Уильям Кемпе
Уильям Кемпе | |
---|---|
![]() Гравюра на дереве: Кемпе (справа) танцующий Моррис из фильма «Девять дней чудес» (1600 г.) | |
Рожденный | в. 1560 г. Возможно , Кент , Англия. |
Умер | в. 1603 г. (около 43 лет) Саутварк , Лондон, Англия |
Занятие | актер |
Годы активности | 1585 г. или ранее – 1603 г. |
Известный | Игра комических ролей в Уильяма Шекспира. пьесах |
Уильям Кемпе ( ок. 1560 – ок. 1603), обычно известный как Уилл Кемп , был английским актером и танцором, специализировавшимся на комических ролях. Он был наиболее известен как один из первых актеров сцены в ранних драмах Уильяма Шекспира , и роли, связанные с его именем, возможно, включали комическое произведение «Фальстаф» . Современники считали его преемником великого клоуна предыдущего поколения Ричарда Тарлтона .
Успех и влияние Кемпе были таковы, что в декабре 1598 года он был одним из пяти актеров-акционеров труппы лорда-камергера , наряду с Шекспиром и Ричардом Бербеджем . Вскоре после этого он покинул труппу и, несмотря на свою известность как исполнителя и намерение продолжить карьеру, похоже, умер незамеченным и в нищете около 1603 года.
Жизнь
[ редактировать ]Кемпе обычно называют приблизительный год рождения 1560. [1] [2] [3] Впервые он вошел в исторический рекорд как артист группы Leicester's Men в Лестер-Хаусе в мае 1585 года. [4] и продолжил эту службу после Нидерланды отъезда Лестера в для участия в Восьмидесятилетней войне . Племянник Лестера, Филип Сидни , отправлял письма домой через человека, которого он называл «Уилл, милорд шутник Лестера», и теперь общепринято, что это был Кемпе. В письме Фрэнсису Уолсингему Сидни жаловался , что «Уилл» доставил письма леди Лестер, а не жене Сидни, Фрэнсис Уолсингем . После непродолжительного возвращения в Англию Кемпе сопровождал двух других будущих людей лорда Чемберлена, Джорджа Брайана и Томаса Поупа , в Эльсинор , где он развлекал Фридриха II Датского .
Местонахождение Кемпе в конце 1580-х годов неизвестно. О его растущей славе как исполнителя в этот период свидетельствует произведение Томаса Нэша « Миндаль для попугая» (1590), которое Нэш посвятил Кемпе, назвав его «генералом-наместником призрака Дика Тарлтона». [5] Титульный лист ин- « кварто Умение узнать лжеца » рекламирует «веселья» Кемпе. Титульные страницы были средством привлечь внимание к книге, и упоминание Кемпе предполагает, что он стал достопримечательностью. Критики обычно считают сцену, в которой выступает Кемпе, довольно плоской (Коллиер, 97), и предполагается, что эта сцена обеспечивает основу, в которой Кемпе мог импровизировать . Записи в Реестре канцелярских товаров показывают, что три приспособления (короткие комические пьесы), возможно, написанные Кемпе, были опубликованы между 1591 и 1595 годами. Два из них сохранились.
К 1592 году Кемпе был одним из людей лорда Стрэнджа . Он был указан в разрешении Тайного совета на выступления этой труппы в семи милях от Лондона. В 1594 году, после роспуска «Людей Стрэнджа», Кемпе вместе с Бербеджем и Шекспиром присоединился к «Слугам лорда-камергера» и оставался с ними до начала 1599 года, когда события, которые до сих пор неясны, заставили его уйти. Кемп разделял планы построить театр «Глобус» , но он не появлялся ни в каких постановках в «Глобусе», который был открыт к середине 1599 года. Свидетельства из шекспировского «Генриха V» , в котором нет обещанного продолжения роли Фальстафа, и из «Гамлета » с его жалобой на импровизированную клоунаду (акт 3, сцена 2), могут указывать на обстоятельства, при которых Кемпе был исключен. [6] Свою последнюю роль у Шекспира он сыграл в 1598 году. [7]
В иске 1615 года, возбужденном Томазиной (урожденной Хемингес) Остлер, вдовой Уильяма Остлера , против ее отца, Джона Хемингса упоминался как джентльмен , недавно умерший актер Уильям Кемпе . [8] Было высказано предположение, что либо он был членом семьи Кемпе из Олантига , поместья в 1 миле (1,6 км) к северу от Уая в Кенте , либо притворялся родственником.
