Ричард Бербедж
Ричард Бербедж ( ок. 1567 – 13 марта 1619) был английским театральным актером, считавшимся одним из самых известных актеров театра «Глобус» и своего времени. Помимо того, что он был актером театра , он также был владельцем театра, предпринимателем и художником. Он был младшим братом Катберта Бербеджа . Они оба были актерами драмы. Бербедж был деловым партнером и другом Уильяма Шекспира .
Он был сыном Джеймса Бербеджа , столяра , который стал театральным импресарио и предпринимателем, основав театр. Бербедж стал популярным актером, когда ему было чуть больше 20. Он преуспел в пьесах на трагедийную тему. Его ранняя актерская карьера плохо документирована. Как и многие молодые актеры того времени, он, возможно, играл роли женщин в постановках, прежде чем взять на себя какую-либо из ролей, которыми он известен. Поскольку Джеймс Бербедж представлял компанию графа Лестера , было высказано предположение, что его сын Ричард, вероятно, также начал свою карьеру в компании.
Бербедж описывался как невысокий и толстый человек, но считался впечатляющей фигурой, и в современных отчетах о нем писали многочисленные похвалы. Его сила и возможности как актера раскрываются в огромном размере сыгранных им ролей. Он имел отличные кассовые сборы. Из сотен пьес и тысяч ролей актеров, датируемых эпохой 1580–1610 годов, только около двадцати ролей длиннее 800 строк. Эдвард Аллейн был первым английским актером, сыгравшим такие роли в Марлоу «Тамерлане» и «Мальтийском еврее» ; но большинство из этих звездных ролей, тринадцать из двадцати, сыграл Бербедж. [1] Говорили, что он был довольно богат, потому что получал доход, работая главным экономом в двух театрах, участником King's Men , ведущим актером и художником.
Жизнь
[ редактировать ]Бербедж был крещен в церкви Святого Стефана в Лондоне 7 июля 1568 года. Он был вторым сыном своих родителей, за ним следовали три младшие сестры; Элис, Джоан и Эллен. Его отец привел Бербеджа в театр и оказал наибольшее влияние на его карьеру. Будучи сыном строителя и владельцем первого успешного постоянного театра, он начал свою карьеру в театральном мире. Говорят, что, поскольку он работал в театре со своим отцом в столь юном возрасте, он изучил основы работы с цветом и приемы живописи, которые помогли ему в дальнейшей жизни. [2] [ нужна страница ]
После смерти своего отца в феврале 1597 года Ричард и его брат Катберт вмешались, чтобы спасти интересы семьи в двух лондонских театрах, и оказались вовлеченными в судебные процессы. Они сохранили театр Блэкфрайарс , но сдали его в аренду юристу и импресарио Генри Эвансу , который использовал его для труппы детей-актеров. Другой, названный просто « Театр », был демонтирован, когда они не смогли согласовать условия новой аренды с землевладельцем Джайлсом Алленом. Отец Ричарда имел влияние во многих сферах актерской индустрии того времени, поскольку он владел одним из крупнейших театров того времени и напрямую работал с Шекспиром над его пьесами.
Балки, столбы и другие остатки «Театра» были перенесены в новое место на южном берегу Темзы и снова собраны в новый театр под названием « Глобус» в 1599 году.
Братья Бербедж сохранили половину акций нового театра, а остальную часть отдали Шекспиру и другим членам «Слуги Чемберлена». Доход от аренды Blackfriars помог профинансировать переезд в Globe. В 1608 году братья расторгли договор аренды Блэкфрайарса и перевели труппу в новый театр. Бербедж выступал там 29 июня 1613 года, когда он загорелся и сгорел. В зимние месяцы, когда было непрактично использовать «Глобус» под открытым небом, они использовали «Блэкфрайарс». Он был намного меньше и вмещал около 700 человек.
Братья Бербедж поддерживали тесные рабочие и личные отношения на протяжении всей своей жизни; они были соседями на Холливелл-стрит в Шордиче , недалеко от театра.
