Jump to content

Софонисба

Софонисба
𐤑𐤐𐤍𐤁𐤏𐤋
Софонисба работы Симоны Кантарини ( ок. 1638 г.)
Умер 203 г. до н.э.
Кудрявый
Супруг Сифакс (ум. 206 г. до н.э.; див? 203 г. до н.э.) Масинисса (ум. 203 г. до н.э.)
Отец Гасдрубал Гиско
Смерть Софонисбы , картина Джамбаттиста Питтони ( ок. 1718 г.)

Софонисба (на пуническом языке , 𐤑𐤐𐤍𐤁𐤏𐤋 Ṣap̄anbaʿal ) (эт. 206–203 до н. э.) была карфагенской дворянкой , жившей во время Второй Пунической войны , и дочерью Гасдрубала Гиско . Она имела влияние на политический ландшафт Нумидии , убедив царя Сифакса перейти на другую сторону во время войны, а позже, совершив поступок, ставший легендарным, она отравила себя, вместо того чтобы быть униженной во время римского триумфа .

Форма имени Софонисба неизвестна до пятнадцатого века в нескольких поздних рукописях Ливия, но в более поздней литературе это более известная форма. Ее еще называют Софонисбе и Софониба . Однако ее настоящее имя может быть неясным. Ее история рассказана у Ливия (30.12.11–15.11), Диодора (27.7), Аппиана (каламбур 27–28) и Кассия Диона (Зонара 9.11), но Полибий , встретивший Масиниссу, никогда не называет Софонисбу по имени. в его намеках на нее (14.4 и след.). Тем не менее, было высказано предположение, что рассказ Полибия лежит в основе истории Софонисбы. [1]

Расовая принадлежность Софонисбы, коренной карфагенянки, была предметом некоторых дискуссий. [2] Древние и средневековые источники мало упоминают о ее расе, вместо этого сосредотачиваясь на африканском происхождении ее мужа. Сама Софонисба, в более позднем рассказе Петрарки эпохи Возрождения, описывается как блондинка с молочной кожей. [3] Эта интерпретация принята более поздними авторами, такими как драматурги Томас Наббс и Натаниэль Ли , которые, наоборот, подчеркивают североафриканское, берберское происхождение Масиниссы и Сифакса. [4]

Биография

[ редактировать ]
Смерть Софонисбы , Маттиа Прети ( ок. 1670 г.)

В 206 г. до н.э. Софонисба была обручена с королем Масиниссой , лидером массилиев или восточных нумидийцев, который вместе с Гиско служил против Рима в Испании , чтобы заключить дипломатический союз между Карфагеном и массилиями. Однако карфагенский сенат запретил свадьбу и приказал Софонисбе выйти замуж за Сифакса, вождя западных масаесилов , который до этого момента был союзником Рима. Кассий Дион предполагает, что это произошло потому, что Сифакс считался лучшим союзником, в то время как Аппиан говорит, что Сифакс был влюблен в Софонисбу и активно настаивал на браке, беспокоя Карфаген восстаниями и угрожая нападениями вместе с римскими войсками, пока они не уступили. В любом случае Софонисба вышла замуж за Сифакса в 206 г. до н.э., превратив его в величайшего союзника Карфагена на территории Африки. Тем временем Масинисса, недовольный сложившимися обстоятельствами, тайно заключил союз со Сципионом Африканским и вернулся в свои земли. [5] Некоторые считают, что эти рассказы могут быть приукрашены, поскольку Ливий подразумевает, что Масинисса встретил ее впервые после битвы при Цирте , но это не совсем несовместимо с предыдущим. [6]

Классические летописцы восхваляют Софонисбу за ее добродетели и умения. Диодор Сицилийский называл ее «красивой на вид, женщиной самых разных настроений, одаренной способностью привлекать мужчин к своим услугам». [7] в то время как Кассий Дион утверждает, что она имела высшее музыкальное и литературное образование и была «умной, заискивающей и в целом настолько очаровательной, что одного ее вида или даже звука ее голоса было достаточно, чтобы победить каждого, даже самого равнодушного». [8] Полибий также подчеркивает ее молодость, называя ее невестой-ребенком, о чем также упоминает Диодор. Тем не менее, эти черты побудили современных историков считать ее настоящим политическим агентом Карфагена, а не просто пешкой в ​​войне. [9]

