Джон Марстон (драматург)

Джон Марстон (крещен 7 октября 1576 г. - 25 июня 1634 г.) был английским драматургом, поэтом и сатириком позднего елизаветинского и раннего якобинского периодов. Его карьера писателя продлилась всего десять лет. Его работы помнят своим энергичным и часто малоизвестным стилем, вкладом в развитие отчетливо якобинского стиля в поэзии и своеобразным словарным запасом.
Жизнь
[ редактировать ]Марстон родился в семье Джона и Марии Марстон, урожденной Гуарси, и крестился 7 октября 1576 года в Уордингтоне , Оксфордшир . Его отец был выдающимся юристом Миддл -Темпла , который сначала выступал в Лондоне , а затем стал советником Ковентри и, в конечном итоге, его управляющим. Джон Марстон поступил в колледж Брасеноз в Оксфорде в 1592 году и получил степень бакалавра в 1594 году. К 1595 году он уже жил в Лондоне, в Миддл-Темпле, членом которого он был принят тремя годами ранее. У него был интерес к поэзии и написанию пьес, хотя в завещании его отца 1599 года выражается надежда, что он откажется от такого тщеславия. Он женился на Мэри Уилкс в 1605 году, дочери преподобного Уильяма Уилкса, одного из короля Джеймса капелланов .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Недолгая карьера Марстона в литературе началась с набега на модные тогда жанры эпиллиона и сатиры . В 1598 году он опубликовал «Метаморфозы образа Пигмалиона» и «Некоторые сатиры» — сборник стихов в подражание, с одной стороны, Овидию , а с другой — сатирам Ювенала . Он также опубликовал еще одну книгу сатир, «Бич Виллани », в 1598 году. (Марстон выпускал эти сатиры под псевдонимом «У. Кинсейдер».) Сатира в этих книгах еще более дика и человеконенавистническая, чем это было типично для сатириков десятилетия. Более того, стиль Марстона местами искажен до неразборчивости: он считал, что сатира должна быть грубой и неясной, возможно, потому, что он считал (как и многие другие писатели того времени), что термин «сатира» произошел от греческого слова «сатира». ' Сатир играет '. Марстон, похоже, был взбешен заявлением Джозефа Холла о том, что он первый сатирик на английском языке; Холл присутствует в некоторых косвенных эпизодах По крайней мере, в одной из сатир . Некоторые видят Уильяма Шекспира , «Терсит» и «Яго» а также безумные речи короля Лира , вдохновленные «Бичем Виллани» . Марстон, однако, появился на литературной сцене, поскольку увлечение стиховой сатирой должно было быть сдержано цензурой. Архиепископ Кентерберийский Джон Уитгифт и епископ Лондона Ричард Бэнкрофт запретили « Бич» и публично сожгли его вместе с копиями произведений других сатириков 4 июня 1599 года.
Написание драматургии с Хенслоу
[ редактировать ]В сентябре 1599 года Джон Марстон начал работать у Филипа Хенслоу драматургом . После работ О. Дж. Кэмпбелла обычно считалось, что Марстон обратился к театру в ответ на епископский запрет 1599 года ; более поздние ученые отметили, что запрет не соблюдался с особой строгостью и, возможно, вообще не запугал потенциальных сатириков. В любом случае Марстон оказался хорошей партией для сцены — не публичной сцены Хенслоу, а «частных» театров, где мальчики-игроки разыгрывали пикантные драмы для публики из городских галантных людей и молодых членов « Судебных постоялых дворов» . Традиционно, хотя и без явной внешней атрибуции, «Истриомастикс» считается его первой пьесой; исполненный либо Детьми Павла, либо учениками Миддл Темпла примерно в 1599 году , он, похоже, спровоцировал Войну театров , литературную вражду между Марстоном, Джонсоном и Деккером, которая произошла примерно между 1599 и 1602 годами. 1600, Марстон написал «Развлечения Джека Драма». и «Антонио и Меллида» , а в 1601 году он написал «Месть Антонио» , продолжение последней пьесы; все три были исполнены труппой Paul's. В 1601 году он написал стихи для книги Роберта Честера « Мученик любви». Что касается Хенслоу, то он, возможно, сотрудничал с Деккером, Дэем и Хотоном в «Lust's Dominion» .
