Алхимик (спектакль)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2012 г. ) |

«Алхимик» — комедия английского драматурга Бена Джонсона . Впервые исполненная в 1610 году « Слугами короля» , она обычно считается лучшей и наиболее характерной комедией Джонсона; Сэмюэл Тейлор Кольридж считал, что это один из трех самых совершенных сюжетов в литературе. Умелое воплощение в пьесе классических единств и яркое изображение человеческой глупости сделали ее одной из немногих пьес эпохи Возрождения (за исключением произведений Шекспира ), продолжающих жизнь на сцене, за исключением периода забвения в викторианскую эпоху .
Фон
[ редактировать ]Премьера «Алхимика» состоялась через 34 года после открытия первого постоянного публичного театра ( «Театр ») в Лондоне; таким образом, это продукт ранней зрелости коммерческой драмы в Лондоне. Лишь один из университетских острословов , изменивших драму елизаветинской эпохи, остался в живых (это был Томас Лодж ); с другой стороны, последний великий драматург, процветавший до Междуцарствия , Джеймс Ширли , был уже подростком. Театры пережили вызов, брошенный городскими и религиозными властями; пьесы были обычным явлением в жизни при дворе и для большого числа лондонцев.
Место, для которого Джонсон, по-видимому, написал свою пьесу, отражает новое признание театра как факта городской жизни. В 1597 году « Слугам лорда-камергера» (также известным как «Слуги короля») было отказано в разрешении использовать театр в Блэкфрайерсе в качестве зимнего театра из-за возражений со стороны влиятельных жителей района. Где-то между 1608 и 1610 годами компания, ныне « Люди короля» , вновь взяла на себя контроль над театром, на этот раз без возражений. Их отложенная премьера на сцене внутри городских стен, наряду с королевским покровительством, знаменует собой восхождение этой труппы в лондонском игровом мире (Гурр, 171). «Алхимик» был в числе первых пьес, выбранных для постановки в театре.
Игра Джонсона отражает эту новую уверенность. В нем он впервые применяет свою классическую концепцию драмы к обстановке современного Лондона, что дает воодушевляющие результаты. Классические элементы, в первую очередь отношения между Лаввитом и Фейсом, полностью модернизированы; Точно так же изображению якобинского Лондона придается порядок и направление классическое понимание комедии как средства выставить на посмешище порок и глупость.
Краткое содержание
[ редактировать ]Вспышка чумы в Лондоне вынуждает джентльмена Лаввита временно бежать в деревню. Он покидает свой дом под опекой своего дворецкого Джереми. Джереми использует предоставленную ему возможность использовать дом как штаб-квартиру для мошеннических действий. Он превращается в «Капитана Фейса» и заручается помощью Сабла, своего товарища-мошенника, и Дол Коммона, проститутки.
Пьеса начинается ожесточенным спором между Тонким и Ликом по поводу раздела богатств, которые они имеют и будут продолжать собирать. Лицо грозит иметь гравюру, сделанную из Тонкого, с лицом хуже, чем у пресловутого разбойника с большой дороги Гамалиэля Рэтси . Дол разбивает пару на части и убеждает их, что они должны работать как команда, если хотят добиться успеха. Их первый клиент - Дэппер, клерк адвоката, который желает, чтобы Саббл использовал свои предполагаемые некромантские навыки, чтобы вызвать «фамильяра» или духа, чтобы тот помог в его азартных амбициях. Трехстороннее предположение предполагает, что Дэппер может завоевать расположение «Королевы фей», но он должен подвергнуть себя унизительным ритуалам, чтобы она помогла ему. Их вторая чайка - Друггер, табачный магазин, который хочет наладить прибыльный бизнес. После этого приезжает богатый дворянин сэр Эпикур Маммон, изъявляющий желание приобрести себе философский камень , который, по его мнению, принесет ему огромное материальное и духовное богатство. Его сопровождает Сурли, скептик и разоблачитель всей идеи алхимия . Ему обещают философский камень и обещают, что он превратит весь недрагоценный металл в золото. Однако Сурли подозревает Сайла в том, что он вор. Маммон случайно видит Дол, и ему говорят, что она сестра Лорда, страдающая безумием. Тонкий умудряется рассердиться на Ананию, анабаптиста , и требует, чтобы тот вернулся с более высокопоставленным членом своей секты («Скорбь»). Друггер возвращается и получает ложный и нелепый совет по поводу открытия своего магазина; он также приносит новости о том, что богатая молодая вдова (Дам Плиант) и ее брат (Кастрил) прибыли в Лондон. И Тонкий, и Лицо в своей жадности и амбициях стремятся завоевать вдову.
