Jump to content

Софонисба Ангиссола

Софонисба Ангиссола
Автопортрет , 1556, Ланьцутский музей, Польша
Рожденный в. 1532
Умер 16 ноября 1625 г. (93 года)
Национальность итальянский
Образование Бернардино Кампи , Бернардино Гатти
Известный Портретная живопись , рисунок
Движение Поздний Ренессанс
Покровитель(и) Филипп II Испании
Подпись
Сестры художника изображены в «Игре в шахматы» , 1555 год. Национальный музей в Познани.

Софонисба Ангиссола ( ок. 1532 г.) [1] — 16 ноября 1625), также известный как Софонисба Ангуссола или Софонисба Ангуисциола , [2] [3] был итальянским художником эпохи Возрождения, родившимся в Кремоне в относительно бедной дворянской семье. Она получила всестороннее образование, включая изобразительное искусство , а ее обучение у местных художников создало прецедент для приема женщин в качестве студентов искусств. В молодости Ангуиссола побывала в Риме , где ее познакомили с Микеланджело , который сразу же признал ее талант, и в Милан , где она нарисовала герцога Альбу . Испанская королева Елизавета Валуа была заядлой художницей-любителем, и в 1559 году Ангуиссола была нанята для поездки в Мадрид в качестве ее наставника в звании фрейлины . Позже она стала официальным придворным художником короля Филиппа II и адаптировала свой стиль к более формальным требованиям официальных портретов для испанского двора. После смерти королевы Филипп помог устроить ей аристократический брак. Она переехала на Сицилию , а затем в Пизу и Геную , где продолжала практиковать как ведущий художник-портретист .

Ее самые характерные и привлекательные картины — это портреты самой себя и своей семьи, которые она написала до того, как перешла к испанскому двору. В частности, ее изображения детей были свежими и внимательно наблюдаемыми. При испанском дворе она писала официальные государственные портреты в преобладающем официальном стиле как одна из первых и наиболее успешных из относительно немногих придворных художниц- женщин . Позже в своей жизни она также писала религиозные сюжеты, хотя многие из ее религиозных картин были утеряны. В 1625 году она умерла в возрасте 93 лет в Палермо .

Пример Ангуиссолы, как и ее творчество, оказал длительное влияние на последующие поколения художников, а ее большой успех открыл путь большему числу женщин к серьезной карьере художниц. Ее картины можно увидеть в галереях Бостона ( Музей Изабеллы Стюарт Гарднер ), Милуоки ( Художественный музей Милуоки ), Бергамо , Брешии , Будапешта , Мадрида ( Музей Прадо ), Неаполя и Сиены , а также в галерее Уффици во Флоренции .

Ее современник Джорджио Вазари писал, что Ангуиссола «проявила большее усердие и изящество, чем любая другая женщина нашего времени в своих усилиях по рисованию ; таким образом, она преуспела не только в рисовании, раскрашивании и живописи с натуры, а также в превосходном копировании с других, но сама создала редкие и очень красивые картины». [4]

Семейный портрет Минервы, Амилькаре и Асдрубале Ангуиссола , ок. 1559 г.

Происхождение и имя знатного рода Ангуиссола связаны с древней византийской традицией, богатой историческими деталями. [5]

Согласно этой традиции, Ангуиссола происходят от константинопольского военачальника Гальвано Сордо или Гальвано де Соарди/Сурди (Σούρδη, фамилия, которая до сих пор используется в Греции, Константинополе и Смирне ). [6] В 717 году Гальвано служил в армии византийского императора Льва III Исавра и «с помощью хитроумного искусственного огня способствовал освобождению города Константинополя от сарацин, державших его в осаде с суши и с моря». [7] Этот «искусственный огонь» был так называемым греческим огнем , зажигательным оружием, разработанным в конце VII века, которое было ответственным за многие ключевые военные победы Византии , в первую очередь за спасение Константинополя от двух арабских осад , тем самым обеспечив выживание Империи.