Вражда с Джонсоном
[ редактировать ]
К 1601 году он был хорошо известен в лондонских литературных кругах, особенно как враг столь же драчливого Бена Джонсона . Джонсон, который сообщил Драммонду , что Марстон обвинил его в сексуальном распутстве, высмеивал Марстона в роли Гвоздики в « Каждом человеке из своего юмора» , в роли Криспина в «Поэтастере» и в роли Гедона в «Пирах Синтии» . Джонсон критиковал Марстона за то, что он был лжепоэтом, тщеславным и небрежным писателем, который занимался плагиатом чужих произведений и чьи собственные произведения отличались причудливой дикцией и уродливыми неологизмами. Со своей стороны, Марстон, возможно, высмеивал Джонсона как самодовольного и высокомерного критика Брабанта-старшего в « Развлечениях Джека Драма» и как завистливого, человеконенавистнического драматурга и сатирика Лампато Дориа в «Что пожелаете» .
Возвращение с Парнаса (II)» Сатирическая пьеса « , поставленная в колледже Св. Иоанна в Кембридже в 1601 и 1602 годах, охарактеризовала Марстона как поэта, в чьих произведениях он «мочится против мира». [ 1 ]
Если Джонсону можно доверять, вражда между ним и Марстоном вышла за рамки литературной. Он утверждал, что избил Марстона и забрал у него пистолет. Однако два драматурга помирились вскоре после так называемой войны; Марстон написал вступительное стихотворение к «Сеянусу» Джонсона в 1605 году и посвятил «Недовольство» Джонсону . Тем не менее, в 1607 году он критиковал Джонсона за то, что он был слишком педантичен, чтобы делать скидку на свою аудиторию или потребности эстетики.
Блэкфрайерс
[ редактировать ]Несмотря на эту напряженность, карьера Марстона продолжала процветать. В 1603 году он стал акционером компании Children of Blackfriars, в то время известной тем, что неуклонно раздвигала допустимые границы личной сатиры, насилия и непристойности на сцене. Вместе с труппой он написал и поставил две пьесы. Первым был «Недовольный» 1603 года; эта сатирическая трагикомедия — самая известная пьеса Марстона. Эта работа изначально была написана для детей в Блэкфрайарс, а позже была передана (возможно, украдена) «Людям королей» в «Глобус» с дополнениями Джона Вебстера и (возможно) самого Марстона.

Второй пьесой Марстона для детей Блэкфрайарс была «Голландская куртизанка» , сатира на похоть и лицемерие, поставленная в 1604–1605 годах. В 1605 году он работал с Джорджем Чепменом и Беном Джонсоном над «Восточным Хо» , сатирой на популярный вкус и тщеславными мечтами о богатстве, которое можно найти в Вирджинии . Чепмен и Джонсон были арестованы, по словам Джонсона, за несколько статей, оскорбивших шотландцев, но Марстон избежал тюремного заключения. Фактическая причина ареста и подробности кратковременного задержания точно не известны; в этом случае обвинения были сняты.
В 1606 году Марстон, кажется, оскорбил, а затем успокоил короля Якова. Во-первых, в «Паразитастре», или «Олененке», он высмеивал конкретно короля. Однако летом того же года он поставил постановку «Голландской куртизанки» короля Дании к визиту с латинским стихом о короле Якове, который был вручен королю вручную. Наконец, в 1607 году он написал «Развлечение в Эшби» , маску для графа Хантингдона . В этот момент он вообще прекратил свою драматическую карьеру, продав свои акции компании Blackfriars. Его уход с литературной сцены мог быть вызван другой пьесой, ныне утерянной, которая оскорбила короля. Похоже, французский посол жаловался королю Якову на неуважительное обращение с французским двором в пьесах Чепмена, поставленных в Блэкфрайерс. Чтобы подкрепить свою позицию, он добавил, что была поставлена еще одна пьеса, в которой сам Джеймс был изображен пьяным. Возмущенный Джеймс приостановил выступления в Blackfriars и заключил Марстона в тюрьму. Это говорит о том, что он был автором оскорбительной пьесы. [ 2 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После окончания литературной карьеры он переехал в дом тестя и начал изучать философию . В 1609 году он стал читателем Бодлианской библиотеки в Оксфорде , стал дьяконом 24 сентября и священником 24 декабря 1609 года. Современные авторы были ошеломлены или удивлены сменой карьеры Марстона, причем некоторые из них комментировали ее кажущуюся внезапность. . В октябре 1616 года Марстону было поручено жить в Крайстчерче, Хэмпшир . Он умер 24 июня 1634 года в возрасте 57 лет в Лондоне и был похоронен в церкви Миддл-Темпл .
Гробницы в то время часто начинались с шаблонного слова « Memoriae Sacrum » («Священные памяти»), за которым следовало имя обитателя гробницы и описание его достижений, хотя такие слова высокомерны и противоречат христианским добродетелям скромности. . По словам Энтони а Вуда, на надгробии Джона Марстона была надпись « Oblivioni Sacrum » («Посвященные забвению»), которая, вероятно, была сочинена Марстоном, и, по словам Джошуа Скодела, короткая «эпитафия, таким образом, является одновременно самоуничижительной и остроумной». в своей новой инверсии традиции». [ 3 ]
Прием и критика
[ редактировать ]Репутация Марстона, как и большинства мелких драматургов эпохи Возрождения, сильно различалась. И «Недовольный» , и «Голландская куртизанка» оставались на сцене в измененных формах во время Реставрации . Подсюжет последнего превратился в забавный во времена Содружества ; после Реставрации Стюарта либо Афра Бен , либо Томас Беттертон обновили основной сюжет «Мести» или «Матча в Ньюгейте» , хотя эта адаптация делает пьесу одновременно более сентиментальной и менее морально сложной. Жерар Лэнгбейн в своем обзоре английских драматических поэтов делает хвалебный, но поверхностный отзыв о Марсоне.
После Реставрации произведения Марстона в значительной степени были низведены до статуса диковинки истории литературы. Общее сходство «Мести» Антонио с «Гамлетом» и роль Марстона в войне поэтов обеспечили его пьесам определенное научное внимание, но они не ставились и даже не читались широко. Томас Уортон предпочитал сатиру Марстона сатирам Бишопа Холла; однако в следующем столетии Генри Халлам отменил это решение. Уильям Гиффорд , возможно, самый преданный читатель Джонсона в восемнадцатом веке, назвал Марстона «самым непристойным, грязным и непристойным писателем своего времени». [ нужна ссылка ]
Романтическое . движение в английской литературе реанимировало репутацию Марстона, хотя и неравномерно В своих лекциях Уильям Хэзлитт хвалил сатирический гений Марстона; однако, если критики-романтики и их преемники были готовы предоставить лучшим произведениям Марстона место среди великих достижений того периода, они по-прежнему осознавали его непоследовательность, то, что Суинберн в более позднем поколении назвал его «неравномерным и нерегулярным владением». [ нужна ссылка ]
Однако в двадцатом веке некоторые критики были готовы рассматривать Марстона как писателя, который в значительной степени контролировал мир, который он создавал. Т. С. Элиот увидел, что это «неправильное владение» было частью мира Марстона, и заявил, что «Именно... давая нам ощущение чего-то позади, более реального, чем любой из персонажей и их действий, Марстон утверждает себя среди писателей гений». [ 4 ] Трагический стиль Марстона - сенеканский, и хотя его персонажи могут показаться, по собственному признанию Элиота, «безжизненными», вместо этого они используются как типы, чтобы передать их «теоретический смысл». [ 5 ] Элиот особенно восхищался Софонисбой и видел, как пьесы Марстона с их явно стилизованными персонажами и горьким изображением мира, где добродетель и честь лишь возбуждают «опасную зависть» ( Софонисба ; Акт 1, сцена 1, строка 45) у окружающих на самом деле воплотить в жизнь «паттерн, стоящий за узором, в который персонажи сознательно вовлекаются: тот тип узора, который мы воспринимаем в нашей собственной жизни только в редкие моменты невнимания и отстраненности». [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Пьесы и даты постановки
- Истриомастикс , 1599 г.
- Антонио и Меллида , Лондон, театр Павла, 1599–1600.
- Jack Drum's Entertainment , Лондон, театр Пола, 1599/1600.
- Месть Антонио , Лондон, театр Пола, 1600 год.
- Что хотите , Лондон, театр Пола, 1601 год.
- «Недовольный» , Лондон, Театр Блэкфрайарс , 1603–1604; Театр «Глобус», 1604 год.
- Паразитастер, или Олененок , Лондон, театр Блэкфрайарс, 1604 год.
- Eastward Ho , Марстон, Джордж Чепмен и Бен Джонсон , Лондон, театр Блэкфрайарс, 1604–1605.
- Голландская куртизанка , Лондон, театр Блэкфрайарс, 1605 год.
- Чудо женщин , или Трагедия Софонисбы , Лондон, театр Блэкфрайарс, 1606 год.
- Зрелище, представленное Священным Величествам Великобритании и Дании, когда они проходили через Лондон , Лондон, 31 июля 1606 года.
- Развлечения вдовствующей графини Дарби , Эшби-де-ла-Зуш в Лестершире , 1607 год.
- «Ненасытная графиня» , Марстон и Уильям Баркстеды , Лондон, Театр Уайтфрайерс , 1608 год?
Книги
- Метаморфоза пигмалионов . И Определенные Сатиры (Лондон: Напечатано Дж. Робертсом для Э. Мэттса, 1598 г.).
