Бондука
Бондука - это якобинская трагикомедия в каноне Бомонта и Флетчера , обычно оцениваемая учеными. [1] быть работой одного лишь Джона Флетчера . Это действовали Люди Короля c. 1613 г. и опубликовано в 1647 г. в первом фолианте Бомонта и Флетчера .
Спектакль представляет собой инсценировку истории Боудики , британской кельтской королевы, возглавившей восстание против римлян в 60–61 годах нашей эры. Критики, однако, классифицировали «Бондуку» как «исторический роман», а не как историческую пьесу, сравнимую с пьесами, написанными Шекспиром ; Историческая точность не была главной заботой Флетчера. Спектакль постоянно колеблется между комедией и трагедией.
Главным героем является не сама Бондука, а скорее Каратах ( Caratacus ), который анахронично изображен как ее генерал, несмотря на то, что он был изгнан из Британии почти десять лет назад. Ненний , легендарный британский противник Юлия Цезаря, также включен. Однако большая часть действия происходит с римской точки зрения, в центре внимания римских офицеров Юния и Петиллия, которые влюбляются в двух дочерей Бондуки. Петилий — вымышленная версия Квинта Петиллия Цериалиса .
Персонажи
[ редактировать ]- Каратах , британский генерал, зять Бондуки.
- Ненниус и британский командующий.
- Хенго , племянник Каратаха и Бондуки.
- Светоний , генерал римской армии в Британии.
- Пёний , римский полководец
- Юний , римский полководец
- Деметрий , римский полководец
- Деций , римский полководец
- Петилий , римский полководец
- Любопытный , римский полководец
- Регул , офицер Пения
- Друз , офицер Пения
- Бондука , королева иценов.
- Первая дочь Бондуки .
- Вторая дочь Бондуки .
- Мацер , римский лейтенант.
- Иуда , римский капрал.
- Вестник .
- Друиды .
- Солдаты .
- Гиды , Слуги .
Сюжет
[ редактировать ]Бондука, королева иценов , злорадствует по поводу поражений, понесенных римлянами от ее войск. Она предсказывает, что римляне вскоре будут разгромлены. Уверенности Бондуки бросает вызов ее генерал Каратах , который говорит ей, что римлян нелегко сокрушить и что война будет сильно отличаться от племенных конфликтов, с которыми они знакомы. Это будет либо полная победа, либо полное поражение. Бондука принимает слова Каратаха.
В римском лагере один из офицеров Юний впадает в депрессию, потому что влюблен. Его друг Петиллий пытается его подбодрить, но безуспешно. Юниус сообщает, что его возлюбленная - младшая дочь Бондуки. Входят солдаты во главе с капралом Иудой, жалующиеся, что они голодают. Петиллий и Юний советуют им помнить о своих обязанностях. Полководцу Светонию сообщают о беспокойном состоянии войск. Он сообщает своим офицерам, что намерен спровоцировать решающую битву. Офицер отправляется связаться с Пением Постумом , другим римским полководцем, чтобы тот присоединился к его армии с силами Светония.
В лагере Поения войска стремятся присоединиться к своим товарищам, но надменный Поений отказывается подчиняться приказам Светония, считая битву против гораздо более крупных сил бриттов самоубийственной. Он отказывается послать войска. Вернувшись в лагерь Светония, Петиллий и его сослуживцы высмеивают влюбленного Юния. Петиллий ставит другого офицера, Деметрия, на то, что Пений откажется присоединиться к ним.
В лагере Бондуки Иуда и несколько римских солдат были схвачены во время поиска еды. Британцы высмеивают полуголодных римлян. Мстительные дочери Бондуки стремятся повесить пленных, но вмешивается Каратах и приказывает накормить их и отправить обратно в римский лагерь. Угощая их едой и питьем, он извлекает из них информацию. Иуда раскрывает любовь Юния к младшей дочери Бондуки. Она решает, что напишет ему фальшивое любовное письмо, чтобы поймать его. Она передает его Иуде, который пьяный возвращается с остальными в римский лагерь.
В британском лагере Бондука горячо обращается к богу грома Таранису , в то время как друиды приносят жертвы и читают приметы. Дочери также молятся о победе. Каратач произносит воодушевляющую речь перед войсками. В римском лагере Юний читает фальшивое любовное письмо, в котором дочь Бондуки сообщает ему, что он завоевал ее любовь. Если он встретит ее, она позволит захватить себя и свою семью, если с ними будут хорошо обращаться. Юниус и его друзья решают довериться планам дочери. Тем временем Светоний произносит речь перед своими войсками.