Миниатюрный автопортрет , 1556 год. Бостонский музей изящных искусств. [8]

Поскольку на щите Сурди было изображение змеи anguis (по латыни: ) , [9] после победы Гальвано над Омейядами его соратники и жители Константинополя воскликнули: « Anguis sola fecit victoriam !», т. е.: «Только змея принесла победу!» Эта поговорка стала очень популярной, а самого Гальвано прозвали «Ангуиссола». В конце концов император даровал фамилию Ангуиссола всем своим потомкам. [10] [5] В связи с этим было высказано предположение, что монограмма , изображенная на миниатюрном автопортрете Ангуиссолы, может содержать семейный девиз « Anguis sola fecit victoriam ». [11] или, проще говоря, имя отца Ангуиссолы, Амилькаре.

Спасаясь от чумы, свирепствовавшей в Константинополе , потомки первых Ангуиссол поселились в Италии, вступали в брак с другими знатными семьями, такими как Комнины , Гонзаги , Караччоло , Скотти и Висконти , и построили автономные поместья в Пьяченце , Кремоне , Виченца и другие регионы Италии. Ангуиссола, поселившиеся в Венеции, принадлежали патрициату этого города с 1499 по 1612 год.

Детство и обучение

[ редактировать ]
Портрет Бьянки Понцони Ангуиссола, матери художника , 1557 год.

Софонисба Ангиссола родилась в бедной, но знатной семье в Кремоне , Ломбардия , в 1532 году и была старшей из семи детей, шестеро из которых были девочками. [12] Ее отец, Амилькаре Ангуиссола, был представителем кремонской знати , а ее мать, Бьянка Понцоне, также имела благородное происхождение. Семья жила недалеко от места знаменитой битвы 2-го века до нашей эры, битвы при Треббии между римлянами и карфагенянами, и несколько членов семьи Ангуиссола были названы в честь древних карфагенских исторических персонажей: Амилькаре был назван в честь карфагенского генерала Гамилькара Барки ; свою первую дочь он назвал в честь трагического карфагенского деятеля Софонисбы , а своего единственного сына Асдрубале — в честь военачальника Гасдрубала Барки . [13] Амилькаре Ангуиссола, вдохновленный Бальдассаре Кастильоне книгой « Кортиджано» , поощрял всех своих дочерей (Софонисбу, Елену , Люсию , Европу, Минерву и Анну Марию) развивать и совершенствовать свои таланты. Четыре сестры (Елена, Лючия, Европа и Анна Мария) стали художницами, но Софонисба была, безусловно, самой опытной и известной и обучала своих младших братьев и сестер. [12] Елена Ангиссола ( ок. 1532–1584 ) отказалась от живописи и стала монахиней. И Анна-Мария, и Европа отказались от искусства после замужества, а Лючия Ангуиссола (1536 или 1538 – ок. 1565–1568), лучшая художница из сестер Софонисбы, умерла молодой. Оставшаяся сестра, Минерва, стала писательницей и знатоком латыни . Асдрубале, брат Софонисбы, изучал музыку и латынь, но не живопись.

Ее аристократический отец позаботился о том, чтобы Ангуиссола и ее сестры получили всестороннее образование, включая изобразительное искусство. Ангуиссоле было четырнадцать, когда отец отправил ее и ее сестру Елену учиться у Бернардино Кампи , уважаемого портретиста и религиозного художника ломбардской школы. [12] Когда Кампи переехал в другой город, Ангуиссола продолжила обучение у художника Бернардино Гатти (известного как Иль Сохаро), ученика Корреджо . [13] Обучение Ангуиссолы у местных художников создало прецедент для приема женщин в качестве студентов-художников. [14] [15] Даты неизвестны, но Ангуиссола, вероятно, продолжала обучение у Гатти около трех лет (1551–1553).

