученый и государственный деятель, протеже герцога Саксен-Кобург-Готского , который сделал его хоф-юнкером после университета . Он написал влиятельную работу об управлении небольшими княжествами.
- Людвиг фон Зиген , аристократический солдат и художник-любитель, придумавший меццо-тинто . В маленьком дворе ландграфа Гессен - Кассельского , тогда еще несовершеннолетнего, его титул камер-юнкера, похоже, фактически приравнивался к Чемберлену и начальнику дворцовой стражи.
- Этьен де Веск
- Михаил Илларионович Воронцов (1714-1767), русский дипломат и государственный деятель, стал камер-юнкером в 14 лет . Его карьера началась после того, как он помог Елизавете Русской в ее государственном перевороте 1741 года.
- Кристиан Фредерик фон Шальбург (1906–1942), датский офицер, родившийся в царской России и павший на Восточном фронте , носил звание камер-юнкера с 1936 года, когда служил в Королевской датской лейб-гвардии .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Реджинальд Бломфилд и LC, «Valet de Chambre», журнал Burlington Magazine для ценителей , том. 21, нет. 109 (апрель 1912 г.), с. 55.
- ^ Информацию о музыкантах в роли камердинеров см. Жанна Марикс, «Хейн ван Гизегем: Музыкант при дворе бургундских герцогов 15-го века», The Musical Quarterly , vol. 28, нет. 3 (июль 1942 г.), стр. 276–287 (особенно 279).
- ^ Раб Хэтфилд, рецензия на Возвышение художника в средние века и раннее Возрождение» книгу Эндрю Мартиндейла « , The Art Bulletin , vol. 57, нет. 4 (декабрь 1975 г.), стр. 577–580.
- ↑ Жених, слово, первоначально означающее «мальчик», впервые было использовано для обозначения суда в 1464 году — OED.
- ^ ОЭД "Грум-Портер", первое использование 1502 г.
- ^ Перлингьери, Илья Сандра, «Женщина в ожидании», Искусство и антиквариат , апрель 1988 г.
- ^ Холлидей, Ф.Е. Спутник Шекспира 1564–1964. Балтимор, Пингвин, 1964, с. 460; орфография модернизирована.
- ^ Карр, Доусон В. «Живопись и реальность: искусство и жизнь Веласкеса». Веласкес . Ред. Доусон В. Карр и Ксавье Брей. Национальная галерея Лондона, 2006, стр. 15–18. ISBN 1-85709-303-8
- ^ Карр: 22
- ^ Камердинеры Людовика XIV , Матье да Винья , Перрен, 2004; стр. 1-3 ISBN 226202135X
- ^ Адамсон, соч. цит. стр. 170 и 198. В Мюнхене их число выросло с низкого уровня подростков примерно с 1600 до примерно 130 к середине 17 века и более 400 к концу 18 века.
- ^ Jump up to: а б с Лейденская диссертация, стр.2
- ^ Кливлендский музей
- ^ Виктория и Альберта
- ^ Патрик М. Де Винтер, «Тестард, Робине [Мастер Карла Ангулемского]», Grove Art Online , Oxford University Press [по состоянию на 16 апреля 2008 г.]
- ^ «Гетти» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года . Проверено 21 апреля 2008 г.
- ^ Питер Холман, Генри Перселл , с. 4, 1994 г., Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-816341-X онлайн
- ^ Стивен, Лесли ; Ли, Сидни , ред. (1891). . Словарь национальной биографии . Том. 25. Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 188.
- ^ Адамсон, Джон (редактор и автор), Княжеские суды Европы, 1500-1750 , стр.107, 2000, Cassell & Co, Лондон, ISBN 1-84188-097-3
- ^ Адамсон соч. цит.: 107
- ^ Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 127. ИСБН 0-394-55948-7 .
- ^ Книга Google