Jump to content

Каждый мужчина в своем юморе

Титульный лист печати книги « Каждый человек в своем юморе » 1616 г. [1]

«Каждый мужчина в своем юморе» — пьеса английского драматурга Бена Джонсона , написанная в 1598 году . Пьеса принадлежит к поджанру « юмористической комедии », в которой в каждом главном герое преобладает преобладающий юмор или навязчивая идея.

Первое выступление

[ редактировать ]

Все имеющиеся свидетельства указывают на то, что пьеса была исполнена труппой лорда-камергера в 1598 году в театре «Курсин» в Шордиче , Лондон. Эта дата указана в переиздании пьесы в сборнике его произведений Джонсона 1616 года; в тексте пьесы (IV,iv,15) содержится намек на Джона Барроуза, бургундского фехтовальщика , который в том году бросил вызов всем желающим и был повешен за убийство 10 июля 1598 года. Пьеса также была поставлена ​​при дворе 2 февраля 1605 года. [2]

Шекспировская связь

[ редактировать ]

Театральная легенда, впервые записанная в 1709 году Николасом Роу, гласит, что Шекспир выступал за постановку пьесы в тот момент, когда труппа собиралась от нее отказаться. Хотя эту легенду невозможно проверить, нет никаких оснований сомневаться в том, что Шекспир был в первоначальном составе, как утверждается в плейлисте издания 1616 года. Он продолжал действовать по крайней мере до 1603 года, когда выступил в «Сеянусе» Бена Джонсона .

Было высказано предположение, что Шекспир сыграл роль Но'велла, престарелого отца. Это соответствовало бы его привычке играть старых персонажей, таких как Адам в «Как вам это понравится» . Однако есть свидетельства, связывающие Шекспира с ролью Торелло/Кители, ревнивого мужа. [3]

Публикация

[ редактировать ]

Пьеса была внесена в реестр компании по производству канцелярских товаров 4 августа 1600 года вместе с шекспировскими пьесами « Как вам это понравится», «Много шума из ничего » и «Генрих V » в записи с пометкой «остаться». Считается, что эта запись была попыткой заблокировать публикацию четырех пьес; если это так, то попытка провалилась, поскольку последние три пьесы вскоре появились в печати. «Каждый человек в своем юморе» был перерегистрирован десятью днями позже, 14 августа 1600 года, книготорговцами Катбертом Берби и Уолтером Бёрром ; первый ин-кварто был опубликован в 1601 году с именем Бурре на титульном листе. В версии «Кварто» 1601 года действие пьесы происходило во Флоренции . В следующий раз пьеса была напечатана в фолианте Джонсона 1616 года, а действие было перенесено в Лондон. [4]

Современная популярность пьесы подтверждается такой быстрой публикацией; хотя записей о выступлениях мало, предположительно, он оставался в репертуаре Королевской мужской труппы до закрытия театров в 1642 году.

Portrait of David Garrick as Kitely by Joshua Reynolds

Более поздние выступления

[ редактировать ]

Джерард Лангбейн сообщает, что пьеса была возрождена Королевской труппой в 1675 году. Пьеса осталась достаточно яркой в ​​памяти, чтобы Джон Рич возобновил ее в Lincoln's Inn Fields в 1725 году. Однако так продолжалось до тех пор, пока Дэвид Гаррик не возобновил пьесу с существенными изменениями в В 1751 году пьеса вновь обрела популярность на английской сцене. Изменения Гаррика привлекли внимание к ревности Кители; он вырезал строки из других сюжетов и добавил сцену, в которой он пытается получить информацию от Коба, скрывая при этом свою ревность. Эта сцена была любимой, ее хвалили Артур Мерфи и другие; Кайтли стала одной из фирменных ролей Гаррика, и пьеса никогда не выходила из его репертуара.