Одной из самых важных ранних работ Ангуиссолы была картина Бернардино Кампи «Софонисба Ангуиссола» (ок. 1550 г.). Необычный двойной портрет изображает учительницу рисования Ангуиссолы, рисующую ее портрет. [13]

В 1554 году, в возрасте двадцати двух лет, Ангуиссола отправилась в Рим , где проводила время, зарисовывая различные сцены и людей. В Риме ее познакомил с Микеланджело другой художник, который был знаком с ее работами. Ангуиссола сначала показала Микеланджело рисунок смеющейся девушки, но художник предложил ей нарисовать плачущего мальчика — тема, которая, по его мнению, была бы более сложной. [16] Ангуиссола нарисовала «Мальчика, укушенного раком» и отправила обратно Микеланджело, который сразу же признал ее талант. [12] Впоследствии Микеланджело дал Ангуиссоле эскизы из своих блокнотов, чтобы она могла рисовать в ее собственном стиле, и дал советы по поводу результатов. По крайней мере два года Ангуиссола продолжал это неформальное исследование, получая существенное руководство от Микеланджело. [17]

Опыт работы женщиной-художницей

[ редактировать ]
Бернардино Кампи Картина Софонисба Ангиссола , ок. 1550-е годы

Образование и подготовка Ангуиссолы имели иные последствия, чем у мужчин, поскольку мужчины и женщины работали в разных сферах. Ее обучение было направлено не на то, чтобы помочь ей освоить профессию, в которой она будет конкурировать за заказы с художниками-мужчинами, а на то, чтобы сделать ее лучшей женой, компаньоном и матерью. [18] Хотя Ангуиссола пользовалась значительно большей поддержкой и поощрением, чем среднестатистическая женщина того времени, ее социальный класс не позволял ей выйти за рамки ограничений своего пола. Без возможности изучения анатомии или рисования с натуры (для дамы считалось недопустимым рассматривать обнаженную натуру) она не могла браться за сложные многофигурные композиции, необходимые для масштабных религиозных или исторических картин .

Вместо этого она экспериментировала с новыми стилями портретной живописи, устанавливая сюжеты в неформальной обстановке. Автопортреты и члены семьи были ее наиболее частыми сюжетами, как видно на таких картинах, как « Автопортрет» (1554, Художественно-исторический музей , Вена), «Портрет Амилькаре, Минервы и Асдрубале Ангуиссола» (ок. 1557–1558, Nivaagaards Malerisambling, Nivå, Дания) и ее самая известная картина «Игра в шахматы» (1555, Народный музей, Познань), на которой изображены ее сестры Люсия, Минерва и Европа. Написанная, когда Ангуиссоле было 23 года, «Игра в шахматы» представляет собой интимное изображение повседневной семейной сцены, сочетающей в себе сложную официальную одежду с очень неформальным выражением лица, что было необычно для итальянского искусства того времени. «Игра в шахматы» исследовала новый вид жанровой живописи, в котором ее сестры помещены в домашнюю обстановку, а не в формальную или аллегорическую обстановку, которая была популярна в то время. [19] Эта картина была расценена как фрагмент беседы , который представляет собой неформальный портрет группы, участвующей в оживленной беседе или какой-либо деятельности.

Автопортреты Ангуиссолы также свидетельствуют о том, каким, по ее мнению, было ее место как женщины-художника. Обычно мужчины рассматривались как творческие актеры, а женщины - как пассивные объекты, но в своем автопортрете 1556 года Ангуиссола представляет себя как художницу, отделяя себя от роли объекта, который нужно нарисовать. [20] Дополнительные фрагменты показывают, как она восстает против представления о том, что женщины — это объекты, по сути, инструмент, на котором играют мужчины. На ее автопортрете 1561 года она изображена играющей на инструменте в другой роли. [21] В своих более поздних портретах она представляет несколько статусов, используя двойной портретный образ, изображающий себя как художницу или жену. [22]

Портрет маркиза Массимилиано Стампы
Портрет маркиза Массимилиано Стампы (1557 г.) — первая заказная работа художника. [23]

Она стала хорошо известна за пределами Италии, и в 1559 году король Испании Филипп II попросил ее стать фрейлиной и учителем рисования королевы Елизаветы Валуа , которой в то время было всего 14 лет. Королева Елизавета Валуа и Ангуиссола стали хорошими друзьями, и когда девять лет спустя королева умерла, Ангуиссола покинула двор, потому что ей было очень грустно. Она нарисовала всю королевскую семью, и даже Папа поручил Ангуиссоле написать портрет королевы. [24]

