Остроумие без денег
«Остроумие без денег» — пьеса эпохи Якобина , комедия , написанная Джоном Флетчером и впервые опубликованная в 1639 году .
Дата и авторство
[ редактировать ]Ученые датировали пьесу ок. 1614 г., основанный на намеках на современные события, в частности на дракона , которого, как сообщается, видели в Сассексе в августе 1614 г. [1] Ранние издания пьесы приписывают ее Бомонту и Флетчеру , но ученые, изучавшие пьесу с девятнадцатого века, сходятся во мнении, что Бомонт отсутствует в произведении; «Все следователи согласны отдать пьесу одному Флетчеру». [2] Некоторые критики, однако, утверждали, что текст был отредактирован, возможно, около 1620 года, и это легкая переработка, которая, тем не менее, устранила характерное для Флетчера предпочтение «вы» , а не « ва». [3] [4]
Публикация
[ редактировать ]Пьеса была внесена в Реестр канцелярских товаров 25 апреля 1639 года как сольное произведение Флетчера и позже в том же году была опубликована в ин-кварто , текст напечатан Томасом Коутсом для книготорговцев Эндрю Крука и Уильяма Кука . На титульном листе первого издания указано, что пьесу поставили « Слуги королевы Генриетты» в театре «Кокпит» ; и позже пьеса перешла к Beeston's Boys . Учитывая эти факты, наиболее вероятно, что пьеса изначально была поставлена « Слугами леди Элизабет» . [2] [5] Эндрю Крук выпустил еще одно издание-кварто в 1661 году . Пьеса была включена во второй фолиант Бомонта и Флетчера года 1679 .
После 1642 г.
[ редактировать ]«Остроумие без денег» — одна из немногих пьес, которые, как известно, ставились во время Гражданской войны в Англии и периода Междуцарствия 1642–1660 годов, когда лондонские театры были формально закрыты, но работали, когда могли (ранняя форма «партизанского театра»). . Спектакль был поставлен в театре Ред Булл 3 февраля 1648 года ; Не имея возможности продавать билеты открыто, актерам бросали билеты в шляхетские кареты. [6] Еще одно представление, состоявшееся 29 декабря 1654 г., было разогнано властями.
Спектакль был возрожден в эпоху Реставрации . [7] Как и многие произведения канона Флетчера, он был исполнен в Миддл-Темпле в 1660 году. [8] Спектакль в Королевском театре в Лондоне «не понравился» Сэмюэлю Пепису («Дневник», 22 апреля 1663 г.). Джон Драйден написал Пролог к возрождению 1672 года . ( Королевский театр Королевской компании на Друри-Лейн сгорел в январе 1672 года; они переехали в театр Линкольнс-Инн-Филдс и дебютировали там с «Остроумием без денег» 26 февраля 1672 года.) Спектакль был адаптирован с учетом меняющихся вкусов; измененная версия была напечатана в недатированном издании, которое, вероятно, появилось около 1708 года. [9] Фактически, пьеса, похоже, была более популярна в 18 веке, чем в период Реставрации, и ее регулярно ставили на протяжении 1760-х годов и вплоть до 1782 года. [10]
Мелвилл
[ редактировать ]В следующем столетии Герман Мелвилл выбрал из этой пьесы один из эпиграфов для своего сборника «Энкантадас» . В третьем эпиграфе к «Шестому наброску», рассказу «Остров Баррингтона и пираты», Мелвилл слегка неверно цитирует или адаптирует для своих целей слова Валентина: «Как смело я теперь живу, как весело, как близко к первому наследству, без страхов». как свободен от проблем с титулом!» из действия I, сцена I. Мелвилл отметил соответствующий отрывок в своем личном экземпляре фолианта 1679 года.
Краткое содержание
[ редактировать ]Валентин — молодой джентльмен, растративший свое состояние; с явной и умышленной безответственностью он заложил свои земли, чтобы жить жизнью светского человека в городе. Его дядя пытается убедить его вести себя более ответственно, сделать что-нибудь, чтобы восстановить свое состояние - вплоть до женитьбы на богатой женщине; но Валентин не слушает. Валентин не только поставил под угрозу свое будущее, но и растратил ресурсы, которые обеспечивали ренту его младшему брату Франциско.
Валентин познакомился с троицей женихов: Фонтаном, Белламором и Хейрбрейном, которые ухаживают за богатой вдовой леди Хартвелл; но Валентин отказывается следовать их примеру, к большому неудовольствию своего дяди. Вместо этого Валентин использует свое остроумие и многословие, чтобы оклеветать вдов, брак и женщин в целом. Младшая сестра леди Хартвелл Изабелла случайно заметила Франциско и мгновенно влюбилась в него. Ее горничная Люси сообщает леди Хартвелл об увлечении Изабеллы; и леди, недовольная плохими перспективами Франциско в качестве зятя, решает предотвратить брак между ними, собирая дом и уезжая из Лондона в свое загородное поместье. Ее план откладывается, когда Валентин заставляет ее кучера слишком напиться, чтобы водить машину. Это провоцирует конфронтацию между Валентином и леди Хартвелл; он использует против нее свои обычные клеветы и клеветы, но удивляется, когда она стоит на своем и сравняется с ним, а даже превосходит его в битве слов и остроумия. После этого становится ясно, что дама интересуется провоцирующим джентльменом.
Изабелла анонимно отправляет Франциско кошелек, полный монет, через последователя своей сестры Шортхоуз; но молодой человек выслеживает источник и ищет ее, чтобы лично поблагодарить. Однако она слишком горда и застенчива, чтобы открыто признать свои чувства. И только когда Франциско неожиданно сталкивается с ней по дороге в церковь, они достигают взаимопонимания. У Валентина и леди Хартвелл похожая проблема. Дядя Валентина пытается вывести их из тупика: он поздравляет Даму со свадьбой с его племянником и даже предполагает, что она уже беременна от него. Леди Хартвелл идет к Валентину, чтобы поговорить с ним по этому поводу; от споров они переходят к флирту, затем к ухаживаниям и, наконец, соглашаются пожениться. К концу пьесы обе пары, два брата и сестры, соединяются.
Написанный в основном прозой, а не стихами, «Остроумие без денег» напоминает другую комедию Флетчера « Старший брат» .
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
- Грисволд, Венди . Возрождение Возрождения: городская комедия и трагедия мести в лондонском театре, 1576–1980. Чикаго, Издательство Чикагского университета, 1986.
- Лич, Клиффорд. Пьесы Джона Флетчера. Лондон, Чатто и Виндус, 1962.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Университет Небраски Press, 1978.
- Макмаллан, Гордон. Политика беспокойства в пьесах Джона Флетчера. Амхерст, Массачусетс, Издательство Массачусетского университета , 1994.
- Максвелл, Болдуин. Исследования Бомонта, Флетчера и Массинджера. Чапел-Хилл, Северная Каролина, Издательство Университета Северной Каролины, 1939.
- Олифант, EHC Пьесы Бомонта и Флетчера: попытка определить их соответствующие доли и доли других. Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1927.
- Поттер, Альфред Клагхорн. Библиография Бомонта и Флетчера. Кембридж, Массачусетс, Библиотека Гарвардского университета, 1890 г.
- Спрэг, Артур Колби. Бомонт и Флетчер на стадии реставрации. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1926.