Каратач наблюдает за передвижениями армий. Пений также наблюдает на расстоянии. Юния и остальных приводят к дочерям Бондуки в плен, заманив в ловушку. Младшая дочь насмехается над Юнием. Ее порочность излечивает его от любых чувств к ней. Дочери намереваются перебить римлян, но вновь вмешивается Каратах и настаивает, чтобы благородные противники не прибегали к подобным уловкам. Он освобождает их.
Пёний наблюдает, как небольшая римская армия, очевидно, разбита британскими войсками, но туман битвы скрывает ситуацию. В разгар борьбы Светоний и Петилий удерживают римлян вместе. Юний и остальные возвращаются как раз в тот момент, когда битва поворачивается в пользу римлян. Наблюдая с холма, Каратах ругает Бондуку за начало массовой атаки, поскольку численное превосходство британцев оборачивается против них, создавая давку между римлянами и обозом. Одержав победу, Светоний преследует отступающих бриттов. Каратач и его юный племянник Хенго сбегают после боя с Юниусом.
После битвы Петиллий продолжает высмеивать Юния за прежнюю любовную болезнь. Светоний велит Петилию связаться с Пением, которого он намерен простить за то, что он не присоединился к битве. Каратах и Хенго встречают Иуду и других солдат. В бою храбрый мальчик унижает Иуду, а остальные солдаты бегут из Каратаха. Петилий идет навстречу Пению, который находится в депрессии. Он рассказывает ему о прощении Светония, но также высказывает свое мнение о том, что честь Пения невозвратима. Пений говорит, что убьет себя. Петилий соглашается. Пений наносит себе удар. Его друзья обвиняют Петиллия в его смерти.
Бондука и ее дочери окружены крепостью. Светоний просит их сдаться, но Бондука отказывается. Римляне пытаются прорвать оборону. Младшая дочь теперь умоляет мать сдаться, но мать и сестра презирают ее. Когда стена проломлена, Бондука заставляет свою младшую дочь покончить с собой. Старшая дочь произносит величественную речь о самопожертвовании, в результате чего Петиллий влюбляется в нее. Она и Бондука убивают себя.
Каратах и Хенго наблюдают за похоронами Пения. Тем временем Петилий не может перестать думать о старшей дочери Бондуки, а Юний пользуется случаем, чтобы подшутить над ним в отместку за учиненные ему насмешки. Римляне делают захват Каратаха своей приоритетной задачей. Юний повышен в должности, но Петилий не из-за его роли в самоубийстве Пения. Подавленный Петилий просит Юния убить его, но Юний говорит ему, что Светоний отложил повышение только для того, чтобы успокоить друзей Пения. Фактически он поручил Петиллию взять Каратах. Иуда планирует обмануть Каратаха, оставив ему еду и питье. Каратах и Хенго находят провизию, но когда Хенго выходит на открытое пространство, Иуда стреляет в него. Он умирает на руках Каратаха. Одним броском камня Каратах убивает Иуду. Петилий и Юний прибывают и сражаются с Каратахом, но он сдается только тогда, когда появляется Светоний. Каратаха отправляют в Рим, а Петилия повышают в должности.
Текст
[ редактировать ]«Бондука» имеет двустороннюю связь влияния или заимствования с другими пьесами до и после нее. Артур Шербо обнаружил ряд параллелей и общих черт между пьесой и Кристофера Марло «Тамерланом » , часть I (около 1587 г.). В противоположном хронологическом направлении С.В. Броссман определил заимствования из Бондуки в » Джона Драйдена ( «Клеомене 1692). [2]
Список актеров сохранился от оригинальной постановки « Бондуки» «Люди короля». В список вошли: Ричард Бербедж , Генри Конделл , Джон Лоуин , Уильям Остлер , Джон Андервуд , Николас Тули , Уильям Экклстоун и Ричард Робинсон .
Помимо печатного текста 1647 года, пьеса существует в рукописном виде. Рукопись была написана Эдвардом Найтом , «бухгалтером» или суфлером «Слуг короля», вероятно, ок. » автора 1630. В примечании, приложенном к его стенограмме, Найт объясняет, что оригинальная книга с подсказками, которая сопровождала сценические представления, была утеряна, и что он повторно скопировал « грязные бумаги в существующую рукопись. [3] Найт, однако, не смог расшифровать всю пьесу (ему пришлось резюмировать первые две с половиной сцены пятого акта), потому что набор грязных бумаг, с которыми он работал, сам по себе был неполным – полезная демонстрация трудностей текстуального оформления. передача, которая преследовала английский театр эпохи Возрождения . [4] (Недостающие сцены присутствуют в печатном тексте 1647 года, хотя их порядок, как описывает его Найт, обратный: его V,i идет вторым, а его V,ii идет первым.)