Происхождение Кемпа неизвестно, хотя предполагалось, что, несмотря на его плебейский образ жизни, он был каким-то образом связан с Кемпесами из Оллантига, недалеко от Эшфорда в Кенте, которые были богатой католической династией. У сэра Томаса Кемпе (1517–1591) действительно был сын по имени Уильям; [9] однако утверждение, что актером был Уильям Кемпе, не может быть верным, поскольку он был похоронен в церкви Уай 27 марта 1597 года (Хонниман, 125–9; Баннерман, 3; частная информация, А. Финдли). Тем не менее, эта предполагаемая связь могла бы помочь объяснить удивительную в других отношениях историю, драматизированную в пьесе Дэя, Роули и Уилкинса «Труды трех английских братьев» (1607), о том, что, когда актер Уильям Кемп был в Италии в 1601 году, он встретил со знаменитым путешественником сэром Энтони Ширли : сэр Энтони и два его столь же знаменитых брата были родственниками Оллантиге Кемпе через свою мать, которая была дочерью сэра Томаса Кемпе. Возможно, тогда актер имел какое-то родство с Оллантигом, находящимся на окраине генеалогического древа; или, возможно, рекомендуя себя Ширли, он просто конъюнктурно воспользовался именем, которое разделял с матерью Ширли. [10]
Последние годы
[ редактировать ]
После ухода из «Слуги камергера» в начале 1599 года Кемпе продолжил карьеру исполнителя. В феврале и марте 1600 года он предпринял то, что он позже назовет своим «Девятидневным чудом», в котором Моррис танцевал от Лондона до Нориджа , расстояние около 110 миль или 177 км, путешествие, которое заняло у него девять дней (распространилось на несколько недель), часто среди ликующей толпы. Позже в том же году он опубликовал описание события, чтобы доказать сомневающимся, что это правда. [11] Его дальнейшая деятельность неясна. Согласно свидетельствам из «Путешествий трех английских братьев» , он, как предполагается, совершил еще одно путешествие по Европе, возможно, достигнув Италии, но к 1601 году он занял деньги у Филипа Хенслоу и присоединился к «Людям Вустера» . Последнее несомненное упоминание о нем встречается в дневнике Генслоу в конце 1602 года.
В приходских записях зафиксирована смерть «человека Кемпе» в Сент-Сэвиор , Саутварк , в конце 1603 года. Хотя это не обязательно комик, запись соответствует его отступлению от документальных записей. [ нужна ссылка ]
Стиль исполнения
[ редактировать ]Кемпе был известен как своими сценическими выступлениями , так и игрой в обычных драмах. В джиге, своего рода деревенском родственнике комедии дель арте , участвовало до пяти исполнителей в частично импровизированной песенно-танцевальной программе. В «Джигах» были сюжеты, часто непристойные, но упор делался на танцы и физическую комедию. Две приспособления Кемпе сохранились на английском языке и еще две на немецком. Примеры приспособлений можно увидеть в коллекции рукописей Джона Дауленда (сейчас находится в библиотеке Кембриджского университета ). Знаменитая джиговая мелодия 17 века под названием Kemp's Jig. [12] была названа в честь Уилла Кемпе и была опубликована в первой книге Джона Плейфорда « Английский мастер танцев 1651 года». Мелодия получила ряд современных исполнений, в том числе Яна Аккермана и фолк-группы Gryphon . [ нужна ссылка ]
Как актер Кемпе наверняка ассоциируется с двумя ролями: Догберри в «Много шума из ничего» и Питера в «Ромео и Джульетте» . (В тексте-кварто последнего, а также в тексте-кварто и Первом фолио первого он идентифицирован в речевых префиксах и сценических ремарках.) Из этих намеков был выведен следующий вероятный список партий Кемпе: Костард в «Бесплодные труды любви» , «Сон в летнюю ночь» , «Ланселот Гоббо» в «Венецианском купце» и «Коб» в Бена Джонсона «Каждый мужчина в своем юморе» . Фальстаф менее уверен. Хотя Фальстаф и демонстрирует некоторые черты драматического клоуна елизаветинской эпохи, его персонаж выше по классу и сложнее, чем другие роли Кемпе. [ нужна ссылка ]
В период фантастики
[ редактировать ]- Кемпе появляется как персонаж в «Возвращении с Парнаса» или «Биче Симонии» , возможно, написанном при его жизни или вскоре после его смерти. В нем он восхваляет Шекспира за то, что он превзошел драматургов с университетским образованием.
