Вольпоне
Вольпоне | |
---|---|
Написал | Бен Джонсон |
Дата премьеры | Весна 1606 г. |
Место премьеры | Театр «Глобус» , Лондон |
Язык оригинала | Ранний современный английский |
Предмет | жадность , похоть |
Жанр | комедия , городская комедия |
Параметр | Венеция , период Возрождения |
«Вольпоне» ( [volˈpoːne] , по-итальянски «хитрая лиса») — комедийная пьеса английского драматурга Бена Джонсона, впервые поставленная в 1605–1606 годах и основанная на элементах городской комедии и басни о зверях . Беспощадная сатира на жадность и похоть, эта пьеса остается самой часто исполняемой пьесой Джонсона и входит в число лучших комедий эпохи Якова . [ нужна ссылка ]
Персонажи
[ редактировать ]- Вольпоне (Хитрый Лис) – жадный и богатый бездетный венецианский великан.
- Моска (Муха) – его слуга
- Вольторе (Стервятник) – юрист
- Корбаччо (Ворон) – старый скупой скряга.
- Бонарио - сын Корбаччо
- Корвино (Черная ворона) – торговец
- Селия — жена Корвино
- Сэр Политик-Будущий - смешной англичанин и муж Будущей леди.
- Леди-Будущая (попугай) – английская дама и жена сэра-Будущего-политика
- Перегрин («Пилигрим») – еще один, более искушенный английский путешественник.
- Нано – гном, спутник Вольпоне.
- Андрогино – гермафродит, спутник Вольпоне.
- Кастроне — евнух , спутник Вольпоне.
- Авокатори – судьи Венеции
Краткое содержание
[ редактировать ]Вольпоне (Лис) — венецианский джентльмен, который притворяется, что находится на смертном одре после продолжительной болезни, чтобы обмануть Вольторе (Стервятника) , Корбаччо (Ворон) и Корвино (Ворона) , троих мужчин, которые стремятся унаследовать его состояние. . По очереди каждый мужчина приходит в дом Вольпоне с роскошным подарком, намереваясь вписать свое имя в завещание Вольпоне как его наследника. Моска (Муха) , слуга-паразит Вольпоне, призывает каждого из посетителей поверить, что он назван наследником состояния Вольпоне. Моска даже уговаривает Корбаччо лишить наследства собственного сына в пользу Вольпоне.
В разговоре с Вольпоне Моска упоминает, что у Корвино красивая жена Селия. Под видом Мошенника Ското Вольпоне идет к Селии. Корвино прогоняет «Ското» (Вольпоне), который затем начинает настаивать на том, что он должен владеть Селией как своей собственной. Моска обманывает Корвино, заставляя его поверить, что умирающий Вольпоне излечится от болезни, если ляжет в постель рядом с молодой женщиной. Полагая, что Вольпоне стал импотентом из-за своей болезни, Корвино предлагает свою жену, чтобы, когда он оживет, Вольпоне признал Корвино своим единственным наследником.
Незадолго до того, как Корвино и Селия должны прибыть в дом Вольпоне, прибывает сын Корбаччо Бонарио, чтобы поймать своего отца, лишающего его наследства. Моска ведет Бонарио в боковую комнату, а Вольпоне и Селия остаются одни. Не сумев соблазнить Селию фантастическими обещаниями роскоши и богатства, Вольпоне пытается ее изнасиловать. Бонарио выходит вперед, чтобы спасти Селию. В последующем судебном разбирательстве истина дела хорошо скрывается Волторе, который использует свое мастерство адвоката, чтобы убедить Авокатори, с помощью ложных показаний, данных Моской, Вольпоне и другими обманщиками.
Есть эпизоды с участием английских путешественников сэра и леди-политика и Перегрина. Сэр Политик постоянно рассказывает о заговорах и своих диковинных бизнес-планах, а Будущая Леди раздражает Вольпоне своими непрерывными разговорами. Моска устраивает между ними путаницу, из-за чего Перегрин, более искушенный путешественник, чувствует себя оскорбленным. Он унижает сэра Политика, говоря ему, что его арестуют за подстрекательство к мятежу, и заставляя его спрятаться внутри панциря гигантской черепахи.
