Игра в шахматы (Софонисба Ангуиссола)
Игра в шахматы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Софонисба Ангиссола |
Год | в. 1555 г. |
Середина | холст, масло |
Размеры | 72 см × 97 см (28 × 38 дюймов) |
Расположение | Национальный музей в Познани , Познань |
«Игра в шахматы» (или «Портрет сестер художника, играющих в шахматы» ) — картина, написанная маслом на холсте ок. 1555 год, итальянская художница эпохи Возрождения Софонисба Ангуиссола . Ангуиссоле было 23 года, когда она нарисовала это.
Картина подписана и датирована на краю шахматной доски, где Ангуиссола оставила латинскую надпись: SOPHONISBA ANGUSSOLA VIRGO AMILCARIS FILIA EX VERA EFFIGIE TRES SUAS SORORES ET ANCILLAM PINXIT MDLV – «Софонисба Ангуссола, девственная дочь Амилькаре, нарисовала с натуры своих трех сестер и горничная 1555».
История
[ редактировать ]Джорджо Вазари , посетивший Кремону, был гостем в доме Амилькаре Ангуиссола и любовался там картинами дочерей Амилькаре. Об «Игре в шахматы» он писал: «Я видел в этом году в Кремоне, в доме ее отца, картину, сделанную с большим усердием, изображающую трех его дочерей, играющих в шахматы, и с ними старую горничную. , сделанные с таким усердием и легкостью, что кажутся живыми, и единственное, чего не хватает, — это речи». Это самый старый документ, в котором упоминается эта картина, которая несколько лет висела в доме семьи Ангуиссола. [ 1 ]
Позже картина прибыла в Рим вместе с « Автопортретом в спинете » и двумя рисунками Ангуиссолы ( «Ребенок, укушенный омаром» и еще одним неопознанным рисунком) в фондах гуманиста и коллекционера Фульвио Орсини . Затем их унаследовал кардинал Одоардо Фарнезе . Затем игра в шахматы появилась в Неаполе, после того как наследство Фарнезе перешло к Бурбонам, и в конечном итоге оно было приобретено Лучано Бонапартом . После этого он снова перешел из рук в руки и попал в коллекцию, которая сегодня является частью Национального музея в Познани , Польша.
Известны три гравюры по мотивам этой картины.
Картина претерпела явные перекраски.
Состав
[ редактировать ]В красивом саду Лючия, третья из детей Ангуиссолы, передвигает шахматные фигуры; перед ней Минерва, рожденная четвертым, реагирующая на своего противника. Она привлекает внимание младшей сестры Европы (пятого рождения), которая следит за игрой и смеется. Минерва появляется на более поздней картине (« Семейный портрет Ангуиссола» , но в подростковом возрасте. «Портрет Европы» был написан Люсией Ангуиссола, возможно, годом позже. Европа Ангуиссола также опознается как ребенок на карандашном рисунке « Старуха, изучающая алфавит») . со Смеющейся девушкой, сегодня в Уффици, где также присутствует горничная, но старше женщины, которая появляется в «Игре в шахматы» .
Люсия в действии, а горничная наблюдает за происходящим. В физиогномике между более молодыми (богатыми) женщинами и пожилыми (простыми) женщинами наблюдается явный контраст. У молодых женщин Ангуиссолы есть драгоценности, вышитая одежда и сложные прически. Минерва носит то же ожерелье, что и «Портрет дамы» , который находится в Берлине и теперь идентифицируется как Бьянка Понцони Ангуиссола – мать трех девочек на шахматной доске. Действие картины происходит в домашней обстановке, в окружении дружелюбных фигур, но также видна соревновательность в игре в шахматы. В саду растет старый дуб, обвешанный ветвями: это символ прочности семейных отношений. На заднем плане — голубой пейзаж, написанный во фламандском стиле.
Изображение женщин, играющих в шахматы
[ редактировать ]Экстравагантный «королевский наряд», который носят три сестры Ангуиссола, указывает на то, что Софонисба Ангуиссола рисовала эту сцену не для того, чтобы воссоздать конкретный случай игры в шахматы между сестрами. [ 2 ] Роскошный костюм Ангуиссола одевает своих сестер, возвращает связь с домашними традициями вышивания или ткачества, но, изображая эту группу, погруженную в деятельность, совершенно отличную от обычных навыков, которые были жизненно важны для образования девочки в тот период времени, Ангуиссола показывает эти молодые женщины в новом мире. [ 2 ]
В игре «Шахматы» участвует исключительно женская группа. Ко времени создания картины Ангуиссолы в Италии действовали новые шахматные правила, изменившие иерархию власти так, что ферзь имел наибольшее значение из всех шахматных фигур. [ 3 ] Ангуиссола включает в этот состав своих сестер и служанку, но исключает младшего брата Асдрубале. [ 2 ] Полностью женский состав не похож на многие предшествующие ему произведения искусства шестнадцатого века, изображающие шахматные партии, такие как Джулио Кампи » «Игра в шахматы или » Лукаса ван Лейдена «Игра в шахматы . [ 3 ] Шахматы были частью гуманистического образования и считались прекрасным интеллектуальным упражнением для человека; в отличие от карточных игр и игр в кости, которые были запрещены женщинам, но они основывались на удаче, а не на уме. Работы Ангуиссолы действуют как «самопрославление женских достижений и талантов». [ 3 ] в том, как он бросает вызов прошлому «исключению женщин из участия в шахматах и интеллектуальных занятиях». [ 4 ]
Согласно старой традиции, шахматы отсылали к битве амазонок. В своем стихотворении 1550 года под названием «Scacchia Ludus» (или «Игра в шахматы ») кремонский поэт и епископ Альбы Марко Джероламо Вида иногда называл королеву Девой , а иногда Амазонкой , и говорил, что она может двигаться в любом направлении. [ 5 ] Ферзи имели возможность воскреснуть из пешки. [ 6 ] В заключительном разделе Вида упоминает битву между двумя королевами, в которой белая королева умирает и снова воскресает. В конце черный ферзь ставит мат белому. Битва, нарисованная Ангуиссолой, намекает на поиски женщины-победительницы. При этом шахматная доска становится аллегорией, а истинными королевами становятся две сестры Ангуиссола, которые добродетельно проводят свою жизнь, принимая участие в образовательных упражнениях. [ 7 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Женщины в шахматах
- Джилл Берк, Обзор женского труда в шахматной партии Софонисбы Ангуиссолы , Сообщение в блоге, июнь 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Культурный центр «Читта ди Кремона» в Сан-Мария-делла-Пьета (Италия) и др., Редакция. Софонисба Ангиссола и ее сестры . Леонардо арт, 1994, стр190.
- ^ Jump up to: а б с Коул, Майкл Уэйн (11 февраля 2020 г.). Урок Софонисбы: художница эпохи Возрождения и ее творчество . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-19832-3 . OCLC 1108816930 .
- ^ Jump up to: а б с Гаррард, Мэри Д. (2005). Вот смотрит на меня: Софонисба Ангиссола и проблема женщины-художницы . OCLC 887237750 .
- ^ САЙМОНС, П. (1 января 1993 г.). «(Проверить) Спаривание гроссмейстеров: гендерная, сексуализированная политика шахмат в Италии эпохи Возрождения» . Оксфордский художественный журнал . 16 (1): 59–74. дои : 10.1093/oxartj/16.1.59 . ISSN 0142-6540 .
- ^ Марко Джироламо Вида, Poemata omnia. Гимны короля divinis, Christiados, De Arte поэтика, De Bombyce, Scacchia, Bucolica Eclogae, Разные песни ранее не публиковавшийся
- ^ Северино, Марк Аврелий. 1690. Философия «Почему шахматы, для которых сначала ясно показана хитрость универсальной ткани», затем конкретная причина постановления и всех тенденций в шахматах: «Почему шахматы, для которых сначала ясно показана хитрость» универсальной структуры, а затем и конкретной причины постановления и всего развития шахмат. Неаполь: Антонио Булифон .
- ^ Культурный центр «Читта ди Кремона» в Сан-Мария-делла-Пьета (Италия) и др., Редакция. Софонисба Ангиссола и ее сестры. Леонардо арт, 1994, стр.68.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с игрой в шахматы Софонисбы Ангуиссолы, на Викискладе?