Софонисба в струящемся платье и с чашкой в ​​руках наклоняется вправо, а за ее спиной стоит служанка.
Софонисба, Ян Брауэр (1652–1688)

Верная своему городу, Софонисба сумела заставить Сифакса объединить силы с Гасдрубалом и встретиться со Сципионом и Масиниссой в битвах при Утике и на Великих равнинах , но пунические силы в конечном итоге потерпели поражение. Затем Сифакс потерпел поражение и захватил себя в плен в 203 г. до н.э. в битве при Цирте . Когда Софонисба попала в руки Масиниссы, он освободил ее и женился на ней, признав, что ее заставили выйти замуж за Сифакса против ее воли. Однако после выслушивания претензий (подтвержденных запросами Гая Лелия ) [10] что Сифакс действовал против Рима под влиянием Софонисбы, Сципион отказался согласиться на эту договоренность, опасаясь, что она настроит против него и Масиниссу. Он настоял на немедленной выдаче принцессы, чтобы ее можно было отвезти в Рим и появиться на триумфальном параде . [11] С другой стороны, Плутарх считает, что Сципион просил о доставке Софонисбы из соображений безопасности, опасаясь, что Масинисса может мучить ее в отместку за ее брак с Сифаксом. [12]

Хотя Масинисса любил Софонисбу, он согласился оставить ее, чтобы не быть объявленным врагом Рима, и отправился в Софонисбу. Он сказал ей, что не сможет освободить ее из плена или защитить от римского гнева, и поэтому попросил ее умереть, как истинную карфагенскую принцессу. С великим хладнокровием она выпила чашу с ядом , которую он ей предложил, и умерла, ругая Масиниссу за то, что их брак стал коротким и горьким. [13] После этого Масинисса передала Сципиону ее труп. Его королевство и Рим оставались союзниками еще долгое время после смерти Масиниссы в 148 г. до н.э. [ нужна ссылка ] (Масинисса пережил жену на 55 лет.)

В литературе, искусстве и кино

[ редактировать ]
Софонисба Корнеля, 1663 г.

Петрарка подробно изложил ее историю в своей эпической поэме «Африка» , опубликованной посмертно в 1396 году.

Драматург Джон Марстон написал «Чудо женщин» , римскую трагедию, основанную на истории Софонисбы, в 1606 году для Детей королевских пиров.

Существует ряд картин, на которых Софонисба пьет свой яд, но сюжет часто очень похож на картину Артемизии II Карийской, пьющей прах своего мужа, а также на картину Рембрандта в Прадо (теперь известную как Юдифь на банкете Олоферна ) и Донато Крети в Национальной галерее являются примерами работ, в которых предполагаемый сюжет остается неопределенным между ними. [14] В Брюсселе сохранился гобелен 17 века, изображающий встречу Софонисбы и Масиниссы, по мотивам картины Рубенса . [15]

Софонисба стала предметом трагедий (а позже и опер) с 16 по 19 века и, наряду с историей Клеопатры , создала больше драм, чем любая другая. [ нужна ссылка ] Первая трагедия приписывается итальянскому «Галеотто дель Карретто» (ок. 1470–1530), написанному в 1502 году, но изданному посмертно в 1546 году. Однако первой появилась Джан Джорджио Триссино пьеса 1515 года, которая «в систематизация форм итальянской классической трагедии помогла предать забвению «Софонисбу» Дель Карретто». [16] Во Франции версия Триссино была адаптирована Мелленом де Сен-Желе (исполнена в 1556 г.) и, возможно, послужила основной моделью для версий Антуана де Монкрестьена (1596 г.) и Николя де Монтре (1601 г.). Трагедия Жана Мэре (1634 г.) — один из первых памятников французского «классицизма», за ней последовала версия Пьера Корнеля (1663 г.).