Адаптации
[ редактировать ]Последним крупным произведением Генри Перселла , написанным в 1695 году, была музыка к экранизации под названием «Бондука, или Британская героиня» (Z. 574). Среди избранных - «К оружию», « Британцы, бей домой! » и «О, веди меня в мирный мрак». Адаптацию пьесы сделал Джордж Колман Старший в XVIII веке.
В альтернативном историческом романе Правила Британией « Гарри Горлицы » Уильям Шекспир пишет пьесу под названием «Будикка» , чтобы побудить народ Британии восстать против испанских завоевателей. Речи, предположительно написанные Шекспиром, взяты из Бондуки .
Критические взгляды
[ редактировать ]Многие ученые утверждают, что симпатии Флетчера, похоже, больше принадлежат римлянам, чем британцам, хотя также утверждается, что в пьесе постоянно параллельны обе стороны. [5]
Клэр Джоуитт в своей статье «Колониализм, политика и романизация» в «Бондуке» Джона Флетчера исследует способы взаимодействия пьесы с колониальными амбициями Британии начала семнадцатого века, в частности с колонией Вирджиния. Она также выделяет в пьесе злободневные политические аллегории. [6] Джовитт утверждает, что симпатии к пьесе неоднозначны. Британцы частично олицетворяют коренных американцев колонии Вирджиния и изображаются как дикие язычники. Тем не менее, пьеса предлагает читателю патриотически идентифицировать себя с их сопротивлением Риму.
Рональд Дж. Болинг и Джули Кроуфорд утверждают, что номинальный герой Каратач изображен в сатирической манере, и что это, вероятно, отражает современное двойственное отношение к двору короля Якова I. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сайрус Хой , Ян Флетчер, Дензелл С. Смит; см. ссылки.
- ^ Логан и Смит, стр. 35–6.
- ^ Холлидей, с. 69.
- ^ Иопполо, стр. 76–8.
- ^ Пол Грин, «Тема и структура в Бондуке Флетчера», Исследования по английской литературе , 22, 2 (весна 1982 г.): 305–16; Сандра Кларк, Пьесы Бомонта и Флетчера: сексуальные темы и драматическое представление (Нью-Йорк и Лондон: Harvester Wheatsheaf, 1994), стр. 85–8; и Джоди Микалачки, Наследие Боадицеи: гендер и нация в Англии раннего Нового времени (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1998), стр. 103–5.
- ^ Джоуитт, Клэр (2003) Колониализм, политика и романизация в «Бондуке» Джона Флетчера , Исследования по английской литературе , 1500–1900, весна, 2003, том. 43, нет. 2, с. 475-494
- ^ Рональд Дж. Болинг, «Сатира Флетчера о Каратахе в Бондуке», CompD 33, 3 (осень 1999 г.): 390–406; Джули Кроуфорд, «Трагедия Бондуки Флетчера и тревоги мужского правительства Джеймса I», Исследования по английской литературе 39, 2 (весна 1999 г.): 357–81.
Ссылки
[ редактировать ]- Флетчер, Ян. Бомонт и Флетчер. Лондон, Лонгманс, Грин, 1967 год.
- Холлидей, Ф.Е. Спутник Шекспира 1564–1964. Балтимор, Пингвин, 1964 год.
- Привет, Сайрус . «Доли Флетчера и его сотрудников в каноне Бомонта и Флетчера», Исследования по библиографии, VIII-XV, 1956–62.
- Иопполо, Грейс. Драматурги и их рукописи в эпоху Шекспира, Джонсона, Миддлтона и Хейвуда: авторство, авторитет и театр. Лондон, Рутледж, 2006.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, Небраска, Университет Небраски Press, 1978.
- Английские пьесы эпохи Возрождения
- 1613 пьес
- Культурные изображения Будики
- Художественная литература, действие которой происходит в Римской Британии.
- Пьесы Джона Флетчера (драматург)
- Действие пьес происходит в I веке.
- Действие пьесы происходит в Англии.
- Спектакль, основанный на реальных людях
- Пьесы, основанные на реальных событиях
- Действие пьесы происходит в Древнем Риме.
- Трагикомедийные пьесы