В последней четверти века популярность пьесы упала, во многом потому, что ее считали средством передвижения Гаррика. Джордж Фредерик Кук возобновил пьесу в Ковент-Гардене . Элизабет Инчбальд похвалила выступление, назвав «Кайтли» Кука равным «Кайтли» Гаррика. Однако пьеса Кука имела неоднозначный успех; в Эдинбурге в 1808 году он потерпел неудачу. После 1803 года Кук, возможно, попеременно исполнял главную роль с Кемблом в постановках в Ковент-Гардене.

После этого пьеса была подвергнута предварительному возрождению, ни одно из которых не подтвердило ее жизнеспособность для современного репертуара. Эдмунд Кин сыграл Кители в неудачной постановке 1816 года; его выступление получило высокую оценку Уильяма Хэзлитта . Уильям Чарльз Макреди исполнил эту роль в Театре Хеймаркет в 1838 году; Роберт Браунинг присутствовал на спектакле и одобрил его, но пьеса не занимала заметного места в репертуаре Макриди.

Пожалуй, самое необычное возрождение произошло в 1845 году, когда Чарльз Диккенс и его друзья организовали благотворительную постановку. С помощью Макреди Диккенс взял на себя слегка диккенсовскую роль Бобадилла; Джордж Крукшенк был Кобом; Джон Форстер сыграл Кители. Спектакль прошел достаточно хорошо, чтобы его можно было повторить три или четыре раза в течение следующих двух лет. Бульвер-Литтон написал стихотворение как пролог к ​​постановке 1847 года; Помимо Браунинга, Теннисон и Джон Пейн Коллиер присутствовали .

Бен Иден Пейн поставил пьесу в Манчестере в 1909 году и снова в Стратфорде к трехсотлетию Джонсона в 1937 году. Более поздняя постановка получила гораздо более положительные отзывы.

Джон Кэрд поставил спектакль во время первого сезона театра «Лебедь» в 1986 году.

Сюжет и стиль

[ редактировать ]

В общих чертах эта пьеса довольно близко следует латинским образцам. В основном сюжете джентльмен по имени Но'велл, заботящийся о моральном развитии своего сына, пытается шпионить за своим сыном, типичным городским галантным человеком ; однако его шпионаж постоянно разрушается слугой Мозговым червем, которого он нанимает для этой цели. Эти типы явно представляют собой слегка англизированные версии древних типов греческой Новой комедии, а именно сенекса , сына и раба. В дополнительном сюжете торговец по имени Кители страдает от сильной ревности, опасаясь, что его жена наставляет ему рога с помощью некоторых расточителей, принесенных в его дом его зятем Уэллбридом. Персонажи этих двух сюжетов окружены различными «юмористическими» персонажами, все в знакомых английских типах: появляются вспыльчивый солдат, деревенская чайка, претенциозные поэты-горшечники, угрюмый водонос и добродушный судья. Спектакль проходит через серию сложностей, кульминацией которых является то, что судья Клемент выслушивает и разрешает все различные жалобы персонажей, разоблачая каждую из них как основанную на юморе, неправильном восприятии или обмане.

Цель Джонсона изложена в прологе, который он написал для версии фолио . Эти строки, которые справедливо были восприняты как применимые к комической теории Джонсона вообще, особенно подходят к этой пьесе. Он обещает представить «дела и язык, какие используют мужчины: / И людей, таких, как комедия выберет, / Когда она покажет Образ времени, / И развлечется человеческими глупостями, а не преступлениями». Пьеса следует за этим безоговорочным отказом от романтической комедии его сверстников. Он весьма тщательно придерживается аристотелевских единств ; сюжет представляет собой плотно сплетенную сеть действий и реакций; сцены представляют собой гениальную коллекцию изображений повседневной жизни большого города эпохи Возрождения.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Ноуэлл, старый джентльмен
  • Эдвард Но'велл, его сын
  • Мозговой червь, его слуга
  • Мастер Стивен, деревенская чайка
  • Джордж Даунрайт, оруженосец
  • Благородный, его сводный брат
  • Судья Клемент, старый судья
  • Роджер Формал, его клерк
  • Thomas Kitely, a merchant
  • Дама Кители, его жена
  • Хозяйка Бриджит, его сестра
  • Мастер Мэтью, городская чайка
  • Thomas Cash, Kitely’s man
  • Оливер Коб, водоносец
  • Тиб, его жена
  • Капитан Бобадилл, человек Пола