В испанском суде

[ редактировать ]
Портрет королевы Испании Елизаветы

В 1558 году, уже зарекомендовав себя как художница, Ангисола отправилась в Милан, где нарисовала герцога Альбы Фернандо Альвареса де Толедо . Он, в свою очередь, рекомендовал ее испанскому королю Филиппу II . [25] В следующем году Ангисолу пригласили в испанский суд, что стало поворотным моментом в ее карьере. [13]

Ангуиссоле было около 26 лет, когда она покинула Италию, чтобы присоединиться к испанскому двору. Зимой 1559–1560 годов она прибыла в Мадрид , чтобы служить придворным художником и фрейлиной новой королевы Елизаветы Валуа , третьей жены Филиппа, которая сама была портретисткой-любителем. Ангуиссола вскоре завоевал восхищение и доверие Елизаветы и в последующие годы посвятил множество официальных портретов для двора, в том числе сестры Филиппа II, Джоанны , и его сына, дона Карлоса .

Эти виды живописи были гораздо более требовательными, чем неформальные портреты, на которых Ангуиссола основывала свою раннюю репутацию, поскольку требовалось огромное количество времени и энергии, чтобы передать множество замысловатых рисунков тонких тканей и изысканных украшений, связанных с королевскими подданными. Тем не менее, несмотря на трудности, картины Ангуиссолы с изображением Елизаветы Валуа, а затем Анны Австрийской , четвертой жены Филиппа II, были яркими и полными жизни.

Prado Philip II, теперь признанный Ангуиссолой.

Во время своего 14-летнего проживания она руководила художественным развитием королевы Елизаветы и оказала влияние на искусство двух ее дочерей, Изабеллы Клары Евгении и Кэтрин Микаэлы . Ангуиссола написал портрет сестры короля, Маргариты Пармской , для папы Пия IV в 1561 году, а после смерти королевы Елизаветы при родах в 1568 году нарисовал подобие Анны Австрийской , четвертой жены Филиппа. Хотя она продолжала писать портреты при дворе, « Автопортрет Олторпа» является «единственной надежно приписываемой работой, сохранившейся с этого периода». [26] Для королевской семьи Ангисола создал подробные сцены их жизни, которые сейчас висят в музее Прадо . Благодаря подаркам и приданому в 12 000 скуди, которые она заработала вместе со своей зарплатой придворного художника и фрейлины королевы, она получила замечательную прибыль от своего ремесла.

Елизавета Валуа (Аттр. Софонисба Ангиссола, 1561–1565). Музей Луга, Мадрид
Королева Анна Австрийская, Софонисба Ангуиссола

Находясь на службе у Елизаветы Валуа, Ангуиссола тесно сотрудничал с Алонсо Санчесом Коэльо . Фактически настолько близко, что знаменитую картину короля средних лет Филиппа II долгое время приписывали Коэльо или Хуану Пантойхе де ла Крус . Лишь недавно Ангуиссола была признана автором картины. [27]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Автопортрет, гр. 1560 г.

После смерти Елизаветы Валуа в 1568 году Филипп II проявил особый интерес к будущему Ангуиссолы. Он хотел выдать ее замуж за одного из дворян испанского двора. В 1571 году, когда ей было около 40 лет, Ангуиссола вступила в брак по расчету с сицилийским дворянином, выбранным для нее испанским двором. [13] Филипп II заплатил приданое в размере 12 000 скуди за ее брак с Фабрицио Монкада Пиньятелли , сыном принца Патерно, вице-короля Сицилии . Говорят, что Фабрицио поддерживал ее живопись. Ангуиссола и ее муж покинули Испанию с разрешения короля и, как полагают, жили в Патерно (недалеко от Катании) с 1573 по 1579 год, хотя некоторые недавние исследования предполагают, что пара осталась в Испании. [12] Она получила королевскую пенсию в размере 100 дукатов, которая позволила ей продолжать работать и обучать будущих художников. Ее личное состояние также поддерживало ее семью и брата Асдрубале после финансового упадка и смерти Амилькаре Ангуиссола. В Патерно она нарисовала и подарила «Мадонну дель Итрию».

