Удовольствие, сочетающееся с добродетелью
«Удовольствие, примиренное с добродетелью» — это якобинской эпохи маска , написанная Беном Джонсоном и разработанная Иниго Джонсом . Впервые оно было исполнено в Двенадцатую ночь , 6 января 1618 года , в Банкетном зале дворца Уайтхолл . Неудача работы при ее первоначальном исполнении и ее последующая доработка ознаменовали собой значительное развитие в развитии техники маскировки Джонсона.
Принц Чарльз
[ редактировать ]Маска ознаменовала дебют молодого принца Чарльза, будущего короля Карла I , в общественной жизни при дворе Стюартов . После смерти своего старшего брата принца Генриха в 1612 году Карл стал наследником престола своего отца Якова I ; но его молодость и относительно слабое здоровье (в детстве он страдал рахитом) не позволили Чарльзу занять ту общественную известность, которой ранее пользовался Генри. Роль в «Удовольствии, примиренном с добродетелью» ознаменовала для Чарльза своего рода «выход в свет», точно так же, как появление Генри в маске Джонсона/Джонса «Оберон, Волшебный принц» ( 1611 ) имело большое значение в его карьере. Орацио Бузино, капеллан венецианского посла в Лондоне Пьеро Контарини и член аудитории, охарактеризовал Карла как «подвижного юношу, красивого и очень изящного». [ 1 ]
Шоу
[ редактировать ]В тексте маски Джонсона доминировали обычные персонажи классической мифологии – в этом случае Геркулес сталкивается с конфликтом между конкурирующими требованиями долга и удовольствия; под руководством Меркурия середина между ними находится в лице Дедала . Появление Комуса , похожего на Вакха бога праздника и насмешек, в начале маски, возможно, позже вдохновило Джона Мильтона сделать эту фигуру центральным элементом своей собственной маски Комуса в 1634 году . В декорациях Джонса для маски была большая гора, символизирующая гору Атлас; вершина горы имела форму человеческой головы, которая двигала глазами и меняла выражение лица. В антимаске приняли участие дюжина последователей Комуса, мужчины, одетые в бочки, и дюжина мальчиков в костюмах лягушек. Вторая анти-маска представляла собой танец пигмеев .
Рассказ очевидца Бусино о первом представлении маски помогает объяснить ее провал. Бусино писал, что к концу маски энергия артистов угасла:
- Наконец они еще раз станцевали испанский танец со своими дамами и, поскольку устали, начали отставать; и король, который по натуре холерик, стал нетерпеливым и громко закричал: «Почему они не танцуют? Зачем вы заставили меня прийти сюда? Черт возьми вас всех, танцуйте!» Тотчас же маркиз Бекингем, любимый фаворит его величества, прыгнул вперед и протанцевал несколько высоких и очень маленьких каперсов с таким изяществом и легкостью, что заставил всех полюбить себя, а также сумел успокоить ярость своего разгневанного лорда. [ 2 ]
Маркизом Бекингема, упомянутым Бузино, был Джордж Вильерс , который был преемником Джона Рамзи и Роберта Карра в качестве «любимого приспешника короля». Согласно одной из интерпретаций, маска, возможно, не удалась в случае с Джеймсом, потому что она слишком явно критиковала личные пороки короля — «его чрезмерную любовь к Бекингему, которому он расточал титулы, богатство и сексуальные услуги; его частое пьянство; и его расточительство при дворе». доходы от чрезмерно роскошных банкетов и выпивки». [ 3 ]
Редакция
[ редактировать ]Трудности создателей маски усугублялись тем, что королева Якова и мать Карла, Анна Датская , пропустившая первое представление из-за болезни, командовали вторым, которое произошло в Масленичный вторник , 17 февраля. Джонсон серьезно переписал свой текст, добавив в начале новую антимаску под названием « За честь Уэльса», полную юмора на широком диалекте. Этого пересмотра явно было недостаточно, чтобы угодить скептикам из придворной публики. Бусино, со своей стороны, не одобрял костюмы некоторых женщин-маскарад с обнаженной грудью. [ 4 ] Но антимаска, которую Джонсон изобрел в «Маске королев» в 1609 году , стала более заметной в последующих работах Джонсона в этом жанре, часто открывая маску, как в « За честь Уэльса». Другие авторы масок находились под влиянием того же направления, что и «Триумф красоты» Джеймса Ширли (опубликовано в 1646 году ).
Последствия
[ редактировать ]На карьеру ни Джонсона, ни Джонса провал « Примирения с удовольствием» серьезно не повлиял. Джонсон оставался основным автором масок Суда более десяти лет, а Джонс создавал маски еще более длительный период. Когда в январе 1619 года Банкетный дом Уайтхолла сгорел, Джонс заменил его зданием, которое многие считают его шедевром в архитектуре (см.: Банкетный дом, Уайтхолл ).
Текст Джонсона для маски был впервые опубликован во втором фолианте его собрания сочинений в 1641 году . Этот текст заканчивается утверждением, что маска «так понравилась королю, что он увидит ее снова» — одна из самых возмутительных выдумок в английской литературе. (Джонсон умер в 1637 году, и его нельзя в этом винить.) Текст также существует в стенограмме профессионального писца Ральфа Крейна , подготовленной для сэра Дадли Карлтона . [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Брэдли, Джесси Франклин и Джозеф Куинси Адамс . Книга намеков на Джонсона: сборник намеков на Бена Джонсона с 1597 по 1700 год. Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1922.
- Каммингс, Роберт Маккилл. Поэзия семнадцатого века: аннотированная антология. Лондон, Блэквелл, 2000.
- Липман, Майкл. Иниго: беспокойная жизнь Иниго Джонса, архитектора английского Возрождения. Лондон, издательство Headline Book Publishing, 2003.
- Мюллер, Джанель М. и Дэвид Левенштейн, ред. Кембриджская история английской литературы раннего Нового времени. Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2002.
- Оргел, Стивен. Бен Джонсон: Полное собрание масок . Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1969.
- Смит, Марк Майкл. История слушания: читатель. Афины, Джорджия, Издательство Университета Джорджии, 2004 г.