Анабаптисты возвращаются и соглашаются заплатить за товары, которые будут преобразованы в золото. На самом деле это товары Маммоны. Дэппер возвращается, и ему обещают, что он скоро встретится с Королевой Фей. Друггер приводит Кастрил, которая, узнав, что Сабл - опытная сваха, бросается за своей сестрой. Друггеру дают понять, что соответствующая оплата может обеспечить его брак с вдовой. Дэпперу завязывают глаза и подвергают «волшебным» унижениям; но при повторном появлении Маммоны ему затыкают рот и поспешно бросают в уборную. Маммон знакомится с Долом. Ему сказали, что Дол - сошедшая с ума сестра дворянина, но его это не смущает, и он делает ей экстравагантные комплименты. Кастрил и его сестра приходят снова. Кастрил получает урок ссоры, и вдова пленяет и Лика, и Тонкого. Они ссорятся из-за того, кому она принадлежит.
Угрюмый возвращается, переодетый испанским дворянином. Face и Subtle считают, что испанец не говорит по-английски, и оскорбляют его. Они также считают, что он пришел за женщиной, но Дол находится в другом месте здания, «помолвлен» с Маммоном, поэтому Фейсу пришло в голову использовать Даму Плиант. Она не хочет становиться испанской графиней, но брат настойчиво уговаривает ее уйти с Сурли. Обманщикам необходимо избавиться от Маммона. Дол устраивает припадок, и в «лаборатории» происходит «взрыв». Кроме того, за Маммоном охотится разъяренный брат дамы, который уходит. Сурли раскрывает свою истинную личность Даме Плиант и надеется, что в результате она отнесется к нему благосклонно. Сурли раскрывает свою истинную личность Face и Subtle и осуждает их. Вскоре Кастрил, Друггер и Анания возвращаются и нападают на Сурли, который отступает. Друггеру велят пойти и найти испанский костюм, если он хочет заявить права на вдову. Дол приносит известие о том, что хозяин дома вернулся.
Соседи Лаввита рассказали ему, что во время его отсутствия в его доме было много посетителей. Face теперь снова правдоподобный Джереми, и он отрицает обвинение - он держал дом запертым из-за чумы. Сурли, Маммон, Кастрил и анабаптисты возвращаются. Из уборной доносится крик; Дэппер прожевал свой кляп. Джереми больше не может поддерживать свою выдумку. Он обещает Лаввиту, что, если тот его простит, поможет ему получить себе богатую вдову (т. е. даму Плиант). Дэппер встречает «Королеву фей» и счастливо уходит. Друггер доставляет испанский костюм и отправляется на поиски священника. Лицо сообщает Сайблу и Долу, что он признался Лаввиту и что офицеры уже в пути; Сайнтлу и Долу приходится бежать с пустыми руками.
Жертвы возвращаются снова. Лаввит женился на вдове и потребовал имущество Маммона; Сурли и Маммон безутешно уходят. Анабаптисты и Друггеры были немедленно отвергнуты. Кастрил соглашается на брак своей сестры с Лаввитом. Лаввит отдает должное изобретательности своего слуги, а Лицо просит у зрителей прощения. Теперь Джереми остался один, чтобы описать эпилог.