Муж Ангуиссолы умер в 1579 году при загадочных обстоятельствах. [13] Два года спустя, путешествуя по морю в Кремону, она влюбилась в капитана корабля, морского купца Орацио Ломеллино. [12] Вопреки желанию ее брата они поженились в Пизе 24 декабря 1584 года. [28] [13] и жила в Генуе до 1620 года. У нее не было детей, но она поддерживала теплые отношения со своими племянницами и пасынком Джулио.

Спустя годы

[ редактировать ]

Состояние Ломеллино, а также щедрая пенсия от Филиппа II позволили Ангуиссоле свободно рисовать и жить безбедно. Уже ставшая известной, Ангуиссола принимала множество коллег, которые приходили к ней в гости и обсуждали искусство. Некоторые из них были более молодыми художниками, стремившимися учиться и подражать отличительному стилю Ангуиссолы.

В более поздние годы Ангуиссола писала не только портреты, но и на религиозные темы, как и во времена юности, хотя многие из последних были утеряны. Она была ведущим художником-портретистом в Генуе, пока в последние годы своей жизни не переехала в Палермо . В 1620 году она написала свой последний автопортрет.

Антонис ван Дейк , портрет Ангуиссолы в 1624 году, когда ей было 92 года и, согласно записям Ван Дейка, умственно еще очень острая.

12 июля 1624 года Ангисолу посетил молодой фламандский художник Антонис ван Дейк , который записал в свой альбом для рисования зарисовки своего визита к ней. [29] Ван Дейк, который считал, что ей 96 лет (на самом деле ей было около 92), отметил, что, хотя «ее зрение было ослаблено», Ангуиссола все еще была психически здорова. [28] От этого визита сохранились отрывки из советов, которые она дала ему по поводу живописи. [30] и, как говорят, он утверждал, что их разговор научил его большему об «истинных принципах» живописи, чем чему-либо еще в его жизни. [2] [3] Ван Дейк нарисовал ее портрет, находясь у нее в гостях. Этот последний портрет Ангуиссолы выставлен на всеобщее обозрение в Ноле . [31] В следующем году она вернулась на Сицилию.

Ангуиссола стала богатой покровительницей искусств после того, как у нее ослабло зрение. [25] В 1625 году она умерла в возрасте 93 лет в Палермо.

Обожающий второй муж Ангуиссолы, который описал ее как маленькую, но «великую среди смертных», с честью похоронил ее в Палермо в церкви Сан-Джорджо деи Дженовези . Семь лет спустя, в годовщину ее 100-летия со дня рождения, ее муж поместил на ее могилу надпись, которая частично гласила:

Софонисбе, моей жене, занесенной в число прославленных женщин мира, выдающихся в изображении мужских образов. Орацио Ломеллино, скорбя о потере своей великой любви, в 1632 году посвятил эту маленькую дань уважения такой великой женщине.

- Орацио Ломеллино, Надпись на могиле Ангуиссолы. [32]
Портрет Иоанны Австрийской, принцессы Португалии. 1550-е годы. Частная коллекция.
Софонисба Ангиссола, Автопортрет, 1610 г.

Влияние Кампи, репутация которого была основана на портретной живописи, очевидно в ранних работах Ангуиссолы, таких как «Автопортрет» ( Флоренция , Уффици ). Ее творчество было сродни светской традиции Кремоны, находящейся под сильным влиянием искусства Пармы и Мантуи, в которых даже религиозные произведения были проникнуты чрезвычайной деликатностью и очарованием. От Гатти она, кажется, впитала элементы, напоминающие Корреджо , положив начало тенденции в кремонской живописи конца 16 века. Это новое направление отражено в картине «Лючия, Минерва и Европа Ангуиссола, играющие в шахматы» (1555; Познань, Н. Мус.), в которой портретная живопись сливается с квазижанровой сценой , характерной чертой, заимствованной из брешианских моделей.