Бербедж женился на Уинифред Тернер 2 октября 1600 года в Ротерхите Святой Марии . [3] У Бербеджа было как минимум восемь детей; [4] после его смерти его вдова Уинифред вышла замуж за другого человека короля, Ричарда Робинсона . [5] [а]
Карьера
[ редактировать ]Ричард Бербедж, вероятно, выступал в составе « Слуг адмирала» в 1590 году, затем присоединился к «Слугам лорда Стрэнджа» в 1592 году и к «Слугам графа Пембрука» в 1593 году, но наиболее известен он был звездой театральной труппы Уильяма Шекспира « Слуги лорда Чемберлена» , которая стала при «Слуги короля» вознесении Якова I в 1603 году. Он сыграл главную роль в первых постановках многих пьес Шекспира, в том числе « Гамлета » (в котором Бербедж оказал одно из вероятных влияния на главного героя и сюжет), «Отелло» , «Ричард». III , Ромео и Джульетта , Макбет и Король Лир . Но он пользовался большим спросом, а также появлялся в пьесах многих великих современных писателей, таких как Бен Джонсон (главная роль в «Вольпоне» и «Скрытный» в «Алхимике» ), Джон Марстон ( «Недовольный »), Джон Вебстер ( «Герцогиня») . Мальфи ) и Бомонт и Флетчер ( «Трагедия горничной» ). Бербедж вырос в театральной жизни, поскольку его отец владел одним из лондонских театров, что побудило некоторых назвать его воспитание, связанное с искусством, причиной его актерских способностей.
В отличие от Аллейна или его коллеги-короля Шекспира, Бербедж никогда не уходил со сцены; он продолжал действовать до своей смерти в возрасте 52 лет в 1619 году. Он не был таким проницательным бизнесменом, как Аллейн или Шекспир; Говорят, что после своей смерти он оставил своей вдове землю «более чем на 300 фунтов стерлингов» - респектабельное поместье, но намного меньше, чем значительное богатство Аллейна, и меньше, чем собственный капитал Шекспира на момент его смерти (также в возрасте 52 лет) в 1616 году. [6]
Влияние на актерское мастерство
[ редактировать ]Бербедж был первым актером, сыгравшим Гамлета , и продолжал играть до самой смерти. Помимо Гамлета, он также был известен своей ролью герцога из «Меры за меру» . Актерский стиль Бербеджа позволил ему «легко вжиться в роль». [7] Он был известен тем, что играл персонажей правдоподобно – в его время это был трудный подвиг: поскольку театр был новой формой формального развлечения в елизаветинской Англии, актеры не могли рассчитывать на приостановку недоверия, чтобы улучшить свою игру. [7]
Несмотря на это, Бербедж был известен как один из лучших актеров своего времени, предположительно благодаря его, как сообщается, убедительной игре Гамлета на протяжении многих лет. Считается, что его игра настолько повлияла на актерское мастерство того времени, что отголоски его игры в роли Гамлета до сих пор можно увидеть в том, как этот персонаж исполняется сегодня. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Бербедж оставался любимцем публики, даже когда появились более молодые актеры, в течение 35 лет, и был кумиром своего возраста. Его последнее записанное выступление состоялось в 1610 году, но он выступал с королевскими людьми до своей смерти в 1619 году. Его смерть вызвала такое излияние горя. [8] что это угрожало затмить официальный траур по смерти королевы Анны 10 днями ранее. [9]
Он был похоронен в церкви Святого Леонарда в Шордиче , недалеко от двух театров: «Театр» и «Театр Занавес». Говорят, что на его надгробии было написано «Выход из Бербеджа». Хотя его надгробие сейчас утеряно, памятник ему и его братьям был установлен в более позднем столетии. Анонимный поэт сочинил для него «Похоронную элегию на смерть знаменитого актера Ричарда Бербеджа, умершего в субботу Великого поста 13 марта 1619 года» , отрывок из которой гласит:
Он ушел, а вместе с ним и какой мир мертв.
Который он просмотрел, чтобы возродиться так,
Нет больше юного Гамлета , старого Иеронимо. [б]
Добрый Лир , Опечаленный Мавр и многие другие рядом,
То, что жило в нем, теперь навсегда умерло.
Из множества элегий, последовавших за его смертью, пожалуй, самой пронзительной является краткая эпитафия:
Уходите из Бербеджа. [11]
Изображения
[ редактировать ]Бербеджа сыграли Лайонел Белмор в фильме «Мастер Уилл Шекспир» (1936), Пол Фримен в мини-сериале «Уилл Шекспир» (1978), Мартин Клунс в фильме «Влюбленный Шекспир» (1998), Джалаал Хартли в «Доктора Кто » эпизоде « Код Шекспира » (2007), Стива Спирса в ситкоме BBC «Ворона-выскочка» (2016), Маттиаса Инвуда в канала ТНТ драме «Уилл» (2017) и Адама Колборна в третьем эпизоде мини-сериала « Благие знамения» (2019), со- производства BBC и Amazon Video .