Анализ
[ редактировать ]В «Алхимике» Джонсон беззастенчиво высмеивает глупости, тщеславие и пороки человечества, в первую очередь доверчивость, вызванную жадностью. Люди всех социальных слоев подвержены безжалостному сатирическому остроумию Джонсона. Он высмеивает человеческую слабость и доверчивость к рекламе и к «чудодейственным исцелениям» в образе сэра Эпикура Маммона, мечтающего выпить эликсир молодости и насладиться фантастическими сексуальными завоеваниями.
Алхимик фокусируется на том, что происходит, когда один человек ищет преимущества над другим. В таком большом городе, как Лондон, этот процесс поиска выгод распространен. Трое мошенников – Скрытный, Лицо и Кукла – являются самообманывающими мелкими наемниками, в конечном итоге погибшими из-за тех же человеческих слабостей, которые они эксплуатируют в своих жертвах. Их судьба предсказана в первой сцене пьесы, где они вместе в доме Лаввита, хозяина Фейса. В метафоре, проходящей через всю пьесу, диалог показывает, что они существуют в тревожном дисбалансе, подобно алхимическим элементам, которые создают нестабильную реакцию. Прошло всего десять строк текста, и ссора Лица и Тонкого заставляет Доллу подавить свои повышенные голоса: «Ты хочешь, чтобы соседи тебя услышали? Ты предашь всех?»
Тщеславие и стремления мошенников раскрываются в тех самых личностях, которые они считают частью своего плана. Скромный домработник Лик изображает из себя морского капитана (человека, привыкшего отдавать приказы, а не выполнять их), эгоистичный Тонкий изображает из себя алхимика (как того, кто может делать то, что никто другой не может: превращать недрагоценный металл в золото), а Дол Коммон изображает из себя аристократическую даму. Их непрекращающиеся перебранки подогреваются тщеславием, завистью и ревностью, корень которых — убежденность Сайлба в том, что он является ключевым элементом в «трехсторонней авантюре»:
- ЛИЦО: Это его вина. Он постоянно ропщет и возражает против своих страданий и говорит, что бремя всего лежит на нем.
«Трехстороннее предприятие» так же обречено, как и один из римских триумвиратов . В конце пьесы Сабл и Дол возобновляют свою первоначальную пару, а Фейс возобновляет свою роль экономки у богатого хозяина. Примечательно, что ни один из троих не понес сурового наказания (если не считать краха их схемы). Театральный микрокосм Джонсона не является чисто моральным; и ему, кажется, нравится видеть, как глупые персонажи, такие как Эпикур Маммон, получают возмездие. Вот почему, хотя сам Лондон является мишенью сатиры Джонсона, он также, как хвастается его Пролог, является местом для уюта, достойным празднования: «Наша сцена — это Лондон, потому что мы хотели бы сделать известным / Никакое веселье страны не может быть лучше, чем наше собственный / Никакой климат не приносит лучшей пользы для твоей шлюхи...»
«Алхимик» жестко структурирован и основан на простой драматической концепции. Сайнтл утверждает, что находится на грани проекции в своей закулисной мастерской, но все персонажи пьесы чрезмерно озабочены проекцией другого рода: проекцией образа. В структурном плане результатом является сценическая база действий в «Монахах», к которой можно отнести череду бессознательно комических персонажей из разных социальных слоев, которые придерживаются разных профессий и разных убеждений, но чей наименьший общий знаменатель – легковерность – дает им возможность равный статус жертвы в конце концов. Дэппер, начинающий игрок, теряет свою ставку; Сэр Эпикур Маммон теряет свои деньги и достоинство; Друггер, потенциальный бизнесмен, расстается со своими деньгами, но в конечном итоге не приближается к успеху, которого он жаждет; Пуританский дуэт, Скорбь и Анания, так и не реализовал свой план по подделке голландских денег.