- Бич Виллани. Три книги сатир (Лондон: напечатано Дж. Робертсом и продано Дж. Бузби, 1598 г.; исправленное и дополненное издание, Лондон: Дж. Робертс, 1599 г.).
- Jacke Drums Entertainment: Или, Комедия Паскила и Кэтрин (Лондон: напечатано Т. Кридом для Р. Олив, 1601 г.).
- Любит мученика: или Жалоба Розалин , Марстон, Бен Джонсон , Уильям Шекспир и Джордж Чепмен (Лондон: напечатано для EB, 1601).
- История Антонио и Меллиды (Лондон: напечатано Р. Брэдоком для М. Лоунса и Т. Фишера, 1602 г.).
- Месть Антониоса (Лондон: напечатано Р. Брэдоком для Т. Фишера, 1602 г.).
- Недовольство (Лондон: Напечатано В. Симмсом для У. Эспли , 1604 г.).
- Eastward Hoe , Марстон, Чепмен и Джонсон (Лондон: напечатано Г. Элдом для У. Эспли, 1605 г.).
- Голландская куртизанка (Лондон: напечатано Т. Перфутом для Дж. Ходжетса, 1605 г.).
- Паразитастер, или Олененок (Лондон: напечатано Т. Перфутом для У. Коттона, 1606 г.).
- Чудо женщин , или Трагедия Софонисбы (Лондон: напечатано Дж. Виндетом, 1606 г.).
- Что пожелаете (Лондон: напечатано Г. Элдом для Т. Торппа, 1607 г.).
- Histriomastix : Или Игрок Кнут (Лондон: Напечатано Г. Элдом для Т. Торпа , 1610 г.).
- «Ненасытная графиня » Марстона и Уильяма Баркстедов (Лондон: напечатано Т. Снодэмом для Т. Арчера, 1613 г.).
- Работы г-на Дж. Марстона (Лондон: напечатано А. Мэтьюзом для У. Ширса, 1633 г.); переиздан как «Трагедии и комедии» (Лондон: напечатано А. Мэтьюзом для У. Ширса, 1633 г.).
- Комедии, Трагикомедии; И трагедии , Коллекция Nonce (Лондон, 1652 г.).
- «Владычество похоти», или «Похотливая королева» (предположительно та же пьеса, что и «Трагедия испанского мавра » Марстона, Томаса Деккера , Джона Дэя и Уильяма Хотона (Лондон: напечатано для FK и продано Робертом Поллардом, 1657 г.).
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2015 г. ) |
- ^ Ноулз, 2009 г. цитирует «Возвращение с Парнаса, часть вторая» , I.ii, ll. 266–70.
- ^ Большой 2002 , с. 171.
- ^ Скодел 1991 , с. 57.
- ^ Т.С.Элиот, Очерки елизаветинской эпохи (Лондон: Faber & Faber, 1934), стр. 189–90.
- ^ (Майкл Скотт, Пьесы Джона Марстона: тема, структура и исполнение, 1977)
- ^ Т. С. Элиот, Избранные эссе, Лондон: Faber, 1932, перепечатано и дополнено, 1934, переиздание. 1999), с. 232
Ссылки
[ редактировать ]- Беднарц, Джеймс (2001), Шекспир и война поэтов , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета
- Грот, Дэвид (2002), Лучшие актеры мира: Шекспир и его актерская компания , Гринвуд
- Ноулз, Джеймс (май 2009 г.) [2004], «Марстон, Джон (род. 1576, ум. 1634)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/18164 (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) Первое издание этого текста доступно на Wikisource: Ли, Сидни , изд. (1893). . Словарь национальной биографии . Том. 36. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Скодел, Джошуа (1991), Английская поэтическая эпитафия: память и конфликт от Джонсона до Вордсворта (иллюстрированное издание), Cornell University Press, стр. 57 , ISBN 9780801424823
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Джона Марстона в Project Gutenberg
- Работы Джона Марстона или о нем в Интернет-архиве
- Британская энциклопедия . Том. XV (9-е изд.). 1883. с. 575. .
- Работы Джона Марстона, том. 1. А. Х. Буллен, изд. в Google Книгах
- Работы Джона Марстона, том. 2.
- Работы Джона Марстона, том. 3.
- 1576 рождений
- 1634 смерти
- Английские поэты 17 века.
- Английские писатели XVII века
- Английские сатирики
- английские драматурги эпохи Возрождения
- Выпускники колледжа Брасеноз в Оксфорде
- Члены Миддл Темпл
- Английские поэты XVI века.
- Английские драматурги и драматурги XVI века.
- Английские драматурги и драматурги XVII века.
- Английские драматурги и драматурги-мужчины
- Английские поэты-мужчины