Основная часть ранних работ Ангуиссолы состоит из автопортретов (многие «авторитратти» отражают тот факт, что ее портреты часто требовались из-за ее известности) и портретов ее семьи, которые многие считают ее лучшими работами.

Ангуиссоле приписывают около пятидесяти работ. Ее картины можно увидеть в галереях Балтимора ( Художественный музей Уолтерса ), Бергамо, Берлина ( Gemäldegalerie ), Граца ( Joanneum Alte Galerie ), Мадрида ( Музей Прадо ), Милана ( Пинакотека Брера ), Милуоки ( Художественный музей Милуоки ), Неаполь ( Национальный музей Каподимонте ), Познань ( Национальный музей, Познань ), Сиена ( Национальная пинакотека ), Саутгемптон (Городская художественная галерея) и Вена ( Музей истории искусств ).

Работает

[ редактировать ]

Историческое значение

[ редактировать ]

Творчество Софонисбы Ангиссолы оказало неизгладимое влияние на последующие поколения художников. Ее портрет королевы Елизаветы Валуа с зибеллино (шкура куницы с головой и ногами, украшенными драгоценными камнями) широко копировался многими лучшими художниками того времени, такими как Питер Пауль Рубенс , в то время как Караваджо якобы черпал вдохновение из работы Ангуиссолы для его «Мальчика, укушенного ящерицей» . [16]

Ангуиссола имеет большое значение для историков феминистского искусства. Хотя в западной истории никогда не было периода, когда женщины полностью отсутствовали в изобразительном искусстве, большой успех Ангуиссолы открыл путь большему числу женщин к серьезной карьере художниц; Лавиния Фонтана выразила в письме, написанном в 1579 году, что она и еще одна женщина, Ирен ди Спилимберго , «намерились научиться рисовать» после того, как увидели один из портретов Ангуиссолы. [33] Среди ее наиболее известных преемников - Лавиния Фонтана , Барбара Лонги , Феде Галиция и Артемизия Джентилески .

Кремонская школа носит название Liceo Statale Sofonisba Anguissola. [34]

Американский художник Чарльз Уилсон Пил (1741–1827) назвал свою дочь Софонисбой Ангусчиолой (1786–1859; фамилия по браку Селлерс). Она стала художницей и квилтерницей , чьи работы находятся в Художественном музее Филадельфии .

4 августа 2017 года кратер на Меркурии . ее именем был назван [35]

Последние выставки

[ редактировать ]
  • 2019–2020: Ангуиссола вместе с Лавинией Фонтана была в центре внимания крупной выставки под названием «Повесть о двух женщинах-художницах» в Музее Прадо в Мадриде. [36]
  • 2022: «Софонисба – забытое чудо истории» в коллекции живописи Ниваагард. [37]
  • 2023: «Софонисба Ангиссола» в Двадцатом Рейксмузеуме. [38]
  • 2023–2024: Ангуиссола участвует в выставке «Оставляя свой след: история женщин-художниц в Европе, 1400–1800 гг.». [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 35. ISBN  978-0714878775 .
  2. ^ Jump up to: а б ЭБ (1878) .
  3. ^ Jump up to: а б ЭБ (1911) .
  4. ^ Вазари. п. 36
  5. ^ Jump up to: а б «Ангуиссола – EFL – Ломбардское историческое общество» .
  6. ^ Гамберини, Сесилия (2016). Баркер, Шейла (ред.). Софонисба Ангиссола при дворе Филиппа II Бреполи. стр. 100-1 29–38. ISBN  978-1-909400-35-1 . {{cite encyclopedia}}: |work= игнорируется ( помогите )
  7. ^ Шредер, Франц (1830). Генеалогический репертуар подтвержденных дворянских семей и титулованных дворян, существующих в венецианских провинциях... (на итальянском языке). Альвисополи. п. 32 .
  8. ^ «Автопортрет; Софонисба Ангиссола (итальянка (кремонская), около 1532–1625); итальянка; около 1556» . Бостон: Музей изящных искусств. Инвентарный номер 60.155.
  9. ^ «Ангуиссола – EFL – Ломбардское историческое общество» . servizi.ct2.it (на итальянском языке) . Проверено 12 сентября 2018 г.
  10. ^ «АНГВИССОЛА в «Итальянской энциклопедии» » .
  11. ^ Коста, Патриция (1999). «Автопортрет Софонисбы Ангуиссолы в Бостонском музее изящных искусств». Арте Ломбарда . 125 (1): 54–62. JSTOR   43132413 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж «Софонисба Ангиссола | Биография, искусство и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 16 января 2019 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Жизнь и творчество Софонисбы Ангиссолы, дворянки, портретистки Филиппа II» . Хаб-страницы . Проверено 16 января 2019 г.
  14. ^ Грир, Жермен (1978), Гонка с препятствиями: судьбы женщин-художников и их работы , Нью-Йорк: Фаррар, стр. 180
  15. ^ Гленн, Шарли Маллинз (1990), «Софонисба Ангиссола: забытое чудо истории», Women's Studies , 18 (2/3): 296, doi : 10.1080/00497878.1990.9978837
  16. ^ Jump up to: а б «Микеланджело Буонарроти и его женщины» . Флорентиец . 2 ноября 2017 года . Проверено 16 января 2019 г.
  17. ^ «Софонисба Ангиссола: Позднее Возрождение | Невысказанные художники» . сайты.psu.edu . Проверено 16 января 2019 г.
  18. ^ Сильвия Ферино-Пагден и Мария Куше, Софонисба Ангиссола: женщина эпохи Возрождения (Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве, 1995).
  19. ^ Розика, Паркер ; Поллок, Гризельда (29 октября 1981 г.). Старые любовницы: женщины, искусство и идеология . Лондон. ISBN  0710008791 . OCLC   8160325 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Мэри Гаррард, «Вот смотрю на меня: Софонисба Ангиссола и проблема женщины-художницы», Renaissance Quarterly 47, вып. 3:(1994): 556.
  21. ^ Мэри Гаррард, «Вот смотрю на меня: Софонисба Ангиссола и проблема женщины-художницы», Renaissance Quarterly 47, вып. 3:(1994): 557.
  22. ^ Чейни, Лиана Де Джиролами (1993). «Обзор Софонисбы Ангуиссолы: первой великой женщины-художницы эпохи Возрождения» . Журнал шестнадцатого века . 24 (4): 942–947. дои : 10.2307/2541628 . ISSN   0361-0160 . JSTOR   2541628 .
  23. ^ «Портрет маркиза Массимилиано Стампа» .
  24. ^ Вайдеманн, Кристиана; Ларасс, Петра; Клиер, Мелани (2008). 50 женщин-художников, которых вы должны знать . Престель. стр. 14, 15 . ISBN  978-3-7913-3956-6 .
  25. ^ Jump up to: а б «Софонисба Ангиссола» . www.oneonta.edu . Проверено 16 января 2019 г.
  26. ^ Марко Танци. «Ангуиссола». Гроув Арт онлайн . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 14 февраля 2017 г. необходима подписка
  27. ^ Museo del Prado, Каталог картин , 1996, с. 7, Министерство образования и культуры, Мадрид, ISBN   84-87317-53-7
  28. ^ Jump up to: а б Танзи, Марко. «Ангуиссола». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Проверено 23 мая 2014 г.
  29. ^ Яффе, Майкл. «Дик, Энтони ван». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Проверено 26 мая 2014 г.