Джонсон приберегает свою самую резкую сатиру для этих пуританских персонажей — возможно, потому, что пуритане в реальной жизни хотели закрыть театры. [ нужна ссылка ] . (Пьеса Джонсона «Ярмарка Варфоломея» также является антипуританской.) Примечательно, что из всех тех, кто был обманут в пьесе, только пуританам Джонсон на краткий момент отрицает жалость своей аудитории; по-видимому, он считает, что их самоотверженное самодовольство делает их недостойными этого. Джонсон последовательно презирает лицемерие, особенно религиозное лицемерие, выражающее свои обличительные суждения высокопарными словами. Скорбь и Анания называют своих собратьев «язычниками» и в одном случае говорят, что чья-то шляпа предполагает «Антихриста». То, что эти пуритане так же жаждут денег, как и остальные персонажи, является частью иронической шутки.
Во многих английских и европейских комедиях высококлассный персонаж должен разрешить путаницу, вызванную персонажами низшего сословия. В «Алхимике» Джонсон подрывает эту традицию. Хозяин Фейса, Лаввит, поначалу, кажется, утверждает свое социальное и этическое превосходство, чтобы исправить ситуацию. Но когда Фейс предлагает ему жениться на более молодой женщине, его хозяин с радостью соглашается. И хозяин, и слуга всегда ищут, как добиться успеха в жизни, независимо от этических границ. Лаввит ловко использует нежелание Маммона получить юридическое подтверждение своей глупости, чтобы сохранить деньги старика.
История сцены
[ редактировать ]
Внутренние ссылки указывают на то, что пьеса была написана для выступления в Блэкфрайарс; по иронии судьбы, учитывая первоначальный сценарий, чума вынудила труппу отправиться в тур, и премьера «Алхимика» состоялась в Оксфорде в 1610 году, а позднее в том же году состоялась премьера в Лондоне. О его успехе можно судить по его исполнению при дворе в 1613 году и еще раз в 1623 году. Свидетельством более двусмысленного рода является случай с » Томаса Томкиса , «Альбабазаром исполненным для короля Якова I в Кембридже в 1615 году. Традиция, по-видимому, берет свое начало с Драйден считал, что на Джонсона повлияла академическая комедия Томкиса. Драйден, возможно, упомянул Джонсона, чтобы повысить интерес к малоизвестной пьесе, которую он тогда возрождал; возможно, он также запутался в датах. В любом случае, вопрос влияния теперь стоит в другом направлении. «Альбабазар» — это, прежде всего, адаптация Джамбаттисты делла Порта «Астролога» ; однако как сходство в тематике, так и очевидное знакомство Томкиса с коммерческой драматургией позволяют предположить, что он знал о «Алхимик» и, возможно, был ответом на успех пьесы.
спектакль продолжался на сцене как забава В период Содружества ; после Реставрации он вошел в репертуар «Королевских людей» Томаса Киллигрю , которые, по-видимому, исполняли его с некоторой частотой в первые годы своей работы. Неизвестно, ставилась ли пьеса между 1675 и 1709 годами, но частота представлений после 1709 года позволяет предположить, что, вероятно, так и было. Действительно, пьесу часто ставили в восемнадцатом веке; и Колли Сиббер , и Дэвид Гаррик добились заметных успехов в роли Друггера, для которого во второй половине века было создано небольшое количество нового материала, включая фарсы и монологи.
После этого периода расцвета пьеса, как и почти все нешекспировские драмы эпохи Возрождения, пришла в упадок до начала двадцатого века. Уильяма Поэла поставило Елизаветинское сценическое общество пьесу в 1899 году. За этим открытием последовали поколение спустя постановки в Малверне в 1932 году с Ральфом Ричардсоном в роли Лица и в «Олд Вик» в 1947 году. В последней постановке Алек Гиннесс сыграл Друггера. вместе с Ричардсоном в роли Лица.
Марк Мирски с «пылким энтузиазмом» поставил спектакль в Гарвардском драматическом центре Леба в 1961 году. Декорации Эрика Мартина считались «оригинальными, простыми, удобными, блестящими». [1]
была В 1961 году на Шекспировском фестивале в Орегоне поставлена динамичная, почти фарсовая постановка; Джерард Ларсон сыграл Фейса, а Нэгл Джексон Фейс [ нужны разъяснения ] под руководством Эдварда Брубейкера. Спектакль получил в целом положительные отзывы; однако в постановке 1973 года, действие которой происходит на Диком Западе, этого не произошло; сеттинг обычно считался не соответствующим тону и трактовке пьесы.