В современной фантастике
[ редактировать ]Кино и телевидение
[ редактировать ]- В сериале 1978 года Уилл Шекспир Кемпе изображается Дереком Ройлом как придурковатый алкоголик. Его выгоняют из труппы и заменяют Робертом Армином, когда они думают, что он выдал их участие в восстании в Эссексе . На самом деле Армин является информатором, который подставил Кемпе вместо него.
- В Джона Мэддена фильме «Влюбленный Шекспир» 1998 года его играет Патрик Барлоу .
- В телефильме 2005 года «Пустота стыда» его роль сыграл Джон Воус .
- В эпизоде Доктора Кто 2007 года « Код Шекспира » Кемпе играет Дэвид Уэстхед .
- В BBC ситкоме 2016 года «Выскочка ворона» Кемпе играет Спенсер Джонс как пародия на современного комика Рики Жерве .
- В телесериале 2017 года «Уилл » его роль исполнил Уильям Хьюстон .
Литература
[ редактировать ]- Кемпе является героем романа Пола Олдреда для молодежи 2022 года « Уилл Кемпе, Клоун» , в котором рассказывается о его последних трех годах работы в компании лорда-камергера.
- Кемпе — ключевой персонаж романа Кевина Сильвестра для молодежи 2015 года «Нил Фламбе и бардовский банкет» , опубликованного издательством Simon & Schuster Books.
- Кемпе появляется в романе Энн Янг для молодежи «Чудо девяти дней» 2002 года , опубликованном East Hall Press.
- В графическом романе Нила Геймана 1991 года «Песочный человек: Страна грез » Кемпе изображен в выпуске «Сон в летнюю ночь», рассказе о первом исполнении пьесы Шекспиром.
- Кемпе также появляется в Король теней» , в которой Кемпе изображен в образе клоуна, танцующего Морриса из «Девяти дней». детской художественной книге 1999 года «
- В Гарри Горлицы 2002 альтернативной истории романе года «Правила Британией» Кемпе — один из главных героев. Его закулисная личность неотличима от персонажей, которых он играет на сцене, а его выходки придают большую часть юмора роману, действие которого происходит во времена мрачной опасности.
- В романе Дж. Б. Чини « Истинный принц» 2004 года вместе с другими людьми лорда-камергера .
- Джиг Кемпе упоминается в Джеффри Хилла стихотворении «После прочтения Детей Альбиона (1969)» из его «Трактата о гражданской власти» , опубликованного в 2007 году.
Этап
[ редактировать ]В 1973 году Крис Харрис начал гастролировать с юмористическим шоу одного актера «Kemp's Jig», описывающим жизнь Кемпа и «Чудо девяти дней». Спектакль гастролировал по всему миру, его спектакль в Национальном театре транслировался по телевидению в рамках программы LWT «Водолей». В 2019 году постановку взяла на себя компания Blue Fire Theater, которая продолжает гастролировать со Стивом Тейлором в роли Кемпа.
- Кемпе был главным героем пьесы Дэна Рентча « Уилл Кемп» . [13]
- Уильям Гибсон изображает Кемпе угрюмым трагиком в своей пьесе 1968 года «Крик игроков» , что значительно отличается от реального стиля исполнения Кемпе.
В 2008 году комик Тим ФитцХигэм воспроизвел «Чудо девяти дней» Кемпа в исполнении Морриса, танцующего от Лондона до Нориджа, что легло в основу его пьесы «Дурак барда» , представленной в Edinburgh Fringe . [14]
В 2021 году Tortive Theater представил в Edinburgh Fringe новую одноактную пьесу о жизни и смерти Уильяма Кемпе по сценарию Т. Г. Хофмана. [15] В «Шекспировском дураке» главную роль сыграл Робин Литэм в роли Кемпе, а режиссером выступил Бен Хамфри . Шоу начало гастролировать по Великобритании в 2022 году. [16]
Концерты
[ редактировать ]Во время карантина из-за COVID-19 в 2020–2021 годах музыкальное трио Hexachordia создало KEMP'S JIG - пятидесятипятиминутный «Документ-концерт», посвященный подвигам шекспировского комического актера, доступный для просмотра онлайн. [17]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Уильям Кемпе – Национальная портретная галерея» . www.npg.org.uk.