  30. ^ Адриани, Герт (1940). Антон Ван Дейк: Итальянский альбом для рисования . Вена. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ Барнс, Сьюзен (2004). Ван Дейк: Полный каталог картин . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 171. ИСБН  978-0-300-09928-7 .
  32. ^ «Верховная Жрица: Описание» . 78 друзей. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года.
  33. ^ Джейкобс, Фредерика Х. (1994). «Способность женщины творить: необычный случай Софонисбы Ангуиссолы». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 47 (1): 74–101. дои : 10.2307/2863112 . JSTOR   2863112 . S2CID   162701161 .
  34. ^ «Факты о Софонисбе Ангиссоле» . biography.yourdictionary.com . Проверено 4 марта 2020 г.
  35. ^ «Названия планет: Кратер, кратеры: Ангуиссола на Меркурии» .
  36. ^ «Повесть о двух женщинах-художницах: Софонисбе Ангуиссоле и Лавинии Фонтана - Выставка - Национальный музей Прадо » www.meadowmuseum.com .
  37. ^ «Софонисба – забытое историей чудо» .
  38. ^ «Софонисба Ангиссола» .
  39. ^ Банта, Андалиб Бади, Алекса Грайст и Тереза ​​Кутас Кристенсен, ред. Оставляя свой след: история женщин-художниц в Европе, 1400–1800 гг . Торонто, Онтарио: Goose Lane Editions, 2023. Опубликовано вместе с одноименной выставкой, организованной и представленной в Художественном музее Балтимора с 1 октября 2023 г. по 7 января 2024 г. и в Художественной галерее Онтарио, 30 марта. , 2024 г. – 1 июля 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кароли, Флавио (1987). Софонисба Ангиссола и ее сестры (на итальянском языке). Милан: Мондадори. ISBN  9788804300892 .
  • де Тольне, Шарль (1941). «Софонисба Ангиссола и ее отношения с Микеланджело». Журнал Художественной галереи Уолтерса . IV : 115–119.
  • Гаррард, Мэри (1994). «Вот смотрит на меня: Софонисба Ангиссола и проблема женщины-художницы». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 47 (3): 556–622. дои : 10.2307/2863021 . JSTOR   2863021 .
  • Джордано, Франческо (29 июня 2006 г.). «Софонисба Ангиссола: жизнь для живописи». Патернези Сицилии . Катания.
  • Джордано, Франческо (2008). «Софонисба Ангиссола в Патерно». Исследовательско-ЦРЕС Центр экономических и научных исследований . 12 (1). Катания.
  • Гленн, Шарли Маллинз (ноябрь 1990 г.). «Софонисба Ангиссола: забытое чудо истории». Женские исследования . 18 (2–3). Гордон и Брич, Science Publishers SA: 295–308. дои : 10.1080/00497878.1990.9978837 . ISSN   0049-7878 .
  • Джейкобс, Фредрика (весна 1994 г.). «Способность женщины творить: необычный случай Софонисбы Ангуиссолы». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 47 (1): 74–101. дои : 10.2307/2863112 . JSTOR   2863112 .
  • Николсон, Элизабет С.Г.; Прайс, Ребекка; Макаллистер, Джейн; Петерфройнд, Карен И., ред. (2007). Итальянские художницы от Возрождения до барокко . Милан: Скира. стр. 106–121. ISBN  9788876249198 .
  • Пагден, Сильвия Ферино; Куще, Мария (1995). Софонисба Ангиссола: женщина эпохи Возрождения . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. ISBN  0940979314 . — каталог выставки

Романы, основанные на ее жизни

[ редактировать ]
  • Буллоса, Кармен (2008). Богородица и скрипка [ Мадонна и скрипка ] (на испанском языке). Мадрид: Редакция Сируэла. ISBN  9788498411898 . - роман о жизни Софонисбы Ангуиссолы.
  • ДиДжузеппе, Донна (2019). Дама в горностаем — История женщины, написавшей эпоху Возрождения: Биографический роман Софонисбы Ангиссолы . Темпе, Аризона: Bagwin Books. ISBN  978-0-86698-821-6 .
  • Монтани, Кьяра (2018). Софонисба Портреты души (на итальянском языке). Лураго д'Эрба: Вишневое дерево. ISBN  9788867715510 .
  • Пьерини, Джованна (2018). Дама с веером (на итальянском языке). Милан: Электа. ISBN  9788891811776 .
  • Вихос, Лиза (2022). Одинокая змея: История Софонисбы Ангуиссолы . Шебойган, Висконсин: Water's Edge Press. ISBN  978-1-952526-10-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 065a5ae73c6e2e46ab636863dcd05a34__1719020700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/34/065a5ae73c6e2e46ab636863dcd05a34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sofonisba Anguissola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)