В 1962 году Тайрон Гатри выпустил модернизированную версию в «Олд Вик» с Лео МакКерном в роли Скрытого и Чарльзом Греем в роли Маммона. В постановке Тревора Нанна в 1977 году с Королевской шекспировской труппой сыграл Иэн МакКеллен «жирного, человеконенавистнического» Лица в версии, адаптированной Питером Барнсом . Оригинал был показан в Королевском национальном театре с Алексом Дженнингсом и Саймоном Расселом Билом в главных ролях с сентября по ноябрь 2006 года. Постановка современного платья под руководством Майкла Кана открыла сезон 2009/2010 в Шекспировской театральной труппе в Вашингтоне. ДК. Еще одна постановка современного платья была поставлена Тариком Лесли и поставлена кооперативом Ensemble Theater Cooperative в Центре искусств Иерихона, Ванкувер, Канада, летом 2012 года. [2]
Сезон Стратфордского Шекспировского фестиваля 2015 года включал постановку Антони Чимолино со Стивеном Уиметтом в роли Тонкого, Джонатаном Гоудом в роли Лица и Бриджит Уилсон в роли Дола. [3]
Новая постановка RSC под руководством Полли Финдли с участием Кена Нвосу в роли «Лица», Хиуэла Моргана в роли «Лаввита», Шивон МакСуини в роли «Дол» и Марка Локьера в роли «Тонкого» должна была открыться в лондонском театре Барбакан 2 сентября 2016 года. [4]
запланировал Шекспировский фестиваль в Колорадо на летний сезон 2022 года представление «Оригинальные практики». [5]
Юго-западная шекспировская труппа провела три спектакля в апреле 2023 года в Taliesen West в Скоттсдейле, штат Аризона. Спектакль был представлен в виде радиоспектакля 1940-х годов.
История публикаций
[ редактировать ]Ин-кварто пьесы появилось в 1612 году, опубликованное Уолтером Бурре , напечатанное Томасом Снодэмом и проданное Джоном Степнетом.
См. также
[ редактировать ]- Музыка к «Алхимику» (сочинена Генделем).
- Пьеса обсуждается в «Пылающем мире » Маргарет Кавендиш (1666).
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Алхимик | Новости | Гарвардский малиновый» .
- ^ Веб-сайт Центра искусств Иерихона www.jerichoartscentre.com , заархивировано из оригинала 5 июля 2012 г. , получено 8 июля 2012 г.
{{citation}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «National Post – обзор «Алхимика» Стратфорда: блестящий фарс Роберта Кушмана» .
- ^ «Актерский состав и креатив | Алхимик | Королевская шекспировская труппа» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года.
- ^ «Алхимик | 2 августа 2022 г.» .
Источники
[ редактировать ]- Крейг, Д.Х. Бен Джонсон: критическое наследие . Лондон: Рутледж, 1999.
- Дональдсон, Ян. Волшебные дома Джонсона: очерки интерпретации . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1997.
- Гурр, Эндрю. Спектакль в шекспировском Лондоне . 2-е издание; Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Кинан, Шивон. Актерские труппы и их пьесы в шекспировском Лондоне . Лондон: Арден, 2014.112-20.
- Лейк, Питер, с Майклом Квестье. Непристойная шляпа антихриста: протестанты, паписты и игроки в Англии после Реформации . Издательство Йельского университета, 2002.
- Уэллетт, Энтони. «Алхимик и новый частный театр для взрослых». SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 45 (2005).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Алхимик в стандартных электронных книгах
- Алхимик в проекте Гутенберг
- Алхимик в базе данных Internet Broadway
- Аудиоиздание Алхимика
Аудиокнига «Алхимик», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