Лондона В Национальной портретной галерее хранятся два портрета Бербеджа. [12]
Спекуляции о Бербедже
[ редактировать ]Портретная живопись
[ редактировать ]Иногда утверждалось, что знаменитый портрет Шекспира в Чандосе был написан Бербеджем. Его навыки были востребованы. Некоторые полагают, что анонимная картина маслом, которую в наши дни так часто используют, чтобы показать, как выглядел Бербедж, была автопортретом. [13] [14] В колледже Далвича хранится картина с изображением женской головы, выполненная примерно в похожем стиле, которая обычно считалась его работой, пока в 1987 году не выяснилось, что ее, вероятно, ошибочно приписали ему и что это работа североитальянского художника. Портрет Шекспира «Фелтон» также приписывают Бербеджу. [15] а также портрет женщины, который в настоящее время хранится в Далвич-колледже на юго-востоке Лондона. [14]
Теория Гамлета
[ редактировать ]Существует теория, что « Гамлет» Уильяма Шекспира написан о Ричарде Бербедже, а не о сыне Шекспира Гамнете. [16] Несоответствие между датами смерти Хэмнета, смерти Джеймса Бербеджа и первоначальными набросками « Гамлета» заставляет некоторых ученых полагать, что Бербедж является источником вдохновения для главного героя. [16]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ См. также: Николас Тули .
- ^ «Иеронимо» или «Иеронимо» — главный герой романа Томаса Кида « Испанская трагедия » .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макмиллин 1987 , стр. 61–3.
- ^ Обермаерова 2009 .
- ^ Кинан 2019 , с. 3–4.
- ^ Бэрролл 1996 , с. 234.
- ^ Холлидей 1964 , с. 77.
- ^ Гурр 1992 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Томсон, Питер (январь 2000 г.). «Елизаветинский актер: вопрос темперамента» . Исследования в области театра и перформанса . 20 (1): 4–13. дои : 10.1080/14682761.2000.10807019 . ISSN 1468-2761 . S2CID 144079428 .
- ^ Манциус, Карл (1904). Шекспировский период в Англии . Дакворт. Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года.
- ^ Торндайк, Эшли Гораций (1916). Шекспировский театр . Макмиллан. п. 387 .
Бербедж оплакивает королеву Анну.
- ^ Уикхэм, Берри и Ингрэм 2000 .
- ^ Уэллс 2011 .
- ^ Портреты Ричарда Бербеджа в Национальной портретной галерее, Лондон
- ^ Мабилард, Аманда. «Друг Шекспира Ричард Бербедж» . шекспир-онлайн.com . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кинни, Артур Ф. (15 апреля 2008 г.). Шекспир поэтапно: историческое введение . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9780470776926 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года.
- ^ Театр . Вайман и сыновья. 1890. Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б Марино, Джеймс Дж. (январь 2014 г.). «Призрак отца Бербеджа» . Английский литературный ренессанс . 44 (1): 56–77. дои : 10.1111/1475-6757.12021 . ISSN 0013-8312 . S2CID 145351981 .
Источники
[ редактировать ]- Бэрролл, Лидс (март 1996 г.). Средневековая и ренессансная драма в Англии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN 9780838636411 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 года.
- Гурр, Эндрю (1992). Шекспировская сцена 1574–1642 (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521410052 .
- Холлидей, FE (1964). Товарищ Шекспира 1564–1964 . Справочники по пингвинам. Том. 27 (пересмотренная ред.). Балтимор: Пингвин . OCLC 222822680 .
- Кинан, Шивон (1 сентября 2019 г.). Новые свидетельства о шекспировском «звездном» актере Ричарде Бербедже. Примечания и запросы (Отчет). Том. 66. С. 460–464.
- Марино, Джеймс Дж. (зима 2014 г.). «Призрак отца Бербеджа» . Английский литературный ренессанс . 44 (1): 56–77. дои : 10.1111/1475-6757.12021 . ISSN 0013-8312 . S2CID 145351981 .
- Макмиллин, Скотт (1987). Елизаветинский театр и Книга сэра Томаса Мора . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 9780801420085 .
- Обермаерова, Кристина (2009). Ричард Бербедж: Жизнь, карьера и актерские качества игрока елизаветинской эпохи (PDF) . Кафедра английских и американских исследований (дипломная работа бакалавра). Брно, Чехия: Университет Масарика .
- Уэллс, Стэнли (26 мая 2011 г.). «Первый великий шекспировский актер» . Ведение блога Шекспира . Проверено 3 февраля 2018 г.
- Уикхэм, Глинн; Берри, Герберт; Ингрэм, Уильям, ред. (2000). «Анонимная похоронная элегия Ричарда Бербеджа, 1619». Английский профессиональный театр, 1530–1660 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521230128 .