Критики девятнадцатого века были склонны приписывать Джонсону введение «юмористической» комедии в английскую литературу. Теперь хорошо известно не только то, что Джорджа Чепмена » « Веселье юмористического дня предшествовало пьесе Джонсона на год или больше, но и то, что сам Джонсон не был особенно заинтригован образом «юмора». Поскольку только у Кайтли преобладает «юмор», как определил его Джонсон в «Каждый человек вне своего юмора» , более вероятно, что Джонсон использовал современный вкус, пробуждённый Чепменом, чтобы привлечь интерес к своей пьесе, ставшей его первым бесспорным хитом.

Джонсон переработал пьесу для фолианта 1616 года , где это была первая представленная пьеса. Самое значительное изменение коснулось локации. Действие издания 1598 года происходило в смутно идентифицированной Флоренции. Даже в оригинальной версии фоновые детали были английскими; в редакции этот факт формализуется, давая персонажам английские имена и заменяя неопределенно английские детали конкретными ссылками на лондонские места.

В фолио также приводится список актеров оригинальной постановки 1598 года. После Шекспира основные действующие лица даны в следующем порядке: Ричард Бербедж , Августин Филлипс , Джон Хемингес , Генри Конделл , Томас Поуп , Уильям Слай , Кристофер Бистон , Уильям Кемпе и Джон Дьюк . (Кемпе покинул труппу в следующем году ради своего знаменитого танца моррис от Лондона до Нориджа .)

В 1599 году Джонсон написал продолжение, которое оказалось гораздо менее популярным, « Каждый мужчина вне своего юмора» .

Спектакль был возрожден около 1670 года; Саквилл представил стихотворный эпилог, в котором сам Джонсон появился в виде призрака. Дэвид Гаррик представил на сцене исправленную версию в 1751 году; внесенные им изменения послужили главным образом для того, чтобы сосредоточить внимание на роли Кители, которую он играл. Самым большим изменением стала совершенно новая сцена, в которой участвуют только Кители и его жена, в которой Кители пытается скрыть свою ревность. В постановке был пролог Уильяма Уайтхеда , и она оказалась достаточно популярной для многих возрождений. Однако, как отмечали критики конца восемнадцатого века, популярность пьесы возникла скорее благодаря Гаррику, чем Джонсону; К началу девятнадцатого века пьеса, как и остальные комедии Джонсона, вышла из регулярного использования.

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1616 г. отдельной печати не было; воспроизведенный титульный лист, по-видимому, представляет собой разделительный заголовок из так называемого «третьего выпуска» «Сочинений» 1616 года; копии этого документа были «сделаны» значительно позже, некоторые листы были напечатаны с более позднего набора этого типа. лист этого гораздо более позднего набора, а не выпуска 1616 года Предметом воспроизведения является . См. WW Greg, «Библиография английской печатной драмы до реставрации» , III, стр. 1070–3 (¹) и «Исследования по библиографии» 30:75–95.
  2. ^ Чемберс, Елизаветинская сцена, Том. 3, с. 359-60.
  3. ^ Альберге, Даля (7 апреля 2024 г.). «Как показывает анализ ученого, Шекспир играл в пьесе Бена Джонсона 1598 года» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 8 апреля 2024 г.
  4. ^ Чемберс, Том. 3, с. 259.
  • Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
  • Холлидей, Ф.Е. Спутник Шекспира 1564–1964. Балтимор, Пингвин, 1964 год.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4443720d500e615b6d87c1773ad2219e__1714938960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/9e/4443720d500e615b6d87c1773ad2219e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Every Man in His Humour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)