Джеймс Ширли

Джеймс Ширли (или Шерли ) (сентябрь 1596 — октябрь 1666) — английский драматург.
Он принадлежал к великому периоду английской драматической литературы, но, по словам Чарльза Лэмба , он «претендует на место среди достойных людей этого периода не столько из-за какого-то трансцендентного гения в себе, сколько из-за того, что он был последним представителем великой расы». , все из которых говорили почти на одном языке и имели ряд общих моральных чувств и представлений». Его карьера драматурга простиралась с 1625 года до запрета парламентом постановок пьес в 1642 году. [1]
Биография
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ширли родилась в Лондоне и происходила из Ширли из Уорика, старейшей рыцарской семьи в Уорикшире. [2] [3] Он получил образование в школе Мерчант Тейлорс в Лондоне , колледже Святого Иоанна в Оксфорде и колледже Святой Катарины в Кембридже . [4] где он получил степень бакалавра примерно в 1618 году или ранее. [1]
Его первое стихотворение «Эхо, или Несчастные любовники» было опубликовано в 1618 году; ни одна его копия не известна, но, вероятно, это то же самое, что и «Нарцисс» 1646 года . Оксфордский биограф Энтони Вуд сообщает, что после получения степени магистра Ширли стала «служителем слова Божьего в Сент-Олбансе или его окрестностях ». Затем он оставил этот пост, по-видимому, из-за обращения в римско-католическую веру, и был учителем школы Сент-Олбанс с 1623 по 1625 год. Его первая пьеса «Любовные трюки» , по-видимому, была написана, когда он преподавал в Сент-Олбансе.
Драматург в Лондоне
[ редактировать ]В 1625 году он вернулся в Лондон, поселившись в Грейс-Инн . В последующие 18 лет он написал более 30 пьес, трагедий, комедий и трагикомедий . Большинство его пьес было поставлено труппой «Слуги королевы Генриетты» , в которой Ширли работала домашним драматургом (так же, как Уильям Шекспир играл в « Слугах короля »).
Симпатии Ширли были на стороне короля в его спорах с парламентом, и он получил знаки особого благосклонности от королевы. Он резко напал на Уильяма Принна , который атаковал сцену в «Истриомастиксе» , а в 1634 году он предоставил текст для «Триумфа мира» , маски, представленной в Уайтхолле джентльменами из придворных гостиниц в качестве практического ответа Принну. .
Дублин и возвращение в Лондон
[ редактировать ]Между 1636 и 1640 годами Ширли отправилась в Ирландию, очевидно, под покровительством графа Килдэра . Три или четыре его пьесы были поставлены его другом Джоном Огилби в Дублинском театре на Вербург-стрит , первом из когда-либо построенных в Ирландии, которому на момент визита Ширли исполнился всего один год. [1] Во время своего пребывания в Дублине Ширли написала «Сомнительный наследник» , «Королевский магистр» , «Вечная служанка » и «Святой Патрик» для Ирландии . [5]
В 1640 году он вернулся в Лондон и обнаружил, что в его отсутствие «Слуги королевы Генриетты» продали дюжину его пьес продавцам канцелярских товаров, которые опубликовали их в конце 1630-х годов. В результате он больше не работал в труппе королевы Генриетты, а последние пьесы его лондонской карьеры были поставлены «Слугами короля».
Закрытие театра и гражданская война
[ редактировать ]В 1642 году его карьера драматурга была остановлена закрытием лондонского театра . [1]
В начале Гражданской войны в Англии Ширли, похоже, служил у графа Ньюкасла , но когда состояние короля начало ухудшаться, он вернулся в Лондон. В чем-то он был обязан доброте Томаса Стэнли , но поддерживал себя главным образом преподаванием и публикацией некоторых образовательных работ в рамках Содружества . Помимо этого, в период Содружества он опубликовал четыре небольших томика стихов и пьес в 1646, 1653, 1655 и 1659 годах. Он «был чернорабочим» Джона Огилби в его переводах «Илиады » и «Одиссеи» .
Поздняя жизнь и смерть
[ редактировать ]Он дожил до правления Карла II , но больше не пытался писать для сцены, хотя некоторые из его комедий были возрождены. [1]
Вуд говорит, что Ширли, 70 лет, и его вторая жена умерли от испуга и разоблачения после Великого лондонского пожара и были похоронены в Сент-Джайлс-ин-Филдс 29 октября 1666 года. [1]
Оценка письма
[ редактировать ]1911 года Британская энциклопедия говорит о работах Ширли:
Ширли родилась в семье огромного богатства и распоряжалась им свободно. Свои сюжеты он строил из обилия материалов, накопленных за тридцать лет беспримерной драматической деятельности. Он не стремился к новизне ситуации или характера, но работал с уверенной легкостью и жизнерадостностью над знакомыми линиями, придумывая ситуации и выставляя характеры по типам, эффективность которых на сцене была доказана богатым опытом. Правда, он говорил на одном языке с великими драматургами, но этот величественный стиль иногда используется для искусственного возвышения банальной мысли. «Ясно, как день» становится таким образом, что «день не более заметен, чем эта хитрость»; в то время как пословица «Тихие воды глубоки» облагорожена до…
«Мелкие реки с шумом скользят прочь —
Бездны молчат».Насилие и преувеличения многих его современников не оставили его равнодушным. Его сцены гениально задуманы, его персонажи нарисованы смело и ясно; и он никогда не опускается ниже высокого уровня сценического эффекта. [1]
Работает
[ редактировать ]В следующем списке указаны годы первой публикации и исполнения, если они известны, а также даты лицензирования Master of the Revels, если таковые имеются.
Трагедии
[ редактировать ]- Месть горничной (лицензия от 9 февраля 1626 г.; впервые напечатана в 1639 г.)
- Предатель (лицензия от 4 мая 1631 г.; впервые напечатано в 1635 г.)
- Жестокость любви (лицензия от 14 ноября 1631 г.; напечатано в 1640 г.)
- Политик (действовал в 1639 г.; напечатан в 1655 г.)
- Кардинал (лицензия от 25 ноября 1641 г.; напечатано в 1652 г.). Исполнено в Southwark Playhouse, 2017 г. [6]
Городские комедии, действие которых происходит в Лондоне 1630-х годов.
[ редактировать ]- Любовные трюки , или Школа дополнения (лицензия от 10 февраля 1625 г.; впервые напечатано под подзаголовком в 1631 г.)
- Свадьба (лицензия 1626 г.; первая печать 1629 г.)
- The Witty Fair One (лицензия от 3 октября 1628 г.; напечатано в 1633 г.)
- Изменения, или Любовь в лабиринте (лицензия от 10 января 1632 г.; напечатано в 1632 г.)
- Гайд-парк (лицензия от 20 апреля 1632 г.; напечатано в 1637 г.)
- Бал (лицензия от 16 ноября 1632 г.; напечатано в 1639 г.)
- The Gamester (лицензия от 11 ноября 1633 г.; напечатано в 1637 г.)
- Дама удовольствий (лицензия от 15 октября 1635 г.; напечатано в 1637 г.)
Трагикомедии, пасторали и др.
[ редактировать ]- Благодарный слуга (лицензия предоставлена 3 ноября 1629 г. как «Верный слуга» ; впервые напечатано в 1630 г.)
- Юмористический придворный (лицензия от 17 мая 1631 г.; напечатано в 1640 г.).
- Птица в клетке , или Красавицы (лицензия от 21 января 1633 г.; напечатано в 1633 г.)
- Молодой адмирал (лицензия от 3 июля 1633 г.; напечатано в 1637 г.)
- Пример (лицензия от 24 июня 1634 г.; напечатано в 1637 г.)
- Возможность (лицензия от 29 ноября 1634 г.; напечатано в 1640 г.)
- Коронация (лицензия от 6 февраля 1635 года как работа Ширли, но напечатана в 1640 году ошибочно как работа Джона Флетчера )
- Любовница герцога (лицензия от 18 января 1636 г.; напечатано в 1638 г.)
- Королевский магистр (лицензия от 23 апреля 1638 г.; впервые напечатано в 1638 г.)
- Святой Патрик для Ирландии (исполняется ок. 1637–1640 гг.; впервые напечатано в 1640 г.)
- Джентльмен из Венеции (лицензия от 30 октября 1639 г.; напечатано в 1655 г.)
- Сомнительный наследник (лицензия от 1 июня 1640 г. как Розания, или Победа любви ; напечатано в 1652 г.)
- Аркадия (напечатано в 1640 г.)
- Самозванство (лицензия от 10 ноября 1640 г.; напечатано в 1652 г.)
- Братья (лицензия от 26 мая 1641 г.; напечатано в 1652 г.)
- Постоянная служанка , или Любовь найдет путь (спектакль ок. 1630–40; впервые напечатано в 1640 году)
- Сестры (лицензия от 26 апреля 1642 г.; напечатано в 1653 г.)
- Судебная тайна (составлена до 1642 г.; напечатана в 1653 г.)
Маски и развлечения
[ редактировать ]- Спор о чести и богатстве (исполняется ок. 1625–32; напечатано в 1633 г.)
- Триумф мира (лицензия от 3 февраля 1634 г.; напечатано в 1634 г.)
- Триумф красоты (ок. 1640 г.; напечатано в 1646 г.)
- Спор Аякса и Улисса за доспехи Ахилла (исполняется ок. 1654–1658 гг.; напечатано в 1659 г.)
- Амур и Смерть (исполняется 26 марта 1653 г.; впервые напечатано в 1653 г.)
- Гонория и Маммона (напечатано в 1659 г.; исполнено 21 ноября 2013 г.)
В 1633 году Ширли переработала пьесу Джона Флетчера , возможно, названную «Маленький вор» , в «Ночной ходок» , который был поставлен в 1634 году и напечатан в 1640 году. В 1634–35 Ширли переработала «Трагедия Шабо, адмирала Франции» пьесу . который Джордж Чепмен написал где-то между 1611 и 1622 годами. Переработанная версия была напечатана в 1639 году. Ширли иногда упоминается как соавтор Уильяма Кавендиша, 1-го герцога Ньюкасла, в пьесах Кавендиша «Деревенский капитан» и «Варьете» (обе напечатаны в 1649 году). «Бал » в публикации, приписываемой Джорджу Чепмену и Джеймсу Ширли, был написан одной Ширли.