Вольпоне настаивает на том, чтобы замаскироваться и объявить, что он умер и завещал свое богатство Моске, что приводит в ярость потенциальных наследников Вольторе, Корбаччо и Корвино, и все возвращаются в суд, чтобы оспорить волю Вольпоне, который запутывается в обстоятельства заговоров, которые он и Моска задумали. Несмотря на мольбы Вольпоне, Моска отказывается отказаться от своей новой роли богатого человека. Вольпоне раскрывает себя и свои обманы, чтобы свергнуть богатого Моску. В этом случае Вольторе, Корбаччо, Корвино, Моска и сам Вольпоне наконец наказаны.
Текст
[ редактировать ]Пьеса появилась в ин-кварто в начале 1607 года и была напечатана Джорджем Элдом для издателя Томаса Торпа . Кварто содержит посвящение Джонсона Оксфорду и Кембридже , а также большое количество хвалебных стихов на английском и латыни таких поэтов, как Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер . В следующий раз он появился в фолианте 1616 года, и последний, предположительно подвергшийся тщательному рассмотрению Джонсоном, составляет основу большинства современных изданий.
Производство
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Премьера спектакля состоялась в театре «Глобус» весной 1606 года. Ее поставили « Слуги короля» , но кастинг неизвестен. Джон Лоуин , возможно, исполнил главную роль, поскольку он связан с ролью в « Historia Histrionica» Джеймса Райта (1699). Уильям Гиффорд предположил, что Александр Кук , возможно, сыграл Будущую леди. То ли этим летом, то ли следующим из-за вспышки чумы лондонские театры были закрыты, и труппа поставила спектакль в Оксфорде и Кембридже. в первом акте Джонсон, возможно, добавил для этой аудитории сатиру на Пифагора . Спектакль, безусловно, оставался в репертуаре King's Men на протяжении всего периода. Она была исполнена для Чарльза в 1624 году, когда он был еще принцем Уэльским , в 1630 году и снова в «Кокпите в суде» в 1637 году.
После Реставрации пьеса долгое время пользовалась известностью: Джон Дженест записал более пятидесяти представлений до 1770 года. Джон Эвелин видел ее в исполнении при дворе Карла II 16 октября 1662 года. Когда театры вновь открылись, пьеса принадлежала королевским людям. Томас Киллигрю ; его исполняли на Друри-Лейн в 1663 году. Майкл Мохун играл Вольпоне в «Моске» Харта ; Кэтрин Кори сыграла Селию, а Ребекка Маршалл сыграла Будущую леди. Тот же слепок видел Сэмюэл Пепис в 1665 году.
Спектакль продолжался на протяжении всего XVIII века. Ричард Стил упоминает это выступление в выпуске Tatler за 1709 год . Среди знаменитых вольпонов восемнадцатого века были Джеймс Куин ; Среди знаменитых Москасов был Чарльз Маклин . Колли Сиббер играл Корвино в его постановках; его жена Кэтрин Шор сыграла Селию, как и позже Элизабет Инчбальд . Как и многие другие пьесы Якобина, «Вольпоне» потеряла свою привлекательность еще до конца XVIII века. Ранее в этом столетии критики жаловались на невероятность пятого акта, который часто сравнивали с фарсом, и на очень латинский язык Джонсона. Обновленная версия Джорджа Колмана Старшего провалилась на Друри-Лейн в 1771 году. К концу века возражения продюсерам показались непреодолимыми, и пьеса вышла из употребления.
Спектакль был возрожден Обществом Феникса в Lyric Hammersmith в 1921 году; У. Б. Йейтс присутствовал в зале и одобрительно упоминает постановку в письме Аллану Уэйду . Репертуарный театр Бирмингема поставил спектакль на фестивале в Малверне в 1935 году.