История Софонисбы также послужила темой для драматических произведений Джона Марстона (1606 г.), Дэвида Мюррея (1610 г.), Натаниэля Ли (1676 г.), Даниэля Каспара фон Лоэнштейна (1680 г.), Джеймса Томсона (1729 г.), Франсуа Жозефа Лагранжа-Шанселя , отредактировано Вольтером (1770 г.), Витторио Альфьери (1789 г.), Эмануэлем Гейбелем (1869 г.), Иеронимом де Рада (1892 г.), Джузеппе Брунати [ it ] (1904 г.), Васко Граса Моура (1993 г.) и другими.

Софонисба также была предметом вокальных музыкальных произведений таких композиторов, как Генри Перселл (1685), Антонио Кальдара (1708), Леонардо Лео (1718), Лука Антонио Предьери (1722), Никколо Джоммелли (1746), Бальдассаре Галуппи (1747, 1764). , Мария Тереза ​​Аньези (1747-49), Томмазо Траэтта (1762), Антонио Борони (1764), Кристоф Глюк (1765), Маттиа Венто [ it ] (1766), Кристиан Готтлоб Неефе (1776), Антониу Леаль Морейра (1783) , Джозеф Хоакин Масуэло (1784 г.), Пьетро Алессандро Гульельми (1802 г.), Маркос Португал (1803 г.), Фердинандо Паер (1805 г.), Винченцо Федеричи (1805 г.), Луиджи Петрали (1844 г.) и Димитри Куклин (1945 г.).

Софонисба также появляется в кино, сначала в немом фильме Джованни Пастроне 1914 года «Кабирия» , а затем снова в эпическом фильме Кармина Галлоне 1937 года «Сципион Африканский: Поражение Ганнибала» .

Наконец, она появляется как бывшая возлюбленная восточно-нумидийского принца Масиниссы, вышедшая замуж за Сифакса против ее воли в манге Ad Astra – Scipio to Hannibal .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Sophonisbe . Архивировано 5 апреля 2005 г., в Wayback Machine.
  2. ^ Макдональд, Джойс Грин, изд. (2002), «Дидона и Софонисба из Карфагена: брак, раса и связи между мужчинами» , Женщины и раса в текстах раннего Нового времени , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 68–86, ISBN  978-0-521-81016-6 , получено 16 марта 2023 г.
  3. ^ Петрарка, Африка, Книга 5.
  4. ^ Томас Наббес, Ганнибал и Сципион. Историческая трагедия . (Лондон, 1637 г.). Натаниэль Ли, Софонисба, или Свержение Ганнибала (1676)
  5. ^ Аппиан , II, 10–11.
  6. ^ Батлер и Скаллард (1953) Ливи XXX стр. 97
  7. ^ Диодор Сицилийский , 27, 7.
  8. ^ Кассий Дион , HR, XVII, 51–52 .
  9. ^ Кармен Соарес; Хосе Луис Брандао; Педро К. Карвальо (2011). Древняя история: междисциплинарные отношения. Источники, искусство, философия, политика, религия и приемы . Пресса Университета Коимбры. ISBN  978-98-926156-3-9 .
  10. ^ Аппиан, В, 27
  11. ^ Диодор Сицилийский, 27, 7.
  12. ^ Плутарх , Сципион , 29 лет.
  13. Ливи, Из основанного города , 30.15.
  14. ^ Финалди, Габриэле и Китсон, Майкл, Открытие итальянского барокко: коллекция Дени Махона , стр. 56, 1997, Публикации Национальной галереи, Лондон/Йельский университет, ISBN   1857091779
  15. ^ «Гобелен с изображением драматической сцены Пунических войн» . Журнал «Лотос» . 6 (2): 111–112. 1914. ISSN   2150-5977 . JSTOR   20543609 .
  16. Аннотация . Архивировано 4 августа 2008 г. в Wayback Machine статьи «Sofonisba Галеотто Дель Карретто» Лованиано Росси в Levia Gravia (2000). Университеты Турина и Восточного Пьемонте.
  • Ливий, Ab urbe contida libri xxx.23, xxx.8, 12–15.8

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d2f08bd7ac93e87805fbbf39cb9bfa5__1718958300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/a5/0d2f08bd7ac93e87805fbbf39cb9bfa5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sophonisba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)