- ^ Английские писатели XVI-XVII веков . Книги Суры. ISBN 9788174786371 – через Google Книги.
- ^ «Уильям Кемпе | Британский актер» . Британская энциклопедия .
- ↑ Граф заплатил специальную плату в размере десяти шиллингов . за это представление
- ^ Шенбаум, Сэмюэл (1987). Уильям Шекспир: Компактная документальная жизнь . Издательство Оксфордского университета. п. 184. ИСБН 0-19-505161-0 .
- ^ Джеймс Шапиро, (2005). 1599 год, год из жизни Уильяма Шекспира . Фабер и Фабер, Лондон. стр. 42–49.
- ^ Роберт Хорнбек Английская клоунская традиция от средневековья до Шекспира 1843843560 - 2013 "и вообще глупый пуританский стереотип, согласно которому Шекспир написал для Кемпа - по какой-то причине - последнюю шекспировскую роль Кемпа - своего собственного строгого, глупого пуританского клоуна - в 1598 году. Типа «глупый Мэйр или глупое правосудие»…
- ^ Уоллес 1909 , с. 7.
- ^ Ричардсон III 2011 , с. 276.
- ^ Батлер 2004 .
- ^ Год, который дает Кемпе, был 1599 по старому стилю , что позже вызвало некоторую путаницу. То, что джиг Кемпе состоялся в 1600 году (по новому стилю), подтверждается записью о выплате ему призовых денег Норвичской городской корпорацией.
- ^ «Лютневые книги Мэтью Холмса: джиг Кемпа» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Журнал Нью-Йорк . Нью-Йорк Медиа, ООО. 16 июня 1986 года.
- ^ «Тим Фицхайэм, бардовский дурак» . Чортл . Проверено 15 июня 2014 г.
- ^ Вайнс, Ребекка (21 августа 2021 г.). «Бродвейский малыш» . Broadwaybaby.com . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Портивный театр | Шекспировский дурак» . TortiveTheatre.com . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Джиг Кемпа» . www.hexachordia.com . Проверено 26 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Батлер, Мартин (2004). «Кемп, Уильям (ум. в 1610 году или после?)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/15334 . Проверено 30 декабря 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) (Требуется подписка)
- Ричардсон, Дуглас (2011). Происхождение Великой хартии вольностей: исследование колониальных и средневековых семей, изд. Кимбалл Дж. Эверингем . Том. III (2-е изд.). Солт-Лейк-Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) ISBN 144996639X - Уоллес, Чарльз Уильям (1909). Предварительные листы из «Шекспира», «Глобуса» и «Блэкфрайерс» . Стратфорд-на-Эйвоне: Stratford Head Press. стр. 1–16.
- Записи ранней английской драмы - Норвич 1540–1642 , 1984, 114–115 [Судебные книги мэров Нориджа XIII стр. 418] – Отчет об оплате Кемпу за его приспособление.
- «Тим Фицхайэм, бардовский дурак» . Чортл . Проверено 15 июня 2014 г.
- Лысый, RC «Люди Лестера в Нидерландах». Обзор английских исследований 19 (1943), 395–7.
- Коллиер, Дж. П. Жизни оригинальных актеров пьес Шекспира . Лондон: Шекспировское общество, 1853.
- Нильсен, Джеймс. «Кемпе в Глобусе». Shakespeare Quarterly 44 (1993), 466–468.
- Нунзегер, Эдвин. Словарь актеров и других лиц, связанных с публичным представлением пьес в Англии до 1642 года . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1929.
- Шапиро, Джеймс. 1599, Год из жизни Уильяма Шекспира , «Пролог» и глава 1, «Битва завещаний». (2005), 1–49.
- Райт, Луис. «Уилл Кемп и комедия дель арте». Примечания по современному языку 41 (1926), 516–520.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Уильяма Кемпа в Project Gutenberg
- Работы Уильяма Кемпа или о нем в Internet Archive
- Кемпе Текст « Девяти дней чудес» в Project Gutenberg .
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кемп, Уильям ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в- Английские актеры-мужчины
- Английские танцоры-мужчины
- Английские клоуны
- Английские шекспировские актеры мужского пола
- Рождение в 16 веке
- Английские актеры-мужчины 17 века
- Похороны в Саутваркском соборе
- Смерти 1600-х годов
- Английские актеры-мужчины XVI века
- Люди, связанные с Шекспиром
- Уокеры Соединенного Королевства
- Танцоры 16 века