В постановке 1938 года были представлены два доминирующих элемента постановок двадцатого века: игра Дональда Вулфита и образы животных. Динамичная игра Вулфита в главной роли, повторенная несколько раз в течение следующих десятилетий, установила стандарт для современных интерпретаций Вольпоне: сюжет Политика был усечен или исключен, а Моска (которого в 1938 году сыграл Алан Уитли ) отошла на второстепенную роль.
С тех пор спектакль был поставлен рядом известных трупп. В 1952 году Джордж Дивайн поставил Энтони Куэйла («Моска») и Ральфа Ричардсона («Вольпоне») в Стратфордском мемориальном театре . В том же театре в 1955 году Эрик Портер сыграл Вольпоне. В 1968 году сэра Тайрона Гатри акцент в постановке Национального театра был сделан на мотиве басни о зверях; В этой постановке был использован сценический дизайн Тани Моисейвич . В том же году Дэвид Реберн поставил современное костюмированное представление с рок-музыкой песен Beckenham Boys Grammar.
В 1972 году спектакль был поставлен в бристольском театре «Олд Вик» . Самой запоминающейся постановкой 1970-х годов стала постановка Питера Холла для Королевского национального театра в 1974 году с Полом Скофилдом в роли Вольпоне, Беном Кингсли в роли Моски, сэром Джоном Гилгудом в роли сэра Политика и Яном Чарльсоном в роли Перегрина. В 1971 году на Стратфордском фестивале была поставлена канадская постановка режиссера Дэвида Уильяма с Уильямом Хаттом в главной роли и Дугласом Рейном в роли Моски. [1]
Мэтью Уорчус был номинирован на премию Оливье за свою постановку 1995 года в Королевском национальном театре; в нем участвовали Майкл Гэмбон и Саймон Рассел Бил .
Адаптации
[ редактировать ]«Вольпоне» был адаптирован Жюлем Роменом и Стефаном Цвейгом в постановке 1928 года, с измененным финалом, так что Моска в конечном итоге получает деньги Вольпоне. Эту версию использовал Джордж Антейл в своей опере «Вольпоне» 1953 года .
В 1941 году была выпущена французская киноверсия под руководством известного кинорежиссера Мориса Турнера . Начатое в 1938 году Жаком де Барончелли производство закрылось из-за финансовых трудностей. Турнер взял на себя управление, и съемки возобновились в 1940 году. В этой версии также использовались части адаптации Ромена и Цвейга.
Адаптация Альфонса Зильбермана шла в Независимом театре в Сиднее с 3 апреля по 21 июня 1947 года. [2]
Недолговечная бродвейская музыкальная адаптация 1964 года под названием «Фокси» перенесла действие пьесы на Юкон во время золотой лихорадки 1898 года.
Он был адаптирован для австралийского телевидения в 1968 году .
Сценическая адаптация Хитрый Лис « Ларри Гелбарта » обновила обстановку от эпохи Возрождения Венеции до Сан-Франциско XIX века и изменила тон с сатиры на фарс.
«Горшочек с медом» — фильм Джозефа Л. Манкевича 1967 года по мотивам Вольпоне , хотя и с романтическим сюжетом и сентиментальными атрибутами. В нем участвовали Рекс Харрисон в главной роли, Клифф Робертсон в роли Моски («МакФлай») и Мэгги Смит в роли любовного интереса. Часть оригинальной пьесы представлена в частном исполнении для персонажа Харрисона, который заявляет, что это его любимая пьеса.