Ширли Стихи (1646 г.) содержали эпиллион «Нарцисс» и маску «Триумф красоты». «Спор о чести и богатстве» (1633 г.) появился в измененной и расширенной форме в 1659 г. как Гонория и Маммона. Его «Спор об Аяксе и Улиссе» завершается известной лирикой «Слава нашей крови и государства». [1] На заключительном этапе своей педагогической карьеры Ширли опубликовал написанную стихами английскую грамматику под названием «Основы грамматики: правила, составленные в английских стихах для большей пользы и удовольствия молодых начинающих» (1656).
Восемь пьес Ширли были переизданы в одном томе-кварто в 1640 году; это были «Молодой адмирал», «Любовница герцога», «Гайд-парк», «Жестокость любви», «Свадьба», «Вечная горничная», «Возможность» и «Благодарный слуга» . опубликовали еще один сборник В 1653 году Хамфри Мозли и Хамфри Робинсон ; озаглавленный «Шесть новых пьес», В том, вошли «Братья», «Сестры», «Сомнительный наследник», «Обман», «Кардинал» и «Судебная тайна». [7]
Канон Ширли представляет меньше проблем и утраченных произведений, чем каноны более ранних драматургов; тем не менее, 14 февраля 1639 года Уильям Кук зарегистрировал трагедию Ширли под названием «Сент-Олбанс» - пьесу, которая не сохранилась. Анонимная трагедия «Андромана» была приписана Ширли, когда она была впервые опубликована в 1660 году, хотя ученые отнеслись к ее приписыванию со скептицизмом. [8]
Стандартное издание произведений Ширли — «Драматические произведения и стихи Джеймса Ширли с примечаниями Уильяма Гиффорда» , а также «Дополнительные примечания и некоторые сведения о Ширли и его сочинениях» ( Александра Дайса 6 томов, 1833 г.). Подборка его пьес была отредактирована (1888) для серии «Русалочки» с предисловием Эдмунда Госса . [1]
Новое десятитомное издание работы Джеймса Ширли в настоящее время редактируется в издательстве Oxford University Press . [9] Седьмой том этой серии выйдет в 2022 году. [10]
возрождения
[ редактировать ]Работа Ширли время от времени возрождалась. «Гонория и Маммона» была поставлена в Лондоне в церкви Ширли 21 ноября 2013 года. Кардинал посмотрел экранизацию « Красная змея » и постановку в Лондоне в апреле 2017 года. «Слава нашей крови и государства» (также известная под более поздним названием название «Слава нашего рождения и государства») из «Спора Аякса и Улисса» часто ставилось на музыку и исполнялось на коронации Георга IV в 1821 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ширли, Джеймс ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 990–991. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Киттермастер, Фредерик Уилсон (1866). Герб и родословная Уорикшира . п. 80 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Нэйсон, Артур Хантингтон (1915). Джеймс Ширли, драматург: биографическое и критическое исследование . АХ Нейсон. п. 147 . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ «Ширли, Джеймс (SHRY615J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Адамс, с. 419.
- ^ «Театр Саутварка – Театр + Бар | Кардинал» . Southwarkplayhouse.co.uk . Проверено 10 мая 2017 г.
- ↑ Пять драм в «Шести новых пьесах» датированы 1652 годом, а шестая и общий титульный лист тома датированы 1653 годом — двусмысленность, которая привела к путанице.
- ^ Логан и Смит, стр. 226–7.
- ^ «Полное собрание сочинений ОУП Джеймса Ширли» . .warwick.ac.uk . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ «Полное собрание сочинений Джеймса Ширли. Том 7: Постоянная служанка, Сомнительный наследник, Венецианские джентльмены и Политик» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 31 января 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Джозеф Куинси . Театры Шекспира . Бостон, Хоутон Миффлин, 1917 год.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Университет Небраски Press, 1978.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Джеймса Ширли в Project Gutenberg
- Работы Джеймса Ширли или о нем в Интернет-архиве
- Работы Джеймса Ширли в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Издание Дайса в Google Книгах
- Веб-сайт Джеймса Ширли в Даремском университете, Великобритания
- Оцифрованные изображения «Хайд Парк: комедии, представленной слугами Ее Величества в частном доме на Друри-Лейн», хранящиеся в Исследовательском центре специальных коллекций библиотек Университета Кентукки.
Тексты в Wikisource:
- « Ширли, Джеймс ». энциклопедия Британская Том. XXI (9-е изд.). 1886. с. 829.
- « Ширли, Джеймс ». Словарь национальной биографии . Том. 52. 1897. стр. 126–133.
- « Ширли, Джеймс ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Джеймс Ширли ». Католическая энциклопедия . 1913.
- « Ширли, Джеймс ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.