Недовольный
«Недовольство» — ранняя якобинская пьеса, написанная драматургом и сатириком Джоном Марстоном ок. 1603. Пьеса стала одним из самых успешных произведений Марстона. Ее широко считают одной из самых значительных пьес английского Возрождения; Вокруг него накопился обширный объем научных исследований и критических комментариев. [ 1 ]
Производительность
[ редактировать ]Впервые спектакль был поставлен «Детями королевских пиров», одной из трупп мальчиков-актеров, действовавших в ту эпоху, в театре Блэкфрайарс . Позже его перешла в руки King's Men , взрослой труппы, в которой работал Уильям Шекспир , и выступала в театре «Глобус» . В постановке «Люди короля» была представлена новая вставка , написанная Джоном Вебстером , и несколько новых сцен, вероятно, написанных самим Марстоном. Эти дополнения, возможно, были необходимы, потому что первоначальная пьеса была слишком короткой для целей King's Men: пьесы для трупп мальчиков, как правило, включали больше музыкальных интермедий, чем пьесы для взрослых трупп, и поэтому были короче.
Публикация
[ редактировать ]«Недовольство» было внесено в Реестр канцелярских товаров 5 июля 1604 года и опубликовано позже в том же году в ин-кварто в трех штатах: второй и третий содержали дополнения Марстона и введение Вебстера. Все три текста первого издания были напечатаны Валентином Симмсом для книготорговца Уильяма Эспли . [ 2 ]
Персонажи
[ редактировать ]- Джованни Альтофронто/Малеволе — свергнутый герцог Генуэзский, замаскированный при дворе под недовольного Малеволе.
- Пьетро Хакомо - нынешний герцог Генуи, узурпировавший Альтофронто.
- Мендоса — приемный наследник и протеже Пьетро, любовника Аурелии.
- Аурелия — жена Пьетро, герцогини Генуэзской.
- Фернезе — придворный , также любовник Аурелии.
- Селсо — верный друг Альтофронто и придворный шпион.
- Мария - заключенная жена Альтофронто.
- Аурелии Макерель — фрейлина .
- Билиозо — старый маршал.
- Препассо - джентльмен-помощник.
- Феррардо — приспешник Пьетро.
- Эквато и Геррино - Два придворных.
- Эмилия и Бьянка — спутницы Аурелии.
- Билиозо Пасарелло — дурак .
Индукция
[ редактировать ]Введение в эту переработанную версию является метатеатральным, в котором актеры спектакля и зрители на сцене комментируют драму, которая должна последовать, и обсуждают «горечь» ее сатиры. Актеры «Люди короля» Ричард Бербедж , Джон Лоуин и Генри Конделл появляются в роли самих себя, Уильям Слай появляется в роли молодого театрала, а Джон Синкло появляется в роли «Судного дня», его двоюродного брата. Галантный спрашивает Конделла, как «Люди короля» пришли к тому, чтобы поставить пьесу Блэкфрайара, и Конделл отвечает: «Почему не Злой в ин-фолио с нами, а Джеронимо в децимосексто с ними?» Он предполагает, что мальчики (по сравнению с секстодецимо ) украли пьесу «Королевские люди», возможно, продолжение Томаса Кида » «Испанской трагедии , » Блэкфрайерса и поэтому они украли «Недовольство для своих актеров размером с фолиант.
Краткое содержание
[ редактировать ]Двор герцога Пьетро Генуэзского гудит от разговоров о таинственном новом госте, Малеволе. В то время, когда Малевол не находится в своем зале, исполняя диссонирующую музыку, он проводит время, открыто критикуя двор и его придворных, категорически отказываясь участвовать в какой-либо лести. Хотя это вызывает у него гнев многих, Пьетро обнимает его, поскольку он «придает хороший интеллект» своему духу и заставляет его «понять те слабости, которые другие смягчают лестью». Заслужив доверие и уважение Пьетро, Малеволе сообщает, что жена Пьетро, Аурелия, завела роман с приемным наследником и протеже Пьетро , Мендосой. Малеволе далее настраивает Пьетро против этой пары, заявляя, что ситуация наиболее неестественна, поскольку рогоносец - это творение женщины, а не Бога, и подчеркивая кровосмесительную природу супружеской измены .
Когда разъяренный Пьетро бросается противостоять Мендосе, Малеволе встречается со своим другом Селсо. Выясняется, что Малеволе на самом деле является Альтофронто, бывшим герцогом Генуи, свергнутым в результате политического переворота, устроенного Мендосой от имени Пьетро, ставшего могущественным благодаря союзу с Флоренцией , упроченному его браком с Аурелией. Малевол с помощью своего шпиона Селсо изучает сильные и слабые стороны и секреты своих врагов, выжидая при дворе узурпатора, пока не представится подходящий момент для нанесения удара. Пока Малеволе строит планы в Генуе, его жена Мария находится в тюрьме и преданно ждет его возвращения.
Тем временем Пьетро противостоит Мендосе, обвиняя его в предательстве и супружеской измене. Хотя Пьетро угрожает убить его. Мендоса, зная, что Аурелия изменила не только ему, но и придворному Фернезе, переключает внимание герцога, раскрывая предательство Фернезе. Он убеждает герцога ворваться в покои Аурелии; если он найдет там Фернезе и попытается бежать, это послужит доказательством их супружеской измены. По большей части план Мендосы работает, но без его ведома Фернезе не убит, а сбегает, получив ранение. Раненый Фернезе ищет Альтофронто, ища помощи и защиты, которые предоставляет бывший герцог.
Позже Мендоса и Аурелия замышляют убить Пьетро, при этом Аурелия обещает использовать свое влияние на Флоренцию, чтобы Мендоса был назначен герцогом Генуи после смерти ее мужа. Мендоса приближается к Малеволе, чтобы совершить убийство, пока Пьетро уезжает на охоту. Малевол принимает задание и дарит Мендосе две коробки, обе из которых содержат дым. Пары одного ящика заставляют вдыхающих впадать в глубокий, смертоносный сон на двенадцать часов. Пары второго вызывают мгновенную смерть. Впечатленный кажущейся готовностью Малевола помочь ему в его планах, Мендоса раскрывает свой генеральный план. После убийства Пьетро и его герцогства, закрепленного за Аурелией, он предает гласности ее измены и впоследствии изгоняет ее, давая ему возможность взять Марию в жены, чтобы закрепить свои притязания на Геную. Через Селсо Малеволе знает, что Мария, все еще верная, не участвует в планах Мендосы. Он предлагает создать свидетеля, который дал бы показания о том, как Пьетро, страдающий из-за измен Аурелии, бросился в море, чтобы избежать какой-либо причастности к его смерти и поддержать утверждения Мендосы о ее неверности.
Малеволе находит Пьетро и сообщает ему о заговоре Мендосы против него. Он маскирует его под отшельника и приказывает дать показания о том, что он стал свидетелем собственной смерти. Пьетро делает то же самое и даже больше, оплакивая неоднократные измены Аурелии. Выслушав его показания, Мендоса немедленно изгоняет Аурелию и приказывает Малеволе сообщить Марии условия брака. Он также приказывает Малеволе убить замаскированного Пьетро, и в то же время приказывает Пьетро убить Малеволе. Впоследствии пара встречает Аурелию за пределами Генуи, страдающую от очевидной смерти Пьетро и испытывающую чувство вины из-за ее неверности. Малевол советует прощать, поскольку многие великие люди, от Артура до Геракла, стали жертвой прелюбодеяния. Пьетро соглашается. Впоследствии Мария оказывается верной, когда она отвергает предложение Мендосы о богатстве за ее руку и сердце, заявляя, что независимо от обстоятельств Альтофронто - ее настоящий муж.
Понимая, что единственная оставшаяся фигура, способная бросить вызов его силе, - это Альтофронто, Мендоса использует смертельный ящик, подаренный ему Малеволе, чтобы отравить его. Хотя ящик оказывается пустым, Альтофронто симулирует смерть. Затем Мендоса обвиняет Марию в убийстве отшельника, замаскированного Пьетро, на что Мария отвечает, что она с радостью примет смерть, а не выйдет замуж за узурпатора.
Мендоса устраивает роскошный бал-маскарад, чтобы отпраздновать свой приход к власти. Присутствуют все его предполагаемые жертвы. В назначенное время Альтофронто, Пьетро и Фернезе раскрываются, и планы Мендосы раскрываются. Альтофронто занимает свое законное место герцога. Мендоса, умоляющий сохранить ему жизнь, изгнан, а Пьетро и Аурелия примиряются.
Политический комментарий
[ редактировать ]«Недовольный» рассказывает историю свергнутого герцога Альтофронта, который принял альтер эго Малеволе, недовольного паразита, чтобы попытаться вернуть себе утраченное герцогство. Малевол - разгневанный сатирик, критикующий коррупцию и упадок суда, в котором он живет. Степень, в которой пьеса является комментарием о дворе Якова I и безнравственности его придворных, является спорной, поскольку сатира, в общем, достаточно общая, чтобы соответствовать любому двору. Однако некоторым современникам «Недовольство» казалось, как и более поздние пьесы Марстона, нападками на новых, самодовольных и коррумпированных шотландских придворных, и некоторая специфическая сатира не вызывает сомнений. Хотя Марстон предупреждает во вступительном послании: «В некоторых вещах я сознательно ошибался, например, предполагая герцога Генуэзского и взяв имена, отличные от фамилий этого города», некоторые ученые полагают, что Марстон намеревался представить Геную, представленную в «Недовольстве» , точной историческое изображение реального города. Доменико Ловаскио утверждает, что быстрая смена лидеров в пьесе является точным отражением исторически политически нестабильного города, города, изобилующего коррупцией, предательством и заговорами. [ 3 ]
Малевол как прототип шекспировского произведения
[ редактировать ]Персонаж Малевола, являющийся предметом постоянного критического анализа, часто обсуждается как прототип других, более известных персонажей драматического канона раннего Нового времени . Его часто называют предшественником шекспировского Жака в «Как вам это понравится» ; свободны в словах и почти профессиональны в своем цинизме и меланхолии. [ 4 ] Сходство в плане меланхолии, обмана и мести также послужило поводом для сравнения с шекспировским « Гамлетом » . [ 4 ]
Более поздние постановки
[ редактировать ]Спектакль не разыгрывался во время Реставрации и на протяжении 18 века. Он был возрожден в 1850 году в Олимпийском театре в Лондоне и не разыгрывался снова до 1960-х годов: постановка состоялась в 1964 году в Саутгемптонском университете , а затем в 1968 году в Оксфордском университете . В 1973 году была профессиональная постановка Джонатана Миллера . [ 5 ] и дальнейшие студенческие постановки в 1983 году в Театре ADC в Кембридже (спектакли в современной одежде) и в 1998 году на факультете английского языка Бостонского университета . В 2002 году Королевская шекспировская труппа поставила профессиональную постановку (с Энтони Шером в роли Малевола), а также Американский Шекспировский центр в 2010 году и Театр «Белый медведь» (в рамках проекта «Утерянная классика» ) в 2011 году. В 2014 году постановку под руководством Кейтлин Маклеод исполняла Globe Young Players (молодежная труппа, состоящая из двадцати человек в возрасте от 12 до 12 лет). 16-летние) в Театре Сэма Ванамакера в шекспировского театра «Глобус» Лондоне с 3 апреля 2014 года. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Логан и Смит, стр. 175–9, 182–91, 198–202, 222–3, 239–40.
- ^ Чемберс, Том. 3, с. 431.
- ^ Ловаскио, Доменико. «Герцоги, Доги и Могоньи: Генуя в «Недовольном» Джона Марстона». Примечания и вопросы, том. 64, нет. 2, 2017, стр. 310–312, doi:10.1093/notesj/gjx018.
- ^ Jump up to: а б Элмер Эдгар Столл (1906). «Шекспир, Марстон и недовольный тип» . Современная филология . 3 (3). Издательство Чикагского университета: 281–303. дои : 10.1086/386677 . OCLC 492975169 . S2CID 161511631 . Архивировано из оригинала 28 января 2020 года.
- ^ См. Введение к изданию Дэвида Кея «Новая Русалка», стр. xxxii–xxxvi.
- ^ «Молодые игроки мира» . Shaekespearesglobe.com . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ «Крепкая якобинская драма – с детьми» . «Дейли телеграф» . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Globe Young Players представляет подлинное, но плоское возрождение» . Хранитель . Проверено 10 октября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Капути, Энтони. Джон Марстон, сатирик. Итака, Нью-Йорк, издательство Корнельского университета, 1961.
- Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
- Финкельперл, Филип Дж. Джон Марстон из Миддл Темпл . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1969.
- Марстон, Джон. Недовольный . Новое издание Русалки; В. Дэвид Кей, изд. Лондон, Метуэн, 2007 г.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Новые интеллектуалы: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Издательство Университета Небраски, 1977.