Во Франции было еще три видео- и DVD-адаптации « Вольпоне», основанных на версиях сценария Стефана Цвейга и Жюля Ромена: в 1978 году Жан Мейер поставил постановку в стиле «театр де бульвар» для Театра Мариньи и «Панорама» ( Au Théâtre ce soir), в главной роли Корбаччо, Жан Ле Пулен в роли Вольпоне, Фрэнсис Юстер в роли Моски и Клод Жад в роли Коломбы (Селия). За этим в 2001 году последовала постановка Фрэнсиса Перрена со сценарием, напоминающим текст Цвейга/Ромэна, но переписанным в псевдоелизаветинском стиле Жаном Коллеттом и Тони Чеккинато. Бернар Халлер играет роль Вольпоне, Фрэнсис Перрен играет Моску, а Тибо Лорен играет Будущую Леди. В 2003 году пьеса была переписана для телевидения Эриком-Эммануэлем Шмиттом для постановки с Жераром Депардье в роли Вольпоне и Даниэлем Прево в роли Моски. Концовка изменена: Вольпоне и Моска убегают вместе с женой Корбаччо.
В 1974 году Дьёрдь Фехер адаптировал пьесу для Венгерского телевидения под названием «Вольпоне» . Вольпоне сыграл Тамаш Майор .
В 1988 году фильм был адаптирован для итальянского кино Маурицио Понци под названием Il volpone . В фильме , расположенном в современной Лигурии , участвуют Паоло Вилладжо в роли Уго Марии Вольпоне и Энрико Монтесано в роли Бартоломео Моски.
24 марта 2004 года Иэн МакДиармид сыграл Вольпоне в постановке BBC Radio 3 под руководством Питера Кавана, в которой участвовали Том Холландер в роли Моски, Малкольм Синклер в роли Корвино, Патрик Барлоу в роли Вольторе и Джон Роу в роли Корбаккио.
В 2004 году оперная труппа Wolf Trap в Вене, штат Вирджиния , заказала и поставила новую оперу по мотивам пьесы. Партитуру написал Джон Мусто на либретто Марка Кэмпбелла. Мировая премьера состоялась в The Barns at Wolf Trap 10 марта 2004 года. Опера была снова поставлена в 2007 году оперной труппой Wolf Trap Opera Company с новым составом, в который вошли Джошуа Джеремия, Джереми Литтл, Фейт Шерман и Лиза Хопкинс . Эта постановка была записана вживую в The Barns at Wolf Trap для Wolf Trap Recordings и была номинирована в 2010 году на премию Грэмми за лучшую оперную запись .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Продюсерские титры Вольпоне (1971)» . Архив Стратфордского фестиваля . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ « Вольпоне» в «Индепендент» . Сидней Морнинг Геральд . Новый Южный Уэльс. 4 апреля 1947 г. с. 4 . Проверено 1 января 2016 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бариш, Йонас А. «Двойной сюжет в Вольпоне », Современная филология 51.2 (1953): 83–92.
- Бартон, Энн. Имена комедии (Торонто и Буффало: University of Toronto Press, 1990).
- Брок, Д. Хейворд Брок, товарищ Бена Джонсона (Блумингтон: издательство Университета Индианы; Сассекс: The Harvester Press, 1983).
- Каньядас, Иван. «Влияние Вольпоне Бена Джонсона на Марию Мэри Уолстонкрафт , или Женские ошибки », ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров 19.3 (2006): 6–10.
- Гиббонс, Брайан, Городская комедия Якобина: исследование сатирических пьес Джонсона, Марстона и Миддлтона (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1980).
- Джонсон, Бен. Вольпоне, или Лис , в: Бен Джонсон: Пять пьес , под ред. Г. А. Уилкс, Мировая классика (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1981; 1990).
- ------.-- Вольпоне, или Лисица , в: Пьесы и маски Бена Джонсона , Под ред. Ричард Харп, Критическое издание Norton, 2-е изд. (Нью-Йорк и Лондон: WW Norton, 2001).
- Леггатт, Александр, Гражданская комедия в эпоху Шекспира (Торонто: University of Toronto Press, 1973).
- Лейнванд, Теодор Б. Городская постановка: якобинская комедия, 1603–1613 (Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1986).
- Марчителл, Ховард. «Желание и доминирование в Вольпоне », SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 31.2 (1991): 287–308.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-текст Вольпоне в Project Gutenberg
- Вольпоне, или аудиокнига The Fox, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox