Каждый мужчина в своем юморе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |

«Каждый мужчина в своем юморе» — пьеса английского драматурга Бена Джонсона , написанная в 1598 году . Пьеса принадлежит к поджанру « юмористической комедии », в которой в каждом главном герое преобладает преобладающий юмор или навязчивая идея.
Первое выступление
[ редактировать ]Все имеющиеся свидетельства указывают на то, что пьеса была исполнена труппой лорда-камергера в 1598 году в театре «Курсин» в Шордиче , Лондон. Эта дата указана в переиздании пьесы в сборнике его произведений Джонсона 1616 года; в тексте пьесы (IV,iv,15) содержится намек на Джона Барроуза, бургундского фехтовальщика , который в том году бросил вызов всем желающим и был повешен за убийство 10 июля 1598 года. Пьеса также была поставлена при дворе 2 февраля 1605 года. [2]
Шекспировская связь
[ редактировать ]Театральная легенда, впервые записанная в 1709 году Николасом Роу, гласит, что Шекспир выступал за постановку пьесы в тот момент, когда труппа собиралась от нее отказаться. Хотя эту легенду невозможно проверить, нет никаких оснований сомневаться в том, что Шекспир был в первоначальном составе, как утверждается в плейлисте издания 1616 года. Он продолжал действовать по крайней мере до 1603 года, когда выступил в «Сеянусе» Бена Джонсона .
Было высказано предположение, что Шекспир сыграл роль Но'велла, престарелого отца. Это соответствовало бы его привычке играть старых персонажей, таких как Адам в «Как вам это понравится» . Однако есть свидетельства, связывающие Шекспира с ролью Торелло/Кители, ревнивого мужа. [3]
Публикация
[ редактировать ]Пьеса была внесена в реестр компании по производству канцелярских товаров 4 августа 1600 года вместе с шекспировскими пьесами « Как вам это понравится», «Много шума из ничего » и «Генрих V » в записи с пометкой «остаться». Считается, что эта запись была попыткой заблокировать публикацию четырех пьес; если это так, то попытка провалилась, поскольку последние три пьесы вскоре появились в печати. «Каждый человек в своем юморе» был перерегистрирован десятью днями позже, 14 августа 1600 года, книготорговцами Катбертом Берби и Уолтером Бёрром ; первый ин-кварто был опубликован в 1601 году с именем Бурре на титульном листе. В версии «Кварто» 1601 года действие пьесы происходило во Флоренции . В следующий раз пьеса была напечатана в фолианте Джонсона 1616 года, а действие было перенесено в Лондон. [4]
Современная популярность пьесы подтверждается такой быстрой публикацией; хотя записей о выступлениях мало, предположительно, он оставался в репертуаре Королевской мужской труппы до закрытия театров в 1642 году.

Более поздние выступления
[ редактировать ]Джерард Лангбейн сообщает, что пьеса была возрождена Королевской труппой в 1675 году. Пьеса осталась достаточно яркой в памяти, чтобы Джон Рич возобновил ее в Lincoln's Inn Fields в 1725 году. Однако так продолжалось до тех пор, пока Дэвид Гаррик не возобновил пьесу с существенными изменениями в В 1751 году пьеса вновь обрела популярность на английской сцене. Изменения Гаррика привлекли внимание к ревности Кители; он вырезал строки из других сюжетов и добавил сцену, в которой он пытается получить информацию от Коба, скрывая при этом свою ревность. Эта сцена была любимой, ее хвалили Артур Мерфи и другие; Кайтли стала одной из фирменных ролей Гаррика, и пьеса никогда не выходила из его репертуара.
В последней четверти века популярность пьесы упала, во многом потому, что ее считали средством передвижения Гаррика. Джордж Фредерик Кук возобновил пьесу в Ковент-Гардене . Элизабет Инчбальд похвалила выступление, назвав «Кайтли» Кука равным «Кайтли» Гаррика. Однако пьеса Кука имела неоднозначный успех; в Эдинбурге в 1808 году он потерпел неудачу. После 1803 года Кук, возможно, попеременно исполнял главную роль с Кемблом в постановках в Ковент-Гардене.
После этого пьеса была подвергнута предварительному возрождению, ни одно из которых не подтвердило ее жизнеспособность для современного репертуара. Эдмунд Кин сыграл Кители в неудачной постановке 1816 года; его выступление получило высокую оценку Уильяма Хэзлитта . Уильям Чарльз Макреди исполнил эту роль в Театре Хеймаркет в 1838 году; Роберт Браунинг присутствовал на спектакле и одобрил его, но пьеса не занимала заметного места в репертуаре Макриди.
Пожалуй, самое необычное возрождение произошло в 1845 году, когда Чарльз Диккенс и его друзья организовали благотворительную постановку. С помощью Макреди Диккенс взял на себя слегка диккенсовскую роль Бобадилла; Джордж Крукшенк был Кобом; Джон Форстер сыграл Кители. Спектакль прошел достаточно хорошо, чтобы его можно было повторить три или четыре раза в течение следующих двух лет. Бульвер-Литтон написал стихотворение как пролог к постановке 1847 года; Помимо Браунинга, Теннисон и Джон Пейн Коллиер присутствовали .
Бен Иден Пейн поставил пьесу в Манчестере в 1909 году и снова в Стратфорде к трехсотлетию Джонсона в 1937 году. Более поздняя постановка получила гораздо более положительные отзывы.
Джон Кэрд поставил спектакль во время первого сезона театра «Лебедь» в 1986 году.
Сюжет и стиль
[ редактировать ]В общих чертах эта пьеса довольно близко следует латинским образцам. В основном сюжете джентльмен по имени Но'велл, заботящийся о моральном развитии своего сына, пытается шпионить за своим сыном, типичным городским галантным человеком ; однако его шпионаж постоянно разрушается слугой Мозговым червем, которого он нанимает для этой цели. Эти типы явно представляют собой слегка англизированные версии древних типов греческой Новой комедии, а именно сенекса , сына и раба. В дополнительном сюжете торговец по имени Кители страдает от сильной ревности, опасаясь, что его жена наставляет ему рога с помощью некоторых расточителей, принесенных в его дом его зятем Уэллбридом. Персонажи этих двух сюжетов окружены различными «юмористическими» персонажами, все в знакомых английских типах: появляются вспыльчивый солдат, деревенская чайка, претенциозные поэты-горшечники, угрюмый водонос и добродушный судья. Спектакль проходит через серию сложностей, кульминацией которых является то, что судья Клемент выслушивает и разрешает все различные жалобы персонажей, разоблачая каждую из них как основанную на юморе, неправильном восприятии или обмане.
Цель Джонсона изложена в прологе, который он написал для версии фолио . Эти строки, которые справедливо были восприняты как применимые к комической теории Джонсона вообще, особенно подходят к этой пьесе. Он обещает представить «дела и язык, какие используют мужчины: / И людей, таких, как комедия выберет, / Когда она покажет Образ времени, / И развлечется человеческими глупостями, а не преступлениями». Пьеса следует за этим безоговорочным отказом от романтической комедии его сверстников. Он весьма тщательно придерживается аристотелевских единств ; сюжет представляет собой плотно сплетенную сеть действий и реакций; сцены представляют собой гениальную коллекцию изображений повседневной жизни большого города эпохи Возрождения.
Персонажи
[ редактировать ]- Ноуэлл, старый джентльмен
- Эдвард Но'велл, его сын
- Мозговой червь, его слуга
- Мастер Стивен, деревенская чайка
- Джордж Даунрайт, оруженосец
- Благородный, его сводный брат
- Судья Клемент, старый судья
- Роджер Формал, его клерк
- Thomas Kitely, a merchant
- Дама Кители, его жена
- Хозяйка Бриджит, его сестра
- Мастер Мэтью, городская чайка
- Thomas Cash, Kitely’s man
- Оливер Коб, водоносец
- Тиб, его жена
- Капитан Бобадилл, человек Пола
История
[ редактировать ]Критики девятнадцатого века были склонны приписывать Джонсону введение «юмористической» комедии в английскую литературу. Теперь хорошо известно не только то, что Джорджа Чепмена » « Веселье юмористического дня предшествовало пьесе Джонсона на год или больше, но и то, что сам Джонсон не был особенно заинтригован образом «юмора». Поскольку только у Кайтли преобладает «юмор», как определил его Джонсон в «Каждый человек вне своего юмора» , более вероятно, что Джонсон использовал современный вкус, пробуждённый Чепменом, чтобы привлечь интерес к своей пьесе, ставшей его первым бесспорным хитом.
Джонсон переработал пьесу для фолианта 1616 года , где это была первая представленная пьеса. Самое значительное изменение коснулось локации. Действие издания 1598 года происходило в смутно идентифицированной Флоренции. Даже в оригинальной версии фоновые детали были английскими; в редакции этот факт формализуется, давая персонажам английские имена и заменяя неопределенно английские детали конкретными ссылками на лондонские места.
В фолио также приводится список актеров оригинальной постановки 1598 года. После Шекспира основные действующие лица даны в следующем порядке: Ричард Бербедж , Августин Филлипс , Джон Хемингес , Генри Конделл , Томас Поуп , Уильям Слай , Кристофер Бистон , Уильям Кемпе и Джон Дьюк . (Кемпе покинул труппу в следующем году ради своего знаменитого танца моррис от Лондона до Нориджа .)
В 1599 году Джонсон написал продолжение, которое оказалось гораздо менее популярным, « Каждый мужчина вне своего юмора» .
Спектакль был возрожден около 1670 года; Саквилл представил стихотворный эпилог, в котором сам Джонсон появился в виде призрака. Дэвид Гаррик представил на сцене исправленную версию в 1751 году; внесенные им изменения послужили главным образом для того, чтобы сосредоточить внимание на роли Кители, которую он играл. Самым большим изменением стала совершенно новая сцена, в которой участвуют только Кители и его жена, в которой Кители пытается скрыть свою ревность. В постановке был пролог Уильяма Уайтхеда , и она оказалась достаточно популярной для многих возрождений. Однако, как отмечали критики конца восемнадцатого века, популярность пьесы возникла скорее благодаря Гаррику, чем Джонсону; К началу девятнадцатого века пьеса, как и остальные комедии Джонсона, вышла из регулярного использования.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1616 г. отдельной печати не было; воспроизведенный титульный лист, по-видимому, представляет собой разделительный заголовок из так называемого «третьего выпуска» «Сочинений» 1616 года; копии этого документа были «сделаны» значительно позже, некоторые листы были напечатаны с более позднего набора этого типа. лист этого гораздо более позднего набора, а не выпуска 1616 года Предметом воспроизведения является . См. WW Greg, «Библиография английской печатной драмы до реставрации» , III, стр. 1070–3 (¹) и «Исследования по библиографии» 30:75–95.
- ^ Чемберс, Елизаветинская сцена, Том. 3, с. 359-60.
- ^ Альберге, Даля (7 апреля 2024 г.). «Как показывает анализ ученого, Шекспир играл в пьесе Бена Джонсона 1598 года» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 апреля 2024 г.
- ^ Чемберс, Том. 3, с. 259.
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
- Холлидей, Ф.Е. Спутник Шекспира 1564–1964. Балтимор, Пингвин, 1964 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Электронный текст проекта Гутенберга
- Каждый мужчина в своем юморе онлайн.
Аудиокнига «Каждый мужчина в своем юморе» , общедоступная, на LibriVox